d9e5a92d

Дисциплинарные методы

Дисциплинарные методы. В социальной работе, когда приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей немыслимо без соответствующего порядка и правил дисциплины. Имеется в виду не только соблюдение трудовой дисциплины, но и установление личной и профессиональной ответственности перед клиентами, коллективами, группами.

Правильное сочетание различных видов ответственности повышает эффективность и действенность организационных методов управления.
Если обобщить все представления о содержании организационной деятельности, то мы получим следующий состав входящих в нее мероприятий:
четкое и ясное определение целей и задач;
отбор исполнителей на основе оценки, с их точки зрения, наилучшего использования их качеств, потенциала в интересах дела;
передача решений, расстановка исполнителей в соответствии с целями и задачами учреждения, распределение полномочий;
обеспечение исполнителей средствами производства и создание необходимых для их рационального использования материальных условий;
создание системы совместного труда путем налаживания межличностных отношений и взаимной заинтересованности в общей работе;
согласование и координация отдельных работ;
обеспечение единства взглядов и целеустремленности всех членов организации;
контроль за ходом выполнения поставленных целей, задач и распоряжений.
Некоторые методы управления могут в определенных условиях выступать в качестве функций управления, точно так же, как последние в качестве методов управления. Это объясняется тем, что функции есть форма выражения сущности и содержания управления.

Поэтому на различных уровнях управления может происходить качественная смена форм проявления процесса социального управления.
Форма социального управления выступает способом организации взаимодействия субъекта и объекта, отношений между людьми, их совместной деятельности в управленческом процессе.
Если метод управления это последовательность необходимых действий людей в ходе решения управленческой проблемы, то форма управления это структура отношений, связей между людьми при выполнении этих действий. Форма управления определяет те организационные рамки, в которых осуществляются эти действия.

Существуют индивидуальные и коллективные формы управленческой деятельности.
Классифицируются методы и по функциям управления. Понятие функции в социальной практике связано с деятельностью, обязанностями, работой социальных служб и учреждений.

Социальное управление имеет отчетливо выраженное содержание, которое образует систему функций, т.е. отдельных относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой видов соответствующей деятельности. Функции управления это объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности (элемент управления), характеризующаяся специфическим содержанием, универсальностью осуществления, особой пространственно-временной формой выражения.
Содержание социального управления как процесса раскрывается в его функциях, представляющих собой виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект.
Анализ процесса управления с точки зрения его функций составляет основу для установления объема работы по каждой из них, определения численности управленческих работников и в конечном счете проектирования самой структуры и организации аппарата управления.
Всем социальным субъектам социального управления, специалистам социальной работы свойственны следующие общие функции: постановка и ранжирование целей; планирование способов достижения целей, в том числе обеспечение необходимыми материальными и нематериальными ресурсами; контроль и координация совместной деятельности; обсуждение и решение проблем, регулирование отношений с персоналом и клиентами; установление связей и информационное обеспечение; контроль за качеством и количеством социальных услуг, предоставляемых клиентам; оценка будущих потребностей организации; выполнение представительских функций организации или учреждения.
Одна из важнейших функций социального управления планирование. Она реализуется через систему принципов.

В число этих принципов входят: обоснованность, директивность, отражение единства общегосударственных, коллективных и личных интересов, оптимальность планов, их сбалансированность, единство планирования, его комплексность.
Планирование предполагает:
определение целей деятельности;
выбор средств осуществления поставленной цели;
обеспечение необходимыми ресурсами;
определение формы организации жизнедеятельности и социальной помощи;
создание программы достижения поставленной цели;
определение конкретных сроков и объема выполнения программы;
учет результатов деятельности;
корректировку принятых программ;
научно обоснованное предвидение результатов реализации программы;
постановку новых задач и целей, появляющихся после реализации программы.
Планирование как функция управления имеет сложную структуру и реализуется на практике через свои подфункции: прогнозирование, моделирование и программирование.
Прогнозирование научное предвидение будущего, определение конечного состояния клиента (объекта воздействия) на перспективу, ее переходных состояний.
Моделирование идеальная разработка различных ситуаций и состояний развития объекта в течение всего планируемого периода.
Программирование выявление этапов последовательного перехода в новое состояние. Сюда входит разработка самого алгоритма функционирования системы, определение необходимых ресурсов, выбор средств и методов деятельности социальных учреждений, служб и специалистов.
Заканчивается планирование доведением содержания плана до исполнителей, сопровождающимся корректировкой плановых заданий с учетом вновь выявляемых резервов преобразовательной деятельности.
Вместе с тем на любой стадии развития процесса социального управления могут возникнуть проблемы (внутренние, внешние), которые будут тормозить достижение функциональных целей и задач. При этом социальному работнику необходимо предпринять определенные действия, чтобы изменить создавшуюся ситуацию. Можно выделить следующие задачи, решение которых будет способствовать достижению поставленной цели:
1. Распределение ролей. Социальный работник должен уметь найти единственно верную позицию, вариант участия в данной ситуации.

Например, по мнению психотерапевта В. Леви, в работе учителя содержится около 40 неявных, скрытых ролей: оратор, рассказчик, артист, нянька, опекун, воспитатель, контролер, оценщик, критик, информатор, консультант, эксперт и т.д. На наш взгляд, многие эти позиции, роли проигрываются и социальным работником.
2. Общение и установление коммуникаций. Взаимоотношения социального работника с клиентом строятся на основе общения.

Технология общения многолика, и здесь важны как теоретические знания, так и практические навыки, соблюдение определенных психологических правил.
3. Установление межличностных отношений. Управлять это значит знать тонкости и приемы психологического, педагогического, административного воздействия на клиента.

Один из способов выхода из критических ситуаций состоит в том, чтобы ненавязчиво использовать все средства убеждения, чтобы заставить клиента следовать твоим советам и рекомендациям. Вежливое обращение и доброжелательность самым волшебным образом побуждают клиентов двигаться в нужном направлении.

То, что в других условиях могло бы казаться грозным приказом, теперь превращается в вежливую просьбу, выполнение которой становится приятной обязанностью.
4. Поэтапное разрешение конфликтных противоречий. Если проблему нельзя снять полностью и сразу, специалист в области социальной работы должен решать ее по частям.
5. Уточнение цели. Эта работа связана с постоянным анализом, диагностикой существующей ситуации и принятием соответствующих решений.
Особую группу составляют процедурные методы, рассматриваемые в плане основных этапов организаторской деятельности: целеполагание, постановка задач (методы определения, формулирования и отображения целей); решение (методы подготовки и принятия решений); организационно-исполнительская деятельность (методы распределения и закрепления функций, задач, прав, обязанностей и ответственности); кадровое обеспечение (методы оценки, подбора и расстановки кадров); ресурсное обеспечение (методы определения и распределения ресурсов); распорядительство {административные методы); определение времени работы (методы определения времени, необходимого для реализации целей, выполнения задач, работы); контроль (методы контроля за исполнением). Выявление содержания процедур позволяет типизировать стиль деятельности специалистов социальной сферы, разрабатывать рекомендации по его улучшению, совершенствованию.
Выполняя эти обязанности, руководитель социальной службы или специалист в области социальной работы выступает в нескольких ролях:
во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий определенным коллективом людей;
во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, вызывая положительные эмоции;
в-третьих, это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты;
в-четвертых, это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство (деятельность) то или иное изобретение или рационализаторское предложение;
в-пятых, это просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.
Работа управленца это сплав необходимых знаний и искусство использования накопленного опыта в конкретных условиях, умение прилагать теоретические представления к обоснованию конкретных решений, действий.
Интересно охарактеризовал требования, предъявляемые к управленцу, Р. Фалмер. Они в полной мере могут быть адресованы руководителям социальных служб и учреждений, специалистам социальной работы.

Управляющий это историк, пытающийся извлечь пользу из опыта других, психолог, учитывающий особенности природы других людей, ученый-социальный психолог, признающий, что групповое состояние является очень важным инструментом управления, специалист по управлению группой на основе понимания общественных систем, логик, использующий последние методы принятия решений, математик, использующий системный подход к решению проблем, и сложный коммуникационный центр принимающий, упорядочивающий и перераспределяющий информацию.


Одним из важнейших этапов технологии социального управления является процесс выработки и принятия решений, который осуществляется с помощью разнообразных приемов и методов организации работы людей. Существуют разнообразные методы выработки и принятия управленческого решения: метод мозгового штурма, метод общественной дискуссии, метод голосования за против, метод 635, метод деловой игры, метод Гордона, метод Дельфы, метод Дельбека, метод утопических игр и др.

Каждый из этих методов имеет определенную технологию. Например, метод мозгового штурма предполагает следующие методические правила:
правильно выбрать место проведения и его оборудование;
подобрать группы участников (не более 10-12 человек);
ознакомить участников с правилами: не критиковать других, высказывать как можно больше идей;
позаботиться о размещении участников (целесообразно размещать их за столом в форме латинских букв U или V лицом друг к другу, но так, чтобы они видели таблицы и прочие материалы с правилами и записями высказанных идей);
обращать внимание на правильность формулирования проблем;
не вмешиваться в дискуссию;
знать методику проведения группового занятия;
рационально использовать время.
Важно выделить следующие четыре этапа проведения мозговой атаки:
характеристика анализируемой проблемы;
выработка максимально возможного количества ее решений, даже, на первый взгляд, самых невероятных;
выбор наиболее рациональных идей для дальнейшей проработки;
разработка альтернативных решений проблемы, что обычно занимает основную часть времени.
Открытость, богатое воображение, проработка и перекрещивание идей, отсутствие критики, заторможенности, поиск аналогов решений все это обычно приносит реальный и высокий результат.
Главная задача социальной работы как процесса управления в системе социального обслуживания населения помочь развить творческий, жизненный потенциал, заключенный в каждом индивиде, посредством полномочий и административных методов, обезопасить социально ущемленные слои населения от негативного воздействия стихийных рыночных отношений, негативных последствий социально-экономических реформ в обществе.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте и проанализируйте организационно-распорядительные методы.
2. Назовите и охарактеризуйте основные функции социального управления.
3. Какие методы управления применяются при решении социальных проблем?
4. Особенность и задачи технологий социального управления в практике социальной работы.



Содержание раздела