d9e5a92d

Внешняя трудовая миграция

Источниками информации о движении рабочей силы являются:

  • отчетность предприятий и организаций, где предусмотрены показатели приема на работу и показатели выбытия;
  • данные служб занятости о числе лиц, ищущих работу, и о трудоустройстве;
  • данные административного учета о лицах, получающих пенсии по возрасту, инвалидности и т.п.;
  • данные специальных обследований рабочей силы;
  • информация о профессиональной подготовке кадров.

Статистика движения рабочей силы исследует как объемные показатели, характеризующие число лиц, входящих в категорию рабочей силы или выходящих из нее (а также масштабы отраслевой мобильности, перемещения лиц по секторам экономики, изменений в статусе занятости), так и показатели, отражающие факторы и причины движения рабочей силы.
Для сравнительного анализа используется система показателей: индексы численности работников, показатели общего оборота рабочей силы, оборота по приему на работу и оборота по выбытию.
Индекс численности рабочей силы рассчитывается как отношение численности работников на конец рассматриваемого периода к их численности на начало этого периода. Пример. На начало года число работников составляло 500 чел., в течение года было принято еще 100 чел., а уволено 120 чел. Индекс равен

Численность работников сократилась к концу года на 4%. Показатель общего оборота рабочей силы характеризует интенсивность движения и определяется как отношение суммы всех принятых и всех уволенных за рассматриваемый период к числу работающих в среднем за период.
Оборот по приему на работу представлен числом всех принятых в течение рассматриваемого периода, а оборот по выбытию — числом выбывших с работы. Коэффициенты по приему и выбытию рассчитываются как отношение абсолютных величин оборота отдельно по приему или по выбытию к числу работающих в среднем за период.

При этом в первом случае коэффициент показывает, на сколько возросла бы численность работающих, если бы не было увольнений; во втором — насколько уменьшилась бы численность работающих, если бы за рассматриваемый период приема на работу не было.
Статистическое изучение межотраслевого движения рабочей силы, а также ее перемещения по регионам и секторам экономики базируется на основе материалов текущей и годовой отчетности по труду. Оценка масштабов и направлений этого движения осуществляется путем динамических сопоставлений и определения сальдовой величины прибытия (прироста) или выбытия (уменьшения) численности работающих соответственно по отраслям, секторам экономики и регионам страны.

Для углубленного изучения движения рабочей силы рекомендуется перPодически проводить специальные выборочные обследования, которые позволяют анализировать причинно-следственные связи в процессе текучести рабочей силы, ее межотраслевое и межсекторальное перераспределения.

Такие обследования проводились в 1991—1992 гг. в отдельных регионах России по программе, согласованной с Международной организацией труда.
Статистика движения рабочих мест в действующей практике ограничивается изучением числа вакансий (свободных рабочих мест) и прогнозов предприятий и организаций по высвобождению работников и введению новых рабочих мест. Эта информация позволяет оценивать напряженность на рынке труда (число незанятых в расчете на одно свободное рабочее место) и, опираясь на сведения предприятий и организаций о предстоящем высвобождении работников и введении новых рабочих мест, осуществлять прогнозы на ближайший период. 26.6. Внешняя трудовая миграция В соответствии с определением МОТ термин трудящийся-мигрант означает лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу. Проблемы трудовой миграции тесно переплетаются с проблемами миграции населения, а также вынужденных переселенцев, беженцев и незаконной миграции.
В 90-е годы в связи с проведением работы по снятию существовавших ограничений на въезд и выезд за границу значительно возросла численность международных мигрантов. На миграцию трудовых ресурсов (особенно в рамках СНГ) значительное воздействие оказывают политическая нестабильность, межнациональные конфликты и обусловленная ими вынужденная миграция.
Обострение миграционных процессов, расширение географии и масштабов потоков беженцев осложняют проблему занятости, превращая ее в одних регионах в острую нехватку квалифицированных кадров, а в других — в трудную задачу жилищного обустройства и обеспечения подходящей работой.
Для осуществления эффективной государственной политики регулирования и прогнозирования миграционных процессов необходимо располагать соответствующей информационной базой, в формировании которой целесообразно активное участие национальных миграционных служб и статистических ведомств.
В 1995 г. Госкомстатом совместно с Федеральной миграционной службой России впервые была разработана и внедрена система статистического наблюдения по вопросам трудовой миграции российских граждан за пределы страны и привлечения иностранной рабочей силы в Россию. Указанное наблюдение осуществляется с 1995 г. по специализированным формам — 1-т (миграция) и 2-т (миграция), заполняемым с полугодовой периодичностью юридическими лицами, получившими лицензию на деятельность, связанную с трудоустройством национальных кадров за границей (или заключившими договоры подряда с иностранными юридическими лицами), и юридическими лицами, использующими труд иностранных граждан.
Формы статистического наблюдения за трудовой миграцией включают следующие показатели:
в части национальных кадров, работающих за границей:

  • половозрастной состав;
  • распределение по странам приема;
  • уровень образования;
  • стаж работы;
  • отрасль;
  • профессия;

в части иностранных граждан, занятых в национальной экономике:

  • половозрастной состав;
  • отрасль;
  • распределение по странам происхождения, по формам привлечения и трудоустройства.

Получаемая на основе указанной отчетности информация становится все более необходимой для организации наблюдения за передвижением рабочей силы, оценки масштабов привлечения иностранной рабочей силы и использования своих граждан в экономике других стран, а также для определения воздействия названных факторов на экономические связи между странами эмиграции и иммиграции.
Особым видом трудовой миграции является так называемая маятниковая миграция, представляющая собой ежедневные передвижения рабочей силы к месту работы и обратно к месту жительства. Сальдо маятниковой миграции, определяемое как разница между приезжающими в данной регион на работу и уезжающими на работу в другие регионы, является необходимым элементом построения баланса трудовых ресурсов в территориальном разрезе.

С его помощью устраняется несоответствие ресурсовой и распределительной частей отчетного баланса, обусловленное тем, что население учитывается по месту жительства, а работающие — по месту работы. Сведения о маятниковой миграции представляют большой интерес и в другом аспекте.

Они позволяют оценить роль этой миграции как одного из источников формирования рабочей силы в пределах данной территориальной единицы.

Ее размеры и направления в определенной степени дают возможность оценить избыток или необеспеченность сферы труда для отдельных регионов страны и с помощью этой информации регулировать указанные процессы.
Источниками информации традиционно являлись материалы единовременных сплошных учетов работающих по месту их работы и месту проживания. Последний такой учет был проведен по состоянию на 1 декабря 1990 г. Есть основания полагать, что за прошедшее время масштабы и направления движения маятниковых мигрантов изменились и было бы целесообразно провести новый аналогичный учет.

В случае невозможности организации таких учетов (ввиду их трудоемкости и больших финансовых затрат) рекомендуется производить экспертные корректировки итогов последних учетов, используя материалы специальных выборочных обследований населения по проблемам занятости. 26.7. Статистика забастовочного движения Забастовочное движение в странах постсоциалистического периода возникло практически одновременно с началом перестройки, и с тех пор его масштабы последовательно увеличивались (табл. 26.1).
Таблица 26.1
С 1998 г. активность забастовочного движения снизилась, его география ограничилась в основном Россией и Украиной. В 1998 г. в России в забастовки было вовлечено 531 тыс. человек, а на Украине — почти 100 тыс. человек.

Около 90% всех забастовок в России и 80% на Украине приходилось на учреждения образования. Основной причиной забастовок являлась несвоевременная выплата заработной платы.
Ввиду важности акций, связанных с трудовыми конфликтами, и оценки их экономических и социальных последствий возрастает внимание к статистическому изучению данных процессов.
Статистика забастовок в России и других странах СНГ организуется на основе сбора сведений непосредственно от предприятий и организаций. Впервые созданная в конце 80-х годов, она постоянно совершенствуется.

С учетом международного опыта и национальной практики вырабатываются новые понятия и определения.
В соответствии с резолюцией МОТ, относящейся к статистике забастовок, локаутов и других акций в связи с трудовыми конфликтами, для целей статистики используются следующие определения.
Трудовой конфликт — это ситуация, когда возникает несогласие между трудящимися и работодателями по определенным вопросам.
Забастовка — это временное прекращение трудящимися работы в качестве крайней меры разрешения трудового конфликта с целью выдвинуть требования или противостоять им либо поддержать требования или недовольство других трудящихся.
Локаут — это полное или частичное закрытие одного или нескольких мест работы либо попытка воспрепятствовать нормальной трудовой деятельности работников одним или несколькими работодателями с целью навязать требования или противостоять им, либо выразить недовольство, либо поддержать требования или недовольство других работодателей.
Критерием, используемым при выявлении одной забастовки или одного локаута, должен служить соответствующий трудовой конфликт. В соответствии с этим принципом под одной забастовкой или одним локаутом следует понимать временное прекращение работы, связанное с одним трудовым конфликтом, который затронул работников:


  • одного предприятия (или структурного подразделения) в одно время;
  • нескольких предприятий в одно и то же время;
  • одного предприятия или нескольких предприятий в разное время, если период между приостановками работ не превышает двух месяцев.

Забастовку, которая затем перешла в локаут, связанный с тем же конфликтом, следует считать забастовкой до момента, когда был объявлен локаут, а затем — локаутом. Аналогичной процедуры необходимо придерживаться, когда забастовке предшествовал локаут.
Продолжительность акции в связи с трудовым конфликтом (забастовки или локаута) можно рассматривать исходя из календарного или рабочего времени. Календарную продолжительность учитывают в виде календарных дней с начала акции первой группой вовлеченных трудящихся до ее окончания последней группой вовлеченных трудящихся; продолжительность рабочего времени учитывают аналогично, но только в рабочих днях.

Дни перерыва в акции не учитываются. В качестве минимальной продолжительности забастовки для учета принимается один день.
В число трудящихся, вовлеченных в забастовки или локауты, включают каждого трудящегося, вовлеченного в акцию, независимо от того, участвовал ли он в ней в течение всей продолжительности акции или только часть времени. При этом занятые неполное рабочее время учитываются на том же основании, что и работающие полное рабочее время.

Трудящихся, отсутствовавших на своем рабочем месте в период проведения акции по болезни, в связи с отпуском, по производственным и личным причинам (с разрешения или без разрешения администрации), исключают из числа вовлеченных в акцию на весь период отсутствия.
В аналитических целях данные по забастовкам (локаутам) группируются по отраслям, регионам страны и, по возможности, по причинам — проблемам, связанным с заработной платой, условиями труда, занятости (например, кадровая политика, массовые увольнения, закрытие предприятия), по политическим мотивам (протест против политики правительства).
Для оценки последствий акций в связи с трудовыми конфликтами рекомендуется исчислять:

  • количество времени, не отработанного вовлеченными трудящимися, — всего и в расчете на 1000 чел.: (26.1)


  • число вовлеченных трудящихся в расчете на 1000 чел.: (26.2)


Для углубленного статистического анализа в рассматриваемой области целесообразно также, по возможности, рассчитывать средние и распределения следующих видов:

  • среднее число трудящихся, вовлеченных в одну забастовку или в один локаут;
  • среднее количество неотработанного времени в расчете на одну забастовку или локаут;
  • средняя продолжительность забастовки или локаута;
  • среднее количество неотработанного времени в расчете на одного вовлеченного трудящегося;
  • процентное распределение данных в зависимости от числа вовлеченных трудящихся, количества неотработанного времени, продолжительности акции и по другим параметрам.


26.8. Статистика безработицы Статистика безработицы обеспечивает предоставление крайне необходимой обществу информации, используемой в различных сферах социально-экономической политики.
В аналитических целях различаются следующие типы безработицы.
Фрикционная безработица — связана с переходом работников с одной работы на другую (добровольно или из-за увольнения). В результате перехода (во время поиска или ожидания другой работы) эти люди оказываются как бы между работами.

Многие экономисты считают, что в рыночной экономике существование определенного уровня фрикционной безработицы является неизбежным и в определенной мере желательным фактом, поскольку с этим переходом связано решение проблемы получения для рабочего более высокого дохода, а для общества — более рационального распределения трудовых ресурсов.
Структурная безработица, при которой наличие незанятых лиц соседствует с наличием вакансий из-за профессионального и географического несоответствия безработных и рабочих мест, а также из-за недостаточного уровня профессиональной подготовки.
Примечание. Фрикционная безработица отличается от структурной тем, что у фрикционных безработных есть навыки, которые они могут продать (реализовать), а структурные безработные не могут сразу получить работу без дополнительного профессионального обучения и переподготовки.

В связи с этим структурная безработица считается более длительной и серьезной.
Циклическая безработица — обусловлена спадом экономического цикла, когда занятость сокращается, а безработица растет.
Сезонная безработица. Этот вид безработицы касается лиц, которые имеют работу только в определенные периоды (например, в разгар сельскохозяйственных работ), а в остальное время года не заняты.
Классическая безработица — возникает при высвобождении рабочей силы в целях повышения заработной платы. Следует иметь в виду, что к этому понятию часто прибегают, когда хотят переложить ответственность за безработицу на самих трудящихся, выступающих за повышение заработной платы.
Технологическая безработица является следствием вытеснения рабочей силы из производства в связи с его автоматизацией и внедрением новых технологий. По аналогии с классической безработицей отнесение безработных к этому типу часто обусловлено политическими мотивами, стремлением перенести центр тяжести на результаты технического прогресса, а не на организационные недостатки общества.
Первым и в 1991—1992 гг. практически единственным источником информации о безработице в России стала система ее регистрации службами занятости. Она многократно модифицировалась в целях улучшения контроля за состоянием на ргистрируемом рынке труда и в целом успешно использовалась для текущего наблюдения за трудоустройством и уровнем официальной безработицы.
Сбор и разработка данных службами занятости осуществляются на основе ведомственного государственного статистического наблюдения по формам, утвержденным Госкомстатом России и заполняемым с месячной, квартальной и полугодовой периодичностью. При этом в месячной отчетности предусмотрены показатели, характеризующие общую численность граждан, обратившихся в службы занятости в поисках работы, процессы их регистрации в качестве безработных (признано безработными), снятия их с учета в связи с трудоустройством, оформлением на досрочную пенсию, направлением на профессиональное обучение и по другим причинам.

В этой же форме предусмотрена информация о заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках (т.е. о вакансиях), о назначениях и выплатах пособий по безработице, об участии в общественных работах и некоторые другие показатели.
Квартальная и полугодовая отчетности служб занятости представлены более подробным перечнем показателей, характеризующих: социально-демографический состав как общей численности граждан, ищущих работу, так и тех, кто официально признан безработными; распределение безработных по продолжительности безработицы; масштабы и формы профессионального обучения; квотирование и содействие в сохранении и организации рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости граждан.
Отчетность, разрабатываемая по линии служб занятости, ежегодно пересматривается для улучшения ее информационных возможностей и наряду с обследованием рабочей силы по-прежнему сохраняет свое значение для анализа рынка труда. Одним из преимуществ административного учета является то обстоятельство, что сбор данных проводится, как правило, в более короткие сроки, чем обследование рабочей силы, а информация относительно легко- и быстродоступна (обычно в первой половине следующего за отчетным месяца).

Используя этот массив данных, можно ежемесячно следить за изменением уровня официальной (т.е. регистрируемой) безработицы и за динамикой основных социально-демографических показателей состава граждан, ищущих работу с помощью служб занятости.
Однако следует иметь в виду, что сведения, получаемые по данному источнику информации, в два-три раза занижены. Это обусловлено рядом причин: относительно невысоким размером выплачиваемого пособия; неудовлетворенностью предлагаемыми рабочими местами, необходимостью регулярно отмечаться, да и просто нежеланием многих граждан официально признать себя безработными.
Поэтому основным источником информации, всесторонне характеризующим конъюнктуру рынка труда, признано крупномасштабное многоцелевое обследование населения по проблемам занятости. Выборочное обследование рабочей силы является наиболее последовательным (после переписи населения) видом статистического наблюдения, с помощью которого можно охватить практически все категории населения (исключение составляют вооруженные силы, бездомные и некоторые другие категории, представляющие собой относительно малочисленные группы населения). Только на основе материалов такого обследования можно получать международно сопоставимую информацию одновременно о трех основных категориях населения — о занятых, безработных и экономически неактивных.

Одна из отличительных черт обследования — возможность предоставления чрезвычайно детальных данных, дающих большое число демографических и социально-экономических характеристик: возраст, пол, гражданство, семейное положение, родственные отношения, уровень образования, различные виды и типы занятости, отрасль, профессия, способы поиска работы, причины экономической неактивности и т.п.

Материалы обследования помогают деловым кругам разрабатывать долгосрочную стратегию маркетинга. Они широко используются для контроля существующих экономических условий, формирования правительственных программ оказания помощи определенным группам населения и прогноза будущих изменений с целью принятия более обоснованных решений, связанных с капиталовложениями, что содействует повышению деловой активности и экономическому росту.
В России первое полномасштабное обследование населения по проблемам занятости было проведено по состоянию на последнюю неделю октября 1992 г. и с этого времени до 1999 г. проводилось ежегодно.
Для проведения обследований была создана выборочная сеть домашних хозяйств. В качестве основы выборки до 1995 г. использовались материалы переписи населения 1989 г., а с 1995 г. — материалы микропереписи населения 1994 г. Для формирования обследуемой совокупности применяется двухступенчатая выборка.

На первой ступени из типизированной основы выборки со случайным расположением единиц отбора основы выборки систематически отбираются счетные участки переписи (портфели). Сформированная на первой ступени выборка представлена по структурным соотношениям восьми показателей (численность населения, пол, возраст, размер семьи, источник средств существования, образование, национальность, принадлежность жилого помещения) и наибольшему числу их сочетаний.

Одновременно (в автоматическом режиме) производится уравновешивание возможных отклонений (выше допустимых) от известной вероятности попадания единиц в выборку как из образованных структурных соотношений восьми показателей, так и их сочетаний.

На второй ступени в отобранных портфелях выбираются переписные листы, составленные на семью (домашнее хозяйство). Таким образом, конечной единицей отбора является семья (домашнее хозяйство).
Размер выборки в 1992—1994 гг. составлял 0,55% численности населения в возрасте 15—72 лет (около 580 тыс. чел.), в 1995 г. он уменьшен до 0,2% с одновременным сокращением числа разрабатываемых показателей на уровне регионов.
С 1999 г. обследования проводятся один раз в квартал по состоянию на последнюю неделю месяца, помеченного для проведения обследования.
Выборка единиц наблюдения для квартальных обследований строится таким образом, что для каждого последующего обследования все единицы наблюдения отобранной совокупности предыдущего квартала заменяются новыми.
Объем выборки устанавливается в расчете на квартал в размере 60 тыс. чел. в возрасте 15—72 лет, или 0,055% от численности населения этих возрастов, а в расчете на год — 240 тыс. чел. (0,22%). Ожидаемая ошибка в выборке по показателю Уровень безработицы в целом по России не превышает 3%.
В соответствии с анкетой выборочного обследования населения по проблемам занятости (далее — обследование рабочей силы), утвержденной Госкомстатом РФ, программа обследования включает в себя следующие тематические разделы:

  • сведения о респондентах;
  • текущая экономическая активность;
  • основная работа;
  • дополнительная работа;
  • поиск работы, экономическая неактивность.

По показателям первого раздела разрабатываются основные демографические данные, такие, как возраст, пол, семейное положение, родственные отношения, гражданство. Здесь же предусмотрены показатели, характеризующие образовательный уровень: высшее профессиональное, неполное высшее профессиональное, среднее профессиональное, начальное профессиональное, среднее (полное) общее, основное общее, начальное общее.
Во втором разделе предусмотрены показатели, характеризующие наличие у респондентов какой-либо оплачиваемой работы или доходного занятия на период обследуемой недели.
Показатели раздела Основная работа* позволяют определить нормальную (обычную)** продолжительность рабочей недели на основной работе и ее (фактическую продолжительность, а также причины меньшего времени работы по сравнению с нормальной продолжительностью или временного отсутствия на работе в течение обследуемой недели (в связи с болезнью, отпуском или выходными днями, временной приостановкой производства, невозможностью найти работу на большее время и т.п.). Здесь же предусмотрены показатели, характеризующие очень важные для последующего анализа признаки основной работы. К ним относятся, в частности, показатели, формируемые с помощью вопроса Была ли Ваша основная работа:

  • на предприятии, в учреждении, организации;
  • в фермерском хозяйстве;
  • предпринимательской деятелностью без образования юридического лица;
  • по найму у физических лиц?

* Основной является работа, которую респондент сам считает для себя основной, или та, на которой отработано большее количество часов, или приносящая наибольший доход.
** Нормальной (обычной) продолжительностью рабочей недели считается время (часы) работы, установленное законодательством, правилами внутреннего распорядка, коллективными договорами для данного вида работ и категорий pаботников.



Содержание раздела