d9e5a92d

ПЕРЕСМОТР основ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА

Поэтому моя критика принципа экспериментального метода Милля относится также к Конту. Модель для валидизации открытий социальных наук Милль заимствовал из естествознания. Он пришел к неутешительному выводу, что экспериментальный метод не может быть применен к социальным наукам, поскольку их предмет является слишком сложным.

Здесь возникает вопрос, не начал ли Милль с неправильной предпосылки и не является ли модель, которую он предложил социальным наукам, неверной. В то время, когда оба теоретика, Конт и Милль, конструировали свои универсальные системы экспериментального метода, Карл Маркс занимался разработкой собственной системы.
Однако основная проблема и направленность его системы была иная. Маркс был практическим теоретиком и мыслителем. Будучи антагонистом Конта и Милля, он выбрал в Тезисах о Фейербахе (1845) и в Коммунистическом манифесте (1848) противоположное направление. Каждый, кто знаком с социометрическим методом, может смело утверждать, что бессознательно Маркс ориентировался на модель, которая наиболее близка социальным наукам, а именно на модель социального поведения человека в мире действия.

Но никаких следов логики Маркса нельзя обнаружить в Системе логики Милля. Отсюда не следует делать вывод, что Маркс заинтересовался экспериментальным методом как таковым (per se).
Он не интересовался способами уточнения и валидизации, за что ратует экспериментальный метод, но, пожалуй, интересовался важными методами, которые применимы на практике и которые подтверждаются экспериментами природы. На этом основании экспериментальный метод следует разделить на две части, материальную, конкретную часть и логическую.

Принцип Милля относится исключительно к логической части или, как он это называет, к методам экспериментального исследования. Они понимались как методы исследования причинных связей и как методы доказательства.
Он выделил метод соответствия, метод различия, объединенный метод соответствия и различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков. Благодаря внешне необычайно убедительному пафосу логического изложения экспериментальных методов они стали чем-то священным для всех почитателей науки. Они покоятся на догме единообразия природы, или, как говорит Милль: В природе имеются параллельные случаи то, что произошло раз, при соответствующей степени одинаковых условий произойдет снова.

Единообразие рода, говорит он, является наивысшей предпосылкой индукции. Имеются достаточные основания сомневаться в абсолютном значении общих законов (Morenо 1948). Вера в абсолютные и унифицированные законы есть кредо сциентизма.

В конечном счете, всегда были такие же приверженцы науки, равно как и приверженцы идеи Бога. Без такого до, будь оно верным или нет, наука (по меньшей мере то, что обычно под нею понимается) потеряла бы свой смысл. Создание высшей области исследования, сверхнауки, которая может быть независимой от религии и метафизики является постулатом нашей компетентной критики.

Такое исследование ставило бы своей задачей изучение логических рамок науки и не поколебало бы ее авторитет; ибо постоянная готовность к самоисследованию и к самокритике должна быть главным свойством науки.
ПЕРЕСМОТР основ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА; МАТЕРИАЛЬНАЯ И ЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Гипотеза, что природа единообразна, что вселенная управляется общими законами и что та же самая причина при тех же самых обстоятельствах приведет к тому результату, не является предметом обсуждения данной статьи. Предметом данной статьи является критика экспериментальных методов, потому что они пренебрежение материальной стороной ситуаций, в которых они применяются. Если логические аспекты экспериментального исследования начиная с Фрэнсиса Бэкона (1620), продолжая Миллем и вплоть до сегодняшнего дня всегда категорически подчеркивались, то материальной (1) стороной настолько пренебрегали, что это серьезно повредило развитию социальных наук, а также не дало возможности вооружить человеческое общество в целом более строгими и адекват-
-----------------------------------------------------------------------
(1) Материальной неизмеримо ближе у Морено к по материал (см. ниже), чем к понятию материализм. -Прим. Ред
. -----------------------------------------------------------------------
ными инструментами социального изменения чем те, которые имеются в настоящее время. Отсюда одной из важных задач социологической мысли нашего века является исправление этой грубой методологической ошибки, которая делает социальные исследования тривиальными и путаными и в то же время сужает их точку зрения.

Экспериментальная ситуация в самом широком смысле состоит из трех компонентов: а) материальной части, то есть предмета, для исследования которого разрабатывается эксперимент; б) логической части, то есть методов, которые создаются, чтобы проверить валидность гипотезы или универсального закона; в) отношения между материалом эксперимента и логико-экспериментальной частью процедуры. В физике и до определенной степени в биологии материальная сторона экспериментального метода играет менее важную роль, чем в социальных науках. В материальной структуре можно, разумеется, обнаружить большие различия: различие между звездой, планетой, камнем и растением; различие между твердым, жидким и газообразным веществом; различие между водорослью, стеблем травы и деревом; или различие между рыбой, бабочкой и крысой. Как бы ни различались эти формы проявлений природы по своей материальной структуре, в общем и целом к ним ко всем все-таки можно подобрать и применить один и тот же экспериментальный метод.

Поскольку экспериментальный метод в этих областях доказал свою ценность, многие авторы пришли к выводу, что равным образом он мог бы найти применение и в социальных науках. Однако их оптимизм неоправдан.

Милль со своим скептицизмом был в принципе прав; тем не менее он не замечал, что виноват был сам экспериментальный метод, а не недоступность и непостоянство социальных феноменов.
СОЦИОМЕТРИЯ: ПОНЯТИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ
Важнейшая методологическая задача социометрии состояла в том, чтобы, подвергнув ревизии экспериментальный метод, получить возможность успешно его применять к социальным феноменам. Социометрия определялась как наука, которая занимается математическим изучением психологических качеств популяции, экспериментальными методами и результатами, вытекающими из применения количественных принципов; кроме того, она определялась как исследование развития и организации группы и положения в ней индивидов (Moreno, 1933). Как наука об организации группы (Moreno, 1932) она подходит к проблеме не со стороны внешней структуры групп, поверхности группы, а из ее внутренней структуры.

Таким образом, дефиниция социометрии соответствовала ее этимологическим корням в латинском языке; при этом ударение делается не только на второй половине слова, то есть на metrum, мера, но и на первой половине, то есть на socius, ближний.
До этого в науке обходили стороной оба принципа, но все же аспект socius анализировался еще более поверхностно, чем аспект metrum. По своей конструкции термин социометрия в лингвистическом отношении родственен другим, традиционным научным понятиям: биология, биометрия; психология, психометрия; социология. Если рассматривать с точки зрения систематики, то социометрия является предварительной ступенью к областям социологии, антропологии, социальной психологии, социальной психиатрии и т. д. Социометрия занимается проблемами socius и metrum, которые едины для всех социальных сфер.

Как наука в самом широком смысле социометрия является идеалом; она охватывает каждое отдельное направление, но в то же время не может быть к ним сведена.
За время ее существования в ней возникли три области исследования: а) динамическая или революционная социометрия (представители Я.Л. Морено, Г. Инфилд и отчасти Э. Дженнингс); б) диагностическая социометрия (Дж. Крисвеля, Г. Лундберг, У. Бронфенбреннер, М. Нортуэй, М. Бонни, Л. Зеленый, Ч. Лумис, Ф. Чапин, Э. Бо-гардус к др.); в) математическая социометрия (Я. Аазарфелъд, С. Додд, Л. Кац, Дж.

Стюарт).
Три области перекрываются, и некоторые ученые (как и автор) внесли вклад в каждую область исследования. Каждая наука направлена на констелляцию фактов и на средства для их измерения. Без соответствующих средств для исследования фактов и без соответствующих средств измерения нет науки. Первый шаг в развитии каждой науки состоит в том, чтобы выявить условия, при которых проявляются важные факты.

Достигается это в каждой науке по-разному. Сравнительно хорошо известно, как достичь условий, при которых возникают физические и биологические факты (их описание, тщательное наблюдение и изучение).

Гораздо сложнее создать условия, при которых проявляются важные факты человеческих отношений. Для этого требуется поистине революционный метод. Причина такой большой разницы в предпосылках, требуемых для социальных наук по сравнению с физическими науками, не является вполне очевидной.

Поскольку естествознание имеет дело с неодушевленными предметами, основное значение здесь придается механическим, физическим аспектам ситуации. Мы не рассчитываем на то, что тот или иной предмет, как камень, вода, огонь, земля или планеты, солнце и звезды, внесут свой вклад в изучение самих себя.
Если оставить в стороне мифологию, им уже не приписывается, по меньшей мере сегодня, душа или личность. Поэтому метафизические связи, которые могли бы существовать между планетами и звездами в виде мифологических, наделенных душой, действующих субъектов, для естествознания значения не имеют. Это также не особо меняется в случае низших по сравнению с человеком организмов, например в экспериментах с крысами, морскими свинками и т. п. Социальный исследователь, который проводит эксперимент и интерпретирует данные, не является ни морской свинкой, ни крысой, а является человеческим существом.

Крысы или морские свинки, так сказать, не выступают в таких экспериментах в качестве действующих в собственных интересах субъектов. Подобные планы в эксперименте всегда являются планами человека, а не планами морских свинок или крыс.

Если бы поэтический ум a la Свифт смог описать, какие чувства испытывают крысы друг к другу и как на них воздействуют эксперименты, проводимые с ними людьми, это, вероятно, оказалось бы понятным для нас с художественной, но не с научной точки зрения. Здесь можно было бы сказать, что мы пытаемся оценить поведение крыс так, как оно есть, а не так, как оно воспринимается крысами. Это, однако, не решает методологическую проблему, с которой мы сталкиваемся, применяя эти же методы наблюдения к человеческим отношениям. Можно отстаивать точку зрения, что животные сообщества, так же как и индивидуальные животные организмы, являются неизменными и предопределенными; но человеческое общество отнюдь не является неизменным и предопределенным.



Хотя оно тесно связано с физическими и биологическими условиями, оно обладает структурой, возникновение и развитие которой инициируется и может быть исследовано изнутри.
МАТЕРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ*
Поскольку расхождение между материальной и логической частями эксперимента теперь близко к разъяснению, мы можем сказать, что его уже можно было наблюдать на протяжении всего последнего столетия при разработке психологического анализа личности, которую мы кратко называем психологической ситуацией. Мы хотим рассмотреть здесь одну из наиболее важных идей этого периода представление о мыслительных ассоциациях.

Вундт заимствовал у Локка представление, что связанные друг с другом мысли имеют тенденцию сохраняться в психике вместе. Фрейд первым подверг его ревизии, однако не с позиции того, что представляют собой ассоциации в логическом отношении, но поставив вопрос, как их можно материализовать в научных целях. Для Вундта индивид по-прежнему представлял собой в известной мере реагирующий механизм, который, подобно животным в лабиринте, можно было без проблем исследовать и измерить при его минимальном участии. Психологическая ситуация, отношение исследователя к своему предмету, была для него, как и для его предшественников, Вебера и Фехнера, крайне искусственной.

Фрейд, напротив, был гораздо более заинтересован, в том, чтобы получить значимые ассоциации, чем в том, чтобы получить любую ассоциацию или реакцию. Хотя он об этом никогда определенно не говорил, Фрейд считал, что эксперименты в логическом смысле следует отложить до тех пор, пока не станет больше известно о материальной структуре психики и о возможностях выведывать у индивида действительные доказательства. По его мнению, экспериментальный подход середины XIX века был преждевременным и бессмысленным, а результаты тривиальными. Фрейд уже настаивал на добровольном и спонтанном содействии клиентов при сообщении и анализе их мыслей.

Он скептически относился к психологическим экспериментам логических школ, поскольку интуитивно предвидел, что исследование природы человека без понимания того, что я назвал сущностью процесса разогрева, затруднительно или даже невозможно.
Однако Фрейд остановился на полпути. Прошло более четверти века после опубликования его первой работы (1895), пока с появлением психодрамы (Moreno, 1924) материальная часть психологической ситуации была полностью восстановлена в своих правах и более глубоко понята, и прошло еще двадцать лет, пока она не была узаконена психологической литературой. Моя теория и практика психодрамы подвергла глубокому изменению фрейдовскую точку зрения.

Его идея, что ассоциации должны быть выделены для того, чтобы подвергнуться научному анализу, хотя и называла ассоциации свободными, ограничивалась ассоциацией слов и к тому же была связана интерпретацией аналитика. Спонтанность индивидуума в метод не включалась. Психологическая ситуация как таковая была еще довольно искусственной, беседа между врачом и пациентом во врачебном кабинете неизбежно ограничивала и искажала естественное течение ассоциаций. Психодраматические методы попытались это исправить.

Сконструированное психоаналитическое отношение врач-пациент было устранено, и индивид вернулся на место, в котором он фактически живет и действует, назад в естественную атмосферу своего существования, в ситуацию в собственном смысле слова, in situ, место, где он естественно, спонтанно и до определенной степени креативно мыслит, чувствует и действует. Этот возврат в естественные условия означал бы отступление, если бы мы не смогли сознательно углубить и расширить материальную часть психологической ситуации, выйдя за пределы того, что было сделано Фрейдом.
Я организовал экспериментальную ситуацию таким образом, чтобы она могла быть для индивида отображением жизни, выражением в миниатюре жизненных ситуаций. От клиента требовалось не только говорить о себе, свободно выражать себя, но и действовать, проявлять себя, быть действующим. Словесная ассоциация дополнилась ассоциацией действия.

Эти цепочки слов и действий были связаны друг с другом и с конкретной жизненной ситуацией. Все вербальные призраки были материализованы теперь в ролях людей в психодраме. Процесс ассоциации действия был распространен также на ассоциацию взаимодействий между различными индивидами. Может быть, именно благодаря этому максимальному внешнему выражению личности в целом психодрама делает возможным применение экспериментального метода непосредственно к личности человека путем психодраматического теста.

Во многих формах психодраматических постановок преодолена также искусственность сконструированного эксперимента, эксперимент in situ и условия реальной жизни идентичны. Ранние формы психодраматического метода представляли собой эксперименты in situ. Перенос психодрамы в театр, лабораторию или во врачебный кабинет был вторичным и более поздним развитием.

Несомненно, что естественный социальный процесс состоит не только в спонтанности, он налагает на себя свои собственные ограничения. Если тем не менее эксперимент in situ берется как способ работы, искусственность сконструированного эксперимента может быть сведена к минимуму.

Протоколисты, наблюдатели и аналитики становятся естественными частями группового процесса: они выполняют для каждого участника непосредственно полезную функцию (Moreno, 1936).
Поскольку психодраматический метод тщательно учитывает природу процесса разогрева человека, участники могут добиться максимальной спонтанности и сотрудничества. Прогресс в осознании материальной части психологической ситуации вселяет также надежду, что и логическая часть может и будет применяться к ней более адекватно и менее тривиально, чем в прошлом. Какой бы комплексной ни была материальная структура жизненной ситуации отдельного человека, ее все же можно наблюдать отдельно от остальной вселенной.

С ним можно разговаривать лично, и он может отвечать; материальная структура жизненной ситуации группы напротив является гораздо более сложной: чем больше группа, тем более сложной и непонятной является ее материальная структура. Нельзя разговаривать с группой группа не может отвечать.

Она не имеет Я. Природа процесса разогрева группы является еще большей загадкой, чем природа процесса разогрева отдельного индивида, и если бы не нашлось методов, с помощью которых можно было бы мобилизовать групповое событие изнутри и через само себя, то, наверное, все усилия создать науку о группе еще более были бы обречены на провал, чем в случае создания науки об индивиде.
МАТЕРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Динамическая логика социальных отношений особенно сложна, и она остается неосознанной человеком из-за его максимальной близости и включенности (заинтересованности) в собственную ситуацию. Поэтому уже тысячелетия формы поведения в человеческом обществе являются для него, пожалуй, большей загадкой, чем любая другая часть вселенной. Из-за большей отдаленности от них он мог наблюдать движения звезд и планет или жизнь растений и животных более объективно.

Поэтому наука о человеческом обществе разработана сегодня едва ли так глубоко, как были разработаны физика и астрономия во времена Демокрита и Птолемея. Требуются огромные жертвы и дисциплина, чтобы видеть и принять себя таким, каким являешься, индивидуальным человеком, со структурой индивидуальной психики, ее психодинамикой.

Но степень невидимости структуры человеческого общества, ее социодинамики гораздо большая, чем невидимость его собственной индивидуальности. Попытка стать объективным по отношению к социуму встречает больше препятствий, чем попытка стать объективным по отношению к самому себе. Включенность своего собственного Я человек еще может учесть; вероятно, он может утверждать, что знает об этом, поскольку оно действует в нем самом, внутри него.

Но он не может утверждать, что знает и может учесть включенность социума, так как это действует вне его самого; однако это вне неразрывно связано с ним.
Социометрия принесла нам знание, что человеческое общество является не изобретением, а могущественной реальностью, управляемой собственными правилами и законами, которые существенно отличаются от всех законов, руководящих другими частями вселенной. По этой причине были разработаны так называемые социометрические методы, с помощью которых эта область может быть адекватно определена и исследована. Внутренняя, материальная структура группы лишь в редких случаях видима на поверхности социального взаимодействия; но даже если это и имеет место, то никто не может быть уверен, соответствует ли поверхностная структура в точности глубинной структуре.

Чтобы создать условия, с помощью которых можно сделать операционально видимой глубинную структуру, организмы группы должны превратиться в актеров . Теперь они должны возникнуть для достижения общей цели, критерия, и среда, или поле, должна превратиться в специфические, наполненные действиями ситуации, пронизанные мотивами, побуждающими к действию. Поскольку даже наши самые тщательные наблюдения процессов взаимодействия могут быть неполными, несущественными, бессмысленными или бесполезными для актеров, мы должны сделать так, чтобы наши актеры действовали так, как будто это сама их жизнь.

На самом деле мы должны включиться в движение социальной жизни и стать актерами на месте и действием увеличить их гибкость и продуктивность и намного расширить объем их восприятия реальности сверх обычного горизонта.
Единственно продуктивным способом заставить их открыть друг другу свои истинные Я по отношению к важному критерию это найти методы, при помощи которых их можно заставить естественным образом творить совместно. Социометрия выработала несколько таких методов.

Два примера тому социометрический эксперимент in situ и социодрама in situ. Они являются динамическими формами социального действия, они определяют свои процессы в терминах действия, выполняемого социальными актерами для достижения общих целей. Социометрические методы представляют собой синтез субъективных и объективных методов исследования. Социометрический эксперимент in situ обеспечивает в никогда еще прежде не достигавшейся степени а) автономию (и сосуществование) индивидуальных характеров, б) их наблюдение и оценку друг другом, в) измерение субъективных и объективных аспектов их поведения и г) автономию отдельных групп и взаимодействие между ними.

Это же относится и к социодраме; она является синтезом субъективных и объективных методов исследования: а) протагонисты не только изображают собственными словами и действиями переживания, но и при этом б) наблюдаются и обсуждаются другими. Наконец, в) субъективные и объективные фазы постановки измеряются и протоколируются.
Целью социометрического эксперимента является превращение старого социального устройства в новое социальное устройство и, если это необходимо, преобразование групп таким образом, чтобы формальная поверхностная структура как можно более соответствовала глубинной структуре. Социометрический тест в своей динамической форме является революционной формой исследования. Он изнутри меняет группу и ее отношение к другим группам; он вызывает социальную революцию на микроскопическом уровне. Если он не производит в какой-то степени переворота, может возникнуть подозрение, что исследователь из уважения к существующему социальному устройству превратил социометрическую процедуру в жалкий, неэффективный инструмент.

Причиной того, что социометрия оказалась столь плодотворной и будет, пожалуй, еще более плодотворной в будущем, является ее непосредственная полезность. Из-за этой полезности она не обременена ложным привкусом большинства так называемых социологических экспериментов....еще одна причина ее нынешнего и будущего успеха заключается в том, что она занимается конкретными, доступными наблюдению данными, малыми социальными системами... Было бы хорошо знать также все о сложных социальных системах; но можно спокойно сказать, что мы никогда не узнаем о них очень многого, не поняв вначале структуру и способ действия простых систем.

Только тогда, основываясь на наших знаниях о простых, доступных наблюдению и управлению социальных системах, мы сможем получать, исследовать и пересматривать, непременно всякий раз в той или иной форме заключения и более широкие обобщения... Это всегда было, есть и будет принципом физики и биологии и должно, следовательно, относиться также и к социальным наукам (Bain, 1942).
ПРИРОДА ПРОЦЕССА РАЗОГРЕВА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД
Мы часто неосторожно говорим о социометрических обобщениях и законах, очевидно, подразумевая, что имеются определенные закономерности в человеческих отношениях, так же как и в других частях вселенной. Каким образом мы можем оправдать такое утверждение?

Официальным мерилом достоверности является канон экспериментального метода, но в области человеческих отношений между материальной и логической сторонами обнаруживается конфликт, с трудом поддающийся урегулированию из-за природы процесса разогрева...



Содержание раздела