d9e5a92d

ОТНОШЕНИЕ СОЦИОМЕТРИИ К ДРУГИМ СОЦИАЛЬНЫМ НАУКАМ

Исследование типичных схем групповой организации и ее отношения к специфическим временным (в процессе развития) и географическим аспектам может создать у исследователей гештальт-теории впечатление, будто она соответствует исследованиям в области восприятия. Социометрия, однако, делает нечто, чего гештальт-теория даже не касается: она исследует проявления и организацию с позиции действия или действий, которые ее производят. Она никогда не рассматривает гештальт (образ) в отрыве от творца и творческого акта. Чаще всего социометрический подход критикуют за то, что речь здесь идет об изобретении, приспособленном к определенным социальным феноменам.

Поэтому данные, вероятно, большой частью определены рамками методического подхода, используемого при исследовании. Этим рамкам исследования испытуемые подчиняются по разным причинам. Поскольку они подвергаются этим процедурам добровольно, экспериментатор заранее знает теоретическое распределение и возможности возникающих отношений. Материал, подвергаемый корреляции, представляет собой ответы, которые испытуемые дают в пределах сконструированных рамок исследования.

Отдельные элементы, из которых могут складываться конфигурации, уже заранее известны как теоретические возможности. Последующие конфигурации можно проанализировать статистически и рационально, поскольку отдельные элементы, из которых они состоят, известны. Эти социометрические конфигурации не соответствуют тому, что обычно называют гештальтом, хотя они и обнаруживают определенные свойства, которые можно было бы приписать гештальту. Одна часть структуры находится в отношениях взаимной зависимости с другой частью; изменение положения индивидуума может отразиться на всей структуре.

Тем не менее с аналитической точностью известно, каким образом вся конфигурация построена из отдельных элементов. Даже если социометрия и имеет некоторые общие свойства с гештальтом, то все же не определяющие, а именно: атомарные элементы обладают реальностью не сами по себе, но только как часть целого.

Атомарные элементы социограммы можно определить аналитически. Социометрист, изучающий групповую динамику и социальные конфигурации, находится в ином положении чем сторонник гештальт теории.

Он не подходит к чему-то заранее данному, гештальту. Он сам создатель гештальта, а следовательно, гештальтист, изобретатель его контуров.

И отсюда, из этих контуров, из этой рамки, а не извне он подходит к тем социальным явлениям, которые изучает. Творец гештальта может знать отдельные элементы, которыми он манипулирует в пределах первоначальных контуров, в пределах рамки. И только он один может понять, почему полученные конфигурации выглядят именно так, а не иначе.

Позднейший наблюдатель, не знакомый с оригиналом, может иметь все основания для приложения гештальт теории. Но создатель рамки находится в ином положении. Для первоначального создателя, изобретателя музыки например, если мы можем представить себе такой гениальный ум, мелодия может и не быть гештальтом.

Он будет знать все относительно единиц, которые ее составляют. Однако те единицы, которые мы будем знать, могут быть отнюдь не похожи на части, отдельные тона, на которые мы делим мелодию. Социометрические структуры, подобно нотам, являются языками, символическим изображением, а не самим процессом. Они аналогичны времени и пространству в кантианском смысле.

Ум, оперирующий концепциями, использует их для того, чтобы расположить явления в известном порядке. С другой стороны, социометрия исследует индивидов именно в тот момент, когда они спонтанно вступают во взаимоотношения, приводящие к образованию группы, sub specie momenti (1).
Наше исследование этих спонтанных реакций в начальной фазе образования группы, а также установок которые закономерно развиваются в ходе такого образования, пожалуй, соответствует исследованию психоаналитика. Но если мы присутствуем при травме рождения и пытаемся предсказывать будущее, то психоаналитик занимается пеплом, деривативами.

Это, так сказать, психоанализ наоборот. Наша процедура является социокреативной (социотворческой).

Мы начинаем с действия, первоначальной позиции, которую человек занимает по отношению к другому, и прослеживаем судьбу, к которой привели эти взаимоотношения, и форму организации, которую они развивают. Психоаналитик занимается более поздней стадией развития и идет обратным историческим путем, чтобы реконструировать травму.

По этой причине следовало ожидать, что социометрические открытия смогут подтвердит многочисленные психоаналитические концепции. Однако силу своей методологической процедуры социометрия способна сделать две вещи, которые никогда не смогли бы осуществить
----------------------------------------------------------------------
(1) Sub specie momenti (лат.) с точки зрения момента
----------------------------------------------------------------------
психоаналитики: а) точное отображение фактов, поскольку наш метод ведет от действия к символу, а не наоборот от символа к действию, и б) действительная организация групп и масс. Так, например, психоаналитическое воззрение, согласно которому за догенитальным периодом развития следует латентный период и появление новой гетеросексуальной установки и т.д., по-видимому, соответствует нашим открытиям.

Психоаналитик, однако, регистрирует лишь установку индивида. Тем не менее воздействие, которое оказывают эти установки на организацию группы на разных возрастных этапах, равно как и встречное воздействие, которое оказывает групповая организация на эти установки, могут исследоваться только в рамках социометрического подхода. Это, по-видимому, и является главным моментом.

Психоаналитический подход к драме Эдипа является верным, пока эдипов комплекс рассматривается как индивидуальная реакция Эдипа, отражающая всех остальных людей из его окружения. Но чтобы суметь правильно представить всю драму Эдипа, необходим анализ взаимоотношений. Каждый из этих трех людей: Эдип, его отец Лай и мать Иокаста должен анализироваться сам по себе. При этом мы обнаружим, что так же, как Эдип из-за своего комплекса ненавидит отца и любит мать, его отец имеет по отношению к нему и Иокасте комплекс, который мы здесь вкратце назовем комплексом Лая, и что также и мать Иокаста имеет по отношению к нему и Лаю комплекс, который мы назовем комплексом Иокасты.

Кроме того, мы можем выявить комплексы, которые Лай имеет по отношению к Иокасте, так же как и комплексы Иокасты по отношению к Лаю. Связь этих трех людей, трения между ними, столкновение их комплексов будут составлять собственно психосоциальный процесс их взаимоотношений.

Этот драматический процесс окажется, однако, совершенно иным, если он отражается только в Эдипе или в его отце или матери, если каждая часть рассматривается отдельно от другой. Иначе говоря, мы получаем разнообразие взаимоотношений, которые, так сказать, являются амбицентричными.

Кроме того, благодаря такому анализу изнутри мы получаем представление об организации всей семейной группы.
5.ОТНОШЕНИЕ СОЦИОМЕТРИИ К ДРУГИМ СОЦИАЛЬНЫМ НАУКАМ (1937) ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
До сих пор религиозные, экономические, технологические и политические системы создавались с молчаливым предположением, что они пригодны и соответствуют человеческому обществу даже без достаточного знания их структуры. Постоянные неудачи многочисленных заслуживающих доверия и гуманных учений и доктрин при вели к убеждению, что единственную предпосылку для искоренения общественного зла представляет исследование социальной структуры. Социометрия, относительно молодая наука, которая постепенно разрабатывалась с периода мировой войны 1914-1918 гг., стремится к объективному выявлению основных структур человеческого общества. С точки зрения медицинской социологии (1) знание фактической структуры человеческого общества в данный момент имеет решающее значение.

Трудности, которые стоя на пути к достижению этого знания, чрезвычайно велики, они обескураживают. По существу их можно разделить н три категории: большое число людей, необходимость полноценного участия, потребность в непрерывных и повторных исследованиях. Эти трудности, наряду с мерами их пре одоления, которые до сих пор предпринимались на основ социометрических методов, можно теперь рассмотреть более подробно. Во-первых, человеческое общество состоит приблизительно из двух миллиардов индивидов.

Число существующих между этими индивидами взаимоотношений каждое из которых определенным, пусть даже и незначительным, образом влияет на всю ситуацию в мире, достигает астрономического размера. Учитывая этот факт социометрия поначалу находила свое практическое при-
----------------------------------------------------------------------
(1) Для этой дисциплины Морено вводит специальное название социатрия, то есть социальная медицина, оздоровление общества. Прим. ред.
----------------------------------------------------------------------
менение в небольших частях человеческого общества, в спонтанных группировках, группах людей одного пола, группах людей разного пола, институциональных и индустриальных сообществах. На сегодняшний день социометрически протестированы группы и сообщества, общее число которых составляет более десяти тысяч человек.

При этом было накоплено значительное социометрическое знание. Мы, однако, не должны забывать о том, что, как бы ни увеличились наши знания с течением времени и как бы точны ни были наши социометрические данные о некоторых участках человеческого общества, нет никаких выводов, которые могут автоматически переноситься с одного участка на другой, и никакие заключения не могут быть автоматически сделаны относительно той же самой группы в разное время. Каждая часть человеческого общества должна всегда рассматриваться в ее конкретности. Во-вторых, поскольку каждого индивида и все отношения, которые он поддерживает с другим человеком, мы должны рассматривать в конкретной действительности, а не как символ, то мы можем получить исчерпывающие знания только тогда, когда каждый индивид, насколько это возможно, спонтанно содействует раскрытию этих отношений.



Задача состоит в том, чтобы добиться от каждого человека максимального спонтанного участия. Это участие привело бы, по аналогии с физической географией Земли, к созданию психологической географии человеческого общества. Социометрия пыталась добиться такого участия, включив в качестве неотъемлемой части процедуры какой-нибудь важный аспект реальной социальной ситуации, стоящей перед членами коллектива в данный момент. Этому способствовало расширение и изменение статуса включенного наблюдателя и исследователя: он стал вспомогательным Я данного индивида и всех остальных членов сообщества, то есть тем, кто насколько это возможно идентифицировался с целями каждого отдельного индивида и пытается помочь ему в их осуществлении.

Этот шаг был предпринят после того, как тщательно был исследован фактор спонтанности в социальных ситуациях. Общего определения телесных и духовных потребностей недостаточно.

Каждое моментальное реальное положение индивидуума в коллективе так уникально, что прежде чем делать выводы, нужно знать структуру, окружающую его и определяющую в этот момент (1). В-третьих, поскольку необходимо знать фактическую структуру человеческого общества не только в данный момент, но и во всех его будущих проявлениях, мы должны стремиться к наибольшему спонтанному содействию каждого индивида в будущем. Проблема состоит в том, чтобы не только мотивировать к этому всех людей от случая к случаю, но и постоянно обеспечивать их спонтанное участие в регулярных промежутках времени. Эту проблему можно преодолеть, добившись поддержки метода у администрации сообщества или приспособив процедуру к управлению коллективом.

Если спонтанные стремления к контактам с другими людьми или в отношении объектов и ценностей официально и постоянно поддерживаются соответствующими органами сообщества, этот метод может быть повторен в любое время, что позволяет оценить структуру сообщества с точки зрения ее развития в пространстве и времени. Первым шагом, сделанным на пути исследования структуры человеческого общества, явилось определение и разработка социометрических методов, способных преодолеть вышеописанные трудности.

Социометрические методы пытаются выявить основополагающие структуры общества, раскрывая влечения, притяжения и отталкивания, которые действуют между отдельными людьми, а также между людьми и объектами.
ТИПЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР
Все перечисленные ниже типы процедур могут быть применены к любой группе, независимо от состояния развития отдельных членов. Если примененная процедура по форме находится ниже уровня, необходимого для определенной социальной структуры, то результаты будут отражать лишь неполную инфраструктуру этого сообщества.

Адекватная социометрическая процедура должна быть дифференцирована не больше и не меньше, чем предполагаемая социальная структура, которую она пытается оценить.
----------------------------------------------------------------------
(1) Ср.: А это значит, что существует много миллионов существ, образующих узел, который нас сдавливает Морено Я. Речь о встрече (сборник Приглашение ко Встрече, фрагмент см. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика.

М., 1994, стр. 135; пер.

А. Боковикова.
----------------------------------------------------------------------
Один тип процедуры имеет целью вскрыть социальную структуру между индивидуумами путем простой записи их движения и положения в пространстве по отношению друг к другу. Эта процедура записи простых движений была применена в группе младенцев, уровень развития которых не допускал плодотворного применения более дифференцированного метода.

С помощью этого метода изображается структура, возникающая между несколькими детьми, между детьми и их воспитателями, между детьми и окружающими их предметами в данном физическом пространстве, комнате. На самой ранней ступени развития физическая и социальная структуры пространства перекрываются и совпадают. В определенной точке развития структура взаимоотношений начинает все больше отличаться от физической структуры группы, и с этого момента начинает также отличаться социальное пространство в эмбриональной форме от физического пространства.

Социограмма является в этом случае диаграммой позиций и перемещений. Более высокоразвитая структура возникает, когда дети начинают ходить.

Они могут теперь подойти к любимому человеку или отойти от нелюбимого, подойти к предмету, который они желают, или отойти от предмета, которого они хотят избежать. Фактор невербального спонтанного участия начинает все отчетливее влиять на структуру. Другой вид процедуры применяется в группах маленьких детей, которые до или после того, как они научились ходить, могут разумно пользоваться простыми словесными символами. Фактор простого участия субъекта становится более сложным.

Субъект может выбрать или отвергнуть предмет или лицо, не делая никаких физических движений. Процедуры еще больше усложняются, когда при установлении контакта дети подвергаются влиянию физических или социальных качеств (свойств) других людей: пола, расы, социального положения и т. д. Этот фактор дифференцированного установления контактов означает новую тенденцию в развитии структуры.

До этого момента речь шла только об индивидах и их позициях в ней.
Отныне речь идет о контактах индивидов и их позициях в пределах структуры группы. Этот дифференцирующий фактор называется критерием группы. С развитием обществ индивидов быстро возрастает число критериев, по которым устанавливаются или могут установиться контакты.

Чем более многочисленными и комплексными являются критерии, тем более комплексной будет также социальная структура сообщества. Эти немногочисленные примеры демонстрируют, что социометрический метод не является жестким аппаратом правил и что он должен модифицироваться и адаптироваться к каждой новой групповой ситуации. Форма социометрического метода должна соответствовать актуальным возможностям субъектов, чтобы он как можно более побуждал их к спонтанному участию и наиболее отвечал их экспрессивным возможностям. Если социометрический метод не соответствует актуальной структуре данного сообщества, мы можем получить о ней только ограниченные или искаженные сведения.

Включенный наблюдатель социальной лаборатории, в противоположность научному наблюдателю в физической или биологической лаборатории, испытывает глубокое изменение. Наблюдение за перемещениями и добровольно выбранными контактами индивидов, если известна основная структура, является ценным дополнением.

Но как наблюдатель может что-либо узнать об основной структуре сообщества, состоящего из тысячи людей, если в каждой роли, воплощенной им в сообществе, он пытается одновременно быть доверенным лицом всех индивидов? Он не может наблюдать их как небесное тело и записывать их перемещения и реакции.

Он упустит сущность их ситуаций, если будет играть роль ученого-разведчика.
Процедура должна носить открытый и явный характер. Члены коллектива должны стать в какой-то мере участниками проекта. Степень участия является минимальной, если индивиды группы хотят только отвечать на вопросы относительно друг друга. Любое исследование, которое пытается без максимального участия индивидов в группе выявить чувства, которые они испытывают друг к другу, является лишь квазисоциометрическим (near-sociometric).

Квазисоциометрическое исследование и диагностический метод имеют на современной стадии социометрии большое значение. Они могут применяться по-разному и в определенных границах даже без неудобств для участников. Полученная в квазисоциометрическом исследовании информация основывается, однако, на недостаточной мотивации участников, которые проявляют свои чувства не полностью. В квазисоциометрическом методе участники редко бывают спонтанными и разогреваются лишь постепенно.

Индивид, которому задают вопрос какие друзья у вас есть в городе?, может пропустить одного или двух человек, причем самых важных людей из его социального атома, людей, с которыми он поддерживает скрытую дружбу, отказаться от которой он бы не хотел. Метод наблюдения при исследовании группы, исследование формирования группы извне, не отвергается социометристом. Однако он интегрируется в более емкий метод, социометрический, который является методом one-рационализации и наблюдения одновременно. Обученный социометрист постоянно собирает разные сведения, полученные при наблюдении и в эксперименте, которые могут оказаться немаловажными как дополнение к его знаниям о внутренней социальной структуре группы в определенный момент.

Социометрический метод может стать основой последующего наблюдения и статистического исследования, дополняющих и углубляющих анализ структуры.
Переход от квазисоциометрического к собственно социометрическому методу зависит от методов, которые используются для мотивации к адекватному содействию. Если включенному наблюдателю удается в той или иной мере отказаться от своей роли наблюдателя и вместо этого помогать каждому индивиду в группе в осуществлении его потребностей и интересов, то он претерпевает изменение, превращаясь из наблюдателя во вспомогательное Я. Наблюдаемые люди становятся открытыми участниками (меценатами) проекта, вместо того чтобы с той или иной степенью нежелания рассказывать что-либо о себе или о ком-то другом.

Проект становится общим делом. При этом и собственные проблемы, и проблемы других людей переживаются и наблюдаются одновременно. Участники становятся ключевыми фигурами социометрического исследования.

Они знают, что их шансы достичь положения в группе, которое наиболее соответствует их ожиданиям и желаниям, зависят от того, насколько открыто и честно они дадут понять, кто им нужен, будь то в качестве партнера в игре, сотрапезника в столовой, соседа в сообществе или сотрудника на фабрике.
Первым решающим шагом в развитии социометрии было вскрытие действительной организации группы. Вторым решающим шагом было применение субъективных приемов при определении этой организации. Третьим решающим шагом был метод, который придавал наивысшую степень объективности субъективным терминам благодаря функции вспомогательного Я.
*****
Четвертым решающим шагом было рассмотрение критерия (нужды, ценности, цели и т. д.), на основе которого складывается данная структура. Истинная организация группы может быть выявлена, если тест так построен, что он соответствует критерию, вокруг которого сложилась группа.

Например, если мы хотим определить структуру рабочей группы, критерием будет являться отношение ее членов в качестве рабочих на фабрике, а не ответ на вопрос, с кем бы им хотелось пойти завтракать. Мы, следовательно, различаем существенный и вспомогательный критерии. Сложные группы часто формируются на основе нескольких существенные критериев.

Если тест является квазисоциометрическим или недостаточно разработанным, тогда он дает вместо действительной организации группы ее искаженную, менее дифференцированную форму, инфра-уровень ее структуры.
В социометрической работе выделяются различные типы процедур:
1) процедура для исследования организации группы;
2) диагностическая процедура для исследования положения индивидов в группах и положения групп в ее обществе;
3) терапевтическая и политическая процедуры для оказания помощи индивидам в лучшей адаптации; и, наконец,
4) полная социометрическая процедура, представляющая собой синтез всех этих этапов, которые превратились в одну-единственную операцию, причем каждый из методов зависит от другого. Последняя процедура является также наиболее научной.
Она не является более научной из-за того, что она более практична, скорее она более практична вследствие того, что она более точна научно. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ и АНАЛИЗ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Сведения, полученные от каждого индивида в ходе социометрического эксперимента, какими бы спонтанными и важными они ни казались, сами по себе еще не являются социометрическим фактами; это только материал. Сначала мы должны посмотреть, каким образом эти данные друг с другом связаны. У астронома есть его вселенная звезд и других небесных тел, которые наглядным образом разбросаны по всей вселенной. Их география задана.

Социометрист же находится в парадоксальной ситуации: ему приходится строить и составлять план своей вселенной, прежде чем он может приступить к ее изучению. В качестве графического метода была разработана социограмма, которая неизбежно является чем-то большим, чем просто метод изображения. В первую очередь это метод исследования, и вместе с тем он позволяет исследовать социометрические факты. Точное положение каждого индивида и все взаимоотношения индивидов можно изобразить в со-циограмме.

В настоящее время это единственное имеющееся в распоряжении схематическое изображение, которое делает возможным структурный анализ сообщества. Невидимая для нас схема социальной вселенной становится благодаря диаграммам наглядной. По этой причине социометрическая диаграмма является тем целесообразнее, чем точнее и реалистичнее она отображает выявленные связи.

Поскольку важна каждая деталь, самое точное изображение является также и самым адекватным. Трудность состоит не только в том, чтобы как можно более просто и кратко представить сведения, но также и в том, чтобы их можно было исследовать.

Разработаны самые разные виды социограмм. Общим для них является изображение схемы социальной структуры как целого и положение в ней каждого индивида.

Одни показывают социальные конфигурации во временном развитии и в пространственном распространении.
Другие виды социограмм в свою очередь отображают текущую и временную картины группы. Поскольку графическая техника изображения является методом исследования, социограммы построены так, чтобы из первичной карты сообщества можно было вынести небольшие части, заново их изобразить и, так сказать, изучить под микроскопом.

Другая производная, или вторичная, социограмма возникает, если из карты сообщества на основе их функционального значения мы выводим обширные структуры, например, психологические сети.



Содержание раздела