d9e5a92d

Демографические тенденции и социологическое исследование сожительства

Если бы я была понастойчивее, он бы на мне и женился. Но, наверное, наш брак распался бы...

Когда моему сыну было 6 месяцев, он женился на молодой девушке, так что у него своя семья. Мы с ним больше никогда не общались, я ни на что не претендовала, он помощи никакой не оказывал.
По-видимому, весьма часто мужчины отрицательно реагируют на известие о беременности сожительницы из-за сомнения в том, что это ЕГО ребенок. Чаще так происходит в тех случаях, когда мужчины-партнеры женщин по сожительству на некоторое время уезжают - на службу в армию, в командировки.
Рабочая совхоза, 30 лет, не замужем,10-летняя дочь, сел.: С парнем, отцом дочки, мы дружили еще со школы, он наш, деревенский. И когда я в училище училась, мы дружили, встречались. А теперь у него своя семья - так получилось! Дружили-дружили, а когда он ушел в армию, я родила.

Он не верил, что это его дочь. Когда вернулся, мы поскандалили и долго не встречались.

Потом стало видно, что дочь - вылитый папа. Он стал ходить ко мне, а я ему сказала, что дочка МОЯ и больше ничья.

Да зачем он мне, зачем эти скандалы? А так - ребенок растет спокойно, знает отца, дружит с теми дедушкой и бабушкой.
Недоверие мужчины-партнера и даже просто выражение сомнения на этот счет, с одной стороны, оказывает сильное отрицательное воздействие на дальнейшую судьбу женщины, но, с другой - облегчает ей принятие оправдательного для самой себя отказа от стремления к браку с этим плохим любимым человеком.
Учительница,48 лет, не замужем, 14-летняя дочь, сел.: До рождения дочери мы 3 года жили вместе, в нашей семье. Он очень хотел ребенка, но мы с ним не регистрировали брак, просто ни я, ни он не беспокоились за наше будущее. До этого я уже была замужем, но детей не было - 6 раз я была беременной, но не могла выносить ребенка.

Этот парень был на 5 лет младше меня. Он был для меня одновременно и любовник, и муж, и ребенок. Когда я ему сказала о беременности, он почему-то панически испугался, бегал по комнате и кричал, что это не его ребенок. И всё.

Сейчас мы просто здороваемся, когда на улице встречаемся. Он очень красивый, и дочь на него похожа, у них даже все родинки на теле одинаковые, совпадают. Тогда мне было 34 года, я все-таки смогла выносить свою седьмую беременность.

Это невероятное счастье - знать, что ты не способна иметь ребенка и все же родить! У меня просто желание такое мощное было. Теперь моей дочери 14 лет.

Но я благодарна этому парню, за то, что у меня есть дочь, не было бы его, не было бы и дочки, и я была бы неполноценной.
Как видно, распад сожительств в связи с рождением ребенка в значительной мере обусловлен брачно-семейным поведением мужчин. По-видимому, их отрицательное восприятие известия о возможном рождении ребенка оказывается совершенно неожиданным для женщин.
Выбор же женщин в пользу материнства создает новую цепочку драматических ситуаций в сфере отношений с родными, с родителями. Но этот выбор происходит все-таки в пользу материнства, и он свидетельствует о высокой ценности детей, семьи в представлениях опрошенных женщин.
Домохозяйка, 21 год, не замужем, 2-летний сын, сел.: Мы дружили с парнем еще со школы, год он жил у нас, а когда узнал, что я беременная, сразу сказал, что не от него. Он старше меня на 4 года, мы с ним очень близкими были, просто родственные души какие-то, даже думали одинаково.

Сколько раз он говорил: Роди мне сына. Родила, а он вообще ушел.

Сначала я скрывала свою беременность, боялась, что родители на аборт пошлют... Я родила сына. Сейчас ко мне приходит другой парень, ухаживает за мной, с моим сыном нянчится.

Он хочет жениться на мне, но я не хочу, не хочу даже сходиться с ним, лучше иногда встречаться... Если встретится такой мужчина, который мог бы быть хорошим отцом, то я рожу еще одного ребенка, но не больше.

А сейчас лучше, чтобы сын ни к кому не привыкал.
Семья и дети, по представлению женщин-матерей этой группы, - главное в жизни женщины. Если нет детей, жизнь женщины прошла впустую (Бухгалтер, 42 года, не замужем, 9-летний сын).

И, согласуясь с этой житейской истиной (вполне традиционной), родительские строгости смягчаются по мере повышения возраста дочерей. Особенно это проявляется в историях женщин, имеющих деревенские корни.

Представления старших поколений сельчан основаны на нормах раннего вступления в брак и рождения детей.
Директор фирмы, 29 лет, не замужем, 5-летняя дочь, гор. По понятиям нашей семьи, я родила очень поздно (в 24 года). Когда мне было 22 г., мои родители махнули на меня рукой - считали, что я осталась без семьи и без детей, что я не состоялась как женщина и вообще как человек...

Мои родители ждали от меня замужества, ребенка. И даже независимо от того, замужем я или нет, моя мама была на моей стороне, я знала, что помощь мне всегда будет.

И вообще, как бы я ни решила, мои родители, мои вечные адвокаты, меня поддержат.
Кризисный момент трудного выбора молодых (юных) городских внебрачных мам смягчается либеральностью взглядов их ещё тоже молодых родителей, берущих на себя значительную часть материально-бытовых проблем своей дочери.
Домохозяйка, 17 лет, не замужем, 7-месячный сын, гор. Когда родители узнали о беременности, мама сказала: Решай сама, не маленькая.

Если оставишь ребенка, мы тебе поможем и поддержим.
Таким образом, драматичность дискурса распавшихся сожительств связана, скорее всего, с не оправдавшимися надеждами женщин на устойчивое длительное партнерство, на воспитание ребенка в полной семье, с разочарованием в любимом мужчине-партнере как потенциальном муже и отце детей.
Внебрачные рождения, не ориентированные на совместную жизнь
с отцом ребенка
(Дискурс Ребенок для себя)
Важным отличием данного дискурса от предыдущего является то, что эти женщины изначально знали и сознательно шли на то, что, став матерью, они никогда не будут жить одной семьей с отцом ребенка. Объясняется это тем, что в этих историях мужчина выполняет роль любовника, как правило, он уже женат, имеет детей. А женщина-мать внебрачного ребенка была (или есть) любовница, априори морально готовая к последующему за рождением ребенка супружескому одиночеству. Часто это мотивируется сознательным отказом от возможности увести его из семьи.

В других ситуациях женщина изначально не относилась к партнеру, как к потенциальному мужу. Здесь не было совместной жизни, встречи носили характер любовных свиданий. В эту группу входят 12 (24%) из опрошенных женщин, в том числе 7 (23%) из городских и 5 (25%) из сельских.

Возраст женщин при рождении ребенка в этой группе около 30 лет, хотя среди сельских женщин есть такие, которые считают, что и в 23 года пора родить ребенка для себя, чтобы не остаться одной.
Домохозяйка, 30 лет, замужем, двое сыновей: 6-летний (внебрачный) и 2летний), сел.: В 23 года я захотела родить ребенка. Я даже замуж так не хотела, как ребеночка иметь. И в 24 года я родила его для себя.

Я встречалась с мужчиной, он был женатый, мне он вообще-то нравился. Но встречались мы редко. И я неожиданно почувствовала, что беременная. Я посидела-подумала: мне 23 года, если первый аборт сделаю, потом вообще детей не будет.

Замуж выйду, муж захочет ребенка, а я скажу: Не могу? Решила родить чисто для себя, зная, что он не женится на мне... Конечно, сначала я переживала - родители ругались, но я сама так хотела маленького!

И я считала, что их это не должно сильно касаться, тем более - огорчать. Папа мой стал поддерживать меня, потому, что понял, что я настроилась на сына. Я знала, что будет мальчик, вот мальчик мой и родился!

Я хорошо себя чувствовала, была спокойна и за себя и за малыша... Отец его о нем знает, сначала он приходил, потом сказал, что это не его ребенок, а его дети у него дома. Потом он сошелся с другой женщиной и они уехали из нашей деревни. Когда моему мальчишке было 3 года, я вышла замуж, родила второго сына.

В муже своем я уверена.
По этому рассказу ясно, что если даже женщина и рожает ребенка для себя, подспудно у неё сохраняются ожидания создать полноценную семью, проявить себя не только как мать, но и как жена. Но с повышением возраста одинокие женщины постепенно теряют надежду на удачную супружескую, семейную жизнь и так или иначе смиряются с этим. И действительно, не у всех судьба складывается счастливо.

В этот дискурс вписываются и истории женщин, пережившие драматические или даже трагические ситуации первой любви, после чего на определенное время, а некоторые и на всю жизнь, отключаются от личной жизни.
Научный сотрудник, 58 лет, не замужем, 16-летний приемный сын: Когда я училась в институте, у меня погиб жених - летчик-испытатель, мне был 21 год. Закончила институт, работала, многие ухаживали за мной, предлагали руку и сердце, но я считала, что у меня такая судьба - быть одинокой, всем отказывала, была верна своему погибшему жениху.

Взялась за научную работу, нянчилась со студентами, ездила по стране, по всему миру, защитила диссертацию. Стала задумываться: Для чего живу?

Жизнь подходит к концу, всё есть - квартира, машина, дача, а зачем? Надо бы было ребенка родить, но с мужчинами никогда не было интимных отношений. И отец мой был очень строгих правил, он бы не простил мне беременность без мужа. Да и рожать было уже поздно.

Усыновила 1,5 годовалого мальчика из дома малютки. Очень надеялась, что мои отец и брат обеспечат "мужское воспитание. Но дед умер через год, а брат отстранился от забот.

Есть, конечно, проблемы с сыном... Жалею, что своего не родила...
Жесткость родительского контроля, упомянутая в этом рассказе, вооб-ще-то не характерна для дискурса ребенка для себя. Это объясняется как зрелым возрастом женщин, когда многие становятся практически независимыми от пожилых родителей, так и обеспокоенностью последних одиночеством своих дочерей.
В историях женщин, родивших ребенка для себя, уже нет той драматичности, той резко отрицательной оценки (предатель) своих партнеров, как в первом дискурсе. Здесь появляется спокойная рассудительность, рациональность зрелых женщин, сознательно стремящихся к материнству, а не к супружеству-партнерству (по крайней мере, внешне). Можно предположить, что и на самом деле женщины этой группы если и не меньше были влюблены в своих партнеров-любовников, то по крайней мере более рационально (хладнокровно) обнаруживали у них недостатки.



Поэтому и более спокойно, как к запланированному акту, отнеслись к прекращению интимных отношений, будучи (внешне) благодарными уже за прошлые эмоции и возможность родить ребенка. Вместе с тем, за внешней рассудительностью и благодарностью порой и в этой группе историй проскальзывает выражение обиды и брошенности.
Следует заметить, что среди тех женщин, кто родил ребенка для себя, по сравнению с предыдущей группой большая доля тех, кто на момент опроса имел постоянного партнера - мужа или сожителя, и, стало быть, полную семью - официальную (42 %) или нет (26 %).
Конечно, разделение женских историй на эти дискурсы-причины имеет условный характер, поскольку наряду с внешними различиями (длительность сожительств, частота встреч, глубина разочарований, жесткость культурных ограничений) в них есть одно общее и очень важное событие -состоявшееся материнство. И одинаковое представление об идеальной семье - мать, отец и дети.

Но к этому идеалу приблизились только некоторые женщины из первых двух групп.
Внебрачные рождения в стабильном сожительстве (Дискурс Полная семья)
В этой модели назвать матерей и детей внебрачными можно только по формальному признаку - неусыновленным детям, получающим пособие. Именно по этому признаку 12 полных семей с детьми попали в выборку обследования. Городских семей из них 8 (67 %), сельских - 4 (33 %).

Официально зарегистрирован брак у супругов в 3 городских семьях, причем в них муж матери не является отцом внебрачного ребенка. Остальные 9 семей - сожители, в 8 из них супруги-партнеры живут со своими (всеми или младшими в семье) детьми.

В противоположность первому этот дискурс можно назвать дискурсом Сохранившихся (устойчивых) сожи-тельств. В самом деле, здесь и там женские истории схожи, но семья (супружеский союз) не распадается.
Домохозяйка, 25 лет, стаж сожительства 3 года, сыну 1 год, гор.: В 19 лет я познакомилась с парнем, и мы стали с ним жить - родители выделили нам комнату в нашей квартире. Потом мы стали ссориться, и он ушел. После него был другой парень, мы с ним тоже прожили года полтора. А вот этот, отец ребенка, уже третий.

Он мне сразу понравился своей самостоятельностью, он младше меня, и я как-то не могу про него сказать муж. С ним мы живем уже три года. Родители относятся к моим партнерам спокойно. Когда я сказала парню о беременности, он очень обрадовался, а на следующий день раскричался и заявил, что уйдет.

Испугался он, что ли. Это у меня вторая беременность, во время первой был сильный токсикоз и выкидыш.

Если бы он вправду ушел, я не оставила бы беременность. Как бы я одна растила ребенка? Мама с папой уже пожилые...Уже через день он всё передумал, а тогда - я не знаю, что на него нашло... Сейчас он очень любит сына, и, наверное, он хороший отец, а я хочу второго ребенка.

Мы будем вместе.
Отличительной чертой этой модели является большее число детей в семьях: в пяти - по 1, в двух - по 2, в остальных (сельских) - по 3 - 4 детей. Судя по историям, судьба их матерей вовсе не всегда гладкая: двое из них овдовели с младенцем на руках, одна с тремя детьми ушла от мужа-деспота.

Но им посчастливилось встретить на жизненном пути мужчин, взявших на себя ответственность за их семьи.
Домохозяйка, 36 лет, стаж сожительства 12 лет, 16-летняя дочь внебр., 3 сына, зарегистрированы по совместному заявлению родителей, сел.: С мужем живем хорошо, я его слушаю, он - меня. Я не могу сказать, что я влюбилась в него.

Просто он мой и всё! Он мне и друг, и любовник, и муж, и лучше его никого нет. Не выпивает, с полуслова все понимает.

Сейчас мы подумываем, не зарегистрироваться ли, жизнь-то стала непостоянная. Надо расписаться, потому что мы строим дом, чтобы детям было наследство.
На вопрос о причинах нерегистрации фактически существующего многолетнего союза женщины из этой группы семей давали весьма разнообразные, но конкретные ответы: Бывшая жена не дает развода (домохозяйка, 39 лет, стаж сожительства 14 лет, 13-летний сын, гор.); Свадьбу справили, но не зарегистрировались, потому что мне было 15 лет (домохозяйка, 20лет, стаж сожительства 5 лет, двое детей, гор.); Сначала как-то неудобно было: мне 17 лет, а ему уже 35. А потом забыли, так вместе и живем, у нас трое детей (безработная, 33 года, стаж сожительства 16лет, трое внебрачных детей, сел.); Никакого значения не имеет, зарегистрированы мы или нет.

Даже, наверное, лучше, что не зарегистрированы - всё идет от души, а не от штампа в паспорте (медсестра, 39 лет, стаж сожительства 4 года, внебр. дочь 1,5 года, 4-й ребенок). Идея последнего высказывания встречается во многих историях и во всех группах опрошенных женщин.

Возможно, в этом состоит модернизация современной семьи - быть высокой ценностью для женщины и мужчины и их детей, а не для государства.
Рождения, ставшие внебрачными из-за овдовения или развода во время
беременности женщины
(Дискурс Парадоксальные истории)
Эту группу составляют истории 7 женщин, ставших матерями внебрачных детей, условно говоря, неожиданно даже для самих себя. Двое из них овдовели во второй половине беременности, пятеро родили второго или третьего ребенка после развода с отцом ребенка.

Причем у двоих из разведенных официальное оформление развода сначала имело формальный характер - ради прописки и последующего решения квартирного вопроса. А потом эти женщины и фактически остались без мужей.
Рабочая, 41 год, разведена, стаж сожительства 5 лет, два внебр. сына 15 и 2лет, гор.: Вышла замуж, жили в Тюмени, мама - здесь. Она болела астмой, написала мне, что приступ за приступом, состояние тяжелое, а брата тогда посадили.

Помрёт - 2-комнатная квартира пропадёт, государству достанется. Ну, я всё бросила, приехала.

Развод оформила заочно, мне надо было прописаться здесь. Сын родился уже после развода, через две недели.

В общем, всё из-за квартиры. Муж сюда не приехал, не писал мне, потом он женился, развелся, снова женился. А мать еще 14 лет болела, в прошлом году похоронили...

Когда я уехала от мужа, мне было 25 лет, сын родился в 26, а в 39 вот маленького родила. Когда мама была, мы с его отцом встречались тайно, теперь вместе живем, и старший сын спокойней стал...

Регистрироваться я и сама не хочу. Потому что, думаю, если не поживется, ничем не удержишь все равно.

Алиментов не дождешься, если уйдет, а так - пособие от государства - все-таки доход.
Но всё же основной стержень каждой из этих грустных парадоксальных историй - рождение желанного ребенка, забота о нем, ответственность. Как видно, даже попадая в сложные, порой драматические жизненные ситуации, все опрошенные женщины делают свой выбор в пользу материнства.

И только одна женщина, судьба которой поистине трагична, призналась, что ей приходила мысль оставить ребенка в роддоме.
Санитарка, 45 лет, разведена, дочерям 22 и 19 лет, родились в браке, сыновья 12 и 8лет - внебрачные, сел.: Решила, что напишу заявление главврачу, кормить не буду. Но как только он родился и запищал, я заревела.

Думаю: Господи, 9 месяцев носила, а теперь оставлю? Троих кормлю, и ему каши хватит.

Не смогла я его не кормить, просто материнское чувство перебороло.
Таким образом, по материалам исследования видно, что главная причина возникновения внебрачной семьи, главная основа всех жизненных путей женщин, родивших детей вне брака, - это не отказ от семьи, а стремление к ней. И правильнее здесь говорить не о причинах внебрачного рождения, а о судьбах женщин, у которых оно случилось.
Что касается некоторых предположений о дифференциации внебрачной рождаемости в зависимости от социального статуса женщин, то из полученных материалов видно, что в одной и той же группе схожих судеб оказываются директор фирмы и сельский сторож, главный художник издательства и дворник домоуправления. В современных условиях, по-видимому, не существует тесной связи между благосостоянием и брачным, репродуктивным поведением людей вопреки выводам О. Льюиса [Lewis O., 1975] и М. Босанаца [Босанац М., 1981], согласно которым свободные союзы, внебрачные рождения были элементами субкультуры беднейшего слоя.
Внебрачная рождаемость, как показывает демографический анализ, -довольно распространенный феномен среди как городского, так и сельского населения. Его распространение имеет довольно устойчивую тенденцию к росту (см. гл. 2, § 1). Но в то же время большого прироста моноро-дительских семей не фиксируется: со временем происходит узаконивание брачных отношений между сожителями или образование повторной семьи (с другим партнером).

По существу же объяснение причин этого феномена, основанное на демографических фактах и некоторым образом подтвержденное социологическим обследованием, заключается в том, что современные тенденции в семейной сфере не противоречат глубоко традиционным стремлениям мужчин и женщин к браку, к семье.
По результатам проведенного разведывательного исследования можно предположить, что в России, в Сибири, как и в европейских странах, идет процесс модернизации семейной сферы. Внешне это проявляется в тенденциях снижения показателей брачности, рождаемости, разводимости. Но по существу это процесс утверждения ценности женщины-матери-личности, процесс расширения индивидуального выбора женщин в сфере семьи и брака. И облегчение этой ситуации состоит в ослаблении традиционных строгостей, запретов, осуждений.

Поэтому нельзя согласиться с авторами, которые называет внебрачных детей незаконнорожденными и ставят неофициальные супружеские союзы (сожительства) в один ряд с алкоголизмом, наркоманией, насилием в семье [Антонов А. И., Мацковский М. С., 1995]. Такая оценка консервирует социальную дискриминацию.

§ 3. Демографические тенденции и социологическое исследование сожительства

Неофициальные супружеские союзы (сожительства - cohabitation) становятся всё более распространённым социальным феноменом не только в России, но и в европейских, североамериканских странах. Результаты демографических, социологических исследований этого явления (сравнительных и по отдельным странам) свидетельствуют о следующих тенденциях:
- снижение показателей заключаемых браков (первых, повторных) и рост разводимости не ведет к повышению доли одиноких среди женщин: почти треть численности женских когорт 1920 - 1960 гг. имели опыт длительного партнерства вне официального брака; в 40 - 50 % союзов присутствуют дети, 3/4 - 4/5 сожителей предполагают рано или поздно узаконить свои отношения, но 15 - 20 % не уверены, что когда-нибудь поженятся [Bumpass, Sweet and Cherlin 1991; Prinz 1994];
- протогенетический интервал для замужних женщин меньше, чем у женщин в неофициальных союзах, при равной продолжительности партнерства [Klijzing and Macura 1997; Manting 1996; Manning 1995];
- для старших когорт женщин (1920 - 1950 гг. рождения) среди неофициальных супругов вероятность распада союза была выше, чем среди замужних - развода [Prinz 1994; Schoen 1992]. Но для самых молодых когорт женщин (1951 - 1970 гг. рождения) риск разделения значительно снижается: сожительства перестают выполнять селективную функцию (пробного брака) [Schoen, 1992; Lapierre-Adamcyk, Pool, Dharmalingam, Hillcoat-Nalletamby, 1997];
- более 50 % численности женских когорт 1951 г. рождения и позднее к возрасту 29 лет предпочитают сожительство официальному браку, так что эти союзы становятся субинститутом брака [Manting, 1995; Lapierre-Adamcyk, Pool, Dharmalingam, Hillcoat-Nalletamby, 1997; Prinz, 1994];
- выборы между неофициальным союзом и законным браком основаны на дифференциации предпочтений и ориентаций людей практически во всех сферах жизни: семейной, репродуктивной, сексуальной, трудовой, доходной, досуговой, гендерно-ролевой [Rindfuss and VandenHeuvel, 1990; Clarkberg, Stolzenberg, Waite, 1995].
По данным российской микропереписи 1994 г., без регистрации жили 6,5 % мужчин и 6,7 % женщин, считавших себя состоящими в браке. Распространенность незарегистрированных браков среди всего взрослого населения России примерно такая же, какой она была в 1993 г. в США или в середине 80-х годов в Великобритании, Франции, Нидерландах, заметно ниже, чем была уже тогда в Швеции (20 %), Норвегии и Финляндии (по 11 %), однако выше, чем в Италии (1 %), ФРГ (5 %), Австрии (4 %) и Венгрии (3 %).
Данные микропереписи 1994 г. дают представление о некоторых структурных характеристиках неофициальной брачности в России. Они показывают, в частности, что среди женщин, состоящих во всех союзах, наибольшая доля приходится на самые молодые возрасты: от 16 до 20 лет.

К 26 годам доля таких союзов в общем числе браков значительно снижается, наименьшее значение имеет в возрастах 30 - 33 года, после чего снова начинает расти.
Похожие тенденции проявляются во многих странах, но для России специфичны высокие показатели доли неофициальных супругов в старших возрастах (см. табл. 6, с. 36).
Частые случаи неофициальных браков среди людей старших поколений могут свидетельствовать об уже долговременной распространеннности в России данного феномена и лояльности общественного мнения по отношению к нему.
Рост числа сожительств в большой степени компенсирует снижение официальной брачности, отмечаемой в России, в Сибири (см. табл. 4, с. 35) в последние годы. Та же тенденция наблюдается и в западных странах.

Стало быть, откладывание или отказ от официального брака, по-видимому, не является отказом от супружества вообще.



Содержание раздела