d9e5a92d

Трансформация идентификационных структур

Проблема динамики, трансформации социальной идентичности относится сегодня к разряду актуальных и вместе с тем сложных междисциплинарных областей исследования [15]. Ситуация радикальных социальных перемен, появление новых общественных идеалов и ценностей стимулируют процессы конструирования идентификационных структур личности.
Объективно происходящие изменения на уровне общества, социальной группы или личности имеют субъективную представленность в рамках общественного или индивидуального сознания [28]. Поэтому социальные изменения и последующий кризис идентичности и ценностей становятся актуальным объектом психологического анализа. В то же время проблема трансформации идентификационных структур сначала была предметом анализа социологов, что сказывается на явно недостаточном количестве психологических работ в этой области.

В психологии наблюдается разграничение областей исследования: в социальной психологии разрабатывается концепция идентичности, в возрастной - ее динамика и формирование, поэтому в итоге концептуальные разработки сущности и структуры идентичности не оказывают должного влияния на изучение процесса трансформации идентификационных структур.
Проблема динамики и трансформации социальной идентичности разрабатывается в зарубежной психологии, прежде всего, в русле ТСИ и психоанализа, а также тех направлений, о которых речь шла выше, в отечественной - в парадигме психологии социального познания и социального развития личности (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская), этнической психологии (Н.М.

Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.А., Хотинец), этнологии (А.П. Садохин, Т.Г.

Грушевицкая), возрастной психологии (И.А. Снежкова), политической психологии (И.Ю.

Киселев, А.Г.
Смирнова). Больше всего исследований, направленных на
выявление этапов, принципов, причин и механизмов формирования социальной идентичности, было проведено на подростках, а также в связи с изучением этнической идентичности [25, 57, 23, 26, 122, 174, 245 и др.].
По отношению к различным типам изменений идентификационных структур применяются понятия: трансформация, конструирование, развитие и формирование, которые зачастую используются как синонимы или отчасти дополняют друг друга [28, 243, 244 и др.]. Поэтому необходимо уточнить, в каком смысле они будут использоваться в данном исследовании.
Развитие психических процессов в социально-психологической литературе рассматривается практически так же, как и в других направлениях психологии, а именно, как закономерное видоизменение во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях [211]. Поэтому развитие идентичности представляет собой изменение представлений о своем месте в социальном мире в течение жизни.
Процесс формирования идентичности в социально-психологическом смысле рассматривается несколько шире, чем в возрастной и педагогической психологии, и представляет собой необходимый момент социализации, в ходе которого проявляется влияние всей совокупности факторов личностного становления [15].
Можно сказать, что процессы развития и формирования идентичности сопровождают друг друга, но, говоря о формировании, подчеркивается целенаправленность влияния на идентичность в процессе социализации. Результатом развития и формирования идентичности является новое качественное состояние идентификационной структуры личности.

В определенном смысле можно говорить о развитии личностной и формировании социальной идентичности. Но, учитывая сложную взаимосвязь между понятиями личностная и социальная идентичность, по
отношению к социальной идентичности мы будем
использовать оба термина, имея в виду, что развитие больше связано с влиянием природных, слабо контролируемых факторов, а формирование - со всей совокупностью различных целенаправленных факторов, которые воздействуют на возникновение и изменение идентификационных структур.
Иначе говоря, формирование идентичности понимается нами как связанный с влиянием различных факторов процесс преобразования идентичности на разных этапах социализации, результатом которого является качественное изменение идентичности, т.е. развитие.
Конструирование используется в рамках конструктивистского подхода и означает приведение информации о мире в систему, организацию этой информации в связанные структуры, помогающие постичь ее смысл [15, 244]. Здесь подчеркивается активность познавательной деятельности субъекта в ходе построения идентификационной структуры.
Трансформация идентичности - более современный термин, который, по сути, включает в себя предыдущие, поскольку означает преобразование, превращение, изменение структуры идентичности под влиянием различных факторов, как возрастных, так и социальных. Но в большей степени он применяется по отношению к быстрому изменению и конструированию идентификационных структур под влиянием социальных факторов, в частности, нестабильности, неопределенности [28]; социокультурных перемен [130]; смены политического устройства общества [207]; кризиса идентичности [234].
Процесс трнасформации идентичности анализируется в двух аспектах:
- возрастном (закономерно происходящие изменения в ходе возрастного развития), в этом смысле важно понять, как идентичность складывается в жизни на разных этапах социализации индивида;
деятельностном (процесс, происходящий под влиянием изменений в социальном окружении и деятельности субъекта), в этом смысле необходимо выявить возможности и механизмы целенаправленного влияния на содержание и структуру идентичности.

Роль социокультурной среды в трансформации социальной идентичности

Особое значение в трансформации и конструировании социальной идентичности придается социокультурной среде, о детерминирующей роли которой по отношению к структуре, типу самосознания человека, характеру его развития писали многие ученые. Например, Л.С.

Выготский, изучая природу самосознания и его истоки, пришел к выводу, что социокультурная среда - внешняя, идеальная форма, которая становится реальной, вызывает к жизни внутренние формы деятельности через психические орудия: знак, слово, символ, значение и смысл [50].
Дальнейшее изучение роли психических орудий показало, что они вызывают к жизни внутренние формы деятельности, а не только выступают в роли стимулов, способных вызвать те или иные ответы, реакции, поведенческие акты. В результате описание и предсказание внешнего поведения становятся очень сложной задачей. Как писал В.П.

Зинченко, обращение на самого себя, взгляд на себя со стороны - это начало способности заглядывания внутрь самого себя, начало формирования образа Я и вынесения его в целом или отдельных свойств вовне. Это объективация самого себя, своей собственной субъективности, формирование самосознания.

В этом тайна и первое условие формирования себя, условие самостроительства человека, культурного формирования личности [93].
Самоидентификация индивида определяется свойствами культуры, миссию которой в становлении самосознания подчеркивали многие психологи и философы [20, 53, 106, 132, 214, 219, 229, 247]. Человеческая культура как способ организации и развития жизнедеятельности людей, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе общественных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений к природе, людям, а значит, в совокупности качественного своеобразия отношений этнических субъектов к параметрам развития своей общности (социокультурные, климатические, географические, биологические и т.д.), в совокупности отношений с другими общностями, является важнейшим фактором формирования сознания [157, 263].
В отношении культуры особенно подчеркивается роль общества, что, например, конкретно и четко сформулировано М. Херсковицем, понимающим культуру как часть человеческого окружения, созданную самими людьми [244]. Аналогичная идея прослеживается в определении субъективной культуры Г. Триандиса [497]. Субъективной культурой Триандис, работы которого связаны с изучением этнокультуры, называет характерные для каждой культуры способы социального восприятия, с помощью которых члены культурных сообществ познают созданную людьми часть человеческого окружения: то, как они категоризируют социальные объекты, какие связи между категориями выделяют, какие категории (нормы, роли и ценности) признают своими [497].

Понимаемая таким образом, она охватывает все представления, идеи и убеждения, которые являются объединяющими для того или иного народа и оказывают непосредственное воздействие на поведение и деятельность его членов.
Процесс влияния культуры на сознание очень сложен, поскольку культура - это идеальная форма, внутри которой рождается человек, которую потом он постепенно присваивает себе или превосходит и которая становится
собственной субъективной реальной формой. „Отношения между
идеальной и реальной формами правильнее всего могут быть описаны как взаимное порождение"; „идеальная, реальная и медитативная - это живые формы, они имеют общую природу. Они органичны, комплиментарны, конгениальны друг другу, совместимы друг с другом" [93, с. 22].
Самосознание индивида, формирующееся внутри определенной культуры, находится под влиянием конкретных ее элементов. В социальном плане важнейшими структурами, в которых сосредоточены опыт и ценности культуры, являются различные социальные группы.

Принадлежность человека к группе отражается в содержании социальной идентичности.
Актуальность данной проблемы не означает, что в жизни каждого человека вопросы самоидентификации являются перманентно центральными по сравнению с другими проблемами реальной жизни. Но в какие-то периоды человек оказывается перед сложнейшей психологической проблемой, связанной с групповым членством и необходимостью поиска ответа на вопрос: Кто я?
В процессе развития, усвоения норм и ценностей культуры человек постепенно определяет границы своего субъективного Я и социальных общностей. В детстве возможности активного вмешательства в этот процесс весьма ограничены. Взрослый человек имеет большие возможности работы со своей идентичностью.

Субъективную неизбежность содержания первичной социализации подчеркивают и П. Бергер и Т. Лукман, утверждая, что "волей-неволей ребенок живет в мире, определяемом его родителями" [30, с.232]. На примере исследования развития этнической идентичности было показано, что в процессе инкультурации ребенок приобретает все новые знания о межэтнических различиях и более четко определяет свою принадлежность к определенному этносу [244].


осуществляется в течение практически всей жизни человека [481, 486].
На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется как этническая осведомленность, так и этническая самоидентификация. Если первоначально этническая осведомленность основывается на очевидных показателях - цвете кожи, внешности, языке, то постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Одновременно развивается способность ребенка к адекватной самоидентификации, которая проявляется в правильном самоназвании. В результате каждый новый член общества оказывается "приписанным" к той или иной этнической группе.

Это значит, что в процессе развития действуют как пассивные, так и активные механизмы. Взрослому человеку важно научиться осознавать вопросы границ своего Я и перспектив развития [244].
Многочисленные исследования показывают, что идентичность может меняться при изменениях социальной ситуации, в которой находится индивид. Например, в условиях миграции происходит перестройка сложившихся представлений о себе [62, 63, 143, 145, 154, 240].
На трансформацию социальной идентичности влияют не только бесчисленные обстоятельства индивидуальной человеческой жизни, но и факторы, обусловленные изменениями в жизни общества. Глобальные изменения в социально-политической сфере могут способствовать интенсификации определенных идентификационных структур как целого народа, так и отдельного человека [15].

Ярким примером этого является рост локальной и этнической идентичности народов нашей страны, когда осознание принадлежности к этнической общности и к государству, дополняют и усиливают друг друга [143, 145, 244]. Как показывают эмпирические исследования, у многих русских, живущих в бывших союзных
республиках, пробудилась этническая идентичность. При этом
часто наблюдается действие синдрома навязанной этничности [74],
который сопровождается ростом негативных чувств, связанных с этнической принадлежностью, а также обостренным восприятием дискриминации и увеличением культурной дистанции с "титульным" этносом.
Социокультурный аспект влияет на трансформацию идентичности как взрослых, так и детей. Как показала Т.Г. Стефаненко, у детей последовательность стадий развития этнической идентичности и их временные границы не являются универсальными для всех народов и социальных ситуаций.

В зависимости от социального контекста они могут ускоряться или замедляться [244].
Большое влияние на осознание своей идентичности имеют условия жизни человека, а именно: в полиэтнической или моноэтнической среде он живет [143, 145, 154, 244], в обществе с простым или сложным разделением труда и распределения знания [30], жестко структурированном или динамичном обществе [15] и т.д. Например, в поликультурной среде ситуация межкультурного взаимодействия дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей группы и других культурных групп, их сходстве и различиях, способствует развитию межкультурного понимания и формированию коммуникативных навыков [143, 145, 154, 244].
Вопрос о структуре идентичности в поликультурной среде является очень запутанным. В поликультурной среде, особенно в ситуации неконфликтных межэтнических отношений, кроме потребности в дифференциации проявляется и тенденция к межгрупповой интеграции [7], которая приводит к стиранию границ идентичности отдельных этнических и культурных групп. В то же время размытая самоидентификация может соседствовать с глубоким переживанием своей этнической принадлежности, использованием при конструировании идентичности большего количества элементов.

Например, свою этническую принадлежность глубже переживает русский ребенок, живущий в многонациональной Москве, чем житель отдаленной деревни в Архангельской области, хотя у последнего может быть более однозначная и четкая самоидентификация [244].
Все это позволяет сказать, что в процессе социализации происходит постепенное осознание существования различных социальных структур, а также социальной идентичности, заключающейся в признании собственной принадлежности к какой-либо общности, которая может быть узкой, например, референтная группа, или широкой, например, народ. В связи с этим формируется система социальных характеристик, неразрывно связанных с индивидуальными, но имеющих смысл объединения человека с другими, определяющих его позицию в обществе, отношение к ценностям, нормам, ролям группы, социальную перспективу и деятельность.
Под влиянием социокультурных условий происходит формирование новых компонентов социального Я, соответствующих образцов психической культуры [58, 59, 133], которые помогают человеку найти свое место в социальном мире, построить стратегию деятельности и обучения, взвесить ценностные ориентиры, найти разумное сочетание индивидуального и социального в реальном поведении и осознании происходящих событий. Важность обращения к культуре в контексте проблематики идентичности, подчеркивается тем, что личностная и социальная идентичность проявляются через существование культуры.
В последнее время наблюдается попытка выйти за рамки линейного рассмотрения формирования идентичности, т.е. линейной биполярной модели. Поскольку индивид может одновременно идентифицировать себя с несколькими общностями, то возникает проблема выраженности той или иной идентичности.

Например, мигранты могут называть себя не одним словом, а более описательно, скажем, я скорее американец, чем русский.
наблюдаются попытки использования модели двух измерений идентичности, которая используется, например, в этнопсихологии [244]. В этих работах было показано, что для большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с "объективной" этничностью. При благоприятных социально-исторических условиях позитивная этническая идентичность сопровождается патриотизмом, гордостью за достижения своего народа и его великих представителей, адекватно высокой самооценкой, чувством собственного достоинства и т.п..

Этот тип идентичности по типу "нормы" (позитивная этническая идентичность) предполагает соотношение в структуре идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам [241]. Нормальная этническая идентичность может сохранять свои характеристики и в условиях кризиса, что подтверждается тем фактом, что даже в кризисное постсоветское время для многих россиян характерна подобная "нормальная" этническая идентичность без чувства национальной исключительности и враждебности к другим этническим общностям [90, 231].
В поликультурном обществе возможна идентификация себя с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность) в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая более высокий экономический, социальный и т.д. статус, чем своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция, т.е. принятие ее традиций, ценностей, норм, языка и т.п. вплоть до - при условии принятия индивида группой - полного растворения в ней [244].
В то же время, более распространенной моделью идентичности поликультурного общества является биполярная идентичность, что проявляется в наличии у субъектов бикультурной компетентности, психологических особенностей обеих групп и осознании своего сходства с ними. Именно биэтническая идентичность является наиболее благоприятной для жизни в полиэтническом обществе, поскольку она позволяет органично сочетать разные ракурсы восприятия мира, овладевать богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной [244].
Несмотря на очевидное продвижение вперед в понимании сложности структуры идентичности благодаря модели двух измерений, можно отметить, что такой подход не позволяет учесть все многообразие идентификационных характеристик и внутренних взаимосвязей между ними и требует своего развития и дополнения.
Проведенный анализ показывает, что пока в психологии еще не выработаны четкие представления о механизмах и критериях процесса трансформации социальной идентичности, которые позволили бы описать изменения в структуре идентичности под влиянием различных социокультурных условий.
По нашему мнению, проблема трансформации социальной идентичности связана прежде всего с поиском механизмов, которые помогают индивиду соотнести настоящее и будущее, интегрировать различные влияния культуры и найти свое место в сложном динамичном мире. Социальная идентичность -зависимая переменная.

С одной стороны, она сама формируется в определенном социальном и культурном контексте, с другой, оказывает влияние на процесс личностного и профессионального становления человека, адаптации к реальности, требованиям культурной среды. В этом смысле преобладающая идентичность может быть некоторым индикатором актуального спектра личностных проблем субъекта в контексте реальной социокультурной среды и в то же время - внутренней основой для преодоления трудностей социализации.

Возрастные и социально-психологические закономерности развития и формирования социальной идентичности

Первые эмпирические данные относительно закономерностей развития и формирования социальной идентичности были получены в психологии развития, в основном в рамках ранней юности, поскольку в большинстве возрастно-психологических концепций период отрочества определяется в первую очередь через новообразования индивидуального самосознания, среди которых важнейшими признаются именно идентификационные структуры [28].
Первоначальные представления о своей принадлежности к той или иной группе формируются с детства. Дети, воспринимая мир глазами окружающих их взрослых, начинают понимать, к какой группе они принадлежат, и приобретают предписанный обществом статус. Если на ранних стадиях этот процесс основан больше на механизмах подражания, то уже в подростковом возрасте приходит осознание собственной принадлежности к определенным общностям.

Не случайно подростки стремятся определить границы этих общностей через сленг, внешний вид, особенности поведения.
Начало исследований данной проблематики было положено Э. Эриксоном, который рассматривал становление Я в социокультурном контексте. В его концепции идентичность является продуктом определенной культуры, а также возможностями индивида. Эго-идентичность происходит из культурно значимого достижения человека и возникает в процессе интеграции отдельных идентификаций.

Она относится к числу энергетических компонентов Я, поскольку является заряжающим человека психической энергией субъективным чувством непрерывности самотождественности [292, 293].
Процесс развития идентичности Эриксон понимал как
взаимодействие трех составляющих: биологической, социальной и собственно эго. Важно подчеркнуть, что, так же как и другие представители данного направления, он полагал, что надсистемными в формировании идентичности являются процессы эго-синтеза.

Это означает, что социальная идентичность входит как подструктура в более общую - личностную.
Человек в своем развитии приобретает разные качества, как положительные, так и отрицательные. Поэтому, кроме содержательных компонентов идентичности, о которых шла речь выше, он выделяет еще и позитивную и негативную идентичность, которые можно назвать оценочными компонентами.

Описание развития идентичности строится на основе анализа новых образований, элементов в личности, а также их позитивной или негативной окраски.
В процессе развития происходит взаимодействие всех названных выше компонентов (эго-синтез), в результате чего появляется гипотетическая конфигурация идентификаций, которая в течение жизни несколько раз меняет свою структуру за счет двух основных процессов: интеграции и дифференциации. В ходе первого процесса происходит объединение одиночных качеств в группы, второй - направлен на разделение различных групп качеств по каким-либо признакам.

Момент переструктурирования идентичности переживается человеком болезненно и может иметь негативные эмоциональные последствия.
На основе эпигенетического принципа Эриксон описывает восемь стадий развития и соответственно жизненных психологических кризисов, которые проходит человек в своем развитии [178]. На каждом этапе происходят переструктурирование конфигураций, качественное преобразование внутреннего мира и вследствие этого изменение отношений с окружающими людьми. Процесс развития идентичности на каждой стадии подготовлен
процессом предшествующего развития. Новые характеристики
идентичности отражают какие-то особенности данного этапа развития, но следы конфигураций каждого этапа сохраняются на протяжении всей последующей жизни.
На каждой стадии на уровне индивидуального опыта в процессе развития у человека появляется чувство идентичности (чувство личностного тождества и исторической непрерывности личности). Это чувство становится сознательным благодаря двум одновременным процессам: восприятию индивидом себя как тождественного самому себе, а также восприятию того факта, что другие признают его тождество и непрерывность (293).

Переживание чувства идентичности с возрастом усиливается.
Стадии личностного развития в полной мере можно отнести к соответствующим стадиям развития идентичности, поскольку одним из основных критериев перехода из одной стадии в другую являются изменения эго-идентичности. На каждой стадии возникают кризисные поворотные моменты, при разрешении которых появляются определенные личностные качества [15, 178].

Центральной тенденцией в переживании всех критических периодов развития является стремление к собственной идентичности.



Содержание раздела