d9e5a92d

Теория продолжает развиваться в обоих направлениях.

Основоположник этой теории Анри Тэшфел еще в 1970-е годы представил в европейской психологии движение, которое отказалось от
индивидуалистических крайностей американских психологов [398] и более конкретно определило основные постулаты и принципы.
Теория социальной идентичности (ТСИ) - это, с одной стороны экспериментальное движение в Европейской социальной психологии, с другой, отчетливо выраженная теория [306]. Теория продолжает развиваться в обоих направлениях.

Яркими последователями А. Тэшфела являются Дж. Тернер, Д. Абрамс, М. Хог, М. Аугастинос, Н. Эллемерс, Р. Браун, П. Оакс и другие.
За последние десятилетия этой концепции посвящены дебаты в философии, религии, идеологии. Они направлены на понимание центральной проблемы социальной психологии - взаимосвязи между индивидуальным и коллективным: индивидуальное против коллективного, персональная идентичность против социальной идентичности. Популярность ТСИ объясняется обращением к постоянно актуальной теме своих и чужих.

Изучение социальной идентичности базируется на идее о том, что каждый индивид имеет определенные социальные характеристики, которые демонстрируют его или ее членство в группе или категории, с одной стороны, и персональными или индивидуальными характеристиками, которые более специфичны, уникальны, с другой стороны. Это концепция межличностной и межгрупповой дифференциации.
ТСИ рассматривается как своеобразный вызов традициям социального познания, которые сложились в американской социальной психологии, и выражением принципиальной позиции европейской социальной психологии, настаивающей на большей социальности социального познания, включении когнитивных механизмов в социальный контекст [314].
ТСИ - это один из подходов к исследованию социальной группы [393]. В то же время в теории достаточно серьезно даны основы Я- концепции как структуры, объединяющей Я-имиджи, которые различны в сложности и богатстве контекста, продолжительности и т.д.

Важный акцент в теории заключается в том, что эти Я-имиджи могут конструироваться в континууме между индивидуальными характеристиками (личностный полюс) и социальными характеристиками (социальный полюс) [501, 502].
Некоторые авторы делают попытку игнорировать термин социальная идентичность. Так, например, П.Н.

Шихирев акцентирует свое внимание на проблеме межгрупповых отношений в исследованиях Тэшфела, уходя при этом от вопроса о социальной идентичности как таковой, заменяя его описанием представлений о межгрупповых отношениях в сознании людей [284, 285]. Такой подход позволяет приблизить ТСИ к существующим направлениям в изучении межгрупповых отношений, но он стирает главное, что есть в этой теории, - проблему социальной идентичности в ее значении прежде всего для личности, а уж потом для группы.

Тэшфела как психолога и человека интересовали вопросы о том, каким образом различные социальные миры влияют на индивидуальный способ видения мира, в котором индивид живет и действует, а также почему между группами людей возникают антагонистические отношения.
Изучая различные социальные общности и анализируя особенности поведения человека в них, Тэшфел пришел к понятию межличностный -межгрупповой континуум, в котором располагаются все поведенческие реакции человека. Важно подчеркнуть, что деление поведения на межличностное и межгрупповое не есть деление между индивидом и чем-то другим: и в том и в другом случае действует человек как некоторая целостность.

Это, скорее, расстановка акцентов: индивид - сам по себе или индивид - часть группы. В одном случае человек действует как более или менее независимое существо, принимающее решение на основе каких-то собственных критериев, во втором - как член группы, выполняющий соответствующие требования группы.
В социальной психологии исследование причин и процесса развития межгрупповых конфликтов проводилось, в основном, в реальных условиях. Тэшфел предложил изучать межгрупповые конфликты и процессы на малых группах в лаборатории, создавая характеристики, соответствующие естественным. В лабораторном эксперименте группе задаются любые параметры, которые могут быть свойственны ей в жизни, как например, реальные общественные и экономические отношения, взаимодействие среди участников, структурные деления в пределах группы, чтобы создать другие роли, взаимозависимость среди участников группы и т.д.

Он провел много лабораторных экспериментов по изучению динамических процессов между группами и внутри группы. Эта исследовательская программа Тэшфела и легла в основу ТСИ [479, 487].
Цель его первого эксперимента, который проводился на учащихся школ из Бристоля (Англия), заключалась в ответе на вопрос, может ли идентификация человеком себя с группой влиять на межгрупповое поведение [487], иными словами, как проявляется в отношении между группами определение человеком своего группового членства. Экспериментальная группа состояла из анонимных и изолированных друг от друга членов, разделенных на две условные малые группы. Поэтому каждый ученик становился членом иллюзорной, но реальной для него как участника эксперимента, группы.

Оказалось, что это членство повлияло на действия школьников. Выбирая из двух стратегий: справедливой или выгодной для своей группы, они старались выбрать стратегию, которая увеличивает внутригрупповую выгоду.

Интересно, что они могли выбрать другую стратегию, которая дала бы возможность получить больший выигрыш обеим группам, но они предпочитали пусть меньший, но выигрыш, обеспечивающий некоторое превосходство над другой группой. Эксперимент показал, что в тех случаях, когда групповое членство более выражено (соответственно более выражено и чувство принадлежности к определенной группе, т. е. социальная идентичность), разница между собой и другими членами своей группы становится меньше.
Начиная с ТСИ, исследователи социальной идентичности обращают внимание на тесно связанные между собой понятия, которые обеспечивают процесс функционирования социальной идентичности: категоризация (самокатегоризация), социальное сравнение. Категоризация и социальное сравнение интенсивно изучаются в настоящее время в зарубежной психологии [359, 397, 409, 425, 440, 449, 492].
Социальные категории, с которыми человек себя идентифицирует, определяют его реальный статус. Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что социальный мир разделен на многие социальные категории. Некоторые из них широкие, такие, как класс, раса, религия, этнические и половые сообщества.

Другие узкие, они могут создаваться на какое-то время и исчезать, если люди больше не хотят их поддерживать, например, объединения по интересам, политическим взглядам, группы, создаваемые в экспериментальной лаборатории, и т.д. Для любого человека каждая из этих категорий будет означать более или менее принимаемое членство группы.

Не все понятия, обозначающие групповое членство, образуют реальный статус человека, некоторые из них оставляют слабый след в содержании социальной идентичности.
Согласно ТСИ социальная идентичность связана прежде всего с категоризацией, поскольку благодаря последней устанавливается различие между собой и другими [389]. Они показали, что приобретение данных различий - это ранняя и необходимая часть социализации. Чувство себя и знание, кто я такой, способность отражать и осознавать себя - все это формируется в социальном взаимодействии.

Этот процесс связан с нравственными канонами, воспитанными в семье и транслируемыми в обществе [483].
Несмотря на то, что в ТСИ идентичность - это основное понятие в теории Тэшфела, оно рассматривается в органической связи с процессом категоризации. Это имеет смысл прежде всего для объяснения феномена межгруппового фаворитизма, который проявляется в тенденции более благосклонного отношения к своей группе по сравнению с чужой [484, 485]. Категоризация, идентичность являются источниками этого феномена. Социальная идентичность - это принятая в той или иной степени субъектом социальная категория.

У каждого человека она конструируется через определенное количество социальных категорий, набор которых отчасти задан ситуацией, отчасти индивидуален. Социальная идентичность в любое время связана с частью социальных идентификационных категорий, выбираемых в соответствии с определенным социальным контекстом.

В ТСИ идентичность относится к области Я- имиджа или Я- концепции. Она связана с установкой человека на себя как на объект.
Знание собственных социальных идентификаторов недостаточно для того, чтобы оценить значение этого членства. Например, как оценить свою принадлежность к группе психологов или русских, если не иметь возможности посмотреть на это членство со стороны других людей.

Согласно ТСИ оценка категорий членства может быть осуществлена только через процесс социального сравнения.
Исследования того, как люди оценивают собственные личные и социальные качества через процесс социального сравнения, начинаются в 50-е годы ХХ века. Например, было выявлено, что на индивидуальном уровне для человека иметь позитивное самоуважение означает исходную посылку: я думаю о себе хорошо и считаю, что кто-то еще думает обо мне хорошо [370].
Для оценки себя в любом измерении необходимо имплицитное социальное сравнение с другими. Это же необходимо для идентификации себя с теми или иными социальными категориями. Любые частичные социальные категории членства могут информировать о позитивной социальной идентичности только через сравнение между кем-то из своей собственной группы и кем-то из внешней группы.

Ценность быть россиянином, психологом или студентом может быть оценена только в сравнении с другими социальными категориями.
Причины межгрупповой дифференциации в ТСИ объясняются тем, что человек мотивирован к тому, чтобы признать свое групповое членство, на основании чего у него складывается представление о себе как члене группы. Он также стремится повысить ценность своей социальной идентичности.

Это возможно только через социальное сравнение, т.е. определенные действия дифференциации собственной группы от чужой, путем оценивания членов своей группы по отношению к другим. Поставив свою группу выше, чем другие, через социальное сравнение субъекты начинают позитивно оценивать свою собственную группу и на основе идентификации себя с этой группой повышают ценность своей социальной идентичности.


Отправное исходное положение ТСИ заключается в следующем: позитивная дифференциация между Я внутри и Я вне группы достигается: через социальное сравнение между собой и членами своей группы (ingroup), а также людьми вне этой группы (outgroup).
Проблемой является то, что ТСИ формировалась преимущественно на примерах межгрупповых отличий, которые наблюдались в экспериментальных условиях на малых группах, поэтому ее перенос на объяснение межгрупповых конфликтов между реальными группами весьма затруднителен. Во втором случае группы должны быть рассмотрены в контексте истории межгрупповых связей, экономических и социальных позиций конфликтующих сторон и т.д. Об этом много писали в 80-е годы.

Например, было показано, что экспериментальная и реальная группы - это не одно и то же [337].
Поэтому в последние годы проводились исследования социальной идентичности в группах с различными статусами и структурами, прежде всего в группах с низким социальным статусом [314]. Многочисленные эксперименты послужили базой для создания теории социального сравнения, которая составляет ядро ТСИ и претерпевает в последние годы большие изменения.
Оригинальная версия ТСК была сформулирована Л. Фестингером [370, 371], которого интересовал вопрос о том, как индивид оценивает свои индивидуальные качества. Он предположил, что люди предпочитают оценивать себя и свои качества на основе некоторых объективных и осознаваемых критериев. Когда такие критерии недостижимы, люди оценивают себя через социальное сравнение с другими.

При этом наблюдается различие в сравнении способностей и мнений. Так, мотивами, вызывающими сравнение способностей, будут точность, правильность и самодостижение, а основным мотивом, вызывающим сравнение с чьими-то мнениями, будет приобретение социального согласия.

Мотив, лежащий в основе всех сравнений, - это желание точного самооценивания.
Позиция Фестингера развивалась во многих экспериментах в группе Тэшфела, поэтому можно сказать, что краеугольный камень ТСИ - это теория социального сравнения.
Оценивание социальной категории членства достаточно субъективно. По своей сути оно напоминает оценивание мнений, в том смысле, что трудно определить объективные критерии для того, чтобы сказать, является мнение правильным или ложным, хорошим или плохим. Так же точно и по отношению к группе необходимы некоторые показатели, чтобы сказать, что моя группа лучше, чем другая. Очевидно, что в реальности трудно назвать какие-то четкие критерии, позволяющие установить, чья группа лучше.

Несмотря на это члены каждой группы действуют так, как будто их категория членства лучше, чем у других людей. Человек имеет собственные
критерии для того, чтобы аргументировать преимущества
своего мнения и соответственно собственного группового членства.
При этом важно отметить, что сравнение идет с похожими, близкими, релевантными характеристиками. Люди видят вокруг себе подобных и проводят сравнение с теми, кто близок им по сути.

Педагоги для оценки своего социального статуса не сравнивают себя с детьми, но сравнивают себя с представителями других профессий. Кроме того, сравнению подлежат не все параметры групп, а лишь значимые в определенном контексте качества.
Можно сказать, что социальная идентичность основана на положительных, благоприятных, имеющих социальную значимость для субъекта сравнения отличиях своей группы от другой.
Для современных исследований идентичности одной из центральных проблем является вопрос о закономерностях ее динамики, в частности поддержании человеком своей позитивной социальной идентичности [314, 363, 391].
Тэшфел делает вывод о том, что поскольку членство в группах связано с позитивной или негативной социальной оценкой, то и сама социальная идентичность человека может быть позитивной или негативной. Он исходит из того, что у каждого человека есть стремление к положительному, хорошему образу себя, соответственно одной из основных закономерностей в динамике социальной идентичности будет стремление человека к достижению или сохранению позитивной социальной идентичности [483].

Эта идея находит подтверждение во многих работах [7, 8, 346, 509].
Таким образом, сравнение является тем основным процессом, который запускает актуализацию и развитие социальной идентичности, за которым нередко лежит конфликт (межличностный или межгрупповой).
Тэшфел и Тернер базировали ТСИ на межличностном и межгрупповом измерении. Они показали, что социальная идентичность возникает вследствие сравнения индивидом себя с членами своей и чужой группы.

В связи с этим возникают вопросы о том, как формируется субъективное знание человека о его принадлежности к определенной группе, а также каким образом и почему человек конструирует ситуацию как межличностную, межгрупповую или промежуточную.
Частично ответам на эти вопросы посвящена теория самокатегоризации (ТСК), представленная Дж. Тернером и П. Оакес [501, 503, 504], но более полно оформленная в работах Д. Абрамса и М. Хога [307, 390, 391].
Основным понятием ТСК является понятие самокатегоризация, которое в сочетании с постулатами ТСИ получило свое развитие в понятии социальная категоризация. Это когнитивная часть теории Тэшфела -Тернера.

Процесс социальной категоризации представляет собой распределение социальных событий и объектов по группам в соответствии с определенными, существенными для человека признаками, в соответствии с которыми человек систематизирует свой социальный опыт и устанавливает критерии для ориентации в своем социальном окружении.
Развитие ТСИ и ТСК проходило во взаимосвязи и взаимном обогащении. Исследователи выделяют два важных различия между ТСИ и ТСК [401, 511]:
Во-первых, ранние работы по межгрупповому поведению, которые фокусировались на изучении позитивных внутригрупповых различий, не давали объяснений их природы. ТСК дала ТСИ социально-когнитивный базис для объяснения механизмов группового поведения, а не только ссылку на то, что Я обусловлено групповым членством.

Хог и Абрамс [391] исследовали в деталях роль самодостижения и позитивных различий в этих двух теориях.
Во-вторых, в ранних работах межгрупповой - внутригрупповой континуум был описан как действия в терминах Я или действия в терминах группы соответственно. Позднее в ТСК было показано, что групповое и индивидуальное поведение можно рассматривать в терминах Я, но на разных уровнях абстрагирования.

ТСИ по отношению к группам в каком-то смысле альтернативна ТСК. Но в то же время различие не столь велико, чтобы не видеть общие основы двух теорий, их близость в практическом применении по отношению к концепции социальной идентичности [389].
Важно подчеркнуть, что ТСК не заменяет, а развивает ТСИ, разрабатывая конструирование идентичности и процесс категоризации,
реконцептуализирующей различия между личной и социальной идентичностью, и, обеспечивая механизм для предсказания, когда и как люди будут осуществлять самокатегоризацию. ТСИ (теория Тэшфела и Тернера) -это изначально мотивационная теория, главный вопрос которой: почему люди так или иначе определяют себя и почему возникает межгрупповая дифференциация.

ТСК - это первоначально когнитивная теория, главный вопрос которой заключается в понимании механизмов категоризации, изучении природы социальных стереотипов, групповой поляризации и поведения толпы [426, 436, 499]. Следовательно именно анализ когнитивных и эмоциональных процессов стал центральным для ТСИ и ТСК.

Соединение этих двух теорий стало хорошей методологической базой для изучения динамики группы, развития групповых ценностей и поведения человека в группе. Главный вывод из теории заключается в следующем: внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дифференциация, а также личностный фаворитизм и дифференциация между собой и другими повышается, когда подчеркивается категоризация.
Развитие ТСК связано с изучением когнитивных процессов, более детальным анализом категоризации и контраста, раскрытием мотивационных компонентов групповых процессов [391, 503].
Объяснение феномена принятия группового членства в ТСИ.
Главная проблема, с которой столкнулись психологи, изучающие межгрупповое взаимодействие, заключалась в объяснении феномена принятия группового членства [132, 452, 458, 463]. Теория реальных конфликтов М. Шерифа не может объяснить результаты исследований Тэшфела, поскольку она предполагает наличие реального соревнования.

В лабораторных группах Тэшфела не было собственной истории и культуры, взаимодействия и общей судьбы их членов, внутригрупповой структуры. В каком-то смысле группы не было как таковой. Тем не менее субъекты вели себя так, как будто членство в группе, межперсональное или межгрупповое взаимодействие было реальным для них.

Их действия были аналогичны тем, которые свойственны человеку в реальной группе. Они были направлены на создание позитивной межгрупповой дифференциации, что само по себе, как предполагалось Шерифом, возможно только через межгрупповое поведение.
Основная посылка ТСИ сводится к тому, что человеку свойственно стремление принадлежать к группе. Это соотносится с теорией К. Левина, который считал, что индивиду для ощущения собственной ценности необходимо чувство принадлежности к группе [147, 411].

Согласно Тэшфелу, даже простое бытие в группе сопровождается появлением чувства принадлежности, параллельно с которым возникает позитивная межгрупповая дифференциация.
Определением группы в рамках ТСИ считается то, которое дает Дж. Тернер в совместной статье с Тэшфелем The social identity theory of intergroup relations, вышедшей уже после смерти основателя ТСИ в 1986 году [490].

Авторы предлагают следующее определение группы: Мы можем определить группу как совокупность индивидов, которые воспринимают себя как членов одной и той же социальной категории, разделяют эмоциональные последствия самоопределения и достигают некоторой степени социальной согласованности по оценке собственной группы и их членства в ней " [490, с.15].
Это определение развил Р. Браун, который писал, что группа существует, когда два или более человека определяют себя как ее члены и когда это существование распознается, по крайней мере, одним человеком, не членом этой группы [335, 334, 336].
Таким образом, в ТСИ определение группы носит когнитивный характер. Данный подход распространяется на все группы на основе допущения, что все они похожи, а именно, во всех группах членство мотивировано достижением и сохранением позитивной социальной идентичности через межгрупповую дифференциацию.

Безусловно, что групповая жизнь не так проста, поскольку существует много разновидностей групп. Очевидно, что данный подход будет развиваться, поскольку некоторые группы органически оказывают большее влияние на идентичность их членов, другие могут формировать идентичность во взаимосвязи с более важными группами и т.д.
Развивая подход ТСИ к пониманию группы, С. Хинкл и Р. Браун предложили исходную таксономию групп [334, 386]. Согласно ТСИ чем большую идентичность проявляют индивиды с частичной группой, тем больше они будут демонстрировать внутригрупповое пристрастие, основанное на межгрупповом и внутригрупповом сравнении.

Авторы предположили, что группы могут различаться по двум важным измерениям: индивидуализм - коллективизм; релятивная идеология.
Индивидуализм - коллективизм - это дихотомия, в рамках которой представлены, по сути все культуры. Она связана с культурой отношений между людьми, в частности с направленностью культуры на индивидуальную автономность, на индивидуальную взаимозависимость или на сотрудничество в пределах групп.

Индивидуализм - коллективизм - это культурные различия [336, 387, 388, 497, 498].
Второе измерение основано на допущении, что группа органически находится в состоянии конкуренции, ее статус определяется только в сравнении с другими группами. Степень сравнения группового статуса различна в группах.

Например, в группе спортсменов по сравнению с группой педагогов более сильная связь между членами, т.е. эта группа обладает большей релятивной идеологией.
Пересечение двух измерений индивидуализма - коллективизма и релятивной идеологии создает оси координат для классификации групп. Хинкл и Браун считают, что прогнозы ТСИ в большей степени относились к группам, в которых более выражены показатели: коллективистический и релятивный, а не индивидуалистический и независимый. Это значит, что в группах с высоким уровнем коллективизма и релятивности должна наблюдаться достоверная корреляция между уровнем внутригрупповой идентификации и внутригруппового фаворитизма.

В коллективистических группах индивидуумы сильно связаны друг с другом; их идентичность в большей степени привязана к группе, чем в случае с участниками индивидуалистических групп. Следовательно, релятивная позиция внутри группы более важна для групповой социальной идентичности членов коллективистических групп, чем индивидуалистических.

Также для релятивных групп будет более важной оценка их достоинства через социальное сравнение с другими группами [334, 386].
Итак, в рамках ТСИ было дано, ставшее классическим, определение социальной идентичности: социальная идентичность - это часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знания принадлежности к социальной группе (или группам) вместе с оценкой и эмоциональным обозначением этого группового членства [479].
Основные постулаты и следствия теории социальной идентичности
1. Социальная идентичность представляет собой те аспекты
Я-концепции индивида, которые связаны с восприятием себя как члена определенных социальных групп (или категорий, в терминологии Тэшфела).
2. Социальная идентичность конструируется в процессе включения в те или иные группы и осознания своего места в них.
3. Социальная идентичность может быть положительной или отрицательной, поскольку в обществе социальные категории имеют не равный вес.
4. Мотивация идентификации направлена на сохранение или повышение позитивного самоуважения и самооценки.



Содержание раздела