d9e5a92d

Средние показатели идентичности в трех группах

Испытуемым задавался не только прямой вопрос Кто Я?, но обратный Кто не Я?, т.е. применялась методика выявления противоположной идентичности. Испытуемым предлагалось написать 10 раз ответ на вопрос: Кто не Я?.
Пилотажный опрос показал, что в ответах на прямой и противоположный вопросы не проявилось какой-то определенной разницы в количестве существительных или прилагательных, поэтому мы решили, что форма постановки вопроса не очень сильно влияет на последующий результат о содержании идентичности. Оказалось, что субъекты давали примерно равное количество ответов в форме существительных и прилагательных при ответе на оба вопроса.

На основе данных пилотажного этапа была разработана процедура и шкала классификации ответов.
При разработке шкалы мы исходили из того, что разнообразные показатели относятся к структуре социальной идентичности, поскольку они могут быть связаны с восприятием себя членом определенных общностей или являться следствием группового членства. К подобному заключению мы пришли на основе пилотажного исследования.

Все 45 человек, которые отвечали на вопрос: Можете ли Вы уточнить, Вы добрый как кто? давали конкретные ответы. Они сравнивали себя со своими родителями, знакомыми, литературными героями, народами и т.п.

Это значит, что социальная идентичность взрослого человека всегда привязана к некоторым социальным отношениям, происходящим в социальной группе. Социальное продуцируется вместе с индивидуальным.
Для интерпретации ответов применяются различные критерии, классификаторы, которые разрабатываются авторами в соответствии с концепцией, целями и задачами конкретных исследований, поэтому в литературе приводятся примеры различных вариантов классификации ответов данного теста [241, 394, 513, 515 и др.].
Наиболее общий классификатор предложил Л. Зучер, который, развивая идеи М. Куна, проанализировал ответы испытуемых на вопрос Кто Я? и предложил рассортировать их на следующие 4 категории [515]: физическое Я; социальное Я; рефлексивное Я; океаническое Я. Зучер показал, что модели само идентичности не жестко фиксированы, они связаны с контекстом жизни, но многие люди все-таки описывают себя в этих четырех категориях. В других работах, количество категорий для анализа было увеличено [100, 241, 394, 513].
В нашем исследовании мы использовали шкалу анализа идентификационных характеристик по следующим 20 показателям:
- личностные качества (добрый, искренний, настойчивый, иногда вредный, иногда нетерпеливый, кличка);
- учебно-профессиональная ролевая позиция (студент, учусь в университете, учитель, игрок, поэт);
- семейная принадлежность (дочь, сын, брат, имя и т.д.);
- этническая идентичность (русский, татарин и др.);
- поло-ролевая идентичность (юноша, девушка);
- локальная, местная идентичность (из Ярославля, Костромы и т.д.);
- религиозная идентичность (христианин, мусульманин, верующий);
- гражданство (гражданин, россиянин);
- дружба (друг, восприятие себя членом группы друзей);
- деятельность (хочет играть в футбол, любит решать задачи);
- общение (хочет пойти в гости, любит общаться с людьми);
- перспектива деятельности, пожелания, мечты, связанные с деятельностью (буду хорошим учителем);
- перспектива общения, пожелания, мечты, связанные с людьми (буду иметь хороших друзей);
- самооценка способности к деятельности (хорошо плаваю);
- самооценка социальных навыков (умею общаться с разными людьми);
- субъективное описание своих физических данных, внешности (сильный, приятный, привлекательный);
- фактическое описание своих физических данных, включая
описание внешности и местоположения (блондин, рост, вес, возраст, живу в общежитии);
- переживаемое состояние в настоящий момент (голоден, нервничаю, устал, влюблен, огорчен);
- описание своей собственности (имею квартиру, одежду, велосипед);
- глобальное, экзистенциальное Я (человек разумный, моя сущность).
Дополнительно проводился анализ идентичности в соответствии с 6
обобщенными показателями:
- Рефлексивное Я - характеристики, связанные с личностными качествами, позитивными или негативными самооценками, например, добрый, хороший, умный.
- Социальное Я - характеристики, связанные с социальным статусом, групповой принадлежностью, например, студент, член семьи.
- Физическое Я - характеристики, связанные с представлением о своих психофизических данных, например, высокий, красивый.
- Материальное Я - характеристики, связанные с осознанием своих материальных возможностей, восприятием себя в роли владельца определенных вещей, например, у меня есть дом.
- Деятельностное Я - характеристики, связанные с представлением о своих конкретных занятиях, например, люблю выращивать цветы.
- Коммуникативное Я - характеристики, связанные с направленностью на общение и взаимодействие, например, у меня много друзей.
Рассмотрим результаты сравнения идентификационных характеристик в
трех выделенных группах.
Сопоставление идентификационных характеристик испытуемых трех
крайних групп показало, что, хотя наблюдается большое сходство в наборе
идентификационных категорий, но можно ответить и весьма существенные
у испытуемых с различиями в системе конструктов.
На таблице 1 показаны результаты выраженности средних показателей идентичности по группам: первая - базисная (БГ), вторая -
индивидуально-личностная (ИЛГ), третья - профессионально-деловая (ПДГ).
Таблица 1
Средние показатели идентичности в трех группах

Показатели Выраженность %
БГ ИЛГ пдг
Личностные самоидентификации 3,1 5,3 2,3
Статусные, ролевые позиции 1,8 1,6 3,6
Семейная идентичность 4,1 2 1,3
Этническая идентичность 1,8 0,7 0,1
Поло-ролевая идентичность 1,4 0,9 0,3
Локальная идентичность 1,9 0,6 0,3
Религиозная идентичность 0,4 0,6 0,2
Гражданская идентичность 0,3 0,3 1,3
Круг друзей 0,8 1,1 0,5
Субъект деятельности 0,2 0,7 2,3
Субъект общения 0,4 0,9 1,0
Перспектива деятельности 0,2 0,3 0,9
Перспектива общения 0,3 0,5 0,2
Самооценка деятельности 0,2 0,5 2,3
Самооценка социальных навыков 0,4 0,9 1,1
Субъективные физические данные 0,6 0,8 0,2
Фактические физические данные 0,6 0,3 0,9
Переживаемое состояние 0,3 0,5 0,5
Собственник 0,6 0,1 0,4
Экзистенциальная идентичность 0,4 1,4 0,8

Можно выделить показатели, которые более выражены в одной группе по сравнению с другими, например, семейная, этническая, поло-ролевая, локальная идентичность более выражена в первой группе (БГ), персональная, глобальная - во второй (ИЛГ), ролевая, статусная, деловая, гражданская - в третьей (ПДГ). Другие показатели примерно одинаково выражены во всех группах, например, религиозная идентичность, самооценка общения, переживаемое состояние.
Статистическая проверка полученных данных, проведенная по
критерию Фишера (Р=0,05), позволила выявить значимые позитивные различия между группами по ряду показателей.
В базисной группе преобладают семейная (60,8), этническая (19,6), локальная (21,5), поло-ролевая (19,5) характеристики.
Достоверность различий между группами (БГ)

Таблица 2
N Показатели Средине значения Критерий достоверности
БГ ИЛГ ПДГ F P
1 Семейная ид. 4,1 2 1,3 60,86 0,05
2 Этническая ид. 1,8 0,7 0,1 19,66 0,05
3 Локальная ид. 1,9 0,6 0,3 21,51 0,05
4 Поло-ролевая ид. 1,4 0,9 0,3 19,46 0,05
Во второй группе идентификационные характеристики в целом очень близки первой, но значимо выше показатели личностной (23,65) и экзистенциальной (5,94) идентичности.
Достоверность различий между группами (ИЛГ)
Таблица 3
N Показатели Средине значения Критерий достоверности
БГ ИЛГ ПДГ F P
1 Личностная ид. 3,1 5,3 2,3 23,65 0,05
2 Экзистенциальная 0,4 1,4 0,8 5,94 0,05
В третьей группе более выражены характеристики, относящиеся к восприятию своей учебно-профессиональной позиции (29, 01), деятельности (18,99), самооценка деятельности (10,78), а также гражданская идентичность (8,69).
Таблица 4
Достоверность различий между
N Показатели Средине значения Критерий достоверности
БГ ИЛГ ПДГ F P
1 Статусные позиции 1,8 1,6 3,6 29,01 0,05
2 Учеба, профессия 0,2 0,7 2,3 18,99 0,05
3 Деятельность 0,2 0,5 2,3 10,78 0,05
4 Гражданская ид. 0,3 0,3 1,3 8,69 0,05

группами (ПДГ)
Если сопоставить эти данные с существующими представлениями о видах идентичности (персональная, этническая, групповая, политическая, религиозная и др.), то можно отметить преобладание некоторых из них в каждой группе. Например, в БГ преобладает семейная идентичность, в ИЛГ -личностная, в ПДГ - профессиональная.

Что это может означать? Очевидно, что каждый индивид одновременно является членом различных социальных общностей, что отражается в его самосознании. Но, видимо, в какие-то периоды времени (под влиянием определенных условий) отдельные виды идентичности могут выступать на первый план и снижать значение для жизнедеятельности остальных видов.

Вероятнее всего, данный процесс наблюдается в трех крайних группах, выбранных для сравнения. Как было показано в предыдущем параграфе, у этих испытуемых система конструктов концентрируется на отдельном признаке, который подчиняет себе всю систему истолкования социальных событий и явлений.

Это приводит к актуализации одних идентификационных характеристик и снижению роли других, что проявляется в идентификационной структуре.
Важно подчеркнуть, что ведущая идентификационная характеристика сочетается с комплексом других характеристик. Поэтому простое сравнение полученных данных с существующими видами идентичности мало, что дает для понимания субъективного смысла самоидентификации представителями крайних групп. Субъективные функциональные комплексы
идентификационных характеристик могут существенно отличаться от общепринятого деления на виды идентичности. Например, принадлежность к группе друзей обычно интерпретируется как типичная социально-ролевая позиция, но в ИЛГ она скорее обозначает духовное родство с кем-то, чем общее групповое членство.
Анализ субъективной картины принадлежности человека, прежде всего к широким социальным группам, таким, как профессиональные, региональные, государственные, мировые является очень сложным. В соответствии с прикладными целями нашего исследования мы пытались выяснить возможности расширения образа социального Я, через преодоление изоляционистских барьеров, которые сформировались в сознании многих людей под влиянием идеологических и политических процессов, а также развития ценностного отношения человека к самому себе, другим людям, обществу, миру.


В БГ и ПДГ сильно выражено социальное Я, но в БГ за счет восприятия себя членом семьи, а в ПГД - за счет разнообразных профессиональных и деловых общностей. рефлексивное Я выше в ИЛГ, но в этой же группе выражено и коммуникативное Я и физическое Я. материальное Я и деловое Я преобладают в ПГД. Но также в ПГД выражено коммуникативное Я.
Полученные результаты подтверждают наше предположение о наличии определенного комплекса когнитивных (идентификационных) характеристик в каждом из трех выделенных нами функциональных блоков в структуре идентичности. Можно сказать, что базисная идентичность является более узкой, сконцентрированной на общностях типа, местных или семейных. Индивидуально-личностная идентичность предполагает более широкую локализацию с виртуальными социокультурными общностями, типа, я интеллигент, я добрый человек, я - носитель общечеловеческих
ценностей. Профессионально-деловая идентичность имеет еще более широкую локализацию, она меньше всего связана с региональными и культурными границами в том смысле, что представитель любой профессии относится к широкому интернациональному сообществу.
Выделенные идентификационные компоненты составляют когнитивную основу структуры социальной идентичности.
В последующей серии проверялась гипотеза о связи когнитивных (идентификационных), ценностных и мотивационных компонентов идентичности.

Анализ мотивационных и ценностно-смысловых компонентовсоциальной идентичности

В этом параграфе показаны процедура и результаты анализа связи выделенных компонентов социальной идентичности с мотивационными особенностями и ценностными ориентациями личности.
Потребность в самоидентификации многие психологи относят к числу базовых [145, 164, 241, 264, 267, 293, 340, 372 и др.]. По мнению Э. Фромма эта потребность приводит людей к обретению социального статуса, а с позиции А Маслоу - к личностному росту. Начиная с А. Тэшфела, основной мотивацией идентификации признается самоуважение.

Этот мотив рассматривается как основной, но в то же время не единственный для достижения самоидентификации [145, 146, 363].
В нашем исследовании проводится анализ соотношения идентификационных характеристик с различными видами мотивов, что, по нашему мнению, позволяет приблизиться к выявлению специфических компонентов мотивации, соответствующих содержанию социальной идентичности. Мы предполагаем, что, поскольку социальный мир сложно организован, он позволяет человеку раскрываться самыми различными сторонами и удовлетворять многочисленные потребности, поэтому вряд ли может быть универсальный вид мотивации идентификации, который бы в полной мере удовлетворял этому разнообразию.

Вероятнее всего, процесс идентификации направляется и завершается удовлетворением различных по содержанию мотивы.
Психодиагностические измерение мотивов обычно проводится на основе определенной типологии. В психологии существует большое количество подходов к исследованию мотивации и соответствующих типологий. Отметим наиболее распространенные из них [19, 168, 208]:
- мотивы-интересы, составляющие обычно типологии, построенные по эмпирическому принципу, не связанные с представлениями о внутренней структуре самих мотивов (У. Мак-Дауголл);
- мотивы-направленности личности, построенные на основе шкалы
ценностей Э. Шпрангера, включают побуждения, имеющие
существенное значение для жизнедеятельности человека (А. Маслоу, Г. Олпорт, Д. Линдсей, П. Вернон);
- мотивы - как функциональные тенденции, которые представляют собой обобщенные побудительные типологии, в которых соответствующая реальность разделяется на две противоположные части, например, модули обладания и бытия в концепции Э. Фромма.
В изучении мотивации мы придерживались уже устоявшихся в психологии подходов (В.Г. Асеев, А.Г. Здравомыслов, А.К. Маркова, Т.А.

Матис, А.Б. Орлов, Ю.П.

Поваренков, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина), согласно которым можно выделить мотивы связанные с самим процессом обучения, а также с аспектами жизнедеятельности вне учебной деятельности [278, 280]. Например, А.К.

Маркова, которая рассматривает учебные мотивы как направленность студентов на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним отношением к ней, считает, что мотив включает в себя познавательные и социальные компоненты. Согласно подходу автора как познавательные, так и социальные мотивы могут проявляться на разных уровнях, в зависимости от ориентации на различные стороны познавательной деятельности и социального взаимодействия [163].
Вопрос о ценностях является также органически связанным с задачей изучения социальной идентичности. По содержанию индивидуальной системы ценностей можно судить о том, к каким смысловым категориям приводит групповое членство, как оно проявляется в представлениях о должном, в отношении к различным объектам.
По определению идентичности А. Тэшфела ценностно-смысловой компонент является необходимым атрибутом идентичности [482], поэтому во многих исследованиях идентичности ему отводится большая роль [28, 124, 145, 244, 308, 326, 333, 468, 482 и др.].
Согласно анализу, проведенному Н.В. Клюевой [126], в отечественной психологии сформировались следующие основные подходы к анализу ценностей:
- нормативно-ценностный, в котором ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, ориентиры, с которыми человек соотносит свои действия [108, 150, 151];
- социально-психологический, согласно которому ценности
рассматриваются как идеальные представления о хорошем, желательном, должном, в которых воплощается опыт совместной жизнедеятельности членов группы и на основе которых человек формирует в себе новые регуляторы поведения, независимые от потребностей (Г.М. Андреева, А.Г.

Асмолов, Д.А. Леонтьев, Н.П. Шихирев, В. А. Ядов и др.);
- ценностно-смысловой, в котором акцент делается на высших ценностях, нравственном строе человека, его способности следовать идеалам истины и добра (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, А.Б.

Орлов, А.У. Хараш и др.).
Исследования ценностей в различных их проявлениях -достаточно глубоко проработанная область в сфере теоретического и прикладного знания. Среди инструментария широкую известность получила методика определения ценностей, предложенная М. Рокичем.

В практике изучения ценностей надо отметить большое разнообразие подходов и методического инструментария (В.Ю. Горшков, М.С. Комаров, Н.И. Лапин, В.Б.

Ольшанский, Б.Д. Парыгин, В.С. Собкин, В.А.

Ядов и др.). Все это учитывалось при подборе методического инструментария исследования.
Учитывая, что группы для сравнения являются немногочисленными, мы для получения более валидных данных использовали комплекс методик, направленных на изучение мотивации и ценностей: шкала на выявление основных мотивов жизнедеятельности, модифицированный вариант методики измерения мотивационной сферы личности В.Э Мильмана, методика В.С. Собкина, П.С. Писарского, методика Ценностные ориентации М. Рокича, методика Жизненные ценности (Н.В. Клюева); методика Маст-тест (А.

Эллис).
Для получения более достоверной информации списки мотивов и ценностей были приведены в соответствие друг с другом и направлены на выявление близких категорий. Итоговые выводы делались на основе сравнения данных, полученных по всем методикам.

Проводилось обобщение результатов, полученным по всем методикам, данные сопоставлялись с результатами интервью, проводился анализ и сравнение выраженности основных видов побуждений в каждом функциональном блоке.

Методики исследования:

А. Методика анализа мотивационной сферы личности
В построении процедуры исследования мы исходили из предположения о том, что различным функциональным блокам идентичности могут соответствовать определенные ценностно-мотивационные блоки, поэтому невозможно рассматривать какую-то одну мотивацию в качестве базовой по отношению к идентификационной структуре личности в целом.
Опираясь на методы измерения мотивационной сферы личности, разработанные в общей психологии [208], и также на представления о структуре мотивации [162, 163, 280], нами был составлен список основных жизненно важных мотивов. В ходе пилотажного исследования этот список уточнялся и дополнялся, приводился в соответствие с целями, задачами и практической направленность исследования.

Мы рассматриваем мотивацию идентификации как часть в более общей мотивационной структуре личности, поэтому в перечень, предлагаемый для оценивания, включены мотивы социального, учебного и общежитейского содержания.
Методика включается в себя 24 утверждения, к которым испытуемый должен выразить свое отношение по семибальной системе: от 7 - наиболее значимо до 1 - наименее значимо (Приложение 3).
При разработке методики, мы также руководствовались практической направленностью нашего исследования, связанной с созданием условий для преодоления изоляционистских тенденций, которые проявляются в пост советском самосознании. Поэтому в список утверждений были включены следующие: стремления: посмотреть мир, изучать иностранные языки, иметь контакты с зарубежными коллегами, изучать их опыт работы. Мы считаем, что подобный анализ мотивации важен при подготовке современных специалистов любого профиля, особенно в сфере образования и управления.

Он позволяет выявить комплекс мотивов направленности личности.
Все утверждения относятся к 12 шкалам мотивации:
- Обеспечение самозащиты.
- Поддержание жизнеобеспечения.
- Деловой успех.
- Общение.
- Познавательная активность.
- Расширение сферы взаимодействия.
- Уважение и самоуважение.
- Укрепление и сохранение здоровья.
- Независимость и внутренняя свобода.
- Творчество, духовное развитие.
- Самореализация в учебной и профессиональной деятельности.
- Семейное благополучие.
Сравнение ведущих мотивов в каждой группе проводилось на основе подсчета среднего значения выраженности мотива у каждого испытуемого и расчета среднестатистической выраженности мотива в каждой группе (в математических расчетах участвовала С.В. Швецова).
Б. Методика выбора наиболее и наименее значимых мотивов
В ходе пилотажного исследования было обнаружено, что многим испытуемым было трудно дифференцировать предложенные мотивы в полной мере, они либо многие мотивы отмечали как значимые, либо, наоборот, большинство мотивов оценивали как средне значимые. Поэтому использовалось два варианта методики анализа мотивации с интервалом в неделю.

Второй вариант предполагал более тонкое сравнение ведущих мотивов.
Испытуемым было предложено выбрать из шкалы основных мотивов 4 наиболее значимых для них (присваивались баллы от 9 до 6, 9 - наиболее значимый), а также 4 наименее значимых (присваивались баллы от 1 до 4, 1 -наименее значимый). Остальным 4 мотивам присваивался средний балл - 5. Получилось 4 группы мотивов: две строго дифференцированы (наиболее и наименее выраженные мотивы), 4 - усредненные. Это было сделано для того, чтобы выявить полярность в оценивании. В обработке данных принимал участие Е.М.

Корнилович. Проводилось сравнение полученных данный, анализ ведущих мотивов в сравниваемых группах.
Данные, полученные с помощью методики, сопоставлялись с идентификационными характеристиками.
В. Методика на выявление жизненных ценностей.
В пилотажном исследовании, проведенном нами по методикам В.С. Собкина и П.С.

Писарского [83] и Н.В. Клюевой, В.И.

Чиркова [125, 126] были выявлены ценности, которые наиболее часто отмечаются испытуемыми. На основе этих данных были выбраны ценности, наиболее валидные для реализации задач нашего исследования.
Основными составляющими опросника Н.В. Клюевой и В.И.

Чиркова являются внутренние и внешние цели. Цель рассматривается в общем виде как осознанное стремление к достижению личностью определенного жизненного результата. Внешние цели ориентируют человека на достижение заданных обществом образцов успеха (власть, известность, богатство и т.д.).

Внутренние цели определяются самим человеком (личностный рост, автономность и др.). Авторы считают, что методика позволяет анализировать сферу декларируемых, осознанных и манифестируемых индивидом значимых ценностей - целей, что позволяет судить о том, какие ценности признаются на сознательном уровне как наиболее значимые.

Благодаря предварительному пилотажу мы несколько изменили список и описание ценностей, сохранив общий принцип работы с методикой.
Испытуемым предлагались для ранжирования на карточках 15 ценностей.
Инструкция: Вам предъявлен набор из 15 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке.

Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми остальными карточками.

Наименее важная останется последней и займет 15 место. Работайте не спеша, вдумчиво.

Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами.
Список ценностей:
- Демократия, открытость, законность в обществе
- Безопасность и защищенность жизни
- Служение людям, общественная польза



Содержание раздела