d9e5a92d

Социальная идентичность как предмет социально-психологического анализа

Анализ процесса становления современных представлений о социальной идентичности показывает, что интерес к исследованиям в этой области возник в русле общепсихологических и социально-психологических течений, снимая противоречие между структурно-функционалистской и феноменологической традициями в исследовании личности [28]. Это противоречие является одним из следствий методологических проблем современной психологии [159].
Исследование проблемы социальной идентичности имеет солидную традицию изучения в различных направлениях психологии. Можно согласиться с Г.М.

Андреевой, которая считает, что, хотя поток психологических исследований по проблеме социальной идентичности появился сравнительно недавно - в конце 50-х годов, а теория социальной идентичности была сформулирована в 70-е годы ХХ века, разработка понятия идентичность началась в психологии значительно раньше [15].
Появление термина идентичность связывают с именами Э. Эриксона и Э. Фромма. Непосредственно предшествуют введению в психологию этого понятия работы З. Фрейда, который использовал термин идентификация.
Понятие идентификация (отождествление) было предложено З. Фрейдом [266] и означало самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом. В современных психологических работах разделяются понятия идентичность и идентификация [119, 242]. Например, когда говорят об идентичности, акцент делают на некотором состоянии как на относительно конечном результате самоотождествления.

Идентификация - процесс, специфика психологических и социальных механизмов, ведущих к этомусостоянию.
Изучение идентичности восходит к работам У. Джемса, который в конце прошлого века разработал концепцию осмысления личностью своей самотождественности, своих границ и места в мире [69]. Он сформулировал вопрос, который определил дальнейшее направление исследований идентичности: Может ли человек утром, вставая с постели, сказать, что он тот же самый, кто ложился вечером спать?

Данная концепция создавалась в конкретных социальных условиях, в частности, в демократическом обществе, где человек имеет возможность и должен делать самостоятельный выбор целей. В концепции Джемса идентичность является одним из личностных оснований, которые помогают человеку сохранить самоуважение и целостность его Я.
В эту же группу можно отнести работы Э. Фромма, который, работая в русле неофрейдизма, вплотную подошел к проблематике социальной идентичности. Э. Фромм начал писать о проблеме идентичности после эмиграции из нацистской Германии в Америку в 1933 году [267, 268, 269, 270]. По его мнению у современного человека одним из сильных движущих мотивов поведения является потребность избежания одиночества, которая удовлетворяется путем самоотождествления с идеями, ценностями, социальными стандартами [267, 268].

Социальная идентичность появляется как противоположный полюс идентичности персональной, которая является результатом индивидуализации человека. Через отождествление себя с социальными нормами других людей человек обретает социальную идентичность, а именно, своеобразное средство реализации потребности не быть одиноким.

Фромм показал сложную взаимосвязь идентичности с конкретными историческими условиями, а также связь между чувством свободы и чувством одиночества, определенный баланс между которыми устанавливается в процессе идентификации.
Подход автора послужил началом рассмотрения идентичности в контексте понятия свободы, поскольку человек должен достичь осознания себя, чтобы иметь возможность выбрать добро и принимать правильные решения в своей жизни [32, 105]. Аналогично, в рамках экзистенционального подхода самость, как предвестник идентичности, отождествляется также с понятием свободы.

По словам Киркегора, самость - абстрактнейшая из всех вещей и одновременно самая конкретная, потому что она - свобода [130, с. 141].
В середине ХХ века появились и другие работы, которые по-своему повлияли на развитие проблемы идентичности в психологии. Например, феноменалистический (перцептивный или гуманистический) подход (Дж.

Брунер, К. Роджерс и др.), который так же как и теория социальной идентичности, базируется на нескольких психологических основаниях, в частности, когнитивном и личностном, и рассматривает поведение индивида как результат восприятия ситуации [33].
В отечественной социальной психологии предвестником исследований социальной идентичности были работы Л.И. Уманского и его последователей, посвященные проблеме поэтапного формирования малой группы через развитие ее важнейших социально-психологических параметров.

В этой концепции представления о собственном групповом членстве являются одним из оснований принятия групповых норм и правил [183, 258, 259].

Теоретические подходы к исследованию социальнойидентичности

На основе проведенного анализа работ в области исследования социальной идентичности можно выделить ряд подходов, которые составили историю формирования данной проблематики: психоаналитическое направление (З. Фрейд, Э. Эриксон, J.E.

Marcia, A. Waterman); символический интеракционизм (Дж. Мид, Ч. Кулей, E. Goffman, R.D. Fogelson); бихевиористический подход (М. Шериф, С. Шериф, M. Brewer, D.T.

Campbell), когнитивный подход (Г. Тэшфел, Дж. Тернер, D. Abrams, M. Hogg), деятельностный подход (В.С.

Агеев), конструкционистский (constructionist) подход (Ф. Барт, П. Бергер, Т. Лукман, К. Герген, Т.Г.

Стефаненко).
Рассмотрим основные подходы, которые повлияли на теоретическую и экспериментальную разработку проблемы идентичности.

Проблема самоидентификации в психоанализе

С точки зрения психоанализа любое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах: динамическом, энергетическом и структурном. В рамках данного подхода разработка понятия идентичность осуществляется с точки зрения его структурно-динамических характеристик. Исследователи обращаются к ее процессуальной и содержательной стороне, благодаря чему прошлое, настоящее и будущее переживаются человеком как единое целое, собственное бытие личности воспринимается как неизменное.

Идентичность рассматривается как некая структура, состоящая из определенных элементов, переживаемая субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающих эти тождество и непрерывность [18].
Описывая классический психоаналитический подход к понятию идентичности, С. Холл отмечает, что идентичность всегда сохраняет свою незаконченность, она всегда в процессе, всегда формируется [381, 382]. Можно сказать, что глубинные механизмы формирования социальной идентичности коренятся в беспокойстве и страхе утраты своего Я, ущемления потребностей. Поэтому и возникает агрессия в отношении других групп,
представляющих реальную или мнимую опасность для данной группы или общности. В рамках этого подхода признается, что большая часть идентификаций происходит бессознательно, а не по сознательному намерению [15, 18, 24]. В качестве идентификационных паттернов
используются те модели, которые, как считает человек, помогут достичь желанной цели. Например, Э. Эриксон, которого можно отнести к наиболее ярким представителям психоаналитического подхода к изучению идентичности, исследуя динамическую адаптивную функцию идентичности, ввел понятие кризисов личностной идентичности и подчеркивал их неразрывную связь с кризисами общественного развития [292].
Эриксон, на основе теоретического анализа проблемы, в работе Детство и общество [294, 368] определяет идентичность как внутреннюю
непрерывность и тождественность личности, имеющую форму динамического процесса, который продолжается на протяжении всей жизни человека. В этой работе начинается его пересмотр некоторых положений классического фрейдизма и формулируются основные представления об идентичности.

Он наметил содержание идентичности, элементы индивидуального опыта, выражающиеся в специфических чувствах. Главные его идеи можно выразить в следующих тезисах:
А) Идентичность - это сложнейший процесс, локализованный в ядре индивидуальности, но также и процесс общественной культуры. Вот поэтому данная проблема столь всеобъемлюща и столь трудноуловима. Понятие идентичности соотносимо для Эриксона прежде всего с процессом постоянного, непрекращающегося развития личности.

Оно позволяет человеку ощущать себя в настоящем в связи с прошлым и будущим [293, 294].
Б) Идентичность - это тождественность самому себе. По его мнению, обладать идентичностью - значит иметь твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильности владения личностью собственным Я независимо от внешних и внутренних изменений; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития [293].
В) Идентичность описывается как ядро в структуре Я, как субъективное и вдохновенное ощущение тождества и целостности, как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное Я, как сложнейшая связь индивидуального и социального, сконцентрированного в данной проблеме.
В психоаналитической теории понятие идентичность не было оторвано от социальной реальности. Фрейд признавал социальную сторону эго-идеала, Эриксон вслед за ним, описывая эго-идентичность, приблизил ее к меняющейся социальной реальности, поскольку она должно было испытывать, отбирать и интегрировать образы Я, пересматривать чувство реальности Я в социальной сфере.

Для описания социума Эриксон использует термин окружение. Это соперник эго.

Но, в контексте понимания социальной идентичности, важно отметить, что Эриксон признает следующее: человеческое окружение социально, внешний мир эго составлен из эго других, которые значимы для него в том плане, что упорядочивают внутренний мир человека, включаются в него и, более того, влияют на готовность принять сам способ, которым другие упорядочивают свой мир и включают в него человека [292].
Эриксон рассматривает общественные процессы с точки зрения связи и взаимной зависимости поколений, силы эго каждого поколения, что является необходимым для поддержания системы ценностей. Базисные и универсальные ценности во всей их компенсирующей энергии и защитной силе являются важными объединяющими достижениями развития индивидуального и группового эго [292].


Большое внимание в концепции Эриксона уделяется проблеме становления идентичности. Этот процесс Эриксон описывает как развивающуюся конфигурацию, которая постепенно складывается в детстве путем последовательных я-синтезов и перекристаллизаций [254, 292].
Важно подчеркнуть, что в психоаналитическом русле основной функцией идентичности является адаптация в самом широком смысле этого слова.
В работах Эриксона наблюдается попытка создания более целостного интегративного подхода к изучению личности, что проявляется в его понимании идентичности. Идентичность имеет определенную организующую функцию в развитии личности - данное понятие является для Эриксона центральным при рассмотрении вопроса о стадиях психосоциального развития [293].
Эриксоном рассматривает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Он выделяет три основных уровня анализа человеческой природы (соответственно идентичности): индивидный, личностный и социальный [28].
Хотя в работах Эриксона не встречается термин социальная идентичность, можно сказать, что он вплотную подошел к этому понятию. В качестве доказательства приведем следующее. Автор рассматривает коллективную идентичность и групповое эго [292]. Эриксон описал роль идентичности в осознании собственной принадлежности к универсальной системе, которая нисходит к утвердившимся традициям и обещает определимое будущее, обозначив наличие Высшей Идентичности, связанной с великим неизвестным, объединяющим представителей различных времен и земель.

Также он связал идентичность как с функциями человеческого тела, так и способностью к специфической деятельности [293].
Понятие социальная идентичность прослеживается именно на социальном уровне описания идентичности и соотносится с различными видами социализации (профессиональной, этнической, религиозной и др.). Кроме того, Эриксон подчеркивает роль культуры в контексте социального развития, поскольку субъективное значение различных социальных реакций человека тем больше, чем сильнее они включены в общую модель развития, характерную для данной культуры.

Так, например, научившийся ходить ребенок осознает свой новый статус как того, кто может ходить, но в пространстве и времени данной культуры этому могут придаваться разные значения: того, кто далеко пойдет, кто крепко стоит на ногах, у кого еще все впереди и т.п.
Социальная идентичность в контексте данного подхода представляет собой не только чувство тождественности самому себе, внутренней согласованности и стабильности, но и поиск своего места в жизни.
Эриксон подходит к пониманию дифференциации и интеграции в процессе идентификации. Аналог этому можно найти в описании двух взаимосвязанных, но в то же время антагонистичных побуждений: потребности к отрицанию и потребности к преданности [293].
Кризис идентичности рассматривается Эриксоном в контексте смены поколений. Он сопровождается таким неприятным психосоциальным синдромом, который характеризуется наличием массовой
неудовлетворенности людей, сопровождаемой чувством тревоги, страха, изоляции, опустошенности, утратой способности к эмоциональному общению с другими людьми. В предельных случаях патология идентичности провоцирует выбор в качестве единственного способа самоутверждения индивида и масс людей настойчивое стремление стать ничем, самоубийственную логику чем хуже - тем лучше [254].
Последователи Эриксона отмечали, что кризис идентичности не охватывает всей жизни человека, а фокусируется на определенных проблемах, которые человек переживает в то или иное время. В этом смысле он всю жизнь преодолевает различные по содержанию кризисы идентичности [349].

Поэтому Д. Мэттесон ввел понятие многофазового кризиса, т.е. неоднородности развития идентичности: в разные периоды и в разных сферах жизни идентичность развивается по-разному [422].
Развитие теории Эриксона проводилось в направлении её эмпирической проверки [18]. В этой связи можно привести примеры статусной модели идентичности Дж.

Марсия и М. Фридман [415, 416] и концепции ценностноволевого аспекта развития идентичности Э. Уотерман [509, 510].
В этих работах исследование идентичности осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: процессуальном (процесс формирования и существования идентичности) и содержательном (специфика целей, ценностей, убеждений).
Обобщая приведенные выше работы, можно отметить, что в рамках психоаналитического подхода проблема идентичности стала предметом научного анализа и нашла свое развитие в следующих важных моментах:
- идентичность рассматривается как важный элемент в структуре личности, существующий в плане субъективного времени, который возникает путем успешного эго-синтеза и ре-синтеза в течение жизни человека;
- идентичность имеет свою структуру, объединяя индивидуальные, личностные и социальные характеристики (конституциональные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации, эффективные защиты; успешные сублимации, постоянные роли);
- главными компонентами идентичности являются цели, ценности. убеждения, в чем проявляется единство активизирующего, оценочного и смыслового функционального значения идентичности;
- подчеркивается динамический характер идентичности, представленный в моделях развития идентичности, различных уровнях;
- формирование идентичности - это серия взаимосвязанных этапов (выборов), а не единичный акт; формирование идентичности осуществляется в процессе осознания и принятия некоторых данных о себе, а также самостоятельного решения о том, каким быть;
- выделяются два аспекта идентичности: личный и социальный, уделяя большее внимание личной идентичности, психоаналитики, теме не менее, показывают, что она связана с социальными отношениями и отчасти преломляется через них;
- идентичность рассматривается в контексте ценностей, целей и других смыслообразующих компонентов личности, а также отражения идентичности в структуре Я, поэтому может быть относительно позитивной и негативной, более или менее проблематичной идентичностью, соответственно чувство идентичности также может быть позитивным и негативным.
Социальная идентичность в рамках этого подхода занимает подчиненное положение по отношению к личностной (социальные характеристики человека преломляются через призму динамической организации потребностей, убеждений и индивидуальной истории).

Исследование идентичности в традициях символическогоинтеракционизма

Данное достаточно современное направление в социологии и социальной психологии, анализирующее преимущественно символические аспекты социальных взаимодействий, опирается на идею социального происхождения Я. Это направление, названное Блюмером символическим
интеракционизмом, создавалось благодаря преимущественному влиянию работ Д. Мида [428, 429, 430], который изучал становление личности под влиянием взаимодействия с другими людьми.
Изучение идентичности и Я- концепции связывают с работами представителей чикагской школы Дж. Г. Мида, Ч. Кули, Дж.

Болдуина и других.
Особенность данного подхода к анализу человеческого Я заключается в том, что происхождение Я целиком социально, а главная его характеристика - способность становиться объектом для самого себя, причем внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль. В сущности,
становление Я есть не что иное, как вписанный внутрь индивида социальный процесс, в рамках которого возникает Я как объект. Социальное Я
(социальный индивид) формируется в совокупности процессов
межличностных взаимодействий.
Так, Ч. Кули [351] ввел понятие Я-концепция (максимально близкое идентичности) как представление человека о самом себе, которое является субъективным отражением мнения окружающих. Это представление человека о том, как его оценивают другие, существенно влияет на его социальную идентичность. Личность формируется в результате
многочисленных взаимодействий с другими людьми. В результате этого человек создает свое зеркальное Я, состоящее из трех элементов: как меня воспринимают другие; как они реагируют на то, что видят во мне; как я отвечаю на восприятие других.
Наибольшее значение в становлении Я-концепции играет взаимодействие с группой, самой близкой человеку, которую Кули назвал первичной: семья, неформальные объединения, класс, профессиональная группа и т.д. Группы вырабатывают собственные, характерные им сущности, различные миры, которые меняются в ходе социального взаимодействия по мере изменения общих для членов группы значений.

В этом смысле социальная идентичность является частью Я-концепции, ответственной за осознание человеком своей групповой принадлежности.
Человек - это не одинокий остров, он является носителем той или иной социальной роли, через усвоение которой осуществляется его самоопределение [33]. В ходе взаимодействия происходят осознание и принятие оценок и мнений других людей о самом себе.

Это отражается в различных обобщенных оценках индивида другими людьми, что в терминологии Мида получило название Me.
В структуру Я (Self) входит I и Me. Они тесно взаимосвязаны, в частности, I - это то, как человек воспринимает обобщенные оценки других, т.е.

Me. Интегральное Я включает в себя импульсивно реагирующее I, с реакции которого начинается любое поведение, и социокультурно обусловленное Me, которое направляет движение психической жизни в определенные рамки.
В связи с этим Дж. Мид уделял большое внимание влиянию культуры на формирование сознания человека.

При этом культура понимается им как сложная совокупность символов, обладающих общими значениями для всех членов общности.
Таким образом, в символическом интеракционизме главное внимание уделяется изучению того, как другие рассматривают человека (Я - каким меня видят другие), как он сам себя видит (Я - каким я сам себя вижу) и как соотносятся эти два процесса (Я- как сознающий субъект и как объект). Поэтому именно это направление дало толчок многочисленным экспериментальным исследованиям идентичности.
Основную роль в развитии идеи социальной идентичности сыграли три ключевых утверждения Мида, которые подчеркивают различные аспекты взаимоотношения между индивидуумом и обществом:
- личность - это отражение сущности и значения социальных влияний, поэтому человек реагирует на окружающих в зависимости от индивидуальных значений, которыми он наделяет окружающих;
- индивидуальные значения являются продуктом социального взаимодействия, поэтому личность определяется социальными условиями;
- личность подразумевается как динамический, саморефлексирующийся процесс, проявляющийся в диалектике между Я и отражением оценок других (Me), которые образуют единое целое.
В соответствии с общими характеристиками данного направления идентичность (личная и социальная) рассматривается Мидом как феномен социальный, формирующийся в ходе социального взаимодействия.
Идентичность в работах Мида - это способность к целостному восприятию себя и социального мира, поэтому структура идентичности включает в себя не просто единство элементов, а их связи между собой и с целым.
Понятие идентичности, которое следует из работ Кули, относится к области самосознания личности и складывается из обобщения человеческих реакций на мнение о нем окружающих людей. Она появляется в результате взаимодействия с другими людьми, усвоения общественных норм, ценностей, способов деятельности. Особую роль при этом играют первичные группы (семья, друзья, соседи и т.д.), которые непосредственно влияют на социализацию личности и формирование представления о себе и своем месте среди других людей.

Поэтому можно сказать, что идентичность представляет собой своеобразное отражение обобщенных интеракций, имеющих место в ходе личностного, неформального, непосредственного общения [396].
В рамках данного направления было проведено много эмпирических исследований, на основе которых были выделены различные типы и модели идентичности. Например, Дж. Мид выделяет два основных типа (уровня) идентичности: неосознаваемую и осознаваемую, которые рассматриваются им как два генетически и логически связанных уровня идентичности, демонстрируют переход от неосознанно принятых человеком норм, ролей и привычек другого к осмысленному отношению к себе и своему поведению.

Мышлению в этом процессе отводится роль инструмента приспособления человека к реальности.
Символические категории, выработанные в языке, являются одним из инструментов возникновения осознанной идентичности [429]. Человек может назвать свои характеристики и сопоставить их с характеристиками других людей. Кроме того, он выбирает цели, ценности, потребности, т.е. задает содержание идентичности, а общество корректирует нормы и законы ее существования.

Так формируются аспекты Я и Мы в идентичности. Я - это часть идентичности, которая отражает неповторимость, индивидуальность реакций человека на социальную ситуацию и является самодетерминацией. Мы - это аспект идентичности, связанный с усвоенными человеком социально детерминированными особенностями, привычками, действиями, являющийся социальной детерминацией.

Это как бы обобщенный другой в индивидууме. Поскольку идентичность рассматривается Мидом как некая целостность, человек стремится достичь переживания себя как единого целого в гармоничной связи с окружающим миром.

Но если возникает противоречивое влияние различных социальных групп, то реакцией будет появление соответственно различных идентичностей, что может повлиять на противоречивость поведения и прогнозирования [428].
Согласно современной интерпретации этой концепции, идентичность включает в себя взаимосвязанные полюсы: тождество и различие, субъективное и объективное. Поэтому основными компонентами идентичности являются [115]:



Содержание раздела