d9e5a92d

Процедура ранжирования терминальных ценностей

- Влияние на людей, лидировать
- Быть знаменитым, известным
- Быть автономным, независимым
- Достижение материального благополучия
- Развитие своих способностей
- Профессиональный успех, рост
- Хорошее здоровье
- Счастливая семейная жизнь
- Быть привлекательным
- Удовольствия и развлечения
- Полноценное общение с людьми
- Полноценное приобщение к культуре
После ранжирования карточек, данные заносят в таблицу. Каждой ценности присваивается определенный ранг.

Проводится сопоставление полученных данных с идентификационными характеристиками.
Г. Must - тест.
Методика, предложенная А. Эллисом и опробированная П.Н. Ивановым и Е.Ф. Колобовой [126], позволяет провести диагностику индивидуальных представлений субъекта как совокупности иррациональных идей, которые сводятся к тому, что человек непременно должен иметь абсолютизированные требования к миру и себе.

Эллис считает, что иррациональные идеи могут быть неконгруэнтными реальности, по поводу которой индивид переживает. Они могут носить саморазрушительный характер для личности, заужая сферу его активности.

Отражаясь в личностных ценностях людей, они препятствуют достижению ими жизненных целей. Эллис предполагает наличие связи между иррациональными идеями и ценностями, которые определяют содержательную сторону направленности личности, и составляют ядро жизненной активности, жизненной концепции и философии жизни.

Поэтому данная методика может использоваться для выявления ценностно-мотивационных особенностей личности, в частности, мотивов, как побуждений, определяющих направленность активности [126].
В экспериментальном исследовании В. Вильгельми показана зависимость между иррациональными идеями, выраженными в основной теме ответа на тест, и ценностями. Чем большую субъективную значимость имеет конкретная ценность для человека, тем чаще она будет фигурировать в иррациональных идеях, выявляемых MUST - тестом [126].
Процедура исследования заключается в выявлении суждений относительно того, что человек должен, что он не может терпеть и что считает сама ужасным в жизни. В соответствии с этим стимульный материал предложения: Я непременно должен, Ужасно, если, Я не могу терпеть.

Предлагается по 6 раз закончить эти предложения.
Инструкция: Вам предлагается своими словами продолжить предложения, напечатанные на выданном Вам бланке. Крайне важно, чтобы Ваши ответы были искренними и принадлежали именно Вам.

Запишите любые мысли, которые кажутся Вам важными (как в настоящий момент, так и в целом для Вашей жизни).
Обработка результатов. Для обработки данных, полученных с помощью этого теста, не существует стандартизированной процедуры.

Поэтому для каждой выборки и для каждого испытуемого, как правило, выделяется индивидуально-уникальный набор долженствований [126].
Обработка результатов теста проводилась совместно тремя психологами экспертами в соответствии со следующим классификатором: 1 -
профессиональный рост; 2 - забота о своем здоровье; 3 - общение; 4 -материальное благополучие; 5 - комфорт; 6 - поддержание моральных устоев; 7 - состояние внешней среды; 8 - общественная полезность; 9 -семья; 10 - автономия.
Далее проводилось сопоставление маст-тем с идентификационными характеристиками.
В. Методика .Ценностные ориентацииРокича.
Наиболее распространенная в настоящее время методика, направленная на выявление ценностных ориентаций. Позволяет выявить систему ценностных ориентаций, которые определяют содержательную сторону направленности личности и составляет основу для ее отношений к окружающему миру, другим людям, себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, концепции и философии жизни [210].
М. Рокич выделяет два класса ценностей, которые оцениваются на прямом ранжировании списка ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования состоит в том, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Мы предлагали испытуемым для ранжирования список ценностей-целей, поскольку это больше соответствует задачам нашего исследования, направленного на выявление связи идентификационных и смысловых характеристик личности.
Ценности для ранжирования предъявлялись испытуемым на карточках. Процедура ранжирования терминальных ценностей проводилась дважды.
Первый раз испытуемым предлагалось разложить карточки по порядку их значимости (от 1 максимального до 18 минимального) для них как принципов, которыми они руководствуются в своей жизни.
Во второй раз, через неделю, испытуемые должны были ответить на другой вопрос: В каком порядке реализованы данные ценности в Вашей жизни? Нужно было разложить ценности по порядку от 1 - наиболее реализованной до 18 - наименее реализованной ценности.

Проводилось сравнение полученных результатов. В таблицу заносились средне статистические данные, полученные в результате выполнения двух процедур.
Последующая процедура исследования была направлена на выявление взаимосвязи между выделенными параметрами путем корреляционного анализа (внутри групп и в целом по выборке). Проводился корреляционный анализ когнитивных, мотивационных, ценностно-смысловых характеристик в каждой группе с использование коэффициента Пирсона, поскольку
сопоставлялись интервальные шкалы (в обработке результатов принимала
участие С.В. Швецова).

Результаты:

1. Особенности мотивации в трех группах.
Результаты, полученные с помощью методики анализа мотивационной сферы (таблица 5), показали, что наблюдается ряд существенных различий в мотивационных особенностях испытуемых в трех группах (Б,ИЛ, ПД).
Таблица 5
Средние показатели мотивации в трех группах

Мотивы Выраженность %
БГ ИЛГ ПДГ
Самозащита 6,67 6,2 6,21
Поддержание жизнеобеспечения 6,39 6,45 4,13
Деловой успех 4,89 6,8 5,33
Общение 4,56 4,85 6,46
Познавательная активность 2,83 5,85 4,46
Взаимодействие 3,56 6,65 5,75
Уважение 5,39 6,2 6,96
Здоровье 6,5 5,7 4,63
Независимость 3,72 6,25 5,46
Творчество 4,67 5,55 6,38
Самореализация 5,33 6,85 5,71
Семья 6,83 4,7 5,54

Некоторые мотивы получили очень близкую оценку во всех группах, например, здоровье, общение, самореализация в учебной и профессиональной деятельности. В то же время наблюдается разница в показателях: в первой группе (БГ) по сравнению с двумя другими (ИЛД, ПДГ) наименее выражены мотивы, изучения зарубежного опыта и взаимодействия с зарубежными коллегами, независимости, автономии и творчества.

В третьей группе (ПДГ) наименее выражены показатели мотивации, связанной со стремлением к комфорту, заботе о здоровье. Во второй группе (ИЛД) данный наименее дифференцированы, поэтому по многим показателям наблюдается сходство ответов этой группы как с первой (БГ), так и с третьей (ПДГ).
Более дифференцированные данные были получены при оценке мотивации путем выбора 4 наиболее значимых и 4 наименее значимых мотивов (оценки от 1 - наименее значимый мотив до 9 - наиболее значимый мотив).
Таблица 6
Показатели выбора мотивов в трех группах

Мотивы Выраженность %
БГ ИЛГ пдг
Самозащита 8,6 4,4 5,3
Поддержание жизнеобеспечения 6,2 1,5 3,2
Деловой успех 6,1 3,4 6,6
Общение 5,2 6,5 2,2
Познавательная активность 2,1 5,3 6,5
Взаимодействие 1,6 5,3 4,1
Уважение 4,7 8,4 4,8
Здоровье 6,3 4,2 5,6
Независимость 3,3 3,7 7,4
Творчество 4,0 8,4 4,4
Самореализация 5,3 4,8 7,8
Семья 6,6 4,1 2,8

Результаты, полученные с помощью методики выбора наиболее значимых и наименее значимых мотивов, показали, что наблюдается ряд существенных различий в мотивационных особенностях испытуемых в трех группах (Б,ИЛ, ПД).
наименее значимых мотивов показывает, что в группах выделились явно преобладающие мотивы (значимость различий проверялась по методике Фишера).
В базисной группе более выражены мотивы самозащиты (26,07), жизнеобеспечения (24,33), семейного и личного счастья (18,97).
В индивидуально-личностной группе - мотивы самоуважения (41,82), общения (33,67), творчества (56,46).
В профессионально-деловой - мотивы самореализации в профессиональной и учебной деятельности (20,29), независимости и внутренней свободы (28,49), делового успеха (13,81), изучения зарубежного опыта (36,76).
Обобщая эти данные, можно сказать, что наиболее выраженными в трех группах оказались стремления, связанные с мотивацией: БГ - самозащиты, ИЛГ - самоуважения, ПДГ - саморазвития. В мотивации испытуемых путем корреляционного анализа были выделены комплексы мотивов.

Мотивация самозащиты сочетается со стремлением к семейному счастью, материальному благополучию, заботе о здоровью. Мотивация самоуважения сочетается со стремлением к творчеству и поддержанию хороших отношений с окружающими; мотивация саморазвития сочетается со стремлением к успеху в учебе и делах, независимости, автономии, расширению собственного профессионального сообщества.
2. Результаты, полученные с помощью Маст-теста (таблица 7), показали, что наблюдается ряд существенных различий в ценностно-мотивационных особенностях испытуемых в трех группах (Б,ИЛ, ПД).
Таблица 7
Средние показатели распределения маст-тем в трех группах

Маст - темы Количество маст-тем %
БГ ИЛ ПГД
Профессиональный рост 2,1 2,3 5,4
Здоровье 4,6 2,3 2,1
Общение 1,8 3,5 2,4
Материальное благополучие 0,6 0,4 0,7
Комфорт 1,2 0,9 0,8
Моральные устои 1,6 2,8 1,5
Внешняя среда 2,4 1,4 1,3
Общественная польза 0,9 2,1 0,7
Семья 2,6 1,4 1,3
Автономия 0,3 0,9 1,9

Полученные данные показывают, что испытуемые из первой группы чаще, чем в двух других, называли темы, связанные - с заботой о своем здоровье, например, намерениями заниматься спортом, страхами заболеть или стать калекой; - с заботой о состоянии внешней среды, например, страхом глобальных катастроф, изменений климата, отношением к погоде и природе; - с заботой о семье и близких людях, например, здоровье родителей, потере близких, атмосфере в семье. В то же время у них ниже показатели автономии.

Испытуемые из ИЛГ в целом давали похожие ответы, но у них по сравнению с остальными группами преобладают темы, связанные - с общением, например, стремление избежать одиночества, ценность друзей, а также - с моральными и личностными качествами, например, с заботой о нормах общения, взаимопонимании между людьми. Испытуемые из ПДГ больше пишут о профессиональном росте, стремлении к личностной свободе.


В то же время между группами наблюдается и сходство. Так, БГ и ИЛГ дают близкое количество маст-тем относительно профессионального и
личностного роста, БГ и ПДГ - относительно ценностей общества; ИЛГ и ПГД - относительно семьи. Все три группы дали небольшое число маст-тем о материальном благополучии и самообслуживании, что отчасти можно объяснить возрастом и социальным статусом испытуемых (студенты от 19 до 22 лет).
Проводилась проверка значимости различий по критерию Фишера. Были выявлены следующие статистически значимые различия между группами (Р=0.05).
В базисной группе преобладают темы здоровья (9,90), семьи (5,16).
В индивидуально-личностной -общественно значимые темы (20,50) и смысла жизни (5,77), общение (4,98).
В профессионально-деловой- темы профессионального роста (24,16) и независимого развития (32,90).
3. Результаты сравнения жизненных ценностей показали, что наблюдаются различия между группами по параметру ценностей.
В таблице 8 приводятся средние данные о ранжировании ценностей. Максимальное количество баллов означает максимально значимые ценности
Таблица 8
Данные ранжирования ценностей в трех группах

Ценности Ранги
БГ ИЛ ПГД
Демократия 7 8 12
Защищенность жизни 14 6 6
Общественная польза 9 14 8
Влияние 8 2 10
Известность 4 7 3
Автономия 3 10 14
Материальное благополучие 12 4 9
Развитие способностей 10 12 11
Профессиональный рост 11 11 15
Здоровье 15 3 13
Семья 13 5 5
Физическая форма 6 9 7
Развлечения 2 1 1
Общение 5 15 4
Культура 1 13 2

В БГ наиболее высокое место занимают ценности здоровья, защищенности и безопасности жизни, семьи; в ИЛГ - ценности полноценного общения с людьми, общественной пользы, полноценного приобщения к культуре; в ПДГ - ценности профессионального роста, автономии и независимости, здоровья. Примерно одинаково выражены во всех группах ценности развития способностей, физической привлекательности, удовольствий и развлечений.
Сравнение средних показателей ранжирование ценностей в каждой группе по методике Фишера выявило ряд значимых различий.
В базисной группе испытуемые более важными считают ценности, связанные с безопасностью и защищенностью жизни (28,68); семейным благополучием (10,75).
В индивидуально-личностной группе более важными оказались ценности общения (33,67), полноценного приобщения к культуре (13,48).
В профессионально-деловой группе наблюдается большая выраженность ценностей, связанных с профессиональным ростом (7,63), демократическим преобразованием общества (5,82).
В то же время для первой группы (БГ) по сравнению с двумя другими менее значима автономия (11,24), социальное влияние (13,52). Для второй группы в сравнение с двумя другими менее значимы материальные блага (8,95) и здоровье (18,25).
6. Результаты, полученные по методике М. Рокича, выявляющей терминальные ценности, показали, что наблюдаются различия между группами.
В таблице 9 приводятся средние данные о ранжировании ценностей. Максимальное количество баллов означает максимально значимые ценности
Таблица 9
Терминальные ценности в трех группах

Териминальные ценности Выраженность %
БГ ИЛГ пдг
Активная деятельная жизнь 10 4 17
Жизненная мудрость 6 15 9
Здоровье 16 9 10
Интересная работа 11 12 18
Красота природы и искусства 8 16 1
Любовь 17 17 8
Материально обеспеченная жизнь 15 2 4
Наличие хороших и верных друзей 14 10 5
Общественное признание 12 18 6
Познание 5 8 15
Продуктивная жизнь 4 3 16
Развитие 3 5 14
Развлечения 13 1 2
Свобода 2 6 13
Счастливая семейная жизнь 18 7 7
Счастье других 1 14 3
Творчество 7 13 11
Уверенность в себе 9 11 12

В БГ получили максимальную значимость следующие ценности: счастливой семейной жизни; любви; физического и психического здоровья. В ИЛГ максимально выражены ценности общественного признания, уважения коллектива, окружающих; любви; зрелости суждений и здравого смысла.

В ПДГ наиболее выражены ценности интересной работы; активной жизнедеятельности; продуктивной жизни.
Далее проводилось сопоставление всех методик этого блока и выявление общих тенденций в значимости мотивации и ценностей.
7. Корреляционный анализ когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик в трех группах.
Результаты корреляционного анализа выявили аналогичные закономерности. Так, полученные корреляционные связи внутри групп показывают, что в первой группе (БГ) идентификация на уровне семейной, этнической общностей связана с мотивацией самозащиты (0,67), ценностями безопасности (0,68), обеспеченной жизни (0,73), здоровья (0,68), счастливой семейной жизни (0,66) (Р = 0,05); во второй группе социально-ролевая идентификация с профессиональным и деловым сообществом связана с мотивацией самореализации (0,63), ценностями активной деятельной жизни (0,62), развитие способностей (0,60), социальной мобильности (0,63), успеха (0,78), автономии (0,76) (Р = 0,05); в третьей группе идентификация экзистенциального и рефлексивного плана связана с мотивацией самоуважения (0,67), ценностями общественного признания (0,67), приобщения к культуре (0,68), любви (0,68) и независимости (0, 74) (Р = 0,05).

Выводы.

Полученные данные позволяют утверждать, что существует взаимосвязь между когнитивными и ценностно-мотивационными компонентами в структуре идентичности. Мы провели анализ всех полученных данных и выделили наиболее выраженные показатели идентичности, мотивации и ценностей (таблица 10).
Если обобщить все эти данные, можно выделить три ведущих блока когнитивно мотивационных характеристик в каждой группе: 1 - самозащиты, связанных со стремлением чувствовать себя безопасно, стабильно, реализуются на уровне близких и хорошо знакомых сообществ; 2 -самоуважения - желания быть уважаемым в обществе, приносить пользу
людям, реализуется на уровне строго не структурированного, но реального сообщества людей, разделяющих определенные культурные и моральные нормы и требования; 3 - самореализации - стремления проявить себя в деятельности, реализовать свои способности и расширения своего профессионального пространства, реализуется на уровне профессиональных, деловых сообществ, которые носят интернациональных характер.
Это позволяет по-новому посмотреть на структуру социальной идентичности и выделить в ней функциональные блоки, связанные с реализацией определенных функций, основанные на единстве когнитивных и ценностно-мотивационных компонентов. В основе функциональных блоков лежит конструктивная система, которая имеет специфические достаточно выраженные связи с когнитивными (идентификационными), ценностномотивационными характеристиками.

Таблица 10
Сводная таблица результатов исследования когнитивных и ценностномотивационных компонентов в структуре идентичности
Показатели Г руппы
БГ ИЛГ ПДГ
Когнитивные
(идентичность)
Семейная,
этническая,
локальная
Личностная,
Глобальная
Деловая,
профессиональная
гражданская
Мотивационные Самозащита,
семейное
благополучие,
комфорт
Самоуважение,
творчество,
общение,
взаимодействие,
творчество
Самореализация в деятельности,
автономия, успех,
познание
Ценностные Здоровье,
семья,
безопасность,
материальное
благополучие.
Общение, смысл жизни,
общественная
польза,
признание,
культура,
творчество.
Проф. рост, независимость, свобода, продуктивная
жизнь.
Проведенный теоретический анализ и эмпирическое исследование позволяют выделить три основных функциональных блока в структуре социальной идентичности:
Первый блок получил рабочее название базисный. В нем наблюдается преобладание таких идентификационных характеристик: семейные, этнические, поло-ролевые, локальные - связанные с местом проживания; больше выражена мотивация самозащиты и ценности безопасности жизни, материального и семейного благополучия.
Второй блок - индивидуально-личностный характеризуется
преобладанием персональной и глобальной (экзистенциальной) идентичности, а также мотивацией самоуважения, ценностями дружбы, общественной пользы; общения; приобщения к культуре.
Третий блок - профессионально-деловой отличается большей
выраженностью идентификационных характеристик по отношению к учебнопрофессиональной позиции, участию в деятельности, самооценке способностей, а также мотивации саморазвития и ценностей, связанных с достижением автономности; личностным и профессиональным ростом.
Эмпирически выявленные функциональные блоки все вместе позволяют реализовать основные функции социальной идентичности. Базисный блок поддерживает границу Мы и Они, которая хоть и является очень гибкой, подвергаясь постоянным изменениям, тем не менее способствует сохранению общности. Это первый необходимый компонент социального становления. Он способствует самосохранению.
Профессионально-деловой блок связан с тенденциями саморазвития, которые появляются только тогда, когда появляется нечто общее между собой и другими. Понимая границы, отделяющие своих от чужих, система восприятия социального мира усложняется и развивается через выявление общих проблем, путей их решения, ценностей, языков. Она становится способной к интеграции с другими системами. Разность интеллектуальных, материальных и других потенциалов - источник движения в обществе, первичный источник коллективного разума [86, с. 43]. Это также
необходимый компонент социального становления, который способствует саморазвитию, приданию целенаправленности системе.
Роль индивидуально-личностного блока не столь явно определена, как предыдущих двух. Но в общей системе идентичности этот блок выполняет, по нашему мнению, прежде всего функцию фильтрации, проверки надежности смысловых связей. Не случайно, по всем методикам наблюдается гораздо больше связей ИЛГ - БГ и ИЛГ - ПДГ, чем БГ - ПДГ. Это способствует сохранению смысла, экзистенциального единства личности, прогнозирования последствий идентификации.
Результаты, представленные в данной главе, показывают, что в структуре идентичности человека наблюдаются все три функциональных блока, что позволяет обеспечивать реализацию основных функций социальной идентичности как целостного, системного образования. Они находятся в динамичном и более или менее уравновешенном соотношении друг с другом, но под влиянием определенной мотивации происходит актуализация того или иного компонента по отношению к другим. Структуру каждого блока составляет единство когнитивных, мотивационных и ценностных характеристик. Функциональность блока обусловлена прежде всего когнитивными характеристиками, которые лежат в основе идентификационной структуры и в соотношении с определенными мотивами и ценностями определяют реализацию функций идентичности.
У испытуемых выделенных групп наблюдается актуализация комплекса показателей: идентификационных, мотивационных и ценностных. Все вместе они образуют структуру социальной идентичности, которая обеспечивает адаптацию и реализацию основных идентификационных функций на определенном этапе или в определенной ситуации развития.
Кроме того, результаты этой серии показывают, что уместно вспомнить еще раз о проблеме личностной и социальной идентичности. Мы уже отмечали, что в литературе есть примеры, когда противоречие между этими видами идентичности снимается через подчинение одного вида другим. Наше исследование выполнено на полюсе социальной идентичности, это означает, что в подходе к проблеме соотношения личностной и социальной идентичности мы опирались на те работы, суть которых в данном контексте заключается в том, что социальная психология должна быть подлинно социальной. Это значит, что необходимо понимать феномены социальной психологии, а не объяснять их в терминах индивидуальных, элементарных свойств [314, 328, 329, 334, 513, 515]. Мы согласны с теми авторами, которые считают, что у социализированного человека все идентификационные характеристики носят социальный характер. Говоря я добрый или я красивый человек соотносит свои представления о себе с определенной референтной группой или группами [515].
Таким образом, социальная идентичность выступает как категория индивидуальная, но связанная с социальной ролью, статусом, группой. Она образуется целостным комплексом компонентов, в структуре которого индивидуальные представления о групповом членстве имеют специфическую связь с мотивационными и смысловыми характеристиками личности.


Содержание раздела