d9e5a92d

Основные положения авторской концепции социальной идентичности

В них тенденция к подтверждению позитивных взглядов и тенденция к подтверждению негативных взглядов на себя отмечаются как равноправные.
Что касается людей с негативными взглядами на себя, то в данных исследованиях показано, что для них самоверификация и самоценность оказываются разнонаправленными. Данные, полученные в результате как лабораторных, так и полевых исследований позволили сделать вывод, что люди преимущественно выбирали именно тех партнеров, которые бы подтверждали их представления о себе, даже в том случае, когда эти представления были негативными.

Одной из причин, объясняющих такое поведение, является желание поддержать ощущение предсказуемости и контроля [473].
В ряде работ показано, что негативная этническая идентичность, характерна прежде всего для стигматизированных групп, т.е. имеющих неблагоприятные черты, которые вызывают стремление наказать, изолировать или как-нибудь иначе унизить представителей этих групп [233, 244], что часто происходит по отношению к группам этнических, половых и других меньшинств.
Также возможны стратегии поддержания позитивного самоотношения через выделение подгруппы, которой приписываются более положительные характеристики. Это проявляется в идентичности молодежных групп, которые называют себя в соответствии с определенными предпочтениями в музыке, спорте, одежде и т.д.
Осознание себя как члена негативно оцениваемой в обществе группы допускает и конструирование амбивалентной идентичности, которая позволяет частично сохранить позитивное самоотношение, но способствует формированию "комплекса раздвоения личности". Так, начиная с 40-х годов принадлежность к еврейству в нашей стране создавала двойственное чувство: гордость в приватной сфере и унижение в сфере публичной [244].
Таким образом, в случае отрицательной идентичности, видимо, правильнее было бы говорить не о стремлении индивида к изменению представлений о себе, своего социального окружения или места в нем с целью усиления или подтверждения позитивной Я-концепции, но о стремлении к поддержанию стабильности представлений о себе. Возможно, что кроме мотивации самоуважения действует еще и мотивация стабильности.

Этот момент нам представляется очень важным для развития идеи ТСИ о мотивационной природе идентичности и прогнозирования трансформации идентичности в новых социальных условиях.
Проведенные анализ позволяет выявить следующие закономерности трансформации социальной идентичности:
А) Идентичность является динамичным компонентом Я, степень изменчивости которого зависит как от индивидуальных особенностей личности, так и от интенсивности и характера внешних влияний на жизнь человека. Невозможно не согласиться с Э Эриксоном в том, социальная
идентичность постоянно развивается, никогда не достигает
завершенности и не может использоваться как готовый инструмент личности.
Б) Процесс развития идентичности протекает в сфере сознательного, и бессознательного. Различение сознательного и бессознательного членства в группе является самым спорным моментом в проблеме социальной идентичности [15].

Сознательные и бессознательные процессы играют важную роль в становлении идентичности. Можно предположить, что эмоциональный компонент идентичности больше связан с бессознательной обусловленностью, а когнитивный - с сознательной.

Любая идентичность строится как на каких-то априорно принимаемых и не осознаваемых явлениях, так и на осознанных фактах, решениях, выводах.
В) Основными механизмами развития и формирования идентичности можно назвать следующие: а) подражание, когда индивид независимо от уровня осознания копирует формы, эталоны, стереотипы, ценностное сопровождение поведения других людей из той социальной общности, с которой он себя идентифицирует; б) необходимое принятие, например, под влиянием групповых правил и ценностных норм, требований культурных традиций, тех форм поведения, которые свойственны его группе; в) осознанное, ответственное принятие идентификационных характеристик, сопровождающееся принятием норм, правил и стереотипов поведения.
На уровне межгрупповых отношений выделяются два основных механизма, выполняющих функцию конструирования социальной идентичности: а) стереотипизация как особый случай атрибуции черт, которые индивиду приписывают характеристики, исходя из его группового членства (социальные стереотипы, социальные представления); б) социальная каузальная атрибуция как приписывание причин поведения и достижений индивида на основе групповой принадлежности [119, 244].
Проведенный анализ показывает, что, несмотря на оживление исследований трансформации идентификационных структур в условиях ускорения социальной динамики, эта проблема является слабо проработанной. Многие серьезные вопросы остаются без ответа: Почему меняется идентификационная структура? В чем заключаются трудности социализации в условиях кризиса?

Под влиянием каких воздействий строятся субъективные границы идентичности? Каковы критерии успешного выхода из кризиса?

Поиск ответов на эти вопросы имеет научное и прикладное значение особенно для тех социальных институтов, которые занимаются реализацией задач воспитания.

Основные положения авторской концепции социальной идентичности

Проведенный анализ основных подходов к анализу изучаемого феномена показывает, что проблема принципов построения структуры социальной идентичности, целостного системного характера социальной идентичности является ключевой как в теоретическом, так и практическом плане.
Несмотря на растущую актуальность данной проблемы и большой поток исследований отдельных видов социальной идентичности, остаются еще слабо изученными вопросы относительно целостной картины этого феномена, взаимосвязи его структурных компонентов, динамики идентичности под влиянием различных социальных условий. Поэтому не существует полной и всесторонней модели социальной идентичности, в которой бы отражались как иерархичность существующих компонентов, так и психологические особенности их содержания и функционирования.

Сложившиеся представления о социальной идентичности не позволяют перейти к анализу ее структуры как целостного и сложно организованного психологического образования.
Опираясь на теоретические подходы, мы пришли к выводу, что социальная идентичность представляет собой единство когнитивных, мотивационных и ценностных параметров.
По нашему мнению исследование мотивации идентификации связано с рядом проблем, поскольку в социальной психологии слабо проработаны вопросы о структуре и функциях идентичности. Ощутимо продвинуться вперед и прийти к анализу соподчиненности мотивации идентификации возможно, если сформировать более четкие представления о структуре идентичности и соподчиненности различных ее компонентов.

Поэтому анализ структуры социальной идентичности имеет большое значение и для развития понимания мотивации идентификации.
Опираясь на сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии представления, теоретические подходы о сущности и структуре социальной идентичности нами был разработан социально-психологический подход к исследованию социальной идентичности, суть которого сводится к следующим концептуальным положениям:
1. Социальная идентичность понимается как сложное целостное личностное образование, имеющее содержательные (предмет идентичности) и формально-динамические (устойчивость, осознанность, выраженность, интенсивность и т.д.) характеристики. Она является динамической системой социальных конструктов, т.е. функционирует в форме конструкта, который представляет собой симультанную констатацию сходства и различия [117].
Социальные конструкты - это способы истолкования мира, фокус пригодности которых сосредоточен на социальных общностях. Термин подчеркивает природу идентичности, а именно, происхождение из области социального взаимодействия и опыта.

Социальный конструкт представляет собой когнитивно-мотивационное ядро социального самосознания, которое создается в ходе усвоения социального опыта.
Мы склонны употребить термин конструкт для определения социальной идентичности, поскольку он отражает все перечисленные выше признаки этого явления, а также позволяет применить конструктивистский подход к анализу трансформирования социальной идентичности.
Мы предположили, что социальная идентичность является целостной системной характеристикой, которая конструируется субъектом под влиянием необходимости выбора новых ориентиров в социальном пространстве. Целостность понимается нами в рамках системного подхода, как упорядоченность, иерархическая организованная совокупность компонентов идентичности.
Системность рассматривается на основе подхода, который развивается в российской психологии и предполагает анализ системы с позиции следующих критериев: 1) целостность; 2) функциональность 3) наличие взаимосвязанных элементов; 4) взаимодействие элементов в соответствии с общей целью; 5) ее свойства не сводятся к свойствам образующих ее компонентов; 6) информационное и энергетическое взаимодействие со средой; 7) свойства адаптивности.
2. Социальную идентичность можно рассматривать в качестве центрального смыслообразующего элемента личности, имеющего когнитивно-аффективную природу, который оказывает влияние на ценностно-смысловую сферу, мышление и поведение человека. В соответствии с этим социальная идентичность имеет сложную структуру, в которую включаются когнитивные (знание принадлежности к социальным общностям), а также мотивационно-ценностные компоненты, в которых проявляется единство активизирующего, оценочного, смыслового и регулирующего функционального значения идентичности.
3. Поскольку конструкт - это двухполюсная структура, то социальная идентичность основана на соотношении сходства и различия. Идентичность обеспечивает процессы сближения Я с определенными индивидами и группами - на основе интеграции и процессы определения границ целостности и независимости Я - на основе дифференциации.

Поэтому, когда человек отвечает на вопрос: Кто я?, он имплицитно решает и другую проблему: Кто не я?.
Каждая категория группового членства имеет два противоположных полюса, которые по-разному осознаются и вербализуются, поскольку имеют разный вес в реальной жизни. Например, говоря я - учитель, человек как бы определяет в социуме тех людей, с которыми он может определить свое сходство, и тех, кто отличен от него. Он относит себя к группе учителей и одновременно с этим не относит себя к другим группам, причем не ко всем, а к тем, которые релевантны критериям сравнения.



Проще выявляется тот полюс дихотомии, который актуален для человека. Но в целях более глубокого понимания сути идентификационной системы личности необходимо пытаться понять и суть противоположного полюса.

Идентичность включает в себя характеристики, благодаря которым люди делят мир на похожих и непохожих на себя.
Изменение структуры идентичности сопровождается проявлениями, характерными для изменения конструктивной системы в целом, в частности, тревогой, переживанием кризиса, переходом на противоположный полюс конструкта, поиском адекватных категорий и последующей перестройкой системы в целом. Данную особенность социальной идентичности важно учитывать при анализе поведения человека в условиях кризиса социальной идентичности и при попытках перестроить свою жизнь в рамках его личной системы конструктов.
Таким образом, социальная идентичность рассматривается нами как переживание своего тождества с определенной группой и отделение себя от других групп (что свойственно конструкту). Поэтому при прояснении социальной идентичности индивид отвечает как бы на два имманентно присутствующих в его сознании вопроса: Кто я? и Кто не я?.
4. Хотя конструкт и является базовой единицей анализа, но социальная идентичность образуется не единичным конструктом, а целостной системой, объединяющей определенное количество взаимосвязанных конструктов. Конструктивная система может иметь различную структуру в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта [117, 265], что позволяет по-новому подойти к анализу индивидуальной структуры социальной идентичности.
Как отмечалось выше, традиционно исследователи социальной идентичности, опираются на представления об уровнях самокатегоризации, предложенных Дж. Тернером [499].

Мы будем учитывать точку зрения Тернера, развивая ее в том смысле, что социальная идентичность может быть представлена не только на промежуточном уровне, как общая сумма личностных идентификаций, которые являются специфическими социальными категориями, интернализованными в когнитивный компонент Я- концепции, но и на других уровнях. Развивая идеи Тернера, нельзя не обратиться к исследованиям Ш. Струкера, который показал, что социальное поведение человека можно рассматривать как последовательность сконструированных и иногда принудительных процессов. Он считает, что Я является структурой, в которой представлены различные установки на других людей.

Основной вопрос заключается не в том, является ли поведение сконструированным или нет, а в том, под влиянием каких условий оно будет конструироваться, какая позиция повлияет на формирование взаимоотношения между индивидом и обществом [470].
На наш взгляд, идея Тернера, основанная на логическом допущении существования трех уровней социальной идентичности, может получить свое развитие, если прибегнуть к иному ракурсу рассмотрения структуры идентичности, а именно, как сложно организованной системы социальных конструктов.
Мы выделяем две плоскости рассмотрения структуры идентичности:
Первая - подструктура характеристик идентичности: а) когнитивная: знания, представления об особенностях своей группы, о своих качествах, осознание принадлежности к ней; б) мотивационная: побуждения, которые соответствуют специфической картине мира субъекта (241), побуждения, благодаря которым человек конструирует ту или иную идентичность; в)ценностная: оценка значимости этого членства, оценка себя как члена группы. Сочетание этих элементов в структуре идентичности оказывает влияние на мышление и поведение человека.
Вторая - подструктура базовых конструктов, которую можно анализировать, опираясь на различные теоретические подходы. Вслед за Б.Г. Ананьевым [14], мы будем рассматривать компоненты идентификационной структуры в соответствии с самоидентификацией: как биологического существа (индивид), как субъекта деятельности (субъект) и как субъекта общественных отношений (личность) - предполагает анализ формальных признаков конструктивной системы, в частности, наличие базового конструкта, сочетания конструктов, монолитность или
дифференцированность.
Это позволяет по-новому посмотреть на разновидности социальной идентичности, отойти от традиционного выделения видов идентичности в зависимости от типологии групп, дополнив ее анализом типологии индивидуальных социальных конструктов.
У человека может быть достаточно много идентичностей. Но все они упорядочены в определенную систему взаимосвязанных и упорядоченных компонентов. Какие-то из них образуют основу, фундамент, другие надстраиваются над ними.

Можно сказать, что социальная идентичность представляет собой своеобразную внутреннюю систему координат, позволяющую человеку ориентироваться в сложном и противоречивом социальном мире.
Такой подход позволяет продвинуться в понимании структуры социальной идентичности, включив в структуру идентичности компоненты, обеспечивающие сохранение определенности и ориентацию человека в новых социальных условиях: а) подструктура базовых конструктов: идентификация себя как биологического существа (индивид), как субъекта деятельности (субъект) и как субъекта общественных отношений (личность), а также б) подструктура характеристик идентичности: когнитивный компонент (знания, представления об особенностях своей группы, осознание принадлежности к ней), аффективный компонент (оценка значимости этого членства), поведенческий компонент (реальный механизм проявления себя членом группы).
5. Социальная идентичность как целостное системное образование выполняет ряд жизненно важных функций:
1) ориентационная - функция поиска в социальном пространстве своего места, ориентировка; ответ на вопросы: Каков социальный мир вокруг меня? Где Я в этом мире?
2) структурная - функция дифференциации Я от не- Я, детерминизма и неопределенности, придания определенности, упорядоченности; ответ на вопросы: Кто Я? Кто свой, кто чужой?
3) целевая - функция целеполагания, контролирующее воздействие на личность путем регулирования мотивационных, ценностных и поведенческих реакций индивида, построение модели поведения, приспособления к новым социальным условиям; ответ на вопросы: Что и как я делаю? Какой мне сделать выбор? сохранения своей сущности (собственный духовный потенциал), прогнозирование; ответ на вопросы: Какой смысл имеет для меня групповой членство?

В чем моя сущность?
Во всей своей совокупности они обеспечивают познание социальных отношений, определение своего места в социальном мире, сохранение стабильности Я, регулирование поведение, выбор цели. Социальная идентичность не только функционально придает целостность, непрерывность и определенность личности, но и является характеристикой, обеспечивающей предвосхищения новых социальных условий и границ поведения в них.
В связи с этим, мы считаем, что главный фокус пригодности идентичности находится в зоне сохранения определенности, приспособления к изменяющимся условиям социальной среды и прогноза.
Социальная идентичность только тогда эффективна и адекватна реальной социальной ситуации, когда она обеспечивает реализацию этих функций. Поэтому ее необходимо рассматривать как целостную системную характеристику личности.
6. Социальная идентичность конструируется в ходе взаимодействия, социального сравнения и активного построения социальной реальности. Опираясь на работы Г.М. Андреевой и Т.Г.

Стефаненко, под конструированием идентичности мы понимаем, приведение информации о мире в систему, организацию этой информации в связанные структуры, помогающие постичь ее смысл [15, 244].
Конструктивный подход позволяет обозначить в качестве одного из основных механизмов трансформации социальной идентичности необходимость делать выбор системы координат в социальном мире. Иными словами, ситуация выбора своего места среди других людей стимулирует идентификационные процессы.

Поэтому самостоятельность и способность делать выбор могут служить основаниями для более успешного обретения социальной идентичности.
Процесс конструирования идентичности осуществляется на разных этапах социализации. В ходе этого процесса происходят проверка уже сложившейся идентификационной структуры и ее качественное изменение.

Исчезают и преобразовываются одни компоненты, появляются новые, меняются их взаимосвязи, роль и вес в общей структуре.
В процессе конструирования идентичности играют роль как сознательные, так и бессознательные компоненты, но человеку важно уметь осознавать критерии, эталоны, нормы и ценностные компоненты идентичности. Конечно, нельзя отбрасывать роль механизмов подражания в формировании способов поведения и мышления. Но если идентичность ребенка находится в руках взрослых, то взрослый человек уже во многом несет ответственность за свою идентичность.

Если он хочет управлять своей жизнью и быть способным реализовать себя во благо не только себе, но и другим, то ему придется достаточно часто анализировать, кто он есть и кто есть другие люди вокруг него, т.е. решать вопросы идентичности. Он может и должен работать над своей идентичностью, формировать ее сам в процессе самопознания, взаимодействия и выбора.
Конструирование идентичности осуществляется в процессе взаимодействия человека с другими людьми в определенном социокультурном поле. В процессе взаимодействия происходит концептуализация себя или интериоризация определенных ролей, что, собственно, и производит идентичности [470, 471].
Конструирование идентичности в определенном культурно-ролевом поле подчеркивают и современные социологи [30, 296, 297]. Поэтому индивид должен прилагать определенные усилия для поддержания баланса в собственной идентичности и необходимого уровня взаимодействия, стремиться осознавать актуальную ролевую позицию и ценностное сопровождение [296].
Учитывая сложную взаимосвязь когнитивных и мотивационных компонентов идентичности, мы подчеркиваем важность и взаимосвязь как минимум следующих трех вопросов социального самоопределения личности:
- Кто я? - собственно вопрос идентичности, направленный на получение знаний о самом себе в контексте существующих социальных отношений;
- Какой я? - вопрос ценностей, направленный на осознание смысловых компонентов своего Я, на развитие представлений об атрибутах должного по отношению к различным ситуациям и людям;
- Что и как я делаю? - вопрос поведения, ответить на который можно, только ответив на первые два вопроса.
Гармоничное состояние внутреннего мира человека предполагает прояснение в сознании этих трех вопросов. В этом смысле социальная идентичность является тем компонентом Я, который, формируясь в ходе взаимодействия с социальной реальностью, при соответствующих условиях может придать человеку ощущение внутренней гармонии и удовлетворенности собой.
Развиваемый нами подход к исследованию идентичности позволяет по-новому рассмотреть механизмы трансформации социальной идентичности.
В литературе отмечаются различные механизмы трансформации социальной идентичности, такие как подражание, необходимое принятие, ответственное принятие идентификационных характеристик [119, 145, 241, 292]. В контексте данного диссертационного исследования, практическая направленность которого связана с поиском новых путей и механизмов совершенствования процесса подготовки специалистов в новых социальноэкономических условиях, мы обращаемся к поиску путей конструирования
системы ценностей на основе понимания своего места в мире.
Опираясь на изложенные в первой и второй главах теоретические и методологические достижения отечественной и зарубежной психологической науки в области исследования социальной идентичности, мы рассматриваем трансформирование социальной идентичности в широком социальнопсихологическом смысле, а именно, как оформление социальной идентичности в ходе развития, как переструктурирование сложившейся идентификационной структуры, как необходимый момент социализации, в котором проявляется влияние всей совокупности факторов личностного становления.
Более конкретно, трансформирование идентичности понимается нами как связанный с влиянием различных факторов процесс преобразования, конструирования идентичности на разных этапах социализации, результатом которого является качественное изменение идентичности. В ходе конструирования идентичности происходит проверка уже сложившейся идентификационный структуры.

Исчезают и преобразовываются одни идентичности, появляются новые, меняются их взаимосвязи, роль и вес в идентификационной структуре.
Формирование идентичности - подвид трансформации, в котором подчеркивается целенаправленность внешних воздействий, оказывающих влияние на трансформацию идентичности.
Принципиальным отличием нашего подхода к объяснению трансформации идентичности от других является подчеркивание существования двух связанных между собой процессов, в результате которых формируется идентичность: познание группы и познание самого себя, т.е. открытие в себе тех качеств, которые необходимы для восприятия себя полноценным членом группы. Субъекту для успешной ориентировки в социальной реальности, особенно в ситуации ее изменения, необходимо постоянно сопоставлять качества, которыми он обладает, с требованиями новой группы.

Этот процесс происходит как на сознательном, так и бессознательном уровне и сопровождается чувством тревожности.
Необходимость трансформации идентичности связана с некоторой потерей ориентиров в социальном пространстве или существованием определенных условий, которые вызывают эту необходимость и заставляют человека искать новую идентичность. Ощущение тревоги и дискомфорта, которые сопровождают этот процесс, преодолевается, человек открывает для себя ту социальную среду, в которой он чувствует свою адекватность и тождественность.



Содержание раздела