d9e5a92d

Ценностное измерение

При этом используются различные техники, близкие тем, о которых шла речь выше.
Во всех этих моделях личная и социальная идентичность находятся как бы на разных полюсах одного континуума, одной дихотомии, которая возникает в результате социального взаимодействия. Социальная детерминированность идентичности, которая прослеживается в работах представителей данного направления, позволяет сказать, что в дихотомии личный - социальный надсистемным признаком является социальная идентичность.
Можно привести работы, в которых различные виды социальной идентичности описываются на основе исследований в области возрастных изменений этнической идентичности. Выше уже приводился пример исследования В.Ю.

Хотинец, в котором описываются возрастные периоды становления этнической идентичности, но также проводится и обобщающий анализ уровней развития идентичности.
В.Ю. Хотинец, анализируя этническое самосознание, выделяет два уровня самосознания, в которых заложено представление и о формировании социальной идентичности [51, 274]:
- типологический, на котором формируется представление об этнических особенностях общности;
- идентификационный, на котором формируется этническая самоидентификация.
Типологический уровень проявляется в представлениях субъекта о реальности, в осознании общих социально-психологических признаков группы. Такие группы объединяют лишь общие для ее членов отличительные признаки.

Идентификационный уровень выражается в том, что члены группы осознают свою принадлежность к ней и сознательно отделяют свою группу от другой. На этом уровне общность отражается в представлениях „мы" и „они". Результат становления первого уровня обусловливает меру становления второго.

Уровни развития самосознания являются результатом воздействия определенных условий и ситуаций.
В современных работах, посвященных проблеме развития идентичности, часто внимание исследователей сосредоточено на диалектическом и уровневом характере идентичности [28].
Так, например, Петер дю Приз, развивающий идеипсихоаналитического подхода, разработал стратегическую теорию социальной идентичности, которую можно назвать психо-социологической [24]. В ней идентичность выступает в качестве внутреннего стратегического проекта, позволяющего выстраивать отношения в социальном мире.
Автор предположил, что идентификация является целенаправленным или стратегическим процессом. Каждый акт идентификации осуществляется с определенной позиции и служит некоторой цели, например, чтобы понять мир, укрепить свою позицию Я, найти союзников, отделить себя от тех, кого считают отверженными, чтобы кому-то угодить или достичь позитивной социальной позиции и т.д. Эти цели и пути их достижения автор называет проектами. Проекты являются попыткой ощутить желаемую стабильность.

Знание проектов личности позволяет понять направленность ее жизни.
В работах Дж. Марсиа и Э. Уотерман, о которых речь шла выше, также прослеживается диалектическое отношение к проблеме идентичности.

Движение происходит от преждевременной идентичности, которая образуется на основе осознания человеком изначально присущих ему качеств (пол, имя, возраст, традиции семьи и т.д.), к достигнутой идентичности, появление которой возможно только на основе осознания своих целей, ценностей, убеждений и самостоятельного решения о том, каким быть. Хотя данная модель разрабатывалась при изучении подростков, она вполне применима для описания механизма формирования новых идентичностей у взрослого человека.
Уотерман для описания развития идентичности использует модель Марсиа, дополняя ее различными направлениями движения. Человек может не только двигаться вперед от стадии диффузной идентичности к стадии достигнутой идентичности, но и возвращаться назад. Он может, имея достигнутую идентичность, испытать серьезную проблему или ощутить потерю смысла, разочароваться в каких-то своих ценностях или убеждениях и снова попасть в диффузное состояние. Дальнейшее развитие будет осуществляться так же, как и в самом начале: человек может начать решать проблему поиска новой идентичности или отказаться от этого.

В первом случае у него есть шанс достигнуть высшего уровня идентичности, во втором он останется в диффузном состоянии.
Аналогично по отношению к группе: когда мы знаем коллективные проекты, мы понимаем, какой мир будет строить этот коллектив. Культура в этом смысле представляет собой систему проектов, разделяемых группой.
Особое внимание автор уделяет процессу идентификации, имеющей целью доминирование над другими. В случае угрозы потерять такую идентичность индивиды ощущают напряжение, выражаемое в чувстве страха, тревожности, стыда, ярости и зависти.

Автор считает, что существует много возможных стратегий (путей), чтобы снять напряжение, не изменяя своей идентичности, т.е. проекта доминирования.
Данный подход представляет собой попытку изучения идентификации в условиях нестабильного общества. Де Приз определил общественные процессы в таком обществе, как психосоциальную акселерацию, посредством которой индивидуальные невзгоды агрегируются и политизируются, а группы поляризируются. Психосоциальная акселерация состоит из последовательности социальных явлений, которые Де Приз назвал активаторами. К ним он отнес, например, наличие конфликтующих проектов, крушение экономики, возникновение военизированных групп, изменение в структурных позициях, идеологическое объяснение событий, заговоры и др.

Психологическим следствием этих социальных явлений становятся предубеждения, чувство тревожности, страх, желание найти врага, возрастающая идентификация, потребность в сильном лидере. Помимо активаторов в обществе могут существовать и сдерживающие механизмы,существенно нивелирующие процессы противостояния групп.

Кним можно отнести доверие народа к политикам, защита меньшинств, традиции инакомыслия и критики правящих структур, подчиняемость государства закону, независимость культуры, религии и профессионализма [24].
Примером выявления уровней идентичности на основе альтернативного подхода к соотношению личностной и социальной идентичности может служить работа Г. Брейкуэлл, в которой подчеркивается социальное происхождение идентичности, вторичный характер личностной идентичности по отношению к социальной. Автор пытается представить социальную и личностную идентичности как разные точки в процессе развития социальной идентичности.

Эта структура идентичности помогает преодолеть поляризацию социальной и личностной идентичности через введение таких параметров, как содержательное, ценностное и временное измерения. Она подчеркивает целостность идентичности и выделяет следующие ее структурные компоненты [18, с. 139 - 140]:
1. Биологический организм. Идентичность является продуктом взаимодействия биологического организма с социальным контекстом.

Биологический организм - сердцевина идентичности, однако со временем он становится все менее значимой ее частью.
2. Содержательное измерение. Включает в себя все характеристики, которые индивид использует, чтобы описать себя, и которые описывают его как уникальную личность. Они относятся как к социальной (роли, групповое членство), так и личностной (ценности, мотивы, эмоции, установки, каузальные схемы, персональные конструкты) идентичности.

Предполагается, что содержательное измерение непрерывно во времени и сводит воедино характеристики, относящиеся к личностной и социальной идентичности. Если признать,
что социально-ролевые категории порождают
личностные установки, поддержание дихотомии между социальной и личностной идентичностью теряет смысл. Содержательное измерение расширяется по мере жизни человека.

Актуальные содержания идентичности не статичны, как и их структура. Они изменяются в соответствии с динамикой социального контекста. Люди различаются по степени связанности между элементами идентичности. Одни люди обладают строгой иерархической структурой содержательных элементов, другие - лишь хаотическим набором отдельных элементов.

В зависимости от актуальной ситуации какие-то элементы могут оказаться более значимыми для человека.
3. Ценностное измерение. Каждый элемент содержательного измерения имеет свою оценку, позитивную или негативную, которая приписывается ему индивидом, исходя из социальных норм и ценностей. Оценки также не статичны и могут меняться в соответствии с измерениями в наличной социальной ситуации.

Таким образом, ценности индивида находятся в состоянии измерения.
4. Время. Развитие идентичности протекает в плане субъективного времени.

Биографическое же время определяется содержательным и ценностным параметрами измерения идентичности, влияя, в свою очередь, на их структурную организацию.
Процессы категоризации и социального сравнения интенсивно изучаются в настоящее время в психологии.
М. Ярумович, изучая процесс категоризации и формирования в сознании структур Я- мы- они - выделяет следующие уровни. Социальные идентификации, выражающиеся в настройке на других и просоциальной вовлеченности, рассматриваются как характеристики социального Я (397).
Исследовательница выявила различные формы социальных идентификаций, которые базируются на различных социальных структурах:
1. Экспериментальное социальное Я. Аффективные и мотивационные механизмы, такие, как эмоциональная эмпатия, безопасность, присоединение и другие гедонистические мотивы. Например, у меня есть опыт преподавания, я чувствую, что понимаю детей и т.д.

Сопровождается настройкой чувств, поиском контактов, желанием включиться в какую-то группу, комфортными чувствами.
2. Публичное Я. Зависимость от группового подкрепления,
концепция мы как группа, например, мы семья. Сопровождается согласованностью, уважением к отдельным внутригрупповым нормам и целям.
3. Коллективное Я. Когнитивные представления в реальном
социальном разделении и групповом членстве, категория мы как категориальная концепция, например, мы психологи.
Сопровождается чувством внутригрупповой (категориальной) однородности, усвоением социальных норм, внутригрупповым фаворитизмом.
4. Концептуальное социальное Я. Когнитивная категоризация,
основанная на абстрактных критериях, атрибутивная концепция мы, например, мы - честные, устойчивые. Сопровождается чувством мы, которое проходит через все социальные группы и категории.


5. Самостоятельное социальное Я. Различие двух подсистем Я: индивидуальной и групповой. Сопровождается распознаванием различных и общих ценностей, целей, принятием автономности других, групп и категорий.
На первом уровне идентификации более сильные и как бы автоматические, направленные на объекты, которые удовлетворяют первичные потребности.
На втором уровне идентификации относятся к конкретным группам и существуют до тех пор, пока человек принадлежит этим группам.
На третьем уровне идентификации связаны с категориями членства и приводят к групповому фаворитизму. Они входят в когнитивную карту индивида, которая отражает социальную реальность, и сохраняются, пока эта карта актуальна.
На четвертом уровне идентификации могут относиться к другим людям безотносительно к их групповому членству. Они трансформируются как новые когнитивные абстрактные категории, необходимые для понимания мира.

Например, овладение концепцией лояльности невозможно без различения между лояльными и нелояльными людьми.
На пятом уровне происходит определение себя за пределами сравнения с другими. Благодаря наличию собственных оценочных стандартов человек может распознавать, на какие ценности ориентируются люди. Социальные идентификации в этом случае направлены не на людей, а на общие цели.

Когда ценности становятся общими, похоже, что идентификации будут существовать долгое время, до тех пор пока они релевантны [397].
Иную точку зрения развивает Ю.Л. Качанов, согласно которому, социальная идентичность устанавливается как следствие двух процессов: объединения и различения. Расположить индивида в социальном пространстве - это значит определить группу людей, занимающих сходные позиции в социальном пространстве, и одновременно - отделить его от остальных.

Поэтому истинный смысл социальной идентичности связан со всеми сходствами и противопоставлениями общественной жизни. Социальная идентичность - это символическое средство объединения с
одними и дистанцирования от других, важнейшее средство
мобилизации индивида как носителя определенных социальных отношений
[115].
Ю.Л. Качанов описывает следующие уровни социальной идентичности:
- Ситуационная социальная идентичность. Обусловленанепосредственной ситуацией.

Человек, обладающий этойидентичностью, еще не является субъектом в полном смысле этого слова, так как не выступает в качестве созидателя своей идентичности. На уровне этой идентичности личность пока еще не принимает нормы и правила практики, схемы мышления, восприятия и оценивания, которые присущи идентифицируемой социальной позиции, в качестве своей социальной идентичности. Поэтому эта социальная идентичность является как бы внешней по отношению к личностным смыслам и чувственной ткани индивидуального сознания.

Она связывается с социальной практикой непосредственно и поэтому достаточно осмысления, рефлексии, анализа, чтобы ее изменить.
- Надситуационная социальная идентичность. Детерминируется позицией человека в социальном пространстве, всем его социальным опытом, и поэтому она лишь опосредованно связана с актуальными условиями и предпосылками практики субъекта.

Она дает чувство социального, не отделимое от позиции человека: нормы и правила социального действия, схемы восприятия, оценивания и мышления, способы коммуникации, постановки и разрешения проблем и т.д. Она делает человека относительно независимым от внешних и внутренних ограничений его актуальной практики, определяет стратегию, так как фиксирует значимость тех или иных социальных отношений.
- Трансверсальная. Процесс перехода от ситуационной кнадситуационной идентичности отражается на уровне трансверсальной идентичности (поперечной, сквозной, длящейся во времени).
Существует преемственность этих уровней: идентичность ситуационная -это своеобразный строительный материал для идентичности более высокого порядка. При определенных условиях идентичность ситуционная может перерасти в надситуационную.

Переход от одного уровня идентичности к другой - процесс не простой и, при определенных условиях, растянутый во времени. Для того чтобы идентичность перешла из временной, отражающей конкретную ситуацию, в более устойчивую, она должна быть вписана в габитус (в теории П. Бурдье - это всеохватывающая и протяженная во времени система диспозиций, личностная схема перцепции, оценивания и действия).

Личностно значимые социальные отношения должны интегрироваться с личностным смыслом позиции и чувственной тканью социальной практики. При этом становление идентичности проходит ряд этапов, отличающихся уровнем интеграции со смысловой сферой:
- возникновение эмпатии;
- становление ситуационной социальной идентичности на основе эмпатии;
- осознание ситуационной социальной идентичности и формирование надситуационной идентичности;
- принятие личностью осознанной устойчивой идентичности в качестве личностной социальной идентичности.
Эти этапы представляют собой стадии структурно-функциональной трансформации ситуационных эмоционально-смысловых образований человека в социальную идентичность на личностном уровне организации. Согласно этому подходу, личность является субъектом своего внутреннего мира в том смысле, что она способна объективировать свои социальные идентичности, выбирать их, выходить за рамки ситуационных социальных идентичностей.

По мнению Качанова, в ходе социализации человек может объективировать свои идентичности, относиться к ним как субъект, т.е. принимать или не принимать те или иные идентичности.
Важно подчеркнуть, что идентичность рассматривается как структура и как процесс. Этому посвящены многие исследования, проводимые в рамках различных научных направлений.
Согласно приведенным выше концепциям в основе формирования социальной идентичности лежат три последовательных когнитивных процесса [28]:
Во-первых, индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории (так, в Я-концепцию каждого из нас входит представление о себе как о мужчине или женщине определенного социального статуса, национальности, вероисповедания, имеющем или не имеющем отношение к различным социальным организациям, и прочее).
Во-вторых, человек не только включает в образ Я общие характеристики собственных групп членства, но и усваивает нормы и стереотипы поведения, им свойственные. Процесс социального взросления и состоит, по сути, в апробации различных вариантов поведения и выяснении, какие из них являются специфическими для собственной социальной категории: так, например, кризис подросткового возраста потому во многом и воспринимается как кризис, что, хотя самоопределение подростка в тех или иных социальных категориях уже произошло, форм социального поведения, данный факт подтверждающих, наблюдается еще не так много.
В-третьих, процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп: они становятся внутренними регуляторами его социального поведения. Так, мы не только определяем себя в рамках тех или иных социальных категорий, не только знаем и умеем вести себя соответственно им, но и внутренне, эмоционально идентифицируемся со своими группами.
Таким образом, в социально-психологическом контексте наибольшую сложность представляет выявление механизмов конструирования и трансформирования социальной идентичности, а также методов изучения этих процессов. Многие авторы признают, что социальная идентичность формируется в результате двух основных процессов: объединения и различения, которые лежат в основе сравнения.

В то же время абсолютно неясно, почему те или иные виды идентичности становятся преобладающими, в чем заключается их взаимовлияние, каковы временные рамки изменения. Ответы на эти и другие вопросы требуют глубокой проработки проблемы структуры идентичности, ее динамики в различных условиях.
По мнению многих авторов, в студенческом возрасте уже сформированы основные личностные характеристики, выражающие принадлежность к полу, социальной группе, этнической группе и т.п. [2, 12, 21, 31, 53, 82, 261 и др.]. Период, когда человек стремится занять определенное место в жизни, в обществе, в отношениях со взрослыми, в повышенной потребности оценить самого себя в системе Я - общество приходится по мнению исследователей, на старший школьный возраст [261].

В то же время, исходя из разрабатываемого нами подхода к исследованию социальной идентичности как системы конструктов, представляется возможным говорить о влиянии ситуативных факторов, особенно значимых в те возрастные периоды, когда основная буря, обусловленная возрастным становлением, в отношениях с обществом улеглась, но появилась проблема профессионального самоопределения.
Перспективным в плане изучения трансформации профессиональной идентичности, на наш взгляд, является применение деятельностного подхода. Данный подход представлен в работах В.С.

Агеева, который проводит анализ идентичности с позиции теории деятельности [7, 8].
Согласно его точке зрения идентичность является одним из условий осуществления деятельности, поскольку психическая деятельность членов группы в виде социальной категоризации является лишь опосредующим звеном влияния объективных условий на социальное поведение. Идентичность - это категория, которая является следствием групповой дифференциации и обеспечивает процессы объективного и перцептивного отличия своей группы от чужой, а также укрепления границ группового членства в качестве личностно значимой единицы.

Вместе с тем автор подчеркивает, что групповые процессы не сводимы только к дифференциальным. У группы, наряду со стремлением к обособленности, сохранению своей индивидуальности, есть также стремление к интеграции. В связи с этим Агеев выделяет следующие интегративные характеристики группы:
- групповая аффилиация, выражающаяся в стремлении быть составной частью более широкой социальной общности;
- групповая открытость, выражающаяся в стремлении к межгрупповому взаимодействию, социальным процессам более высокого порядка;
- межгрупповая референтность, выражающаяся в обращении к внешней, более значимой группе, как к зеркалу, для проверки определенных ценностей и норм.
К созданию социальной идентичности причастны, по его мнению, дифференцирующие групповые процессы. Интегративные процессы, которые предохраняют группу от изоляции и самоизоляции и обеспечивают все богатство связей с другими группам, вхождение группами в более широкие социальные общности, принятие ценностей более высокого порядка и в конечном итоге обмен социальным и культурным опытом, не ответственны за создание социальной идентичности.
Это интересная точка зрения, которая заслуживает внимания особенно в плане поиска новых подходов к изучению идентичности. Вместе с тем если следовать логике рассмотрения социальной идентичности как результата процесса категоризации, то можно допустить, что идентичность имеет специфические, особенные и всеобщие черты, сопровождающиеся определенными ценностными, эмоциональными и мотивационными характеристиками.

Также можно предположить, что идентичность - это проявление двух процессов: как дифференциации, так и интеграции.
Развивая идеи автора, можно сказать, что на формирование идентичности должно влиять восприятие сходства профессионального пространства, а также его включенности в более широкую социальную среду, без учета которой невозможно комплексное решение задач профессиональной деятельности. В таком случае косвенным показателем идентичности (а также и следствием ее) будет восприимчивость к ценностям и нормам профессионального сообщества, несмотря на географические, политические и другие барьеры.

Поэтому нами проводился анализ стереотипов, а также анализ соотношения социальной идентичности с особенностями усвоения современных требований и ценностей образования.

Проблема кризиса социальной идентичности

Социально-психологическое исследование трансформации идентичности в современной науке проводится прежде всего в связи с так называемым явлением кризиса социальной идентичности.
Важной особенностью современного общества является его динамичность. Общественные изменения происходят буквально на наших глазах и охватывают сразу все поколения.

Они создают противоречия в социальном самосознании как у каждого конкретного человека, так и между поколениями. Если раньше многие люди относили себя к категории советский человек, которая определяла их образ жизни, стиль поведения и чувства, то теперь пока еще нет такой обобщенной категории, детерминирующей социальную идентичность многих людей, например, нескольких поколений.

Это явление психологи называют кризисом социальной идентичности [15, 145].
Кризис идентичности является одним из важных компонентов современной социальной ситуации в России, что отражено в ряде работ, направленных на изучение развития человека в новых социальноэкономических условиях [29, 70, 75, 84, 170, 176]. Отход от однажды зафиксировавшейся идентичности переживается человеком как эмоциональный кризис, сила которого зависит от многих факторов, в том числе от глубины прошлой идентичности в сознании человека [30].
В контексте проблемы социальной идентичности так же часто, как по отношению к экономической и политической ситуации в стране, применяется термин кризис. Это понятие еще находится в стадии определения и проработки, поэтому в литературе можно найти несколько достаточно далеких друг от друга подходов [15, 119, 145, 194, 241 и др.].
Г.М. Андреева кризис идентичности определяет как особую ситуацию сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и свою ценность.

В проблеме идентичности интересно не только, к какой социальной группе принадлежит человек объективно, но и то, с какой группой он субъективно отождествляет себя и какую соответствующую систему ценностей вырабатывает.



Содержание раздела