d9e5a92d

Тест по социальному проектированию

4 Итоговые тесты: I. Тест по социальному прогнозированию Спецификация теста
Уровень контроля - университетский (ректорский).
Вид контроля - контроль надежности знаний
Цель тестирования: проверка итоговых знаний за 7 семестр по окончании курса Социальное прогнозирование и проектирование в социальной работе. Тест валиден по содержанию, т.к. тестовые задания сформулированы в соответствии с требованиями государственного стандарта по специальности Социальная работа.
В результате тестирования студенты должны показать следующие знания: различать типы и особенности социальных прогнозов; характеризовать методы прогнозирования и проектирования; знать на уровне воспроизведения: исторические этапы и направления социальной прогностики и футурологии; основные этапы исследовательского процесса прогнозирования; основные методы индивидуальной и коллективной работы над социальным проектом.
Формы тестовых заданий составлены по закрытому типу, включают задания альтернативных ответов, задания множественного выбора. Длительность тестовой процедуры - 45 минут. При выполнении заданий 1-4 необходимо учитывать, что каждое тестовое задание может допускать не только один, а несколько правильных ответов. Успешность выполнения заданий зависит от внимательного прочтения инструкции.

В заданиях с 1 по 4 оцениваются все варианты ответов, в заданиях с 5 по 18 выбирается один из вариантов. Тест включает 42 существенных операции. Коэффициент надежности - 0,7 КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ Варианты заданий теста оцениваются по дихотомическому критерию оценивания: правильно - не правильно (1/0).

Каждый правильный вариант задания оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов - 42. Соответствие количества правильно выполненных заданий оценивается по пятибалльной системе: Вам предлагается 22 тестовых задания по дисциплине Социальное прогнозирование и проектирование.

При выполнении заданий 1-4 необходимо учитывать, что каждое тестовое задание может допускать не только один, а несколько правильных ответов. При этом оценивается каждый вариант ответа. Успешность выполнения заданий зависит от внимательного прочтения инструкции.

В заданиях с 1 по 4 оцениваются все варианты ответов, в заданиях с 5 по 18 выбирается один из вариантов.
Внимательно читайте инструкцию.
Инструкция к заданиям 1-4. Содержание задания вместе с выбранным вариантом ответа образует некоторое утверждение.

Проанализируйте каждое утверждение и напишите в бланке ответов ДА, если Вы с ним согласны и НЕТ, если не согласны. Пример записи: 1 а - да, 1 б - нет, 1 в - нет.
1. Прогнозы в социальной сфере делятся на подтипы:
а) социально-медицинские
б) социально-экономические
в) экологические
г) психологические
д) демографические
е) образовательные ж) космологические
2. Выделите основные направления футурологии:
а) провиденциализм
б) научный коммунизм
в) теория постиндустриального общества
г) реформисткое направление
д) концепция устойчивого развития
е) альтернавистика
ж) глобалистика
3. К методам коллективной работы экспертов над социальным проектом относят:
а) мозговая атака
б) метод фокус-групп
в) метод Дельфи
г) экспертное наблюдение
д) ситуационный анализ
ж) социометрический опрос
4. К классической школе в области управления относятся следующие представители:
а) А. Смит
б) Т.Мор
в) Ф. Тейлор
г) Ф. и Л.Джилберты
д) А. Файоль
е) А.Маслоу
ж) Дж.Гелбрейт
Инструкция к заданиям 5-18 Выберите один из вариантов ответа, индекс выбранного ответа. запишите в бланк ответов. Пример записи: 5а, 6б и т.д.
5. Кто является основателем футурологии?
а) . Дж. Форрестер
б) А. Печчеи
в) Н.Винер г) О.Флехтгейм
6. Нормативный прогноз, это
а) определение возможных состояний социального явления в будущем
б) определение возможных мер и условий достижения предполагаемого желательного состояния прогнозируемого социального явления
в) определение путей и средств достижения возможных состояний социального явления, принимаемых в качестве цели
7. Методология прогнозирования, это
а) ряд приемов, обеспечивающих выполнение определенной совокупности операций;
б) упорядоченная совокупность правил, приемов, процедур исследования на основе одного или нескольких методов;
в) область знания о методах, способах, системах прогнозирования.
8. Разработка прогноза начинается с
а) построения предварительных поисковых моделей прогнозируемого объекта методами поискового анализа
б) уточнения гипотетических моделей методами экспертов
в) выработки рекомендаций и сдачи заказчику
г) формулирования целей и задач, предмета, проблемы и рабочих гипотез, определения структуры и организации исследования.
9. Формирование представлений о будущем исторически происходит
а) в первобытном обществе
б) в средние века
в) в эпоху Возрождения
г) в первой половине ХІХ в.
д) во второй половине ХІХ в.
е) в ХХв
10. Социальная теория Т.Мора оценивается как
а) иллюзорная теория об обществе
б) христианский гуманизм в) утопический социализм
11. Эсхатология, это
а) учение о воздаянии в загробном мире сообразно поведению человека при жизни
б) учение о конце света
в) учение о божественном провидении, целенаправленно определяющего ход событий независимо от воли человека
12. Нулевой экономический рост обозначает
а) простое воспроизводство населения, с наличием в семье не более 2-3 детей
б) простое воспроизводство машин с заменой промышленных предприятий взамен выбывающих из строя
в) перевод всех промышленных предприятий на замкнутый цикл
производства с полной утилизацией отходов и тары
13. Автором концепции Пределы роста является исследователь
а) Д.Белл
б) М.Месарович
в) Э. Пестель
г) А. Печчеи
д) Д.Медоуз
14. Методы экспертных оценок в социальном прогнозировании обозначают
а) построение динамических рядов показателей прогнозируе мого процесса с возможно более ранней даты до даты упреждения прогнозов
б) поиск различных вариантов развития с целью собрать оптимальный для данных условий вариант
в) объективную характеристику качественных и количественных сторон объекта прогнозирования на основе обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов
15. В основе теории постиндустриального общества лежит
а) критерий развития техники производства и профессиональное разделение труда б) приоритет информационных ресурсов, производства услуг развития сферы образования и управления
в) критерий развития производственных отношений и производительных сил, образующих экономическую систему общества
16. Социальное прогнозирование, это
а) описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего
б) информация о будущем на уровне интуиции
в) информация о будущем на основе жизненного опыта
г) научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития социального явления
17. Социальный прогноз, это
а) решение относительно предположенного результата предпринимаемой деятельности
б) решение относительно системы предприятий, предусматривающей порядок, последовательность, сроки, средства их выполнения
в) вероятное научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем
г) решение относительно конкретного мероприятия, необходимого для реализации того или иного аспекта программы
18. Поисковый прогноз, это
а) построение на определенной шкале возможностей функции распределения предпочтительности
б) выработка прогнозной информации для отбора наиболее целесообразных плановых нормативов, заданий
в) предположение об определенных возможных состояниях явления в будущем
ЭТАЛОН
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ Варианты заданий теста оцениваются по дихотомическому критерию оценивания: правильно - не правильно (1/0). Каждый правильный вариант задания оценивается 1 баллом.

Максимальное количество баллов - 42. Соответствие количе- ства правильно выполненных задании оценивается по пятибалльной системе: Z баллов 0-28 29-33 34-38 39-42 Оценка 2 3 4 5

Тест по социальному проектированию

1. Социальные проекты по срокам реализации различаются как
A. микропроекты Б. малые проекты
B. мегапроекты
2. По направлению деятельности социальные проекты подразделяются на следующие типы
A. культурные
Б. квази- проекты
B. благотворительные Г. научно-технические Д. образовательные
Е. кредитные
3. Инновационные проекты определяются как
A. социальные проекты, осуществляемые в рамках государственной социальной политики, финансовое обеспечение которых базируется из соответствующих бюджетов
Б. Социальные проекты, имеющие целью извлечение прибыли
B. форма представления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих, не требующих внешнего финансирования и осуществляемая из подручных средств
Г. внедрение принципиально новых разработок в области социального обслуживания населения
4. Малые проекты характеризуются как
А. проекты, решающие задачи экологического характера, направленные на сохранение и использование культурного достояния Б. Проекты, решающие задачи, связанные с предоставлением образовательных услуг
В. проекты, способом финансового обеспечения которых является кредит
Г. проекты, не предусматривающие большого числа потребителей, простые в управлении, не требующие крупного финансирования
5. Установите последовательность этапов жизненного цикла проекта:
A. предварительный контроль Б. составление бюджета
B. планирование проекта
Г. разработка концепции проекта Д. коррекция проекта по итогам мониторинга Е. защита проекта
Ж. оценка жизнеспособности проекта
З. этап реализации проекта И. Завершение работ и ликвидация проекта
6. Социальный проект определяется как
A. регулярно повторяющееся исследование одного и того же объекта по одной и той же методике
Б. отзыв эксперта на материалы, предоставляемые ему для изучения, который содержит положительные и отрицательные характеристики
B. сконструированное социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменяющейся среде материальной и духовной ценности
7. К современным концепциям социально-проектной деятельности относят следующие направления:
A. объектно-ориентированный подход Б. структурно-функциональный
B. бихивеористкий
Г. проблемно-ориентированный Д. постструктуралисткий
Г. субъектно-ориентированный Тип прогноза (по объекту): Его подтип: 1) естествоведческий;
2) научно-технический;
3) обществоведческий. а) демографический;


б) метеорологический;
в) медико-биологический. 8. По каким признакам оценивается проект в организационном отношении:
A. творчество проектанта
Б. возможность выражать социальный заказ
B. масштаб, размер проекта
Г. непротиворечивость нравственным нормам Д. сроки реализации Е. научная основа Ж. качество
З. ресурсное обеспечение
9. Выделите разновидности метода мозговой атаки:
A. метод фокальных объектов Б. метод комиссий
B. организационно-деятельностная игра Г. метод соотнесенной оценки
Д. метод фокус-групп
Е. метод стимулирования наблюдения
10. Метод мозговой атаки характеризуется как
A. имитация принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным или вырабатываемым участниками игры правилами
Б. способ коллективной мыслительной работы, имеющей целью нахождение нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящейся на снятии барьеров критичности
B. способ конструирования нового объекта путем применения к нему свойств других объектов

Итоговый тест Социальное прогнозирование и проектирование

1. Дополните: Научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов называется_.
2. Укажите номер правильного варианта ответа:
Впервые ввел в оборот термин прогноз:
1) Демокрит;
2) Аристотель; 3) Гиппократ;
4) Платон.
3. Установите правильную последовательность: Этапы управленческого цикла:
а) анализ;
б) целеполагание;
в) диагноз;
г) программирование;
д) планирование;
е) проектирование;
ж) анализ (получение новых данных);
з) прогнозирование;
и) контроль;
к) организация;
л) обратная связь (уточнение решения).
4. Установите соответствие:
5. Дополните:
Прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта изучения в будущем, называется _ прогнозом.
6. Дополните:
Прогноз, содержанием которого является определение показателей, путей и сроков достижения возможных состояний объекта изучения в будущем, принимаемых в качестве цели, называется_прогнозом.
7. Укажите номер правильного варианта ответа:
К среднесрочным прогнозам относятся прогнозы с периодом упреждения:
1) до 1 месяца;
2) от 1 месяца до 1 года;
3) от 1 года до 5 лет; 9. Установите соответствие: Класс методов: Примеры метода социального прогнозирования: 1) методы опросов;
2) методы экстраполяции;
3) методы моделирования. а) метод исторической аналогии;
б) метод динамического программирования;
в) метод Дельфи. 4) от 5 до 15 лет.
8. Дополните:
Совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования факторов, существенных для решения задачи прогноза, называется прогнозным_.
10. Укажите номер правильного варианта ответа: Распространение выявленных тенденций на будущее развитие объекта на основе познанных закономерностей называется:
1) моделированием;
2) экстраполяцией;
3) экспертизой.
11. Укажите номер правильного варианта ответа: Объективная основа возможности прогнозирования заключается в познании:
1) закономерностей развития;
2) глубины и устойчивости причин явления;
3) характера противоречий.
12. Укажите номер правильного варианта ответа: Временной диапазон методологических возможностей социального прогнозирования:
1) 10-20 лет;
2) 20-30 лет;
3) 30-40 лет;
4) безграничен.
13. Установите правильную последовательность:
Этапы разработки социального прогноза:
а) предпрогнозная ориентация (программа исследования);
б) построение поисковых моделей; в) построение модели прогнозного фона;
г) построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта;
д) оценка достоверности, точности, обоснованности (верификации) прогноза;
е) выработка рекомендаций в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей;
ж) построение нормативных моделей.
14. Укажите номер правильного варианта ответа:
Главным отличительным признаком социального прогноза, в отличие от других форм предвидения являются:
1) сроки;
2) тенденции;
з) ресурсы.
15. Дополните:
Изменение объектов или процессов, которое возникает вследствие осуществления управленческих решений, учитывающих результаты прогноза, принято в прогностике называть_.
16. Укажите номер правильного варианта ответа:
Под предсказанием следует понимать:
1) научное (ненаучное) описание будущего;
2) использование информации о будущем в решении проблем;
3) программирование будущего.
17. Дополните:
Прогностики - это специалисты, занимающиеся_разра
боткой прогнозов.
18. Укажите номер правильного варианта ответа:
План отличается от прогноза:
1) наличием сроков;
2) директивным характером;
3) количественными показателями.
19. Дополните:
Регулярно повторяющаяся последовательность событий и состояний в динамике социальной системы называется социальной . Тип проекта по особенностям финансирования: Его характеристика: 1) инвестиционный;
2) спонсорский;
3) кредитный;
4) бюджетный. а) финансирование на условиях предоставления гарантий кредитному учреждению;
б) финансирование из соответствующих (федерального, местного и др.) бюджетов;
в) предоставление денег человеком (или организацией) без требований возврата, если это может стать формой его рекламы или презентации;
г) вклад собственности в дело с целью получения максимальной выгоды. 20. Дополните:
Теория самоорганизации систем, в основу которой легла философия нестабильности, называется_.
21. Укажите номер правильного варианта ответа:
Одним из атрибутов социальной динамики, неотъемлемым качеством, характеризующим форму колебательности системы, является:
1) цикличность;
2) нестабильность;
3) системность.
22. Укажите номер правильного варианта ответа:
Парой социальных циклов, характерных для этапа функционирования социальной системы, выступают:
1) спираль - волна;
2) маятник - круг.
23. Дополните:
Точка, в которой могут реализоваться различные траектории развития объекта, может произойти смена цикла, называется
24. Укажите номер правильного варианта ответа:
Особой формой циклической динамики в развитии реформа-ционных процессов в России, которую отмечает ряд исследователей является:
1) круг;
2) спираль;
3) восьмерка.
25. Дополните:
Прогноз - это научно обоснованное суждение о_.
26. Укажите номер правильного варианта ответа:
Одним из отечественных исследователей, внесших значительный вклад в становление и развитие социальной прогностики, является:
1) И.В. Бестужев-Лада; 2) С. С. Фролов;
3) В.А. Ядов.
Часть 2.
1. Укажите номер правильного варианта ответа: Предметом социального проектирования является:
1) создание (модернизация, сохранение в изменившейся среде) ценности;
2) контроль управленческого решения;
3) предвидение последствий решения.
2. Установите соответствие:

Установите правильную последовательность:

Структура концепции социального проекта:
а) цель и задачи;
б) актуальность проекта;
в) правовое, экономическое, организационное обеспечение средствами, ресурсами;
г) ожидаемые последствия его осуществления;
д) содержание предполагаемой деятельности.



Содержание раздела