d9e5a92d

Прогнозирование и проектирование электорального поведения

6 Темы курсовых работ по дисциплине Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
1. Информационное общество: проблемы адаптации
2. Антифутурологические волны А.Тоффлера
3. Римский клуб и результаты его деятельности
4. Будущее семьи: основные тенденции развития семьи как социального института
5. Методы прогнозирования
6. Прогнозирование и проектирование электорального поведения
7. Прогнозирование миграционных процессов 8. Прогнозирование социального развития и уровня жизни
9. Религиозные, утопические и философско-исторические корни теории прогнозирования
10. Современный этап развития исследований будущего. Глобалистика и альтернавистика
11. Социальное прогнозирование на рубеже XIX-XX столетий
12. Технология разработки социального проекта в системе образования
13. Типы целевых комплексных программ
14. Федеральные и региональные целевые социальные программы в РФ
15. Формальные и неформальные социальные организации. Принципы их проектирования и развития
16. Характеристика социальных проектов в РФ и РБ
17. Социально-медицинское прогнозирование.
18. Прогнозирование развития глобальной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ и телевидения
19. Будущее фундаментальной и прикладной науки
20. Прогнозирование развития системы образования в России
21. Концепция устойчивого развития
22. Будущее России (опыт исторического прогноза)
23. Геополитические прогнозные сценарии
24. Экологическое прогнозирование
25. Социальное планирование и проектирование городов. Проблемы урбанизации
26. Кризис современной цивилизации и его проявления
27. Байкальский регион как модельная территория устойчивого развития
28. Образование в XXI веке
29. Индикативное планирование в современных социальноэкономических условиях 30. Государственное программирование в зарубежных странах
31. Проектирование развития учреждений социального обслуживания
32. Методы экспертных оценок в социальном прогнозировании и проектировании
33. Социально-экономическое прогнозирование в системе государственного индикативного планирования экономики.
34. Становление и развитие прогностики в России
35. Перспективы развития культуры в проблематике социального прогнозирования
36. Проблема существования человека как социобиологи-ческого существа в XXI веке.
37. Проблема народонаселения, продовольствия и невозобновляемых ресурсов
38. Теория постиндустриального общества Д.Белла
39. Теория Фрэнсиса Фукуямы Конец истории
40. Основные проекты и модели глобального развития

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Формы конкретизации предвидения.
2. Соотношение категорий предвидения и управления.
3. Проектирование как элемент управленческой деятельности и его связь с прогнозированием.
4. Систематизация прогнозов.
5. Информационное обеспечение прогнозирования и проектирования.
6. Роль моделирования в прогностическом исследовании.
7. Презентизм первобытного мышления и футурофобия.
8. Религиозные, утопические и философско-исторические корни теории прогнозирования. 9. Социальное прогнозирование на рубеже XIX-XX столетий.

Появление научной фантастики и "размышлений о будущем".
10. Формирование парадигмы технологического прогнозирования.
11. "Антифутурологические волны".
12. Место О. Тоффлера в развитии прогностической науки.
13. Римский клуб как центр исследования проблематики будущего.
14. Сущность глобалистики и альтернативистики.

Концепция "альтернативной цивилизации".
15. Сравнительный анализ программ социологического и социально-прогностического исследований.
16. Предпрогнозная ориентация.
17. Период основания и период упреждения прогноза.
18. Построение исходной (базовой) модели объекта социального прогнозирования.
19. Социологический показатель и возможность его использования в прогностическом и проектном моделировании.
20. Возможности трендового моделирования в прогностическом исследовании.
21. Построение модели прогнозного фона.
22. Поисковый прогноз.
23. Нормативный прогноз.
24. Верификация прогноза.
25. Выработка рекомендаций для принятия управленческого решения.
26. Прогнозирование и проектирование проблем экономической социологии.
27. Прогнозы и проектные разработки в сфере социологии политики.
28. Прогнозирование и управление на службе разрешения социальных проблем современной семьи.
29. Прогнозы в области социологии образования.

30. Социология науки и возможность прогнозирования и проектирования ее проблематики.
31. Прогнозы в сфере социологии медицины.
32. Специфика прогнозирования и проектирования проблематики социологии культуры.
33. Социология расселения и ее перспективные проблемы.
34. Экологическая социология как область прогностических и проектных разработок.
35. Прогнозы в сферах социологии преступности и социологии наркотизма.
36. Перспективная проблематика современного прогнозирования и проектирования.
ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕСОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Социальное прогнозирование и проектирование в соответствии с Государственным образовательным стандартом является одной из общепрофессиональных дисциплин специальности Социальная работа. Написание курсовой работы по этой дисциплине имеет свою специфику, требует проработки студентами разнообразной литературы, включая периодические издания и статистические сборники.

Большинство тем потребует от студентов проведения собственного прогнозного исследования на базе информации, полученной в учреждениях социальной сферы.
Чтобы грамотно построить прогноз, необходимо тщательное и всестороннее исследование различных сторон изучаемой темы, учет различного рода факторов и тенденций так или иначе оказывающих свое влияние на исследуемый объект. Курсовая работа выполняется на отдельных листах и затем переплетается (допускается специальная папка в твердом переплете Для курсовых работ).

Объем курсовой работы может колебаться от 25 до 35 страниц на листах стандартных размеров (А 4) в зависимости от наличия литературной и документальной базы, характера и широты проекта (верхнее поле станицы - 2 см., нижнее и левое - 2, 5 см., правое поле - 1 см.). Структурными элементами курсовой работы являются: -титульный лист;
-содержание;
-введение;
-основная часть, состоящая из двух разделов;
-заключение;
-библиография;
-приложение.
Технология проведения исследования в рамках социального прогнозирования включает в себя следующие факты:
1. Предпрогнозная ориентация, т.е. определение объекта, целей, задач, времени проведения, методов, рабочих гипотез прогнозного исследования.
2. Определение прогнозного фона, образующегося из данных (новые документы и др.), влияющих на развитие объекта.
3. Построение базовой модели прогноза, означающей обобщенное выделение объекта в системе его основных показателей, параметров, тенденций.
4. Поисковый прогноз, т. е. проекция базовой модели в будущее по наблюдаемой тенденции с учетом прогнозного фона и поиск возможных проблем, подлежащих решению.
5. Нормативный прогноз, т.е. проекция базовой модели в будущее в соответствии с предлагаемыми нормами и определение средств, необходимых для достижения нормативного состояния.
6. Оценка степени достоверности и ее уточнение через систему экспертного опроса, включая его многоразовую методику.
7. Выработка предложений, рекомендаций, позволяющих оптимизировать процесс развития объекта прогнозного исследования.
Структура и содержание курсовой работы по социальному прогнозированию должна состоять из следующего. Содержание должно включать в себя введение, наименование разделов, заключение, библиографический список, приложение с обязательным указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы текстового документа. Во введении содержится обоснование выбранной темы, четкое формулирование проблемы, выдвигается цель исследования, формулируются задачи, конкретизирующие эту цель.

Здесь же характеризуется степень изученности проблемы в имеющейся литературе.
Основная часть работы должна содержать два раздела. Первый раздел - это так называемая предпрогнозная ориентация (т.е. программа исследования).

Любое прогнозное исследование начинается с разработки программы, поскольку его результативность находится в прямой зависимости от его теоретической обоснованности и применяемых методов исследования. Предпрогнозная ориентация должна содержать подробную характеристику проблемы, предполагающую:
а) анализ внешней обстановки (характеристика экономической, политической, социальной ситуации в государстве);
б) анализ внутренней обстановки (тенденции внутри объекта исследования);
в) подробная характеристика объекта и предмета исследования; г) определение времени основания и учреждения в прогнозе: текущий, краткосрочный (по согласованию с преподавателем);
д) обоснование и описание методов, используемых в ходе исследования; е) организация проведения исследования; ж) формулирование рабочих гипотез.
Второй раздел (практическая часть исследования) включает в себя:
а) прогнозный фон (сбор данных, влияющих на развитие объекта, создание исходной модели, т.е. обобщающего видения объекта в системе собранных показателей;
б) с помощью специфических методов прогнозирования осуществить поисковый, а там, где возможно - нормативный прогноз; в) следующий шаг предполагает провести экспертную оценку модели, но в ряде тем, из-за невозможности на практике его осуществления данный шаг можно опустить (по согласованию с преподавателем).
В заключении проводится анализ рабочих гипотез, сопоставление последних с полученной моделью прогноза. На базе этого вырабатываются рекомендации для социальных служб, предприятий и организаций, местных властей. В заключении также подводятся общие итоги работы, формулируются важнейшие выводы, характеризующие курсовую работу в целом. Здесь же следует показать, выявленные в ходе исследования, новые тенденции в разрабатываемой теме.

Важно показать насколько результаты проведенного исследования могут быть востребованы в практической деятельности социальных служб.
В библиографию следует включать не только наименования использованной в тексте курсовой работы литературы, но и вообще имеющейся литературы по теме исследования.
В приложении к работе могут быть приведены табличные данные, графики, схемы, документальные источники с оригинала, образцы анкет или интервью. Особое внимание следует обратить на правильное оформление работы (список литературы по проблеме и построчные ссылки).


Ответственным моментом работы в написании курсового исследования является выбор темы. После выбора темы необходимо продумать содержательную ее часть, название разделов исследования.

Следует также отметить, что по согласованию с кафедрой можно изменить название отдельных тем исследования. Более того, студент может предложить свою тему курсового исследования, которая закрепляется за ним лишь в случае письменного согласия заведующего кафедрой или ведущего специалиста по данной дисциплине.
Следует обратить внимание, что некоторое количество тем носит теоретический характер. В подобной курсовой работе II раздел должен быть посвящен подробному анализу имеющейся документальной и печатной продукции и на базе этого должен быть построен прогноз по методу сценария. Защита курсовой работы предшествует экзамену по дисциплине социальное прогнозирование и проектирование. День защиты определяется кафедрой и согласовывается с деканатом.

На защите студент кратко излагает мотивы выбора темы, цель и задачи исследования, рассказывает о методах и о результатах исследования, об обобщенных выводах и авторских рекомендациях тем или иным социальным службам, организациям.
Макет прогнозного исследования на тему: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕГИОНА).



Содержание раздела