d9e5a92d

Расчетная карта


Эта схема ничем не отличается от расчетов по карте со стираемой полосой (скрэтч-карте) за мобильную связь или использование Интернета. Оплата информационного ресурса произошла при покупке такой карты, сама же карта только идентифицирует ее владельца в системе предоставления услуг.
Расчетная карта не обязательно должна быть предоплаченной. Прежде всего это относится к покупке товаров. Можно представить себе заемную схему, когда эмитент карты (обычно торговая организация) привлекает к себе деньги населения (беспроцентный заем у клиентов), а затем возвращает его своими товарами, используя карту для учета таких операций.

Такая схема применяется, когда ассортимент товаров заранее неизвестен, но зато точно определен их продавец.
Дисконтная карта, как следует из самого названия, предоставляет ее держателю скидки или иные льготы от эмитента карты либо от организации, подписавшей с эмитентом дисконтной карты соответствующий договор (распространенный пример - дисконтные системы типа Countdown). Для более изощренных дисконтных схем, в которых уровень скидки зависит от истории применения карты, придумали специальный термин - программы лояльности. Соответственно и карты так называются - карты лояльности клиентов. Дисконтные карты (или карты лояльности) обычно являются торговыми картами, хотя технологии дисконта применяются не только в торговле, а сами карты не обязательно выпускаются торговыми или сервисными организациями.

Торговым картам посвящен отдельный раздел книги.
В качестве отдельного класса выделяют идентификационные карты. Под ними понимают карты, служащие для идентификации их держателей. Подчеркнем, что идентификационной функцией обладает любая пластиковая карта.

Согласно международному стандарту ISO/IEC 7812 иных, кроме идентификационных карт, не существует. Есть подмножество карт, предназначенных для финансовых операций (стандарт ISO/IEC 7813), однако они также определяются как идентификационные карты, но имеющие специальные свойства. Можно с уверенностью сказать, что любая пластиковая карта - идентификационная. Это ее основная функция. Все остальные - дополнительные, ориентированные на конкретные применения, но одновременно определяющие приложение карты.

Вот пример: держатель транспортной карты с помощью карты метрополитена проходит через турникет на станцию. Турникет не идентифицирует его как конкретного гражданина (с именем, фамилией и т.д.), но идентифицирует как лицо, имеющее право на проход. Идентификационная функция налицо, тип карты - транспортная карта.
Тем не менее идентификационная карта имеет право на существование как отдельный вид пластиковых карт, если ее функции заканчиваются на идентификации держателя. Типичный пример - карты контроля доступа как физического (например, для входа в помещение), так и информационного (например, для использования компьютера). Чисто идентификационные карты широко распространены. Сейчас все большее распространение получают карты, обладающие кроме идентификационной еще и функцией аутентификации держателя. Такие карты позволяют определить не только, кто держатель карты, но также то, что он - это действительно он.

Простейший пример информации для аутентификации - образец подписи или фотография ее держателя на карте. Более сложный - данные об отпечатках пальцев, хранящиеся в памяти чиповой карты. Будущее идентификационных карт - это карты с биометрической информацией, позволяющие однозначно идентифицировать держателя карты, электронные паспорта и другие удостоверения личности.
Итак, мы видим, что проблема классификации карт лежит в технологиях. В качестве куска пластика карта годится разве что только в качестве закладки для книг или как предмет, позволяющий счищать снег с лобового стекла автомобиля. Фактически весь материал нашей энциклопедии посвящен именно карточным технологиям, бизнес-аспектам работы с картами, многим другим вопросам, имеющим прямое отношение к пластиковым картам, но не картам как таковым.
Техническая классификация карт делит их по способу хранения информации и возможностям информационного обмена с другими элементами карточной системы.


Поскольку любая пластиковая карта - идентификационная, она обязана иметь уникальный номер (по понятным причинам мы не рассматриваем карты, носящие чисто имиджевый характер, типа рекламных календарей). Кроме того, карта может нести и другую идентификационную информацию - имя ее держателя, срок действия и т.д., а также данные для визуальной аутентификации держателя - фотографию, образец подписи. Вся остальная информация, хранимая картой, зависит от системы, в которой применяется данная карта.
Если система не предполагает автоматизированную обработку информации, то необходимые данные хранятся непосредственно на карте. Данные печатаются либо на поверхность пластика уже готовой карты специальными принтерами, либо на один из слоев пластика до ламинирования карты (в этом случае данные защищены от подделки прозрачным слоем ламината), либо выдавливаются в пластике заготовки (бланка) карты.
Последняя операция называется эмбоссированием, а сами карты - эмбоссированными. Эмбоссированные карты предполагают некоторую автоматизированную обработку информации - с карты можно сделать отпечаток эмбоссированных данных на специальную бумагу (слип) с помощью простейших механических машин (импринтеров), представляющих собой по существу ручной пресс. Затем слипы можно собрать и отпечатанную на них информацию ввести вручную в компьютер. Сразу надо оговориться, что эта технология достаточно старая.

Она появилась в начале прошлого века, когда карты были металлическими и номер выдавливался на их поверхности. Но она до сих пор используется там, где скорость обработки информации не слишком критична для клиента, а количество карт, принимаемых данной организацией, не слишком велико.
Специального названия такие карты не имеют, поскольку другие технические типы карт, несмотря на иные носители информации, как правило, имеют напечатанные или эмбоссированные данные для их визуального чтения человеком.
Далее карты разделяются на две большие группы: карты с микросхемой (чиповые) и все остальные (нечиповые). Различия между ними следующие. Нечиповые карты имеют пассивный носитель информации - магнитную полосу, штрих-код и т.д. Фактически этот носитель информации ничем не отличается от куска бумаги с написанным на ней текстом, который можно прочитать и как-нибудь далее использовать.

Его можно стереть и написать новый, но при этом его в дальнейшем также можно лишь прочитать.
Когда мы говорим о чиповой карте, то подразумеваем, что такая карта не только хранит и изменяет данные, но может активно общаться с приемником информации. Фактически речь идет о взаимодействии двух устройств, одним из которых является смарт-карта. Она и является активным хранилищем информации.

Именно поэтому чиповые карты принципиально отличаются от всех остальных карт: с магнитной полосой, со штриховым кодом, оптических.
Наиболее традиционной из пассивных карт является карта с магнитной полосой (в просторечии магнитная карта). Обычно магнитная полоса кодируется при выпуске карты, хотя существуют устройства для ее переписывания. Например, в Московском метрополитене магнитный билет (хотя и не пластиковая карта с магнитной полосой, но ее ближайший бумажный аналог) при проходе через турникет переписывается соответствующим устройством. Это возможно потому, что устройство моторизовано, билет проходит через него с постоянной скоростью, и при этом гарантируется правильность записи.

В банковском терминале или подобных устройствах, напротив, магнитная карта никогда не переписывается. Чтение магнитной полосы происходит при проведении карты через терминал вручную, что не гарантирует постоянной и точно заданной скорости. Работники банка воспринимают это как данность, понимая, что магнитная карта есть пассивный элемент карточной технологии. Работники торговли (может быть, в силу меньшей технической осведомленности) пытаются использовать магнитную карту как перезаписываемую, например в программах лояльности клиентов, когда надо изменять на карте количество бонусных баллов или уровень скидки.

При этом удивляются, почему устройства перезаписи существенно дороже, чем устройства для чтения магнитной полосы (на самом деле для этих целей дешевле использовать чиповую карту).
Второй тип широко распространенных пассивных карт - карты со штриховым кодом. Неверно считать, что их использует только розничная торговля, хотя такие карты, в силу того что в розничной торговле уже имеется оборудование для чтения штриховых кодов, занимают значительную долю дисконтных карт. Карты со штриховым кодом более надежны, чем карты с магнитной полосой. Последние могут размагнититься, достаточно недолго служат (обычно, не более двух-трех лет).

Штриховой код широко используется для персонализации чиповых карт, позволяя автоматизировать занесение номера карты, выраженного в штриховом коде, в память карты.
Третий тип пассивной карты - карта с оптической памятью. Такие карты обладают очень большим объемом памяти, технология записи и чтения информации подобна той, которая применяется в CD.

Интересные записи



Содержание раздела