d9e5a92d

Предоставление процессинговых услуг


В приведенном абзаце заслуживают внимание два момента. Во-первых, он прямо приводит определение процессинга по банковским картам в качестве не облагаемой НДС операции. Во-вторых, он говорит не только о карточном процессинге, но и об операциях любой организации, обеспечивающей информационное и технологическое взаимодействие между участниками любых расчетов.
Согласно толкованию, приведенному в Письме Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Москве от 29.04.2002 N 24-14/20275 О налоге на добавленную стоимость, следующие операции являются процессинговыми и соответственно не облагаются НДС:
оказание услуг по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между участниками финансовых расчетов, включая услуги по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами и платежными документами;
предоставление процессинговых услуг по расчетам для предприятий торговли и сервиса, банков, финансовых компаний и других организаций:
- выполнение действий, связанных с приемом от продавцов электронных платежных документов, сформированных покупателями;
- идентификация продавцов и покупателей;
- проверка целостности электронных платежных документов;
- маршрутизация электронных платежных документов на оплату в соответствующий расчетный банк;
прием ответов расчетных банков о проведении или отказе от проведения платежей покупателей на счета продавцов;
направление продавцам информации о результатах проведения платежей.
В приведенном Письме также содержится перечень следующих операций, которые, по мнению Управления, не относятся к процессингу и в этом качестве подлежат обложению НДС:
- по предоставлению инструктивных материалов в электронном виде;
- передача специализированного программного обеспечения;
- консультирование по телефону либо электронной почте, т.е. консультационные услуги, оказываемые в рамках обеспечения технологического взаимодействия между участниками расчетов;
- услуги по обеспечению технологического оборудования расходными и комплектующими материалами (необходимыми для бесперебойной работы платежной системы банка);
- услуги по техническому обслуживанию (профилактике и ремонту) терминальных устройств - банкоматов, кассовых (торговых) терминалов, других устройств, обеспечивающих управление финансовыми ресурсами клиентов с помощью банковских карт;
- услуги по сопровождению и обеспечению функционирования программного обеспечения для ЭВМ;
- услуги, оказываемые в рамках обеспечения информационного взаимодействия между участниками расчетов по мониторингу (удаленному электронному контролю) за состоянием банкоматов и терминалов;
- услуги по сопровождению процессинговых центров, программного обеспечения для банкоматов;
- другие аналогичные операции банков и процессинговых центров.
При этом п. 4 ст. 149 НК РФ установлено, что в случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то он обязан вести раздельный учет таких операций.
Согласно второй части НК РФ (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК), как и согласно прежде действующему законодательству, подлежат обложению НДС операции по инкассации, в том числе связанной с операциями с банковскими картами, если банки - эмитенты и эквайреры пользуются услугами инкассаторских организаций, не входящих в их структуры (сторонняя инкассация).

Налог на доходы физических лиц



Применение данного налога к операциям с банковскими картами в настоящее время регулируется главой 23 НК РФ. Налог на доходы физических лиц может применяться к кредитным картам, как они определены российским законодательством, т.е. картам, по которым предоставляется кредит. Объект по налогу, называемый материальная выгода, образует следующее:
1) превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;


2) превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора (п. 2 ст. 212 НК РФ).
Применительно к операциям с банковскими картами приведенные положения означают, что если по предоставленному клиенту кредиту предусмотрен льготный период, в течение которого он не уплачивает банку проценты (или уплачивает их в размере меньше установленного НК РФ), то полученная клиентом материальная выгода подлежит обложению налогом. При этом следует отметить, что налоговая ставка в этом случае составляет 35% (п. 2 ст.

224 НК РФ).
Вопрос о применении данного налога возникает и при совершении операций с картами, по которым кредит банком-эмитентом не предоставляется. Дело в том, что сумма операции подлежит списанию со счета клиента 1-3 и больше дней с момента совершения операции, т.е. клиенту предоставляется рассрочка в оплате товара (работы, услуги), приобретенного с использованием банковской карты, которая ст. 823 ГК РФ рассматривается как разновидность займа.
Однако в п. II-2 Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 Налог на доходы физических лиц части второй Налогового кодекса Российской Федерации*(140) разъясняется, что не производится определение материальной выгоды в соответствии со ст. 212 Кодекса в случае заключения налогоплательщиком договора коммерческого кредита, определяемого ст. 823 параграфа 3 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации либо договора приобретения товара в кредит или рассрочку.
Таким образом, согласно приведенному разъяснению при совершении операций в организациях торговли, принимающих банковские карты, обязанность по удержанию налога не возникает. Применительно же к операциям по выдаче наличных денежных средств для обоснования отсутствия обязанности по удержанию налога можно привести следующую аргументацию.
После осуществления авторизации денежные средства клиента блокируются в пределах авторизованных сумм, т.е. возможность клиента распоряжаться этими денежными средствами ограничивается. Указанное ограничение является правомерным, если оно предусмотрено договором между банком и клиентом (п. 3 ст.

845 ГК РФ).
Отсутствие у клиента возможности по распоряжению денежными средствами в пределах авторизованных сумм не позволяет говорить, что клиент получил заемные или кредитные средства, поскольку заем предполагает переход денежных средств в собственность клиента (п. 1 ст.807 ГК РФ), которая невозможна без правомочия распоряжения (п. 1 ст.209 ГК РФ).

Для случаев, когда заем выдается безналичными денежными средствами, которые не могут являться объектом права собственности, судебно-арбитражная практика выработала правило, согласно которому сумма займа должна поступать в свободное распоряжение заемщика, что в изложенных условиях также не происходит.
Отсутствие заемных или кредитных отношений в данном случае означает, что рассматриваемый объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц также не возникает, поскольку он определен строго как материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, (подп. 1 п. 1 ст.212 НК РФ).

Об оформлении кассовых чеков



Статья 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных карт (далее - Закон о ККТ) устанавливает, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Поскольку Закон о ККТ не уточняет, при расчетах с какими субъектами должна применяться контрольно-кассовая техника, то следует считать, что сфера ее применения включает наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт как с физическими, так и с юридическими лицами. Приведенная точка зрения разделяется в Письме Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации от 06.08.2003 N 04-03-11/63 О порядке ведения книг продаж при реализации товаров за наличный расчет и с использованием платежных карт. Следует отметить, что согласно ст.

14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения в надлежащих случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Интересные записи



Содержание раздела