d9e5a92d

Микропроцессорная медицинская карта пациента МРК-А


Даже простейшие страховые карты типа тех, что использованы в Германии, уже распространены в рамках пилотных проектов в Тульской и Самарской областях. Они используются для облегчения учета визитов пациентов и оказанных им услуг, необходимого для проведения взаимных расчетов с медицинскими страховыми компаниями.
В июне 1996 - апреле 1997 г. на территории Алексинского района Тульской области территориальным фондом обязательного медицинского страхования были выпущены 60 тыс. электронных карт памяти емкостью 256 байт, служащих в качестве страховых полисов. Регистратуры поликлиник и приемные отделения стационаров (всего 14 лечебно-профилактических учреждений) и 7 самостоятельных врачей общей практики получили компьютеры с устройствами чтения/записи электронных карт. Основное назначение - ускорить проведение расчетов медицинских учреждений и самостоятельных врачей с фондом обязательного медицинского страхования и уменьшить число ошибок в этих расчетах.

По оценкам руководителей этого проекта, стоимость его внедрения в пересчете на одного застрахованного составила около $5. Аналогичный проект реализовывается и в Самарской области с 1998 г. (внешний вид карт-заготовок (до персонализации) представлен на 5) в еще больших масштабах. Общий тираж карт-полисов в двух проектах приближается к 1 млн.
Несомненный успех применения идентификационных страховых карт в Германии подготовил там почву для нескольких других пилотных проектов, призванных определить пути дальнейшего развития медицинских карточных систем, учитывая постоянно возрастающие технические возможности карт.
Например в пилотном проекте в г. Кобленц для хранения не только идентификационных, но и медицинских данных (аллергии, хронические заболевания, опухоли, врожденные дефекты, хирургические процедуры, отпущенные лекарства и т.д.), необходимых при оказании скорой и неотложной помощи, использовались уже микропроцессорные карты Gemplus с операционной системой MPCOS ( 6), что позволило, в частности, разграничить права доступа к соответствующим областям данных на чтение/запись врачам и аптекарям.


5. Электронный полис обязательного медицинского страхования в Самарской области до персонализации


6. Микропроцессорная медицинская карта пациента МРК-А

Другой германский проект - карта QuasiNiere (микропроцессорная карта, выдаваемая пациентам, нуждающимся в гемодиализе, выданы несколько десятков тысяч карт пациентам и около 500 карт работникам здравоохранения). Этот проект финансируется министерством здравоохранения Германии, в нем впервые (в Германии) используется система цифровой подписи на базе карт медицинского персонала.
Аналогичный по области применения французский проект - карта Dialybre (Франция) - это микропроцессорная карта (COS24K) с перезаписываемой памятью емкостью 3 Кбайт, которая выдается пациентам, нуждающимся в гемодиализе. Она содержит историю предыдущих сеансов гемодиализа и другую информацию, которая должна быть принята во внимание при проведении очередного сеанса. Карты Dialybre в настоящее время начинают применяться и за пределами Франции (в Канаде и Испании).
Другой французский проект - система DiaCard (Франция), предназначенная для контроля состояния пациентов с артериальной гипертензией. Она включает в себя переносной измеритель артериального давления, устанавливаемый дома у пациента или на его рабочем месте, электронную карту DiaCard и соответствующее программное обеспечение для переносного или настольного персонального компьютера. Пациент в течение дня регулярно замеряет свое артериальное давление, и результаты измерений записываются на его карту DiaCard. При очередном визите пацента к своему лечащему врачу последний может прочитать с карты динамику изменения артериального давления у пациента за период времени с прошлого визита, назначить или скорректировать лекарственную терапию.

Сведения о текущем режиме терапии записываются на карту и с нее считываются дозатором, который в нужное время выдает пациенту требуемое число таблеток.
Микропроцессорная медицинская карта Квебека (Канада) сочетает в себе функции оплаты лечения, идентификации пациента и паспорта здоровья пациента, включая сведения о предыдущих лекарственных назначениях и хирургических вмешательствах, облегчает и ускоряет оплату лечения, обеспечивает возможность контроля совместимости лекарственных назначений.


Первая электронная медицинская карта в США - MediCard в штате Оклахома - это совмещенная карта медицинского страхования и скорой помощи. Она содержит основные сведения о состоянии здоровья пациента, страховке, а также фамилии, адреса и телефоны близких родственников, которых надо оповестить в случае критического состояния пациента. За получение карты пациент платит $30, за обслуживание - $12 ежегодно.
Оптические медицинские карты распространены в Японии. Рабочая поверхность оптической карты занимает значительную часть площади одной из ее сторон. В зависимости от типа карты ее полезная емкость может варьироваться от 1,4 до 4,2 Мбайт. Это позволяет хранить на ней большое число медицинских текстов, а также изображений. По оценке специалистов фирмы Canon, на карте емкостью 4,2 Мбайт можно поместить свыше 100 медицинских изображений.

Оптические карты допускают дозапись, но не позволяют выполнять физическое изменение ранее записанных данных (технология WORM). Неоднократные попытки совместить электронную карту с оптической в конце концов реализовала фирма Olympus, создавшая гибридную карту с оптической рабочей частью и вклеенной микросхемой. Существуют два основных (и, к сожалению, несовместимых) стандарта записи данных на оптические карты: SIOC (обеспечивается фирмой Olympus) и DELA (фирма Drexler). На рисунке 7
показан внешний вид оптической карты донора. Такие карты (200 тыс.) выпущены на острове Хоккайдо.


7. Внешний оптический вид карты донора (Япония)

Одна из основных причин, препятствующих более широкому распространению оптических карт, - дороговизна и относительно большие габариты устройств их чтения-записи.
Общее число электронных карт медицинского назначения, находящихся в обороте по всему миру, уже превышает 100 млн., общее число выпущенных для этих целей оптических карт приближается к 1 млн. Как уже говорилось выше, общее назначение этих карт - учет предоставленных пациентам услуг и улучшение информационного обеспечения преемственности оказания медицинской помощи пациенту. Однако для достижения этой цели, несмотря на общность идеи, в разных странах идут разными путями.

В следующем разделе мы попытаемся дать ответ на вопрос, чем это может быть вызвано.

Карта как инструмент для интеграции историй болезни

На протяжении даже не очень длительного периода пациенту приходится обращаться в различные учреждения здравоохранения. На прием пациента врач затрачивает в среднем 5-15 минут. За это время он должен ознакомиться с историей жизни и заболеваний пациента, принять решение о проведении дополнительного исследования, консультации или назначении лечения, внести соответствующие данные в историю болезни пациента, оформить направления на исследование или выписку из истории болезни.

В этих условиях все большую роль приобретают эффективные средства регистрации информации о состоянии здоровья пациента и ее передачи из одного учреждения в другое.
В настоящее время в каждом из учреждений, куда обращается пациент за медицинской помощью, должна вестись собственная история его обращений в это учреждение (история болезни); если данное учреждение не может самостоятельно оказать пациенту необходимую ему медицинскую помощь, то оно направляет его в другое учреждение и посылает туда выписку из его истории болезни; история болезни является собственностью учреждения и может предоставляться в полном объеме только органам правосудия. (Правда, в России эта схема в настоящее время постоянно нарушается, и амбулаторная история болезни, которая ведется поликлиникой по месту жительства пациента, нередко выдается ему на руки. Тем самым ничто не препятствует пациенту уничтожить часть истории болезни или фальсифицировать ее.) Таким образом, у пациента столько историй болезни, во сколько учреждений здравоохранения он обращался*(160). В разных странах действуют различные нормативные сроки хранения истории болезни, обычно не менее трех лет с момента последнего обращения пациента в данное учреждение.
Ведение историй болезни является тяжелой ношей для учреждений здравоохранения; внесение записей в историю болезни, складирование историй болезни в регистратурах и доставка историй болезни лечащим врачам требуют немалых затрат и занимают не так уж мало времени, даже если этот процесс механизирован с помощью лифтов и пневматической почты. Обмен выписками из историй болезни не является достаточно эффективным средством информационного обеспечения преемственности медицинского обслуживания пациента; кроме того, бывают ситуации, когда осуществить этот обмен невозможно, например при оказании пациенту экстренной помощи.
Идея интеграции историй болезни пациента назрела уже давно. Возник даже специальный термин - история медицинского обслуживания пациента (healthcare record).

Интересные записи



Содержание раздела