d9e5a92d

Компоненты открытой медицинской карточной системы


Было принято разумное решение признавать в качестве стандартов ISO те стандарты, которые разработаны другими организациями и де-факто получили широкое международное распространение (так называемая процедура быстрого прохождения стандарта). В 2005 г. можно ожидать признания по этой процедуре трех стандартов, разрабатываемых американским комитетом Health Level Seven:
стандарт электронной передачи медицинских данных HL7 версии 2.5;
справочная информационная модель предметной области больничных информационных систем RIM;
архитектура клинических документов CDA версии 2.
Следует отметить, что одна из ранних версий (HL7 версии 2.3.1) была переведена на русский язык и уже использовалась в нескольких разработках отечественных медицинских информационных систем, в том числе в Медицинском центре Управления делами Президента РФ. История внедрения компьютерных технологий в практику лечебно-профилактических учреждений центра насчитывает более 27 лет. Накопленный там большой положительный опыт применения стандарта HL7 для обмена медицинскими данными по корпоративной телекоммуникационной сети послужил основанием для разработки программного обеспечения открытой карточной системы, позволяющего записывать на пластиковые карты различных технологических типов и различной емкости медицинскую информацию в соответствии с этим стандартом ( 9).


9. Компоненты открытой медицинской карточной системы

Карточная система взаимодействует с пациентом, медицинским работником, медицинской информационной системой, картой пациента и картой медицинского работника. Медицинский работник аутентифицируется карточной системой с помощью его карты, содержащей в том числе его идентификацию, определяющую права доступа этого медицинского работника к сведениям о пациенте. Для предоставления пользователям возможности автономной работы с картами в отсутствие связи с медицинской информационной системой предусмотрена программа просмотра данных на картах - браузер.

Имея ноутбук с карточной системой и браузером, врач бригады скорой помощи может читать данные с карты пациента.
Если карточная система обнаружила карту медицинского работника, удостоверилась в ее работоспособности и успешно провела аутентификацию, то появляется основная экранная форма браузера, предназначенная для просмотра медицинских карт пациентов. Она заполнится информацией о пациенте, как только карта пациента будет вставлена в считыватель. Одна из форм представления хранимой на карте информации показана на рисунке 10.
Интеграция программного обеспечения карточной системы с медицинскими информационными системами (МИС) требует разработки относительно простого модуля кодирования/декодирования сообщений HL7. В зависимости от доступных типов электронных или оптических карт возможно определить необходимость хранения на карте текста сообщений HL7 или только идентификаторов визитов и событий. Программное обеспечение карточной системы без особого труда может быть распространено на карты различных типов и все больших объемов памяти.


10. Общие клинические данные

Разработанная карточная система является открытой: с ее помощью можно обеспечить оборот карт разных типов в среде гетерогенных МИС. Поскольку стандарт HL7, как и все другие стандарты электронной передачи медицинских документов, не принадлежит к числу стандартов plug-and-play, то для использования карточной системы в новой среде может потребоваться определенная доработка программного обеспечения как медицинских информационных систем, так и самой карточной системы. Однако за счет использованных архитектурных решений стоимость такой доработки будет ощутимо ниже стоимости разработки новой карточной системы.
Описанный выше пилотный проект предполагает хранение больших объемов медицинской информации не на чиповых, а на оптических картах, однако необходимо отметить, что емкость памяти микросхем пластиковых карт постоянно увеличивается, что позволит хранить на картах не только административную информацию, но и актуальную медицинскую информацию - о визитах пациентов в медицинские учреждения и оказанных там им услугах - в соответствии с международными стандартами.


Из сказанного можно сделать следующие выводы:
внедрение национальных систем интеллектуальных карт в здравоохранении представляет собой сложную задачу, решение которой даже в условиях развитых стран занимает три года и более. В Германии и Франции такие системы будут внедряться с 2006 г., используя опыт, накопленный в процессе обращения достаточно примитивных страховых карт. По крайней мере, в Германии это внедрение осуществляется в рамках федеральной целевой программы;
для эффективного внедрения развитых систем интеллектуальных карт в здравоохранении, содержащих медицинские данные, необходимо создать соответствующую инфраструктуру. Ее ключевыми элементами являются инфраструктура ключей цифровой подписи, в том числе система интеллектуальных карт медицинских работников. Состав и структура хранения данных, а также интерфейсы обмена данными должны разрабатываться с учетом действующих и создаваемых международных стандартов.
Этим рекомендациям целесообразно следовать, даже если на первом этапе хранение собственно медицинских данных на интеллектуальной карте не предусматривается. Тогда будет легче нарастить создаваемую систему интеллектуальных карт новыми возможностями.




Транспортные карты

Транспортные карты широко распространены. Однако это утверждение относится только к картам, используемым в качестве проездных документов в системах общественного транспорта. Использование таких карт при авиаперевозках только начинается, однако в этой области широко распространены карты лояльности.

Собственно, первые схемы лояльности придуманы именно авиакомпаниями, и их опыт затем был перенесен в другие отрасли.
Карты, используемые в качестве проездных документов, - это типичные расчетные карты. В качестве исполнительного устройства физического доступа чаще всего выступает турникет, снабженный картридером.
В зависимости от схемы оплаты карты проездные документы делятся на абонементы и счетчики поездок. Первые контролируют время поездок, вторые - их количество. Практически все карты работают по предоплатной схеме.

В качестве носителя информации используются как карты с магнитной полосой, так и смарт-карты.
В последнее время доля смарт-карт неуклонно увеличивается, причем прежде всего за счет бесконтактных карт.
В типичную зарубежную систему карт общественного транспорта входят клиринговый центр для расчетов между транспортными компаниями, а также если используются пополняемые смарт-карты, устройства для записи в их память новой суммы оплаты. Чтобы стимулировать использование карт, их держателям может предоставляться программа лояльности.
Отличие отечественного опыта от зарубежного заключается в том, что на сегодняшний день можно говорить только об одном крупном проекте по созданию автоматизированной карточной системы в общественном транспорте - системе московского метрополитена.
С 1995 года московский метрополитен осуществлял переход от жетонов к магнитным билетам, выбранным в качестве носителя. В обращение вводятся также бесконтактные сезонные карты и бесконтактные карты-ключи для прохода пассажиров-льготников*(161).
В отличие от проездных билетов на общественном транспорте в авиаперевозках карты как заменители билетов практически не используются. Что же касается программ лояльности, то здесь авиакомпании, выступив пионерами, разработали большое число разнообразных схем, которые в конечном итоге сводятся к накоплению бонусных очков (зарубежные авиаперевозчики называют их милями).
Программы лояльности предназначены в основном для бизнесменов, отправляющихся в деловые командировки. Здесь есть интересный момент: мили нарабатываются за счет фирмы, оплачивающей командировку, а в результате бесплатный билет бизнесмен получает для себя. По-видимому, из-за этой скрытой формы дохода программы лояльности авиакомпаний столь популярны на Западе.
Желание дать возможность клиенту реализовывать накопленные бонусы (да и просто контролировать их накопление сразу, в момент получения призовых очков) привело авиакомпании к введению в практику программ лояльности смарт-карт. Кроме того, карты с микросхемой намного проще и дешевле наполнить разнообразными схемами лояльности, чем системы, в которых учет бонусов осуществляется централизованно. Программы лояльности в этом случае обычно соединяются на одной карте с авиабилетами и посадочными талонами (проекты авиакомпаний Lufthansa и Delta Airlines).

Карты АЗС

Карты АЗС, или бензиновые, - старейший тип небанковских карт. Еще в 20-е годы XX в. бензозаправки США начали выпуск карт как средства предоставления кредита своим клиентам. Тогда карты были металлические, с выдавленной информацией об эмитенте и клиенте. Сейчас карты для АЗС - самостоятельная отрасль пластиковых карт, которые в основном работают по программам лояльности.

Бонусы оцениваются либо в денежных единицах, либо в литрах топлива.
В качестве носителей информации для отечественных АЗС применяются все распространенные типы карт.

Интересные записи



Содержание раздела