d9e5a92d

Как и когда они догонят карту пациента?


Такая история рассматривается как объединение всех отдельных историй болезни данного пациента. Есть два крайних решения интеграции. Можно сконцентрировать все истории болезни в одном месте - создать национальный или региональный банк медицинских данных и обеспечивать к нему оперативный доступ по сети телекоммуникаций всем учреждениям здравоохранения.

Другое крайнее решение состоит в том, чтобы вся история болезни пациента постоянно находилась при нем в виде электронной или оптической карты, а в центральный банк данных в пакетном режиме передавалась только анонимная информация, предназначенная для статистической обработки.
Ни одно из этих решений сейчас не может быть реализовано в чистом виде. Первое требует оперативной передачи таких объемов информации, с которыми еще долго не смогут справиться современные системы телекоммуникации. Второе не проходит по той простой причине, что многие результаты исследований появляются спустя ощутимое время после того, как пациент посетил данное учреждение. Это относится, например, к результатам рентгенологических, гистологических, микробиологических, иммунологических исследований и ряда других.

Как и когда они догонят карту пациента?
Реальное решение, как всегда, находится где-то посередине и в существенной мере опирается на текущее состояние доступных сетей телекоммуникаций. Например, если эти сети охватывают все учреждения здравоохранения, то на карте можно хранить сетевые адреса тех учреждений или их подразделений, которые выполнили исследование, а также регистрационный номер исследования. При очередном визите пациента в любое учреждение здравоохранения по этому адресу и регистрационному номеру можно сделать запрос на передачу результатов исследований, еще не попавших на карту пациента. Этот подход значительно уменьшает объемы медицинской информации, передаваемой по сети, по сравнению с ведением централизованного банка историй болезни. Конечно, непременным условием реализации этой схемы применения карт является стандартизация обменов результатами исследований, например используя стандарт Health Level Seven (HL7).

Этот стандарт электронного обмена медицинскими данными в настоящее время охватывает наиболее широкую предметную область передачи текстовых, качественных и количественных медицинских данных. ISO и Комитет HL7 обсуждают сейчас проект соглашения о признании стандартов HL7 2.x как стандартов ISO. Имеется перевод этого стандарта на русский язык.
Препятствием на пути реализации упомянутой выше схемы передачи медицинских данных по открытым сетям являются требования конфиденциальности персональной информации. Учреждение, получившее запрос на предоставление сведений о пациенте, должно иметь возможность определить, имеет ли автор запроса права доступа к этим сведениям. Если внутри одного учреждения это можно сделать с помощью автоматизированной системы учета кадров, то аутентификация пользователей других учреждений представляет собой достаточно сложную проблему, которая в настоящее время сколько-нибудь удовлетворительно не решена.

Один из возможных подходов - создание специальной службы доверенных посредников (Trusted Third Parties). В Европе этот подход прорабатывается в рамках научно-исследовательских программ применения телематики в здравоохранении.
Хотя региональные и национальные сети учреждений здравоохранения успешно развиваются в разных странах, в том числе с использованием высокоскоростных протоколов обмена информации (например, ATM), и стандартизация обменов медицинской информацией также набирает обороты, тем не менее реализация указанной схемы представляется все-таки делом не столь уж близкого будущего. Поэтому разработчики, не имея возможности реализовать эту схему в полном объеме, прибегают к частным решениям - отсюда и разнообразие подходов.

Ближайшие перспективы

Воплощение в жизнь частных решений, связанных с применением карт медицинского назначения, постепенно образует критическую массу разработчиков, пользователей и финансистов, способных эффективно реализовать более сложные проекты. При этом следует помнить, что, хотя карты сами по себе не могут решить проблемы информационного обеспечения преемственности оказания медицинской помощи, они являются важным вспомогательным инструментом, необходимым для более эффективной реализации автоматизированных информационных систем учреждений здравоохранения и приложений телемедицины.


Реализация крупных национальных и транснациональных карточных проектов невозможна без принятия политических, а затем и законодательных решений на соответствующих уровнях, и такие решения были приняты в последние годы в Европе. В 2002-2004 гг. разработана и принята законодательная основа для внедрения Европейской карты медицинского страхования (EHIC), два возможных утвержденных варианта (для лицевой либо оборотной стороны национальных страховых карт) графического дизайна которой приведены на рисунке 8.


8. Два варианта Европейской карты медицинского страхования

С 1 июня 2004 г. по 31 декабря 2005 г. такие карты заменят существующие европейские бумажные формы: Е111 и Е111В - для туристов, Е110 - для международных перевозчиков, Е128 - для студентов и работников из других стран, ЕС и Е119 - для зарегистрированных в своей стране безработных, ищущих работу в других странах ЕС. Как видно из рисунка 8, предусмотрена возможность дополнительного сохранения необходимой информации на магнитной полосе или в микросхеме. Вплоть до 2008 г. электронные данные на Европейской карте являются необязательными.

Состав этих данных и технология их оборота будут определены в процессе реализации вспомогательного проекта NETCRDS. С 2008 г. данные и функции Европейской карты должны быть встроены в страховые карты, выпускаемые в четырех национальных и одном региональном проектах. В остальных странах Европейского Союза предполагается выпускать унифицированную интеллектуальную карту.
У новой германской интеллектуальной карты медицинского страхования eGK, масштабный выпуск которой ожидается в соответствии с принятым законом о модернизации государственной системы здравоохранения в ФРГ в 2006 г., оборотная сторона будет соответствовать EHIC ( 8), но в верхней половине карты будет не магнитная полоса, а полоса для подписи владельца, а лицевая сторона - аналогична германским страховым картам первого поколения ( 3), на карте справа будет фотография владельца. 300 больничных касс (германский аналог медицинских страховых компаний) издадут карты для 90 млн. жителей. 110 тыс. терапевтических участков, 2200 больниц и аптек будут переоснащены устройствами чтения и записи карт, а также соответствующим программным обеспечением. По некоторым данным, ориентировочный бюджет этого проекта - 3 млрд. евро, чуть больше 3 евро в расчете на душу населения.

Считается, что основной экономический эффект будет достигнут за счет электронных рецептов (второго обязательного - после страхового - приложения на карте), поскольку сейчас затраты на оформление одного рецепта возмещаются врачам в размере половины евро.
Успешная реализация любых крупных высокотехнологичных проектов не может быть обеспечена без согласия всех их участников об общих стандартах. Глобальными стандартами занимается Международная организация по стандартизации - ISO. В ISO стандартизацией электронных карт в здравоохранении занимается пятая рабочая группа технического комитета 215 (ISO 215 WG5 - электронные карты в здравоохранении). Она обеспечивает разработку следующих трех основных стандартов:
ISO 20301. Общие характеристики электронных карт в здравоохранении;
ISO 20302. Идентификация издателей карт в здравоохранении и процедура их регистрации;
ISO 21549. Состав и структура данных, хранящихся на электронных картах в здравоохранении.
Наиболее интересным для отечественных разработчиков карточных решений может оказаться последний из указанных стандартов, описывающий состав и структуру данных, хранящихся на электронных картах, предназначенных для здравоохранения. Этот стандарт продолжает работу, начатую ранее в Европейском комитете по стандартизации и перенесенную на всемирный уровень.
Стандарт ISO 21549 состоит из восьми частей:
ISO 21549-1. Общая структура;
ISO 21549-2. Общие объекты;
ISO 21549-3. Ограниченные клинические данные;
ISO 21549-4. Расширенные клинические данные;
ISO 21549-5. Идентифицирующие данные;
ISO 21549-6. Административные данные;
ISO 21549-7. Электронные рецепты;
ISO 21549-8. Ссылки.
Первые три части приняты и опубликованы в 2004 г., а седьмая (электронные рецепты) находится на заключительных стадиях разработки и может быть принята ISO в 2005 г. Поэтому эти стандарты важно учитывать при проектировании состава и структуры интеллектуальных карт, предназначенных для здравоохранения.
При обеспечении взаимодействия карточных систем с информационными системами здравоохранения важно следовать также стандартам электронной передачи медицинских данных. ISO не ведет самостоятельную разработку таких стандартов. Ее бюрократическая машина слишком неповоротлива для того, чтобы разрабатывать столь сложные и объемные стандарты.

Интересные записи



Содержание раздела