d9e5a92d

Сравнивая работу руководителей из различных блоков

Руководитель соответственно управляет и контролирует физические действия субъектов, в нашем случае, действиями подчиненных. Т. е. руководитель своими усилиями и действиями заставляет субъекта или субъектов активизировать субъективные компоненты защиты и нападения в необходимом для руководителя направлении. Перечислим роль руководителей из каждого социально-профессионального блока.

Раскрытие понятия далее.
Мы имеем:
руководителя-производственника;
руководителя-военачальника;
руководителя-управляющего;
руководителя-интеллектуала.
Сравнивая работу руководителей из различных блоков можно отметить существенную разность подходов в решении специфических задач. Акценты в работе руководителей из социально-профессиональных блоков создают профессиональную специфику.

Существенный вопрос: как, на что влияет руководитель, управляя подчиненными?
На этот вопрос хорошо и подробно отмечено в журнале Полис. Эту статью Формы власти: типологический анализ мы и возьмем в качестве основы [31].
Руководитель легитимно или нелегитимно занимает повышенное социальное стратификационное положение в определенной группе или обществе, имея повышенные властные возможности на большем географическом пространстве по отношению к каждому из подчиненных ему субъектов. Здесь необходимо акцентировать понятие властные возможности.

О понятиях власть, властные возможности и т.д., будет отдельное исследование, раскрывающее суть определения.
Руководитель - это субъект с повышенными экономическими, финансовыми, организационными, политическими, социальными и прочими возможностями и желаниями. Так как руководитель любого ранга имеет властные возможности, несколько повышенные по сравнению с подчиненными, то нам необходимо более подробно рассмотреть основные нюансы форм власти.

Доминант, контролируя ограниченное число субъектов в тоже время, контролирует рабочие и иные векторы усилий подчиненных. Руководитель, своим доминирующим положением заставляет, субъекта активизировать субъективные компоненты защиты и нападения в нужном для руководителя направлении и исполнении.
В начале исторического пути развития для занятия доминирующего положения в группе необходимо было иметь выдающиеся физические данные, т. е. способность доминанта непосредственно воздействовать на объект или субъект с позиции физической силы. Если сравнить компоненты субъективных пирамид двух людей-претендентов на доминирующую роль, то в ходе силовых стычек выясняется, у кого из субъектов компоненты защиты и нападения более превосходят физически. Интеллектуальные способности внутреннего содержания во время физических столкновений почти не востребованы.

При доминирующей роли физической силы доминант имеет небольшой выбор действия: или применять силу, или не применять, нападать или отступать, наказывать или простить и тому подобное. Здесь ярко проявляются свойства амбивалентности в поведении субъекта, что аналогично действиям животного из дикой природы. Важно подчеркнуть особенность физических усилий доминанта.

В отношении субъектов в своей группе доминант принуждает, побуждает, убеждает, имитирует или, в крайнем случае, применяет компоненту нападения на субъективные компоненты других субъектов, т. е. на компоненты защиты и нападения или внутреннего содержания (психологически), постоянно напоминая превосходство собственной компоненты нападения над компонентами защиты и нападения других субъективных пирамид. В случае нападения или агрессивного действия к чужой группе субъектов, доминант проявляет агрессию по отношению к самому субъекту, т. е. к вершине пирамиды, а не к его компонентам.

Нападая на сторонний субъект, доминант предпринимает агрессивные, физические усилия, чтобы снизить жизненный потенциал или отобрать жизнь у объекта агрессии.
Принуждение, как форма властных возможностей, встречается при недопонимании или умышленном сопротивлении векторам властных возможностей доминанта со стороны подчиненного ему субъекта. Как только доминант видит или чувствует некое физическое действие, непредусмотренное или лишнее в работе субъекта, то немедленно доминант формирует детерминанту усилий по устранению своевольничания. Следуют угрозы в виде поз, гримас, жестов.

Если эти действия не приносят результата, то следующим шагом идут векторы усилий, направленные на компоненты защиты и нападения, в виде угроз применения силовых воздействий со стороны доминанта и его подручных или наказание в виде экономических, социальных и прочих лишений.
Побуждение детерминирует формирование повышенных усилий при выполнении физических работ со стороны субъекта. Побуждение выступает стимулом будущих ожидаемых положительных моментов в жизни субъекта в виде повышения экономических (финансовых) вознаграждений, что позволяет в перспективе увеличить и дополнительно укрепить субъективные компоненты, некие гарантии поднятия социального статуса, изменения в положительную сторону условий на рабочем месте и т. д.
Убеждение - одна из форм властных возможностей, детерминирующих главный упор на формирование необходимого для доминанта обоснования правильности и необходимости неких физических действий субъектом. Для создания убедительных мотивов доминант использует собственное внутреннее содержание, формируя некое интеллектуальное пространство, состоящее из фактического материала, информации и прочего, создающего доказательную базу, являющейся основой для формирования тех или иных усилий.
Убедительность доказательной базы является дополнительным стимулом для повышения физических усилий субъекта.
Неким психологическим итогом усилий властных возможностей доминанта на подчиненных ему субъектах выступает понятие авторитет. Понятие авторитета делится на физическую, социально-профессиональную и морально-психологическую компоненты.
Соответственно авторитет формируется согласно общепринятых в обществе норм морали, т. е авторитет имеет положительный вектор (например, справедливый, умный, сообразительный) или отрицательный (например, эгоист, узурпатор, бездарность). Осознание авторитета формируется в процессе работы или общения у людей в ячейках внутреннего содержания, соразмерно с психологическими и физиологическими данными субъекта.
Детерминанта понятия авторитет многоаспектна. Основой для авторитета могут выступать физическая сила, физиологические качества, компоненты защиты и нападения, компонента внутреннего содержания, т. е. индивидуальность, объем знаний, умения, навыки, способности, мобильные связи, как горизонтальные, так и вертикальные, форма и размер субъективного рабочего и домашнего пространства и подпространства.

Авторитет может принимать в одном случае положительный, в другом случае отрицательный вектор, ориентируясь на социальные, культурные и духовные потребности в обществе. Это состояние является основой для зарождения амбивалентных чувств по отношению к субъекту или субъектам.
Таким образом, понятие авторитет формирует амбивалентные психоморальные аспекты осознания важности социальных связей между субъектами, общностями, объединениями, государствами.
Исходя из теоретических и субъективных выкладок, статус формируется из нескольких компонент, играющих доминирующую роль в различный период жизни человека:
*статус, основанный на физических (физиологических) возможностях субъекта. Его умение активно использовать возможности компонент защиты и нападения;
*статусное положение покровителей. Учет сферы патернализма; неформальные, доминирующие особенности человека: культурные, моральные, интеллектуальные, психологические и т. д. Свойства, в совокупности объединенные в понятие внутреннее содержание;
*учет совокупности прав, социальных ожиданий, перспектив, социальной мобильности, объем материальных благ и государственного покровительства, престижа;
*основы статуса, сформированные на основе обычаев, нравов, религиозных представлений, общественного мнения, законов государства.
Общество в ходе эволюционного развития испытало на себе разнообразные формы субъективного доминирования: доминирование над субъектами на основе родословной (монархия), статусной позиции, имущественным и финансовым превосходством (капитализм), государственной вертикальной связью (чиновники). Неравенство имеет различные источники, например, разность размеров субъективных пространств, повышенные физические компоненты защиты и нападения, властные возможности и желания, доступность и объем информации, горизонтальные и вертикальные связи в обществе и государстве.
Если сравнить работу руководителя при различных государственных состояниях, в частности при рабовладельческом, феодальном и капиталистическом строе, то мы видим существенную разницу в подходах к решению экономических, социальных, политических и прочих задач.
При рабовладельческом строе руководитель жестко управляет подчиненными (рабами), не желает думать о социальных и прочих жизненно необходимых условиях для субъекта-раба. Руководитель убежден в том, что он для раба и бог, и господин, и правосудие.
При феодальном устройстве руководитель отказался от поста божественного наместника, разделив властные возможности и желания со служителями бога. Роль служителя бога взяли на себя священники, служители веры.

Разделение ролей постепенно сформировало единую государственную идеологическую основу под эгидой священнослужителей, что укрепило единовластие в государстве. Руководитель больше времени выделял на решение экономических, социальных и политических задач.
При переходе к капиталистическим формам отношений у руководителя превалируют экономические и политические интересы. Экономические интересы создают основу для экономической и социальной независимости и благополучия, а политические стабилизируют предсказуемость и управляемость в вертикальной мобильности дифференциации общества, позволяя организовать всестороннюю помощь капиталисту со стороны государства. При демократических формах правления руководитель, думающий о своем будущем, создает условия формирования опоры, одобрения своим действиям в среде подчиненных ему субъектов, в ходе решения социальных, экономических, политических и прочих вопросов. В качестве наглядного примера приведена проекция (рис.

18) социально-профессионального неравенства и статусного состояния руководителя и подчиненных.



5.5. Интеллигент
Особое положение в осознании дифференциации общественной формации имеет до сих пор загадочная универсалия - интеллигенция.
Чтобы понять суть человека - интеллигента, необходимо определиться с понятием человек и понять суть человека разных профессий, чем мы ранее и занимались. И только после этого мы получили возможность рассмотреть дефиницию интеллигента.

Над определением данной дефиниции столетие спорили, философствовали, предполагали и продолжают спорить многие научные направления и школы.
Итак, что же такое интеллигент в современном научном понимании?
Интеллигенция (лат. intelligent^, intellegentia - понимание, познавательная сила, знание; от intelhgens, intellegens -умный, знающий, мыслящий, понимающий) в современном общепринятом (обыденном) представлении означает общественный слой образованных людей, профессионально занимающихся сложным умственным (по преимуществу интеллектуальным) трудом. В соответствии с таким, в значительной степени социологизированным и схематизированным пониманием этого термина (сложившимся относительно поздно, в XIX в.) принято говорить сегодня, например, о творческой и научно-технической, столичной и провинциальной, дворянской и буржуазной, городской и сельской, крепостной, рабочей и даже партийной интеллигенции как об особых социокультурных стратах (при всей условности и даже нарочитости последнего деления интеллигенции по классово-политическому признаку: ведь русская интеллигенция, например, по определению, была образованием идейным и этичным, снимавшим в себе все социальные разделения, отсюда ее принципиальная разночинность). Генетически понятие интеллигенции является чисто культурологическим и означает прежде всего: круг людей культуры, т. е. тех, чьими знаниями и мыслительными усилиями созидаются и поддерживаются ценности, нормы и традиции культуры Не утрачивается до конца в понятии интеллигенции и его изначальный смысл, заключенный в латинском термине: понимание, знание, познавательная сила, интеллект - именно эти свойства, присущие определенной категории людей, оказываются определяющими их деятельность, ведущими в их общественном значении и социокультурном статусе, в их самосознании и престиже.

Именно эти ценностно-смысловые атрибуты, собственно, и являются определяющими в характеристике круга людей, социальной группы или социокультурной страты, называемых интеллигенцией, а не их положение среди других сословий или классов общества, которое оказывается производным от того места, которое занимают в том или ином типе общества соответствующие социокультурные ценности: знание, интеллект, понимание происходящих в обществе процессов, познавательная деятельность и т. д. [32, с. 65].
Социальная группа интеллигенции настолько разнородна, что не может считаться чем-то единым. Кроме того, интеллигент вполне может не заниматься умственным трудом профессионально [33, с. 615]
Поэтому, не давая определения интеллигенция, отметим некоторые ее характерные черты. Прежде всего - это внутренне свободные люди, живущие своими представлениями о жизни, о мире, своими нравственными убеждениями.

Люди, подчиняющиеся в своей деятельности и оценках другим людям, системам или партийным требованиям, интеллигентами, как мне кажется, не являются: они отказываются от умственной самостоятельности [33, с. 616].
Интеллигент же - это представитель профессии, связанной с умственным трудом (инженер, врач, ученый, художник, писатель), и человек, обладающий умственной порядочностью.
Повторяю, - к интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам.
Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли [33, с. 617].
Я бы сказал еще и так: интеллигентность в России - это, прежде всего независимость мысли при европейском образовании [33, с. 618].
... Еще никто никогда не сумел сформулировать, что же такое интеллигенция. Толкований масса, но все какие-то туманные, неопределенные.

В итоге выходит, что это нечто доброе, порядочное, гуманное, человечное (не обязательно с высшим образованием!), но этакое совестливое, высоконравственное и даже где-то возвышенное. Интеллигент - властитель дум, утешитель, учитель, вдохновитель (тут уж рукой подать до организатора). И одновременно - вечный оппозиционер правительству, которое никогда не понимает, бестолковое и высокомерное, истинных чаяний народа...

Подразумевается, что интеллигент - человек непременно хороший. Что окончательно запутывает дело.
Что же получается? Николай Гаврилыч Чернышевский, звавший Русь к топору, - интеллигент? Александр Ульянов, Кибальчич, на досуге рисовавший в камере смертников космические корабли будущего, Софья Перовская - тоже интеллигенты? Считается, что Ульянов-Ленин, организатор государственного переворота, тоже интеллигент.

Приехали. Ерунда получается.
Во всех языках в ходу слово интеллектуал, то есть человек, добывающий хлеб насущный напряжением мозговых извилин. В отличие от человека, занятого трудом физическим.

При этом не исключается, что, допустим, фермер пишет неплохие стихи, а философ в свободное время - отличный садовник или столяр-краснодеревщик.
И вот, как ни крути, выходит, что русский интеллигент - это человек, не желающий напрягаться физически и неспособный шевелить мозгами. Маргинал, тот же люмпен.

Заменяющий труд переживаниями и сомнениями. А если удастся -борьбой.
Не случайно же сегодня у нас словом интеллигенция прикрывается черт знает кто, личности без малейших признаков интеллекта, подзаборная шантрапа [34, с. 35]
Интеллигенция как феномен русской культуры образуется весьма сложным смысловым конфигуратором, и для этого есть определенные исторические, социальные и ментальные основания. Русская интеллигенция элитарна и вместе с тем ориентирована на массы; она органически связана с народом и его судьбой и в то же время оторвана от него, страшно далека от народа (поскольку сама идея и образ народа носили сконструированный, эстетизированный и нравственно идеализированный характер); она тесно связана с властью, надеется на нее влиять, вступить с нею в некий духовно-политический альянс и одновременно отчуждена от нее, обличает ее, корит, критикует, отвергает, составляет ей оппозицию; она секулярна и одновременно религиозна; она проникнута радикальными, максималистскими умонастроениями и склонна к либерализму, к компромиссу с силами, против которых борется; она преисполнена героизма, самоотверженности и заражена социальным страхом; она вольнодумна и свободолюбива, но политически зависима, страдает сервилизмом и конформизмом; она тянется к высокой духовности, но видит все через призму утилитарности; она подражательна и вторична в своих начинаниях, ориентируясь на Запад, и в то же время самобытна, отталкивается от Запада и демонстративно противостоит ему, будучи к тому же преисполнена национальной гордыни и мессианских настроений.

Во всех отношениях русская интеллигенция является последовательно бинарным явлением культуры, выражая тем самым национально-русский менталитет [34, с. 88].
Что можно высказать, прочитав приведенные выдержки? Все высказывания помогают сформировать представление о сложности дефиниции. Попробуем определиться с множеством поставленных вопросов и найти системность и суть понятия.

Обратимся к нашей субъективной пирамиде, которая, как мы выше показали, присутствует практически у каждого человека. Интеллигентность в человеке, как мы знаем, рождается не с молоком матери, а появляется, если есть соответствующие предпосылки, где-то в конце школьного периода, которая продолжает развиваться впоследствии до старости.
Как известно, на современном этапе развития общества, человек живет в одном месте географического пространства, а работает в другом, иногда удаленном на большое расстояние. Как далее будет видно, расстояние на понятие интеллигентность не имеет никакого влияния. Данное напоминание сделано для того, чтобы обратить внимание на то, что человек формирует своим присутствием субъективную пирамиду и в месте проживания, и в месте работы. Любая субъективная пирамида состоит из дома (участка земли, квартиры, комнаты и т. п.), т. е. субъективного пространства, субъективных компонент защиты и нападения, вершины субъективной власти и властных возможностей.

Рассмотрим субъективную пирамиду интеллигента, то чем манипулирует и к чему постоянно апеллирует он. Материальная обстановка, окружающая интеллигента на рабочем месте, часто не имеет существенного значения, оказывая побочное влияние на определенные чувствительные точки сознания для создания рабочего настроения. Итак, у человека - интеллигента есть какая-нибудь проблема, требующая ответа. С этого момента интеллигент сталкивается с теоретическими и организационными проблемами.

Проблемы заключаются в вопросе, что необходимо формировать: базис (основу) пирамиды, компоненты защиты и нападения или определять вектор усилий.
1.Есть пространство (знания, информация и т. д.) - необходимо сформировать грани компонент защиты и нападения. Не физические или материальные, а культурные, духовные, идеологические, философские и т. п. (например, спор двух взглядов на один предмет);
2.Есть компонента нападения (потребность) - необходимо сформировать основу интеллектуального пространства и его защиту;
3.Есть желание напасть на кого-либо или чего-либо необходимо сформировать основу интеллектуального пространства и компоненту нападения (обоснование усилий);
4.Есть властные возможности - необходимо сформировать остальные компоненты пирамиды.
В этом перечне собраны основные виды работ интеллигента в ходе проявления интеллектуальных способностей. Но могут быть и другие заказы и потребности.

Сложность работы интеллигента состоит в том, чтобы решать задачи не на физическом пространстве, а на интеллектуальном, используя знания, информацию, логику, профессиональные возможности интеллекта, расширяя это пространство или используя его.
Интеллигент мысленно переходит на проблемное пространство, подключая интеллектуальный багаж. Если есть пространство знаний, то создаются все остальные компоненты пирамиды.

Человечество наработало достаточно большой багаж знаний в различных сферах деятельности. Это могут быть технические, культурные, изобразительные, информационные и т. д. знания. Сумма знаний позволяет воссоздать мысленный образ какой-либо проблемы на вполне материальном пространстве. Т. е. формируется мысленное проблемное пространство, над которым необходимо досформировать какие-либо компоненты интеллектуальной пирамиды.

Компонента нападения решает вопросы сферы применения, использования интеллектуальной пирамиды, а компонента защиты формирует усилия и сумму знаний по защите от возможных внешних воздействий. Компонента основания пирамиды, состоящая из уже известных знаний, с которыми совершаются мысленные, а впоследствии эмпирические опыты по подтверждению субъективных выводов интеллектуальной деятельности.

Субъективные компоненты защиты и нападения в данной работе принимают первоочередное участие. Думающий человек, решающий какую-либо проблему и имеющий определенные знания в исследуемой области, т. е. имеющий субъективное пространство знаний, апеллирует этими знаниями и, в случае недостатка информации, он формирует усилия по созданию, если так можно выразиться, агрессивных векторов в недосягаемых, пока, пространствах знаний.

Идет постоянный перебор (отбор) бит в информационном пространстве, расширяя или формируя новое пространственное поле знаний для создания пути решения какой-либо проблемы, что впоследствии переносится в письменном виде или иной материальной форме. Т. е. работа нематериальной мысли создает вполне материальные формы.



Содержание раздела