d9e5a92d

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И НАЧАЛА СО­ЦИАЛЬНОГО

В Российской социологической энциклопедии социальное пространство определено как: атрибутивная форма существования и развития социально организованной материи (общества). Необходимость исследования социально-пространственных аспектов общественного развития и обоснования соответствующего философско-социологического понятия обусловлена исторически и логически. Определяющей чертой современной эпохи, поставившей перед субъектом истории целый ряд неотложных и весьма ответственных задач, является настоятельная потребность в осмыслении оснований, условий, средств, целей и перспектив человеческой деятельности, которое не может быть достигнуто без учета социально-пространственных изменений общественной практики. В систематически развитой теории пространство (наряду со временем) выступает в качестве исходной, фундаментальной характеристики, способствующей познанию глубинных закономерностей данного процесса.

В анализе пространства социального, как формы общественного бытия, следует исходить из философского истолкования категории пространство. Как форма существования объективной реальности пространство выражает отношение между сосуществующими объектами, определяет порядок их рядоположенности и протяженности, характеризует все формы движения материи, включая социальные.

Отличие пространства социального от иных пространственных форм состоит в том, что его возникновение и развитие всецело связаны с деятельностью социального субъекта. Пространство социальное - специфическая форма этой деятельности, отражает развивающееся социально-практическое отношение субъекта к внешнему миру, обнаруживается в материальных отношениях людей и их вещественных результатах.

Пространство социальное представляет собой одну из наиболее сложных и емких форм существования социальной материи [20, с. 423].
Социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения земли. Там, где нет человеческих особей или же живет всего лишь один человек, там нет социального пространства (или вселенной), поскольку одна особь не может иметь в мире никакого отношения к другим. Он может находиться только в геометрическом, но не социальном пространстве.

Соответственно, определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие точки отсчета [21, с. 298].
Социальное пространство - не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Это объясняет то что нам так трудно осмысливать его именно как физическое. То пространство, в котором мы обитаем и которое мы познаем, является социально обозначенным и сконструированным.

Физическое пространство не может мыслиться в таком своем качестве иначе, как через абстракцию (физическая география), т. е. игнорируя решительным образом все, чему оно обязано, являясь обитаемым и присвоенным. Иначе говоря, физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии (как, например, кабиль-ский дом или план города), объективация и натурализация прошлых и настоящих социальных отношений.
Социальное пространство - абстрактное пространство, конституированное ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.), которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала,, и может восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующей одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях (то, что в Различении [2] обозначалось как общий объем и структура капитала). Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически (как тела, привязанные к постоянному месту: закрепленное место жительства или главное место обитания) и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг (в зависимости от имеющегося у них капитала, а также от физической дистанции, отделяющей от этих благ, которая сама в свою очередь зависит от их капитала).

Такое двойное распределение в пространстве агентов как биологических индивидов и благ определяет дифференцированную ценность различных областей реализованного социального пространства [22, с. 37].
На сегодня дефиниций социального пространства множество, но все в той или иной мере аналогичны приведенным.
Изучая вышепредставленные и другие дефиниции социального пространства, ловишь себя на мысли о расплывчатости и неполноте определений. Работы уважаемых ученых, как оказалось, что подтверждается ниже, составляют верхнюю часть айсберга. В теоретических работах социологов трудно понять, как и когда рождается социальное пространство, а также, какие мотивы приводят к формированию социального пространства.

Если в современное время человек живет в социальном пространстве, то можно ли утверждать, что социальное пространство было и во времена человека-дикаря? В случае отрицательного ответа, как можно определить появление социального пространства или его исчезновение?

Как, из чего, почему формируются, трансформируются и исчезают социальные пространства? Как на социальном пространстве формируется стратификационное деление, статус и трансформируются неравенства?
Чтобы найти ответы на эти и другие подобные вопросы необходимо сформировать некие базовые определения, которых в современной классической социологии нет.
Точность и законченность определения социального пространства послужит основой для построения структурной социологии. До последнего времени принималось, что социальное пространство создается исключительно между двумя и более людьми. А так же принималось за истину, используя в качестве доказательной базы философию, психологию и логику то, что индивидуум не может сформировать социальное пространство. Но так ли это?

Одним из стимулов усомниться в достоверности выше приведенных определений послужило отсутствие в современной социологической дисциплине общепризнанной парадигмы развития общества и человека.
Решение поставленной задачи состоит из двух частей: первая предлагает рассмотреть путь начальной стадии формирования пространства отношений, и вторая формирует понятие о социальном пространстве и как следствие, о началах стратификации на пространстве.
Рассмотрим первую часть задачи. Здесь нам существенную помощь окажет, так называемое, социологическое воображение.
Думаю, что социологическое воображение становится главным общим знаменателем нашей культурной жизни и ее отличительным признаком. Это качество мышления, хотя и обнаруживается в социальных и психологических науках, выходит далеко за пределы этих дисциплин.

Отдельные индивиды и широкая общественность в сфере культуры овладевают им медленно и часто на ощупь; многие обществоведы лишены его напрочь. Они как будто не подозревают, что применение такого воображения является основным условием для наилучшего выполнения той работы, которую они могли бы делать; что без его развития и использования не удастся выполнить возложенную на них общекультурную миссию, возможность реализации которой коренится в классических традициях общественно-научных дисциплин [23, с. 23].
Если современная социологическая мысль атомизирована, то мы в этой работе сделаем попытку сформировать более крупные строительные элементы, которые поддаются систематизации, а впоследствии сформируем цельную системную структуру общественных формирований и государства.
Природа заложила в каждое живое существо инстинкт или способность вести борьбу за выживание. В чем он выражен? Рассмотрим какое-нибудь живое существо.

Для начала определимся с вопросом, какие целенаправленные действия можно назвать главными в существовании животного, способствующие его выживанию?
Автор работы осознает, что данный вопрос всегда был очень спорным и до сих пор точка в споре не поставлена. Поэтому предлагает свое решение данного вопроса.
Это борьба за индивидуальное пространство. Каждое живое существо, вид которого за тысячелетия приспособился выживать на определенной географической территории и определенных, благоприятных для него природных и климатических условиях. Если есть территория - есть возможность найти пищу и завести потомство. Если нет территории, будущее живого существа и его потомства под большим вопросом.

По этой причине любой вид живого существа инстинктивно ведет постоянную борьбу за место обитания. Борьба за территорию создает мотивационные моменты приспособляемости к окружающей природной и климатической среде, развитию физиологии, формы тела и способам выживания.

Постепенно развиваются и трансформируются физиологические свойства и психологические характеристики, способствующие выживанию в среде живых организмов.
4.1. Индивид на географическом пространстве
Что подразумевается под понятием индивид? Индивид (лат.) - особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек как представитель человеческого рода. Данному слову определено понятие, имеющее сравнительно аналогичные поведенческие проявления живых организмов к каким-либо объектам и окружающей среде.

Более подробно далее.
Итак, сделав остановку на каком-либо географическом пространстве, индивид своим присутствием генерирует здесь то или иное действие, удовлетворяя собственные жизненные потребности. Например, индивид зашел в необитаемые места. Он один на огромном географическом пространстве. У него к данному географическому пространству сформированы определенные интересы.

Между индивидом и неким пространством сформировались односторонние отношения. (Предполагается, что у географического пространства, не может быть ответных отношений к индивиду). Географическое пространство выступает в нескольких ипостасях: как кормилица, как место обитания, как защитница. Этологи установили, что для животных обладание территорией и сопутствующее ему близкое знакомство с особенностями окружающей среды, помимо того, что оно помогает добывать корм и размножаться, критически важно для их физического выживания: Занятие определенной территории позволяет животному обретать подробные знания об окружающей его среде и в то же время вырабатывать набор своих реакций на особые черты и подсказки, предлагаемые данной местностью - удобные точки для наблюдения, места для укрытия и т. д., - что позволяет быстро и эффективно реагировать на появление опасности и нападение.



В сочетании с тем, что, возможно, является психологическим выигрышем, это создает хорошо известный эффект помощи от родных стен, при которой и слабые животные, находясь на собственной территории, оказываются способными давать отпор более сильным противникам [24, с. 97].
Итак, между индивидом и ограниченным географическим пространством образовалось индивидуальное отношение. Индивидуальное отношение простирается над определенным географическим пространством, на которое индивид распространяет какое-либо влияние.

Отсюда, географическое пространство, на которое распространено влияние индивида, называется индивидуальным пространством. Эфемерные интересы и реальные возможности влияния имеют различные пропорции, иногда с существенной разницей. Пространство, на которое распространяются интересы, называется пространством индивидуальных интересов.

Индивидуальное пространство может выражаться в тех же физических и географических измерениях. Индивидуальное пространство может иметь некие ограничения по площади.

В чем выражаются ограничения? В природном ландшафте, климатических условиях, более сильных соперниках, законе...
Доминирование (или властные возможности. Подробности далее) над пространством позволяет индивидууму, как бы, авторитарно приподняться над пространством - быть статусно выше пространства. В первоначальном варианте использовалось слово власть и властные возможности, но теоретические исследования показали глубокую разницу определений власть и доминирование.

Более подробно определение власти рассматривается при исследовании вопроса формирования государства. Здесь необходимо осознать, что индивид, имеющий власть над индивидуальным пространством возвышается не физически или географически, взбираясь на дерево, холм или с помощью воздушного шара, а физиологическими доминирующими возможностями относительно пространства. Географическая или физическая высота над индивидуальным пространством не изменяют размеры доминантных возможностей.

Доминанта останется на одном уровне, даже если индивид в это время переместится на сотни метров выше географического пространства.
В чем заключается доминирование над индивидуальным пространством? Доминирование выражается в любых действиях, ведущих к удовлетворению каких-либо жизненно важных физиологических потребностей индивида: утолить голод, жажду, создать временное или постоянное жилье, обработать землю и т. д. Индивиду не по силам переместить географическое пространство, но ему по силам переместить индивидуальное пространство, а так же увеличить или уменьшить его.

Изменения, создаваемые индивидом на географическом пространстве, трансформируют в ту или иную сторону продовольственные ресурсы, экологическую обстановку и биосферную среду.
В поисках пищи индивид стремится обследовать как можно большее географическое пространство, постоянно делая заметки своего присутствия. Эти действия решали вопросы создания границы индивидуального пространства, что способствовало разграничению территории и быстрому обнаружению конкурента на данном географическом пространстве, т. е. претендента на индивидуальное пространство данного индивида, или своего смертельного врага. В свою очередь индивидуальное пространство разделено на несколько неравных по размерам и функциональным потребностям индивидуальных подпространств.

Какие это подпространства? Это подпространство, на котором индивид добывает пищу, подпространство, где можно утолить жажду и подпространство относительной безопасности, на котором животное отдыхает и заводит семью. Данное определение не имеет жесткого правила для животных из дикой природы. Каждый вид живого организма имеет свои особенности индивидуального пространства и поэтому подпространства питания, питья и отдыха могут объединяться между собой.

На каждом участке пространства индивид в различный промежуток времени занимает различное стратификационное положение, интуитивно используя жизненный опыт и инстинкт.
Обобщим все вышеописанное и изобразим проекцию индивида на графическом рисунке. Есть индивидуальное пространство, на которое распространяются доминантные возможности индивида.

Он это пространство использует как место добывания пищи и в качестве постоянного места жительства. Индивид инстинктивно прикладывает усилия для расширения и сохранения своего пространства.

Увеличение размеров индивидуального пространства повышает потенциальную вероятность выживания. Защищая индивидуальное пространство от посещений конкурентов, индивид постоянно решает вопросы выживания и продолжения рода.
Для большей наглядности представим описанное в виде графической проекции. Представим индивидуальное пространство в виде прямой горизонтальной линии. Над линией поставим точку. Точка символизирует владельца индивидуального пространства.

От точки на концы горизонтальной линии опустим две прямые. Опущенные прямые линии абстрагируют действия индивида по защите и нападению. Принимая во внимание то, что индивидуальное пространство имеет вид площади, мы видим проекцию рассеченной пирамиды изнутри (рис.

3).
Все последующие проекции рисунков, в этой работе, так же подразумевают вид рассеченной пирамиды изнутри.
Здесь могут рождаться спорные вопросы по форме геометрического вида индивидуального пространства. Почему предлагается рассматривать именно пирамиду, а не, например, прямоугольник (ведь очевидно, что власть над индивидуальным пространством распространяется на все географическое пространство)?
В данном случае необходимо учитывать одну реальность, которая распространяется на любом пространстве. Чем отдаленней географические точки от индивида, тем прямо пропорционально снижение его индивидуального влияния, т. е. снижение доминантных возможностей на данные точки. В отдаленных точках доминирование над индивидуальным пространством почти совсем исчезает.

Потому что, переходя на периферию индивидуальной пирамиды, ослабляются доминантные возможности на более отдаленных географических участках пространства. Наибольшее влияние индивида на географическое пространство приходится в место постоянного проживания. Удаляясь от постоянного места проживания, в отдаленные точки индивидуального пространства, индивид невольно снижает доминирующее влияние на постоянное место проживания и теряет влияние на более отдаленные точки географического пространства, которые он считает своими. Здесь мы имеем в виду владение пространством, а не собственностью, о чем будет отдельный раздел.

Поэтому у индивида инстинктивно присутствует желание, как можно реже и на короткий срок, покидать постоянное место обитания. Достаточно обширное индивидуальное пространство с разнообразной фауной позволяет успешно решать вопросы выживания индивида. В случае оскудения животных или растительных продовольственных ресурсов на индивидуальном пространстве, индивид переходит на другое, более благополучное в этом случае географическое пространство.

И при условии, что данное географическое пространство не занято родственным видом, индивид, выбрав новое место постоянного обитания, обследует местность и этим действием создает прецедент формирования индивидуального пространства.
Итак, индивид на географическом пространстве своим присутствием формирует индивидуальную пирамиду, состоящую из индивидуального пространства, сторон индивидуальной защиты и нападения, высоту доминирующих возможностей и вершину доминирования над индивидуальным пространством. Перечисленные составляющие или компоненты индивидуальной пирамиды, в той или иной форме необходимы для выживания большинству живых существ биосферы.
Рассмотрим более подробно представленную пирамиду. Определение индивидуального пространства мы сформировали ранее, поэтому перейдем к прочим составляющим индивидуальной пирамиды.
Составляющая индивидуального нападения. К понятию нападение причисляем любые действия индивидуума по отношению к своему географическому или индивидуальному пространству (сбор съедобных трав, ягод, фруктов, охота на животных и т. п.) с целью добывания пищи для собственного выживания. Как это действие можно представить на рисунке? Проведем вектор усилия от вершины индивидуума в сторону пространства, внутрь индивидуальной пирамиды, активизируя доминантные возможности.

Мы определили направление вектора усилий составляющей нападения для добывания пищи.
Иной вид нападения - агрессия. Под понятием агрессия принимаются любые действия, направленные на причинение какого-либо материального и физического ущерба или вреда по отношению к другому живому существу. Под это определение подпадают формы поведения индивида по отношению к индивидуальному пространству иного индивида с целью захвата какой-то части или всей территории индивидуального соседнего пространства.

Агрессия в свою очередь делится на агрессию по отношению к индивиду и агрессию по отношению к индивидуальному пространству другого индивида. Агрессия на нашем рисунке представляется в виде вектора усилий, действие которого направлено от индивидуальной пирамиды во внешнюю среду.

От этих действий, сторона, на которую напали, теряет жизнь, или, спасая себя, теряет собственное индивидуальное пространство на данном географическом пространстве.
Рассмотрим пример. Индивид (любое живое существо) живет на географическом пространстве, создавая своим присутствием, индивидуальное пространство.

На него напал более сильный враг или соперник. Индивиду удалось избежать смерти, но он покинул обжитое место. Как можно обрисовать описанные события? Потеряно индивидуальное пространство.

Исчезла индивидуальная пирамида, остались индивидуальные компоненты защиты и нападения, при этом властные полномочия над географическим пространством исчезли и, индивид, не имея власти над пространством, не имеет возможности возвысится над пространством, отсюда приходим к выводу, что исчезла и вершина пирамиды. Индивид почти сравнялся в статусе с географическим пространством. В случае жизнеспособности компонент индивидуальной защиты и нападения у изгнанного индивида есть возможность вновь создать индивидуальное пространство на другом географическом пространстве.

Если возможности такой нет, то жизнь индивида под вопросом.
Таким образом, в среде живых существ мы определили два вида агрессии по отношению к индивиду и по отношению к пространству индивида.
При условии строгого подхода к определению агрессии, охоту и добывание любой пищи можно рассматривать как агрессию по отношению к любым живым существам и растениям, которых рассматривают в качестве пищи.
Что подразумевается под понятием защита индивидуальной пирамиды? Защита - это физические действия, способствующие сохранению целостности индивидуального пространства и жизни самого существа или индивида.
Вернемся к описанию предыдущего примера: человек пришел на географическое пространство. Он убивает каких-то диких животных.

Хищное животное - постоянный конкурент и соперник, и поэтому у человека постоянно присутствуют помыслы избавиться от данного вида животного. Человек своими действиями разрушает вершину индивидуальной пирамиды хищного животного над неким географическим пространством, т. е. убивает хищника, других опасных животных, изгоняет или отнимает у диких животных географическое пространство и присваивает его себе по праву сильного. В случае, если человек не изгоняет с пространства дикое животное, то он занимает более высокое по отношению к животным статусное положение, распространяя своё доминирование и на всех животных, живущих на его индивидуальном пространстве. На индивидуальном пространстве формируется положение, аналогичное первичной стадии стратификационного неравенства, где индивид получает определенный статус.

Стратификационное деление на индивидуальном пространстве состоит из индивидуального пространства, диких (одомашненных) животных и занимающего высшее статусное положение индивида.
Рассмотрим комплекс зависимостей и свойств составляющих (компонент) защиты и нападения. В дикой природе живые существа с потерей возможности нападать теряют способность к защите, т. е. составляющие стороны защиты и нападения у диких животных относительно симметричны.



Содержание раздела