d9e5a92d

РАБСТВО

И, наконец, мы рассмотрим один очень важный аспект в нашем исследовании социального пространства, это предшествующие события, приведшие к долговременному испытанию одиночеством Робинзона. Что заставило Робинзона пуститься в долговременное и далекое путешествие?

Как представлено в сочинении, ему и его знакомым плантаторам необходимы были дополнительные рабочие руки для расширения сельскохозяйственных плантаций.
Рассмотрим социальное положение плантаторов, используя вышеописанную теорию. У каждого был участок земли, который обрабатывался одним или двумя людьми. Продукция, собираемая на участках, пользовалась спросом, что приносило экономическую выгоду.

Владельцы плантаций пришли к выводу о необходимости увеличения производства сельскохозяйственной продукции.
Увеличить выпуск продукции можно при условии расширения размеров обрабатываемого участка, что, в свою очередь, влечет за собой необходимость увеличения числа рабочих рук. Дополнительные рабочие руки решено было приобрести на африканском континенте, захватив тайно в плен некоторое количество людей. Как выглядела бы социальная пирамида, например, Робинзона, если бы данный проект имел успешное завершение?

Нарисуем субъективную пирамиду человека. На субъективном пространстве появились рабы, не имеющие субъективного пространства, но имеющие физические данные для работы на субъективном пространстве другого человека, т. е. имеющие минимальные характеристики по защите и нападению.

Т. е. человека насильно принуждали работать на другого человека. При этом невольный человек не имеет собственного субъективного пространства, имеет минимальные компоненты защиты и нападения и минимальные властные возможности, используемые лишь для выполнения возложенных на него поручений, обязанностей и работ, сопряженных с тяжелым, физическим трудом, не имея никаких прав и свобод. Отсутствие субъективного пространства, полноценных компонентов защиты и нападения, властных возможностей и отсутствие социальных связей на социальном пространстве ставит человека в положение раба (рис.

20). На рисунке изображена субъективная пирамида владельца субъективного пространства и группы рабов в виде отдельных вертикальных линий.

Каждая линия символизирует сумму компонент защиты и нападения отдельного несвободного человека.
Раб - это человек, не имеющий субъективного пространства, не имеющий прав и возможностей использовать субъективные компоненты защиты и нападения для защиты субъективного Я, униженный психологически до состояния приниженной самооценки и, почти полного, отсутствия субъективного внутреннего содержания, что снижает вероятность появления свободомыслия и проявления попыток дать отпор своим тиранам. Раб имеет минимальные властные возможности для выполнения конкретных работ, порученных ему владельцем субъективного пространства.

Весь доход от работы на плантации распределяет и использует владелец земель, т. е. владелец субъективного пространства.
И когда любители и профессионалы в области литературы, по теме или всуе, напоминают высказывание А. П. Чехова о необходимости выдавливать из человека раба, то в социологии это действие невозможно представить, как невозможно выделить нечто из ничего. В качестве примера можно предложить выделить воздух из безвоздушного пространства. Так как раб - это человек лишенный субъективного пространства, имеющий минимальные возможности для защиты и нападения и имеющий приниженную оценку самости, самосознания и самоконтроля.

И если у такого человека еще что-то можно выдавить, то только остатки сознания, чтобы генетически сформировать органический робот. Физические и половые признаки раба служат только для определения и выполнения каких-либо физических работ.

Национальность раба ставится в упрек и вину, усугубляющую жизненные условия. Полное отсутствие политических, социальных, культурных, религиозных и других прав и свобод. Социология может предложить в этом случае не выдавливать из раба, а, наоборот, насыщать его культурными, экономическими, социальными, политическими и прочими знаниями, информацией и т. д.
Определение рабства имеет две проформы: материальное - отсутствие субъективного пространства и духовное - дефицит культуры, интеллекта, политической или религиозной независимости, отсутствие субъективных интеллектуальных позиций.
Рабство материальное. Понятие человека, не имеющего субъективного пространства, зависимого от внешних сил и условий.

Все, что он заработает, у него отбирается и выдается владельцем субъективного пространства в ограниченном размере, которое достаточно только для поддержания существования. Другой аспект рабства выражается в ограничении возможностей свободного передвижения и действия.
Рабство духовное (культурное, политическое, теологическое и т. д.) - полное или частичное отсутствие внутреннего содержания. Полная зависимость от внешних политических, идеологических, культурных и религиозных взглядов.

При этом возможна вполне достаточная материальная обеспеченность.
Видимо, можно утверждать, что рабство, как одна из форм несвободы, присутствовало в общественной и государственной системе с того времени, как получили развитие социальные связи и социальное пространство.
Социальное отличие Робинзона Крузо от Пятницы заключается не только в ранее перечисленных свойствах, но и в определенных ожиданиях от субъекта в отношении к окружающим его людей и природе. Любое неоправданное ожидаемое действие со стороны, например, Пятницы или мотивация к действию приводит к отрицательным или одобрительным выводам у определенного этноса. Действия ожидаемого поведения побуждают к переоценке социальных позиций в стратификационной пирамиде. И здесь мы подходим к границе с психологической дисциплиной, в которой признается множество психологических типов в среде людей.

Интересы одной личности, и даже малой группы членов этноса, могут радикально отличаться от каких-либо интересов всего этноса. Например, безопасность на каком-либо поле (национальном, экономическом, политическом и т. д.).

Если интересы одной личности превалируют над интересами общества, то общество в целом, в лучшем случае, несет материальные, политические или экономические потери, в худшем случае растворяется в среде других этносов.
6.1. МАРГИНАЛЬНОСТЬ
Наряду с понятием рабства сосуществуют иные состояния человека в социальной среде, например, маргинальность. Маргинальность (от лат. marginalis - находящийся на краю) - состояние групп людей или личностей, поставленных обществ, развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.
Маргинальность возникает прежде всего при миграциях. Иммигранты - самые характерные маргинальные люди. Маргинальными бывают люди, вступившие в межэтнические и межрасовые браки.

Маргинальность характерна также для этнических и расовых меньшинств, образовавшихся в результате миграций. Нередко возникал маргинальный тип личности в колониях - под воздействием европейских колонизаторов.

Он появляется в развивающихся странах, подвергающихся так называемой модернизации. Во всех случаях маргинальность культурная переплетается с социальной стратификацией и обуславливается социальными процессами.

Маргинальность сопряжена с дуальностью этнического самосознания.
В личном плане она вызывает психическое напряжение и может привести к двойственности, даже разорванности личностного самосознания. Отмечено также, что маргинальный психический тип во многих случаях отличался творческими потенциями, что люди этого типа становились руководителями этнических групп, национальных движений, видными деятелями культуры и т. д. [36, с. 255].
Как можно представить маргинальность в нашем случае, используя предложенную концепцию? Иммигранты, переселяющиеся в другую страну, с другой культурой, языком, национальными традициями и, более сложный пример, вероисповеданием испытывают множество трудностей в адаптации к новым социальным условиям. На родине он усвоил почти все, что ему помогало социально адаптироваться в среде себе подобных.

В другом государстве или этносе все, что он накопил прежде, может оказаться непригодным для выживания. Его внутреннее содержание не востребовано на новом месте жительства, что негативно отражается на его социальном и экономическом положении в обществе. На новом месте жительства он, располагая физическими данными, может рассчитывать только на работу рук и ног.

Голова, интеллект и все, что накопилось на социальном пространстве другого государства, здесь не востребовано и, соответственно, не имеет спроса и предложения. В это время он ощущает неуверенность и бифуркационность в психологическом состоянии.

Так будет до тех пор, пока субъект самостоятельно не освоит новые социальные правила, культурные традиции и язык этноса, в котором он теперь живет, или не сомкнётся с группой соплеменников, которые помогут адаптироваться на первое время. А пока, некоторое время, он будет выглядеть белой вороной, выделяясь на фоне социальных взаимосвязей и зависимостей в общественной жизни. Кроме того, отсутствие у иммигранта субъективного пространства является существенным стимулом для ускоренной адаптации на новом месте. Т. е., иммигрант не имея жилья, работы, социальных связей и имея трудности в общении в чужом этносе, испытывает и осознает огромную тяжесть своей социальной никчемности.

Попадая в нищенское состояние, иммигрант, осознавая, что ему терять нечего, ходит на грани или идет на девиантные действия, усугубляющие его социальное положение на новом месте. Вырваться из этого порочного социального дна очень тяжело, но есть возможность для выживания.
В чем отличительные особенности между рабом и маргиналом? Если у раба нет субъективного пространства, минимальны субъективные компоненты защиты и нападения, то у маргинала может присутствовать в каком-либо виде что-то из субъективных компонентов.
Например, маргинал может иметь:
*относительную свободу передвижения, т. е. иметь относительную свободу возможностям защиты и нападения;
*относительно малое субъективное пространство, место отдыха и распоряжаться им;
*некое субъективное (обычно упрощенное) внутреннее содержание;


*рабочее, субъективное пространство или надежду на это;
*надежду на возможное повышение в статусе.
А что не может иметь маргинал в том месте, где обитает?
*социальные связи в среде недеклассированных граждан государства;
*социальную, национальную, политическую, экономическую, культурную и т. д. защиту со стороны государства, его законодательных и исполнительных органов (если есть защита, то на минимальном уровне, но это создает возможность для выживания).
Необходимо признать, что в среде андекласса существует собственное представление на дифференциальные процессы. Здесь главный признак статусного положения - физические возможности и глубина, а точнее, высота социальных связей (связь вертикальная) и широта знакомств (связь горизонтальная), авторитет субъекта.



Содержание раздела