d9e5a92d

Дуализм и амбивалентность помыслов

Таким образом, интеллигент - это человек, работающий на и с пространством знаний, образов, понятий и т. п., для формирования пути решения какого-либо проблемного вопроса или интеллектуального пространства. При этом мысленно перебираются все положительные и отрицательные стороны проблемных решений. Т. е., логически формируются компоненты защиты сформированного пространства и возможности нападения, т. е. сферы применения, использования пространства.

Но так как пространство знаний, формы и методы компонентов защиты и нападения не постоянны и имеют тенденцию к расширению и трансформации, то приходится приложить большие усилия и время по поиску необходимого информационного базиса и соответственной корреляции других компонент пирамиды.
Таким образом, субъективное интеллектуальное пространство может постоянно сопровождать интеллигента, что не наблюдаем в других профессиях, например, у крестьянина или рабочего. Почему интеллигентом может быть человек профессионально не занимающийся умственным трудом?

Этому есть простое объяснение.
Физическая работа крестьянина или рабочего не мешает ему в интеллектуальном развитии и деятельности, когда душа (внутреннее содержание) наполнено культурными, духовными, техническими и т. д. идеями, переживаниями и впечатлениями, которые необходимо выразить или воплотить в каком-либо виде. Конечно, интеллектуальная работа крестьянина или рабочего, сформированная субъективным интеллектуальным пространством, часто несовершенна и во многом уступает интеллектуальным возможностям профессионального интеллигента, но очень часто упрощенная идея не интеллигента является толчком для заинтересованной работы интеллигента-профессионала.

О чем часто предпочитают умалчивать.
Субъективная пирамида интеллигента состоит из интеллектуального пространства, сформированного в группе единомышленников или индивидуально, над которым он властвует (изучает, исследует, трансформирует), компоненты защиты в виде оправдания деятельности пирамиды ради интересов государства и отдельных личностей, обеспечивающих интеллигента финансами, материалами, положением (привилегии) и компонентой нападения - сферой применения и потребления (на исследовательскую работу пространства, критика иных пространств и усилий и т. д.), и векторов властных возможностей по изучению данного интеллектуального пространства. Интеллектуальные пространства могут принимать множество форм и видов.

Как и из чего формируются интеллектуальные пространства? Это очень сложный вопрос и однозначного ответа на него нет.

Коротко можно сказать, что интеллектуальные пространства формируются в процессе профессиональной деятельности, потребностях духовного роста, неудовлетворенности обыденным, желанием выразить себя еще в чем-то. Накапливаются знания, информация, повышаются потребности, навыки, желания и весь этот конгломерат формирует новое интеллектуальное пространство, выражающее мнение одного или множества интеллектуалов. В отличие от социальных пространств, интеллектуальные пространства почти всегда индивидуальны.

Думающий человек в постоянном поиске ответов на самые актуальные вопросы. Зависимость от субъективного интеллектуального пространства постоянно присутствует в нем. И соответственно, один и тот же вопрос, заданный множеству интеллектуалов, приводит к множеству ответов, имеющих множество спектральных оттенков, что иногда приводит к недопониманию. Но все-таки из чего состоит интеллектуальное пространство интеллектуала?

Из знаний, информации, ранее изученного в школе, институте, опыта в самостоятельной работе, профессиональных навыков, психологических наклонностей и потребностей, возможностей и желаний.
В упрощенном виде можно представить, что интеллигент - это человек думающий, решающий проблемы на пространстве знаний, накопленных человечеством и чем больше и шире это пространство, тем более углубленно рассматриваются проблемы и соответственно решаются. Отсюда интеллигент это кладезь информации и знаний. Homo doctus in se simper divitias habet (лат.) - человек ученый в самом себе заключает богатство.

Информационное пространство знаний не приходит самостоятельно или с молоком матери и даже не с физическим трудом, а в повседневном изнурительном, однообразном освоении накопленного поколениями предшественников интеллектуального материала, которое впоследствии трансформируется и адаптируется к современным требованиям и потребностям.
Еще раз вернемся к определению понятия. Интеллигент - это человек, обогащенный суммой знаний на множестве пространств познанного. Он использует данные знания, т. е. применяет властные возможности на интеллектуальном пространстве по своему разумению и потребностям. Если пространственного познания ему недостаточно, он формирует вектор агрессивных усилий на еще неведомое, но не физически, а интеллектуально, прибавляя новые знания и опыт к уже известному.

Т. е. интеллигент манипулирует в своей интеллектуальной работе не руками, руки в данном случае являются вторичным исполнительным инструментом, а суммой знаний, разместившихся во внутреннем пространстве (содержании) человека. Сумма знаний - это пространство информации, опыта, накопленных за многие годы интеллектуального труда, как пращурами, так и знаниями, полученными современными интеллектуальными работниками и в какой-то мере опыта. Пространство знаний для каждого субъекта можно представить в виде перевернутой пирамиды. По мере взросления, знания постоянно дополняются в основание пирамиды, что приводит к наполнению перевернутой пирамиды и расширению основания, создавая страту определенного периода.

Т. е., чем значительнее объем интеллектуального багажа, тем более значителен размер или площадь основания перевернутой пирамиды. Интеллигент, имея расширенный интеллектуальный багаж, имеет достаточно много возможностей для формирования множества интеллектуальных пространств, состоящих из знаний различных аспектов жизнедеятельности, полученных в разные периоды времени.

Интеллектуальное пространство может состоять из отдельных фрагментов информации. За многотысячелетний период времени накоплен огромный интеллектуальный и культурный потенциал, который, как представлено выше, имеет вид перевернутой пирамиды и используется человеком для решения различных проблем. Отсюда каждый интеллигент приобретает или знакомиться с суммой знаний не какого-то отдельного уровня, назовем этот уровень - стратой пространства знаний, а двумя, а чаще многостратной суммой знаний, по различным сферам или аспектам познанного.

Представленный образ пространства знаний помогает понять, откуда исходит и что является исходной точкой постоянных споров в среде интеллигенции по различным аспектам бытия, политики, философии, социологии, идеологии, искусства и т. д. Практически все интеллигентные люди приобретают знания и информацию, исходя из своих индивидуальных наклонностей, потребностей, желаний, что приводит к ситуации, когда пространство знаний одного интеллигента имеет множество расхождений с пространством знаний других интеллигентов. Т. е., можно утверждать, что на земле нет двух интеллигентов одинаково мыслящих по всем аспектам проблемного интеллектуального пространства.

Сумма знаний позволяет человеку формировать особые отношения к поведению окружающих, к окружающей среде, быту, идеологиям. Особые отношения к окружению заставляют человека вольно или невольно пересмотреть собственные формы поведения. Накопленная сумма знаний позволяет интеллигентному человеку предвидеть путь общественного развития и, соответственно, на это реагировать, что часто противоречит намеченным ранее установкам государственных деятелей.

Работа интеллигента, сам процесс интеллектуального творчества, практически невидимы для посторонних, что воспринимается разными людьми по-своему, иногда критически, соответственно образованию и потребностям.
Необходимо добавить некоторые особенности субъективных пирамид интеллигента. Каждый субъект, в нашем случае интеллигент, имеет индивидуальные особенности внутреннего содержания. Как ранее показывалось, все индивидуальности или субъекты формируют собственные способы выживания или борьбы в социальной, культурной и научной среде.

Кто-то предпочитает работать на неведомых пространствах, например, познавать новые свойства материала, виды творчества и т. д., кто-то работает над углублением и расширением применений новых свойств или возможностей материала и т. п., но большинство предпочитает использовать известное, ранее открытое.
Интеллигенция живет в своем внутреннем, интеллектуальном мире. Отсюда идет дорога амбивалентностей и генерация противоречий. Как можно объяснить амбивалентность в интеллигенте? Человек, в нашем случае интеллигент, создавая из освоенных знаний для себя интеллектуальное пространство, не может выйти из замкнутого пространства, которое он освоил, научился защищать и, работая с пространством, имеет некие опоры для нападения.

Чтобы ему измениться, необходимо приложить усилия по освоению новых знаний, т. е. расширить пространство знаний, которые помогут трансформировать компоненты защиты и нападения в связи с изменением базовой части основания или забыть уже знакомое, что не возможно в принципе. К созданным трудностям прибавляется еще одна - материальная. Человек осознает реальность внешней среды, где он не имеет возможности сформировать материальное пространство, позволяющее ему выживать в реальном мире.

И эти векторы дуальности формируют на его интеллектуальном пространстве двойственность и противоречивость во всем. Это конфликт между двух начал - внутренними, невидимыми, удобными, знакомыми знаниями, взлелеянного пространства, которое оберегается и облагораживается, и внешнего - агрессивного, социально-материального и реального мира.

Дуальность формирует в человеке формы и виды размышлений и поведения. Победив в себе амбивалентность, интеллигент перестает быть интеллигентом. Он будет интеллигентом до тех пор, пока может и живет в сформированном им мире знаний.

Не просто знаний, а знаний, которые формируют устойчивое и надежное культурное, духовное, политическое, социальное, информационное и т. д. пространство. Как только он отказывается или по каким-либо причинам не может перейти мысленно на внутреннее, субъективное пространство, то исчезает амбивалентность и человек начинает жить в приземленном мире, в реальной социальной среде, где правят материальные узы, интересы и желания. В этом скрывается амбивалентность двух начал материального и духовного.



Т.е. интеллигенция - источник конфликта материи с интеллектуальными восприятиями. И от этого, пока он носитель интеллекта, ему не избавится.

В этом его сущность и ценность.
Формирование сословия интеллигенции имеет продолжительный по времени период становления. Вспомним хотя бы высказывание Ф. Энгельса До начала шестидесятых годов (XIX в.) об истории семьи не могло быть и речи.

Историческая наука в этой области целиком еще находилась под влиянием Пятикнижия Моисея [35, с. 9]. Это высказывание может служить доказательством того, что сословие интеллигенции формировалось на базе теологических пространств. Жизнь и любопытство человеческого существа, не знали устали в познании себя, биосферы и природы. Накопившиеся вопросы требовали ответов для продолжения развития, чему препятствовала религия.

Невозможно постоянно на трудные вопросы отвечать, что это божий промысел или желание божественного провидения и т. п. В истории развития человечества находились естествоиспытатели, желающие познать более того, что написано в религиозных книгах, за что подвергались жесточайшим гонениям и анафеме. Первые представители интеллигенции всегда испытывали притеснения со стороны религиозных служителей, которые видели в них конкурентов, и со стороны власти, не - желающей допускать свободомыслия низших по сословию и положению в государстве. Постепенно, с большими жертвами, просвещение с научными, а не теологическими доказательствами и взглядами распространялось по миру.

Теология и религиозные взгляды, потерпев поражение на материальном пространстве, отошли на нематериальные пространства.
Сложность критериев понятия интеллигенция не позволяла точно расставить акценты дифференциации в данной среде социума. Поэтому понятие интеллигенция воспринималось в широком аспекте восприятия действительности от уничижения до возвеличивания с оглядкой на осознанную самобытность и потребность в обществе. В последнее время ведутся работы по выявлению возможностей дифференциации, т. е. постепенно вводятся новые краски для определения интеллигенция - это полуинтеллигент или образованщина (по А.И. Солженицину), интеллектуал (поверхностный) и само понятие интеллигент (по Д.С.

Лихачеву).
Как было отмечено ранее, интеллигент формирует собственное субъективное пространство из знаний видений, мнений, как бы внутри себя, находя оправдательные или порицательные стороны виденного, услышанного, пережитого. И над сформированным пространством конструирует понятные для него компоненты защиты и нападения, т. е. компоненты защиты - оправдания получившегося конструкта и компоненты нападения - против каких сторон социальных и прочих явлений направлены усилия нападения (критики, осуждения, порицания).
Сформированное интеллектуальное пространство очень субъективно и зависит от многих факторов: психологии, интеллекта, настроения, знаний, характера, среды обитания и многого другого. Отсюда формируется субъективное пространство, имеющее упрощения, искажения, неконструктивные явления, что сказывается на характере получаемого результата, выводов и прочего. Если сделать попытку дифференцировать страту интеллигенции, то необходимо учитывать многовекторность данного определения. В данной работе автор не будет воссоздавать образ дифференциации интеллигенции.

Это дискуссионная тема для отдельного большого разговора многих заинтересованных и интересующихся интеллигентов. Как и в среде любой иной профессии встречаются люди с различными возможностями, знаниями, умениями и т. д., формирующие множественность профессиональных оттенков.

Например, как в профессии повара, один умеет варить только яйца и до повара экстра-класса из лучшего и престижного ресторана, у которого в голове задумок на сотни блюд.
Дуализм и амбивалентность помыслов создают трудности в выборе основ позиции интеллигента. И в этом выборе играют многие аспекты понятия человек. Кто-то выбирает и держится за духовные ценности и человеческие отношения, а кто-то предпочитает материальные выгоды.

Чаще всего человек, профессионально занимающийся интеллектуальным трудом во время работы, покидая рабочее место, т. е. переходя мысленно от субъективного интеллектуального пространства на материальное или социальное пространство Земли и, осознавая насущную потребность материального выживания, трансформируется в обыкновенного рядового человека или гражданина государства. И только единицы из интеллигентов могут сосуществовать и в интеллектуальном, и в материальном пространстве без осознания дуальности бытия.
Этот феномен поведения часто ассоциируется с истинной интеллигентностью. Но как трудно быть единым в двух несопоставимых пространственных измерениях в криптосоциальных, культурных, политических течениях и убеждениях, а так же на материальном пространстве потребления.
А как объяснить потребность интеллигента в свободе? Снова обратимся к внутреннему, интеллектуальному пространству интеллигента.

Сформированные над пространством компоненты защиты и нападения, позволяют интеллигенту, располагающему огромной суммой знаний, информации и образов, на любое внешнее раздражение свободно формировать адекватный ответ в виде высказывания, размышлений, реплики и т. п., исходящих из исторического опыта или дум великих мыслителей истории, что позволяет отстаивать субъективные интеллектуальные позиции. Свобода в отстаивании и свобода в использовании всевозможных интеллектуальных средств, способствуют его развитию и самоутверждению в собственном мнении и в окружающей среде.
Но, если создано табу на какие-либо аспекты знания или информацию, то выводы, а, соответственно, компоненты защиты и нападения будут иметь нереалистичный вид и неконструктивные или незавершенные формы, что создает ошибочные, надуманные ответы на поставленные трудные вопросы. Отсюда внешнее воздействие на внутреннее интеллектуальное пространство интеллигента приводит к его деформации и, соответственно, к нереальным, искаженным компонентам защиты и нападения.

Т. е., использование работы от несвободного и ущербного интеллектуального пространства часто приводит к сомнительным и ошибочным результатам, что сказывается на конечном потребителе. Интеллигент это осознает и постоянно противится любому внешнему интеллектуальному (в любой форме) насилию.
Интеллигент, как никто другой, видит многие позитивные и негативные стороны социальной и политической жизни в государстве. Любое негативное внешнее воздействие на интеллигента или окружающий его социум, вызывает в нем глубокие духовные, культурные, этические и психологические переживания, раздражения и возмущения несправедливостью.

И он изливает захлестнувшие его чувства словами в виде басен, стихов, картин, прозы, рассказов, эпиграмм и т. д., что в свою очередь поднимает у окружающего его социума осознанные чувства борьбы за справедливость, достоинство, осознания реального положения в обществе и требовательности изменения социальных, национальных, экономических и политических условий проживания.
Интеллигент часто выступает инициатором смены элиты власти. Но любые революционные движения в социальной жизни приводят к отрицательным последствиям для самой интеллигенции по полной программе негатива.

Почему? Дело в том, что интеллигенция живет и работает благодаря господдержке на нематериальных, интеллектуальных пространствах, а во времена социальных и политических кризисов на социальном пространстве государства материальные ценности имеют несравнимо большую цену по сравнению с интеллектуальной. Интеллектуальные ценности чаще могут быть востребованы в мирное время. Отсюда интеллект и интеллигент во времена государственных смут воспринимаются как второстепенная прослойка, малозначащая для общества.

К тому же, во времена государственных социальных или политических кризисов, социально-профессиональный блок внутреннего содержания (подробнее далее) теряет государственную поддержку и опеку, что заставляет интеллигенцию искать средства выживания в иных социально-профессиональных блоках на материальном пространстве, часто работая физически. Меняя место и вид работы, интеллигент, как бы попадает в промежуточную среду социального положения в обществе, т. е. наблюдаются признаки маргинальности. Его основной вид деятельности не востребован, а физическая работа ему непривычна и тяготит.

Малая производительность физического труда интеллигенции приводит его к нищете и страданиям, интеллектуальным и физическим. При смене властных элит происходят трансформационные и дефрагментационные процессы по самоутверждению новых властителей: расстановка кадров, связей и т. д. Проходит довольно существенное время, пока новые власть предержащие вспомнят о существовании интеллигенции и ее потребностях. Да и после того, как вспомнят, происходит пересмотр субъектов с интеллектуальным содержанием. Кто-то приближается к властной элите, а кто-то отдаляется.

Подбор идет по политическим, национальным, социальным и прочим критериям и установкам, приемлемым для правящего блока.
А по каким признакам можно отличить ремесленника от интеллигента? Несколько сложный вопрос.

Интеллигент всегда в раздумьях и сомнениях, а ремесленник знает, что надо делать, когда и кому, т. е. умеет создавать цепочку последовательности физических или технологических действий. Интеллигент способен из знаний сформировать некое интеллектуальное пространство, а ремесленник пытается или наводит связь между событиями, не осознавая пространственность происходящего и прошедшего и, соответственно, не может сделать правильный, реалистичный вывод. Отсюда, прочитанная или выученная энциклопедия не дает право человеку называться интеллигентом.

К знаниям необходимо приложить духовность, этические и культурные восприятия для осознания информационной, культурной, социальной, политической и т.д. диалектики пространств.
Если после прочитанного у кого-то возникнет вопрос: куда отнести представителей духовенства или партийных представителей, то можно утверждать, что они входят в когорту интеллигенции, потому что апеллируют знаниями, информацией, учениями, идеологиями, религиозными представлениями и политическими установками. (Здесь мы не рассматриваем реальность присутствия и отсутствия догм, учений, идеологических платформ.) Соответственно, имеют возможность создавать интеллектуальные пространства, о чем пытаются проповедовать или пропагандировать своей пастве и народу.
Очень интересный аспект науки - критика. Критические замечания могут быть по отношению к интеллектуальному пространству или его отдельным частям, использующимся для построения базовых основ убеждения или взглядов. Иной вид критических замечаний создается по отношению к компонентам защиты и нападения, сформированным над интеллектуальным пространством.

Еще один аспект критики, обычно не относящийся к субъективному интеллектуальному пространству, к самому источнику субъективности, переносится на личность человека или группу людей.
Подведем небольшой итог теоретическим изысканиям по дефиниции интеллигент. Интеллигенция - носительница и хранительница культурных ценностей, интеллектуальных пространств, логических, философских, математических, физических и т. д. построений. К дифференциации интеллигенции невозможно подходить с материальной меркой, делая вывод одномоментно и однозначно. Невидимое интеллектуальное пространство интеллигента имеет возможность пересекать любые материальные, общественные и государственные границы и препятствия, создавая поле влияния на иные интеллектуальные и духовные пространства.

Особенно в работе интеллигента необходимо отметить его способность формировать нематериальные ценности, представленные примеры социально - профессиональной дифференциации показали многообразие и индивидуальную ценность каждого человека и его субъективного интеллекта, способствующие поступательному развитию субъекта, общества и государства. Одновременно работа раскрыла (надеюсь) многие спорные моменты дефиниции с иной стороны, что должно послужить, на что автор надеется, снижению накала страстей и недопонимания в обществе.
5.6. Маркетинг (торговля)
Этот аспект в социальной жизни общества я вначале хотел пропустить, но, поразмыслив, решил все-таки написать, потому что дальнейшее изложение материала может столкнуться с недомолвками и недоразумениями.
В этой главе мы рассмотрим важный социальный факт: профессионалов - торговцев, маркетологов, банкиров, ростовщиков и т. п. Одним словом, всех тех, кто занимается поисками товаров, потребителей, куплей, продажей и т. д.
У субъектов, профессионально работающих в маркетинге, превалируют экономические и социальные связи на социальном пространстве. Представители маркетинга организуют связи между потребителями и производителями. Векторы усилий маркетинга нацелены на поиск потребителя или производителя, и создание условий по удовлетворению спроса и потребностей. У торговца есть компонента нападения - она интересуется и выискивает товар.

Покупая у одного производителя, продает другому. Т. е. работают компоненты нападения (покупка) и защиты (продажа).

Здесь могут возникать некоторые неясности вопроса. Торговля - это цивилизованный вид товарообмена. Компонента защиты выступает в роли перевала: я вам товар - вы мне деньги.

Приходя в магазин, я, желая приобрести товар, как бы нападаю на приглянувшийся товар, но при этом отдаю часть своих денежных средств торговцу, тем самым создаю прецедент защиты от преследований со стороны владельца товара и закона.
Здесь невозможно пройти мимо аксиомы, что все, ранее описанные, социально-профессиональные стороны социального пространства не имеют возможности развиваться без одного существенного вида деятельности - торговли. Если мы всех людей изобразим в виде субъективной пирамиды, то сами субъекты деятельности представляют собой мелкие островки в социальном море.

Торговля, торговые работники формируют социально-торговые связи между субъективными пространствами и их трудовой деятельностью.
Рис. 19.

Показаны отношения и векторы усилий между покупателем и продавцом.
Обмен или товарообмен в виде Товар - Деньги Товар рождает мотивационный стимул и формирует государственные образования с последующим развитием (доказательства этого утверждения в следующей работе). Без торговли и торговых отношений общество не имеет основ и мотивационных стимулов консолидироваться. Отсутствие экономических стимулов подвергает общество испытаниям на асоциальные усилия и враждебность, как внутри государства, так и вне государства.

Таким образом, торговля является связующим звеном развития социальных, общественных отношений и государства.



Содержание раздела