d9e5a92d

Человек на географическом пространстве

При возросшей способности нападать, возрастает возможность обороняться и, соответственно, возрастает индивидуальное пространство. При изменении в сторону уменьшения одной из составляющих пропорционально уменьшаются возможности других составляющих индивидуальной пирамиды, что отражается на способности выживания в дикой среде.

Потеря защитных качеств живого существа приводит к уменьшению бдительности и осторожности, что сказывается на длительности жизни. Увеличение составляющей защита делает животное слишком осторожным и боязливым, а так же потеря и уменьшение составляющей нападение заставляет животное голодать, что приводит к потере сил и снижению возможностей для выживания.
Если же составляющая нападения увеличивается, то животное проявляет безрассудную воинственность с потерей осторожности. Активность составляющей нападение активизирует составляющую защиты.

И наоборот: активная защита стимулирует составляющую нападение. Формы (виды) поведения любого живого существа из дикой природы бинарны: они или нападают, или защищаются в любой момент времени.

Этот тезис является законом выживания и развития всего живого на Земле и в Космосе. Закон развития позволяет увидеть и понять мотивационные векторы усилий, приводящие к видоизменению физиологических и прочих характеристик живых организмов.
Снижение достатка в пище животного понижает жизненный потенциал, приводящий к снижению потенциала выживаемости и поддержанию повышенного статусного состояния.
Таким образом, малое по размерам основание индивидуальной пирамиды снижает потенциал составляющих нападения и защиты, что отражается на размерах и формах живого существа. Положительные изменения в достатке пищи создают предпосылки для трансформации размеров тела в сторону увеличения.

И дополнение: снижение потенциала любой из составляющих индивидуальной пирамиды создает предпосылки для снижения потенциала выживаемости. И обратное определение: увеличение потенциала одной из составляющих индивидуальной пирамиды влечет за собой увеличение потенциала других составляющих.

Описанные компоненты защиты и нападения формируют и трансформируют физиологические особенности живых организмов (рис. 7). Здесь мы можем вспомнить труды Ж.-Б. Ламарка (1744-1829).
1. Все организованные тела земного шара являются подлинными произведениями природы, которые она создавала постепенно в продолжение долгого времени.
2.В своем поступательном движении природа начала с образования наиболее просто организованных тел и продолжает делать это и в настоящее время; непосредственно она создает только эти тела, т. е. первые зачатки организации, которые неудачно именуются самопроизвольными зарождениями.
3.После того как в подходящем месте и при соответствующих условиях образовались первые зачатки животной и растительной природы и у них установились способности зарождающейся жизни и органического движения, они в силу необходимости постепенно развили органы, которые так же, как и части тела (этих существ), с течением времени и при благоприятствующих этому обстоятельствах видоизменялись.
4.Способности к росту каждой части организованного тела, будучи неотъемлемым свойством первых проявлений жизни, дала начало различным способам размножения и воспроизведения особей, и вследствие этого сохранялись достигнутые усовершенствования в строении, форме, а также разнообразий частей.
5.Все существующие в настоящее время живые тела достигли того состояния, в каком мы их видим теперь, не сразу, но постепенно, при помощи достаточно длительного времени, благоприятствующих этому обстоятельств и последовательных изменений, происходивших во всех точках земной поверхности, словом - в результате воздействия новых условий места обитания и новых привычек, изменяющих органы тел, наделенных жизнью.
6.Наконец, в результате подобного порядка вещей, при котором все живые тела должны были испытать большие или меньшие изменения в состоянии своей организации и своих частей, так называемые виды среди них образовались постепенно, одни за другими. Эти виды обладают лишь относительным постоянством и не могут быть столь же древними, как природа [25, с.97].
Расширить доказательную базу вам поможет работа Ч. Дарвина (1809-1882) [26].
Можно с уверенностью утверждать, что для большинства живых существ из дикой природы стороны индивидуальной пирамиды равны (равнобедренная пирамида). Отклонения или изменения в компонентах защиты и нападения приводят к трансформации физиологии и поведения живого организма.

Данная дефиниция нам поможет, когда мы перейдем к изучению компонент пирамиды человека.
Вывод: умение владеть и пользоваться индивидуальным пространством приходит к индивиду не со дня рождения, а в ходе относительно продолжительной по времени учебы, тренировках и в постоянной борьбе. Кто больше и лучше всех усвоит уроки в детстве, тот и будет пользоваться индивидуальным пространством.

Представленная выше проекция физических действий, является законом организации физических, физиологических и психологических свойств животного мира.
Что испытывает животное, попадая на кем-то занятое географическое пространство? Рассмотрим данную ситуацию. Входя на географическое пространство, ранее кем-то занятое, животное этим действием проявляет агрессию по отношению к интересам владельца.

При этом оно должно доказать собственное, чаще всего, физическое превосходство над владельцем географического пространства или покинуть поле битвы.
Что способствует мотивационному побуждению для изменения поведения живого существа? Любое живое существо ищет среду обитания, в которой нет или почти нет конкурентов. При большом скоплении конкурентов на ограниченном пространстве создается недостаток пищи.

Сильнейшие физически живые существа имеют приоритетное положение в получении привычной пищи, а более слабым для выживания необходимо искать другую приемлемую пищу. Изменение вида и формы пищи, т. е. объекта для нападения, стимулирует организм к трансформации внешнего вида и трансформации поведения живого существа, что создает предпосылки для изменения формы защиты. Например, когда было много растительной пищи, животные питались исключительно ею. Переполнение животных одного вида на ограниченном пространстве приводит к недостатку пищи, что является мотивационным стимулом для изменения привычного рациона питания на другие непривычные, в том числе на животную пищу.

И, наоборот, возможен переход с животной пищи на растительную. Более приспособленные к таким изменениям в пище живые существа имеют повышенные возможности выживания в дикой природе.
Рассмотрим случай, когда на одном ограниченном географическом пространстве разместились два живых существа одного вида. У каждого животного есть составляющая нападение (сила, ловкость, умение) и составляющая защиты (осторожность, опыт). Осталось поделить географическое пространство.

В случае, если пищи на пространстве в достатке, живые существа будут терпеливы друг к другу, если пищевые ресурсы имеют тенденцию к снижению, то между существами постоянно будут возникать стычки и сражения за территорию, пока кто-либо не уступит. Между соперниками одного вида идет конкуренция за обладание доминирующего положения над определенным географическим пространством, а между различными видами, борьба за выживание индивида.

Это определение очень важно для дальнейших исследований. Если на каком-то географическом пространстве нет привычной пищи, природных и климатических условий, то живое существо данным пространством не интересуется и делает попытки поменять место обитания.
Иной вид сожительства при недостатке пищи - создание коллективной взаимопомощи, когда компонента нападения одного существа помогает в охоте другому существу, тем самым, как бы увеличивая возможности компоненты нападения для повышения возможности получения пищи, что способствует выживаемости животного. Находясь на одном пространстве, один своим поведением помогает другому в охоте (поиске пищи - вектор усилий), или в случае опасности создает дополнительные защитные действия (предупреждающий крик, сигнал).

К своему помощнику животное относится более терпимо, чем к другим живым существам.
Подведем итоги вышеописанного. Мы рассмотрели несколько примеров из жизни животных и определили, какую роль играют компоненты индивидуальной пирамиды.
Суммируем все вышеописанное и построим общий график жизненного пути животного из класса млекопитающих в дикой природе. У других классов живых организмов могут быть отклонения от нашего графика в ту или иную сторону.
Весь период жизни животного из класса млекопитающих можно разделить на: детство, зрелость и старость. Нарисуем график жизни живого существа
Первый период. Животное появилось на свет и полностью зависит от родителей.

Новорожденные так слабы, что не имеют развитых сторон индивидуальной пирамиды. (У некоторых видов животных новорожденные появляются с врожденным инстинктом защиты и нападения, например, черепахи). Нет составляющих нападения и защиты и собственного географического пространства - родители создают условия безопасности и приносят в достатке пищу, добываемую на индивидуальном пространстве. На графике новорожденное существо представляем в виде точки на оси времени. У новорожденного есть жизнь, но нет физических сил, а значит возможности для самостоятельных действий по добыванию пищи и самозащиты.

Условия для продолжения жизни создаются родителями. Подрастающие животные проходят относительно растянутый во времени период взросления, набираясь сил и опыта.

Постепенно у молодого животного формируются навыки, сила в мышцах, т. е. формируются составляющие стороны нападения и защиты.
Второй период. Хорошо усвоенные уроки послужат в борьбе за получение места на географическом пространстве, т. е. при борьбе за индивидуальное пространство.

Завоевав ограниченное географическое пространство, и изгнав с него конкурентов и соперников, животное, доминируя над пространством, создает собственную индивидуальную пирамиду для решения задач по продолжению рода.
Третий период. Со временем животное от старости и постоянных силовых столкновений, после которых получает многочисленные раны, ослабевает. Приходит на данное географическое пространство молодое и сильное животное, которое отнимает у ослабшего старого животного власть над пространством.



Старое животное, лишенное индивидуального пространства, теряет остатки сил и становится легкой добычей для хищников.
На рис. 5 показан весь жизненный путь живого существа из дикой природы от рождения до смерти. Он создает представление о мере необходимости для живого существа географического пространства. Видимо, человекоподобное существо в ходе эволюционного развития так же прошло часть своего исторического времени по этому графику.

Подтверждением этой мысли могут служить наблюдения за развитием детей. Они вначале интуитивно развивают физические качества и свойства и только впоследствии развивают интеллектуальные качества.
4.2. Человек на географическом пространстве
Мы подошли к определению, что любое живое существо, и человек в том числе, в процессе своей жизнедеятельности инстинктивно, сознательно или бессознательно идет по пути создания индивидуального пространства. Сумма, состоящая из индивидуального пространства и векторов усилий по нападению и защите, формирует индивидуальную пирамиду. Для продолжения исследования необходимо оговориться, что современное определение человека не всегда соответствовало современной реальности.

Свойства человека трансформировались и шлифовались многие тысячи и миллионы лет. В те далекие времена, когда отсутствовало понятие цивилизация, если использовать исторические периоды развития общественной формации по К. Марксу, до первобытнообщинного строя, человек был одним из видов животного мира на Земле.
Не будем повторяться объяснениями формирования индивидуальной пирамиды для человека. Инстинкт борьбы за создание и сохранение индивидуальной пирамиды к человеку перешел из глубокой истории развития некоего животного.
Приступим к обсуждению вопроса о принципиальных, отличительных особенностях человека от живых существ из дикой природы, которые дают ему право называться человеком.
В поисках ответа обратимся к определениям человека представленным в энциклопедии и философском словаре. Вот какое определение понятия Человек мы найдем в Российской Социологической Энциклопедии от 1999 года.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. В противоположность другим живым существам человек является, в конечном счете, продуктом собственной материальной и духовной деятельности со всеми его качествами социальными и его сознанием [27, с. 613].
Человек особый род сущего, высшая ступень развития живых организмов на Земле, едва ли не самое эксцентричное создание универсума (Э. Фромм), субъект социального процесса, творец культуры и истории. По своей телесной организации человек относится к млекопитающим, а именно к гоминидам (т. е. человекоподобным существам).

Человек - биопсихосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием и нравственно-этическими качествами [28, с. 9].
Природа наградила человека умением приспосабливаться к изменчивым природным, климатическим и физическим нагрузкам, способностью решать вопросы выживания в дикой среде. Постоянная потребность в трансформации составляющих защита и нападение стимулировало постоянную мозговую деятельность и формирование Homo sapiens, о чем мы поговорим ниже.
После этого высказывания у читателя может зародиться вопрос: что первично, развитие мозговой деятельности или физиологические свойства будущего человека? Можно ли утверждать, что развитие мозга привело к трансформации физиологических свойств живого организма или, наоборот, физиологические трансформации сформировали свойства мозга? Думаю, что эти вопросы решались довольно продолжительное историческое время, взаимодействуя, дополняя и развивая, друг друга.

Любое отклонение от симметрии компонент защиты и нападения приводило к трансформации вида и его поведения, иногда к деградации и вымиранию.
Дефиниция индивидуальности не полностью раскрывает суть человека, поэтому мы заменим слово индивидуальность на слово субъективность. По той причине, что человек, по сравнению с животным миром Земли более развитое, активнодействующее, проявляющее инициативу существо, с автономностью разума, воли и чувств, может оценивать последствия, самоизменяться и самосовершенствоваться в короткие сроки, определять перспективу своей многоаспектной деятельности. Он имеет возможность соотносить свое прошлое, настоящее и будущее.

Для человека определение субъективности более подходит, хотя водораздел между упомянутыми определениями на определенном этапе развития мало различим.
Итак, человек - это субъект, и все чем он владеет, принадлежит субъекту, отсюда субъективное пространство, субъективные компоненты защиты и нападения и т. д. Определение составляющая мы заменим на определение компонента.
Наряду с множеством свойств, выделим несколько несвойственных животным. В ходе эволюционного развития живое существо под названием человек развило в себе качества, несвойственные диким животным: мышление, осознанность действий, жалость, духовность, самообучаемость, предвидение событий и мероприятий, сопереживание, участие в социальной и иной помощи, создание культурных и духовных ценностей и т. д. Обратившись к нашей субъективной пирамиде человека, мы невольно попадаем в тупиковое положение.

К какой стороне субъективной пирамиды приписать все, описанные ранее, свойства человека?
Все оказалось довольно просто. Вышеописанные свойства, присущие материальному человеку на Земле, разместились и развиваются внутри самой субъективной пирамиды, т. е. в человеке. Если мысленно рассечь субъективную пирамиду и посмотреть на внутреннюю часть пирамиды, то мы обнаружим нечто присутствующее в каждой субъективной пирамиде человека (рис. 9).

Назовем это нечто внутренним содержанием: omnia mea mecum porto (лат.) - все свое ношу с собой.
Выдающийся социолог П. А. Сорокин (1889-1968) описал эту дефиницию как надорганика. Как наличие жизни характеризует живые структуры и процессы, так и наличие сознания или мышления в своей развитой форме отличает надорганические явления от органических.

Так же как лишь небольшая часть физического мира (растения и животные) обнаруживает феномен жизни, так и небольшая часть живого мира проявляет сознание в развитой форме - в науке, философии, религии и этике, искусстве, технических изобретениях и социальных институтах. Надорганические явления в таком развитом виде обнаруживаются только в человеке и в цивилизации [29, с. 156].
1- внешняя часть пирамиды физическая компонента (материя)
2- внутренняя часть пирамиды - интеллектуальная и духовная компоненты Надорганика тождественна сознанию во всех своих явно выраженных проявлениях. Феномен надорганики включает язык, науку и философию, религию, искусство (живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, литературу и драму), право и этику, нравы и манеры, технические изобретения и процессы, начиная от простейших орудий труда и кончая самыми сложными машинами, дорожное строительство, зодчество, возделывание полей и садов, приручение и дрессировку животных и т. д., а также социальные институты.

Это все надорганические явления, поскольку они являются проявлениями различных форм сознания: они не возникают в результате голых рефлексов или инстинктов [29, с. 157].
Внутреннее содержание аккумулирует в себе совокупность понятий, таких как: интеллект, осознанность действий, характер, духовность, память, культурное восприятие, чувства и многое другое. Внутреннее содержание очень индивидуально для каждого человека. У кого-то оно больше, у кого-то меньше, разностороннее или узконаправленное.

Интеллектуальное содержание подсказывает компонентам защиты, нападения и доминантным возможностям, формы и виды удовлетворения потребностей и желаний. Оно присутствует в каждом человеке, но как дополнение к описанным в первой части работы компонентам.

Вспомним, что у живых существ из дикой природы есть рефлексы, состоящие из двух форм действий: или защищаться, или нападать. У человека с формированием внутреннего содержания появилась третья нерефлексивная форма действий, способствующая выживанию -мыслить, предвидеть.

Поэтому перед человеком и обществом в любой момент времени есть три дороги. Нападать, защищаться или находить общие точки взаимопонимания с помощью толерантности, любви и уступок, предотвращать непоправимое в социальной жизни.
В этой работе мы не будем разбирать по частям данную область человека, это сегодня прерогатива психологии, хотя здесь у социологии имеются перспективы. В частности социология имеет возможность построить последовательную цепь перехода дикого животного в Homo Sapiens.
По природе своей человек, придя на определенное географическое пространство, вначале думает о пропитании, потом о жилье, далее о защите жилья и месте обитания. Этому поведению есть объяснение в психологии.

Мы сделаем попытку объяснить данное поведение человека с помощью социологии.
Итак, человек имеет возможность доминировать над неким субъективным пространством. Если на пространстве имеется возможность найти питание, т. е. имеется возможность использовать компоненты нападения результативно, человек остается на данной местности более продолжительное время. Человеку необходимо некоторое время для отдыха, сна и приготовления пищи.

Для этого он создает из доступных предметов временное или постоянное жилище, своими действиями формируя пространство относительной безопасности. Добычу, продукты, строительные и другие материалы человек переносит из субъективного пространства к месту стоянки или жилью, создавая этим действием запасы питания и строительного материала для расширения возможностей защиты.

Во все времена человек испытывал жестокую конкуренцию со стороны хищников. Физическая сила человека часто уступала силе животного. Чтобы иметь перспективы для выживания, человек активизировал мозговую деятельность, тем самым развивал способности и возможности субъективного внутреннего содержания.

В противовес мощности мышц хищников, у которых хорошо развиты компоненты нападения и защиты, что является главной угрозой для жизни человека, создавались искусственные, сформированные внутренним содержанием и созданные руками защитные препятствия и орудия защиты. Создавались различные приспособления и механизмы, расширяющие физические возможности и способности человека, велись постоянные поиски повышения возможностей компоненты нападения при поиске пропитания.

При строительстве жилья человек, учитывая предполагаемую опасность, создавал всевозможные укрепления и орудия защиты. Развитие внутреннего содержания помогло человеку выжить в дикой среде животных.
Ступив на путь развития внутреннего содержания, человек вошел в зависимость от нововведения. В природе над группой или стадом доминирует физически сильное животное данного вида.

Продолжительность жизни у стадных животных измеряется несколькими годами, что понятно объясняется на графике. Человеку в начальной стадии его развития так же, видимо, был свойственен относительно короткий век.

Но с развитием свойств внутреннего содержания, человеку потребовалось более продолжительное время для освоения окружающей среды и решения вопросов выживания. С увеличением продолжительности жизни появилась возможность развития внутреннего содержания, что позволило доминировать над малой или большой группой социума не только сильным и ловким, но все более опытным, знающим и умеющим.

Физическая сила отошла на вторые роли. Силовые стороны применялись в случаях, когда не оставалось аргументов у интеллекта. Т. е. слабый мог заставить служить себе сильного, а сильному не зазорно было подчиняться слабому и интеллектуально развитому.

Переход от физического метода борьбы за выживание в плоскость умения, интеллекта, памяти и логического расчета подвигнул к качественному этапу в развитии человека.
Если у животных физическая сторона борьбы за доминирующее положение в группе занимает главенствующее место, то у человека физическая сторона постепенно отходила на вторые роли.



Содержание раздела