d9e5a92d

Повседневные домашние обязанности

Родители должны хорошо осознавать, чего можно достичь с помощью дисциплины, а что не может быть навязано принуждением. Важно, чтобы в семье для каждого были установлены повседневные домашние обязанности, которые закреплялись бы чувством собственной постоянной ответственности за порядок семейной жизни.
Не способствует укреплению дисциплины и переход детей из-под исключительного влияния семьи под преимущественное влияние школы. Наша школа только внешне дисциплинирует детей.

В каждом же человеке ценна прежде всего его внутренняя дисциплинированность, с детства воспитанная нравственная ответственность.
Наряду с задачей воспитания дисциплины в семье стоит вопрос о создании условий гармонического раскрытия личности. Важно увидеть дарование ребенка, его слабые стороны, выявить его тип. Очень часто какое-нибудь явное, но не глубокое дарование порой заслоняет основное.

Например, увлечение сочинительством стихов, дающее быстрые результаты, может увлечь ребенка в сторону от присущего ему в гораздо большей степени таланта ученого-исследователя. Последний требует порой много усилий и труда для выявления и раскрытия способностей и благодаря этим обстоятельствам может быть отстранен, а сочинительский, пусть даже самый незначительный, будет предпочтен, хотя и не умышленно.

В этом отношении задача воспитания очень трудна. Родители должны воспитывать ребенка так, чтобы он не брал на себя задачи, которые ему не под силу.
Гораздо важнее при этом, чтобы в семье угадали не только талант или способности ребенка, но воспитали из ребенка прежде всего человека.
Когда-то в древности мудрый Диоген, выйдя из бани, на вопрос: Много ли там людей? отвечал, что народу много, а людей не видел; смотрел, смотрел в лица и не мог рассмотреть ни одного человека. Злая ирония Диогена не потеряла своей горечи и доселе. Для родителей важно должно быть не столько то, кем станут их дети и какие посты займут, сколько какими они будут. Вот типичный пример из школьной жизни.

Один ученик, обладая хорошей памятью, легко запоминает весь учебный материал. Другой не имеет такого дара. Чтобы запомнить урок, ему приходится заниматься в два раза больше.

В первом случае может вырасти способный ленивец, привыкший к легким путям и победам, уверенный в своих способностях. Именно ему всегда ставили хорошие отметки, которыми оценивали в конечном итоге не труд и знания, а хорошую память. Знания это больше, чем память; это способность человека правильно применить в деле накопленную информацию.

Если не приучать ребенка с детства во всяком деле прикладывать усилия, то и в последующих жизненных трудах он прилагать усилий не будет.
Большое значение имеет семья для развития здорового организма ребенка. Ничто не может заменить уход матери за здоровьем ребенка в этом проявление значимости биологической функции семьи.

Не менее важны функции педагогическая и социальная, причем последняя развивает в детях два главных социальных навыка: повиноваться самим и заставлять слушаться других.
Одной из самых важных сторон жизни семьи является формирование основ будущей семейной жизни ребенка. Эта работа должна начинаться с воспитания у детей привычек.

Рычаг воспитательной деятельности привычка.
Необходимо, например, развить в детях привычку каждое начатое дело доводить до конца. При этом создается чувство большей ответственности за каждое предпринимаемое дело и приобретается опыт претворения желаний в дело.

Конечно, семейная воспитательная среда особенно благоприятна для того, чтобы укрепить эту привычку без подавления воли ребенка. Прививая привычки у ребенка, не нужно проявлять излишней настойчивости.

Для укоренения привычки требуется время. Воспитатель, который торопится с этим, рискует вовсе не закрепить их. Если привычка поддерживается только рамками семьи, то по удалении от нее она будет утрачиваться как нечто ненужное.

Умелое развитие разумных привычек (как физического, так и социально-психического характера) способствует сохранению их на всю жизнь.
Для искоренения плохих привычек необходимо по возможности устранять повод к их проявлению и в то же время направлять деятельность ребенка в другую сторону. Если у ребенка есть склонность ко лжи, надо поощрять его правдивость, если у него наблюдается злость, надо искать случая пробудить в нем нежные чувства, если он раздражителен, надо стараться не возбуждать его, но действовать успокаивающе. Ребенку необходимо дать возможность быть разумно деятельным. При этом родители не должны забывать, что искореняемая вредная наклонность ребенка, нарушая привычную сферу его внутренней деятельности, потребует себе замещения и, если не найдет достойной замены, то обратится в прежнюю или создаст новую, может быть, даже худшую.

Вот почему так важно создание для ребенка такой атмосферы, в которой он легко мог бы сам найти себе деятельность.
Наряду с созданием хороших привычек уважение к ребенку содействует развитию в нем инициативы, творческой смелости и сознания ответственности. Необходимо настолько уважать свободу ребенка, чтобы в его опыте, развивалась его творческая личность. Развитие творческих сил ребенка наиболее благоприятно идет в семье ни школа, ни приюты, ни другие детские учреждения не дают развития творчества в такой большой степени. Но, с другой стороны, семья столь же легко может и убить творчество ребенка в самом зародыше, поэтому раскрытие творческих способностей ребенка должно быть одной из главных воспитательных функций семьи.

Этому в большой степени способствуют игры, ценны также инсценировки (но только в узком семейном кругу) и иные занятия с детьми.
Особое место в семейном воспитании занимает проблема формирования личностных качеств ребенка и в особенности развития способности достигать тех целей, которые он себе ставит. В этом отношении нужно быть очень осторожным, предоставляя ребенку свободу находить самому решения, ничего ему не навязывая.

Плохо ломать ребенка, но еще более опасно его постоянно гнуть. Последнее ведет почти неизбежно к лишению собственной инициативы, а значит, и внутренней силы (о примерах таких типов злобно-забитого и мягко-забитого ребенка говорилось выше).
При воспитании характера необходимо учитывать, что для ребенка очень важно накопление положительного опыта, так как опыт удачи является важным формирующим элементом личности ребенка. И здесь семье принадлежит едва ли не самая важная роль, так как именно здесь ребенок впервые получает возможность проявлять себя и находить наиболее соответствующие ему формы духовного развития.
В качестве основных принципов семейного воспитания можно выделить следующие: сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, упор на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха. Особое значение имеет социальная направленность семейного воспитания, которая заключается в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в душе ребенка силы.

В первых веках христианства люди своей жизнью вызывали в детях такое настроение, что воспитание являлось естественным развитием самой жизни. Нельзя воспитать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни.
Одно из ведущих условий эффективности воспитательного процесса в семье и школе единство требований к воспитанию ребенка. Отсутствие единых взглядов, единой точки зрения на проблемы воспитания в семье у родителей, представителей старшего поколения (бабушек, дедушек) является одной из причин появления в практике воспитания так называемых трудных детей.
Разногласия между родителями в предъявлении требований учат детей лавировать, приспосабливаться к обстановке. В ситуации, когда один из взрослых запрещает то, что разрешает другой, как правило, у детей задерживается формирование навыков правильного поведения, плохо формируются разумные привычки, послушание.
Не менее важно, чтобы семья всячески поддерживала требования детского дошкольного учреждения, а затем школы. Отсутствие такой поддержки и взаимопонимания наносит равный урон и авторитету родителей, и авторитету педагогов-профессионалов. Дети часто идут на обман, выбирают для себя наиболее выгодный вариант решения вопроса.

Единство требований предполагает, прежде всего, знание и учет каждым воспитателем возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объяснение ему смысла предъявляемых требований, приучение его к соблюдению норм и правил поведения.
Все педагогические теории прошлого и настоящего пронизаны идеями гуманизма: любви к ребенку, пробуждения светлых сторон его природы, развития в нем социальных сил, стремления к свободе. Реализация этих важнейших гуманистических принципов во многом зависит от семейного микроклимата.

При этом имеется в виду не только отношение к ребенку, но и отношения взрослых членов семьи друг к другу.
Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке он спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Неблагоприятная же семейная атмосфера предопределяет и плохое психическое самочувствие ребенка в семье.

У него растет чувство непрочности семейного дома, он начинает с тревогой относиться ко всяким новым обстоятельствам, которые могут оказаться, по его мнению, не под силу его родителям, и семья распадется, а он останется один в непонятном и враждебном мире.
Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, взвинченность, ворчливость, мелочность, хмурые лица.
Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание ребенка, создаются условия для процветания эгоцентризма.

Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет общие заботы, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.


Характер взаимоотношений в семье складывается под влиянием нескольких факторов: во-первых, традиций семейного общения, нравственно-психологической атмосферы в доме; во-вторых, степени зависимости жизнедеятельности семьи от общества; в-третьих, формы участия супругов в личном хозяйстве и общественном производстве; в-четвертых, типа семьи многодетная, малодетная, ее состава полная или неполная, ее структуры главенство и подчинение; в-пятых, психических и личностных свойств родственников, степени их совместимости, контактности.
Вследствие этих условий, в особенности связанных с развитием современной культуры, существенно изменились традиции семейных отношений. Это прежде всего коснулось мер социального контроля за реализацией семейных и брачных отношений (церковная и светская мораль, общественное мнение), содержания отцовских и материнских ролей, распределения обязанностей, взаимоотношения к детям и их к родителям, отношений между представителями разных поколений, живущих в одной семье.
В современных условиях ограничения рождаемости и урбанизированного образа жизни наибольшее распространение получила семья, состоящая в основном из родителей и детей. По сравнению с многодетной и многопоколенной семьей, встречающейся и сегодня у некоторых народов (Средняя Азия, Закавказье), взаимоотношения в таких семьях приобретают во многом новый характер. Прежде всего резко ограничивается поле социализации личности.

Ребенок обычно запечатлевает стереотипы поведения и мышления одного из родителей, оказавшего наибольшее влияние в силу определенных причин. В этом случае достоинства и недостатки личности воспитателя повторяются и в личности ребенка.

На решающее влияние родительского примера в воспитании и поведении детей указывал еще Л.Н. Толстой, подчеркивая, что личность ребенка надо уважать и умело развивать имеющиеся у него задатки и творческие силы.
Уважение должно стать ведущим принципом всей воспитательной работы в семье и проявляться в отношении к ребенку любого возраста. Особенно это важно при взаимоотношениях с подростками и юношеством. Имея собственное мнение и пытаясь отстаивать его, они нередко порой оказываются в оппозиции по отношению к старшему поколению семьи.

В результате утрачивается эмоциональный контакт родителей с детьми, возникает нетерпимость к другим позициям. Вот почему так важно для родителей и воспитателей знать присущие каждому возрасту достоинства и недостатки, чтобы лучше регулировать жизнедеятельность растущего человека, создавать оптимальные условия для раскрытия его дарований и способностей, избирать наиболее действенные средства воздействия на него.

Незнание же возрастных особенностей детей приводит к излишней опеке их со стороны родителей и создает тем самым искусственную задержку накопления ребенком самостоятельного опыта, ослабляя его развитие, делая личность нестойкой.
Основой педагогической деятельности родителей должна стать педагогическая культура как составная часть общей культуры человека. В процессе овладения педагогической культурой, прежде всего, ставится задача формирования знаний, которые помогут родителям узнать своего ребенка, выражаясь словами К.Д. Ушинского, во всех отношениях. Наряду с теоретическими знаниями о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь поставленной цели, родители должны обладать и соответствующими умениями, которые позволят эти методы применять.

Кроме того, успешность воспитательной деятельности родителей определяется тем, как они любят детей и что для них значит родительство.
Следует учесть, что семейная жизнь требует особой подготовки будущих супругов. В соответствии с этим необходимо разработать программу, в рамках которой эти супруги готовились бы к выполнению своих обязанностей в качестве мужа и жены, в качестве родителей и т.д. Следует помнить, что в родительской семье у ребенка складываются сценарии поведения практически по всем основным направлениям.

Отсюда очень актуальна задача организации родительского всеобуча в масштабе всей страны, а также подготовки к семейной жизни в целом.
Одна из характерных особенностей современной семьи это ее повышенная конфликтность и, как следствие, возросший уровень разводов. Среди наиболее распространенных причин разводов называется низкая культура чувств, этическая неграмотность, неумение супругов строить повседневные отношения, бездумность в выборе супруга и др.

В связи с этим очень важно помочь подрастающему поколению в развитии необходимых личностных качеств для будущей семейной жизни.
Процесс подготовки к семейной жизни сложный, многосторонний. Здесь хотелось бы выделить следующие важные, на наш взгляд, аспекты. Это, прежде всего, формирование у ребенка, начиная с детских лет, осознания значимости семьи для него. Каким оно будет, во многом зависит от личного опыта и примера родителей.

Вот почему так необходимы беседы родителей с детьми о проблемах собственной семейной жизни. От действия родителей во многом зависит и полноценное психосексуальное развитие детей.

Именно родителям следует вести ребенка по ступеням психосексуального развития. Все воспитание ребенка в семье, начиная с рождения, должно быть направлено на становление его как будущего родителя.
Педагогический такт и культура нравственного обогащения внутрисемейных отношений, создание атмосферы психологического комфорта для развития ребенка составляют те необходимые условия, от которых во многом зависит успешная подготовка молодежи к семейной жизни.
Значительно острее, чем в обычной полной семье (где с детьми есть оба родителя), проблемы воспитания стоят в неполных семьях, состоящих из одного родителя и детей. Одним из распространенных типов неполной семьи в современных условиях становится внебрачная семья, которая возникает в результате рождения ребенка вне брака.

Желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность материнства и другие причины ведут к тому, что многие женщины решаются сегодня на такой шаг сознательно. Трудности воспитания в такой семье состоят в основном в том, что мать, перегруженная работой, уделяет недостаточное внимание ребенку.

В такой семье затруднено ознакомление ребенка с социальной ролью отца: он не может найти и усвоить образа поведения, пример для подражания. Нередко мать, воспитывая ребенка по своему образу и подобию, тем самым несознательно толкает его к повторению своей личной жизни, к усвоению стандартов своего поведения.
Отрицательным образом сказывается на воспитании в такой семье отсутствие авторитета, олицетворяемого отцом. Особенно неблагоприятно отсутствие отцовской опеки отражается на подготовке девочек к будущей семейной жизни.

В условиях многочисленных трудностей у матери могут складываться сложные отношение с ребенком. Отсюда возникает порой несправедливость в отношениях с ребенком, что сказывается на его нравственном развитии.
Отрицательно влияет на ребенка и безумная материнская любовь: забывая, что привязанная к нему всем сердцем, она становится ревнивой, оберегает его от всех нездоровых влияний и добивается тем самым равнодушия или недовольства, направленного в первую очередь против нее.
Основные меры улучшения воспитательных возможностей в такой семье состоят в следующем: создание доверительных отношений в семье, формирование чувств взаимопомощи и вовлечение детей в дела и заботы семьи, разумное соотношение родительской любви и строгости, возрастание роли личного примера, формирование у детей положительного идеала взрослого.
Доверие к родителям возникает тогда, когда дети уверены в справедливости, объективности, доброте старших. Тогда они стремятся подражать им.
По оценке самих детей, следует уважать родителей за то, что они должны быть в меру строги, требовательны, справедливы, могут дать хороший совет, правильно оценить поступок, показать, объяснить, помочь в работе.
Плохо, когда родители много обещают, а потом не выполняют своих намерений. Это приводит к тому, что дети перестают верить в справедливость и искренность старших и считают возможным для себя поступать также.

Разрыв между словом и делом наносит большой ущерб не только личному авторитету родителей, но и нравственному воспитанию детей.
Авторитет родителей во многом зависит от характера их личных взаимоотношений, соблюдения единых требований в воспитании, соответствия слова и дела.
Дети могут простить родителям и чрезмерную строгость, и многое другое, но не любят равнодушия к своим делам и проблемам. Известно, что авторитет теряется во много раз быстрее, чем приобретается. Иногда достаточно одного неправильного действия, поступка, и можно надолго потерять доверие ребенка. Поэтому родителям необходимо вести постоянную, настойчивую работу над собой, которая должна основываться на умении создать доверительные, уважительные отношения в семье.

Это требует от родителей терпения, тактичности. Эффективность воспитания полностью будет зависеть от того, насколько родители смогут правильно выстроить свои отношения с детьми, понять их интересы.
Как видно, семья, давая много ценного в смысле воспитания детей, вместе с тем не является до конца тем, что нужно ребенку, которого влечет общество сверстников. Школа есть особенно благоприятная социальная среда для ребенка.

Задача школы, употребляя формулу С.Т. Шацкого, должна заключаться в том, чтобы помочь детям устроить их детскую жизнь, ускорить процесс нахождения детьми тех подходящих форм социальной жизни и личного творчества, которые им нужны, стать центром, организующим детскую жизнь. [16] Школа должна использовать процесс естественного взаимодействия между детьми. Задача школы не только в том, чтобы дать индивидууму стать собой, но и в том, чтобы дать импульс развития социальных сил в нем.

Раскрытие того, чем человек может помочь другому человеку, очень важно.
Это ни в какой мере не снижает воспитательной роли семьи, но подчеркивает необходимость постоянно согласовывать ее влияние с влиянием школы. В то же время существенно изменяются педагогические задачи воспитания в семье в связи с тем, что основным содержанием детской жизни становится повседневная организованная и планомерная учебная деятельность.

К сожалению, многие родители недооценивают роль семьи в организации учебной деятельности детей или понимают ее узко, ограничиваясь тем, что обеспечивают ребенка необходимыми школьными принадлежностями, отводят ему рабочее место, помогают в затруднительных случаях. Но этого бывает, как правило, недостаточно.

Школьная жизнь насыщена массой впечатлений и представлений и поэтому очень важно, чтобы в семье была создана атмосфера, которая бы поддерживала и углубляла внутреннюю жизнь ребенка. Родителей, как правило, больше интересуют отметки, полученные детьми в школе, в то время как главным является получение знаний, то новое, интересное, что входит в жизнь ребенка. Громадное значение имеют в этом смысле беседы родителей с детьми на темы, связанные с учением, подкрепляющие то, что узнали дети в школе, а также домашнее чтение детей.

Из правильных семейных взаимоотношений, как пишет Конради в своей книге Исповедь матери, вырастает, как правило, плодотворная педагогическая среда.
Одно из главных направлений семейного воспитания воспитание духовное. Без изучения человеческой души невозможно воспитание человека, ибо воспитать человека значит воспитать его душу... Женщина, лишенная способности понимать человеческую душу, не имеет права быть ни матерью, ни воспитательницей... подчеркивал Н. Шелгунов. [13]
Духовные потребности ребенка развиваются с самого раннего детства. Детям свойственна необычайная природная чистота и открытость, поэтому родители должны стремиться обогащать внутренний мир детей. Их духовная активность должна проявляться в той же мере, какая присуща всей семье, быть ее отражением. Заботой родителей прежде всего должно стать формирование внутреннего мира ребенка в целом развитие всей эмоциональной сферы, ибо чувства отражают те процессы, которые совершаются в душе.

Нужно еще созреть, чтобы чувства помогали человеку понимать и правильно оценивать жизнь, ибо от здоровья чувств зависит духовное здоровье человека. Если дети имеют неверные, мелкие, ядовитые чувства, то не может быть в них правильной духовной жизни.
Духовно развитый человек тот, кто не только понимает, но и правильно оценивает и так же действует. Духовное воспитание в семье это общая духовная жизнь со своими родителями.

Отношение детей к семье, к родителям должно стать неисчерпаемым источником духовных, жизненных сил.
Путь развития человека бесконечен, и потому воспитание не может дать ничего законченного оно лишь открывает путь и учит идти им. В связи с этим необходимо, чтобы в ребенке постоянно развивалось стремление идти вперед к совершенству.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение семейного воспитания. Каково, на ваш взгляд, его место и роль в социализации человека?
2. По каким источникам можно судить о содержании и методах семейного воспитания в России XIXVII вв.?
3. Что являлось основной целью семейного воспитания в России и за рубежом в XVIIIXX вв., в каких формах и кем она осуществлялась?
4. Раскройте содержание основных принципов семейного воспитания.
5. Дайте характеристику основных типов семейного воспитания.
6. В чем, на ваш взгляд, должна заключаться подготовка молодежи к будущей семейной жизни?
7. Что, на ваш взгляд, должны знать родители, чему научиться, чтобы в полной мере содействовать духовному развитию ребенка?
Литература
1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века. М., 1990.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.

М., 1985.
3. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни.

М., 1991.
4. Диалоги о воспитании. М., 1982.
5. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1989.
6. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка.

М., 1981.
7. Каменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие.

М., 1989.
8. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики.

М., 1974.
9. Ключевский В.О. Очерки и речи. Второй сб. ст.

М., 1913.
10. Лесгафт П.Ф.

Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
11. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система Шацкого.

М., 1993.
12. Макаренко А.С.

Книга для родителей. М., 1989.
13. Мы и наша семья.

М., 1983.
14. Очерки истории школы и педагогики с древнейших времен до конца XVII века.

М., 1989.
15. Педагогика: Курс лекций под редакцией Щукиной Г.И.

М., 1966.
16. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах.

М., 1966.
17. Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси.

М., 1983.
18. Педагогический словарь.

М.: АПН СССР, 1960.
19. Романов Б.А. Люди и нравы в Древней Руси.

М., 1966.
20. Российская педагогическая энциклопедия.

М., 1993.
21. Ушинский К.Д.

Собрание сочинений. М., 1974.
22. Сухомлинский В.А. Письма к сыну.

М., 1979.
23. Энциклопедия для детей. Т 3. География.

М., 1994.



Содержание раздела