d9e5a92d

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Для рассмотрения проблемы педагогической работы с лицами социально-негативного (девиантного) поведения необходимо уточнить, что представляет собой данная категория людей, каковы основные причины, обусловливающие их формирование.
Под нормой понимают (от лат. norma) правило, точное предписание, установленную меру. Выражение социальная норма (социальные нормы) это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества.

Они определяют сложившиеся или установленные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия.
В социальных нормах преломляется и отражается предшествующий социальный опыт общества и современное осмысление окружающей действительности. Они закрепляются в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды.

Сгруппированные по основным нормообразующим факторам, они подразделяются на правовые, нравственные, этические, религиозные и др. Эти нормы служат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и проявляются в его повседневной жизни и деятельности.
Социальная роль человека выступает обобщенным способом выполнения им (оценки его) определенной социальной функции, проявляющейся в совокупности соответствующих действий. Она определяется общественным статусом личности человека, который, в свою очередь, определяется его положением в среде (социуме), правами и обязанностями.

Поведение человека в общественной среде зависит от понимания им своей роли, отношения к ней, стремления и желания ее выполнять.
Человек одновременно выполняет комплекс социальных ролей: гражданина, специалиста, сына, отца, брата, участника действия, члена коллектива и пр. В процессе социального развития и воспитания человек усваивает опыт выполнения необходимых ему социальных ролей для самореализации как личности.
Отклоняющееся поведение термин, обозначающий поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям. Отклоняющееся поведение последнее время часто называют девиантным (от лат. deviatio отклонение), или делинквентным (от лат. delinguens правонарушитель). Под девиантным поведением понимается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм.

Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Делинквентное поведение человека свидетельствует о том, что его отклоняющееся поведение выходит за рамки закона, проявляется в уголовно наказуемых действиях, которые подлежат административным воздействиям.
Проблемами, связанными с деятельностью по предупреждению (профилактике) и преодолению девиантного поведения человека либо групп людей занимается отрасль социальной педагогики превентивная педагогика.
Существуют различные теории формирования девиантного поведения человека. Среди них: биологические: своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Ломброзо, Шелдон); психологические: особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (Фрейд); социологические: девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюркгейм, Мертон Миллер и др.).
И биологические и психологические теории выделяют то особенное в личности, которое может привести к ее девиантному развитию. Они свидетельствуют о том, что человек с рождения может иметь определенное предрасположение к девиации.

Однако это может реализоваться только при неблагоприятных для него условиях жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное (девиантное или делинквентное) поведение.
В основе социально-негативного отклоняющегося поведения человека лежат результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения. Это проявляется в отрицательной направленности личности (интересах, потребностях, мотивах, целях, идеалах), негативных привычках и вызванных ими положительных чувствах (внутреннего удовлетворения), которые становятся регуляторами его антисоциального, аморального поведения.
Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами социально-негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование. По данным различных исследователей девиантного поведения человека, таких факторов достаточно много, и потому различные авторы группируют их по различным основаниям.

Это позволяет наиболее полно представить всю сложность причин формирования отклоняющегося поведения на различных этапах возрастного развития человека.
К таким группам факторов и их составляющих следует отнести:
I. Отклонения в психическом и физиологическом развитии:
а) низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы;
б) эмоционально обусловленные отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффектов, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательств над окружающими, деспотизма, бродяжничества и пр.;
в) незавершенность процесса формирования личности, приводящая к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.
Возможные отклонения и своеобразие развития ребенка выдвигают следующую группу факторов, сказывающихся на формировании его девиантности.
II. Несоответствие условий и методов воспитания индивидуальным особенностям ребенка.

Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование развития тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных механизмов, позволяющих преодолеть недостатки и пр.
III. Несоответствие коррекционного воздействия своеобразию развития подростка.

Сложность и своеобразие развития в подростковый период настоятельно диктует необходимость обеспечения наиболее целесообразного и оптимального воспитательного воздействия, с учетом проблем, характерных для этого возраста. Неслучайно, наиболее сложным в воспитании выступает подростковый, отроческий возраст (1113, 1415 лет) переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза это продолжение первичной социализации. Подростки этого возраста, как правило, школьники, они находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей ролью остается учеба.

Это сложный период завершения детства и начала вырастания из него.
Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) представляет собой в буквальном смысле слова третий мир, существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания.

Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, однако в течение этого периода решается задача многочисленных доделок и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания.
К проблемам подросткового возраста, игнорирование которых приводит к отклоняющемуся поведению, относятся:
а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте:
ускоренное или неравномерное развитие организма в период полового созревания;
недостаточность развития сердечно-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка;
гормональная буря эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости;
б) обострение взаимоотношений со взрослыми, прежде всего с родителями, учителями, проявляющееся в моральном конфликте младших и старших, в неадекватном чувстве взрослости и неприятии требований к себе;
в) стремление заменить отношения с позиции морали подчинения на мораль равенства;
г) повышенная критичность в отношении поведения взрослых и их оценочных суждений;
д) изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, потребность в общении, чрезмерное стремление к самоутверждению, приводящие порой к негативным формам и др.
IV. Негативные факторы среды формирования личности:
а) Проблемы семьи: неполные семьи, семьи с одним ребенком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет либо к недостатку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному вниманию и попустительству в процессе воспитания.
б) Безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает негативный пример для подражания, формирует соответствующее мировоззрение.
в) Негативные факторы семьи, семейной обстановки, способствующие формированию у ребенка, подростка отрицательное отношение к дому, семье, родителям. Это побуждает воспитанника стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне дома.

В таком случае формируется категория детей улицы, детей безнадзорных и беспризорных. Этому способствуют:
агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку;
длительное невнимание к интересам, проблемам ребенка;
переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в течение длительного времени;
перекладывание воспитания ребенка на дедушку и бабушку без соответствующей поддержки их. С возрастом пожилые люди часто оказываются неспособными обеспечивать необходимое воспитательное воздействие на внуков, что приводит их к безнадзорности. Нередко еще с раннего детства они допускают излишнее попустительство, и внуки начинают управлять старшими;
недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.
г) Негативные факторы средового воздействия на человека в процессе его развития (негативные увлечения в домашней обстановке, факторы улицы, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.).


д) Отрицательное влияние ближайшего окружения и прежде всего антипедагогическое поведение старших, родителей, негативное поведение сверстников и пр.
е) Негативное влияние средств массовой информации, особенно телевидения, видеопродукции.
Имеются и другие средовые факторы, негативно сказывающиеся на воспитании человека.
V. Недостатки в воспитании ребенка, подростка:
а) Ошибки семейного воспитания.
б) Тепличные условия, отстранение ребенка от сложных жизненных проблем, от любой активной деятельности, способствующие формированию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческим трагедиям, преодолевать жизненные трудности в критической ситуации.
в) Ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе.
г) Негативные нравственные ориентиры воспитания.
д) Привитие ребенку, подростку определенных негативных моделей жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих условиях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, примерять на себя различные виды деятельности, поступки.

Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, которые выступают своего рода учебниками различных форм преступной деятельности.
е) Средовые негативные ожидания по отношению к ребенку, подростку из неблагоприятной семьи, имеющему соответствующее окружение, проявившему нарушения дисциплины и пр. Такие ожидания часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к правонарушению.
ж) Приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, наркотикам, курению, азартным играм.
з) Отсутствие единства и согласованности в воспитательной деятельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, а также семьи, школы и административных органов по работе с детьми и подростками и пр.
и) Недостатки системы перевоспитания, исправления правонарушителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (социальной среде).
VI. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка:
а) Отклонения в самооценке подростка:
завышенная ведет к возникновению чрезмерной самомобилизации, которая в сочетании с аморальной способностью самовыражения приводит к правонарушениям;
заниженная рождает неуверенность, поведенческий дуализм, раздвоенность личности, что создает проблемы для такой личности в коллективе, сдерживает самовыражение.
б) Отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как правило, вытекают из отклонений в самооценке.

Притязания, собственно, предопределяют личную позицию подростка и их активность в достижении целей.
в) Безразличие к нравственному самосовершенствованию.
г) Негативно реализуемая потребность в самоутверждении у подростков с отклонениями в поведении, нездоровое соперничество.
д) Сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потребности и активное желание в самоисправлении;
е) Стремление подростка к общению, участию в молодежных компаниях, в том числе и асоциальной направленности. Таких объединений достаточно много. Известна следующая типология объединений с девиантным поведением и антиобщественным сознанием:
случайная группа например, затевающая драки на дискотеках, стадионах и в других местах, однако имеющая свои неписаные групповые нормы и ценности. Причем вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля, как возможность отпустить тормоза.

Кроме этого, хорошо известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы не личными действиями.
ретристская группа (под ретризмом в социологии и психологии понимается стремление человека к уходу от действительности, от жизненных трудностей. Крайний вариант ухода от действительности это суицид). Обычное занятие ретристских групп бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания;
агрессивная группа основана на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Такой тип группировки дошел из глубокой древности до наших дней практически в неизменном виде.

Характерными особенностями агрессивных групп являются жесткая иерархическая структура, сильное групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых являются резкое противопоставление: мы они.
Для криминогенных групп особенно характерными чертами являются внушаемость и конформизм. Выходят члены стай, как правило, из конфликтных семей.

А отсюда примитивный уровень мышления.
В группировке подросток проходит своеобразную школу ложного коллективизма, риска, романтики, жестокости и подлости. Здесь его поддерживают материально, убеждают, что он все может. Такие стаи обоснованно называют молодежными бандами. [3]
Кроме факторов, обусловливающих формирование негативного, отклоняющегося поведения детей и подростков, необходимо определить и наиболее важные направления педагогической деятельности по их профилактике и преодолению. Следует подчеркнуть, что наиболее уязвимыми в процессе формирования у человека стереотипа негативного поведения являются ранний и подростковый возраст. Именно в этот период возрастного развития человека имеет место наибольшая опасность утверждения в нем социально-негативного (девиантного) поведения.

Наиболее важным фактором в формировании девиантности ребенка, подростка выступает семья.
Выделяются следующие основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков:
I. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.
Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей.

Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.
Прежде всего требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.
Издревле известна важнейшая задача семьи: готовить детей к домострою. Об этом свидетельствуют многие исторические памятники, дошедшие до наших дней.

Среди таких исторических документов: Изборник Святослава, Поучение Владимира Мономаха, Домострой, Юности честное зерцало, Гражданство обычаев детских Е. Славинецкого, Обед душевный, Вечеря душевная С. Полоцкого и т.д. На это обращали внимание известные ученые России, педагоги и психологи В. Н. Шелгунов, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, К. Вентцель, А.Н.

Острогорский и др. Подготовка молодых людей к семейной жизни включает, в свою очередь, большой комплекс направлений, решаемых в семьях, в школах, а также в формируемых общественных и государственных центрах молодой семьи, семьи и детей, семей, имеющих детей с особыми нуждами и др.

Каждый центр решает свои задачи, а вместе общую: подготовку молодых людей к семейной жизни и помощь семье в воспитании детей.
В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей включает изучение следующих разделов:
основы взаимоотношения в семье;
внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности предупреждения и пути преодоления;
основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;
основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка (данное направление решается чаще всего через школу либо центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.
Непосредственно подготовка родителей к воспитанию детей представляет достаточно емкую педагогическую проблему. Для ее решения в начале века А. Дернова-Ярмоленко рекомендовала учить молодую маму: методике изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития; пониманию влияния на ребенка окружающей среды; умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею; методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастного развития.

Наряду с изложенным для матерей рекомендовались специальные курсы по изучению ненормальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитательном отношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражнения и игры детей, прогулки и экскурсии с детьми и др.
Во-вторых, создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
Обстановка в семье это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в той обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр.

Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.
Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.
В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспитании.
Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованно относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам.

Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным из них можно отнести:
Антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания. Характерное проявление поведения родителей через так называемые ложные авторитеты описал А.С.

Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, педантства, резонерства, подкупа.
Утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальные взаимоотношения между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не всем родителям.

Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно наиболее важно.
Типичные ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания: попустительско-снисходительный тон; позиция круговой обороны: наш ребенок всегда прав; демонстративность активное утверждение достоинств чада в его присутствии; педантичная подозрительность; жестко-авторитарный стиль; постоянное увещевание; равнодушие; воспитание по типу кумир семьи; непоследовательность, несогласованность воспитателей и др.
В-четвертых, формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.
Речь идет о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста.

Упущение в этом отношении приводит к невосполнимым последствиям в воспитании человека.
В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
Волевые качества это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое я. Отсутствие волевых качеств превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально-негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы.

Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.
В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.
Ф.М. Достоевский в романе Братья Карамазовы устами Ивана Карамазова отмечает, что есть особенное свойство у многих в человечестве это любовь к истязанию детей... незащищенность-то этих созданий и соблазняет мучителей, ангельская доверчивость дитяти, которому некуда деться и не к кому идти.
Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения в воспитании учитывать следующее:
не применять физическое наказание детей младше 3 лет, так как это влияет на проявление их активности;
воздерживаться от наказания детей и особенно подростков в присутствии сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует психику;
наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям и может приводить к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение родителей от детей;
наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, устраивать своего рода экзекуции как какую-то работу.
Следует помнить, что на воспитании ребенка отрицательно сказывается также, постоянная угроза родителей наказанием, считая, что этого достаточно.



Содержание раздела