d9e5a92d

Планы и порядок проведения групповых занятий

Тема 18 Выборочный метод Характеристика выборочного метода..
Применение выборочного методов социологических исследованиях. Основные нормативные требования к его использованию. Алгоритм построения выборки.

Описание объекта исследования и генеральной совокупности. Основа выборки. Выделение единиц отбора и анализа.

Выбор и обоснование схем выборки. Обоснование объема выборки.
Репрезентативность выборочного исследования. Понятие репрезентативности.

Погрешность выборки. Случайные и систематические ошибки.

Дисперсия как разброс отдельных значений признаков генеральной или выборочной совокупности. Оценка параметров генеральной совокупности по выборочным данным.

Способы оценки: точная оценка; интервальные оценки, проверка статистических гипотез. Качество оценки: несмещенность, состоятельность, эффективность.

Построение выводов об условиях экстраполяции результатов выборочного исследования на генеральную совокупность.
Тема 19. Метод наблюдения в социологии Понятие метода наблюдения в социологическом исследовании. Общая характеристика наблюдения как способа получения первичной социальной информации. Особенности социологического наблюдения. Соотношение метода наблюдения с другими методами сбора социологической информации.

Сфера применения. Наблюдения в социальной практике. Классификация видов наблюдения, их характеристика.

Преимущества и недостатки разных видов наблюдения.
Этапы и процедуры применения метода наблюдения. Планирование социологического наблюдения и разработка его программ. Объект и предмет наблюдения. Условия его проведения.

Определение целей и задач наблюдения. Выбор единиц и определение категорий наблюдения. Инструментарий наблюдения, карточка наблюдателя.

Требования к наблюдателю, подготовка наблюдателей. Использование технических средств в наблюдении.

Специфика обработки результатов наблюдения.
Программа надежности и достоверности результатов наблюдения. Коэффициент согласия, устойчивости и надежности в наблюдении. Тема 20. Методы анализа документальных источников. Традиционный (классический) анализ документов Понятие документов в социологии.. Документы как источник социологической информации.

Классификация документов по различным основаниям: по форме фиксации, целевому назначению, степени персонификации, источникам информации и т.д. Проблемы достоверности различных видов документов. Оценка документов с точки зрения их адекватности, надежности, достоверности.

Методы анализа документов: традиционный и формализованный.
Традиционный (классический) анализ документов: сущность, достоинства и недостатки. Внешний и внутренний анализ документов. Проблема языка документов.

Возможности семантического анализа.
Виды традиционного анализа: исторический, психологический, юридический, лингвистический и т.д. Тема 21. Контентный анализ документов Сущность контент-анализа документов и его общая характеристика. Основные направления его использования. Виды контент-анализа: поисковый и контрольный; направленный и ненаправленный; неколичественный и количественный. Общие принципы целесообразности применения контент-анализа.

Требования к контент-анализу: объективность, систематичность, измеримость.
Неколичественный контент-анализ. Концепция анализа "Восемь колес В. Тихомирова." Структурно-логическая модель общественной системы "восемь колес".
Количественный контент-анализ. Логическая модель предмета анализа как центральный элемент контент-анализа. Элементы логической модели: категориальная модель предмета анализа, система единиц анализа, меры (единицы) анализа.

Их характеристика и содержание. Способы обеспечения надежности информации, получаемой контент-анализом. Программа контент-анализа. Методический инструментарий контент-анализа документов: кодировочная карточка, кодировочный бланк, инструкция кодировщику.

Использование технических средств анализа, регистрация и обработка данных. Выборка документов для контент-анализа.

Анализ и оценка эффективности применения метода. Тема 22. Эксперимент в социологическом исследовании Общая характеристика эксперимента как научного метода. Эксперимент в естественных и общественных науках.

Основные черты социального эксперимента. Специфика использования эксперимента в социологических исследованиях, его возможности и границы применения. Программа эксперимента. Значение формирования гипотез, определение объекта и предмета исследования, отбор экспериментальных и контрольных групп, определение переменных.

Логические схемы экспериментального доказательства гипотез.
Классификация эксперимента. Виды социальных экспериментов: по характеру объекта и предмета исследования; по специфике поставленной цели; по характеру экспериментальной ситуации; по логической структуре доказательства гипотезы и др.

Характеристика видов эксперимента.
Требования к организации эксперимента. Основные этапы в подготовке и постановке эксперимента. Планирование и основные схемы эксперимента. Контрольные и экспериментальные группы, измерение переменных в эксперименте.

Внешняя и внутренняя валидность данных эксперимента. Анализ результатов эксперимента. Тема 23. Метод экспертных оценок Общая характеристика метода экспертных оценок. Сущность метода экспертных оценок. Область его применения.

Достоинства и недостатки метода экспертных оценок. Программа метода.

Место метода экспертной оценки в системе методов сбора социологических данных.
Классификация экспертных опросов: по характеру взаимосвязи экспертов между собой (очные и заочные методы); по процедуре согласования оценок (одноразовые и итеративные); по численности экспертов (индивидуальные и групповые); характеристика видов опросов.
Подготовка и проведение опроса экспертов. Отбор экспертов. Способы отбора специалистов в экспертную группу: объективные оценки компетентности; субъективные оценки компетентности и др.

Разработка инструментария. Этап сбора экспертной информации.

Этап анализа экспертной информации. Методы обработки экспертных суждений: метод простого ранжирования; метод балльной оценки; метод множественных сравнений; метод исследовательских сравнений и т.д.
Сравнение результатов экспертного опроса с результатами массового опроса, с данными, полученными с помощью других методов социологических исследований.
Преимущества, трудности, типичные недостатки в применении экспертных методов в социологии. Тема 24. Методы и процедуры инновационных игр Сущность и типы инновационных игр. Социальная игротека: история и современность.

Деловые (имитационные) игры и игры открытого типа. Их функции и особенности.
Основные характерные черты имитационных игр. Структура имитационной игры: программа, сценарий, инструкции. Применение компьютерной техники в деловых играх.

Возможности и ограничения.
Специфика и типы открытых игр. Их сущность, виды игр открытого типа.

Основные принципы их организации.
Общая характеристика эвристических методов. Сущность и функции эвристических методов. Их возможности и ограничения.

Специфика применения эвристических методов и процедуры их применения.
Перспективы развития инновационных игр в социологии. Тема 25. Подготовка научного отчета по результатам социологического исследования Отчет о социологическом исследовании как документе, подводящем итоги социологического исследования. Требования к составлению отчета.

Авторство отчета. Виды отчетов: по типу исследования; по объему выполненных работ; по назначению; по авторству.

Требования к языку и стилю отчета.
Структура научного отчета. Титульный лист.

Список исполнителей Реферат. Введение. Обоснование актуальности исследуемой проблемы. Цель исследования как наиболее общий его результат.

Характеристика объекта и предмета исследования. Основная содержательная часть как обоснование ответов на гипотезы исследования. Заключение: общие выводы по результатам исследования и рекомендации. Приложения к отчету.

Требования к разработке рекомендаций: соответствие проблеме и результатам исследования; конкретность, выполнимость, материальная и организационная обеспеченность.

Планы и порядок проведения групповых занятий

Тема 1. Понятие социологического исследования. Метод, методика и процедура в социологическом исследовании
Семинарское занятие Время - 2 часа.
Цель занятия: дать студентам представление о сущности социологического исследования, характеристике основных его структурных элементов, а также основные классификации типов и видов исследования. План занятия.
1. Сущность и структура социологического исследования.
2. Типы и виды социологического исследования.
3. Сущность понятий "метод", "методика", "техника", "процедура" социологических исследований.
Контрольные вопросы и задания.
1. Какую роль в социологии играет прикладное социологическое исследование? На какие сферы социальной практики оно направлено?

Приведите несколько актуальных тем, исследования по которым, на Ваш взгляд сегодня крайне актуально?
2. Какой тип исследования Вы бы выбрали по предложенным Вами темам исследования? Обоснуйте свой выбор.
3. Как бы Вы использовали результаты проведенных Вами исследований по предложенным темам в практических целях.
4. Дайте определение и раскройте сущность понятий "методология", "методика", "метод", "процедура", и "техника".
Тема 2. Программа теоретико-прикладного и прикладного исследования Семинарское занятие Время - 2 часа.
Цель занятия: привить студентам понятие необходимости составления программы социологического исследования как ведущего замысла исследовательского процесса, как конструктивного принципа деятельности социолога. План занятия.
1. Сущность программы социологического исследования, ее назначение и функции.
2. Структура программы теоретико-прикладного и прикладного социологического исследования.
Контрольные вопросы и задания.
1. Чем вызвана необходимость составления программы в научном исследовании? Почему это важно в начале исследования?
2. В чем состоят особенности разработки программы социологического исследования в сравнении с другими отраслями науки?
3. Какие нормативные функции выполняет программа социологического исследования? Какие нормативные требование предъявляются в ходе ее разработки?
4. Проведите анализ взаимосвязи отдельных элементов и частей программы социологического исследования. Чем обусловлена их последовательность?



Тема 3. Проблема, цели, задачи социологического исследования. Объект и предмет исследования; их соотношение Семинарское занятие Время - 2 часа.
Цель занятия: познакомить студентов с сущностью и формами проявления социальной проблемы, научить их выявлять основное противоречие и формулировать проблему для конкретного социологического исследования, а также четко определить цели и задачи исследования, проводить предварительный анализ его объекта и предмета. План занятия.
1. Сущность и формы проявления проблемной ситуации. Формулировка проблемы исследования.
2. Цель и задачи социологического исследования. Виды задач.
3. Выбор объекта исследования, его системный анализ.
4. Предмет исследования, его соотношение с объектом.
Контрольные вопросы и задания:
1. Определите одну из актуальных тем, исследование по которой бы Вы решили провести. Дайте конкретную характеристику понятию "социальная проблема" применительно к выбранной Вами теме прикладного исследования.

Каковы уровни, сферы, формы проявления социальной проблемы, лежащей в основе предложенной Вами темы?
2. Как бы Вы сформулировали цель прикладного исследования по предложенной теме? Какой тип исследования, с Вашей точки зрения, был бы в данном случае наиболее приемлем?
3. Охарактеризуйте подробнее исследовательские задачи по описанию, диагностике, прогнозированию тенденций развития социальных процессов в предложенной теме исследования.
4. Определите для названной Вами темы исследования объект как носитель той или иной социальной проблемы. Проведите анализ модели объекта в системе факторов. Укажите взаимосвязь, взаимообусловленность факторов, выделенных Вами в системном анализе.

Отобразите это в схеме.
5. Выделите предмет исследования. Покажите его взаимосвязь с объектом и предметом исследования.
Тема 4. Интерпретация. Социальные показатели и их измерение Теоретический семинар Время - 2 часа.
Цель занятия: проанализировать методологические принципы интерпретации основных понятий, составляющих концептуальную схему исследования, а также ознакомить студентов с ее видами и их использованием в социологическом исследовании. План занятия.
1. Значение и сущность интерпретации основных понятий в социологическом исследовании.
2. Виды интерпретации основных понятий и их характеристика.
3. Понятие социального показателя, его природа. Методологические принципы построения системы социальных показателей.
4. Социологическая система социальных показателей.
Контрольные вопросы и задания.
1. Определите круг основных понятий, которые будут использованы в исследовании по выбранной Вами теме.
2. Раскройте необходимость проведения теоретической интерпретации в социологическом исследовании. Проведите теоретическую интерпретацию основных понятий.
3. Проведите эмпирическую интерпретацию основных понятий.
4. Определите, что будет являться социальными показателями изучаемого Вами социального объекта.
Тема 5. Выдвижение, обоснование и проверка гипотез исследования. Виды гипотез Семинарское занятие Время - 2 часа.
Цель занятия: познакомить студентов с сущностью социологической гипотезы, с ее местом и ролью в конкретном социологическом исследовании. научить их процедурам выдвижения, обоснования и проверки гипотез в конкретном социологическом исследовании. План занятия.
1. Сущность социологической гипотезы, ее место и роль в конкретном социологическом исследовании.
2. Принцип классификации гипотез. Виды гипотез.
3. Основные нормативные требования к процедурам выдвижения, обоснования и проверки гипотез.
4. Процедуры выдвижения, обоснования и проверки гипотез.
Контрольные вопросы и задания.
1. Раскройте содержание гипотезы как логической формы научного познания. Какова роль основания и предположения в логической структуре гипотезы?

Каков логический переход от неполного, неточного знания к достоверному знанию?
2. Сформулируйте для предложенного Вами исследования относительно изучаемого объекта описательную и объяснительную гипотезы. Подвергните их логическому анализу для установления их непротиворечивости.

Как бы Вы сформулировали основные и гипотезы-следствия для предложенной Вами темы исследования?
3. Какие Вы знаете способы и логические схемы доказательства гипотез? Как осуществляется проверка каждого вида гипотез в социологическом исследовании?

Дайте обоснование методики, по которой бы Вы смогли провести проверку истинности выдвинутых Вами гипотез.
Тема 8. Организация и рабочий план социологического исследования Семинарское занятие Время - 2 часа.
Цель занятия: ознакомить студентов с принципами организации социологического исследования и отработать у них навыки составления календарного плана научно-исследовательских работ. План занятия.
1. Содержание и структура процесса организации социологического исследования.
2. Моделирование типов планов социологического исследования (по выбранной тематике).
Контрольные вопросы и задания.
1. Какие основные задания решаются в ходе управления научно-исследовательскими работами в социологическом исследовании? Обозначьте в нем объект управления.
2. Дайте развернутую характеристику этапов реализации логического плана исследования. Какие задачи решаются на выделенных этапах?

Чем обеспечивается решение этих задач? Попытайтесь схематично отобразить логический план исследования и его этапы по выбранной Вами теме, для которой ранее Вами была составлена программа социологического исследования.
3. Раскройте содержание организационно-процедурного этапа. Что такое процедура в социологическом исследовании?

Какие виды процедур используются в нем? Каково функциональное назначение программы и методики на подготовительном, оперативном и результирующем этапах исследования?
4. Составьте план научно-исследовательских работ по теме, для которой ранее Вами были составлены программа и логический план исследования, с указанием наименования мероприятия (процедуры), сроков исполнения, исполнителей, форм контроля и отчетности.
5. Составьте примерный сетевой график выполнения работ для подготовленного Вами плана.
6. Проведите деловую игру по заключению договора с заказчиком на проведение прикладного социологического исследования.
Тема 9. Социологический опрос: познавательные возможности и виды Семинарское занятие Время - 4 часа.
Цель занятия: проанализировать познавательные возможности метода опроса в социологическом исследовании, его преимущества и недостатки, а также изучить виды опросов. План занятия.
1. Общая характеристика метода опроса, его основное назначение и область применения.
2. Социологический опрос как вид социальной коммуникации.
3. Классификация видов опросов, их основное содержание и назначение.
4. Программа проведения опроса.
Контрольные вопросы и задания.
1. Охарактеризуйте сущность и специфику социологического опроса. Выделите особенности, преимущества и недостатки получения информации в процессе опроса.

В каких ситуациях метод опроса является основным (а иногда и единственным), а когда применяется в качестве контрольного (дополнительного)?
2. Составьте типологическую классификацию видов опроса. Охарактеризуйте содержание и назначение каждого из видов.
3. Определите для каких исследовательских задач (в рамках выбранной Вами ранее темы прикладного исследования) может быть использован метод опроса. Обоснуйте свой выбор.
4. Руководствуясь принципами взаимодействия различных типов общественного сознания в социологическом опросе, обоснуйте смысл перевода теоретической модели на уровень обыденного сознания.
5. Объясните на конкретных примерах, в чем заключается соблюдение правил, связанных с психологическими факторами опроса и как от них зависит адекватность общения между социологом и респондентом в каждом конкретном виде опроса.
6. Составьте программу опроса. Определите предмет, объект, цели и задачи применения опроса по выбранной Вами теме.
7. Сформулируйте трудности и ошибки, которые случаются при применении метода опроса. Укажите, из-за чего они возникают и к каким последствиям могут привести в Вашем исследовании?
Тема 10. Вопрос как инструмент получения эмпирических данных Практическое занятие Время - 6 часов.
Цель занятия: В ходе практического занятия уяснить сущность понимания вопроса как исследовательского инструмента для получения эмпирических данных, логическую структуру вопроса, а также привить студентам практические навыки по составлению различных видов вопросов. План занятия.
1. Сущность вопроса как инструмента получения эмпирической информации. Функции вопроса.
2. Логическая структура вопроса, критерии его оценки.
3. Классификация видов вопросов.
Контрольные вопросы и задания.
1. Обоснуйте логические требования к конструкции вопроса. Какие обязательные элементы должен содержать вопрос?
2. Что означает понятие "контекста" при формировке вопроса? Какое значение имеет контекст?
3. Что означает требование валидности и релевантности к формулировке вопроса? Приведите примеры, когда эти требования при формулировке вопроса нарушены?
4. В чем заключается "эффект внушения" при формулировке вопроса? Какие существуют правил для снятия нормативного давления на респондента в данном случае?
5. Что означает требование сбалансированности порядковых шкал? Приведите конкретные примеры вопросов, где нарушено требование сбалансированности.

Исправьте допущенные ошибки и объясните, какое искажение информации они давали бы при анализе информации?
Тема 11. Специфика анкетного вопроса Практическое занятие Время - 4 часа.
Цель занятия: проанализировать разновидности различных видов анкетирования с точки зрения их особенностей, достоинств и недостатков, а также рассмотреть основные принципы построения анкет и ее "пилотаж". План занятия.
1. Разновидности анкетирования, их особенности и недостатки.
2. Основные методические принципы ее построения.
3. "Пилотаж" анкеты как проверка качеств методики опроса.
4. Графическое оформление анкеты.
Контрольные вопросы и задания.
1. Охарактеризуйте сущность и специфику анкетирования, а также его разновидности. Каковы условия и критерии целесообразности применения анкетного опроса в конкретном социологическом исследовании?
2. Руководствуясь основными принципами составления анкеты, составьте по разрабатываемой Вами теме структурно-логическую схему анкеты.
3. Объясните на конкретных примерах, в чем сущность каждого нормального требования логического контроля при проверке качества методики опроса.
4. Сформулируйте основные нормативные требования к оформлению и графике анкеты.
5. Составьте организационно-методический план по проведению "пилотажного" опроса по Вашей анкете.
Тема 14. Особенности интервью как разновидности опроса Семинарское занятие Время - 4 часа.
Цель занятия: проанализировать специфические особенности интервью в социологическом исследовании, ситуацию интервью, а также научить студентов технике интервьюирования. План занятия.
1. Сфера применения интервью в социологическом исследовании, достоинства и недостатки.
2. Классификация видов интервью.
3. Ситуация интервью. Требования к интервьюеру и форме его подготовки.
4. Респондент в ситуации интервью.
5. Техника интервьюирования.
Контрольные вопросы и задания.
1. Охарактеризуйте сущность и специфику интервьюирования, а также его разновидности. Каковы условия и критерии целесообразности применения интервьюирования в конкретном социологическом исследовании?
2. Охарактеризуйте свои действия как интервьюера, если Вам в ходе исследования необходимо провести полуформализованное интервью дома у респондента.
3. Сформулируйте в развернутой форме требования к интервьюеру и форме его профессиональной подготовки, объясните, в какой мере и почему необходимы интервьюеру указанные качества.



Содержание раздела