d9e5a92d

Юдина Т. Н. - Методика и техника социального исследований

Учебно-методические материалы предназначены для студентов социологических факультетов, изучающих курс методики и техники социологических исследований в рамках цикла общепрофессиональных дисциплин. Пособие выполнено в полном соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального университетского образования.

Оно содержит программу учебного курса, тематический план и рекомендации для проведения групповых занятий, темы курсовых работ и дипломных исследовательских проектов, перечень вопросов к зачету и экзаменам, список литературы.

Предисловие


18 августа 1993 года Государственный Комитет Российской Федерации по высшему образованию принял директивный документ "Требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по специальности "Социология" (третий уровень высшего профессионального образования)". В этом документе определяется тот круг проблем, который должен знать каждый выпускник по каждой дисциплине.

В цикле общепрофессиональных дисциплин специальности включена "Методика и техника социологических исследований" общим объемом часов 280. Важнейшей задачей преподавания данного учебного курса является задача овладения студентами системной организации социологического исследования, начиная с разработки программы и кончая анализом эмпирического материала. В ходе изучения данного курса студент должен освоить методы работы социолога, отработать профессиональные приемы, навыки, умения по разработке и применению инструментария и научиться формировать выборочные совокупности, обосновывать логические схемы обработки полученных данных, проводить анализ эмпирического материала и составлять научные отчеты.

При разработке структуры курса, его программы, а также при содержа льном рассмотрении вопросов автор стремился, с одной стороны, максимально реализовать все требования государственного стандарта, с другой - чтобы освоение основных методов велось комплексно, максимально приближенно к реальным условиям профессиональной деятельности социолога-исследователя.
В каждой теме учебного курса "Методика и техника социологических исследований" приводятся контрольные вопросы и задания, которые дают возможность студентам, во-первых, проверить свою теоретическую подготовленность к практическому освоению изучаемого метода, во-вторых, разработать программы его применения и спроектировать инструментарий.
Учебно-методическое пособие адресуется студентам и преподавателям социологических отделений и факультетов.
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста-социолога, предъявленные образовательным стандартом высшего профессионального университетского
образования по курсу "Методика и техника социологических исследований" Специалист должен уметь: *использовать социологические методы для сбора информации и разрабатывать необходимый для этого инструментарий; *обосновывать логическую схему обработки, проводить анализ эмпирического материала и составлять научные отчеты. *выделять характеристики изучаемого объекта, формировать выборочные совокупности и оценивать их репрезентативность:
владеть: *системой организации социологического исследования, начиная с разработки программы и кончая анализом эмпирического материала.

Программа учебного курса "Методика и техника социологических исследований"

Тема 1 Понятие социологического исследования. Метод, методика и процедура в социологическом исследовании Сущность социологического исследования. Социологическое исследование - инструмент социологического изучения социальных явлений.

Социальная ситуация, социальная проблема, социальный факт. Социальная проблема как объект социологического исследования.
Структура и функции социологического исследования. Структурная характеристика этапов социологического исследования. Этапы реализации логического плана исследования и организационно-процедурные этапы.

Функции: методологическая, методическая, познавательная, прогностическая. Их специфика и проявление.
Типы социологических исследований. Критерии классификации типов и видов социологических исследований.

Исследования фундаментальные (теоретические), теоретико-прикладные, прикладные, разведывательные, описательные, аналитические и др.
Метод, методика, техника и процедура. Социологический исследовательский проект - система научно-исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных.
Тема исследования. Формулировка темы исследования как введение в круг социальной проблемы, очерчивание контуров того, что будет ставиться в качестве цели исследования, содержать в себе направленность на принятие какого-то управленческого решения.
Тема 2 Программа теоретико-прикладного и прикладного социологического исследования Понятие программы социологического исследования. Программа как документ содержащий изложение общей концепции исследовательского проекта, основных ее методологических принципов, методик и процедур.

Значение программы в социологическом исследовании. Ее функции: методологическая, методическая, организационно-технологическая. основные требования к программе: необходимость, эксплицитность (ясность, четкость), гибкость, логическая последовательность структуры. Виды программ и их структура.

Логическая последовательность действий социолога при разработке программы.
Методологический раздел программы. Описание проблемной ситуации, формулировка проблемы исследования. Цель исследования как ожидаемый конечный результат. Задачи исследования.

Объект и предмет исследования. Интерпретация основных понятий.

Выдвижение и формулировка гипотез исследования.
Методический раздел программы.
1.Обоснование методов сбора эмпирических данных.
2.Определение обследуемой совокупности.
3.Разработка инструментария для сбора эмпирической информации.
4.Указание логической схемы обработки полученной информации.
Рабочий план. Порядок сбора первичной информации. Порядок обработки собранной информации.

Календарный план исследовательских мероприятий. Сетевой график работ. Порядок подготовки исследовательских групп.

Смета расходов на проведение исследования.
Практические рекомендации по разработке программы. Типичные ошибки и трудности при разработке программы социологического исследования. Тема 3 Проблема, цели, задачи социологического исследования. Объект и предмет социологического исследования. Их соотношение Проблемная ситуация. Формулировка проблем исследования.

Проблемная ситуация как исходный пункт всего социологического исследования. Классификация проблем: гносеологические и предметные. Проблема как форма научно-теоретического отображения проблемной ситуации. Проблема как противоречивое соотношение научных знаний и средств решения актуальной задачи.

Формулировка проблемы как результат осмысления проблемной ситуации. Требования к формулировке проблемы.
Определение цели и задач исследования. Цель как модель ожидаемого конечного результата (решение проблемы) и пути его реализации.

Возможные цели теоретико-прикладного и прикладного исследования. Нормативная функция цели. Задачи социологического исследования как содержательная, методическая и организационная конкретизация цели.

Типы задач: программные (основные и частичные) и дополнительные (неосновные); теоретические и эмпирические.
Определение объекта и предмета исследования. Объект социологического исследования как область социальной реальности и носитель проблемной ситуации. Способы теоретического и эмпирического описания объекта.

Единицы наблюдения: единицы анализа и единицы сбора. Теоретическая модель исследуемого объекта.

Системный анализ объекта.
Предмет исследования как центральный вопрос проблемы. Соотношение объекта и предмета. Тема 4 Интерпретация основных понятий. Социальные показатели и их измерение Основные понятия. Определение основных понятий как ключевых понятий, выражающих узловые точки изучаемой проблемы.
Интерпретация как процедура уточнения смысла основных понятий. Виды интерпретации: теоретическая, эмпирическая, операциональная.
Теоретическая интерпретация основных понятий как определение их общего содержания через установление их логической связи с понятиями и категориями общей и отраслевой социологии, других наук. Структурная интерпретация - описание содержательной структуры предмета через систему взаимосвязанных понятий более конкретного уровня.

Факторная интерпретация как определение системы связей основных понятий с внешними объективными и внутренними субъективными факторами.
Эмпирическая интерпретация как последовательная конкретизация содержания опорных теоретических понятий до понятий-индикаторов. Прямая и косвенная эмпирическая интерпретация.

Эмпирический индикатор. Критерии отбора индикаторов.
Операциональная интерпретация как специфическая процедура перехода концептуального аппарата исследования к его методическому аппарату через разработку новых средств фиксации данных - индексов, шкал и т.д.
Социальные показатели и их измерение. Понятие социального показателя, его природа.

Методологические принципы построения социальных показателей: социологическая, социально-статистическая, экономическая и др. Характеристика системы показателей социальной статистики.

Проблемы измерения социальных показателей, обоснование связи между показателями и исследуемыми свойствами социальной реальности. Тема 5 Выдвижение, обоснование и проверка гипотез исследования. Виды гипотез Сущность социологической гипотезы, ее места и роли в социологическом исследовании. Гипотеза как главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования. Особенности выдвижения гипотез.

Источник выдвижения гипотез. Требования к выдвижению гипотез.

Взаимосвязь гипотез и задач исследования.
Классификация гипотез. Типы и виды гипотез: основные и неосновные, первичные и вторичные, описательные и объяснительные, гипотезы-основания и гипотезы-следствия.
Проверка гипотез. Пути и средства проверки гипотез.

Требования, предъявленные к эмпирической проверке гипотез. Тема 6 Особенности методов сбора эмпирических данных на исследуемом объекте Обоснование методов сбора данных как раздел программы социологического исследования. Основные виды источников получения эмпирических данных.



Методика сбора данных. Функции методики сбора данных.

Разработка методической стратегии исследования. Правила методической стратегии.

Понятие метода сбора.
Основная классификация методов: опросы, анализ документов, наблюдение, социометрия, эксперимент, эвристичекие методы, игровые методы. Их краткая характеристика. Понятие технической разновидности метода сбора.

Методика сбора как совокупность технических разновидностей.
Системный подход к формированию методического аппарата исследования как предпосылки наиболее эффективного способа получения необходимой социальной информации. Тема 7 Программные требования к выборке Сущность и значение выборки в практике социологических исследований. Понятие генеральной и выборочной совокупности. Способы формирования выборочной совокупности: сплошное обследование; исследование основного массива; монографическое исследование; выборочный метод.

Обоснование выборки в программе.
Репрезентативность выборки как свойство выборки отражать наиболее важные с точки зрения исследования характеристики генеральной совокупности. Ошибка репрезентации. Общие принципы выборочного метода в социологии. Единица отбора и единица анализа.

Объем выборки. Понятие точности и надежности выборки. Зависимость выборки от объекта предмета, задач и методов исследования.

Основа выборки и требования к ней.
Типы и виды выборки в социологическом исследовании. Типология выборки. Основы типологизации.

Вероятностные методы отбора: простая случайная выборка; механический отбор; способ конечных цифр; отбор по дням рождения; серийная выборка. Не строго случайные методы выборки: целенаправленная, квотная, стихийная (выборка "первого встречного" и метод "снежного кома"). Сложные схемы отбора: многоступенчатая (кластер-метод); комбинированная (смешанная) выборка; многофазовая. Стратифицированная выборка.

Характерные ошибки выборки и способы их устранения. Тема 8 Организация и рабочий план социологического исследования Понятие организации социологического исследования. Научная организация социологического исследования - условие получения достоверной социальной информации. Основные принципы его организации.

Основные правила, процедуры и этапы исследования: подготовительный, оперативный и результирующий. Основные методы каждого этапа.
Рабочий план исследования. Определение порядка сбора первичной информации и порядка обработки собранной информации.

Календарный план исследовательских мероприятий как основной документ управления всеми процессами социологического исследования. Сетевой график работ как документ планирования работ.

Этап подготовки исследовательских групп. Расчет сметы расходов на проведение исследования.

Оформление отношений с заказчиками.
Результаты социологического исследования как информационная база, научная основа социального управления, прогнозирования и проектирования. Использование результатов социологического исследования в деятельности органов управления.

Исследовательские центры, лаборатории, группы. Специфика организации и исследования результатов социологических исследований в социальной сфере. Тема 9 Социологический опрос: познавательные возможности и виды Место опроса в социологических исследованиях. Метод опроса в общественных науках, его специфика в зависимости от предмета общественной науки. Специфика социологического опроса.

Его характеристика как метода получения первичной эмпирической информации. Его преимущества и недостатки.

Познавательные возможности социологического опроса: статистическая (количественная) традиция и психологическая (качественная) традиция. Проблема достоверности информации.

Типичные ошибки и трудности в проведении опроса. Роль и значение опроса в комплексе социологических методов сбора информации.
Виды опроса: основания классификации. Анкетирование и интервьюирование. Опросы по месту жительства, работы, учебы в целевых аудиториях. Индивидуальные и групповые виды опросов.

Очные (личные) и заочные опросы и др. Качественная характеристика видов опросов и специфика их использования.
Программа опроса. Обоснование необходимости его применения и выбор вида опроса. Определение предмета опроса, его целей и задач. Определение объекта опроса.

Предварительная характеристика генеральной совокупности. Выделение состава задач, категорий анализа и ситуаций для проектирования вопросника.

Проектирование инструментария. Этапы и процедуры опроса.

Методика и техника проведения опроса. Тема 10 Вопрос как инструмент получения эмпирических данных Функции вопроса в различных сферах социальной практики. Использование вопроса в социологических опросах в качестве исследовательского инструмента.

Концепции вопроса: тестовая, традиционная, индикаторная, расширенная информационная. Функции вопроса: индикаторная, коммуникативная, инструментальная.

Их характеристика. Проблема адекватности восприятия и осмысления вопроса респондентом.
Логические требования к конструкции вопроса. Логическая структура вопроса.

Значение контекста. Обозначение области поиска ответа. Эффект внушения.

Проблема неответивших. Логические критерии оценки вопроса.
Типы и виды вопросов. Основания классификации: по целям (содержательные и функциональные); по содержанию (о фактах, о знаниях, о мнениях, об установках и мотивах поведения); по форме (открытые, закрытые, полуоткрытые); по отношению к респонденту (прямые и косвенные; личные и безличные; нейтральные и острые); по графическому оформлению (текстовые, иллюстрированные, вопросы-таблицы, вопросы-графики) и т.д.

Их характеристика и специфика использования. Тема 11 Специфика анкетного опроса Анкетные опрос как способ общения исследователя с респондентом. Его возможности и преимущества.

Условия и критерии применения анкетного опроса в конкретном социологическом исследовании. Разновидности анкетирования
Социологическая анкета как опросный документ. Основные принципы ее построения, ее внутренняя структурно-логическая организация. Логико-концептуальная схема анкеты.

Пилотаж анкеты, ее композиция и графика. Вводное обращение и инструкция респонденту.
Анкетирование как процесс: этапы, динамика развития опроса. Проблема анонимности при анкетных опросах. Приемы, повышающие внимание респондента. Необходимые условия организации и успешного проведения анкетирования.

Типичные ошибки в анкетировании и способы их устранения.
Разновидности анкетирования. От численности опрашиваемых: индивидуальное и групповое. По месту проведения: по месту жительства, по месту работы, учебы, в целевых аудиториях. По способу доставки анкет.

Раздаточное (курьерское), почтовое, прессовое. По степени участия анкетера: очное и заочное.
Способы повышения качества информации в различных формах анкетирования. Тема 12 Групповой опрос Групповой опрос как методическая и организационная разновидность анкетирования. Его сущность. Организационно-методическая специфика выборки при групповом опросе.

Достоинства и недостатки группового опроса. Явление суггестии при групповом анкетировании. Требования к типу выборки при групповом опросе. Виды группового опроса.

Практические рекомендации по его организации. Трудности, возникающие при проведении группового опроса. Тема 13 Почтовый и прессовый опросы Почтовый опрос как разновидность анкетирования. Его особенности, достоинства и недостатки. Организационно-методические особенности проведения почтового опроса.

Специфика почтовой анкеты, характера вопросов, лингвистического оформления, объема анкеты и кодировки.
Выборка при проведении почтовых опросов. Проблема повышения возврата анкет: сопроводительные письма, вознаграждения, напоминания, сигнальные карточки.

Обеспечение анонимности при почтовых опросах.
Прессовый опрос как разновидность почтового. Его сущность и специфика. Достоинства и недостатки прессового опроса. Требования к анкете при прессовом анкетировании.

Проблема выборки и репрезентативности данных при прессовом опросе. Обработка информации.

Создание однородных подмассивов из респондентов конкретных социально-демографических групп.
Телетайпный опрос как разновидность анкетного. Область применения.

Требования к телетайпному опросу. Тема 14 Особенности интервью как разновидности опроса Интервью как метод сбора социологической информации. Его специфика как особой формы социологического опроса.

Функциональное отличие интервью от анкетного опроса. Сущность и характерные особенности интервью, преимущества и недостатки метода. Логика опроса при интервью и психология его восприятия респондентом в ходе интервьюирования.

Интервью как процесс социально-психологического взаимодействия интервьюера и респондента (группы респондентов). Эффект "интервьюера".
Классификация интервью. По степени формализации: неформализованные (нарративное, свободное, глубинное); полуформализованные (фокусированное, стандартизированное без плана); формализованные.

От особенностей процедуры проведения (интенсивное и экстенсивное). От уровня подготовленности респондента (директивное и недирективное). По способу организации (групповые /фокус-группа/ и индивидуальные)
Ситуация интервью как совокупность внешних и внутренних факторов, способность оказывать воздействие на ход и результаты интервью. Задача выбора и создания ситуации интервью как функция социолога. Требование единства ситуации при проведении интервью. Структурные элементы ситуации интервью: место проведения, время, продолжительность, конкретная обстановка.

Респондент в ситуации интервью.
Требования к личности интервьюера. и его профессиональной подготовке. Принципы организации работы интервьюеров.

Контроль за работой интервьюера. Тема 15 Телефонный опрос Телефонный опрос как разновидность интервью. Сущность и сфера его применения.

Достоинства и недостатки телефонного интервью. Особенности коммуникативного процесса при телефонном опросе. Специфика ситуации телефонного интервью. Особенности построения вопросника при телефонных опросах.

Проектирование выборки при телефонном интервью. Методические документы опроса: бланк поиска респондента, кодировочный бланк и вопросник. Специфика требований к интервьюеру при телефонном опросе.

Опыт проведения телефонных опросов. Тема 16 Техника разработки опросных документов Проектирование инструментария опроса. Понятие логико-концептуальной схемы опросника. Характеристика вопросов блоков логико-концептуальной схемы опроса. Построение логической структуры опросника (анкеты, бланка интервью) по программно-тематическим блокам.

Определение индикаторов, вида вопроса, типа школы. Построение опросника и обоснование сценария работы респондента (интервьюера) с ним. Логические и психологические критерии проверки вопросника.

Его проверка по динамике развития опроса по степени сложности задаваемых респонденту вопросов.
Правила и требования по использованию опросника на всех этапах опроса. Инструкция анкетеру (интервьюеру).

Дневник наблюдения (самонаблюдения) за ходом интервью.
Организационно-методические проблемы опроса. Нормативный подход к планированию и организации опросов. Этапы процесса разработки нормативов. Зависимость структуры и конкретных значений нормативных показателей от типа исследования.

Организация постоянной сети интервьюеров. Тема 17 Социометрические методы Общая характеристика социометрического метода как способа измерения и анализа социально-психологических характеристик в малых группах. Возможности использования социометрии для изучения межличностных и межгрупповых отношений. Моделирование внутреколлективных структур.

Ограничения в применении. Основные понятия: малая группа (численность, виды), выбор, отклонения и т.д.

Перспективы развития социометрических методов.
Организация и этапы проведения социометрического опроса. Процедура и этапы проведения социометрического опроса. Программа социометрического опроса.

Особенности инструмента социометрического опроса. Социометрическая карточка. Ее структура и разновидности. Социометрические критерии.

Их классификация. Подготовка анкетеров (интервьюеров) и инструктирование респондентов.
Обработка и анализ социометрических измерений. Социоматрицы и социограммы как способы представления социометрических данных. Виды социограмм. Измерение отношений: изучение связей между социометрическими вопросами и использование коэффициентов импликации.

Методы анализа данных вопросов. Индивидуальные и групповые социометрические индексы. Выделение подструктур.

Подгруппа. Ядро группы.

Определенные связи структуры межличностных отношений с характеристиками членов группы. Аутосоциометрическая методика, использование социометрической методики для изучения иерархии групповых ценностей.



Содержание раздела