d9e5a92d

Условия стабильности и качества брака

Каковы основные причины столь существенной трансформаци семьи. Основные из них могут быть сведены к следующим:
1) свойственная индустриальной экономике организаций производственного процесса требует отдаления места работы от места жительства, что приводит к росту мобильности населения, ослабившей частоту, и интенсивность контактов между членами расширенной семьи;
2)рост социальной мобильности и свойственная индустриальному обществу ориентация на достигаемый статус приводит к тому, что члены семьи начинают занимать различные социальные позиции, что также приводит к ослаблению родственных связей;
3)рост дифференциации и специализации общественного труда в индустриальном обществе приводит к широкому распространению;
культурно-образовательных учреждений и развитию сферы услуг, эти учреждения берут на себя многие традиционные функции семьи образовательную, хозяйственную, досуговую и др.
Важную роль в семейно-брачных отношениях играют тенденции семьи. Тенденции это более или менее устойчивые, повторяющиеся явления, факты, события, которые уменьшаются или увеличиваются по отношению к какому-либо начальному периоду.Назовем некоторые из них на сегодняшний день относительно 1991 г.:
1)брак по любви, равноправный, добровольный без материальных расчетов;
2)рост общественной ценности семьи в становлении и развитии личности;
3)укрепление чувств супругов в индивидуальной половой любви;
4)опрежение смертности над роджаемостью. Россия ежегодно вымирает почти на 1 миллион человек.

К средине столетия россиян будет всего 100 млн.
5)сокращение рождаемости;
6)рост числа разводов;
7)стремление девушек к замужеству с богатым (без любви, но терпимым).
8)Рост преступности, в том числе подрастковой и д.р.
Свойственная современному обществу тенденция превращена семьи в дружественный интимный союз позволяет в отдельных случая адаптироваться к требованиям социально-профессиональной структуры общества. В некоторых социальных слоях общества начинает создаваться новый тип семьи, успешно сочетающий в себе ценностные ориентации супругов на создание собственной семьи и их профессиональные интересы, связанные с ориентацией на достигаемый статус, т.е. карьеру в выбранной профессии.

Этот тип получил название бикарьерной семьи. На западе- эта форма получила распространение в верхних слоях среднего класса, у нас - в некоторых слоях интеллигенции. 9.3. Условия стабильности и качества брака
Многочисленные зарубежные исследования влияния различных аспектов добрачного поведения на качество брака позволили установить, что на качество брака влияют следующие факторы:
1)гомогенность, т.е. близость социально-экономических статусов жениха и невесты, одинаковость вероисповеданий, примерно равное образование и отсутствие резких возрастных перепадов;
2)наличие ресурсов, необходимые для успешного выполнения будущих супружеских ролей: уровень образования, более старшие возрастные категории, уровень социального статуса, степень знакомства, уровень культуры, уровень самооценки и физическое здоровье;
3)воспитание и образцы поведения в родительской семье;
4)поддержка со стороны друзей и родственников;
Статистика свидетельствует, что средний возраст девушек, вступающих в брак - 21-22 года, юношей - 22-24. Многие из молодоженов еще учатся или работают на низкооплачиваемых должностях, что является одной из весьма существенных причин разводов.
Однако надо иметь в виду, что разводы могут играть и позитивную роль, ибо избавляют супругов от психологической или сексуальной несовместимости, от чувства враждебности друг к другу, неприязни и т.п.
Исследователи выделяют несколько основных типов разводов:
1)развод-кара, господствовавший в Европе, да и в России в XIX веке, когда один из супругов совершал какое-либо прегрешение;
2)развод-исцеление, когда суд не ищет виновных, а доказывает факт прекращения брака (этот тип развода преобладает в современном мире);
3)развод-подтверждение, который осуществляется автоматически при взаимном согласии супругов.
В ходе недавно проведенного социологического опроса респондентам был задан вопрос, Является ли отсутствие любви к мужу (жене) уважительной причиной для развода, если во всем остальном семейная жизнь протекает благополучно? Опрос показал, что и для мужчин и для женщин значим фактор утраты любви, но для женщин еще важнее изначальное отсутствие любви к мужу. Однако социальная норма, требующая от вступающих в брак взаимной любви, отнюдь не абсолютна.

Как считают некоторые современные исследователи (А.Б.Синельников), нормы обязательного брака вполне реальны и выполнимы для большинства людей (эта социальная норма господствовала в прежние эпохи), а вот норма брака по взаимной любви (современная социальная норма) заведома нереально для очень многих.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1.Почему институт семьи считается базовым в любом обществе?
2.Каковы основные формы организации семьи Вы можете назвать?
3.Что представляет собой такое явление, как брак?
4.Каковы основные функции семьи?
5.Что можно сказать об эволюции типов семьи и о ее положении в
современных условиях?
6.Назовите и охарактеризуйте те факторы, которые положительно
влияют на качество брака.
10. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Существование религии в различных общественных системах на протяжении человеческой истории - общепризнанный факт. Всеобщий, универсальный характер религиозных представлений дает основание предполагать, что рассмотрение ее в качестве ошибки человечества, являющейся следствием неразвитости общественной практики и научного познания, является односторонним и предвзятым подходом к изучению религии.
Присущий французскому Просвещению и затем подхваченный марксизмом взгляд на религию как на ложное, иллюзорное сознание, опиум для народа не дает возможности глубоко проникнуть в специфику религиозного опыта, понять его своеобразие и социокультурное значение.
10.1. Социологическая интерпретация религии
Исходным пунктом объективного социологического анализа религии должно быть понимание ее как социокультурного института со своей сферой значений, символов и ценностей, относящихся к фундаментальным аспектам человеческой бытия, который функционирует в обществе в качестве самостоятельного социального института (социальной подсистемы) в тесной связи с другими социальными институтами.
Отсюда вытекает важная методологическая особенность социологического анализа религии, заключающаяся в том, что при анализе религии как социального института надо особо выделить те ее функции, которые относятся к социокультурной системе общества, т.е. связаны с ценностно-нормативными аспектами.
Другая методологическая особенность проявляется в том, чтобы учитывать позицию личности, т.е. самого действующего субъекта (верующего), без чего трудно уяснить в полной мере значение религиозного опыта, религиозных чувств и настроений верующих.
Отправной точкой социологического изучения религии должно быть правильное понимание и толкование самого термина религия, определение его смыслового значения.
Имеющийся на сегодня эмпирический материал дает основания предположить в качестве наиболее существенной черты религии связь религиозного опыта и практики с предельными, конечными условиями человеческого существования, к числу которых принято относить такие фундаментальные события, как рождение и смерть человека, смысл его пребывания на земле, многочисленные страдания и переживания, добро и зло и т.п.
Возникновение и существование религии во всех без исключения обществах как раз и объясняет стремление человека не только найти ответы на фундаментальные проблемы собственного бытия, но и обрести уверенность и моральную опору, утешение в религиозной деятельности.
Опыт смерти, зла и страданий, отмечает Р. Белла, приводит к постановки глубоких вопросов о смысле всего того, на что не дают ответа повседневные категории причины и следствия. Религиозные символы предлагают осмысленный контекст, в котором этот опыт может быть объяснен благодаря помещению его в грандиозную мировоззренческую структуру и предоставлению эмоционального утешения, пусть даже это будет утешением самососредоточенности. Однако религия, по мнению P.Белла, не является только средством преодоления тоски и отчаяния. Она представляет собой символическую модель, формирующую человеческий опыт - как познавательный, так и эмоциональный.

Религия включает в себя не конкретный чувственный опыт отдельного человека, а обобщенные, символические характеристики бытия. Поэтому, как и любая другая система ценностей, религия обладает обобщенным рефлексирующим содержанием.

Эта особенность религиозных идей и символов придает им особый авторитет и власть над людьми, способствуя интеграции и консолидации общества.
Популярное в западной социологии толкование религии определяет ее как институционализированную систему верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия. Сходное определение религии дает и Р. Белла в своей известной работе За пределами веры, отождествляя ее с набором символических форм и действий, которые соотносят человека с конечными условиями его существования.
Именно смыслообразующий компонент дает основание рассматривать религию в качестве центрального компонента культурной системы, ибо проблема решения смысла конечных условий человеческого существования встает перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от типа общественного устройства.
Своеобразную культурологическую трактовку религии дает T. Парсонс. Исходя из разработанной им информационно-кибернетической модели системы человеческих действий, в соответствии с которой функционирование социокультурных систем определяется взаимодействием четырех подсистем: биологического организма, личности, социальной и культурной систем, - он так трактует религию: В социокультурной сфере то, что обычно называют религией, находится на самом высоком уровне кибернетической иерархии сил, которые, в смысле определения общей направленности человеческих действий среди возможных альтернатив, допускаемых условиями человеческого существования, контролируют процессы человеческих действий.



10.2. Исторические типы религиозных верований
Институциональный подход к изучению религии предполагает анализ эволюции института религии на различных ступенях эволюции общества.
Исторически первыми формами религии явились фетишизм, тотемизм и магия. При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение или животное, наделяемое мистическими и сверхъестественными свойствами.

Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни, предохраняет от опасностей и невзгод.
Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта.
Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых люди стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.
Вступление человечества в эпоху цивилизации ознаменовалось возникновением гораздо более сложных типов религиозных систем. Создание социально политеистических религий, ярким примером которых может служить античная древнегреческая религиозная система.

Согласно греческой мифологии миром управляют множество богов, каждый из которых покровительствует определенным сферам человеческой деятельности: Апполон - искусству, Гермес - торговле, Марс - войне и т.п.
Другим известным типом религиозных верований выступают монотеистические религиозные системы, возникшие в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (VI-V века до Р.Х.), христианства (I век от р.Х.) и ислама (VII век от р.Х.). Для них характерно стремление объединить в одной вере людей самых различных социальных групп, государств, национальностей.
10.3. Ценностно-нормативный и поведенческий аспекты религии
С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система из двух взаимосвязанных уровней:
1) ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов, и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными;
2) структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований.
Исключительно важная роль в ценностно-нормативной системе религии принадлежит религиозной символике, такой как крест и распятие Иисуса Христа, само церковное строение, символизирующее устремленность верующих ввысь, ближе к Богу, алтарь в храме, иконы и т.п.
Центральное место в религиозной деятельности принадлежит отправлению культа, содержание которого определяется религиозными идеями, верованиями, ценностями. Различают два основных вида культовых действий:
1)магические (колдовские);
2)умилостивительные .
Значение последнего заключается в том, что верующие в ходе совершения религиозного действия обращаются к объекту поклонения с различными просьбами и пожеланиями, относящимися к личным судьбам верующих и событиям, происходящим в окружающем мире.
10.4. Структура религиозной организации, церковь, секта
Основной формой современной религиозной организации выступает церковь, представляющая собой такое объединение верующих, в котором они придерживаются одного вероисповедания ( или какой-то его ветви, например, православная или католическая церковь).
В церковной организации выделяют две основные социальные группы:
1)клир - служители церкви, священники;
2)миряне - рядовые члены церкви. Однако не все религиозные объединения признают необходимость церковной иерархии.

Баптисты, например, отрицают деление верующих на клир и мирян, считая, что каждый верующий обладает способностью совершать богослужение, т.е. быть священником.
Для понимания сущности церковной организации большое значение имеет уяснение различий между церковью и сектой, описанное М. Вебером и получившее затем более подробную трактовку в трудах другого немецкого социолога, Э. Трельча.
Церковь, претендуя на универсальность, ищет поддержку у государства и власть имущих, ею руководят профессионалы, церковным ритуалам присущ определенный формализм. Участие верующих в церковных делах строго регламентировано и сведено к пассивному слушанию проповедей.
Секта имеет небольшое число верующих, но отношения внутри этой организации лишены формализма, носят доверительный, личностный характер. Представляя собой моральную общность, секта характеризуется духом аскетизма и мистицизма.

Основателем секты является, как правило, харизматическая личность, обладающая особыми психоэмоциональными и интеллектуальными качествами.
Помимо церкви и секты, выделяют культ и деноминацию. Культ как религиозная организация включает в себя небольшое число верующих во главе с харизматическим лидером.

Нетрадиционные культы, основывающиеся на восточных религиозных верованиях, весьма популярны сейчас на Западе, да и в России.
Члены деноминации практически участвуют в жизни общества, хотя подобно членам секты подчеркивают свою исключительность. В деноминации существует своя элита, осуществляющая руководство жизнью религиозной общины.

Деноминация представляет собой некую переходную форму от секты к церкви.
Американский социолог Дж. Ингер предложил еще более сложную классификацию религиозных организаций: церковь (традиционная), экклезиастская церковь, деноминация, сформировавшаяся секта, секта, культ.
10.5. Функции религии в обществе
Выделяются четыре основные функции религии в обществе:
1)интегративная,
2)регулятивная,
3)психотерапевтическая,
4)коммуникативная.
1. Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта
Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозные символы, ценности, обряды и обычаи способствуют сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ.
Стабилизирующая роль религии проявляется в следующем:
1)будучи институционализированной, официально признаваемой государством системой идей и ценностей, она своими действиями стремится сохранить и поддержать тот социальный порядок, частью которого сама является;
2)если иметь в виду современные общества, в которых действуют признанные мировые религии, то присущие им универсальная направленность, а также громадное воздействие на моральное сознание общества, его традиции, обычаи, нравы способствуют сохранению интегративной функции религии.
2.Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный через деятельность церковных организаций, так и неформальный, осуществляемый самими верующими как носителями моральных норм по отношению к окружающим людям.
3.Сферой деятельности психотерапевтической функции религии выступает само религиозное сообщество через отправление религиозного культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику человека.
4.Коммуникативная функции проявляется прежде всего по отношению к самим верующим. Общение развертывается для верующих в двух планах: общение с Богом и общение друг с другом.

Богообщение является высшим видом общения, и соответственно общение с ближними приобретает второстепенный характер.
10.6. Проблема секуляризации религии в современном обществе
Существенной особенность современного этапа развития религии является секуляризация, под которой понимается процесс вытеснения религиозно-мифологической картины мира научно-рациональным ее объяснением, и тесно связанное с ним ослабление влияния религии на различные социальные институты - образование, экономику, политику и т.п.
Интересные рассуждения и факты относительно процесса секуляризации излагаются в книге известного английского социолога Б. Уилсона. Симптомы упадка религии в современном мире он видит в ослаблении влияния религиозной морали на поведение людей, которые в значительной мере ориентированы сейчас на новые материальные ценности.

Современный мир все более превращается в рационально конструируемую среду, в которой мало место остается для действия божественных сил.
Однако в современной социологии существует и другая точка зрения на процесс секуляризации, которую отстаивают сторонники культурологического и феноменологического подходов - Т. Парсонс, П. Бергер, Т. Лукман и др. Они считают, что ослабление роли церкви в современном мире не свидетельствует об устранении религии из жизни людей. Они полагают, что в современном обществе имеет место не секуляризация, а религиозная трансформация.

Церковные религии теперь распространяются главным образом среди переферийных элементов общества, но религия не исчезает, она трансформируется в новую социальную форму, существенной чертой которой является индивидуальный выбор человеком системы религиозных значений.
10.7. Религия и Советская Россия
На протяжении многих десятилетий после Октябрьского 1917 переворота партия большевиков проводила политику массовой атеизации населения под лозунгом Религия - опиум для народа. Многие церкви были закрыты, разрушены, либо превращены в складские помещения.

Масса священнослужителей было репрессирована, деятельность официально разрешенных церковных приходов находилась под неусыпным оком партийных властей и КГБ. В глазах общественного мнения верующий человек представлялся неполноценной личностью. Разрушение религии не могло не привести к громадным потерям в области культуры и нравственности.

Особенно сильно пострадала нравственность народа: рост преступности, бытовое пьянство, повсеместная грубость и хамство - эти и многие другие негативные черты, присущие моральной атмосфере нашего общества, в значительной мере возникли в условиях религиозного вакуума, отсутствия у большей части населения религиозной веры и религиозных традиций, посредством которых поддерживалось моральное здоровье нации.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1.В чем заключается социологический подход к изучению религии?
2.Какое определение можно дать самому термину религия?
3.Перечислите существовавшие исторические типы религиозных
верований.
4.Что означают ценностно-нормативный и поведенческий аспекты
религии?
5.Охарактеризуйте структуру религиозной организации.
6.Перечислите основные функции религии в обществе.
7.Что означает секуляризация религии?
II. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему. Ее функцией является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическими и политическими отношениями общества, уровнем его материально-технического развития.
11.1. Понятие формального и неформального образования
В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием.
Термин формальное образование подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих процесс обучения; во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как задающему объем получаемых знаний, обучения определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать:
а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе;
б) нормативным требованиям исполнения распространенных в обществе социальных ролей.
Что же касается неформального образования, то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно усваивает в процессе общения с окружающей социальной средой и путем индивидуального приобщения к культурным ценностям.
11.2. Эволюция системы образования
В примитивных первобытных обществах образование являлось частью социально-производственного процесса.
В доиндустриальном обществе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и социального неравенства начинается обособление института образования. Наглядным примером могут служить школы Древней Греции и Древнего Рима, в которых учителя обучали за плату детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др.
В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах.
В обществе индустриального типа образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.
11.3. Специфика социологического подхода к изучению института образования
В чем заключается специфика социологического подхода к изучению образования? Во-первых, процесс образования рассматривается в контексте социального взаимодействия как одна из подсистем социальной системы, в которой формируются устойчивые, стандартизированные образцы поведения (статусы и роли).
Вторая особенность социологического анализа заключается в том, что система образования рассматривается как тип социальной организации с присущей ей социальной структурой, т.е. совокупностью взаимосвязанных социальных позиций и ролей, посредством которых осуществляются различные типы деятельности.
Третья, главная особенность социологического подхода состоит в том, что образование рассматривается в качестве одного из важнейших институтов общества, выполняющего ряд специфических функций.
11.4. Функции образования
1.Трансляция и распространение культуры в обществе наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколению к : поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным профессиям).
2.Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.
3.Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся:
4.Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами:
во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов;
во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры.

Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степенью профессионализма и компетентности.
Третий момент, сближающий образование с формальной организацией сложного типа, заключается в стандартизации учебного процесса.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
1.Определите основные цели и задачи образования,
2.Дайте характеристику формальному и неформальному образованию.
3.Перечислите основные этапы эволюции системы образования.
4.В чем заключается специфика социологического подхода к изучению института образования?
3.Назовите и охарактеризуйте основные функции образования.



Содержание раздела