d9e5a92d

Территориальная общность

Территориальная общность представляет собой совокупность людей, живущих на одной хозяйственно освоенной территории. Население города, агломерации, культурно-исторического региона потому является общностью, что объединено системой экономических, социальных, политических, ценностнонормативных связей, выделяющих его как целостность в качестве самостоятельной единицы пространственной организации жизни общества.

Территориальная общность (в дальнейшем ТО) объединяет людей, несмотря на все многообразие их классовых, профессиональных, демографических и иных различий, в силу некоторых общих социальных и культурных черт и интересов. ТО обладают своеобразием в социальном составе населения, специфическими традициями труда и досуга, организации семейного быта и общения; разнятся социальная и профессиональная ориентированность молодежи; отличаются уровни образования, общей культуры и профессиональной подготовленности людей.
Сущность функций ТО состоит в том, что именно здесь осуществляется потребительная деятельность людей, продуктом которой и является индивид. Здесь же совершается процесс овладения ценностями и нормами, присущими данному макросоциуму. При всей значимости современных глобальных средств передачи информации межпоколенная неопосредованная диахронная передача культуры опятьтаки происходит в пределах малой родины социализирующегося индивида.

Именно эта малая родина, т. е. территориальная общность, основная среда производства людей.
Отсюда с очевидностью следует, что специфическими компонентами стратификационной структуры территориальной общности могут быть потребительские группы, или группы, отличающиеся по образу жизни.
Они в значительной мере и складывают ткань местной жизни.
Исследования, проведенные нами в России, показали, что эти группы не совпадают с социальными слоями, выделенными по критерию 2. В. В. Радаев, О. И. Шкаратан 33
социально-экономической неоднородности труда. Объединяющими факторами, формирующими сходство по потреблению и нормативноценностным представлениям, являются микросреда социализации (семья, ассоциация), а также профессионализированные институты духовного производства. Например, в российском городе заметно различаются по образу жизни коренные горожане и мигранты в первом поколении; жители социально различающихся внутригородских районов (элитарной застройки, частного домовладения, ведомственных, принадлежащих заводам, микрорайонов, городских трущоб, так называемых шанхаев и т. д.); выпускники специальных школ и элитных вузов и остальные жители с тем же (по числу лет обучения) образованием и т. д.
Поскольку ценностные представления трудно поддаются формализации, то мы выявили потребительские группы на основе частотных характеристик вовлеченности людей в разнообразные виды внепроизводственной (потребительной) деятельности. Хаотичность и многочислие занятий людей необходимо было как-то упорядочить. В основу был положен принцип родовидового разнообразия. Смысл его состоит в объединении родственных видов занятий в роды и придании доминирующего значения именно степени участия индивида в разных родах занятий (воспитании и обучении детей; культурнопознавательной деятельности; общении и т. д.).

Другими словами, разнообразно развлекающиеся личности уступали при таком измерении тем, кто, скажем, сочетал воспитание детей и с занятием любительским трудом, и со спортом.
Выявленные по этому критерию (разнообразия деятельности) девять групп включают в спой состав представителей всех основных социальных слоев, людей с разным уровнем образования и т. д. Сами эти группы именно горизонтальны по отношению к властнособственническим членениям. Они различаются между собой типами поведения, ориентациями, ценностями3.
Гораздо основательней, чем стратификация территориальных общностей, изучена социологами структура социальной организации (предприятия, учреждения). В ней можно выделить, прежде всего, целевые и должностные группы.

Известно, что организация представляет собой определенную координацию взаимодействий и взаимозависимостей работников, строгую регламентацию на рабочих местах, субординацию деятельности.
Осуществление целей, стоящих перед социальной организацией, требует налаженного взаимодействия всех ее членов. Эта система официальных отношений, определенных законами, инструкциями и нормативами, есть целевая (административная) организация. Она состоит из целевых групп работников самостоятельных подразделений внутри предприятия: цехов, отделов, служб. Именно к производственным 3 Этносоциальные проблемы города.

М., 1986. С. 91-111, 126 152.
целевым группам относится понятие вторичной группы (см. главу 1).
Целевые (вторичные) группы, в спою очередь, состоят из бригад, лабораторий, секторов и т. д., т. е. из малых производственных групп, или первичных трудовых коллективов.
Особенность первичных коллективов состоит в том, что члены их вступают в непосредственные отношения друг с другом. Другими словами, первичный коллектив это группа работников низового подразделения предприятия, которые выполняют однородные или взаимосвязанные операции и объединены друг с другом непосредственными и устойчивыми личными контактами в процессе работы.

Размер таких трудовых коллективов в зависимости от отрасли и характера производства колеблется от 10 до 50 человек.
На этом уровне социальные отношения выступают в форме межиндивидуальных контактов. В микросреде первичного коллектива в персонифицированном общении выражается вся система социальных отношений, присущих конкретному обществу.

Конечно, в процессе этого непосредственного общения члены коллективов не осознают того, что они воплощают своей деятельностью сложные социальноэкономические отношения, тем более, что на межличностном, первично коллективистском уровне эти отношения выступают в социальнопсихологической оболочке при определенной эмоциональной окрашенности.
В социальной организации предприятия особую социальную нагрузку несет должностная структура, т. е. строение и взаимодействие групп работников предприятия по их месту в иерархической структуре управления. Признаком позиции (места) в должностной иерархии являются: число подчиненных; уровень образования и квалификации непосредственных подчиненных; число людей, на судьбу которых оказывают влияние принимаемые решения; число нижестоящих звеньев управления; стоимостные показатели контролируемых материальных ресурсов; показатели создаваемых материальных и духовных благ (в натуральном и стоимостном выражении).
Можно выделить несколько основных должностных групп: рабочие; рядовые служащие; рядовые специалисты; старшие служащие и специалисты; руководители первичных коллективов (бригадиры, мастера, руководители групп, бюро в составе отделов); руководители автономных подразделений (цехов, отделов, самостоятельных бюро и секторов); руководители предприятий.
Каждая должностная группа характеризуется определенными ролевыми параметрами. Так, сложившееся в обществе представление о роли рабочего складывается из ожидания высокого уровня исполнительности (дисциплинированности, устойчивых показателей выполнения норм выработки, бережливого отношения к сырью, материалам, оборудованию), относительной устойчивости в профессии и в производственном коллективе, высокой инициативности. От мастера ожидают знания характера, интересов, склонностей его подчиненных, наличия 2*
организаторских способностей и умения руководить людьми, глубокого знания техники и технологии, научной организации труда и производства.
В заключение рассмотрим ролевые характеристики руководителей предприятий. Эти работники постоянно заняты функциями управления, что отличает их от остальных должностных категорий персонала предприятия. Они выполняют следующие основные функции: целеполагающие, административно-организаторские, дисциплинарно-стимулирующие и воспитательные.

Руководители предприятий не только должностная категория, но и профессиональная. Профессией этих людей является не технологическая или конструкторская деятельность, а управление людьми, осуществление властных полномочий.

Их значение в современной экономической и политической ситуации неизмеримо выше, чем в стабильные периоды развития страны. Умение взаимодействовать не только с подчиненными, но и с акционерами, отечественными и зарубежными партнерами ныне стали обязательными для руководителей, к тому же в значительной части ставших владельцами и совладельцами предприятий.
6. Классы и слои в социологической теории В научной литературе длительное время сосуществуют две традиции. По одной из них основными элементами общественного строения признаются классы.

Эта линия обычно связывается с марксизмом.
Однако ее понятийный аппарат используется и вне марксистского направления. Сторонники классовой теории подчеркивают, что социальная структура не охватывает все важные аспекты общественной жизни. По их мнению, превалирующие в обществе ценности, культурные традиции, общественные институты не являются частями социальной структуры. Последняя связана лишь с дифференциацией между людьми.

При этом внимание исследователей направлено не на род занятий индивидов, а на различия в их профессиональных позициях; не на доходы индивидов, а на распределение доходов в обществе, которое отражает неравенство между людьми. Теоретической целью при этом объявляется надобность объяснения форм и степени социальной дифференциации и их значение для социальной интеграции и социальных изменений4.
Многие исследователи, используя категорию классовая структура, на деле ведут речь о тех же иерархиях социальных групп, что и у представителей собственно стратификационного подхода. В рамках этой, второй, традиции понятие социальная структура раскрывает внутреннее строение и все многообразие связей в обществе. Та же часть общественных отношений, которая связана с иерархически организованным взаимодействием групп людей, охватывается понятием 4 Blan P. M. Parameters of Social Structure // Amеr.

Sociol. Rev.

1974. Vol. 39, N 5. стратификация. Попытки смешения категорий социальная структура в узком и широком (ныне доминирующем) смыслах вносит путаницу и двусмысленность в анализ общественных систем.


Рассмотрим более основательно соотношение понятий класс и слой. В современной социологической литературе одновременно сосуществуют обе эти категории (для многих авторов они вообще являются синонимами).

Широко распространена точка зрения, что общество состоит из групп или множества индивидов, имеющих или носящих определенные характеристики. Эти характеристики берутся как критерий классификации, который может быть одно- или, чаще, многомерным.
Соответственно, процедура классификации позволяет выделить большее или меньшее число социальных слоев. При этом центр внимания зачастую смещен с производства на распределение, без осмысления объективных отношений между ними5.
Описанная выше ситуация означает также, что в значительной части исследований одни и те же признаки применяются для выделения и классов, и слоев. Вероятно поэтому в работах многих социологов ... концепция класса является открытой для нескольких интерпретаций как статусная группа, как профессиональная группа, как группа по доходу и группа власти, т. е. понятием класса охватываются неоднородные социальные объекты в зависимости от того теоретического контекста, который вкладывают в этот термин различные авторы6.
Различен и смысл, вкладываемый разными авторами в термин социальный слой. Большинство социологов обозначает этим термином общественную дифференциацию в рамках иерархически организованного общества. Зачастую содержание этого термина ничем не отличается от содержания, вкладываемого в термин класс.

В тех же случаях, когда эти понятия различают, термином страта обозначают группы внутри классов, выделенные по тем же основаниям, что и сами классы.
П. Сорокин как-то заметил: Класс наделал своим теоретикам не меньше хлопот, чем национальность. И в этом случае попытки схватить этого Протея оказывались не более успешными: класс либо ускользал и ускользает из пальцев своих теоретиков, либо, пойманный, превращается в нечто столь неопределенное и неясное, что становится невозможным отличить его от ряда других кумулятивных групп, либо, наконец, сливается с одной из элементарных группировок7.

Эти слова, написанные более семидесяти лет назад, совершенно не устарели и сегодня.
Наиболее интересные авторы стремились не игнорировать ни идеи сторонников классовых теорий, ни идеи их оппонентов. В этом отноше 5 Hercommer S. The Concept of Stratum in the Class Analysis of Advanced Capitalist Socieliex // Marxism Today.

1976. Febr.

P. 57.
6 Reisman L. Inequality in American Society: Social Stratification. Glenview, 1973. P. 35 7 Сорокин П. Система социологии.

М., 1993. Т. 2. С. 357. нии плодотворен подход германского социолога Ральфа Дарендорфа.
Он подчеркивал, что страты образуют иерархическую систему (иерархический континуум), отличаясь друг от друга постепенными различиями, тогда как класс это всегда категория для целей анализа динамики социального конфликта и его структурных корней, и поэтому может быть четко отделен от страты как категории для описания иерархических систем в данный момент времени... . Другой немецкий автор Вернер Хофман отмечал, что социальные классы детерминируются фундаментальными социальными отношениями труда и присвоения; видимая система стратификации (профессия, престиж и т. д.) принадлежит к внешней форме социальной жизни.
Однако заметим, что проведенные исследования стратификации также не были ограничены ни поверхностью общества, ни его статикой и притязали на то, чтобы объяснить сущность общественной жизни.
Лишь с помощью фундаментальных законов функционирования и развития социальных организмов может быть дан анализ и классов с их конфликтами, и стратов с их взаимодействиями и противоречиями.
Проблема разграничения теорий стратификации и классовой структуры интересно интерпретирована И. Краусом. Стратификация и классовое деление, пишет он, разные структуры отношений. Стратификация понятие описательное, подразумевающее некую упорядоченность членов общества на основе какого-нибудь подходящего критерия, вроде дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения... Классы... являются конфликтными группами, которые, объединяясь, оспаривают существующие распределения власти, преимуществ и других возможностей... классы формируются, когда совокупность индивидов определяет свои интересы как сходные с интересами других из той же совокупности и как отличающиеся и противостоящие интересам другой совокупности лиц... . И. Краус подчеркивает важную роль в процессе формирования класса собственной идеологии и создания классовой организации.

В этом явно чувствуются отголоски знакомства с марксистскими понятиями класс в себе и класс для себя, выработанными для характеристики процесса формирования пролетариата и подчеркивающими огромную роль в этом процессе субъективного фактора.
И. Краус иначе, чем К. Маркс, представляет себе объективные факторы, обусловливающие существование классов. В марксистской теории это прежде всего место в исторически определенной системе общественного производства, у Крауса отношение к каким-либо социальным благам.

Поэтому любая страта, выделенная по произвольно выбранному признаку, является потенциальным классом (своего рода классом в себе), а любая осознавшая общность своих интересов и организационно оформившаяся страта превращается и действительный класс (т. е. класс для себя). Основной вопрос, с точки зрения Крауса, 8 Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. I., 1959.

P. 76. как принадлежавшие к страте становятся представителями класса9.
Нам представляется, что для понимания разницы между классовым и стратификационным подходами целесообразно на время забыть об эклектических и компромиссных современных интерпретациях. Сопоставим классы d марксистской теории и страты в функциональной теории.
В чем тут разница? Признание класса означает признание антагонизма, противоположности интересов больших общественных групп.

Признание же стратов означает признание определенных различий между людьми по каким-то признакам, различий, которые приводят к слоеному размещению индивидов в обществе при продвижении их снизу вверх.
Марксистская теория классов занимается разделением общества, выявлением общественных противоположностей, а теория стратификации занимается общественной дифференциацией. И тут речь идет не о различиях в терминологии. В первом случае выделяются элементы дезинтеграции, внутренних антагонизмов, тогда как дифференциация предполагает целостность общества, его функциональную неразделимость.

Теория классов проводит разделение общества по альтернативным признакам на эксплуататоров и эксплуатируемых, на владельцев средств производства и на лишенных их, тогда как теории стратификации разделяют общество на основе одной или нескольких черт, имеющихся в наличии в каждой из групп, но в различной степени (так, например, все имеют какой-то доход, но только различных размеров, и псе в обществе имеют какой-то престиж, но неодинаковый).
В теории классов специфические экономические, политические и культурные интересы являются именно тем, что отделяет друг от друга классы, а в теории стратификации категория интересы вообще не присутствует, а если в исключительных случаях и присутствует, то не является обязательным атрибутом для социальных слоев.
Для тех авторов, кто привержен концепции К. Маркса, классы являются объективно данными, т. е. они существуют независимо от сознания и представлений как их членов, так и внешних наблюдателей.
Сознание классового отчуждения марксистами рассматривается не как критерий для выделения класса, а как высокая ступень в развитии самого класса (переход от класса в себе к классу для себя). В большинстве же стратификационных подходов сознание или самих членов выделенных слоев или внешних наблюдателей играет главную или существенную роль в дифференциации общества.
Многие современные сторонники марксистской теории классов отказались от тезиса о растущей общественной поляризации; их классовые схемы, сохраняя экономический детерминизм, все в большей мере отражают растущее усложнение общественных структур и рост значения и доли средних слоев (классов) (достаточно в этой связи вспомнить теорию и схемы классовой структуры О. Э. Райта). Одно 9 Kraus I. Stratification. Class, and Conflict. N. Y. . 1976.

P. 12. 15-16. временно последователи стратификационных подходов все чаще принимают в расчет конфликтологические аспекты классового подхода.
В этом отношении характерны обобщающие работы британских социологов. Так, в книге Энтони Гидденса Социология соответствующая глава так и названа: Стратификация и классовая структура.
Родовым понятием выступает стратификация, а классы как видовое понятие, частный случай стратификации. Рассматривая проблемы стратификации и неравенства в современных западных обществах, Гидденс именует основные социальные группы классами, но описывает их не во взаимном противостоянии, а как ранжированные общности (высший класс, средний класс, низший класс) 10.
Следует иметь в виду несколько важных обстоятельств, приводящих к выводу о том, что классы и классовое деление есть частный случай стратификации. Во-первых, в истории помимо классов неравенство существовало в форме кастовой и сословной систем.
Кроме того, в этакратических (государственно-социалистических) обществах функционировала слоевая система, основанная на властных отношениях. Во-вторых, в обществах классового типа всегда значительная (а зачастую и преобладающая) часть населения не входила в состав основных классов, образуя мозаику слоев, сословий и других социальных единиц. В-третьих, в современных обществах все попытки выделения контрастных классов все чаще оказываются безуспешными в силу иерархически слоевого строения социума.

В-четвертых, помимо основных социальных групп (классов или слоев) d обществе всегда существует тендерная, этнорасовая, культурно-статусная стратификация.
Можно сделать вывод: обобщающим понятием для научного изучения и понимания отношений между людьми по поводу распределения власти, собственности, престижа, присвоения всех видов ресурсов является социальная стратификация.
7. Системные характеристики стратификации В социологии понятия слой, класс и стратификация применяют к стабильно существующим реальным социальным группам, принадлежность к которым задается либо передачей социальных позиций из поколения в поколение, либо (и) передачей из поколения в поколение всей совокупности черт поведения и установок. Тенденция наследования позиций одно из свойств системы стратификации. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высоким престижем и хорошо оплачиваемые позиции.

Здесь действуют два механизма селекции: неравный (зачастую скрытый) доступ к подлинно качественному образованию; 10 Ciddens A. Sociology. Oxford.

1991. P. 205-241. неодинаковые возможности получения позиции в равной степени подготовленными индивидами.
Стратификации присущи несколько системных характеристик (свойств). Из них первая социальность (внебиологичность) этого явления.

Хотя различия между людьми по таким показателям как пол, возраст, интеллект, здоровье весьма заметны, они сами по себе не объясняют, почему одни статусы дают людям обладание большей властью, собственностью или престижем, чем другие. Биологические признаки не относятся к моделям господства или подчинения, пока они не включены в систему социальных отношений, установок и ценностей.
Так, физически слабый и старый буржуа доминирует над сильным и молодым рабочим. Менеджерами высокого ранга становятся благодаря образованию, опыту работы, социальным навыкам, однако этому способствуют и личностные качества, такие как характер, воля, выносливость, способности.
Социальность стратификации подразумевает, что распределение благ в любом обществе основывается на нормах или на общепризнанных правилах. Нормы эти обычно отражают интересы главным образом тех, кто обладает властью навязать именно те правила, которые они считают наилучшими, выгодными для себя.

Почти в любом обществе большинство людей соглашаются с этими правилами (конформны по отношению к ним), хотя они находятся на нижних ступенях социальной иерархии и обладают минимумом социальных и материальных благ.
Важным проявлением социальности феномена стратификации является ее связь с другими институтами общества, такими как политика, брак и семья, экономика, образование и другие. Например, связь стратификации с институтом политики проявляется в наследовании власти, когда дети членов правящей элиты преемствуют позиции родителей. Связь стратификации с экономикой проявляется в том, что решения относительно того, что производить, какие услуги предоставлять, какова должна быть заработная плата рабочих и служащих и каковы условия работы все эти решения принимаются теми, кто или имеет капитал, необходимый для проведения в жизнь этих решений (как в США), или политическую власть для контроля над реализацией этих решений (как это было в СССР), или то и другое (как в современной России).

Благодаря таким связям, структура и функции экономики тесно переплетаются с системой стратификации.
Второй характеристикой стратификации является ее традиционность, поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, т. е. неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой были важным критерием стратификации.Письменная история человечества, начиная с Древнего Вавилона и Египта, есть история богатых и бедных, свободных и рабов, властвующих и зависимых.

Подобные иерархии признавались естественным порядком вещей, особенно теми, кто находился на вершине власти и богатства. За последние 2-2, 5 тысячелетия идея естественности социального неравенства стала важной чертой социальной жизни.

Однако и нередки были случаи сопротивления такому преемственному порядку отношений. Потрясения в виде восстаний и революций, иной раз и победоносных, способствовали постепенному смягчению отношений, но сохраняли (или восстанавливали) диспропорциональное распределение собственности, власти и престижа.
Другими словами, хотя следует различать форму стратификации, учитывать неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.
Признание универсальности стратификации, ее исторической обусловленности не отрицает возможности оценки ее оптимальности применительно к конкретному обществу, Дифференциация условий жизни, обстоятельства для реализации жизненных шансов все это сфера регулирования, борьбы социальных групп за более разумное распределение ресурсов исходя из критериев оптимизации экономического и социального воспроизводства. При всем этом, видимо, трудно оспаривать тезис о том, что стратификация суть системный элемент определенной социальной организации общества, выполняющий функцию его интеграции и координации.

В то же время устаревшая система стратификации мешает оптимальному функционированию общества, разрушает его социальную организацию.
Стратификация обычно выражает ценности групп, стоящих у власти.
И до тех пор, пока данная стратификационная иерархия адекватна всей общественной системе на определенном витке ее развития, она (т. е.
данная стратификация) является ценностью, признанной всем обществом. Изменения стратификационной системы происходили в истории как эволюционным, так и революционным путем.

Чем сложнее общество, его технологическая и экономическая структуры, тем дороже обходится революционный путь развития, тем оправданнее эволюционная трансформация стратификационной системы.
До сих пор мы говорили о неравенстве без учета его формы. Между тем от формы неравенства зависит и интенсивность стратификации. Теоретические возможности здесь колеблются от такой крайности, когда любому статусу приписывается одинаковое количество власти, собственности и престижа, и до другой крайности, когда каждому статусу приписывается разное количество и того, и другого, и третьего.

Крайних форм стратификации не было ни в одном историческом обществе, хотя в Индии, где существовало более 5000 подкаст, намечался вариант крайней формы неравенства, а сельскохозяйственные кооперативы в Израиле, киббуцы, и ныне исчезнувшие коммуны в Китае приблизились к крайней форме равенства.
Признание социологической наукой функциональности стратификации, ее исторической неизбежности означает отказ от раннесоциологического восприятия социального неравенства как зла, нежелательного в обществе феномена, знаменует собой переход к объяснению сути и места этого функционального явления в жизни людей. Тем самым социология переходит от выполнения роли социальной критики, от проявления ценностного чувства справедливости (неравенство архаизм, пережиток устаревших социальных форм) к научному анализу реальных отношений между людьми, причин и условий их существования, их органичности и полезности для жизни общества, его развития.
Признание функциональности стратификации совсем не означает бессилия и безразличия по отношению к судьбам людей, отсутствия у социологов какой-либо возможности влиять на пути развития общества. Сопоставим ситуацию, когда в обществе многочисленны социальные слои, социальная дистанция между ними невелика, уровень мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический рост постоянно повышает планку содержательного труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций.

Трудно отрицать, что такое общественное устроение, такое межслоевое взаимодействие скорее по-своему идеальная модель, чем обыденная реальность. Однако это прагматическая модель, поскольку она исходит из признания естественности группового и индивидуального неравенства и в то же время предполагает возможность получения высокого социального эффекта при сохранении динамизма экономики.
Большинство современных обществ далеки от этой модели. Им присущи концентрация власти и ресурсов, связанных со статусом, у численно небольшой элиты, которая имеет неизмеримо более высокое положение, чем остальные группы населения.

Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и остальными стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством. Это означает, что средний класс немногочислен и верхи лишены достаточных каналов связи с остальными группами.
Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам. Поэтому социологическое воображение, создающее идеальные модели преобразования общества, служит благой цели его макросоциальной интеграции.



Содержание раздела