d9e5a92d

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

Данная глава посвящена понятийному аппарату, основным теоретическим моделям стратификации, стратификации на макро-, мезо- и микроуровнях общества, системным характеристикам социального неравенства.
1. Основные понятия теории стратификации Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающимися во многих аспектах.
Так, в большинстве стран феодальной Европы главной характеристикой была принадлежность к определенному сословию: господфеодалов, свободных горожан или зависимых крестьян. Свои и чужие отделялись по цивилизационному признаку принадлежности к той или иной конфессии, а француз ты или англичанин, не имело особого значения.

В эпоху складывания национальных рынков и становления капитализма этническая принадлежность из горизонтального деления, не ставившего человека в более высокое или низкое положение, стала превращаться в вертикальное. Арап Петра Великого, знаменитый предок Пушкина, в новых обстоятельствах мог бы быть лишь на нижнем ярусе социальной башни. Знатность происхождения и власть над зависимыми людьми вооруженных сеньоров уступает место маркировке людей но богатству и собственности.

В современных же информационных обществах наблюдатели отмечают сосуществование и переплетение нескольких, если и неравнозначных, то относительно автономных систем неравенства (или иерархии): власти, собственности, знания.
В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами (общностями) людей в социологии широко применяют понятие социальная стратификация, Само слово стратификация заимствовано у геологов.

Оно латинского происхождения (первоначально stratum означало покрывало, постель), В английском языке оно стало пониматься как пласт, формация (в геологии), слой общества (в обществознании); множественное число strata, stratification (стратификация) деление на общественные слои (пласты).
Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Прежде чем перейти к рассмотрению стратификации как таковой, необходимо остановиться на базовых понятиях специальной теории социального неравенства. Часть из них мы рассмотрели выше (потребности, интересы, роли, статус, ценности, нормы). Здесь мы обратим внимание на два других важнейших понятия власть, и собственность.

Начнем с понятия власть (power). Этот термин не следует смешивать с термином управление, который относится к другой области социологического знания. Власть как социальный феномен многообразна.

Поэтому естественно, что столь же многообразны ее дефиниции.
Мы предлагаем следующее определение. Власть это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направленность деятельности других социальных субъектов (безотносительно их интересов); распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества; формировать и навязывать правила и нормы поведения (установление запретов и предписаний); предоставлять полномочия, услуги, привилегии.
Властные отношения означают, что между социальными субъектами существуют такие взаимосвязи, при которых один субъект выступает как объект действия другого субъекта, точнее превращает (навязывает) другой субъект в объект своего действия, В структуре властных отношений ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей.
Собственность, по широко распространенному определению, это основное экономическое отношение между индивидуальными и групповыми участниками процесса производства, опосредованное их отношениями к средствам производства, один из важнейших социальных институтов. Собственность может быть частной, групповой, общественной, формы ее весьма многообразны. Но в любом случае отношения собственности раскрывают, кто принимает решение о том, где, что и как производить, как распределять произведенное; кого и как награждать, стимулировать за труд, творчество и организационно управленческую деятельность.

Другими слонами, собственность реально раскрывается как процесс распоряжения, владения и присвоения.
Это означает, что собственность суть властные отношения, форма экономической власти. Это власть владельца предмета над теми, кто им не владеет, но в то же время в нем нуждается.

Отношения собственности делят людей на хозяев средств производства (собственников, владельцев), как использующих наемный труд, так и не использующих его, и на людей, не имеющих средств производства.
Следует отметить, что многие сравнительные исследования показали, что под влиянием таких глобальных процессов как индустриализация, урбанизация, информатизация общества растет и качественно усложняется социальная дифференциация. Передовая технология даст толчок возникновению большого числа новых профессий. Возникающие профессии требуют большей квалификации и лучшей подготовки, лучше оплачиваются и являются более престижными.

Как следствие, образование и подготовка становятся все более важными факторами, определяющими положение человека в начале его профессиональной карьеры, да и сказываются на всем жизненном пути человека. Кроме того, индустриализация приводит в большее соответствие профессионализм, подготовку и вознаграждение.

Иными словами, для индивидов и групп образование становится самостоятельным фактором их позиции в ранжированной стратификационной иерархии.
2. Функционалисты о социальной стратификации Принципы подхода к феномену социальной стратификации впервые с позиций научного анализа раскрыли К. Дэвис и У. Мур: Как ни странно, главная функциональная необходимость, объясняющая универсальное существование стратификации, связана с тем, что любое общество сталкивается с неизбежной проблемой размещения индивидов и стимулирования их внутри своей социальной структуры. Как функционирующий организм, общество должно каким-то образом распределять своих членов по различным социальным позициям и побуждать их выполнять обязанности, связанные с этими позициями.

Оно должно, следовательно, гарантировать себе два разных уровня стимулирования: исподволь возбуждать у нужных индивидов желание занять определенное положение и уже у занявших данное положение желание выполнять связанные с ним обязанности.
Хотя социальный порядок может носить относительно устойчивый характер, всегда налицо постоянный процесс метаболизма, поскольку одни индивиды рождаются, другие стареют, третьи умирают. Их втягивание в систему социальных позиций должно быть как-то организовано и мотивировано. Это одинаково верно как для системы, основанной на конкуренции, так и для неконкурентной системы.

Для системы, основанной на конкуренции, большое значение имеет мотивация достижения определенного положения, для системы же, основанной не на конкуренции, большое значение имеет мотивация выполнения обязанностей данного положения, но для всех систем необходимы оба типа мотиваций.
Если бы обязанности, связанные с разными социальными позициями, были бы одинаково приятными индивидам, одинаково важными для существования человеческого общества и требовали одинаковых талантов или способностей, то было бы все равно, кто какое положение занимает, и проблема определения места в обществе потеряла бы свое значение. Однако в действительности это очень и очень важно, кто и какое положение займет. Это важно не только потому, что некоторые социальные позиции по природе своей более приятны, чем другие, но также и потому, что некоторые из них требуют особых талантов или специального обучения, а некоторые функционально более важны, чем другие.

Необходимо также, чтобы обязанности, связанные с некоторыми социальными позициями, выполнялись с тем усердием и прилежанием, которых требует их значимость. Поэтому общество неизбежно должно располагать, во-первых, какими-то видами выгод, которые можно было бы использовать в качестве стимулов, а, во-вторых, иметь в своем распоряжении какие-то способы неравномерного распределения этих выгод (вознаграждений) в зависимости от занимаемых позиций.
Вознаграждение и его распределение становятся частью социального устройства и, в свою очередь, порождают (являются причиной возникновения) стратификации.
Могут спросить, какими видами вознаграждения располагает общество для того, чтобы распределять свои кадры и обеспечивать наиболее существенные функции? В его распоряжении есть, во-первых, предметы, обеспечивающие средства существования и комфорт; вовторых, средства для удовлетворения различных склонностей и для развлечения и, наконец, средства для укрепления чувства собственного достоинства и самовыражения.

Последнее в силу социального характера человеческой личности является в основном функцией мнения других индивидов, но тем не менее занимает место наряду с двумя другими. В любой социальной системе все три вида вознаграждения должны распределяться дифференцированно в соответствии с занимаемыми социальными позициями. В определенном смысле вознаграждения как бы встроены в социальные позиции. Они состоят в правах, связанных с этими позициями, плюс то, что можно назвать сопутствующими благами.

Часто права и иногда сопутствующие блага функционально связаны с обязанностями, присущими данной социальной позиции... Если права и сопутствующие блага, присущие различным социальным позициям и общество, должны быть неравными, то и общество, как следствие, должно быть стратифицированным, потому что это и есть именно то явление, которое мы обозначаем термином стратификация. Таким образом, социальное неравенство является тем неосознанно развиваемым средством, при помощи которого общество обеспечивает выдвижение на важнейшие позиции наиболее компетентных лиц... '.
Таким образом К. Дэвис и У. Мур предложили следующие базовые идеи, которые уже полстолетия служат источником дискуссий: Некоторые позиции в обществе функционально более важны, чем другие.


Только небольшое число людей в любом обществе обладает способностями, дающими возможность выполнять эти более ответственные функции.
Чтобы побудить одаренных людей нести нелегкие нагрузки овладевать знаниями и навыками, им общество открывает доступ к дефицитным и необходимым благам.
Этот неравный доступ к благам (.дефицитным ресурсам, например, уникальным средствам поддержания здоровья) приводит к тому, что разные страты пользуются неодинаковым престижем и уважением.Престиж и уважение + права и преимущества создают институализированное неравенство, т. е. стратификацию.
Следовательно, социальное неравенство между стратами по этим признакам позитивно функционально и неизбежно в любом обществе.
Изложенные идеи далеко не всегда подтверждаются фактами реальной жизни. Дело в том, что присвоение благ и услуг обладателями собственности и власти зачастую неадекватно затратам труда и проявленным дарованиям.

Признав функциональность собственности и власти как базовые категории неравенства, а также отказавшись от иллюзий существования механизмов справедливого размещения людей соответственно способностям, мы можем принять основные идеи К. Дэвиса и У. Мура.
3. Теория социально-экономической неоднородности труда При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально-экономической неоднородности труда. Выполняя качественно несравнимые виды труда (например, слесарные и проектные работы, работу художника и летчика и т. д.), в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди 1 Davis К., Mооre W. Soте Principles of Stratification. // Aтer.

Sociol. Rev.

1945.
Vol. 10, N 4. P. 242-249. Перевод взят из сборника: Социальная стратификация.

М., 1992. Вып.

1. С. 161-163 и корректирован автором главы. оказываются занятыми экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности. Соответственно будут различными и места соответствующих групп людей в системе общественной организации труда.

Эти группы работников побуждаются обществом к возобновляемому выполнению тех видов труда, которыми они заняты (т. е. к закреплению за конкретным видом труда), разной общественной оценкой их производственной деятельности, т. е. стимулированием в широком смысле.
Общественная оценка учитывает два момента. Во-первых, восстановление способности к труду данного вида (воспроизводство человека как работника). Во-вторых, восстановление стимулов, побуждающих людей к возобновляющемуся участию в данном виде трудовой деятельности.

Обычно второй момент имеет определяющее значение в общественной оценке. Так, для ряда положений в общественной системе, качество деятельности в которых оказывает особенно сильное влияние на общественное воспроизводство в целом и подготовка к выполнению которых требует особенно больших затрат общественного труда (например, крупные менеджеры, руководители национальной армии, ученые экстракласса и т. д.), необходим отбор (конкурс, селекция, конкуренция) кандидатов, способных к более эффективной работе.

Поэтому число кандидатов должно превышать число имеющихся ячеек, позиций, что предполагает повышенную общественную оценку, т. е. предоставление большого количества материальных и социальных благ. Конечно, социальное происхождение, среда общения, власть и богатство подкрепляют притязания одних и усложняют продвижение других.
Социально-экономическая неоднородность труда выражается в разделении последнего на организаторский и исполнительский, умственный и физический, сложный и простой, квалифицированный и неквалифицированный, самоорганизованный и регламентированный, творческий и стереотипный. Закрепленность различных групп людей за соответствующими родами деятельности (социально-экономически различными) есть основа социального неравенства.

Именно социально-экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других.
Группа людей, выполняющих разный по сложности и квалифицированности труд, обладают, как правило, разным трудовым потенциалом, т. е. разной квалификацией (различным объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обуславливающих способность к труду определенного качества); разным психофизиологическим потенциалом (способностями, здоровьем, работоспособностью и т. д.); разным личностным потенциалом (ценностными ориентациями, социальными интересами и т. д.). Следствием различий в потенциале является неравный вклад в производство общественного продукта, неравные экономические результаты труда. Социально неоднородный труд порождает и социально неоднородные потребности, что, в свою очередь, приводит к их относительной сбалансированности. Важное значение для воспроизводства социального неравенства на основе неоднородного труда имеет внепроизводственная деятельность. Функцией этой деятельности и является удовлетворение потребности общества в воспроизводстве индивидов, способных к возобновляемому исполнению закрепленных за ними трудовых социальнодифференцированных функций.

Поэтому было бы оправданным в контексте теории стратификации именовать внепроизводственную деятельность социально воспроизводящей.
Границы и элементный состав этой деятельности взаимосвязаны с воспроизводством индивида как представителя определенного рода труда. Сюда необходимо отнести демографическое воспроизводство, воспитание детей, психофизиологическое обеспечение, познание и саморазвитие, общественно образовательную деятельность.

Всем этим базовым элементам социальновоспроизводящей деятельности присущи массовость проявления, устойчивость во времени и пространстве, инвариантность в меняющихся условиях жизнедеятельности людей.
Таким образом, неоднородность труда порождает различия в потребностях, средствах их удовлетворения и структуре внепроизводственной деятельности, т. е. представители одного рода деятельности это не статистическая совокупность людей, а реальная социальная группа, характеризуемая общностью условий существования и причинно взаимоувязанными сходными формами деятельности в разных сферах жизни, когда качественные особенности деятельности в труде приводят к специфическим имманентным особенностям в потребностях и потреблении.
Если эти группы вырабатывают свои ценности и нормы и опираются на них, если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями. Проведенные многократные исследования подтвердили эти предположения.

Да, именно таковы социальные слои в современных индустриальных и постиндустриальных обществах.
Исходя из сказанного можно считать появление нового рода производственной деятельности лишь исходным моментом в формировании нового социального слоя. Новый род производственной деятельности приводит к переструктурированию существовавшего ранее в обществе обмена деятельностью и в итоге к новой композиции социальной структуры.

Появляется общественная необходимость в закреплении этого нового рода деятельности за особой категорией людей, вступающих в специфические отношения с другими людьми по поводу производства средств к жизни.
Теоретически слой появляется тогда, когда данная производственная деятельность становится экономически и социально необходимой и значимой для общества, а ее носители приобретают специфические потребности и средства их удовлетворения, позволяющие им устойчиво функционировать в этом роде деятельности. В процессе формирования слоя его представители приобретают специфические черты внепроизводственной деятельности, вырабатывают свои ценности, нормы.

Уже сложившиеся социальные слои в ходе воспроизводства, по мере изменения технологических и экономических позиций профессий, обычных для представителей слоя, и по мере возникновения новых профессий, присваивают себе новые технологические роли, сохраняя социальные позиции слоя на шкале стратификационной иерархии. Получается, что профессии как бы плывут, а слои (классы) сохраняют стабильность.

Конечно же, эта стабильность относительна, но она обычно больше, чем у социальной позиции большинства профессий. Все это не только типические черты, но и этапы непрерывного процесса эволюции социальных слоев.
Предложенный нами подход к стратификации как следствию социально-экономической неоднородности труда не противостоит функционалистскому направлению. Ведь последнее по существу положило в основу теории стратификации идею разделения труда, развивавшуюся еще К. Марксом, Ф. Энгельсом, Э. Дюркгеймом и другими.

Различие с классическим марксистским течением здесь состоит в том, что функционалисты очистили разделение труда от таких проблем как насилие и эксплуатация.
4. Многообразие моделей стратификации Описанные нами выше модели раскрывают отношения групп людей по поводу распределения власти, собственности и, как будет показано дальше, знания в сфере трудовой деятельности. Можно признать этот сферу проявления неравенства доминирующей в индустриальных и постиндустриальных обществах.

Но значительная часть членов общества (во многих странах большинство населения) не может быть отнесена к социальным группам по признакам занятости (пенсионеры, учащиеся, неработающие женщины и многие другие категории людей).
Проблема определения социальной принадлежности всех этих членов общества одна из сложных задач стратификационной теории.
Создано множество моделей стратификации, в которых используются в качестве главных иные критерии ранжирования социальных позиций. Речь идет о двух моментах.

Во-первых, в современном мире и сегодня ощутимо присутствие нескольких основных типов стратификации, существующих многие столетия на базе различий и культурах и экономических отношениях: кастовой, сословной, классовой (слоевой).
При этом во многих современных обществах эти стратификационные системы сосуществуют и взаимодействуют.
Во-вторых, упомянутые другие модели отражают различные подходы к выбору тех признаков социальной дифференциации, которые выявляют разделение общества на группы по потребностям, интересам, престижу, образу жизни, ментальности. Эти модели могут представлять различные срезы, аспекты иерархических социальных позиций 31
в обществе как целостности, а могут служить проявлением специфических структур в субсистемах того же конкретного общества. Начнем с первого типа моделей.

Как писал много лет назад Питирим Сорокин: В любой момент истории мы находим солидаризирование и антагонизацию не по одному фронту, а одновременно по многим фронтам...
На историческом поле битвы редко борются только класс с классом или богачи с бедняками. Борьба идет одновременно между слоями однородной группировки друг с другом и между слоями разнородных группировок.

Сегодня церковь и государство солидарно борются против общего врага, например, против семьи или против группы бедных, завтра религиозная группировка вступает в борьбу с государственной.
Сегодня богачи совместно с бедняками атакуют привилегированных, завтра привилегированные, лишенные преимуществ, вместе с бедняками атакуют богачей и т. д...
Правда, не все фронты имеют одинаково важное значение во все времена... . В одни моменты на первый план выступает борьба государства с государством и оттесняет на второй план другие виды антагонизмов, в другие моменты борьба церкви с государством, в третьи борьба классов, в четвертые борьба языковых или расовых групп и т. д. 2.
Исследование социальной стратификации в обществе ведется для различных научно-познавательных и практических целей (например, прогноз поведения электората, проектирование жилой среды, разработка мер по защите материнства и младенчества, определение инновационного потенциала населения), без прояснения которых невозможно определить значимость ее аспектов.
Пожалуй, в позднеиндустриальных и информационных обществах приобретает самостоятельное значение культурно-статусная стратификация. Если властной и собственнической стратификации, связанной со стремлением властных групп к исключительному обладанию властью и престижем, соответствует вертикальное соотношение социальных позиций, то культурно-статусному порядку, смысл которого заключается в сохранении статусными группами своих разнородных (количественно не соизмеримых) ценностных представлений, адекватна неиерархическая модель. Культурно-статусный порядок позволяет сохранить культурное (т. е. ценностное) разнообразие общества.

Это проявляется в разнородности ценностных представлений, в разнообразии видов, форм, способов поведения людей. Статусные группы, образующиеся по признаку культурной принадлежности, обладают общими нормативно-ценностными представлениями и стилем жизни.
Культурная составляющая присутствует всюду, во всех элементах социальных отношений, поэтому эмпирическое изучение культурностатусных групп очень сложно.
2 Сорокин П. Система социологии. М., 1993.

Т. 2. С. 294-295. 5. Стратификация территориальных общностей и социальных организаций Рассмотрим теперь специфические стратификационные иерархии на мезо- и микроуровнях общества на примере территориальных общностей и социальной организации предприятия. Начнем с небольшого пояснения.

В макроструктуре общества большинство социологов при изучении проблем неравенства выделяет большие социальные группы, которые в европейской традиции обычно именуют социальными классами. Но в повседневной жизни, скажем, в пригороде при соседском общении или на предприятии при взаимодействии владельца и наемного работника, было бы неверно говорить о классовых отношениях, даже если соглашаться с теорией определяющей роли классов и классовой борьбы.

При переходе с макроуровня на более низкие уровни социального взаимодействия происходит трансформация связей, зависимостей, взаимодействий.



Содержание раздела