d9e5a92d

СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ И ПРОФЕССИЯ

Социологическая интерпретация профессии Социологи различной идеологической ориентации на практике применяют один и тот же набор эмпирических признаков, описывающих социальное положение людей, их принадлежность к общественному классу и (или) слою: профессия, образование, доход, участие в управлении (власть), стиль жизни, престиж. Это неизбежно, так как на феноменологическом уровне социолог располагает ограниченным набором признаков.

Различие наступает, когда совершается переход от описания к объяснению, от эмпирии к теории, включая такие фазы исследования, как, например, измерение.
Начиная с 60-х годов при описании и анализе социальной стратификации авторы в основном пользуются объективными материальными критериями (профессия, доход, образование). Особое внимание социологов, занимающихся стратификацией и мобильностью, привлекла профессиональная дифференциация.

Она может влиять на доход и престиж, ограничивать возможности как самого индивида, так и его детей.
Профессиональные признаки стали одним из ведущих критериев социальной дифференциации не только по причине того, что представители профессиональных групп демонстрируют сходное социальное поведение и занимают близкие, часто совпадающие, социальные позиции, чем объясняется то, что они в эту группу попали, но и потому, что в современном стратифицированном обществе члены профессиональной группы в существенной степени подвержены влиянию своей среды.
Иначе говоря, при изучении социальной стратификации необходимо учитывать роль, которую играет профессиональная социализация в формировании личности и структуры общества.
В связи с этим следует остановиться на понимании того, что такое профессия. Существует множество определений профессии. Нам представляется наиболее ясным и удачным следующее. Профессия это особого рода деятельность индивидуума (имеющая рыночную стоимость), которой этот индивидуум занимается постоянно с целью получения устойчивого дохода.

Эта деятельность предопределяет социальное положение индивидуума1.
Социологическая традиция связана с рассмотрением институционального признания профессии и ее статуса. Часто выходят работы, специально посвященные социологии профессий. В них изучаются проблемы выбора профессий, профессиональной социализации и идентификации, профессиональной карьеры, вертикальной и горизонтальной мобильности, стиля жизни, досуга и т. д. При этом обычно отмечают, что профессия является социальной ролью, которая определяется общим разделением труда в обществе.

Поскольку специализация индивидуумов есть их функция в обществе, профессия является важным фактором, определяющим престиж личности, классовое положение и стиль жизни.
Исследования затрагивают вопросы дифференциации профессий в зависимости от возраста, пола, расовой и национальной принадлежности и других характеристик работников. Поскольку рынок труда структурирован в соответствии с движением внутри него, смена профессий рассматривается как хаотический процесс.

В некоторых исследованиях используют возрастное распределение профессий и занятий для изучения причинно-следственных связей, существующих внутри рынка труда. Некоторые позиции, занимаемые индивидами, находятся на входном уровне линии карьеры и, вероятно, заняты в основном молодыми работниками; другие позиции объединяют работников иного возрастного состава.
Таким образом, данные о возрастной сегментации рабочей силы могут характеризовать различные профессии, а также профессиональную сегментацию, и быть использованы при изучении социальной стратификации.
Можно выделить пять типов профессионально-возрастных групп: преобладают молодые работники (к этой группе относятся позиции вводного уровня карьеры и профессии, сформированные в связи с появлением новых технологий); преобладают работники среднего возраста (сюда относятся позиции, связанные с руководством); преобладают работники старшего возраста (здесь сосредоточены занятия, дающие возможность свободного распоряжения временем, исключающие большую нагрузку); однородное возрастное распределение маломобильной группы (лица свободных профессий и ремесленники); возрастное распределение, состоящее из малоперспективных занятий, не требующих от работника заинтересованности (оно заполнено лицами разного возраста).
1 Различные определения понятия профессия см.: Hall R. M. Occupations and the Social Structure. N. Y., 1969. Важное значение имеют проблемы статуса профессии. С этим связаны, конечно, и такие проблемы, как престижность профессий у молодежи, а соответственно и заполнение рабочих мест, текучесть кадров, эффективность труда работников. Однако не меньшее значение имеет статус профессий в вопросах формирования и развития социальных групп и слоев.

Эта мысль с предельной отчетливостью сформулирована В. Г. Подмарковым: Профессиональную структуру на всех уровнях мы рассматриваем как часть социальной структуры.
Приобретение профессии является одним из основных элементов социализации личности, т. е. включения се в систему существующих общественных отношений. Развиваемые на этой основе профессиональные связи представляют собой особую форму социальных связей безотносительно к тому, рассматривается ли уровень производственного коллектива или уровень общества в целом.

Профессиональная структура общества объединяет все многообразие профессий и различных трудовых позиций, связывая систему общественных отношений с трудовой деятельностью общества. Особенность профессиональной структуры состоит о том, что она является как бы проекцией социальной структуры на процессы труда, поскольку она определяет связи между людьми, устанавливающиеся в ходе этих процессов.
В связях фиксируются единство занятий и профессиональные различия как особая форма социальных различий. Такие различия возникают на основе дифференциации специальной подготовки и статусных уровней, поэтому саму профессиональную структуру можно рассматривать как иерархическую систему, состоящую из ранжированных социальных позиций работников2.
2. Зарубежный опыт классификации профессий при построении стратификационных иерархий При построении стратификационных шкал применяется классификация профессий, которая строится на учете межпрофессиональных перемещений индивидов, т. е. на их реальном массовом поведении при выборе и смене профессии. На наш взгляд, подобный эмпиризм в группировке профессий чреват и ненадежными результатами.

Такой метод приемлем лишь для проверки, уточнения теоретически обоснованно найденных связей профессия социальный слой.
Пожалуй, самое широкое распространение с начала 60-х годов в социологии получила классификация профессий на основе социальноэкономического индекса О. Д. Данкена. Данкен отметил то обстоятельство, что строить классификацию профессий на основе данных о прямых престижных оценках, как делалось это (и поныне делается) многими авторами, нецелесообразно. Такая методика охватывает не 2 Подмарков В. Г. Человек в мире профессий // Вопр. философии.

1972. 8. С. 60. большой круг профессий и не является надежной. Он предложил использовать данные переписей населения по полному списку профессий, а последние классифицировать по двум параметрам: доходу (доля к профессии лиц с заработной платой не ниже определенной суммы для переписи 1950 г. не менее 3, 5 тыс. долл. в год) и уровню образования (доля в профессии лиц с высшим образованием).

Оба эти показателя корректируются по возрасту занятых в профессии. Правда, О. Д. Данкен замечает на основе приведенных расчетов, что возрастное взвешивание не очень важно.

Попутно учтем, исследовались только мужчины.
Индекс рассчитывается на основе уравнения регрессии. Весьма интересно замечание автора методики о том, что вряд ли может существовать единый индекс, пригодный для любых целей и в любых условиях.

Сам Данкен и его последователи интерпретируют величину индекса как косвенную оценку престижа профессий, но более надежную, чем его прямое измерение3.
В том же направлении ведут изыскания Д. Фитерман и Р. Хаузер, чьи работы имеют репутацию высокопрофессиональных. 17 профессиональных групп, полученных на основе корректированного индекса Данкена, они свели в 5 страт.
1. Высший слой работников нефизического труда: 1. 1. управляющие и торговые работники (вне розничной торговли); 1. 2. специалисты (наемные и самостоятельные).
2. Низший слой нефизического труда: 2. 1. собственники; 2. 2. клерки; 2. 3. торговые работники (розничной торговли).
3. Высший слой физического труда: 3. 1. квалифицированные рабочие промышленности; 3. 2. квалифицированные рабочие строительства; 3. 3. квалифицированные рабочие других отраслей.
4. Низший слой физического труда: 4. 1. станочники; 4. 2. работники обслуживания; 4. 3. неквалифицированные рабочие.
5. Фермеры и сельскохозяйственные рабочие (фермерские работники).
В США с 1939 г. издается Словарь наименований профессий (Dictionary of Occupational Titles), который уже выдержал несколько издании. Цель словаря упорядочить и классифицировать информацию 3 Dunkan O. D. Socioeconomic Index for all Occupations // Occupations and Social Status.
N. Y., 1961. P. 109-138: см. также интерпретацию и развитие методики в работах: Blau P. M., Dunkan O. D. The American Occupational Structure. N. Y. . 1969: Hauser R. M., Featherman D. The Process of Stratification. Trends and Analysis.

N. Y., 1977; Featherman D. L., Hauser R. M. Opportunity and Change. N. Y., 1978 и др. о профессиях. В первом издании профессии были расположены в алфавитном порядке; блокам профессий были присвоены пяти- и шестизначные коды, в соответствии с которыми конкретные профессии относились к тому или иному блоку и которые содержали информацию об уровне навыков, необходимых для исполнения работы, Второе издание было опубликовано после Второй мировой войны (1949 г.), в нем отражались изменения, вызванные появлением многих новых профессий в военно-промышленном комплексе.

Третье издание (1965 г.) внесло в классификационные принципы существенные изменения: были введены такие критерии, как характер труда и требования к работнику, выполняющему данный вид деятельности. Индикаторами предъявляемых требований явились: время, необходимое для профессиональной подготовки; способности, интересы, темперамент; условия труда, физические нагрузки; содержание выполняемой работы и, наконец, отрасль. Следующие издания словаря публиковались в 1977, 1982, 1986, 1991 гг. Появление в 1977 г, четвертого издания стимулировало дискуссию относительно надежности и важности для социологических исследований содержащейся в нем информации.



Словарь содержал 28 801 профессию. Все профессии были структурированы в 12 тыс. 099 основных наименований. В этом и последующих изданиях словаря каждое наименование сопровождается описанием содержания работы, оснащения труда, описания продукта или иных результатов труда, Кроме того, все профессии оценены но сорока четырем характеристикам, измеряющим сложность работы: требуемые для выполнения работы общее и специальное образование, способности, интересы, темперамент, физические свойства индивида.

Существенно, что эти характеристики описывают свойства работника, а не работы. Если первое издание словаря, выпущенное в период депрессии, требовалось для выбора самых умелых, выносливых, психологически здоровых людей из огромного числа безработных с тем, чтобы именно они смогли занять немногие свободные рабочие места, если это издание содержало предельно краткие характеристики рабочих мест, занимаемых рабочими раньше, то четвертое и последующие издания используются для достижения максимальной эффективности рабочих мест.
Каждому наименованию профессии соответствует код, состоящий из девяти цифр. Первые три цифры отражают возрастающую специализированность профессии и основаны на типе технологии, отрасли индустрии и продукта труда, с которыми связана производительная деятельность лиц данной профессии.

Четвертая, пятая и шестая цифры характеризуют степень сложности задачи, которая ставится перед работником. Эта характеристика составляется из 24 переменных, соответствующих функциям, выполняемым профессионалом в его работе.
Переменные описывают сложность труда в трех разрезах: информационном, вещном и человеческом (например: сбор данных, поднятие тяжестей). Последние три цифры служат для того, чтобы каждая профессия была обозначена собственным кодом, это просто порядковые номера.

Крупные профессиональные группы, принадлежность к которым закодирована первыми тремя цифрами (знаками), выглядят следующим образом: Творческие, инженерные и управленческие профессии.
Служащие и профессии в сфере торговли.
Профессии в сфере услуг.
Профессии в области сельского хозяйства, рыболовства, лесничества и относящиеся к ним.
Профессии, связанные с обработкой продукции.
Профессии, связанные с работой на машинах.
Профессии, связанные со сборкой и ремонтом.
Профессии, связанные с выполнением одной операции.
Смешанные профессии.
Следом за кодом профессии идет название, отрасль, другие возможные названия данной профессии и само определение данной профессии, в котором отражаются действия работника, цель его действий; машины, инструменты, оборудование или вспомогательные приспособления, используемые рабочим; применяемый материал, производимый продукт или то, с чем работник имеет дело, оказываемые им услуги; описание выполняемых инструкций. В определение входят также специфические задания, выполняемые работником, а также перечисление того, что и некоторых случаях также им делается.

Затем сообщаются (и это для социологов чрезвычайно важно) требуемые общий образовательный уровень, специальная подготовка и степень тяжести труда.
Столь детализированное описание профессий дает возможность исследователям в зависимости от анализируемой проблемы применять специфические классификации профессий. Таким образом, словарь является уникальным в мировой практике базовым источником для изучения социальной стратификации американского общества, чем и но замедлили воспользоваться заокеанские социологи.

Со словарем профессий работают многие социологи, изучающие стратификацию американского общества.
Возьмем в качестве примера исследование Дж. Л. Спэфа4. Он отмечает, что в современном обществе классовая дифференциация перестала быть значимой для исследователей, поскольку сама по себе не отражает уже сложных динамических социальных процессов.

Определяющее значение ныне в стратификации имеет разделение труда. Само разделение труда Спэф рассматривает как различия в выполняемых операциях. Увеличение цикла выполняемых операций ведет и к дифференциации профессиональных полномочий5.

В связи с этим он предлагает положить в основу измерения стратификации вертикальную дифференциацию профессий, основанную на ролевой активности про 4 Spaeth J. L. Vertical Differentiation among Occupations II Amer. Social.

Rev. 1979.
Vol. 44.

5. P. 746-762.
5 Ibid. P. 748. фессиональных обязанностей. Сама дифференциация профессий связана, по Спэфу, с тремя группами факторов: участие в управлении (власть), сложность труда, престиж.

Включение последнего фактора автором не объяснено. Административную власть он охарактеризовал числом работающих в юридическом подчинении данного лица. Другим критерием оценки административной власти явилась степень независимости. Показатель сложности труда функция, выполняемая работником.

Дж. Л. Спэф предложил также третий индикатор престиж профессии, данные по которому получены не из словаря профессий.
Для фактора сложность труда им взяты следующие переменные: степень сложности работы с информацией, общий образовательный уровень, необходимый для данной профессии, и специальная подготовка. Данные переменные уже проранжированы в словаре, и это облегчает их использование. Спэфом были созданы две модели: в одной выявлены корреляция между факторами власти и сложности труда, в другой между всеми тремя факторами. Дж.

Л. Спэф в своей статье показал тесную корреляцию между этими тремя факторами и доказал преимущества многофакторного подхода к профессиональному статусу.
В схеме 1 раскрыта конструкция индекса статуса профессий по Спэфу.
Схема I. Конструкция индекса вертикальной дифференциация профессий по Дж. Л. Спэфу.

Индикаторы факторов Число градаций Значение градаций
низшая высшая
I. Власть 1. 1. Организационное положение профессии 3 не имею функций руководства руководство 2-мя и более уровнями
1. 2. Характер работы с людьми 4 не связан воспитание. общение как с личностями
1. 3. Наличие соподчиненности 2 есть вышестоящий уровень нет вышестоящего уровня
2. Сложность труда 2. 1. Время на приобретение навыков для данного рабочего 9 короткая демонстрация более 10 лет
2. 2. Общий образоват.
уровень (функциональная грамотность) ______
6 способность к пониманию простейших прямых и двухступенчатых указаний способность применить логическое и научное мышление к широкому кругу проблем
2. 3. Характер работы с информацией 8 анализ и синтез данных отсутствует анализ и синтез данных постоянный элемент pa- боты
3. Престиж профессии 3. 1. Прямое измерение
3. 2. Образование % мужчин, обучавшихся более 12 лет
3. 3. Доход ________ % мужчин с доходом более 5000 $
* Данные по переписи населения США.

3. Отечественная практика изучения стратификации на основе профессиональной дифференциации В СССР исследование профессий долгое время разминалось в рамках экономической науки. Обычно отмечали, что профессия это род занятий или трудовой деятельности человека.

Эти занятия могут быть различными в зависимости как от отрасли производства, так и от специфики выполняемых функций. Во всех случаях профессия означает род деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.

Первым подобный подход еще в 20-е годы сформулировал С. Г. Струмилин6.
Отсюда следует, что профессия является характеристикой и работника, и его рабочего места, и процесса труда. В первом своем значении профессия указывает на специфические навыки человека, на его знания, необходимые для выполнения определенных трудовых операций. Во втором значении профессия характеризует заданный набор трудовых функций, присущих рабочему месту.

В третьем значении профессия раскрывает специфику протекания трудовой деятельности, структуру и последовательность трудовых операций.
В 70-е годы многие исследователи стали отмечать необходимость дальнейшего развития представлений о сущности категории профессия. В частности, последовали указания на то обстоятельство, что сложившиеся определения (С.

Г. Струмилина и аналогичные ему) не поддаются операционализации, что необходим и социологический взгляд на мир профессий.
К сожалению, российские авторы не располагали и не располагают неким базовым источником наподобие американского Dictionary of Occupational Titles. Поэтому методики классификации строились на ocновe не очень-то надежных экспертных оценок профессий.

Сложной проблемой, вставшей перед отечественными авторами, было отличение социально-экономических и технико-организационных особенностей профессий.
Ранее всего была создана классификация профессий по механизации труда, которая охватывала только рабочих промышленности. Она была разработана в Центральном статистическом управлении СССР и действовала с 1959 по 1979 г. В ней производственные рабочие подразделяются на: занятых управлением и наблюдением за работой автоматов; выполняющих работу при помощи машин и механизмов; выполняющих работу вручную, занятых при машинах и механизмах; выполняющих работу вручную не при машинах и механизмах; выполняющих работу вручную по наладке и ремонту машин и механизмов.
Конечно, выделение каждой из названных групп имело определенный экономический смысл. Так, например, данная группировка помогла выяснению вопросов, связанных с механизацией и автоматизацией производственных процессов.
6 Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда. М. . 1957.

С. 12. Однако классификация ЦСУ в течение многих лет вызывала серьезные сомнения в ее корректности. По этой методике рабочими механизированного труда считались только те, кто непосредственно выполнял работу на автоматах, машинах и механизмах.

А рабочие, занятые уходом за оборудованием, его обслуживанием и дежурным ремонтом, были объединены с теми, чей труд является не- и малоквалифицированным.
Недостатки группировки ЦСУ СССР понудили ряд авторов предложить свой вариант классификации профессии с учетом уровней механизации труда. Так, A. M. Вейнберг разработал функционально-технологическую классификацию рабочих профессий, отражающую специфику содержания труда: рабочие ручного труда на операциях механической обработки; рабочие по управлению машинами и станками на операциях машинной обработки; рабочие ручного труда по управлению физическими и химическими процессами; рабочие по управлению аппаратными процессами; рабочие ручного труда на сборочно-монтажных операциях; рабочие по управлению машинами и станками на сборочномонтажных операциях; рабочие ручного труда на погрузочных и транспортных работах; рабочие по управлению подъемно-транспортными машинами и механизмами; рабочие ручного труда на контрольных операциях; рабочие на ремонтных работах; рабочие по техническому обслуживанию оборудования (наладчики, дежурные электрослесари и т. д.); прочие, Однако все подобные группировки профессий, споспешествуя задачам изучения возможностей и путей механизации ручного не- и малоквалифицированного труда, не адекватны цели классификации профессий для последующего выделения социальных слоев.
Еще одним вариантом классификаций, получившим широкое распространение, являются классификации по объективным характеристикам содержания труда, по уровню творческих возможностей работы.
Они разрабатывались по двум направлениям: во-первых, с точки зрения формирования личности работника, во-вторых, с точки зрения воздействия научно-технического прогресса на квалификационные характеристики рабочих, Весьма интересные в методическом отношении и получившие широкое обсуждение в кругах социологической общественности эти классификации имели свою строгую целевую направленность. Так, второй тип методик позволял на основе полученных группировок проследить основные тенденции в изменении квалификации рабочих в зависимости от изменения содержания их труда, обусловленного техническим прогрессом, и предвидеть изменение потребности отраслей народного хозяйства в рабочих различного уровня и характера квалификации.
Автор настоящей главы был одним из первых, кто в 19601970 гг.
предпринял попытку классифицировать профессии для целей исследования реальной стратификации российского общества. Здесь мы не будем касаться идейнотворческой стороны проблемы изучения неравенства в обществе, официально именовавшемся развитым социализмом.

Остановимся на методологии проведенных изысканий.
Особенностью нашего подхода к выделению социальных слоев является принятие в качестве элементарной единицы классификации не индивида, а профессии. При этом каждая группа сходных по социальным характеристикам профессий рассматривается как формальностатистическая рамка реального социального слоя.

Ведь последний может быть выявлен лишь с учетом социальных ценностей, норм, интересов, стиля жизни входящих в состав слоя индивидов. Индивиды, близкие по своим социальным характеристикам, потребностям и нормам, закрепляются за определенными видами труда, именно поэтому профессиональные группы работников, сходные по характеру выполняемого труда, отличаются специфическим социальным обликом и стилем жизни.

В случае социальных перемещений усвоение норм и ценностей социального слоя осуществляется через трудовой коллектив, соседнее общение и т. д., что требует определенного срока адаптации.
Применение группировки профессий на основе формальных процедур не вполне адекватно решает задачу выделения социальных слоев.
Сами по себе профессии непосредственно отражают лишь техническое (функциональное) разделение труда, а не социальную разнородность его.



Содержание раздела