d9e5a92d

Законодательство о социальной защите инвалидов

Для ответа на него важно проанализировать следующие проблемы:
принципы финансового обеспечения социальной политики в отношении инвалидов;
структуру финансовых потоков и их влияние на эффективность реализации политики в отношении инвалидов, финансирование отдельных направлений политики в отношении инвалидов;
различия в финансировании различных групп инвалидов;
существование возможностей преодоления противоречий в формировании социальной политики в отношении инвалидов и в механизме ее финансового обеспечения.
Современная пенсионная система в отношении инвалидов представляется менее эффективной не только по сравнению с зарубежными системами, но и с прежней отечественной. В России до 1991 г. существовала система, при которой заработная плата инвалида ограничивала (отменяла) его право на получении пенсии. Отказ от этой системы, по сути, означает признание двух фактов:
резкое падение жизненного уровня инвалидов, в том числе работающих;
неспособность инвалида достичь в обществе положения, когда он сможет обеспечивать себя самостоятельно.
В РФ и в РБ выделяются следующие группы инвалидов и лиц, связанных с инвалидностью и нуждающихся в социальной помощи:
инвалиды, получающие пенсии по старости;
матери инвалидов с детства, воспитывающие их до восьми лет, получающие пенсии на льготных основаниях;
пенсионеры по инвалидности;
пенсионеры по инвалидности из числа военнослужащих;
пенсионеры, получающие социальные пенсии.
В том числе:
инвалиды с детства;
инвалиды вследствие общего заболевания.
Количество инвалидов увеличивается.
Закономерное увеличение численности инвалидов (даже вследствие логичного изменения принципов учета) может привести к усугублению проблем социальной политики в отношении инвалидов, поскольку увеличит, прежде всего, ее пенсионную составляющую. Действующая система пенсионного обеспечения в России будет сдерживающим фактором на пути признания со стороны государства инвалидами граждан, которые по международной классификации могут и должны быть отнесены к таковым.

Следовательно, и реабилитационные программы в отношении непризнанных инвалидов реализовываться не могут.

Другими словами, социальная направленность политики в отношении инвалидов сдерживает развитие реабилитационной направленности.
Законодательство о социальной защите инвалидов предоставляет им значительное количество прав, льгот и компенсаций. Они подразделяются на группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, причин инвалидности, категории предоставляемых льгот и т.п.
По форме предоставления:
имеющие моральную форму (преимущественное право или первоочередное право на что-либо);
имеющие денежную форму (бесплатное обеспечение лекарствами или бесплатное пользование поликлиниками);
имеющие натуральную форму (бесплатное предоставление автотранспортных средств, мото- и велоколясок, обеспечение топливом).
По периодичности предоставления:
имеющие одноразовый характер или предоставляемые с большой периодичностью (бесплатная установка телефона, капитальный ремонт жилых помещений);
имеющие ежемесячный характер (компенсация части оплаты жилых помещений, компенсация части стоимости коммунальных услуг);
имеющие годовую периодичность (бесплатный проезд раз в год или раз в два года в междугородном транспорте, санаторно-курортное лечение или его компенсация).
В зависимости от причины инвалидности:
предоставляемые инвалидам войны и приравненным к ним категориям инвалидов;
предоставляемые инвалидам по зрению;
предоставляемые инвалидам в результате Чернобыльской катастрофы и т.д.
По охвату определенного числа инвалидов:
предоставляемые всем категориям инвалидов;
предоставляемые отдельным категориям инвалидов.
В целях социального обслуживания инвалидов в РБ действуют 25 центров социального обслуживания инвалидов, 2 дома ночного пребывания, 250 отделений социальной помощи на дому, в которых обслуживаются более 20 тысяч инвалидов. Для сравнения: в 2000 г. действовало 14 центров социального обслуживания населения, домов ночного пребывания, и отделений социальной помощи на дому, созданных в ведении управлений социальной защиты населения, осуществляется за счет средств бюджетов городов и районов республики.
В 2001 г. на содержание нестационарных муниципальных учреждений социального обслуживания консолидированным бюджетом республики предусматривались средства в размере 144 млн. 998 тыс. руб., в то время как в 2000 г. на указанные цели было израсходовано 67 млн.

210 тыс. руб.
Развитию сети центров социального обслуживания инвалидов, укреплению их материально-технической базы в немаловажной степени способствуют средства, выделяемые отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан, а также средства, выделяемые в рамках реализации федеральной целевой программы Старшее поколение. В минувшем году в исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. 2063 О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения Отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан государственным и муниципальным стационарным и полустационарным учреждениям социального обслуживания выделены средства в сумме 70 млн. руб.
В том числе за счет реструктуризации долгов предприятий, учреждений, организаций Отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан выделены средства 8 центрам социального обслуживания инвалидов на сумму 15,4 млн. руб. для оказания действенной помощи по проведению капитального ремонта, приобретению оборудования и мягкого инвентаря.
В рамках реализации федеральной целевой программы Старшее поколение в соответствии с пунктом 28 Перечня мероприятий Федеральной целевой программы Старшее поколение в 2001 г. были выделены 400 тыс. руб. на проведение капитального ремонта центру социального обслуживания инвалидов Кугарчинского района, а также автомобиль марки УАЗ-2206 центру социального обслуживания инвалидов Краснокамского района.
В 2000 г. в рамках указанной программы были выделены и направлены для 9 центров социального обслуживания инвалидов средства в размере 1210 тыс. руб.
Также в целях укрепления материально-технической базы муниципальных учреждений социального обслуживания инвалидов постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 июня 2001 г. 122 О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. 2063 О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения предусматривается возможность передачи указанным учреждениям высвобождаемого имущества государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения в результате приобретения нового.
В республике проводится целенаправленная работа по созданию новых и расширению действующих нестационарных учреждений социального обслуживания, внедрению новых форм социального обслуживания.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 ноября 2000 г. 332 утверждены мероприятия по развитию сети нестационарных учреждений социального обслуживания населения на 2001-2003 гг., разработанные на основании предложений администраций городов и районов.
В соответствии с названными мероприятиями в минувшем году в городах и районах республики были открыты 11 центров социального обслуживания инвалидов, дом ночного пребывания, 5 отделений социальной помощи на дому. Кроме того, в 2001 г. администрациями городов и районов республики дополнительно открыты, не предусмотренные названными Мероприятиями, 3 муниципальных центра социального обслуживания инвалидов и одно отделение социальной помощи на дому.
В 2003 г. предполагается дальнейшее развитие системы социального обслуживания инвалидов в нестационарных условиях.
Затраты по оказанию социальных услуг на одного обслуживаемого в месяц в нестационарных условиях составили за 2001 г. в среднем в:
отделениях социальной помощи на дому 221 руб.;
специализированном отделении социально-медицинской помощи на дому 495 руб.;
отделениях дневного пребывание инвалидов 290 руб.;
отделениях временного проживания инвалидов 1813 руб.;
социальной столовой 556 руб.;
социально-реабилитационном отделении 99 руб.;
отделениях срочной помощи 80 руб.
В целях развития системы социального обслуживания инвалидов в республике проводится работа не только по количественному увеличению центров социального обслуживания, но и расширению действующих центров. В 2001 г. открыты 11 новых отделений в 6 действующих центрах 5 отделений срочного социального обслуживания, отделение торгового обслуживания, отделение дневного пребывания инвалидов, социальная столовая, клуб общения Ветеран, социально-реабилитационное отделение, специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому.
Так, по состоянию на 1 января 2001 г. в 25 центрах действуют: 30 отделений временного проживания инвалидов, 23 отделения социальной помощи на дому, 11 срочного социального обслуживания, 2 социальных приюта для детей и подростков, 3 специализированных отделения медико-социального обслуживания на дому, 2 социальные столовые, 3 отделения медико-социальной помощи, социально-реабилитационное отделение, 2 клуба общения ветеранов, отделение по работе с семьями, имеющими детей, отделение психологической помощи, отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан, также в структуре одного центра действует специальный дом для одиноких престарелых. Всеми подразделениями центров за истекший год предоставлены социальные услуги 13737 гражданам.
Новой моделью социального обслуживания ветеранов стали специальные жилые дома с комплексом служб социально-бытового назначения. Основная цель таких домов предоставление ветеранам социально-бытовой, медицинской помощи, обеспечение благоприятных условий проживания, которые позволяют сохранить ветеранам привычный образ жизни, ее домашний уклад, не разрывая социальных связей.

Дома ветеранов имеются в городах Стерлитамак и Бирск.

Среди новых форм социального обслуживания, созданных в последнее время, следует отметить социально-реабилитационное отделение, открытое в Центре социального обслуживания города Бирска и Бирского района, в котором проводится реабилитация пенсионеров и инвалидов; оказание транспортных услуг при управлении социальной защиты населения Октябрьского района г. Уфы создана и действует служба Социальное такси.


В республике наряду с государственным финансированием учреждений социального обслуживания инвалидов используются внебюджетные источники финансирования, благотворительные средства, направленные на социальные нужды. Так в 2001 г. проведена работа по оказанию гуманитарной помощи малоимущим гражданам и учреждениям социальной сферы согласно предложения Межрегиональной благотворительной общественной организации Организация Помощи и утешения.

Общий объем помощи, поступивший в республику в виде продуктов питания (муки, гречки, риса, гороха, чечевицы, масла, молока сухого), составил 800 тонн, в том числе 380,7 тонн направлены для малоимущих граждан, 57,8 тонн для республиканских стационарных и муниципальных нестационарных учреждений социального обслуживания.

Из них в 11 центров социального обслуживания инвалидов и в дом ночного пребывания распределена продукция гуманитарной помощи в количестве 4,7 тонн.
Натуральная помощь продуктами, мебелью оказывается муниципальным центрам предприятиями и хозяйствами районов и городов республики.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения, освобождены от налогообложения. Что касается местных налогов и сборов, то их конкретные виды, взимаемые на подведомственной территории, определяются решениями местных представительных органов власти.

Согласно статьи 10 Закона Республики Башкортостан О социальном обслуживании населения в Республике Башкортостан в целях создания благоприятных условий для удовлетворения потребностей населения Республики Башкортостан и органы местной власти могут освобождать организации социального обслуживания от налогов и сборов, зачисляемых в местные бюджеты, либо устанавливать для них льготные ставки [26].
Социальное обслуживание инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральными законами О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 2.08.95 г. 122-ФЗ, Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации от 10.12.95 года 195-ФЗ, Законом Республики Башкортостан О социальном обслуживании населения в Республике Башкортостан от 7.07.97 г. 105-з.
В соответствии с принятыми законодательными актами значительно расширен круг лиц, имеющих право на получение социальных услуг.
Социальная помощь в реабилитации и интеграции инвалидов в РБ осуществляется через систему социальной защиты. Создаются программы по данному вопросу, которые исполняются в определенные сроки.
Основным направлением в работе с инвалидами является их реабилитация и интеграция в обществе.
В РБ инвалидам на сегодняшний день помогают в этом различные центры и пункты социального обслуживания.
В РБ во многих районах действуют пункты социального обслуживания инвалидов. Они также обслуживают и пенсионеров, т.е. обслуживание пенсионеров и инвалидов объединено.
Государственная поддержка инвалидам и социальная помощь на дому. Во всех районах РБ существуют отделения социальной помощи на дому.

Они имеют определенный штат социальных работников.

Их не всегда хватает, так как на обслуживание на дому имеется большая очередь.
В современных условиях экономического развития РФ в области социальной помощи инвалидам существует множество проблем. Эти проблемы возможно решить:
1)часть в краткосрочном и среднесрочном периоде;
2)часть в долгосрочном периоде.
Более подробно остановимся на решении проблем первой части. Рассмотрим наиболее важные из них.
Социальные услуги инвалидам оказываются на платной и бесплатной основе.
В решении вопросов оплаты социальных услуг в учреждениях социального обслуживания инвалидов имеются следующие проблемы:
отказ инвалидов от платного социального обслуживания из-за низкого размера получаемой гражданами пожилого возраста и инвалидами пенсии. Получаемая ими пенсия не обеспечивает в полной мере основные жизненные потребности инвалидов, хотя может быть и выше прожиточного минимума, устанавливаемого в республике;
отсутствие примерных тарифов на социальные услуги, включенные в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг;
отсутствие примерных тарифов на дополнительные социальные услуги, не входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг.
Требуют своего разрешения на федеральном уровне следующие вопросы, касающиеся социального обслуживания инвалидов:
разработка примерных тарифов на социальные услуги, включенные в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания;
разработка на федеральном уровне примерных тарифов на дополнительные услуги, не входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания;
при определении тарифов на платные социальные услуги, оказываемые инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, необходимо определение стоимости разовых услуг (например, стоимость одной доставки на дом продуктов питания или одной услуги по доставке воды, топке печей и др.). Таким образом, при заключении договоров на платное социальное обслуживание будут учитываться не только виды и размер платы за услуги, но и объем, предоставляемых услуг;
оказание финансовой помощи учреждениям социального обслуживания инвалидов в приобретении технических средств, облегчающих уход, изделий медицинского назначения, технологического оборудования и автотранспорта;
повышение уровня заработной платы социальных работников;
разработка и принятие нормативно-правовых актов по материальному стимулированию работников учреждений социального обслуживания;
разработка порядка предоставления льгот социальным работникам в соответствии с Федеральным законом О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 2.08.95 г. 122-ФЗ;
формирование пакета учебно-методических материалов по подготовке специалистов в области социального обслуживания инвалидов.
Эти проблемы необходимо решать. Без их разрешения выполнить программы реабилитации и интеграции инвалидов невозможно.

Программы могут быть созданы в различных направлениях, но если будет отсутствовать финансирование и эффективный кадровый персонал учреждений социального обслуживания эти программы не будут выполнены.
Решение проблем инвалидов касается и улучшения медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения, предоставления льгот по зубному протезированию.
Так, несмотря на значительный рост объемов льгот, предоставленных ветеранам по лекарственному обеспечению зубному протезированию в целом по республике (на 29% и на 84% соответственно), в ряде районов допущено снижение этого показателя в Альшеевском (70,2%), Бакалинском (71,7%), Хайбуллинском (88%); по зубному протезированию в Кугарчинском (90,3%), Стерлитамакском (92,9%), Федоровском (63,5%).
Особое внимание уделялось реализации прав и гарантий ветеранов, оказанию материальной помощи, улучшению лекарственного обеспечения, персональной шефской помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны при подготовке к празднованию 56-й годовщины Победы.
Определенные изменения произошли и в предоставлении льгот и выплате компенсаций гражданам, пострадавшим от воздействия радиации. Так, начиная с 2002 года финансирование производится только из федерального бюджета.
С февраля 2001 г. в соответствии с изменением федерального законодательства органами социальной защиты произведен перерасчет возмещения вреда инвалидам, и размеры его установлены в твердых суммах. В результате эти выплаты увеличились для значительного числа инвалидов и их семей.
Проблема в проведении процедуры обмена удостоверений участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Сложность этой работы вызвана, прежде всего, тем, что обмен удостоверений производится только на основании первичных документов, подтверждающих работу указанных лиц в 30-ти километровой зоне.

Однако почти у половины граждан, ранее получивших удостоверения участников, этих документов нет.
На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики в РБ.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 % общей численности населения.
В республике Башкортостан за последние годы, как и в целом по стране, отмечается тенденция к увеличению числа инвалидов. Если на 1 января 2002 г. на учете в управлениях социальной защиты населения администраций районов и городов стояло 186,8 тыс. инвалидов, то уже на 1 января 2003 г. 191,7 тыс. инвалидов.

Наиболее высокий уровень инвалидности отмечается в связи с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, последствиями травм различной этиологии.
В настоящее время происходят коренные изменения в подходах к определению и решению проблем инвалидности в соответствии с международными нормами. Инвалидами признаются не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживания, передвижения, общения, ориентации, обучения и т.д.).

Это повлекло за собой изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление реабилитационной направленности, структурную перестройку и реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, развитие системы реабилитационной индустрии и формирование отечественного рынка технических средств реабилитации.
В 1999 г. в Республике Башкортостан была проведена реорганизация врачебно-трудовых экспертных комиссий с преобразованием их в учреждения медико-социальной экспертизы. В штаты указанных учреждений дополнительно введены должности специалистов по социальной работе, реабилитации и психологов.
Слабая материально-техническая база, отсутствие экспертно-диагностического оборудования, недостаточное оснащение автотранспортом, средством связи, программно-техническими средствами, оргтехникой затрудняют деятельность учреждений медико-социальной экспертизы.
Закон Республики Башкортостан О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан определил реабилитацию как одно из важнейших направлений в социальной защите инвалидов, целью которой является восстановление социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости. В связи с этим в Республике Башкортостан продолжается формирование сети реабилитационных учреждений.
Несмотря на принимаемые меры, до настоящего времени отсутствует системный подход, последовательность и преемственность в организации и проведении реабилитации, не определен порядок взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности, не сформирован отечественный рынок реабилитационной индустрии. Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов техническими средствами социальной реабилитации, вспомогательными устройствами и приспособлениями, облегчающими их труд и быт.
3. Пути повышения эффективности системы социальной защиты населения РБ
3.1. Проект мероприятий по улучшению социальной защиты
материнства и детства
В 2003 2005 гг. в республике планируется дальнейшее совершенствование системы социальной защиты населения по следующим направлениям:
соблюдение жесткой приоритетности в решении вопросов системы социальной защиты;
изменение механизма финансирования социальных программ;
усиление адресности социальной помощи;
развитие благотворительной деятельности;
привлечение средств предприятий, организаций, спонсоров и населения для поддержки малообеспеченных категорий граждан.
Приоритетными направлениями социальной защиты будут:
поддержка института семьи, повышение ее роли и значения;
обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций;
введение дифференцированных подходов к реализации права граждан на социальную защиту и обслуживание в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности с условием сохранения гарантированного государством уровня социальной защиты.
С целью объединения усилий по реализации семейной политики разрабатывается программа в области социальной защиты семьи, детства, материнства на 2003 2005 гг., где предусмотрены мероприятия организационного, экономического, правового, научно-информационного характера, направленные на реализацию неотложных мер по социальной поддержке семьи, материнства, отцовства, детства:
обеспечение социальных гарантий семей с детьми;
поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
предоставление на льготных условиях ссуд молодым и многодетным малообеспеченным семьям;
охрана репродуктивного здоровья семьи, социальная помощь в воспитании детей;
обеспечение правовой защиты детства;
принятие мер к организации полноценного питания детей;
решение проблемы устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов путем создания приютов, отделения реабилитации детей-инвалидов и т.д.;
обеспечение комплекса мер по профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, проведение работы по социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая дезадаптированных, и детей с ограниченными возможностями.



Содержание раздела