d9e5a92d

Вопросы обеспечения инвалидов автотранспортными средствами

Эти мероприятия будут продолжены и в прогнозном варианте, т.е. в РБ предполагаются финансовые вложения в указанные программы.
В 2002 г. из разных источников финансирования, в т.ч. за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан реабилитационные центры получат, помимо бюджетных, более 20 млн. рублей (прогноз):
Федеральная программа Дети-инвалиды 2336,7 тыс. руб. на оборудование; 3,5 млн. руб. на капитальный ремонт;
Резервный фонд Президента Российской Федерации 850,0 тыс. руб.,
за счет долгов Пенсионного фонда Российской Федерации 8472,0 тыс. руб.,
за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан 687,0 тыс. руб.,
Республиканская целевая программы Дети-инвалиды 4422,337 тыс. руб.
Это позволит оснастить практически всем необходимым оборудованием вновь открывшиеся реабилитационные учреждения.
г. Белорецк получит оборудование на сумму 1009,8 тыс. руб.
Белебей 411,3 тыс. руб.
Кумертау 320,0 тыс. руб.
Янаул 246,3 тыс. руб.
Бакалинский р-н 482,4 тыс. руб.
Илишевский р-н 462,0 тыс. руб.
Стерлибашевский р-н 315,0 тыс. руб.
Татышлинский р-н 373,0 тыс. руб.
По данным управлений социальной защиты населения администраций районов и городов на 01.01.03 г. в Республике Башкортостан на учете состоят 191732 инвалидов всех категорий (01.01.02 г. 186833), в том числе 18890 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.
Одним из важнейших приоритетов социальной политики является поддержка людей с ограниченными возможностями.
В РБ достаточно хорошо отлажена система предоставления льгот инвалидам, предусмотренных соответствующим законодательством. Объемы предоставляемых льгот постоянно увеличиваются (см. приложение 2).
Согласно Отчета о реализации Закона Республики Башкортостан О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан за 2002 год всего по РБ было израсходовано 217135,47 тысяч рублей.
Исполнение законодательства об инвалидах в районах и городах свидетельствует о росте объемов льгот, предоставляемых в оплате жилищно-коммунальных услуг, сетевого и сжиженного газа, электроэнергии, услуг связи и других и в будущем.
Значительно возрастут объемы льгот, предоставленных по проезду на пригородном и междугородном транспорте.
Удается добиться определенных сдвигов на таком важном направлении деятельности как реабилитация инвалидов. Особый акцент в этой работе будет сделан на развитие сети реабилитационных учреждений.

Будет усовершенствована нормативная база утверждены основные типовые формы документов, необходимые для организации деятельности реабилитационных центров. В настоящее время в системе социальной защиты населения республики функционируют 8 реабилитационных центров, только в 2002 г. будут открыты центры в г. Белебей, Янаул, Бакалинском, Илишевском, Стерлибашевском районах.
Причем, в тех городах и районах, где управления социальной защиты проявили инициативу в создании реабилитационных учреждений, удалось решить проблему оснащения вновь открытых центров практически всем необходимым оборудованием.
По данным управлений социальной защиты населения администраций районов и городов на 1 января 2002 г. в республике проживало 187 тыс. инвалидов всех категорий, в том числе 19,4 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. На 1 января 2003 г. эти цифры составили соответственно 191,7 и 18,8 тыс.
В 2001 г. службой медико-социальной экспертизы были впервые признаны инвалидами 20685 человек, что на 4,6 процента меньше, чем в 2000 году.
В целях усиления социальной поддержки, повышение уровня и улучшения качества жизни инвалидов постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.01.01 10 утверждена Республиканская целевая программа Социальная поддержка инвалидов на 2002 2005 годы с объемом финансирования 29 млн. руб.
В связи с изменением подхода к определению инвалидности, смещением акцента с определения инвалидности на реабилитацию, необходимо совершенствовать работу службы медико-социальной экспертизы. К сожалению, вопросы материально-технического обеспечения этих подразделений решаются не во всех городах и районах.

Проблемам развития реабилитации инвалидов в Республике Башкортостан будет посвящена республиканская научно-практическая конференция в 2002 году.
По инициативе Минтруда на заседании Координационного Совета по делам инвалидов при Кабинете Министров Республики Башкортостан рассматриваются вопросы создания среды жизнеобеспечения инвалидов, профессионального обучения и трудоустройства, лекарственного, санаторно-курортного, транспортного обеспечения инвалидов.
Вопросы обеспечения инвалидов автотранспортными средствами, кресло - и велоколясками и санаторно-курортными путевками решаются достаточно успешно, в будущем предполагается эти вопросы решать более эффективно.
По сравнению с 2000 г. в 2001 г. количество выданных автотранспортных средств увеличилось с 694 до 731 автомобиля, 982 инвалида бесплатно обеспечены кресло - и велоколясками. В 2002 г. 737 инвалидов бесплатно обеспечены автомобилями и 1148 кресло-колясками.
Благодаря поддержке руководства РБ автотранспортные средства выдаются бесплатно всем инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания, тогда как в Российской Федерации бесплатно они выделяются только инвалида войны.
На 1 января 2003 г. 17809 инвалидов были обеспечены протезно-ортопедическими изделиями.
За 2001 г. за счет всех источников было приобретено и получено бесплатно 10422 путевки (рост к 2000 г. на 13 процентов). Из числа инвалидов войны 5615 были обеспечены путевками на санаторно-курортное лечение, 2902 инвалидам войны выплачена денежная компенсация взамен не предоставленных путевок.

Однако за 2002 г. было приобретено и получено бесплатно 5959 путевок.
Практически не произошло продвижения по важнейшим направлениям реабилитации.
Речь идет о профессиональном обучении и трудоустройстве инвалидов, создании безбарьерной среды.
Сегодня для большинства развитых стран характерна тенденция роста числа инвалидов и одиноких пожилых граждан, что обусловлено целым рядом объективных причин. Россия, в том числе и РБ, не являются исключением.

Следовательно, необходимо развивать систему социального обслуживания населения, внедрять ее новые, более совершенные формы.
В системе органов социальной защиты населения РБ функционируют 250 отделений социальной помощи на дому, обслуживающих более 20 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов.
Развитие сети действующих нестационарных учреждений социального обслуживания инвалидов должно идти по пути расширения их профиля, предоставления комплекса услуг, включая медицинские, бытовые, юридические и др., необходимо создавать отделения дневного пребывания, срочного социального обслуживания, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому.
Необходимо в предполагаемых мероприятиях также:
улучшить материальную базу домов-интернатов;
принять комплексные меры по снижению заболеваемости, в частности туберкулезом;
выпустить серию сборников по адресной социальной поддержке, по законодательству о ветеранах, по вопросам реабилитации инвалидов.
В РБ предлагается осуществить республиканскую целевую программу Социальная поддержка инвалидов на 2002 2005 гг.
Цели программы:
Усиление социальной поддержки, повышение уровня и улучшение качества жизни инвалидов, повышение эффективности деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; развитие отечественного рынка реабилитационной индустрии; усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов.
На первом этапе 2002 года предусматривается:
анализ динамики и структуры инвалидности в Республике Башкортостан;
укрепление материально-технической базы и кадровое обеспечение государственной службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также Уфимского протезно-ортопедического предприятия, Уфимского завода металлических и пластмассовых изделий;
обеспечение государственной поддержки общественных организаций инвалидов.
На втором этапе (2003 2005годы) предусматривается:
внедрение современных организационных, медицинских и социальных технологий в деятельность учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, реабилитационных учреждений;
совершенствование протезно-ортопедической помощи, оказываемой населению;
обеспечение подготовки кадров для учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также для предприятий реабилитационной индустрии; обеспечение подготовки кадров для учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также для предприятий реабилитационной индустрии; усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов.
Предполагаемые объемы и источники финансирования следующие:
Общий объем средств: 29135 тыс. руб., в том числе республиканский бюджет 22825 тыс. руб., местный бюджет 6310 тыс. руб., (2001 год 5545 тыс. руб., 2002 7190 тыс. руб., 2003г. 7130 тыс. руб., 2004г.

4850 тыс. руб., 2005 г. 4420 тыс. руб.).
Ожидаемые результаты:
повышение уровня и качества жизни инвалидов;
повышение эффективности деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; предприятий реабилитационной индустрии;
создание промышленной основы социальной защиты населения, обеспечивающей наиболее полную интеграцию инвалидов в общество, в том числе путем обеспечения их техническими средствами реабилитации, протезирования и предоставления связанных с эти услуг;
совершенствование информационного обеспечения решения проблем инвалидов;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов;
повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальную поддержку инвалидов.
Прогнозируемые задачи Программы:
1.Развитие инфраструктуры учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии, совершенствование их организационного, правового, информационного и кадрового обеспечения.
2.Обеспечение профессиональной подготовки, переподготовки и трудового устройства инвалидов как одного из основных инструментов социальной интеграции инвалидов в общество в современных социально-экономических условиях.


3.Создание единой информационной системы по проблемам инвалидности и инвалидов.
4.Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов служб медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии.
5.Усиление государственной поддержки общественных организаций инвалидов.
6.Повышение эффективности расходования бюджетных средств на социальную поддержку инвалидов.
Программа будет выполняться поэтапно.
На первом этапе (2002 г.) будет осуществляться развитие инфраструктуры учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов, предприятий реабилитационной индустрии, кадровое обеспечение деятельности этих служб, обеспечение государственной поддержки общественных организаций инвалидов.
На втором этапе (2003 2005 гг.) намечается внедрение новых медико-социальных и организационных технологий в практику работы учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов, создание системы совершенствования подготовки и переподготовки кадров для учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии, усиление государственной поддержки общественных объединений инвалидов.
К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти и различные организации, в том числе научные учреждения.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется Советом, возглавляемым заместителем министра труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, ответственным за реализацию Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан со всеми исполнителями программных мероприятий.
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей.
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику инвалидности, качество жизни инвалидов, их социальную интеграцию в общество.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
создать сеть учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов;
повысить качество медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов;
сформировать рынок отечественных производителей реабилитационной техники и выйти на российский рынок товаров и реабилитационных услуг для инвалидов;
создать единое информационное пространство для успешного решения проблем инвалидности и инвалидов;
обеспечить государственные службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также предприятий реабилитационной индустрии высококвалифицированными кадрами.
В предлагаемой программе четко разработаны мероприятия, исполнители и сроки. Это очень важный момент в проектируемых мероприятиях.
На финансирование программы необходимы денежные средства.
В дальнейшем в РБ предполагается улучшить условия проживания инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания инвалидов.
В Российской Федерации основным инструментом решения проблем инвалидности и инвалидов является федеральная целевая программа Социальная поддержка инвалидов на 2002 2005 годы, принятая постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 года 36.
В Программе заложен принципиально новый подход к решению проблем социальной поддержки инвалидов:
создание национального рынка реабилитационной индустрии;
стандартизация медико-социальной экспертизы и социальных услуг, новых организационных форм обслуживания.
От решения указанных проблем во многом будет зависеть упорядочивание финансовых затрат на социальную сферу, постепенный переход к ресурсосберегающим технологиям в данной области, а затем к рентабельности реабилитационной деятельности.
Основной целью Программы является снижение и предупреждение инвалидности, максимально возможная социальная интеграция инвалидов путем повышения качества медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, развития национального рынка реабилитационной индустрии.
Заключение
В результате работы установлено, что в Башкортостане сформирована и отлажена система социальной защиты населения, действуют соответствующие министерства, комитеты, ведомства, органы местного самоуправления. К числу приоритетов проводимой в Башкортостане социальной политики относится забота о семье как важнейшем институте общества, существенно влияющем на положение в государстве, от которой напрямую зависит будущее республики, страны.
В республике проводится большая работа по улучшению социальной защиты материнства, детства, социальной защиты пожилых людей и инвалидов (детей-инвалидов и инвалидов взрослых). В РБ приняты и действуют Семейный кодекс, законы Об охране семьи, материнства, отцовства и детства, О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан, О ветеранах войны, труда и вооруженных сил и ряд других нормативных правовых актов, защищающих права и интересы семьи и инвалидов.
Реализуются также целевые программы Охрана здоровья детей и подростков в Республике Башкортостан, Безопасное материнство, Старшее поколение, президентские программы Дети Республики Башкортостан. Многое сделано и в ходе реализации программ Года семьи и Года матери.

Положительными показателями стали снижение уровня численности инвалидов, некоторые улучшения условий жизни малообеспеченных семей.
В рамках Программ социальной поддержки семьи, пожилых людей и инвалидов направляются социальные дотации, проведен комплекс мер по социальной защите семьи, материнства, детей, детей-инвалидов, в семьях с детьми-инвалидами и инвалидов.
Но, несмотря, на позитивные процессы, проблемы детства, материнства, лиц пожилого возраста, инвалидности не только сохраняются, но и приобретают характер национальной катастрофы. Семья все же находится в тяжелом кризисе.

Государственная система защиты материнства, детства, инвалидности нуждается в коренном изменении.
В сфере социальных преобразований ключевыми направлениями социальной деятельности должны стать создание экономических условий, позволяющих трудоспособной части населения самостоятельно обеспечивать приемлемый уровень доходов и потребления, доступность общественно-необходимого объема и качества медицинских и бытовых услуг, адресная защита тех его групп, которые нуждаются в поддержке.
Необходимо на государственном уровне:
изменить критерии оценки работы органов государственной власти в отношении детства, материнства, граждан пожилого возраста, инвалидов;
руководителям министерств и ведомств, органам местной власти необходимо в дальнейшем уделять проблемам материнства, детства, пожилых людей, инвалидов постоянное внимание, прежде всего, детям-инвалидам, детям из многодетных и неполных семей, детям безработных родителей, последовательно проводить политику поддержки семьи;
в целях совершенствования законодательства провести ревизию законов, затрагивающих защиту прав и интересов матери, ребенка, пожилых людей и инвалидов;
следует активизировать работу по развитию институтов приемной и патронажной семьи, попечительства и опекунства над детьми-сиротами, по созданию для инвалидов различных центров помощи, социальной помощи на дому инвалидам, социальной помощи семьям студентов;
усилить внимание к вопросам их трудоустройства и обеспечения жильем;
перейти от пассивных форм предоставления натуральной и материальной помощи к активизации граждан на самостоятельное решение проблем;
целесообразно создать во всех городах и районных центрах приюты, центры по социальной защите инвалидов, пожилых людей, центры помощи материнства;
одним из важнейших критериев оценки работы детского сиротского учреждения считать количество воспитанников, устроенных в семьи;
осуществлять всестороннюю поддержку семей с детьми-инвалидами с целью предотвращения передачи ребенка-инвалида в государственное учреждение;
органы государственной власти должны настойчиво добиваться реализации президентских программ, которые рассмотрены в проектной части работы;
создать региональные Советы по проблемам детства и семьи, возложив на них мониторинг соблюдения прав детей в регионе, разработку на конкурсной основе целевых комплексных программ в области детства и семьи, их реализацию;
возобновить государственную награду Мать-героиня;
критерием оценки по работе с детьми-инвалидами считать уровень их адаптации в обществе;
увеличить число реабилитационных учреждений и полное их обеспечение качественной аппаратурой, квалифицированным персоналом;
проводить государственную поддержку детей отказников и подкидышей на уровне поддержки детей-сирот;
оздоровление детей считать одной из важнейших задач государственной поддержки детства.
Государство и общество в целом не должны допустить, чтобы сегодня горе убивало детство и будущее нашей страны. Система социальной защиты должна компенсировать провалы политики и экономики, стремясь к оптимизации.
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации. М., 2000
2.Конституция Республики Башкортостан. Уфа, 2002
3.Федеральный Закон О государственной социальной помощи от 17 июля 1999 года 179-ФЗ
4.Федеральный Закон О государственных пособиях гражданам, имеющим детей от 19 мая 1995 года 81-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 184-ФЗ, от 18.06.1996 76-ФЗ, от 24.11.1996 130-ФЗ, от 30.12.1996 162-ФЗ, от 21.07.1998 117-ФЗ, от 29.07.1998 134-ФЗ, от 17.07.1999 171-ФЗ, от 10.07.2000 93-ФЗ, от 07.08.2000 122-ФЗ, от 30.05.2001 66-ФЗ, от 30.05.2001 67-ФЗ, от 28.12.2001 181-ФЗ, от 25.07.2002 116-ФЗ).
5.Федеральный Закон Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации от 15 декабря 2001 года 167-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 57-ФЗ, от 31.12.2002 187-ФЗ, от 31.12.2002 198-ФЗ).
6.Федеральный Закон О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 2 августа 1995 года 122-ФЗ
7.Федеральный Закон О благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11 августа 1995 года 135-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 31-ФЗ, от 25.07.2002 112-ФЗ).
8.Федеральный Закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации 24 ноября 1995 года 181-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 125-ФЗ, от 04.01.1999 5-ФЗ, от 17.07.1999 172-ФЗ, от27.05.2000 78-ФЗ, от 09.06.2001 74-ФЗ, от 08.08.2001 123-ФЗ, от 29.12.2001 188-ФЗ, от 30.12.2001 196-ФЗ, от 29.05.2002 57-ФЗ).
9.Федеральный Закон О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации от 15 декабря 2001 года 166-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 116-ФЗ).
10.Федеральный Закон О прожиточном минимуме в Российской Федерации от 24 октября 1997 года 134-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.05.2000 75-ФЗ).
11.Федеральный Закон Об основах обязательного социального страхования от 19 июля 1999 года 165-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 190-ФЗ).
12.Федеральный Закон О ветеранах от 12 января 1995 года 5-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 40-ФЗ, от 04.05.2000 57-ФЗ, от 08.08.2001 124-ФЗ, от 25.07.2002 116-ФЗ, от 27.11.2002 158-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 150-ФЗ, от 30.12.2001 194-ФЗ).
13.Федеральный Закон Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 года 124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 103-ФЗ).
14.Федеральный Закон О трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17 декабря 2001 года 173-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 116-ФЗ, от 31.12.2002 198-ФЗ).
15.Федеральный Закон О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21 декабря 1996 159-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 17-ФЗ, от 07.08.2000 122-ФЗ, от 08.04.2002 34-ФЗ).
16.Закон О занятости населения в Российской Федерации 1032-1 от 19 апреля 1991 года в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 36-ФЗ, от 21.07.1998 117-ФЗ, от 30.04.1999 85-ФЗ, от 17.07.1999 175-ФЗ, от 20.11.1999 195-ФЗ, от 07.08.2000 122-ФЗ, от 29.12.2001 188-ФЗ, от 25.07.2002 116-ФЗ, от 10.01.2003 8-ФЗ, от 10.01.2003 15-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 20-П).
17.Постановление правительства Российской Федерации от 14 января 2000 года 36 О федеральной целевой программе Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы
18.Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. 223-ФЗ (с измен. от 15.11.97г., 27.06.98г., 2.02.2000г.)
19. Гражданский кодекс РФ. Ч.1,2,3 (с измен. и доп. от 20.02.96., 12.08.96., 24.10.97., 17.12.99., 16.04.01., 15.05.01., 21.03.02.)
20.Закон РБ от 4 февраля 2000 года 50-з Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан
21.Закон РБ от 24 июля 2000 года 87-з О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан (в ред.



Содержание раздела