d9e5a92d

Структура учреждений

Работа в части оказания социально приоритетных видов бытовых услуг для малоимущих слоев населения будет осуществляться в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 17 марта 1997 года 50 О муниципальном заказе на социально приоритетные виды бытовых услуг.
Предусматривается организация социальных столовых с бесплатным питанием на базе предприятий общественного питания муниципальных центров социального обслуживания населения, реализация комплекса мер по созданию запаса (банка) вещей, который формируется из ассортимента гуманитарной и благотворительной помощи, частных пожертвований, некондиционной продукции местных предприятий для последующей выдачи малоимущим гражданам, а также служб социального такси.
В районах и городах республики проводятся акции, привлекающие внимание к проблемам пожилых людей, инвалидов, семей с детьми и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите: месячники, недели, дни милосердия, День Победы (9 мая), Международный день семьи (15 мая), Международный день защиты детей (1 июня), Международный день пожилых людей (1 октября), Всероссийский день матери (24 ноября), Международный день инвалидов (3 декабря) с организацией и проведением благотворительных вечеров и концертов, выставок, спортивных мероприятий, аукционов, средства от которых будут перечисляться на адресную социальную поддержку населения, а также встреч представителей администраций районов и городов, депутатов с ветеранами войны, труда, инвалидами, многодетными семьями.
В таблице представлены данные по финансированию Программ социальной поддержки населения Республики Башкортостан на 2000 - 2002 года (в тыс. руб.).
Таблица 1
Финансирование основных мероприятий по социальнойподдержке населения Республики Башкортостан, т. руб.

2000 г. 2001 г. 2002 г.
Всего по Республике
Башкортостан:
4922197,8 3981548,5 4797609,6


Общая сумма расходов, предполагаемая в бюджете Республики Башкортостан, на 2003 г. (это и республиканский и местный бюджеты районов и городов) на реализацию Программы социальной поддержки 5,6 млрд. руб. [40].
Однако запланированные значения отличаются от фактически выделенных средств на реализацию Программ социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Финансирование социальной помощи населению республики возрастает с каждым годом, это связанно с увеличения численности малоимущих граждан, увеличение расходов на покрытие разницы между тарифами и фактическими расходами: на транспорт, жилищно-коммунальные услуги, повышением расходов на детей-сирот, подростков и студентов, увеличение расходов на дотации и тому подобное.
Особое место в социальной защите в РБ уделяется инвалидам.
Инвалид лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливаются I, II или III группы инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория ребенок-инвалид.

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются законодательством (см.

Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 сентября 1997 года 173 О порядке признания граждан инвалидами и создании государственной службы медико-социальной экспертизы Республики Башкортостан)[8].
Социальная защита инвалидов система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности инвалидам гарантируется социальная поддержка, социальная помощь или социальное обеспечение.

Социальная поддержка в системе социальной зашиты инвалидов включает меры, направленные на создание условий самостоятельного преодоления ограничений жизнедеятельности.

Социальная помощь в системе социальной защиты инвалидов включает адекватные потребности инвалида меры, позволяющие при условии их предоставления самостоятельно осуществлять свою жизнедеятельность. Социальное обеспечение в системе социальной зашиты инвалидов включает меры материального обеспечения и социального обслуживания лиц не способных по состоянию здоровья обеспечить свою жизнедеятельность.
Реабилитация инвалидов система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Целями реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Реабилитация инвалидов включает в себя:
1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии и протезирования;
2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;
3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
В РБ происходят перемены в улучшении социальной сферы. Министерство труда и социальной защиты населения активно работает в этом направлении.
Общие требования к деятельности учреждений, предоставляющих социальные услуги, отражены в типовом уставе государственной (муниципальной) организации социального обслуживания, утвержденном постановлением коллегии Министерства от 26 марта 1998 года, в соответствии с которым разработаны и утверждены уставы государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания.
Нормативы обеспеченности населения объектами социальной сферы закреплены постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 14 декабря 2000 года 347 О совершенствовании системы планирования государственных капитальных вложений в строительство объектов социальной сферы.
Во исполнение Закона Республики Башкортостан О минимальных социальных нормативах Республики Башкортостан постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 декабря 2000 года 368 утвержден Порядок разработки и использования минимальных социальных нормативов.
Кризис российского общества, в котором все больше нарастают сомнения относительно нормального функционирования общественных институтов в условиях переходной, больной экономики, чрезмерно ориентированной на получение прибыли для отдельных личностей или компаний, заставляет государство пересмотреть свои подходы к добровольным гражданским организациям неправительственным организациям, определить их место и роль в социуме.
Новым вектором социальной политики, имеющим фундаментальный характер, должен стать принцип социального диалога и социального партнерства с неправительственными организациями [85; c.6].
В Республике Башкортостан приняты следующие нормативно-правовые акты, на основе которых строится политика государственных органов по отношению к неправительственным организациям, в том числе и социальной сферы:
Закон Республики Башкортостан от 4 июня 1999 г. О территориальном общественном самоуправлении в Республике Башкортостан (в редакции Закона Республики Башкортостан от 25 июля 2001 г. 229-з О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан О территориальном общественном самоуправлении в Республике Башкортостан);
Закон Республики Башкортостан от 6 марта 2001 г. 189-з Об обеспечении свободы деятельности общественных объединений в Республике Башкортостан;
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 21 июня 2000 года 173 Об утверждении Правил государственной регистрации общественных объединений в Республике Башкортостан;
Постановление Законодательной палаты Государственного собрания Республики Башкортостан от 13 июля 1995 года ЗП-103 Об оказании финансовой помощи благотворительным фондам, общественным организациям и предприятиям, находящимся на частичном бюджетном финансировании;
Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 октября 2000 г. 1099-р О совете по взаимодействию с республиканскими общественными объединениями;
Решение Координационного совета по вопросу о государственной поддержке предприятий ВОИ в Республике Башкортостан от 19 декабря 2000 г. 2 О государственной поддержке предприятий общественных организаций инвалидов в Республике Башкортостан.
В республике зарегистрировано 462 республиканских общественные объединения, 560 религиозных организаций. Свыше 10 % из них оказывают социальные услуги.
В Республике Башкортостан сложилась практика проведения совместных мероприятий органов социальной защиты населения и неправительственных общественных организаций, юридических и физических лиц в различных формах: поддержке менее благополучных слоев населения, оказании услуг и др.
Функция непосредственного осуществления социального диалога с общественными территориальными объединениями возложена на администрации районов и городов.
Расширению рынка предоставляемых социальных услуг населению способствует практика оказания шефской помощи. Предприятиями районов и городов пенсионерам и инвалидам, работавшим там ранее, оказывается социальная помощь в виде заготовки на зиму кормов, доставки топлива, вспашки огородов и уборки урожая, ремонта жилья и др.

По данным администраций районов и городов в 2001 г. такую шефскую помощь получили более 227 тысяч нуждающихся граждан.
В ряде районов и городов республики также оказывается шефская помощь одиноким престарелым и инвалидам школьниками в традициях тимуровских команд: школьники закрепляются практически за всеми ветеранами, вдовами погибших, умерших участников Великой Отечественной войны, одинокими престарелыми гражданами и инвалидами и оказывают, как правило, помощь в решении бытовых вопросов.


В республике наряду с государственным финансированием учреждений социального обслуживания населения используются и благотворительные средства, направляемые на социальные нужды.
Так, в 2000 г. в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10 февраля 2000 г. 102-р органами социальной защиты проводилась работа по оказанию гуманитарной помощи слабозащищенным категориям населения, поступившей из США в виде продуктов переработки зерна в объеме 2042,6 тонн муки и 30,86 тонн крупы манной.
В 2001 г. проведена аналогичная работа по оказанию гуманитарной помощи малоимущим гражданам согласно предложения Межрегиональной Благотворительной Общественной организации Организация Помощи и Утешения. Общий объем помощи, поступившей в Республику Башкортостан 800 тонн, из них 380,7 тонн для малоимущих граждан и 57,8 тонн для республиканских стационарных и муниципальных нестационарных учреждений, социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Большая работа в осуществлении указанных мероприятий проводится в районах и городах совместно с Республиканским комитетом Общества Красного Креста и Красного Полумесяца.
Названной организацией через управления социальной защиты районов и городов осуществляется выдача малоимущему населению продуктовых посылок, предметов первой необходимости, медикаментов, перевязочных материалов.
В течение 2001 г. специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, была оказана спонсорская помощь в виде промышленных и продовольственных товаров, бытовой и оргтехники. Оказанная помощь осуществлялась не на договорной основе и носила разовый характер.

В основном, спонсорами являлись частные предприниматели, различные организации (банки, лесхозы, дорожные управления и т.д.), частные лица, церкви и мечети.
Например, Зианчуринскому приюту для детей и подростков общественным фондом Толпар г. Салавата были выделены денежные средства в размере 10 тыс. руб., Кугарчинским социальным приютом на средства Юмагузинского водохранилища было закуплено кухонное оборудование на сумму 30 тыс. руб. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Стерлитамака активно сотрудничает со 170 учреждениями, организациями и предприятиями, в их числе и общественные организации Пионеры Башкортостана и Возрождение.
В 45 районах и городах республики социальная поддержка населения осуществляется в виде раздачи малоимущим гражданам вещей, бывших в употреблении, из так называемых Банков вещей, формируемых из вещей, сданных частными лицами, предприятиями и организациями различных форм собственности.
В районах и городах ведется работа по оказанию социальной помощи малоимущим гражданам за счет благотворительных средств, а также средств общественных и религиозных объединений. Сложилась практика перечислений части заработной платы работников предприятий, учреждений, организаций республики в детские дома, приюты, а также добровольные пожертвования граждан на социальные нужды.
В 2001 г. благодаря поступившим на социальные нужды благотворительным средствам, получили помощь свыше 2 тыс. человек, нуждающихся в помощи; средствами общественных объединений республики была оказана помощь более 3,6 тыс. гражданам, религиозные объединения оказали помощь свыше 7 тыс. нуждающимся гражданам.
Указанные средства направлялись для помощи малообеспеченным слоям населения на приобретение предметов первой необходимости, продуктов питания, оказание помощи в ремонте жилья, приобретении скота, кормов для скота, оказание материальной помощи и др.
В тесном сотрудничестве, с государственными органами, администрациями районов и городов, органами социальной защиты населения работают республиканские общественные организации Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, осуществляя социально реабилитационную деятельность в области обучения, трудоустройства инвалидов, организации спортивной, культурно-массовой работы, развитию туризма и др. При финансовой, организационной, технической поддержке администраций районов и городов в республике проводятся спартакиады, спортивные соревнования, зональные и республиканские творческие конкурсы, организуемые названными республиканскими организациями.
В республике с апреля 1987 г. действует Союз женщин Республики Башкортостан. Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан утверждена Республиканская целевая программа Женщины Башкортостана.
Решение проблем в области социальной защиты ветеранов и граждан, пострадавших от воздействия радиации, осуществляется в тесном сотрудничестве органов социальной защиты Башкирским республиканским советом ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Республиканским комитетом ветеранов войны и военной службы. Башкирской республиканской организацией Всероссийского общества инвалидов, общественным объединением Союз-Чернобыль, республиканской организацией Общероссийской общественной организации инвалидов Союз Чернобыль России, региональным комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации в Республике Башкортостан и соответствующими организациями в районах и городах.
Названные организации принимают активное участие в подготовке предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам социальной защиты соответствующих категорий граждан, ведут разъяснительную работу и содействуют предоставлению льгот и выплате компенсаций, предусмотренных законодательством для данных категорий граждан.
В целях развития активности граждан и некоммерческих общественных объединений в городе Уфе действует автономная некоммерческая организация Центр поддержки общественных инициатив. В тесном сотрудничестве с органами социальной защиты населения г. Уфы создается кризисный центр Биришма для женщин, пострадавших от насилия в семье, одним из звеньев которого является телефон доверия.
Учитывая важность и необходимость активного участия общественных объединений и неправительственных организаций в процессах формирования и реализации государственной политики в области решения социальных проблем, считаем необходимым и далее развивать социальное партнерство неправительственных организаций и государственных структур.
1.3. Структура учреждений
На сегодняшний день оказание социальной защиты возложено на учреждения Министерства труда и социальной защиты населения РБ.
Министерство труда и социальной зашиты населения Республики Башкортостан (далее Министерство) является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях Республики Башкортостан, печать с изображением Государственного герба Республики Башкортостан и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
Местонахождение (юридический адрес) Министерства г. Уфа, улица Большая Гражданская, дом 24.
Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции единую государственную политику в области труда и социальной защиты населения на территории республики.
Министерство осуществляет свою деятельность на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов Республики Башкортостан, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Республики Башкортостан, а также в соответствии с настоящим Положением.
Основными задачами Министерства являются: осуществление мер по практической реализации основных направлений государственной политики в области труда и социальной защиты населения на территории республики, разработка предложений и реализация мероприятий по решению комплексных проблем социального развития, поддержанию уровня жизни и доходов населения, организации социального обслуживания населения, совершенствованию оплаты и организации труда, развитию социального партнерства, улучшению условий и охраны труда, соблюдение государственных гарантий, предусмотренных законодательством о труде и социальной защите населения.
Министерство в соответствии с законодательством и возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
1. В области комплексных проблем социального развития:
проводит анализ и оценку положения, тенденций развития в сфере труда и социальной защиты населения, разрабатывает и вносит в вышестоящие органы предложения по основным направлениям государственной политики в указанных областях;
представляет в Кабинет Министров Республики Башкортостан доклады о положении дел в области труда и социальной защиты населения и предложения по прогнозам социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
проводит разработку и согласование с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти проектов программ направленных на обеспечение социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми и иных социально незащищенных категорий населения, улучшение условий и охраны труда, организует выполнение указанных программ и контроль за целевым использованием средств, выделенных на их реализацию;
осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности министерств, государственных комитетов, ведомств, администрацией районов и городов, организацией в области труда и социальной защиты населения;
участвует в проведении мониторинга в сфере труда и социальной защиты населения;
2. В области поддержания уровня жизни и доходов, социальной защиты населения:
вносит предложения в вышестоящие органы по усилению адресности при оказании социальной поддержки населению, участвует в работе по расчету и обоснованию потребительской корзины и величины прожиточного минимума;
организует предоставление отдельных видов льгот определенным категориям граждан в соответствии с законодательством;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, предоставлением льгот и компенсаций, установленных законодательством для отдельных категорий граждан;
реализует меры по организации и развитию государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, а также детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграции в общество;
выполняет функции государственной службы по делам ветеранов;
осуществляет организационно-методическое руководство работой по назначению и выплате пособий гражданам, имеющим детей;
участвует совместно с заинтересованными органами в разработке мер по устранению детской безнадзорности;
организует в соответствии с законодательством протезно-ортопедическую помощь населению;
содействует развитию сети комплексных и специализированных государственных и муниципальных социальных служб, осуществляет координацию и методическое обеспечение их деятельности. Участвует совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти в разработке государственных стандартов в области социального обслуживания населения;
участвует в разработке предложений по совершенствованию системы льгот и компенсаций, оказанию социальной помощи, предоставлению социальных услуг населению;
осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью управлений социальной защиты населения администраций районов и городов;
содействует развитию благотворительной помощи нетрудоспособным и малообеспеченным гражданам, а также малообеспеченным семьям;
3. В области оплаты и организации труда:
осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий по оплате труда;
разрабатывает совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан предложения по организации оплаты труда работников организаций и учреждений, финансируемых из республиканского и местных бюджетов;
подготавливает предложения по повышению ставок и окладов работников бюджетной сферы и осуществляет контроль за применением Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы;
разрабатывает предложения по установлению межотраслевых соотношений тарифных ставок (окладов) работников предприятий и организаций, не относящихся к бюджетной сфере;
разрабатывает рекомендации и оказывает методическую помощь организациям по вопросам совершенствования оплаты, организации и нормирования труда;
4. В области социального партнерства в трудовых отношениях:
участвует в работе Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в ведении переговоров, разработке и заключении соглашений между республиканскими органами исполнительной власти, соответствующими профсоюзами, иными представительными органами работников и объединениями работодателей, регистрирует двух - и трехсторонние отраслевые (тарифные) соглашения;
организует проведение территориальными органами Министерства экспертизы и регистрации коллективных договоров, контроля за их выполнением;
выполняет функции службы по урегулированию коллективных трудовых споров;
5. В области осуществления демографической политики в пределах своей компетенции совместно с республиканскими органами исполнительной власти, администрациями районов и городов принимает участие в разработке и реализации программ демографического развития;



Содержание раздела