d9e5a92d

Работа с пожилыми людьми

Ответственность за соблюдение порядка назначения и выплаты специальных социальных пособий и целевое использование средств возлагается на руководителей учебных заведений.
В целях обеспечения контроля за целевым расходованием средств, выделенных на выплату специальных социальных пособий, учебные заведения представляют ежемесячный отчет по установленной форме.
На 1 января 2003 г. социальные пособия получали 5944 малообеспеченных студента.
2.2. Работа с пожилыми людьми
Устойчивый рост доли пожилых людей в структуре народонаселения мира обусловил формирование новых представлений о старости, роли пожилых людей в социальном развитии.
В XX веке произошло беспрецедентное увеличение продолжительности жизни человека. За последние 50 лет предполагаемая продолжительность жизни при рождении увеличилась во всем мире примерно на 20 лет и достигла 66 лет благодаря достижениям медицины и экономики.
Как ожидается, к 2050 г. доля лиц пожилого возраста возрастет с 8 до 21 %, а доля детей сократится с 33 до 20 %.
В Российской Федерации насчитывается более 30 млн. человек старше трудоспособного возраста. На 01.01.2003 г. в Республике Башкортостан насчитывалось 730 тыс. ветеранов, имеющих право на льготы, установленные республиканским законодательством о ветеранах.

Пожилые люди быстро растущая социально-демографическая группа, составляющая пятую часть населения страны.

Доля людей пенсионного возраста с 2000 г. превысила долю детей до 15 лет. В дальнейшем это превышение будет расти.

Ожидается, что в период до 2008 г. доля лиц пожилого возраста останется относительно стабильной.

В период до 2016 г. прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей в составе населения.
Реальность сегодняшнего дня постоянное присутствие многих пожилых людей среди нас. Дальнейший прогресс российского общества возможен в контексте общества для людей всех возрастов [55;с.3-4].
Основу политики Российской Федерации как социального государства составляет создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание стабильности в обществе, установление баланса интересов различных возрастных и социальных групп. Это предполагает комплексное решение проблем повышения уровня и качества жизни населения наряду со специальными государственными мерами в отношении отдельных групп населения, в том числе пожилых людей.
Применение принятых мировым сообществом универсальных норм в отношении пожилых людей способствует построению в Российской Федерации социального правового государства на демократических основах, более полному обеспечению прав человека и конституционных гарантий, удовлетворению потребностей людей пожилого возраста полноправных участников социального процесса.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на современном этапе представляет собой систему, сочетающую различные формы, виды и типы учреждений и услуг, единая цель которых удовлетворение потребностей пожилых людей.
В целом по России около 5 млн. граждан старших возрастов, относясь к категории одиноких или одиноко проживающих, нуждаются в различной помощи. Из них 1,5 млн. человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе около 300 тыс. человек в социально-медицинских услугах на дому [62;с.3].
Преобладающее большинство старых людей нуждается в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. Применительно к России в основной своей массе семьи неспособны, взять на себя все заботы о старых и беспомощных родственниках.

Вся тяжесть по уходу за старыми людьми ляжет в первую очередь на плечи государственных социальных служб, а также на органы здравоохранения [89].
Социальная защита пожилых людей в современных социально-экономических условиях осуществляется по двум основным направлениям: социальное обеспечение и социальная помощь.
В соответствии с действующим законодательством социальное обеспечение престарелых граждан направлено на защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживания пожилых людей.
Правительство РФ совместно с органами социальной защиты населения принимает конкретные меры для того, чтобы обеспечить постепенный переход к формированию системы пенсионного обеспечения на основе более полной реализации принципов социального страхования, введение механизации учета трудового вклада работающих граждан, развитие негосударственных пенсионных фондов, принята и действует федеральная целевая программа Старшее поколение. Значительную помощь пожилым людям оказывают местные органы власти.
В Законе О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст. 3 Закона).
Социальные услуги предоставляются всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и др. обстоятельств (ст. 4 Закона).
Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона).
В социальном аспекте пожилой возраст характеризуется:
изменением ролевых функций в обществе, характеризующимся уходом с работы;
изменением ролевых функций в семье, где пожилые люди берут функции обслуживания;
в этом периоде происходят потери близких людей (супругов) и вступает в силу фактор одиночества.
При получении социальных услуг граждане пожилого возраста имеют право на:
уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленным федеральным органом социальной защиты населения субъектов РФ;
информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
согласие на социальное обслуживание;
отказ от социального обслуживания;
защиту своих прав, в т.ч. в судебном порядке.
Инфрастуктуру системы социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации определяет сочетание стационарных, полустационарных и нестационарных форм социального обслуживания.
Основную роль в формировании современной целостной системы социального обслуживания граждан пожилого возраста сыграло бурное развитие нестационарных форм социального обслуживания (надомной, полустационарной и срочной социальной) при стабильном росте сети стационарных учреждений социального обслуживания.
При этом стационарное обслуживание населения перестало существовать как монопольная система, вышло за пределы жестких ограничений по типизации и мощности учреждений.
Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания инвалидов и престарелых.
В соответствии с Положением, центры могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др. (Приказ Министра социальной защиты населения Российской Федерации от 20 июля 1993 года 137 Об утверждении примерного Положения о Центре социального обслуживания).
В задачи центра входит выявление престарелых и др. лиц, нуждающихся в социальной поддержке; определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания населения; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и др. нуждающимся лицам.
Важнейшей частью работы центра является социальное обслуживание на дому пожилых людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарствами, организация уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата.
Социальные работники поддерживают связь с трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они не забывали, оказывали помощь и проявляли внимание к своим бывшим работникам.
Центр создается, реорганизуется и ликвидируется местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты населения, а его структурные подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются решением директора центра по согласованию с территориальными органами управления социальной защиты населения.
Центр может иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделение дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам центра.
Все более широкое развитие получают и отделения дневного пребывания, создаваемые также на базе центров социального обслуживания населения. Они предназначены для бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организации их отдыха, привлечение их к посильному труду, поддержание активного образа жизни.

Отделения дневного пребывания оборудуются спальными помещениями для организации отдыха, столовой и др.
Посильная трудовая деятельность в специально оборудованных мастерских или подсобных хозяйствах осуществляется, как правило, под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника. Продукция подсобных хозяйств обычно направляется на обеспечение питания, а излишки могут быть реализованы для получения дополнительных финансовых средств и зачисление их на счета ЦСО.


Отделение дневного пребывания предназначается для бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров, инвалидов и пожилых людей, создается для обслуживания не менее 30-ти человек. В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от своего семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию на надомное обслуживание.

В отделении выделяются помещения для доврачебной (врачебной) медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и т.д. Питание обслуживаемых лиц может осуществляться как в специально оборудованных помещениях, так и в близлежащих предприятиях общественного питания.

Пенсионеры и инвалиды обслуживаются отделением бесплатно. По решению руководства центра и местной администрации отдельные услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия и т.д.).

Денежные средства, взимаемые за предоставление отдельных видов услуг, зачисляются на счет центра и направляются на его развитие, улучшение обслуживания и питания пенсионеров и инвалидов в отделении.
Оплаты за предоставляемое надомное обслуживание.
Бесплатно обслуживаются:
одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход;
граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход, имеющие трудоспособных родственников, обязанных по закону содержать их, но проживающие отдельно от них;
граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход, проживающие в семьях, подушевой доход в которых ниже установленного для данного региона минимального уровня.
Частично надомные услуги оплачивают:
одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, получающие надбавку к пенсии на уход;
граждане пожилого возраста и инвалиды, получающие надбавку к пенсии на уход, имеющие трудоспособных родственников, обязанных по закону их содержать, но проживающих отдельно от них;
граждане пожилого возраста и инвалиды, получающие надбавку к пенсии на уход, проживающие в семьях, подушевой доход которых ниже минимального уровня, установленного для данного региона.
Оплата социально-бытовых услуг в полном объеме взимается:
с граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в семьях, трудоспособные члены которых обязаны содержать их по закону и подушевой доход, в которых выше установленного для данного региона минимального уровня;
со всех категорий граждан при оказании им социально-бытовых услуг, не входящих в перечень основных, предусмотренных Положением об отделении социально-бытового обслуживания на дому.
Плата за надомное обслуживание взимается по прейскуранту стоимости социальных услуг, утверждаемому местными органами самоуправления. Лица, принимаемые на надомное обслуживание на платных условиях, заключают с Центром договор, определяющий характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размер оплаты за них.
Договор об оказании платных услуг может заключаться как непосредственно с обслуживаемым, так и с его родственниками, трудовыми коллективами, организациями и ведомствами, оплачивающими обслуживание.
Денежные средства, поступившие за оказание платных услуг на дому, зачисляются на счет Центра и направляются на текущее содержание и развитие отделений социальной помощи сверх выделяемых бюджетных средств.
Зачисление на надомное обслуживание производится директором Центра на основе личного заявления, акта материально-бытового обследования, справки о размере получаемой пенсии и медицинского заключения о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию на дому.
Противопоказаниями к принятию на надомное обслуживание, подтвержденными заключениями медицинского учреждения, являются: наличие у пенсионера и инвалида психических заболеваний, хронического алкоголизма, хронических инфекционных и кожных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также тяжелых заболеваний, включая онкологические, требующие лечения в специализированных стационарных лечебных учреждениях.
Затраты на одного человека в месяц при социальном обслуживании на дому составляют в Республике Башкортостан 221 руб., на стационарное социальное обслуживание 3417 руб. [62;c.13].
В последние годы все большее развитие получает служба срочной социальной помощи.
Основной целью срочного социального обслуживания является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие, гарантированные государством, услуги: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по телефону доверия; оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание др. видов и форм помощи, обусловленных региональными особенностями.
Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и специально проведенные исследования позволяют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:
подчас неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимыми от чужих, посторонних людей;
явные рентные установки, стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанностей;
недовольство и неудовлетворенность своими жизненными условиями переносится на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;
социальный работник воспринимается как объект, который несет ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.
Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведется социальная работа в различных ее видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами.

Иногда прибегают и к чрезмерному восхищению, восхвалению социального работника, чтобы добиться от него тех услуг, которые не входят в перечень выполняемых обязанностей.
Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжелых во всех отношениях: велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание психологических особенностей пожилого и старческого возраста.
Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Социальные работники должны быть подготовлены к тому, чтобы быть терпеливыми и заботливыми к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.
Нельзя воспринимать старого человека изолированно, вне его жизненного пути. Напротив, то, что он представляет собой сейчас, есть отражение многоаспектного и многослойного становления личности.

Биография каждого старого человека представляет собой отражение удавшейся или неудавшейся судьбы, возможно, разломанной или порушенной жизни.
Самое главное каждый старый человек есть личность и как личность имеет самое ценное значение. Личность сердцевина человеческого бытия, его чувств, переживаний и действий.

Личность определяет и поведение человека в процессе старения.

Каждый человек уникален в своем Я и никак не может быть подменен другим человеком, и в таком виде иного человека не существует [89].
В настоящее время наблюдается повсеместная тенденция: все моложе становятся лица, посвящающие себя уходу за старыми людьми и работе с ними. С этих позиций уход за старыми людьми это встреча разных поколений, уважение к возрасту со стороны молодых сотрудников, терпимость их к принципам и сложившимся убеждениям старого человека, его жизненным установкам и ценностям.
Уход за старыми людьми это внимательное и заботливое наблюдение за другими, умение войти в мир их переживаний с одновременным восприятием и перепроверкой собственных ощущений. Это умение воспринимать старых людей такими, какие они есть.
Уход за старыми людьми это тактичные, запланированные действия, доверие и помощь в процессах адаптации старого человека к изменившимся жизненным условиям.
Уход за старыми людьми это, наконец, сопровождение умирающих, оказание помощи членам семьи в этот тягостный момент.
Только восприняв эти принципы и положив их в основу профессионализма, можно выдержать все психические и физические нагрузки, связанные с уходом за старыми людьми.
Нередко некоторые аспекты поведения старых людей, которые вызывают неприятие и удивление у молодых людей, кажутся им необычными или аморальными, на самом деле находятся в рамках культурной нормы прошлого поколения и не свидетельствуют об ухудшении умственных способностей человека. При столкновении с отрицательными сторонами старости есть опасность возникновения геронтофобии у молодых социальных работников, более того, они могут проникнуться выраженной фобией к своему собственному будущему старению.
Исследования венгерского психолога Н.Хун показали, что самые худшие оценки и отрицательное мнение о старых людях имеют медицинские сестры, работающие в домах для престарелых и в геронтопсихиатрических больницах. Нужно отметить, что специальных исследований толерантности (терпимости) населения к беспомощным старым людям практически нет. В домах для престарелых г. Софии было выявлено снисходительно-покровительственное отношение к долгожителям со стороны медицинских работников и обслуживающего персонала.

Но пренебрежительного, тем более оскорбительного отношения к старым людям не обнаружено ни в одном случае.

Однако была установлена одна заслуживающая внимания особенность. На предложенный вопрос, хотели бы они дожить до 100 лет, все сотрудники домов для престарелых отвечали отрицательно, более того, все они воспринимали такую перспективу как трагедию для себя лично и особенно для своих близких.
Распространенным в последнее время становится эйджизм (англ. ageism) возрастная дискриминация, направленная против пожилых и старых людей (см. [56;с.53-73]).
Настораживает факт, что около 50% старых людей после первого контакта с чиновниками системы социальной защиты не приходят за социальной помощью повторно, так как у них остается чувство горечи и обиды. Одна из причин возникновения этого чувства - недостаточное финансирование государством социальных услуг и льгот для малообеспеченных слоев населения, отсутствие строгого учета адресности социальной защиты [89].
По мнению самих старых людей, их требования к социальным работникам таковы: прежде всего доброта и честность, бескорыстие и сострадание. Умение слушать - одно из главных качеств социального работника, а добросовестность, ответственность и требовательность к себе должны определять его профессиональный статус.
Овладение навыками общения со старыми людьми - не простая задача; помимо умения выслушать старого человека с пониманием его нужд, необходимо в то же время собрать и объективную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуацию, в которой он находится, определить, в чем заключаются его объективные трудности, а что является результатом субъективных переживаний. Важно не дать старому человеку быть ведущим в беседе и в дальнейших контактах.
Следует очень доброжелательно и уважительно переключать беседу, направляя ее в нужное для социального работника русло. Немаловажным является и умение достойно закончить беседу, не обидев старого человека и убедив его своим поведением, что все его проблемы будут учтены и по возможности удовлетворены.

Никогда не нужно категорически отказывать в просьбах или утверждать, что все просьбы будут выполнены.

Самым высоким показателем профессионализма социального работника является доверие старого человека, принятие советов, все усилия должны быть направлены на активизацию старого человека, побуждение его самостоятельно разрешить личные проблемы [66].
Объем предоставляемых льгот пожилым людям и ветеранам в Республике Башкортостан растет с каждым годом: 2000 г. 668 млн. руб., 2001 г. 873,1 млн. руб., 2002 г. 1217,4 млн. руб. (из республиканского бюджета и бюджетов районов и городов 1054,1 млн. руб., из федерального 163,3 млн. руб.).
За 2002 г. бесплатно установлено 2732 телефона (1332 вдовам ветеранов ВОВ). Бесплатный текущий и капитальный ремонт жилья сделан 2706 инвалидам ВОВ на 22,4 млн. руб.
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон РБ О ветеранах от 08.01.2002 г. всем категориям ветеранов установлен бесплатный проезд на автомобильном транспорте пригородных и междугородних маршрутов в пределах территории РБ. Всего предоставлено льгот ветеранам по проезду на железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном транспорте на 294,1 млн. руб., в том числе по проезду на автомобильном транспорте 255,7 млн. руб.
Право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с законодательством о ветеранах имеют 325 тыс. человек. Однако в 2002 г. только 36% смогли получить лекарственные средства на льготных условиях.

Ведется активная работа по решению проблем такого рода.
2.3. Социальная защита и реабилитация инвалидов.
Способно ли государство и общество выполнить свои обязательства перед инвалидами и перейти к новому типу взаимоотношений, определенным новым законодательством? Длительная и сложная история формирования парадигмы социальной защиты инвалидов, а также системный социально-экономический кризис последних лет ставят этот вопрос особенно остро.



Содержание раздела