d9e5a92d

Комплексный центр социального обслуживания населения

Специализированный центр (отделение) социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и
инвалидов учреждение (отделение), предназначенное для временного
(до 6 месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и
оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях
гражданам, частично или полностью утратившим способность к
самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями.
Центр (отделение) срочного социального обслуживания учреждение (отделение), предназначенное для оказания гражданам, вне зависимости от их возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.
Консультативный центр (отделение) учреждение (отделение), предназначенное для защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов.
Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов учреждение социального обслуживания, находящееся в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения и осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Комплексный центр социального обслуживания населения

учреждение социального обслуживания, находящееся в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения, создаваемое в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства учреждение социального обслуживания по оказанию содействия лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации без определенного места жительства, в предоставлении им социальных, медицинских и других услуг.
Социальная столовая структурное подразделение учреждения социального обслуживания, предназначенное для оказания помощи гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке ввиду малой обеспеченности или в связи с утратой способности к самообслуживанию, путем обеспечения их горячим питанием, полуфабрикатами или продуктовыми наборами.
Отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан структурное подразделение учреждений социального обслуживания, предназначенное для продажи товаров первой необходимости малообеспеченным категориям населения по льготным ценам.
Лечебно-производственные трудовые мастерские, подсобные хозяйства при учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов структурные подразделения учреждений социального обслуживания, предназначенные для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии.
В итоге можно сказать, что система социальной защиты в РБ развивается довольно эффективно, социальная помощь оказывается по различным программам, особенно хочется подчеркнуть Президентские программы, которые являются программами республиканского значения и по ним оказывается огромная помощь определенным категориям населения, нуждающимся в социальной помощи. Эти программы проводятся совместно с федеральными программами.

В сумме все программы, реализуемые в РБ по защите населения (республиканские и федеральные) помогают жить и развиваться в условиях рыночной экономики социально-уязвимым слоям населения.
2. Анализ состояния действующей системы социальной защитынаселения РБ
2.1. Социальная защита материнства и детей, оставшихся безпопечения родителей
В Республике Башкортостан социальной защите населения уделяется большое внимание. Для понимания роли и масштаба системы социальной защиты необходимы рассмотрение и анализ функционирования ее подсистем.

Рассмотрим, как осуществляется социальная защита по трем основным направлениям: социальная защита материнства и детей, оставшихся без попечения родителей, работа с пожилыми людьми, социальная защита и реабилитация инвалидов.
Государственная поддержка семей и детей без попечения родителей осуществляется на основании законов РФ и РБ через соответствующие программы.
В современных условиях резко возникла необходимость помощи семьям и особенно детям без попечения родителей, главным может стать вопрос о государственной поддержке детей без попечения родителей.
Изучая возрастной состав детей, воспитывающихся в домах ребенка, в динамике за последние пять лет, необходимо отметить все большее увеличение удельного веса детей возрастной группы от рождения до 12 месяцев. Если в 1992 г. эта группа представляла 12% воспитанников домов ребенка, то в 1996 г. уже 17,7%; возрастная группа детей от 1 года до 3-х лет варьирует в течение пяти лет с 50,4 до 42,0%, не определяя какой-то видимой тенденции, тогда как количество детей 3-х лет и старше увеличивается с 37,6 до 41,0%.
При изучении характеристики детей, воспитанников домов ребенка нами было отмечено увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как среди общего количества детей, так и среди поступивших детей.
В 2000 г. возвращено родителям из домов ребенка республики более 36,6% всех выбывших детей.
Из выбывших детей в 2000 г. были переведены в дошкольные детские дома 24,8% детей, то есть у каждого четвертого ребенка в результате комплексной психолого-медико-педагогической реабилитации состояние здоровья в последующем позволяет ему находиться в учреждении образования.
На конец 2000 г. в детских домах республики воспитывалось 1247 детей, в том числе 571 девочка, или 45,8%, 676 мальчиков 54,2%.
В повозрастном составе воспитанников детских домов основная доля приходится на школьный возраст от 7 до 15 лет 75,2%.
Анализ показал, что из общего числа воспитанников 1179 детей, или 95,4%, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Всего в 2000 г. из 5 домов ребенка передано на усыновление 20,3% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этот показатель, характеризующий работу домов ребенка, на протяжении последних пяти лет динамично менялся: до 1999 г. имел тенденцию к росту 28,0%, в 2000 г. 20,3%.
Изучены основные причины поступления детей на воспитание в дома ребенка в Республике Башкортостан. Было отмечено, что 42,7% детей были переведены в дома ребенка из лечебно-профилактических учреждений: детских отделений, отделений патологии новорожденных, отделений выхаживания недоношенных - на основании отказа от ребенка по заявлению родителей. Отказ родителей мотивировался множеством причин:
состояние здоровья ребенка (32,9%), отсутствие условий содержания и воспитания (27,1%), внебрачный ребенок (26,7%), категорически негативная реакция прародителей и отрицательное общественное мнение (8,5%), отказ отца от воспитания ребенка (4,8%).
Вторая причина поступления детей в дом ребенка это их временное пребывание - 39,6%. Как правило, это семья или мать, не имеющая на данный момент возможности воспитания своего ребенка: мать-одиночка, не имеющая жилья и основного источника заработка (26,7%), семья, находящаяся в тяжелых материальных условиях (19,0%), нахождение родителей в местах лишения свободы (9,0%), родители-безработные (7,9%), больные, нуждающиеся в длительном лечении (7,6%), родители-студенты (5,2%), многодетные семьи (4,5%), необходимость проведения реабилитационного лечения (2,4%), служба отца в армии (1,4%) и другие (16,3%).
И третья причина это лишение родительских прав одного или обоих родителей (10,4%).
Меньшее число (4,9%) детей были подкинуты в больницы, дома ребенка и другие учреждения без какой бы то ни было информации. И только 2,4% - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в силу ряда обстоятельств: смерть родителей, смерть матери при родах и т.д. - были переданы на воспитание в дом ребенка.
В 20,6% случаях дети родителей, лишенных родительских прав, прежде чем быть направленными в дома ребенка, проходят через детские отделения и больницы.
Изучая зависимость причин поступления от возраста ребенка ясно, что в возрасте до 1 месяца отказ как причина поступления в дом ребенка, определяется в 100,0% случаев, в возрасте до 6 месяцев в 69,8%, в возрастной группе до 12 месяцев в 43,5% случаев. Затем динамика имеет тенденцию к снижению и достигает минимальных показателей в возрасте от 2 до 2,5 года 4,2%.

Однако в последующем определяется повторный рост, и в возрастной группе 3 года и старше отказ достигает 57,9%.
Изучая причину отказа от воспитания ребенка в зависимости от его возраста, вывод, что в основе причин отказа от детей в возрасте до 12 месяцев преобладающими являются социальные причины.
Лишение родительских прав, как причина направления в дом ребенка, преобладает в возрастной группе детей 2 - 2,5 года 41,6% и 2,5 - 3 года - 26,9%.
При изучении социального статуса матери ребенка, переданного на воспитание в дом ребенка, было определено, что в 11,8% случаев возраст женщины определялся от 15 до 19 лет, в 28,5% 20-24 года;
в 16,3% случаев возраст матери составлял 25-29 лет, в 8,8% случаев 30-34 лет, в 3,8% случаев 35-40 лет.
Таким образом, независимо от возраста матери и причин поступления, в среднем каждый второй ребенок передавался на воспитание в дом ребенка в возрасте до 1 года.
В 28,8% случаев мать имеет постоянное или временное место работы, в 9,4% учится, в 21,5% не работает и не учится, в 2,8% находится в местах лишения свободы, в 37,5% сведения отсутствуют.
Среди работающих женщин отказ от воспитания составил 42,2% случаев и в 57,8% они передали на временное воспитание своих детей в дома ребенка; среди учащихся более чем в 1,5 раза выше удельный вес (70,4%) отказа от воспитания своих детей и в 2 раза ниже процент (29,6%) временного нахождения ребенка в условиях детского учреждения. Среди женщин, которые не работают и не учатся, каждая вторая (51,7%) отдает ребенка на временное воспитание, в 27,4% отказываются от воспитания и в 20,9% случаев женщин лишают родительских прав.
По имеющейся информации можно сказать, что каждая третья мать (35,7%) и каждый второй отец (45,1%) у детей, воспитывающихся в домах ребенка, имеют вредные привычки, которые в последующем могут проявиться в состоянии здоровья детей. У 25,5% матерей и 41,7% отцов сведения отсутствовали.


При изучении возраста матерей и наличия у них вредных привычек видно, что наибольший удельный вес отсутствия вредных привычек наблюдается в возрастной группе 35-39 лет (63,6%), алкоголизм выражен в большей степени у женщин в возрастной группе 25-29 лет (21,3%), курение преобладает в возрасте 15-19 лет (23,5%).
В группе работающих женщин в 77,0% случаях матери не имеют вредных привычек, в 1,4 раза этот показатель (55,5%) снижается в группе матерей, являющихся студентками высших и средне специальных учебных заведений, и в 2 раза (37,1%) снижается у матерей, не имеющих постоянного рода занятий.
Одним из наиболее неблагоприятных факторов в социально-гигиенической характеристике семьи ребенка является злоупотребление алкоголем одного или обоих родителей. Злоупотребление алкоголем отмечено у 15,6% матерей и 16,0% отцов.
Достаточно высоким является показатель детей, родившихся в состоянии внутриутробной гипотрофии. С массой до 2500,0 грамма родилось 24,7%, т.е. каждый четвертый ребенок родился с низкой массой.

Прослеживая влияние возраста матери на состояние внутриутробной гипотрофии, нами было выявлено, что наибольший удельный вес детей с массой до 2500,0 грамма отмечается в возрастной группе матерей 35-40 лет (27,3%), на втором месте находится возрастная группа 30-34 года (24,0%), на третьем (17,7%) возраст 15-19 лет.

Наибольшая степень гипотрофии (масса до 1500,0 грамма) определяется в возрастной группе 15-19 лет и составляет 5,9%. Было установлено, что между возрастом матери и низкой массой ребенка (до 2500,0 граммов) установлена корреляционная связь.
Таким образом, изучение социально-гигиенической характеристики семьи, дети из которых воспитываются в домах ребенка, показало, что среди неблагоприятных социально-гигиенических факторов наибольший удельный вес имеют такие факторы, как нежеланность ребенка, рождение его в семьях неполных, социально-неблагополучных, ведущих аморальный образ жизни, в семьях, неспособных создать условия не только для воспитания, но и сохранения здоровья и жизни ребенка, наличие у родителей вредных привычек, отсутствие у них постоянного места жительства и постоянной работы.
При социально-гигиеническом исследовании здоровья детей в домах ребенка и детских домах, организации содержания, воспитания, охраны здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были выявлены ведущие медико-социальные и медико-биологические факторы, влияющие на состояние здоровья детей, уровень их нервно-психического развития. В результате чего считаем, что одним из основных направлений совершенствования работы домов ребенка является структурная реорганизация учреждения и трансформация его в реабилитационное учреждение.
Дом ребенка, являющийся учреждением здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающий детей в возрасте от 0 до 4-х лет, должен стать Домом Детства, основной задачей которого является психологическая, медико-педагогическая реабилитация и социальная адаптация детей от момента поступления до 18 лет.
Представляется целесообразным создать Дома Детства как комплекс учреждений: дом ребенка, детский приют и детский дом и решение вопроса его ведомственной принадлежности.
В связи с тем, что основным в проблеме социального сиротства, является решение вопроса устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью (усыновление, удочерение, приемная семья), необходимо совершенствование системы взаимодействия органов и учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов, то есть всех заинтересованных ведомств и учреждений, обеспечивающих дальнейшее формирование нормативно-правовой основы защиты детей, находящихся в особо трудных условиях.
Для решения основной задачи, стоящей перед Домом Детства создание единого медико-педагогического и социально-психологического центра для детей, находящихся в особо трудных условиях, на наш взгляд необходимо выделение в его составе отделений: медицинских проблем, коррекционной педагогики, психолого-социальной реабилитации. Эти вопросы необходимо решать с помощью государственных органов.
Таким образом, представленные серьезные проблемы детей оставшихся без попечения родителей, можно решить только с помощью государственной политики защиты таких детей. В РБ эти вопросы решаются.
Также встала проблема беспризорных детей. Эта проблема может решаться только с помощью государства.

По созданию сети детских приютов в России в 2002 г. РБ заняла лидирующее место.
Принято постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 декабря 2000 г. 377 О развитии сети социальных приютов для детей и подростков. До 2000 г. в системе социальной защиты населения в республике действовали лишь два приюта для детей и подростков, которые были созданы при центрах социального обслуживания населения.

На начало 2002 г. таких учреждений для несовершеннолетних насчитывалось 15, из них 13 муниципальных детских приютов, 1 центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и 1 территориальный центр социальной помощи семье и детям.

На начало 2002 г. в этих учреждениях находилось 388 детей. В январе текущего года открылись еще два социальных приюта.

В 2002 г. 14 администраций районов и городов планируют открытие специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
По состоянию на 31 декабря 2002 г. в системе социальной защиты населения насчитывалось 33 учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, которые имеют статус юридического лица, из них действующих 27 при общем количестве мест круглосуточного пребывания 858. В текущем 2003 г. после окончания ремонтных работ планируется открытие специализированных учреждений в Белокатайском, Нуримановском, Миякинском районах, отделения социального приюта при Центре социального обслуживания населения Гафурийского района, Республиканского и городского приютов в г. Уфе.

За 2002 г. в специализированные учреждения были помещены более 1200 детей и подростков.
Администрации специализированных учреждений тесно сотрудничают с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при решении вопросов жизнеустройства воспитанников. За 11 месяцев 2002 г. из общего числа детей и подростков, помещенных в учреждения 585 возвращены в родные семьи, 101 направлены в образовательные учреждения для детей-сирот, 34 переданы под опеку), двое усыновлены.

По сведениям ежемесячной оперативной информации 1 января 2003 г. в действующих учреждениях находилось 687 детей и подростков.
За 2002 г. в рамках федеральной целевой программы Профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в действующие учреждения было поставлено оборудования и автотранспорта на сумму более 4,5 млн. рублей.
На территории республики функции транзитного специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляющего перевозку по территории Российской Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей возложены на Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Стерлитамака. За 2002 г. данным учреждением перевезены к месту постоянного жительства 18 детей и подростков, самовольно ушедших из семей.

Средства на указанные цели выделяются из федерального бюджета.
Сокращение государственных расходов на социальные нужды по материнству и детству, ограничение числа выплат и льгот, отказ от принципов всеобщности поддержки обусловлены кризисным характером экономики, не имеющей достаточной бюджетной базы.
В условиях дефицита финансовых и материальных ресурсов можно реально помочь только тем, кто в силу объективных причин не в состоянии самостоятельно решить проблемы собственного выживания, в частности матерям и детям, особенно многодетным семьям. Федеральная Президентская программа Дети России имеет целью создание благоприятных условий для жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защищенности в период социально-экономических преобразований и реформ.
Избирательный подход к оказанию социальной помощи предполагает принцип адресности, что в свою очередь требует обоснования и юридического закрепления понятий нуждаемость, малообеспеченность, бедность, пересмотра методик расчетов прожиточного минимума и среднедушевого дохода населения.
Надо заметить, что опыт промышленно развитых стран, имевших экономические ресурсы для оказания безвозмездной помощи многим категориям граждан, в частности матерям и детям, показывает, что такая политика не решила проблемы бедности, не остановила воспроизводство категорий граждан, существующих на регулярную социальную помощь. Кроме того, страны с широко развитой системой социальных выплат (Скандинавские страны, Германия) столкнулись с проблемой торможения экономического роста в результате высоких затрат на социальные цели, в конечном итоге (прямо или косвенно) приводящих к повышению себестоимости продукции, снижению ее конкурентоспособности, росту цен, бегству капитала из страны.

Этот момент касается и социальной защиты материнства и детства. Если оказывать помощь всем матерям и детям, то часть бедного населения будет обделена.
Учет этого опыта приводит к выводу о необходимости повышения индивидуальной ответственности граждан за свое материальное благополучие, стимулирование их экономической активности. Право на социальную поддержку должно сочетаться с обязанностью активного участия в общественном производстве, максимальной реализацией возможностей по самообеспечению.
Развитию и обновлению социальной защиты материнства и детства (СЗМиД) в РБ уделяется большое внимание. Для этого планируются и реализуются целевые программы.
Приоритетными направлениями в целевых программах защиты материнства и детства являются:
1)льготы семьям с детьми, проживающим в сельской местности;
2)льготы семьям студентов, имеющим детей.
Основным законом в социальной защите материнства и детства является Закон РБ Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан (от 02.06.97 96-з). Он устанавливает основы государственной политики в Республике Башкортостан в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства, общие принципы регулирования отношений, возникающих с участием семьи в государственных, административных, гражданских, земельных, жилищных и иных правоотношениях.

По этому Закону определяются основные моменты развития социальной защиты материнства и детства [22].
Целью является установление юридического статуса семьи и обеспечение охраны прав и интересов семьи, связанных с выполнением ею основных функций.
Задачами являются:
1) возрождение, укрепление престижа семьи, семейных традиций, родительского авторитета;
2) закрепление гарантий защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
3) восстановление приоритета семейного воспитания детей;
4) установление ответственности государства перед семьей и семьи перед государством и обществом.
Вопросы охраны семьи, материнства, отцовства и детства регулируются настоящим Законом, Семейным кодексом Республики Башкортостан и иными нормативными правовыми актами.
Органы местной власти в пределах своей компетенции вправе принимать нормативные акты, предусматривающие дополнительные гарантии охраны семьи, материнства, отцовства и детства.
Если международным договором или соглашением Республики Башкортостан установлены иные правила, чем предусмотренные в настоящем Законе, применяются правила международного договора или соглашения.
Семья, материнство, отцовство и детство охраняются законом и находятся под защитой государства.
Охрана семьи, материнства, отцовства и детства обеспечивается путем:
создания семье условий для достижения экономической самостоятельности, оказания необходимой социальной поддержки для удовлетворения жизненно важных материальных и культурных потребностей;
проведения активной демографической политики;
осуществления правовой и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
взаимодействия государственных органов с общественными объединениями, представляющими интересы семьи, при формировании и реализации политики и программ, касающихся семьи, материнства, отцовства и детства.
Республика Башкортостан строит свою социальную политику исходя из приоритета прав и интересов семьи, оказывает ей материальную поддержку, правовую, медико-социальную, педагогическую и психологическую помощь. В этих целях государственные органы разрабатывают и осуществляют республиканские, региональные и иные программы социальной поддержки материнства, отцовства и детства.
Семьям, ведущим в социальных, медицинских и нравственных целях генеалогическую карту (паспорт) семьи, службы семьи, медицинские учреждения обязаны оказывать необходимую помощь.
Предприятия, учреждения и организации, функционирующие на территории республики, обязаны обеспечивать реализацию настоящего Закона и принятых в его развитии актов законодательства Республики Башкортостан по охране семьи, материнства, отцовства и детства в отношении работающих в них лиц.
В коллективных и трудовых договорах (соглашениях) могут устанавливаться дополнительные льготы семьям за счет собственных средств организаций.
Для реализации государственной политики РБ в системе социальной защиты материнства и детства создана государственная служба семьи.
Государственная служба семьи:
1) разрабатывает проекты комплексных целевых программ, правовых норм для осуществления государственной политики республики по охране семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечивает их реализацию;



Содержание раздела