d9e5a92d

Лекция IX. Конкурентное право


Порядок обоснования для граждан из стран ЕС. Статья 52 Римского Договора. Национальный порядок регистрации и регулирована предпринимательской деятельности. Прибыльность как условие обоснования - статьи 58 и 59 Договора.

Обеспечение безопасности прав и собственности акционеров. Группировка Европейского Экономического Интереса. Проект: Европейская Компания.

Порядок предоставления услуг. Возмездность услуги. Приоритет национального закона при соблюдении европейских требований. Взаимное признание высшего образования. Проблема признания квалификации юристов.

Получение услуг, позиция ЕСП. Возможность ограничений права предоставлять (получать) услуги. Проблема возмещения ущерба. Дело Рейнерса против государства Бельгия.

Дело Ван Бинсбергена.
Когда в контексте правопорядка ЕС речь идет о свободе обоснования, то имеют в виду право на беспрепятственное учреждение бизнеса по всей территории ЕС на постоянной основе.
Юридические и физические лица могут, свободно передвигаться из одного государства ЕС в другое, согласно правовым норма ЕС остановиться в одном из них по своему выбору и развернуть бизнес в соответствии с национальным законодательством.
Это предполагает, что иностранный предприниматель из государства ЕС имеет те же права, что и местные бизнесмены. Иными словами, этот предприниматель может, сославшись на намерение учредить дело, свободно въехать в любую страну ЕС, а затем с соблюдением местных правовых норм и процедур заняться любым законным бизнесом, руководствуясь ст. 52 Римского Договора, которая предусматривает устранение каких бы то ни было ограничений на свободу для граждан государства - члена ЕЭС, же лающих обосноваться на территории другого государства - члена ЕЭС с целью создания бизнеса.
Такая свобода включает право основать дело и заниматься бизнесом или самостоятельно, или путем создания предприятия "в особенности компаний или фирм", на условиях, аналогичных тем, которые действуют применительно к местным гражданам.
В отношении государств - членов ЕС ст. 52 Договора устанавливает запрет на принятие любых законодательных и административных мер, которые могли бы служить препятствием для деятельности бизнесменов из другого государства - члена ЕС.
Показателен в этом смысле пример из вышеупомянутого дела ЕСП Factortame (1991), когда испанские рыбаки использовали суда, зарегистрированные в Англии, для лова рыбы в экономической зоне Англии в счет рыбной квоты последней.
Как мы помним, Британский парламент принял в 1988 г. Акт о торговом судоходстве, в который было заложено требование о том, что собственниками судов должны быть только британские подданные.
ЕСП в указанном деле нашел содержание упомянутого Акта противоречащим ст. 52 Римского Договора и, по сути, дезавуировал (отменил) этот Акт.
Конечно, каждое государство имеет свой порядок регистрации и регулирования предпринимательской деятельности: требовать однообразия в этом порядке можно, но пока что вряд ли реально. Многолетние усилия ЕК ЕЭС в этом направлении так и остались тщетны. Но можно, однако, добиваться того, чтобы порядок этот был недискриминационным и не давал преимуществ местным предпринимателям.
Статья 58 в п. 1 говорит о том, что компании создаются в соответствии с законом одного из государств - членов ЕЭС, в котором регистрируется его штаб- квартира, центральная администрация, и где осуществляется основная предпринимательская деятельность. В другой стране ЕЭС компания может свободно создавать свои филиалы (отделения) или дочерние компании. Одним из главных условий признания компании в Другом государстве - члене ЕЭС является способность работать прибыльно. Юридические (физические) лица, не ставящие целью своей работы получение прибыли, не подпадают под действие ст. 58 Договора.

Здесь имеет место общее требование: как рабочий, въехавший в страну должен работать за зарплату, так и компания, обосновавшаяся в другой стране ЕЭС, должна приносить прибыль. Требование о прибыли воспроизводится вновь в ст. 59 Договора, относящейся к оказанию услуг со стороны компаний (фирм) "в сфере промышленности, коммерции или профессионального характера". С той лишь разницей, что относительно услуг предусматривается возможность как их постоянного вида, так и временного.



Мы видим, что необходимость обеспечения прибыльности "чужих" компаний находится все время в поле зрения авторов Договора о ЕЭС. И это вполне понятно, поскольку никому не хочется меть в своей юрисдикции нерентабельные хозяйственные единицы.
Другое, на что обращается особое внимание, желание хоть как-то единообразить правовые системы разных государств, регулирующих обоснование иностранных компаний в государствах ЕЭС. Соответственно в ст. 220 Договора содержится своего рода призыв к государствам-участникам согласовать друг с другом единообразные конвенции о признании и регулировании деятельности компаний в рамках ЕЭС. Там же упоминается о необходимости взаимного признания компаний в соответствии со ст.

58 (2) договора.
Следуя ст. 220 Договора, страны первоначальной "шестерки" в 1968 г. подписали конвенцию "О взаимном признании компаний и корпоративных образований", далее чего дело так и не сдвинулось. Ратификация конвенции не состоялась, и она, естественно, в силу не вступила.
Поскольку попытка создать в одном документе своего рода "право компаний" оказалась неуспешной, дальше стали двигаться путем постановлений и директив.
А право компаний так и осталось ограничено рамками национальных законодательств. В результате чего право различается в странах не только по существу правовых норм, но и концепцией, в нем заложенной.
Что оставалось делать ЕЭС? Было признано целесообразным обеспечить как минимум безопасность прав и собственности акционеров, членов компаний и вообще всех участвующих в операциях по деятельности компании на территории другого государства ЕЭС. Без этого просто нельзя было даже говорить о гармонизации бизнеса в рамках ЕЭС.
В то же время продолжалась работа по созданию права компаний путем принятия актов ЕЭС. Около пятнадцати проектов Директив было предложено и некоторые из них были приняты. В результате были согласованы нормы, относящиеся к капиталу компаний, лицензиям, счетам и отчетности, ревизорской деятельности и распространению информации. Проведена существенная работа по развитию союзного бизнеса, но еще не достаточная.

Работа продолжается.
Для разрешения проблем для компаний, возникающих при пересечении ими границ, принят был и иной путь. По постановлению 2173/85 была создана так называемая Группировка Европейского Экономического Интереса (ГЕЭИ). Она должна была как облегчить компаниям разных стран возможность вести операции в различных правовых режимах, так и позволить им легко и быстро образовывать смешанные компании.
ГЕЭИ совмещает в себе как признаки транснациональной компании, так и партнерской фирмы, это организация содействия компаниям в масштабе Западной Европы. Имея статус юридического лица и будучи должным образом зарегистрирована в странах ЕС, она, в отличие от компаний, не является обществом открытого типа, т.е. не выпускает в продажу акции. Офисы организаций разбросаны по разным странам ЕС, а общее число работающих в ней согласно уставному документу не должно превышать 500.
К настоящему моменту завершается работа по созданию Европейской Компании, напоминающей ГЕЭИ, но с несколько иным, европейским, статусом, которая будет зарегистрирована при ЕСП в Люксембурге, где и будет определено ее постоянное местопребывание.
Отличает Европейскую Компанию от ГЕЭИ, пожалуй, больший размах деятельности. Общая идея состоит в том, что, если вы намерены основать бизнес в одном из государств ЕС, сделать это, несомненно, легче при содействии столь компетентного помощника, каковым явится Европейская Компания. Предполагается, кстати, что далее последует увеличение числа компаний европейского масштаба.

Но не может не возникнуть вопрос: это что - курс на монополизацию? Ответ давать пока что рано, но именно такого рода критика звучала в европейских странах, в силу чего создание соответствующего нормативного европейского аппарата движется медленно.
В связи с тем, что ст. 52 Договора особо выделяет "компании и фирмы", необходимым представляется обратить внимание на ст. 58 Договора, в которой поясняется, что имеются в виду "компании и фирмы, созданные в соответствии с гражданским и коммерческим правом, включая кооперативные общества", т.е. суть компании и фирмы определяет внутренний национальный закон.

Так, скажем, итальянская компания (фирма), звучащая на итальянском языке как "дита", может обосноваться в Англии при условии, что она действительно признана как "дита" по итальянскому закону. И ей совсем не обязательно формально навешивать на себя ярлык "компания", чтобы соответствовать формулировке ст. 52 Договора.

Для этого, повторяем, предприятие просто должно быть прибыльным.
Порядок предоставления услуг в другом государстве ЕС регулируется ст. 59 Договора. Согласно данной статье должны быть сняты любые ограничения на оказание услуг внутри ЕС в отношении граждан или юридических лиц, учрежденных в ином государстве ЕС, а не в том, где проживает клиент, принимающий услугу.



Содержание раздела