d9e5a92d

ЕС пока еще остается международной организацией


Да, ЕС пока еще остается международной организацией, основанной на международном договоре. Его переход к государству на данном этапе выглядит перспективной тенденцией, реальность которой все еще относительна.
ЕК комплектуется из 20 Комиссаров. Большие государства - Великобритания, Германия, Италия, Испания и Франция - назначают по два комиссара. Отдельные государства - члены ЕС - по одному, из них каждый отвечает за конкретную сферу деятельности ЕК и возглавляет соответствующий генеральный директорат, общее число которых - 20, например проблемы окружающей среды - гендиректорат XI; проблемы конкурентного права - ген-директорат IV и т.п.
Хотя комиссары назначаются государствами-членами, они присягают на верность ЕС. Срок их возобновляемых полномочий 4 года. Назначение каждого комиссара одобряется всеми государствами-членами.

Председатель ЕК избирается из числа комиссаров на 'формальный срок - 2 года - с правом дальнейшего переизбрания. Местонахождение ЕК - Брюссель.
Основная обязанность ЕК - следить за добросовестным выполнением государствами-членами решений, принятых СМ, чтобы экономическая конкуренция между ними была честной. При констатации нарушений ЕК может наложить на виновную сторону штраф или передать дело на рассмотрение ЕСП.
ЕК наделена правом законодательной инициативы по вопросам, предусмотренным в Римском Договоре. Практически последнее касается вопросов, связанных с повседневной жизнью ЕС. Предложения в этой связи вносятся в СМ ЕС.
Обозначение ЕК в качестве исполнительного органа является, конечно, натяжкой, и сделано это по аналогии с исполнительным органом ООН - секретариатом.
Сама ЕК - скорее передаточный механизм от СМ к национальным правительствам. Ее главная функция заключается не в управлении конкретными сферами хозяйства, а в надзоре за исполнением последнего правительствами стран ЕС. ЕК может также инициировать дела против государств - членов ЕСП (ст.

169 Римского Договора).
Решения ЕК по всем вопросам принимаются простым большинством.
Поскольку ЕК считается органом, выражающим волю ЕС, в целом, она наделена правом осуществлять внешние сношения и готовить международные соглашения.
По статье 228 Римского Договора ЕК проводит переговоры по тексту такого соглашения, но заключает его с иностранной стороной СМ, проведя предварительна консультации в ЕП.
Особенно велики полномочия ЕК в сфере конкурентной политики. Для западной экономики чрезвычайно важно, чтобы конкуренция между схожими отраслями хозяйства государств-членов или фирмами осуществлялась в соответствии с принятыми в рамках ЕС нормативными актами. ЕК надзирает за действиями как частного сектора национальных экономик, так и государственного, и даже за действиями самих правительств. У последних всегда есть желание защитить каким-либо образом корпорации или сектор экономики своих стран.

Они, к примеру, могут либо выделить "незаконные" дотации или делать "незаконные" льготные кредиты, либо ввести таможенные ограничения или установить особые стандарты, или предъявить требования к импортной продукции и т.п.
В отношении частных фирм полномочия ЕК распространяются как на находящиеся в ЕС, так и на осуществляющие здесь операции. При нарушении ими "правил конкурентной игры" накладывается штраф.
Получается, правда, что ЕК осуществляет в одном лице функции прокурора и судьи: сама определяет нарушение и сама же выносит наказание. Логично ли? Юридически будто бы не очень, зато на практике - вполне.
Что касается пострадавших, то у них есть возможность обратиться в Суд первой инстанции и возбудить иск к ЕК.
ЕК надзирает также за тем, чтобы не происходило чрезмерной незаконной концентрации капитала, не создавались монополии, а точнее - чтобы монопольным положением не злоупотребляли.
В целом, и это широко признается, деятельность ЕК всегда носила проевропейский характер, и его действия, как правило, находили поддержку со стороны ЕСП.
С другой стороны, позиция ЕК в делах ЕС достаточно гибка: спокойно воспринимает растущую роль ЕП, активно сотрудничает с СМ, председатель ЕК приглашается на заседания ЕС. Рождалось много предложений по реорганизации Комиссии, но все они отвергались.


Главная проблема ЕК состоит, видимо, в ее чрезмерной бюрократизации, конечно же, снижающей эффективность. Но этот грех характерен в еще большей степени и для Секретариата ООН, и для национальных правительственный органов.
С учетом того, что истекшие сорок лет подтвердили роль и место ЕК, трудно предвидеть какие-либо существенные изменения в ее статусе, куда бы ни клонились общие тенденции развития ЕС. Даже если ЕК превратится в европейское правительство, характер взаимоотношений с регионами не может принципиально измениться. А значит, на осязаемую перспективу функции надзора и регулирования, а не управления, останутся для ЕК главными.
Европейский Суд Правосудия (ЕСП) без натяжек можно признать стержневым органом в системе институтов ЕС. Но он бы не смог стать таковым, если бы не была проявлена необходимая добрая воля со стороны государств-членов и их обществ. Любого юриста не может не удивить тот факт, насколько буднично и легко государственные органы, национальные суды и юридические лица восприняли примат ЕСП.

Для этого все общество должно обладать значительной правовой культурой.
Согласно Римскому Договору (ст. 164) Суд представляет собой независимый правовой орган, необходимый для того, чтобы "через" толкование и применение этого Договора соблюдалось право Европейского Союза. Дела в СП передаются тремя способами:
1. Национальными судами в соответствии с процедурами ст. 177;
2. Исками ЕК против государств-членов (ст. 169);
3. Исками, возбужденными одним государством-членом против другого (ст. 170).
По Римскому Договору, если государство-член уклоняется от выполнения решения ЕСП, к нему не могут применяться санкции. Однако по Маастрихтскому Договору о ЕС в этом случае на государство может быть наложен штраф.
ЕСП состоит из 13 судей, каждый из которых соответствует требованиям, предусмотренным для занятий в своем государстве высших судебных должностей.
Каждое государство-член должно иметь как минимум одного судью в составе ЕСП. Срок, на который судья назначается, - 6 лет. Местопребывание ЕСП - Люксембург.
В составе ЕСП имеется также шесть генеральных адвокатов. Их задача - помочь судьям в выработке решений. Статус адвоката идентичен статусу судьи.

Адвокат участвует в рассмотрении дела. Он изучает документы, слушает аргументы сторон и формулирует собственное мнение относительно возможного решения.
Может возникнуть вопрос: а зачем вообще нужен подобного рода адвокат. Дело в том, что судьи по завершении рассмотрения дела должны принять единое решение. Кто-то из них может иметь особое мнение, но... оно нигде и никак не отражается.

Соответственно повышается в судебном процессе роль генерального адвоката, который при формальном равенстве с судьями никак не ограничен ни в формулировании, ни в выражении своего мнения. Мнение адвоката для суда не является обязательным.
По завершении слушания дела вместе с приговором оглашается мнение адвоката.
Институт генеральных адвокатов заимствован из французской судебной системы.
Рассмотрение дел происходит обычно в камерах (палатах) с участием трех или пяти судей. Число должно быть нечетным, чтобы можно было принять решение. Стороны представляют свои соображения в письменном виде, а далее применяются положения, схожие с гражданскими процессуальными процедурами Франции.
Здесь необходимо заметить, что Римский Договор составляется сторонами, разделяющими общие принципы и нормы гражданского права, начало которым положено еще в древнем Риме более двух тысяч лет назад, а свое развитие они получили в гражданском кодексе Наполеона. Великобритания со своей особой правовой системой оставалась в то время в стороне.
Судьи ЕСП тоже в целом не разнились в подходах и основных аргументах, касающихся данного права. Единым был и их взгляд на применение норм права: не столько в соответствии с буквой, сколько с их духом. Такой подход весьма пригодился при толковании норм Римского Договора, положения которого в ряде мест были по формулировкам достаточно общими.

Как сейчас модным стало говорить (хотя по-русски и весьма странно), это был "рамочный договор".
Но, возможно, самым главным было то, что с самого начала судьи прониклись важностью своей работы, понимая, что от этого напрямую зависит судьба западноевропейской интеграции, и вполне естественно отошли от национальных позиций в пользу проевропейских.
Западноевропейская правовая традиция, в отличие от английской, не связана с прецедентом и не создала прецедентного права. Не связан был с подобной традицией и ЕСП. Однако еще до вступления Великобритании в ЕЭС ЕСП начал склоняться к использованию, по крайней мере, собственных прецедентов, и в своих решениях часто на них ссылается, особенно это относилось к мнениям по конкретным делам, высказанным генеральными адвокатами.
Решения ЕСП обычно воспроизводятся в официальном протоколе или коммерческой серии - Правовые отчета Общего Рынка.
Юрисдикция ЕСП распространяется на любой вопрос, затронутый в Римском Договоре, к тому же дает юридическое заключение по другим делам, применяет меры к государствам-членам, уклоняющимся от своих обязательств, и консультирует национальные суды по их запросам относительно толкований и применения правовых норм ЕС.



Содержание раздела