d9e5a92d

Социальное обслуживание пожилых и старых людей

Анализ положения пожилых и старых людей свидетельствует о том, что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании и социальной защите со стороны государства. Проблемы социальной защищенности старых людей стали особенно актуальными в результате всех социальных реформ, проводимых в нашей стране. Почти в один день большая часть старых людей потеряла все свои сбережения, которые откладывались в течение всей жизни и сберегались "на черный день", "на достойную старость и достойные похороны".

Обесцененными оказались все достижения их прошедшей жизни; идеалы их молодости и зрелости признаны ложными, а сами они не только потеряли уважение молодого поколения, но, как постоянно внушается, представляют "обузу для трудового населения".

Принципы и механизмы социальной защиты населения пожилого и старческого возраста

Социальная защита - это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста, базирующихся на принципах человеколюбия и милосердия по отношению к нуждающимся членам общества со стороны государства. Социальная защита пожилых и старых людей включает в себя все юридические и практические действия в их интересах.

Важнейшая задача системы социальной защиты в Российской Федерации в настоящее время - поддержание уровня пожилых и старых людей в экстремальных условиях, содействие их адаптации к последствиям рыночной экономики.
Социальная защита населения пожилого и старческого возраста состоит из профилактики, поддержки и представительства.
Профилактика имеет своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив или устранив факторы риска, и тем самым предотвратить его помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.
Поддержка представляет собой помощь, необходимую старым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности.
Представительство - защита интересов старых людей, признанных недееспособными, от их имени для оказания необходимой помощи.
Старые люди России нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей: в надежном жилье, полноценном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, медико-социальном уходе, а также достойном погребении после смерти.
А.А. Козлов подчеркивает, что в государстве должна быть стратегия социальной защиты, которая бы складывалась из следующих элементов:
*селекция (отбор) подразумевает поиск основных или стратегически важных составных жизни человека, которые были утрачены в связи с возрастом. Индивидуальные запросы должны быть приведены в соответствие с реальной действительностью, что позволило бы старому человеку испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную жизнь;
*оптимизация заключается в том, что пожилой человек находит для себя новые резервные возможности, оптимизирует свою жизнь как в количественном, так и в качественном отношениях;
*компенсация состоит в создании дополнительных источников, компенсирующих возрастную ограниченность в адаптационном процессе.
По мнению А.А. Козлова, если общество будет готово к принятию подобной стратегии социальной защиты, то результативность и общественная полезность все возрастающего числа лиц старческого возраста умножится многократно.
На данном этапе социального развития особого внимания заслуживает анализ потребностей старых людей в различных видах медико-социальной и бытовой помощи и разработка новых форм и методов организации такой помощи. Разрешение социально-экономических, семейно-бытовых, эмоционально-психологических проблем старых людей требует объединения усилий государственных и негосударственных структур, широких слоев общественности и, конечно, самих старых людей.

В установлении такого единства инициативная и главенствующая роль должна принадлежать органам социальной защиты населения.
Традиционно в нашем обществе сложились три направления деятельности органов социальной защиты населения, в том числе пожилых и старых людей:
*социальная помощь (предоставление старым людям льгот и
преимуществ);
*социальное обслуживание;
*организация пенсионного обеспечения.
Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. В последние годы появились различные негосударственные общественные структуры; осуществляет координацию и согласованность действий государственных и общественных организаций Координационный комитет, созданный на основе Указа Президента РФ от 5 августа 1991 г., затем был создан Департамент по делам пожилых в Министерстве социальной защиты (25 июня 1993 г.).
Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.

Принято положение о территориальной социальной службе, которая предназначается для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности пожилых и старых граждан, остро нуждающихся в социальной защите.
Особенность социальной политики государства в современных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита на ближайший кризисный период представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального и местных бюджетов, за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.
В качестве основной цели социальная защита пожилых и старых людей предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.
Внимание заслуживают следующие данные: на нужды социального обеспечения в 1955 г. расходовалось менее 5% ВВД (внутреннего валового дохода), а в 1990 г. - 13,5%. В 1994 г. в системе социальной защиты РФ действовало 959 стационарных учреждений для лиц старческого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 9000 отделений социальной помощи на дому, а также целый ряд других учреждений социальной помощи, в том числе психолого-педагогической и экстренной психологической помощи.
Расходы только на содержание учреждений и основные мероприятия по социальной защите пожилых и инвалидов в 1991 г. составили 3193 млн рублей, на содержание муниципальных центров и отделений социальной помощи на дому - 335 млн рублей.
Социальная помощь пожилым и старым людям- это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь имеет характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям старых людей, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.
Основными принципами социальной помощи на современном этапе являются:
*принцип адресности, предусматривающий предоставление социальной помощи конкретно нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных способностей;
*принцип гарантированности, полагающий обязательное оказание помощи старым людям, обратившимся в местные органы;
*принцип дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий;
*принцип комплексности, предполагающий возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной, в виде услуг и льгот и т.п.);
*принцип самостоятельности местных органов власти и социальной защиты в деле организации и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями;
-принцип социального реагирования, предусматривающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.
Срочная социальная помощь - представляет собой оказание помощи разового характера старым людям, остро нуждающимся в социальной помощи. Она включает разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи (по телефону доверия); оказание юридической помощи в пределах своей компетенции.
В ряде территорий в ведении органов социальной защиты населения имеются социальные аптеки, социальные больницы, социальные столовые, специализированные магазины, дома быта и прочие объекты, жизненно важные для пенсионеров по старости. Действуют парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, предоставляющие услуги и помощь по доступным ценам для малообеспеченных граждан, основную часть которых составляют старые люди.
Адресная социальная помощь оказывается наиболее нуждающимся, как правило, одиноким старым людям, а также престарелым, старше 80 лет, в существующей кризисной ситуации. Социальная поддержка проводится с учетом специфики региона.


Бригадная форма помощи тяжелобольным - это комплексное обслуживание с предоставлением социальных и медицинских услуг. Социальные работники при этом оказывают больным услуги бытового характера, а медицинские сестры осуществляют врачебные назначения, сестринский уход.
Происходит постоянное объединение усилий государственных и общественных органов по оказанию социальной помощи старым людям. В 1993 г. подписаны Указания с рекомендациями о совместных действиях органов социальной защиты населения и Службы милосердия Красного Креста. В комнатах медико-социальной помощи по месту жительства медицинские сестры Красного Креста ведут обучение населения по уходу за больными, осуществляют несложные лечебные процедуры, приглашают для консультаций врачей, юристов.

Эти комнаты являются своеобразными координирующими центрами государственной и общественной социальной деятельности.

Социальное обслуживание пожилых и старых людей

Социальное обслуживание - это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь, социально-средовое воздействие и морально-психологическую поддержку.
Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания старых людей следующие:
*соблюдение прав человека и гражданина;
*предоставление государственных гарантий;
*обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для старых людей;
*преемственность всех видов социального обслуживания;
*ориентация социального обслуживания на индивидуальные
потребности;
*приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста.
Государство гарантирует пожилым и старым людям возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.
К середине 1993 г. в Российской Федерации сложились несколько моделей социального обслуживания, которые были законодательно оформлены Законом РФ от 2 августа1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого населения и инвалидов". Согласно этому Закону, система социального обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного, муниципального и негосударственного секторов социального обслуживания.
Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.
Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.
Муниципальные центры социального обслуживания являются основной формой муниципального сектора, они создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.
В задачи муниципального центра социального обслуживания входит выявление старых людей, нуждающихся в социальной поддержке; предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания лиц старческого возраста; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым и старым людям.
Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированная на работу с пожилыми и старыми людьми, получила наибольшее распространение и признание и является наиболее типичной.
Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Сюда относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием старых людей.

Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством.

Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учетом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта РФ.
Право на социальное обслуживание имеют женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности.
При получении социальных услуг пожилые и старые люди имеют право на:
?уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
?выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты субъектов РФ;
?информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
?согласие на социальное обслуживание;
?отказ от социального обслуживания;
?конфиденциальность информации личного характера;
?защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
?получение информации о видах и формах социального обслуживания; показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты и других условиях предоставления социальных услуг.
Социальное обслуживание старых людей включает в себя стационарные, полустационарные и нестационарные формы.
К стационарным формам социального обслуживания относятся пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, пансионаты для ветеранов ВОВ, пансионаты для отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов и др.), специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения; специализированные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста.
К полустационарным формам социального обслуживания относятся отделения дневного и ночного пребывания; реабилитационные центры; медико-социальные отделения.
К нестационарным формам социального обслуживания относятся социальное обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; социально-психологическая помощь.
Социальное обслуживание старых людей может быть постоянным или временным в зависимости от их желания. Оно может быть полностью бесплатным, частично платным или платным.
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей.
Пансионаты для ветеранов труда (дома для престарелых) не являются продуктом нашего времени. Впервые специальные дома для старых людей появились в глубокой древности в Китае и Индии, а затем в Византии, арабских странах.

Приблизительно в 370 г. от рождества Христова епископ Василий открыл первое отделение для стариков в больнице г. Цезарея Каппадийская. В VI веке папа Пелагий учредил первый дом для престарелых в Риме.

С этого времени во всех монастырях стали открывать специальные помещения и комнаты для престарелых бедняков. Большие приюты для старых матросов впервые были открыты в Лондоне в 1454 г. и в Венеции в 1474 г. Первый закон об ответственности государства за неимущими и немощными старыми людьми был принят в Англии в 1601 г.
На Руси первые упоминания о создании богаделен обнаруживаются в княжение князя Владимира в 996 г. В годы монгольского порабощения церковь и православные монастыри явились строителями помещений для богаделен и призрения старых. В 1551 г. в царствование Ивана Грозного было принято Обращение к Стоглавому собору, где в главе 73 "О милостыне" в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах "престарелых и прокаженных", построить для них богадельни, мужские и женские, содержать там, обеспечив питанием и одеждой за счет казны.
В царствие Алексея Михайловича по его распоряжению в 760 верстах от Тобольска был построен Кондинский мужской монастырь специально для призрения старых, увечных, безродных и беспомощных.
Митрополит Никон в это же время открыл 4 дома для призрения бедных вдов, сирот и престарелых в Новгороде. В 1722 г. Петр I издал приказ на освободившиеся места в монастырях определять отставных солдат.

Служба в армии в те времена длилась более 25 лет и, понятно, что эти отставные солдаты были люди уже преклонного возраста. Этим распоряжением царь преследовал цель обеспечить приютом и питанием старых и раненых чинов, не имеющих средств к существованию.
В 30-е годы XIX века в Москве были открыты "дома трудолюбия", где проживали нищие и старики. В 60-х годах этого же столетия были созданы церковно-приходские попечительства, которые занимались и строительством старческих приютов. Прием в эти приюты был очень строгим ? только одиноких и немощных стариков.

Эти же советы обязывали родственников опекать своих родителей в старости.
В 1892 г. при православных монастырях было 84 богадельни, из них 56 находились на казенном и монастырском иждивении, 28 - на иждивении частных лиц и обществ.
В советское время стационарная система социального обслуживания была определяющей при оказании социальной помощи старым людям. Как правило, в дома-интернаты для престарелых и инвалидов поступали старые люди, не способные в силу своей физической беспомощности поддерживать привычный образ жизни. Эти дома-интернаты практически представляли собой больницы для хронически больных и беспомощных старых людей. Основным принципом организации деятельности домов-интернатов было оказание медицинской помощи; вся работа строилась по принципу больничных отделений и была возложена на медицинский персонал: врач - медицинская сестра - санитарка.

Структура и деятельность этих учреждений социального обеспечения осталась без существенных изменений и до настоящего времени.
На начало 1994 г. в России было 352 пансионата для ветеранов труда; 37 - специализированных домов-интернатов для стариков, проведших всю свою сознательную жизнь в местах заключения и оставшихся на старости лет без крова, семьи, дома, близких.
В настоящее время в Российской Федерации открыто 1061 стационарное учреждение социального обеспечения. Общее число - 258500 мест, в них проживает 234450 человек.

К сожалению, в наше время нет ни одного пансионата для престарелых, который бы находился на полном содержании частных лиц или каких-либо благотворительных обществ.
Пансионаты для ветеранов труда имеются повсюду, но больше всего их в Нижегородской области - 40; в Свердловской - 30. До 1992 года в Москве имелся 1 платный пансионат, проживание в одноместной комнате стоило 116 рублей в месяц, в 2-местной комнате - 79 рублей.
В 1992 г. государство было вынуждено взять его на свое содержание, оставив 30 платных мест, но даже и на эти места не было желающих.
В 1995 г. было занято всего 3 платных места. Этот факт особенно наглядно свидетельствует об обеднении жителей Москвы и всей России.
По данным Н.Ф. Дементьевой и Э.В.

Устиновой, в пансионатах для ветеранов труда проживает 38,8% лиц пожилого возраста; 56,9% - старческого возраста; 6,3% - долгожители. Преобладающее большинство очень старых людей (63,2%) в стационарных учреждениях системы социальной защиты обеспечения характерно не только для России, но наблюдается во всех странах.
Основное правило для поступающих - 75% пенсии идет в Пенсионный фонд, а 25% остается для самих старых людей. Стоимость содержания в пансионате от 3,6 до 6 млн рублей (без учета деноминации).
С 1954 г. все дома для престарелых и инвалидов имели льготы, могли развивать свои усадебные участки, иметь подсобное хозяйство в сельской местности, трудовые мастерские. Однако после проведения социальных реформ даже на эти учреждения социального обслуживания были установлены налоги вплоть до дорожного. Это привело к тому, что во многих домах отказались от трудовых мастерских, подсобных хозяйств.

В настоящее время пансионаты для ветеранов труда имеют всего лишь 3 защищенные статьи: питание, зарплата сотрудников и частично медикаменты.
Согласно Федеральному закону, в пансионатах для ветеранов труда, проживающие старые люди имеют право на:
?обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
?уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь;
?бесплатную специализированную помощь, зубопротезную и протезно-ортопедическую;
?социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;
?добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья;
?медико-социальную экспертизу для установления или изменения группы инвалидности;
?свободное посещение их адвокатом, нотариусом, священнослужителем, родственниками, представителями законодательных органов и общественных объединений;



Содержание раздела