Анализ положения пожилых и старых людей свидетельствует о том, что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании и социальной защите со стороны государства. Проблемы социальной защищенности старых людей стали особенно актуальными в результате всех социальных реформ, проводимых в нашей стране. Почти в один день большая часть старых людей потеряла все свои сбережения, которые откладывались в течение всей жизни и сберегались "на черный день", "на достойную старость и достойные похороны".
Обесцененными оказались все достижения их прошедшей жизни; идеалы их молодости и зрелости признаны ложными, а сами они не только потеряли уважение молодого поколения, но, как постоянно внушается, представляют "обузу для трудового населения".
Социальная защита - это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста, базирующихся на принципах человеколюбия и милосердия по отношению к нуждающимся членам общества со стороны государства. Социальная защита пожилых и старых людей включает в себя все юридические и практические действия в их интересах.
Важнейшая задача системы социальной защиты в Российской Федерации в настоящее время - поддержание уровня пожилых и старых людей в экстремальных условиях, содействие их адаптации к последствиям рыночной экономики.
Социальная защита населения пожилого и старческого возраста состоит из профилактики, поддержки и представительства.
Профилактика имеет своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив или устранив факторы риска, и тем самым предотвратить его помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.
Поддержка представляет собой помощь, необходимую старым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности.
Представительство - защита интересов старых людей, признанных недееспособными, от их имени для оказания необходимой помощи.
Старые люди России нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей: в надежном жилье, полноценном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, медико-социальном уходе, а также достойном погребении после смерти.
А.А. Козлов подчеркивает, что в государстве должна быть стратегия социальной защиты, которая бы складывалась из следующих элементов:
*селекция (отбор) подразумевает поиск основных или стратегически важных составных жизни человека, которые были утрачены в связи с возрастом. Индивидуальные запросы должны быть приведены в соответствие с реальной действительностью, что позволило бы старому человеку испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную жизнь;
*оптимизация заключается в том, что пожилой человек находит для себя новые резервные возможности, оптимизирует свою жизнь как в количественном, так и в качественном отношениях;
*компенсация состоит в создании дополнительных источников, компенсирующих возрастную ограниченность в адаптационном процессе.
По мнению А.А. Козлова, если общество будет готово к принятию подобной стратегии социальной защиты, то результативность и общественная полезность все возрастающего числа лиц старческого возраста умножится многократно.
На данном этапе социального развития особого внимания заслуживает анализ потребностей старых людей в различных видах медико-социальной и бытовой помощи и разработка новых форм и методов организации такой помощи. Разрешение социально-экономических, семейно-бытовых, эмоционально-психологических проблем старых людей требует объединения усилий государственных и негосударственных структур, широких слоев общественности и, конечно, самих старых людей.
В установлении такого единства инициативная и главенствующая роль должна принадлежать органам социальной защиты населения.
Традиционно в нашем обществе сложились три направления деятельности органов социальной защиты населения, в том числе пожилых и старых людей:
*социальная помощь (предоставление старым людям льгот и
преимуществ);
*социальное обслуживание;
*организация пенсионного обеспечения.
Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. В последние годы появились различные негосударственные общественные структуры; осуществляет координацию и согласованность действий государственных и общественных организаций Координационный комитет, созданный на основе Указа Президента РФ от 5 августа 1991 г., затем был создан Департамент по делам пожилых в Министерстве социальной защиты (25 июня 1993 г.).
Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.
Принято положение о территориальной социальной службе, которая предназначается для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности пожилых и старых граждан, остро нуждающихся в социальной защите.
Особенность социальной политики государства в современных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита на ближайший кризисный период представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального и местных бюджетов, за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.
В качестве основной цели социальная защита пожилых и старых людей предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.
Внимание заслуживают следующие данные: на нужды социального обеспечения в 1955 г. расходовалось менее 5% ВВД (внутреннего валового дохода), а в 1990 г. - 13,5%. В 1994 г. в системе социальной защиты РФ действовало 959 стационарных учреждений для лиц старческого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 9000 отделений социальной помощи на дому, а также целый ряд других учреждений социальной помощи, в том числе психолого-педагогической и экстренной психологической помощи.
Расходы только на содержание учреждений и основные мероприятия по социальной защите пожилых и инвалидов в 1991 г. составили 3193 млн рублей, на содержание муниципальных центров и отделений социальной помощи на дому - 335 млн рублей.
Социальная помощь пожилым и старым людям- это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь имеет характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям старых людей, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.
Основными принципами социальной помощи на современном этапе являются:
*принцип адресности, предусматривающий предоставление социальной помощи конкретно нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных способностей;
*принцип гарантированности, полагающий обязательное оказание помощи старым людям, обратившимся в местные органы;
*принцип дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий;
*принцип комплексности, предполагающий возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной, в виде услуг и льгот и т.п.);
*принцип самостоятельности местных органов власти и социальной защиты в деле организации и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями;
-принцип социального реагирования, предусматривающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.
Срочная социальная помощь - представляет собой оказание помощи разового характера старым людям, остро нуждающимся в социальной помощи. Она включает разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи (по телефону доверия); оказание юридической помощи в пределах своей компетенции.
В ряде территорий в ведении органов социальной защиты населения имеются социальные аптеки, социальные больницы, социальные столовые, специализированные магазины, дома быта и прочие объекты, жизненно важные для пенсионеров по старости. Действуют парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, предоставляющие услуги и помощь по доступным ценам для малообеспеченных граждан, основную часть которых составляют старые люди.
Адресная социальная помощь оказывается наиболее нуждающимся, как правило, одиноким старым людям, а также престарелым, старше 80 лет, в существующей кризисной ситуации. Социальная поддержка проводится с учетом специфики региона.
Эти комнаты являются своеобразными координирующими центрами государственной и общественной социальной деятельности.
Социальное обслуживание - это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь, социально-средовое воздействие и морально-психологическую поддержку.
Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания старых людей следующие:
*соблюдение прав человека и гражданина;
*предоставление государственных гарантий;
*обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для старых людей;
*преемственность всех видов социального обслуживания;
*ориентация социального обслуживания на индивидуальные
потребности;
*приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста.
Государство гарантирует пожилым и старым людям возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.
К середине 1993 г. в Российской Федерации сложились несколько моделей социального обслуживания, которые были законодательно оформлены Законом РФ от 2 августа1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого населения и инвалидов". Согласно этому Закону, система социального обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного, муниципального и негосударственного секторов социального обслуживания.
Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслуживания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.
Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.
Муниципальные центры социального обслуживания являются основной формой муниципального сектора, они создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.
В задачи муниципального центра социального обслуживания входит выявление старых людей, нуждающихся в социальной поддержке; предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания лиц старческого возраста; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым и старым людям.
Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированная на работу с пожилыми и старыми людьми, получила наибольшее распространение и признание и является наиболее типичной.
Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Сюда относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием старых людей.
Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством.
Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учетом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта РФ.
Право на социальное обслуживание имеют женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности.
При получении социальных услуг пожилые и старые люди имеют право на:
?уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
?выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты субъектов РФ;
?информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
?согласие на социальное обслуживание;
?отказ от социального обслуживания;
?конфиденциальность информации личного характера;
?защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
?получение информации о видах и формах социального обслуживания; показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты и других условиях предоставления социальных услуг.
Социальное обслуживание старых людей включает в себя стационарные, полустационарные и нестационарные формы.
К стационарным формам социального обслуживания относятся пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, пансионаты для ветеранов ВОВ, пансионаты для отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов и др.), специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения; специализированные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста.
К полустационарным формам социального обслуживания относятся отделения дневного и ночного пребывания; реабилитационные центры; медико-социальные отделения.
К нестационарным формам социального обслуживания относятся социальное обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; социально-психологическая помощь.
Социальное обслуживание старых людей может быть постоянным или временным в зависимости от их желания. Оно может быть полностью бесплатным, частично платным или платным.
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей.
Пансионаты для ветеранов труда (дома для престарелых) не являются продуктом нашего времени. Впервые специальные дома для старых людей появились в глубокой древности в Китае и Индии, а затем в Византии, арабских странах.
Приблизительно в 370 г. от рождества Христова епископ Василий открыл первое отделение для стариков в больнице г. Цезарея Каппадийская. В VI веке папа Пелагий учредил первый дом для престарелых в Риме.
С этого времени во всех монастырях стали открывать специальные помещения и комнаты для престарелых бедняков. Большие приюты для старых матросов впервые были открыты в Лондоне в 1454 г. и в Венеции в 1474 г. Первый закон об ответственности государства за неимущими и немощными старыми людьми был принят в Англии в 1601 г.
На Руси первые упоминания о создании богаделен обнаруживаются в княжение князя Владимира в 996 г. В годы монгольского порабощения церковь и православные монастыри явились строителями помещений для богаделен и призрения старых. В 1551 г. в царствование Ивана Грозного было принято Обращение к Стоглавому собору, где в главе 73 "О милостыне" в качестве неотложных мер ставилась задача выявить во всех городах "престарелых и прокаженных", построить для них богадельни, мужские и женские, содержать там, обеспечив питанием и одеждой за счет казны.
В царствие Алексея Михайловича по его распоряжению в 760 верстах от Тобольска был построен Кондинский мужской монастырь специально для призрения старых, увечных, безродных и беспомощных.
Митрополит Никон в это же время открыл 4 дома для призрения бедных вдов, сирот и престарелых в Новгороде. В 1722 г. Петр I издал приказ на освободившиеся места в монастырях определять отставных солдат.
Служба в армии в те времена длилась более 25 лет и, понятно, что эти отставные солдаты были люди уже преклонного возраста. Этим распоряжением царь преследовал цель обеспечить приютом и питанием старых и раненых чинов, не имеющих средств к существованию.
В 30-е годы XIX века в Москве были открыты "дома трудолюбия", где проживали нищие и старики. В 60-х годах этого же столетия были созданы церковно-приходские попечительства, которые занимались и строительством старческих приютов. Прием в эти приюты был очень строгим ? только одиноких и немощных стариков.
Эти же советы обязывали родственников опекать своих родителей в старости.
В 1892 г. при православных монастырях было 84 богадельни, из них 56 находились на казенном и монастырском иждивении, 28 - на иждивении частных лиц и обществ.
В советское время стационарная система социального обслуживания была определяющей при оказании социальной помощи старым людям. Как правило, в дома-интернаты для престарелых и инвалидов поступали старые люди, не способные в силу своей физической беспомощности поддерживать привычный образ жизни. Эти дома-интернаты практически представляли собой больницы для хронически больных и беспомощных старых людей. Основным принципом организации деятельности домов-интернатов было оказание медицинской помощи; вся работа строилась по принципу больничных отделений и была возложена на медицинский персонал: врач - медицинская сестра - санитарка.
Структура и деятельность этих учреждений социального обеспечения осталась без существенных изменений и до настоящего времени.
На начало 1994 г. в России было 352 пансионата для ветеранов труда; 37 - специализированных домов-интернатов для стариков, проведших всю свою сознательную жизнь в местах заключения и оставшихся на старости лет без крова, семьи, дома, близких.
В настоящее время в Российской Федерации открыто 1061 стационарное учреждение социального обеспечения. Общее число - 258500 мест, в них проживает 234450 человек.
К сожалению, в наше время нет ни одного пансионата для престарелых, который бы находился на полном содержании частных лиц или каких-либо благотворительных обществ.
Пансионаты для ветеранов труда имеются повсюду, но больше всего их в Нижегородской области - 40; в Свердловской - 30. До 1992 года в Москве имелся 1 платный пансионат, проживание в одноместной комнате стоило 116 рублей в месяц, в 2-местной комнате - 79 рублей.
В 1992 г. государство было вынуждено взять его на свое содержание, оставив 30 платных мест, но даже и на эти места не было желающих.
В 1995 г. было занято всего 3 платных места. Этот факт особенно наглядно свидетельствует об обеднении жителей Москвы и всей России.
По данным Н.Ф. Дементьевой и Э.В.
Устиновой, в пансионатах для ветеранов труда проживает 38,8% лиц пожилого возраста; 56,9% - старческого возраста; 6,3% - долгожители. Преобладающее большинство очень старых людей (63,2%) в стационарных учреждениях системы социальной защиты обеспечения характерно не только для России, но наблюдается во всех странах.
Основное правило для поступающих - 75% пенсии идет в Пенсионный фонд, а 25% остается для самих старых людей. Стоимость содержания в пансионате от 3,6 до 6 млн рублей (без учета деноминации).
С 1954 г. все дома для престарелых и инвалидов имели льготы, могли развивать свои усадебные участки, иметь подсобное хозяйство в сельской местности, трудовые мастерские. Однако после проведения социальных реформ даже на эти учреждения социального обслуживания были установлены налоги вплоть до дорожного. Это привело к тому, что во многих домах отказались от трудовых мастерских, подсобных хозяйств.
В настоящее время пансионаты для ветеранов труда имеют всего лишь 3 защищенные статьи: питание, зарплата сотрудников и частично медикаменты.
Согласно Федеральному закону, в пансионатах для ветеранов труда, проживающие старые люди имеют право на:
?обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
?уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь;
?бесплатную специализированную помощь, зубопротезную и протезно-ортопедическую;
?социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;
?добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья;
?медико-социальную экспертизу для установления или изменения группы инвалидности;
?свободное посещение их адвокатом, нотариусом, священнослужителем, родственниками, представителями законодательных органов и общественных объединений;