d9e5a92d

Роль домашнего ухода за беспомощными старыми людьми

При исследовании соматического здоровья взрослых детей долгожителей в возрасте от 90 и до 106 лет выяснилось, что у более половины детей здоровье было значительно хуже, чем у самих долгожителей. Более того, за период наблюдений около 27% детей умерли, оставив в живых своих родителей-долгожителей.
Нередко само присутствие старого человека в семье является осложняющим моментом в личной жизни взрослых детей или близких родственников, особенно если в прошлом эти взаимоотношения не отличались особым чувством уважения друг к другу. Моральный климат семейств, в которых молодые или зрелые члены расценивают пребывание старого человека как бремя, обузу, осложняющие их личные проблемы, ограничивает их материальные и бытовые возможности, очень тяжелый для всех без исключения.

Эмоциональное напряжение - наиболее распространенное и тяжелое последствие этой ситуации. Нехватка времени, ограничение свободы действия, изоляция от друзей, необходимость разрываться между различными обязанностями способствуют возникновению депрессии, чувству тревоги, безнадежности, упорной бессонницы. Этим негативным последствиям подвержены больше дочери, чем сыновья.

Одинаково острая для обеих сторон ситуация не может разрешиться нередко без специально организованных форм социальной помощи старым людям. Одна из таких возможностей - переход старого человека на полное иждивение общества и поступление в дом дляпрестарелых.
Американские геронтологи отрицают распространенное мнение, что старые люди якобы "выбрасываются" в дома для престарелых. Специальные исследования этого вопроса показывают, что подобное решение принимается родственниками после длительных и настойчивых попыток найти альтернативу.

Об этом свидетельствуют и данные, что лиц в возрасте старше 65 лет в стационарных социальных учреждениях почти в три раза меньше, чем старых людей, о которых заботятся семьи.
О роли семьи в оказании необходимой помощи, физической поддержки свидетельствует то, что подавляющее большинство старых людей, проживающих в домах для престарелых, не состоят в браке: это вдовы, разведенные или никогда не состоявшие в браке, а около половины из них не имеют детей или близких родственников.
Исследования также убедительно свидетельствуют о том, что с помещением старых людей в дом для престарелых семейные связи не прерываются. Семьи продолжают проявлять внимание и заботу о старых родителях, посещают их, одни чаще, другие - не очень, третьи - совсем редко в зависимости от своих личных проблем и соматического здоровья.

Но вне всякого сомнения, большинство из детей испытывают чувство вины и самообвинения. Возможно, этим до некоторой степени объясняется характерное для многих родственников агрессивное поведение по отношению к персоналу домов для престарелых, обязательное требование персонального и индивидуального ухода именно за их престарелым родственникам, которое совершенно ясно не может быть выполнено, учитывая, что на 60 человек (обычная норма для этажа-отделения в московских домах для престарелых) в смену полагается одна медицинская сестра и 2 санитарки.
Но самой тяжелой ситуацией для старого человека бывает ситуация, когда его физическая беспомощность, а нередко и психические нарушения отталкивают от него родственников. В таких семьях формируется активное отторжение, отвержение старого человека, полное его игнорирование, за исключением выполнения самого элементарного ухода. Крайним проявлением дезорганизации семейных отношений является жестокость и физические оскорбления со стороны родственников, полная изоляция старого человека.

Особенно невыносимой становится ситуация, когда совместное проживание диктуется меркантильными расчетами молодых или взрослых членов семьи. В этом случае вмешательство органов социальной защиты является просто необходимым.
Е.А. Сиротин, исследуя насилие в отношении пожилых лиц, делит их на две группы:
1)взаимоотношения жертвы и обидчика носят случайный характер, т.е. ранее эти лица не были знакомы;
2)жертва и обидчик были ранее знакомы. Это родственники, соседи или знакомые.
В первом случае обычно "случайные конфликты" являются ответной негативной реакцией постороннего человека на какое-либо замечание или требование пожилого человека. К этому нужно добавить, что в последние годы криминализация всего общества в нашей стране и вся сложившаяся ситуация являются причинами нападений на пожилых и старых людей различными хулиганами с целью ограбления и сексуального посягательства.
Во втором случае среди всех "неслучайных лиц" превалируют родственники. Интересно, что обнаруживаются и половые различия: женщины чаще страдают от родственников, мужчины - от знакомых.
Старые люди чаще получают в семье повреждения от сына, реже обидчиком выступает зять, дочь или сноха. Конфликты в семействе возникают, как правило, из-за материально-бытовой неустроенности, вынужденном существовании в одной квартире, а также в результате алкоголизации отдельных членов семьи. Как правило, пожилые люди, получающие повреждения от родственников, обращаются за помощью только после неоднократных конфликтов, проявляя до определенных моментов жалость к обидчику-родственнику. Это говорит о том, что пожилые и старые люди много чаще страдают от насилия, чем об этом свидетельствует количество обращений за помощью.

В настоящее время пожилые и старые люди нуждаются в оказании им психологической помощи и оказании бесплатной юридической помощи.
Геронтологи почти всех стран говорят о том, что несмотря на отдельные случаи несовместимости совместного проживания, необходимо развивать системы, которые бы способствовали тому, чтобы старый человек как можно дольше оставался в своей семье; семья должна занимать центральное место в уходе за старыми людьми.
Социальная политика должна быть направлена на оказание необходимой помощи таким семьям, вплоть до выделения определенных средств и льгот для стимулирования домашнего ухода за старыми людьми, обучение лиц, осуществляющих такой уход, самым элементарным геронтологическим понятиям и правилам.

Роль домашнего ухода за беспомощнымистарыми людьми

В последние 20 лет активизировались исследования результатов домашнего ухода за старыми людьми, физически беспомощными и страдающими тяжелыми хроническими заболеваниями с частыми обострениями. Результаты исследований показали, что уже на первых порах старения происходит определение форм и объема зависимости старого человека от взрослых детей или других близких родственников.

Обыкновенно старые люди, проживающие вместе со своими детьми, редко сохраняют статус "главы семейства". Это удается лишь матерям, которые проживают вместе с детьми, не успевшими или еще не создавшими своей семьи.

По мере продвижения в возрасте, т.е. дальнейшего старения, зависимость от детей углубляется, когда наконец наступает период полной зависимости старого человека от близких ему людей.
Интересны рекомендации психоаналитиков в этом плане. Так, психоаналитик Шепс рекомендует взрослым детям относиться к своим беспомощным родителям покровительственно и снисходительно, внешне выражая как можно больше признаков уважения и даже подчинения, соглашаясь со всеми "причудами" старого человека, но поступая при решении семейных вопросов по-своему. Чувство заботы и опеки должны быть определяющими в характере семейных отношений на данном этапе совместного проживания.

Более того, Шепс говорит о том, что должна произойти "трансформация ролей": дети должны представить себя родителями и видеть в своих беспомощных стариках тех маленьких детей, какими они были сами, когда молодые и сильные родители растили и воспитывали их.
Отрицательные последствия постарения населения прежде всего проявляются в росте численности старых людей, требующих постоянного ухода и опеки. Конечно, не каждый старый человек нуждается в помощи или, по крайней мере, не на всем протяжении периода своего старения.

Большинство до глубокой старости не болеют, имеют благоприятные экономические и жилищные условия, сами обращаются за медицинской или социальной помощью при возникшей необходимости.
Число старых людей, обходящихся без посторонней постоянной помощи в самообслуживании и поддержании привычного образа жизни, во много раз превышает число нуждающихся в такой помощи. Большинство социальных геронтологов указывают на 15-25% старых людей, нуждающихся в постоянной опеке, приблизительно такой же процент старых людей, нуждающихся во временном уходе и периодической помощи.
Вне всякого сомнения, главным источником такой помощи и наиболее желанной является семья. Семья оказывает первую помощь, вызывает врача, исполняет его рекомендации, заботится о больном старом человеке. Опекунские функции над старыми больными людьми чаще выполняют близкие родственники.

Роль семьи в уходе за старыми людьми тем более ценна, что в последние годы, по данным С.Г. Киселева, в России очень быстрыми темпами увеличивается число одиноких старых людей и бездетных супружеских пар.

По ориентировочным данным, из 37 млн пенсионеров и инвалидов до 1,5-2 млн человек относятся к этой категории и нуждаются в посторонней помощи в быту.
Опека со стороны родственников в Европе имеет давнюю традицию. Характерно, что сами старые люди склонны высоко оценивать свои семейные отношения и качество помощи, получаемой от семьи, хотя объективно это не всегда соответствует истинному положению дел.
И тем не менее сам по себе уход со стороны родственников вызывает естественную благодарность у беспомощного старого человека, поддерживая его уверенность в том, что он занимает в семье надлежащее ему место и пользуется любовью и уважением.
Усилия семьи по уходу за своими больными и старыми родственниками измеряются не только категориями медицинских и социальных ценностей. Прежде всего такие семьи экономят государственные средства, которые необходимо было бы тратить на дома для престарелых, гериатрические больницы, а также на увеличение социальной помощи.
Трудно представить себе ситуацию в масштабе всего общества, если бы не существовало семейного ухода. Однако во многих случаях такая угроза вполне реальна, если семьи не будут получать поддержку социальных служб, поликлиник и других учреждений для осуществления своих опекунских функций. Необходимо тесное сотрудничество семьи и социальных органов.



Система социальных мероприятий обладает профессионализмом и объективностью, усилия же семьи вносят в уход за старым человеком элементы индивидуальности и более соответствуют личным запросам и обстоятельствам, не говоря уже об эмоциональной поддержке. По мнению польских геронтологов, сфера ухода за пожилыми и старыми людьми, приходящаяся на долю семьи, намного шире, чем сфера ухода, осуществляемая медицинскими учреждениями.

С одной стороны, семья выполняет особую функцию, которая заключается в ликвидации пробелов деятельности органов здравоохранения и социального обеспечения, а с другой, - у семьи весьма ограниченные возможности в тех случаях, где нужны профессиональные знания и навыки.
Никто не возьмется оспаривать утверждение, что для удовлетворения нужд пожилых и старых людей необходимо сотрудничество семьи и общества. Необходимо продолжить изучение роли семьи в уходе за старыми людьми, чтобы знать четко, что семья может сделать лучше, чем учреждения социальной помощи и, наоборот, что эти учреждения делают лучше, чем семья. Необходимо организовывать педагогические курсы для обучения лиц, ухаживающих за своими старыми родителями.

Именно установление необходимых связей и взаимопомощи между этими общественными структурами позволит создать такие условия, когда семья будет играть еще более эффективную роль в уходе за престарелыми.

Стереотип старости в обществе. Проблема"отцов и детей"

Если представить жизнь человека с момента рождения и до самой смерти в виде дуги, то в начале этой жизненной дуги находятся дети, а на ее конце - старики. Восхождение по жизненной дуге, а затем постепенное схождение есть ничто иное как достижение зрелости, а потом - старости и в конце концов - завершение жизни ? смерть.
С позиций молодых, взгляды на жизнь, жизненная дуга имеют оптимистический заряд: у этой группы населения вся жизнь впереди или они находятся на самой сердцевине дуги, а следовательно, и жизни. Отсюда возникает обращенность в будущее - оно открыто, полно надежд и ожиданий, его можно формировать, большая часть дуги еще впереди, конец не предвиден или о нем подозревают, но с большой дистанции.
Совершенно иначе интерпретируется перспектива жизненной дуги с точки зрения старого человека: конец стал реальным и приблизился, до него остается небольшой отрезок пути и спустя немного времени наступит умирание, придет смерть. Перспективой становится прожитая жизнь, взгляд назад, все ориентировано на прошлое, на воспоминания.

Будущего нет, оно несет лишь "конец". Весь жизненный путь окрашен тонами прошлого, сегодняшний день определяется лишь воспоминаниями, а завтрашнего дня, возможно, и вовсе не будет. Пессимистический взгляд на свою жизнь свойствен старым людям.

В этом разном подходе и устремлении жизненного пути и заключается проблема между старыми и молодыми, между детьми и отцами. Никогда никто не помнит, что сегодняшние старики- это вчерашняя молодежь, а завтрашние старики- это сегодняшняя молодежь. Очень поэтично и верно определение отношений между поколениями немецкого поэта Курта Тухольского: "... в различном возрасте люди считают себя как бы разными расами.

Молодежь не постигает того, что когда-нибудь станет стариками, а старики никогда не помнят себя молодыми". Старые и молодые во все века и времена как бы противопоставляли себя друг другу и это часто являлось предметом неразрешимых конфликтов, и в конечном счете каждое поколение приобретает свой жизненный опыт, которым никогда не пользуется последующее поколение.

Пословица "если бы молодость знала, если бы старость могла" - самый четкий ответ на проблему взаимоотношений поколений. Однако каждое общество в целом создает свой стереотип старого человека, опирающийся на крайние группы, черты которых экстраполирует затем на всю категорию пожилого и старческого населения.
Стереотип старости, сформировавшийся в том или ином обществе, является отражением положения старых людей, которые в этом обществе живут.
Позитивный стереотип - в основе лежит ценность жизненного опыта и мудрости старых людей, потребность уважения к ним и соответствующей опеки.
Негативный стереотип - на старого человека смотрят как на ненужного, лишнего, бесполезного, "нахлебника", а его опыт расценивают как устаревший и неприменимый в настоящий момент.
Общественное отношение к старости- позитивное и негативное- не является изобретением наших дней, оно было свойственно человечеству с давних времен. Представление о старости и отношение к ней зависит от многих факторов, одним из важнейших при этом является возраст людей, для которых старость в различные периоды их жизни обозначает что-то другое и далекое.
Для самых маленьких детей до 6-летнего возраста старый человек отождествляется с конкретными образами - бабушки и дедушки. Эти дети воспринимают лишь внешние проявления старости.

У 10-летних детей появляется уже качественная оценка старости, для них это прежде всего физическое состояние, стиль жизни, отличающийся от молодежи. Интересно, что городские дети дают более позитивную оценку старости, "старый человек все умеет делать и очень умный".

Менее позитивная оценка у сельских детей, они оценивают старых людей только в качестве их возможностей работать в хозяйстве.
Для подростков 15-19 лет старость связана с выходом на пенсию, это скорее психическое, чем физическое состояние, определяющее общий уровень социального положения. Для молодежи старше 19 лет это в основном специфическое мировоззрение и специфическое отношение к жизни и людям, независимо от календарного возраста.

Эта молодежь указывает на относительность понятия старости и различает биологическую, психологическую и социальную старость.
Дети в описании старости подчеркивают недостатки старого человека, старшая молодежь склонна признавать за старыми людьми в определенных отношениях превосходство над собою, при этом подчеркивается как положительное - жизненный опыт и приобретенная мудрость. Молодежь уже обращает внимание на конфликты между поколениями, при этом дети и 15-летние подростки только отмечают их, а в более старшем возрасте уже обнаруживаются попытки понять и оправдать эти конфликты. По мнению молодежи, старый человек не виновен в том, что он ощущает и понимает мир иначе.

По их мнению, это не результат старости, а условий, в которых он жил и воспитывался. "Мир, в котором старый человек воспитывался, давно не существует, а он все еще находится в нем".
Лица в возрасте от 25 до 35 лет отмечают неопределенность, относительность возраста, в котором начинается старость. "Старость начинается тогда, когда человек ощущает себя ненужным, перестает интересоваться жизнью и сексом". Подчеркивается, что на процесс старения оказывает большое значение физическое здоровье.
Границы старости перемещаются вместе с возрастом, более условно определяют границы старости люди высокообразованные; лица, менее образованные, приводят более жесткие границы старости и связывают ее наступление с возрастом выхода на пенсию. В целом стереотип старости вместе с собственным возрастом изменяется на более позитивный, более частыми становятся размышления о собственной старости.
Понятия "геронтофилия" и "геронтофобия" существуют, вероятно, с начала сотворения мира. Геронтофилия- Gerontos- старец, phileo - любить.

Любовь к старым людям в большей или меньшей степени прослеживается во все века. Благотворительность, попечительство, призрение старых людей - все это различные формы проявления геронтофилии.

Геронтофобия - Gerontos-старец, phobos-боязнь. Это боязнь старости, враждебное чувство к старости и страх собственной старости пришло из далекого прошлого, когда старому человеку не было места в роду или племени, когда его выбрасывали собственные дети, у которых удушенье, утопление или закапывание живьем старого родственника не вызывало внутреннего протеста и считалось за благодеяние.
Геронтологи описывают несколько геронтологических социальных стереотипов:
1. Геронтофилия - особое почитание стариков, предоставление им исключительных привилегий.
2. Геронтофобия - неприятие старых людей вообще и собственной старости в частности.
3. Агглютивные модели поведения - геронтократия власти и ее почитание, добровольное или принудительное, и неприязненное, жестокое отношение к простым, не имеющим социального статуса, старым людям.
4. Рефлексия старости как социокультурной ценности- признание высоких статусных характеристик старого человека как опытного, мудрого, одобрение его наставнических функций.
К сожалению, нашу цивилизацию, по мнению большинства ученых, занимающихся различными аспектами старости, можно считать геронтофобической.
А. Сови видит в геронтофобии явление в высшей степени небезопасное. Он считает, что в определенных условиях, которые сейчас трудно предугадать, молодежь может счесть старых людей балластом и настаивать на их физическом уничтожении. По его мнению, история 2-й мировой войны учит, что в условиях упадка морали любые преступления возможны.

Эти опасения не беспочвенны в свете происходящих в настоящее время социальных катаклизмов во всем мире и особенно в странах бывшего СССР и социалистических странах.
По мнению де C. Бовуар, старые люди вызывают смех, отвращение или презрительную жалость прежде всего из-за характерологических особенностей. Она считает, что одной из немногих страстей, которые не только угасают, но даже гипертрофируются в старости, являются честолюбие и властолюбие. "Утратив свой образ, не понимая, во что они превратились, старики стремятся казаться значительными и потому страстно желают наград, почестей, титулов.

Властолюбивые наклонности стариков проявляются и на бытовом уровне в стремлении к тирании, преследованию окружающих или постоянном самоуничижении, внешнем умалении своей роли в семье с тем, чтобы добиться опровержения. В ряде случаев эти наклонности приобретают патологический характер, сопровождаются агрессивными и маниакальными состояниями и переходят в психические заболевания".
Но властолюбие должно быть обязательно подкреплено престижем и определенным весом в семье. Чаще же старики сами оказываются в положении преследуемых, высмеиваемых, третируемых.

Даже если к ним относятся более корректно, их воспринимают как объекты, а не субъекты: с ними не советуются, не интересуются их мнением. Последствием такого отношения может быть феномен, названный американским геронтологом Капланом "старческой преступностью", которая как и детская преступность, возникает от сознания своей ненужности, попыток обратить на себя внимание и проявляется не в насильственных актах, а в антисоциальном поведении.
Польский социолог Я. Щепаньский пишет, что "нормальное" общество отгораживается барьером помощи, уделяемой через институты социальной помощи, чтобы снять таким образом грех с души за то, что отторгает людей преклонного возраста, за то, что у него отсутствует чувство сострадания. Анализируя источники этого явления, ученый утверждает, что жизненные поступки всех людей находятся между двумя полюсами.

Одним из них является сопереживание, готовность оказать всяческую помощь, а другим - холодное безразличие, отсутствие понимания, неспособность прочувствовать положение страдающих. Он взывает к искоренению существующих плохих обычаев, по его мнению, необходимо "раскачать" общественное мнение, изменить отношение, сломать безразличие, ликвидировать проявление общественного недоброжелательства к старым людям.
Е.Ф. Молевич привлекает внимание к тому, что во всех цивилизованных странах к старым людям относятся плохо, а во всех традиционных аграрных доиндустриальных обществах к ним относятся положительно. Он делает вывод что в доиндустриальном обществе старики концентрируют в своих руках собственность, а молодые смотрят как бы из их рук. Автор подчеркивает, что мы живем в условиях, когда отношения младших поколений к старшим претерпевают революцию.

Это, к сожалению, плохо понимают и молодые и старые: старшие по-прежнему думают, что они могут строить свои отношения с младшими на началах иерархии. Но, по всей вероятности, приходит время строить партнерские отношения.

Тысячелетиями существовавшая система отношений сегодня рушится.



Содержание раздела