d9e5a92d

Пенсионное обеспечение по старости

?предоставление помещений для отправления религиозных обрядов;
?при необходимости направление на обследование и лечение в государственные или муниципальные учреждения здравоохранения.
При желании и трудовой необходимости проживающие в пансионатах для ветеранов труда могут быть приняты на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Они имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Специальные жилые дома для старых людей - это совершенно новая форма стационарного социального обслуживания. Она предназначена для одиноких и супружеских пар. Эти дома и их условия рассчитаны на старых людей, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании облегченных условий для самореализации своих основных жизненных
потребностей.
Основная цель этих социальных учреждений - обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности. Пенсия проживающим в этих домах выплачивается полностью, кроме того, они получают еще определенную сумму доплаты.

Обязательным условием для поступления на жительство является передача старыми людьми своего жилища в муниципальный жилищный фонд города, региона и т.д., в котором они проживают.
Специализированные дома-интернаты для престарелых предназначены для постоянного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы, особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор. Сюда же направляются престарелые, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел.

Старики, проживающие в пансионатах для ветеранов труда и постоянно нарушающие порядок проживания в них, установленный Положением об учреждениях социального обслуживания, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании предоставления документов администрацией этих учреждений, переведены в специализированные дома-интернаты.
В дом для престарелых старые люди поступают в результате различных причин, но основной, вне всякого сомнения, является беспомощность или страх перед надвигающейся физической беспомощностью. Практически все старые люди страдают от различных соматических заболеваний, имеющих хронический характер и которые обычно уже не поддаются активной терапии.
В то же время эти старые люди несут с собой и различные моральные, социальные и семейные потери, которые в конечном счете являются поводом для добровольного или принудительного отказа от привычного образа жизни. Решение переселиться в дом для престарелых старый человек принимает в результате затруднений при самообслуживании.

Боязнь еще большей физической слабости, надвигающаяся слепота и глухота способствуют принятию такого решения.
Состав домов для престарелых очень неоднороден. И это понятно. В определенной (с каждым годом все уменьшающейся) части сюда приходят старые люди, которые в состоянии себя обслуживать и обладают достаточным физическим здоровьем.

В другом случае - поступление в дом для престарелых есть проявление альтруизма старого человека, желание освободить более молодых членов семейства от тягот, связанных с опекой и уходом за беспомощным престарелым членом семьи.
В третьем - это следствие несложившихся отношений с детьми или другими родственниками. Однако всегда это результат неспособности старых людей адаптироваться к новым условиям жизни в семье и в привычной домашней среде.

Эти старые люди избирают социальную помощь и социальное обслуживание как новый образ жизни.
И все-таки в любом случае кардинально изменить прежний образ жизни, поселившись в доме для престарелых, дается старому человеку нелегко. 2/3 старых людей переселяются сюда крайне неохотно, уступая давлению внешних обстоятельств.

Организация этих социальных учреждений, по существу, копирует организацию медицинских учреждений, что нередко приводит к нежелательной и тягостной фиксации на чисто болезненной стороне старческой немощи. Результаты социологического исследования, проведенного в 1993 г. в Москве, показали, что подавляющее большинство обследованных - 92,3% - крайне отрицательно относятся к перспективе возможного переезда в дом для престарелых, в том числе и проживающие в коммунальных квартирах.

Число желающих перейти на жительство в дом для престарелых особенно заметно снизилось после создания отделений социального обслуживания на дому. В настоящее время в различных регионах и городах эта очередь составляет не более 10-15 человек, в основном это люди особо преклонного возраста, совершенно беспомощные и зачастую одинокие.
88% из находящихся в домах для престарелых страдают различной психической патологией; у 62,9% - ограничение двигательной активности; 61,3% -неспособны даже частично обслужить себя. Ежегодно умирают 25% проживающих.
Серьезную тревогу, особенно в последние 5 лет, вызывает неудовлетворительное бюджетное финансирование пансионатов для ветеранов труда и инвалидов. По этой причине многие дома для престарелых не могут проводить капитальный ремонт своих зданий, приобретать обувь, одежду, технологическое оборудование для престарелых граждан.

В настоящее время темпы строительства специальных домов резко снижаются из-за ограниченности средств местных бюджетов. Не менее острая проблема - укомплектованность домов для престарелых кадрами,персоналом.
Полустационарное социальное обслуживание включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание пожилых и старых людей, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого и старческого возраста, сохранившие способности к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.
Отделение дневного пребывания предназначается для поддержания активного образа жизни старых людей. Зачисляются старые люди в эти отделения независимо от своего семейного положения, сохраняющие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию на социальное обслуживание.
Срок пребывания в отделении обычно месяц. Посещающие отделение могут при добровольном согласии участвовать в трудотерапии в специально оборудованных мастерских. Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника.

Питание в отделении может быть бесплатным или за плату, по решению руководства центра социального обслуживания и местной администрации отдельные услуги могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия, косметические процедуры и т.п.). Эти отделения создаются для обслуживания не менее30 человек.
Медико-социальное отделение предназначается для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хозяйства, но по тем или иным причинам не желает проживать в домах для престарелых. На базе учреждений здравоохранения открыты специальные отделения и палаты, куда госпитализируются в первую очередь одиноко проживающие немощные пенсионеры по старости, утратившие мобильность и способность к самообслуживанию.
В этом случае направление на медико-социальную койку дают центры социального обслуживания по согласованию с участковым врачом.
В последние годы все большее распространение находит опыт по организации палат для планового лечения старых людей, где проводятся все виды медицинских процедур.
В медико-социальных отделениях и палатах одинокие немощные старые люди находятся на полном социальном обеспечении продолжительное время, а их пенсию, как правило, получают их близкие и родственники, которые зачастую даже не навещают стариков. Во многих регионах предпринимаются попытки хотя бы частичного возмещения затрат на содержание лиц пожилого и старческого возраста. Делается это с личного согласия старых людей распоряжением местной власти.

На эти средства приобретают одежду и обувь, организуют дополнительное питание, часть средств идет на благоустройство палат и отделений.
Медико-социальные отделения получили широкое распространение в сельских местностях. В зимнее время здесь живут старые люди, а весной они возвращаются в свои дома.
Поезда милосердия - это новая форма обслуживания старых людей, живущих в отдаленных малонаселенных местах, бригадами, в составе которых имеются врачи различных специальностей и работники органов социальной защиты населения. Эти поезда милосердия делают остановки на небольших станциях и разъездах, во время которых члены бригады посещают местных жителей, в том числе и преклонного возраста, на дому, оказывают им все виды медицинской помощи, а также материальную помощь, выдают лекарства, продуктовые наборы, комплекты промышленных товаров и т.д.
Нестационарные формы социального обслуживания созданы для оказания социальной помощи и обслуживания старых людей, предпочитающих оставаться в привычной для них домашней среде. Среди нестационарных форм социального обслуживания на первое место следует поставить социальное обслуживание на дому.
Эта форма социального обслуживания впервые была организована в 1987 г. и сразу же получила широкое признание со стороны старых людей. В настоящее время - это один из основных видов социального обслуживания, главная цель которого максимально продлить пребывание старых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.
Основные социальные услуги, оказываемые на дому:
*организация питания и доставка продуктов на дом;


*помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
*содействие в получении медицинской помощи, сопровождение в медицинские учреждения, поликлинику, больницу;
*содействие в организации юридической помощи и иных правовых форм помощи;
*помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
*содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших;
*организация различных социально-бытовых услуг в зависимости от условий проживания в городе или селе;
*помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства;
*помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.
Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным или территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, старым людям могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
Отделения социальной помощи на дому организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения. Социальное обслуживание на дому может осуществляться постоянно или временно- до 6 месяцев.

Отделение создается для обслуживания не менее 60 человек в сельской местности и не менее 120 человек в городе.
Социальное обслуживание на дому производится бесплатно:
*для одиноких старых людей;
*для проживающих в семьях, чей подушный доход ниже установленного для данного региона минимального уровня;
*для старых людей, имеющих родственников, которые проживают отдельно.
Как показали исследования, из всех видов услуг наиболее значимыми для старых людей являются:
*уход во время болезни - 83,9%;
*доставка продуктов - 80,9%;
*доставка лекарств - 72,9%;
*услуги прачечной - 56,4%.
Перечень услуг, оказываемых социальными работниками на дому, регламентирован специальными нормативными актами, в частности Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 24 июля 1987 г. К началу 1993 г. в Российской Федерации было создано 8000 отделений социального обслуживания на дому, а общая численность обслуживаемых лиц достигла более 700 000 человек.
Дополнительные услуги, оказываемые отделением социального обслуживания на дому:
*наблюдение за состоянием здоровья;
*оказание экстренной доврачебной помощи;
*выполнение медицинских процедур по назначению лечащего врача;
*оказание санитарно-гигиенических услуг;
*кормление ослабленных больных.
Порядок и условия зачисления на надомное социальное обслуживание: заявление на имя руководителя органа социальной защиты; в недельный срок рассматривается заявление; проводится обследование условий проживания просящего. По результатам обследования составляется акт, запрашиваются данные о размере пенсии, заключение о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний, принимается решение о зачислении на постоянное или временное обслуживание, видах требуемых услуг.
Снятие с социального обслуживания производится на основании приказа директора центра социального обслуживания по заявлению старого человека, по истечении срока обслуживания, при нарушении договорных условий оплаты за услуги, выявлении медицинских противопоказаний, злостных нарушениях правил поведения старыми людьми, обслуживаемых социальными работниками.
Социально-медицинское обслуживание старых людей на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах лиц, страдающих психическими расстройствами в стадии ремиссии, туберкулезом, за исключением активной формы, тяжелыми соматическими заболеваниями, в том числе и онкологическими.
В штат социально-медицинского обслуживания вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством РФ об охране здоровья граждан.
Социально-консультативное обслуживание (помощь) гражданам пожилого и старческого возраста направлено на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь для людей старческого возраста ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:
*выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
*профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
*работу с семьями, в которых живут старые люди, организацию их досуга;
*консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве;
*обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста;
*правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
*иные мероприятия по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для старых людей.

Пенсионное обеспечение по старости

Впервые пенсионное обеспечение рабочих было введено в Германии в 1889 г. Инициатором этого самого гуманного акта нашей цивилизации был Бисмарк. Он был первым государственным деятелем, который позаботился о судьбах старых граждан своей страны. В 1881 г. пенсионное обеспечение было введено в Дании, а затем в 1898 г. в Новой Зеландии. Для большинства европейских стран пенсионное обеспечение не насчитывает и ста лет.

Так, в Великобритании оно осуществляется с 1908 г., а в Голландии и Швеции - с 1913 г., в Испании - с 1919 г., во Франции - с 1930 г. Довольно поздно пенсионное обеспечение появилось в США - 1935 г., в Японии - 1941 г., в Швейцарии - 1946г.
Сначала сфера пенсионного обеспечения была очень ограниченной - только для отдельных категорий трудящихся. В Германии лица умственного труда получили пенсию на 22 года позже рабочих, в Австрии же первыми получили пенсию работники умственного труда в 1906г., а рабочие - только после окончания 1-й мировой войны.
Получение пенсии по старости давало уверенность старым людям после прекращения профессиональной и трудовой деятельности в материальном обеспечении. В конце XIX века доля старых людей в обществе была невелика и государство не испытывало затруднений в их финансовой поддержке.

В течение 20-го столетия социально-демографические изменения, происшедшие в мире, привели к тому, что старые люди стали составлять значительную социальную категорию в обществе, которое должно было принять на себя решение всех проблем, связанных с комплексом их защиты и обеспечения.
Постарение населения оказало воздействие в первую очередь на структуру производства и потребления, но особенно сильно на социальное обеспечение и здравоохранение, так как повлекло за собой значительный рост расходов на пенсии, медицинское обслуживание, на специальные службы по уходу за старыми людьми. Во многих странах постарение населения довольно остро поставило проблему поиска новых источников финансирования пенсионного обеспечения. Все чаще стали появляться экономически аргументированные высказывания, что постарение населения, увеличение популяции старых людей, представляет большое бремя для активного населения.

Повсеместно все чаще стал обсуждаться вопрос о необходимости более активной политики, чтобы как-то задержать прогрессивное нарастание коэффициента обремененности активного, т.е. трудового населения.
Экономисты обсуждали так называемый "критический возраст", при котором общий размер уплаченных взносов для пенсии и полученных пенсионных пособий должен строго совпадать. Этот возраст тем выше, чем выше возраст выхода на пенсию.

Период возмещения, т.е. период, заключенный между возрастом выхода на пенсию и "критическим возрастом", равен соотношению массы уплаченных взносов и ежегодных пособий по старости. Так, если продолжительность жизни пенсионера равна периоду "критического возраста", то он ничего не теряет, т.е. сохраняется финансовое равновесие. Если он умирает до достижения "критического возраста", то теряет часть своего дохода и попадает в категорию "проигравших". Если пенсионер продолжает жить сверх "критического возраста", то его выгода растет по мере увеличения продолжительности жизни, он попадает в категорию "выигравших", а для пенсионной системы требуются дополнительные поступления.

Идеальным для государства является точное определение "критического возраста" - это значит, уравновесить права пенсионера и расходы пенсионной системы.
По убеждению экономистов, происходящее одновременное возрастание расходов на пенсионное обеспечение и численности неактивного населения может сделать невозможным в предстоящие годы поддержание размеров пенсий, установленных в период экономического развития и роста заработков, из-за уменьшения поступлений в фонды социального страхования. Возрастание налогов, необходимых в этом случае для поддержания привычного уровня пособий, по мнению экономистов, в конце концов станет непосильным для доходов активной части населения.
Во многих странах в 80-е годы начали осуществляться или разрабатываться реформы в пенсионном обеспечении. Так, в Австрии и Испании с целью понижения пенсионных расходов была установлена жесткая связь между размерами взносов и пенсий; в Австралии уменьшили размеры пенсий для лиц с относительно высокими доходами.

В Японии в результате реформы пенсионной системы максимальный размер пенсий был понижен с 70 до 68% заработной платы за вычетом премий.
Во второй половине 70-х и первой половине 80-х годов ряд стран прибегали к таким мерам, как временная отсрочка выплат надбавок к пенсиям в связи с ростом стоимости жизни или уменьшение сумм этих выплат, что отражалось на покупательной способности пенсии и вызывало энергичное противодействие со стороны пенсионеров и трудящихся.
Возраст выхода на пенсию
До настоящего времени ни в одной стране не предложены научно разработанные критерии для определения предельного возраста для пенсии по старости. Обычно считается, что границы отстранения от активной деятельности лежат в пределах от 45 до 70 лет.

Основным критерием при определении предельного возраста выхода на пенсию по старости, как правило, является средняя продолжительность жизни для определенной страны. В каждой стране свои границы пенсионирования по старости и свои половые различия в пенсионировании.
В 1944 г. Международная организация по труду (МОТ) при ООН рекомендовала пенсионный возраст для мужчин- 65 лет, для женщин- 60 лет. В настоящее время в связи с выраженным увеличением средней продолжительности жизни МБТ (Международное бюро по труду) предлагает увеличить предельный возраст выхода на пенсию в связи с происшедшими демографическими изменениями и улучшением состояния здоровья пожилого населения в экономически развитых странах.
С средины 70-х годов в экономически благополучных странах Европы, США, Канаде, Японии и ряде других стран заметно замедлился темп экономического развития, безработица особенно среди молодежи и активного населения стала принимать угрожающие размеры. В связи с этим одним из аспектов политики занятости в условиях широкомасштабной безработицы, стало вытеснение лиц предпенсионного и пенсионного возраста из сферы общественно полезного труда.

Так, за период с 1970 по 1985 г. коэффициент трудового участия лиц предпенсионного возраста (54-64 года) понизился в США с 60,4 до 53,7%; старше 65 лет- с 19,2 до 10,2%; в Великобритании с 58,8 до 49,7% и с 12,9 до 4,9% соответственно; во Франции - с 59,3 до 40,1% и с 19,1 до 3,4%.
С целью освобождения рабочих мест для трудящейся молодежи правительства многих стран прибегали к открытому превозношению преимуществ предварительного ухода на пенсию и, само собой разумеется, полного прекращения работы после обязательного пенсионирования. Этим достигалась экономия в заработной плате, так как известно, что последняя увеличивается во много раз в связи с возрастанием трудового стажа; давало возможность освободиться от трудящихся, отдача которых уменьшилась, а переподготовка их либо не стояла на повестке дня, либо обходилась слишком дорого.

В этом случае официальный уход на пенсию выступал как наиболее простое и наименее дорогое средство управления рабочей силой. В конце концов это привело к существенному увеличению доли пенсионеров при неизменном или незначительно возрастающем количестве работающих. Выявился дефицит ресурсов пенсионных фондов, так как они вынуждены были выплачивать пенсии растущему числу пенсионеров в течение более продолжительного времени в связи с увеличившейся продолжительностью жизни населения. Следствием этой политики во многих странах право на пенсионное обеспечение превратилось в обязанность ухода на пенсию по достижении пенсионного возраста, а иногда и в обязанность досрочного ухода на пенсию.

В результате сложилась ситуация, когда институализация пенсионного возраста и срока профессиональной деятельности стала ключевым элементом социального определения старости. Пенсионный возраст явился главным инструментом структуализации отношений между наступающим старением и обществом.

Начался процесс "возрастной сегрегации", который постепенно превратил старых людей в социальных изгоев. К концу первой трети XX века пожилые и старые люди не только утратили экономическую независимость и были вытеснены с рынка рабочей силы, они оказались лишенными традиционного ореола мудрости, который служил охранной грамотой прежним поколениям 70-летних и отчасти компенсировал им неизбежные превратности старости.
С середины 80-х годов во многих странах стали широко обсуждаться вопросы повышения установленного законом возраста выхода на пенсию. Согласно экономическим расчетам, повышение возраста выхода на пенсию на один год сокращает расходы на них на 5-10%. В США в 1983 г. был принят закон о постепенном увеличении пенсионного возраста в начале XXI века с 65 и 67 лет.

В Японии многие фирмы, применяющие систему "пожизненного найма", увеличили потолок действия этой системы с 55 до 60 лет, соответственно предполагается повысить и пенсионный возраст.
С начала XXI века предполагается повышение пенсионного возраста до 67 лет в Швеции, с 62 лет - во Франции, в Италии изучается вопрос о повышении пенсионного возраста на 5 лет, в Швейцарии - возможности введения подвижной шкалы пенсионного возраста.



Содержание раздела