d9e5a92d

Истоки кризиса пенсионной системы в Российской Федерации

В современной ситуации перехода страны к рыночным отношениям проблемы оптимизации трудовой деятельности пожилых работников переходят в ранг второстепенных. Более того, работники старших возрастных групп оказываются без работы, отсутствует продуманная система профессиональных маршрутов для лиц пенсионного возраста, сохранивших трудовую и социальную активность, практически отсутствует реабилитационная система.

Мизерность ассигнований на социальную помощь, утверждает М.Э.Елютина, - лишь еще одно подтверждение признания проблем пожилых и старых людей в качестве второстепенной.
И все-таки говорить, что пенсионеры по старости стали нищими и социально незащищенными только в период перехода Российской Федерации к новым экономическим отношениям было бы не совсем объективно и не соответствовало бы истинному положению старых людей в СССР. О низкой материальной обеспеченности в СССР пенсионеров по старости А.Л. Решетюк писал еще в 1990 г. Он выявил, что в отношении этих лиц проводилась всегда дискриминационная политика: в 60-70-е годы сформировалась тенденция проводить сокращение штатов "за счет пенсионеров даже там, где условия содержания труда были вполне под силу пожилым работникам". В 80-е годы принятое постановление об обеспечении эффективности занятости населения и последующие изменения трудового законодательства привели к массовым увольнениям пенсионеров, и хотя не было опубликованных данных, но имелись резкие протесты общественности.

В течение 1988г. численность занятых в производственных областях государственного сектора уменьшилась на 1 млн. пенсионеров. А.Л. Решетюк писал, что уровень занятости пенсионеров по старости сильно колеблется от социально-экономической политики по отношению к ним. Так, увеличение размеров пенсии по Закону 1956 г. привело к снижению доли занятых пенсионеров примерно с 50 до 30%, а к 1982 г. до 9%.

В 1987 г. пенсионеры составили всего 7% среднегодовой численности работающих. 20% пенсионеров-горожан и 86% сельских пенсионеров получали пенсию менее 60 рублей в месяц.

Для этой категории старых людей посильный труд являлся средством выживания в буквальном смысле этого слова. Конечно, они не были в состоянии обеспечить высокую производительность труда по стандартным меркам современного производства.

Им был нужен труд как подспорье, как способ поддержания минимального уровня выживания.

Истоки кризиса пенсионной системыв Российской Федерации

Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в РФ представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем в период перехода к рыночным отношениям.
В 1993 г. на пенсии было израсходовано 9,7 трлн рублей. По существу, каждый четвертый рубль поступает в Пенсионный фонд РФ.

И вместе с тем есть основания утверждать, что в настоящее время практически для всех граждан России выход на пенсию по старости стал огромным стрессовым фактором со значимыми экономическими, социальными и психологическими проблемами. Для преобладающего большинства пенсионеров по старости продолжение трудовой деятельности вызвано материальными соображениями.
1. Вне всякого сомнения, основные причины пенсионного кризиса - экономические: наблюдается низкий уровень абсолютных и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов - 29% фонда оплаты труда. Особенно наглядно низкий уровень пенсионного обеспечения обнаруживается на соотношении между минимальным размером пенсии и прожиточным минимумом нетрудоспособного населения.

С 1992 г. это соотношение неуклонно падает. В 1992 г. минимальная пенсия составляла 84,6% прожиточного минимума. В 1993 г. она составляла уже 78,5%, а в 1994 г.-66,6%, в марте 1995 г. - всего лишь 45%.

9% пенсионеров по старости находятся на грани физического выживания.
2. Произошло практически полное уравнение пенсий по старости, заработная плата перестала играть сколько-нибудь заметную роль при исчислении пенсий. Для минимальной пенсии стало достаточным получать 30-35% средней заработной платы, а для максимальной - 55-65% средней заработной платы в стране.

Максимальная пенсия только на 14% выше, чем средняя пенсия по старости.
3. Основным показателем экономического кризиса в стране является снижение доли заработной платы в общей структуре доходов населения: в 1992 г. она составляла около 70%, в 1994 г. она снизилась до 46%, а в 1995 г. - до 37% доли заработной платы.
4. Другим показателем является разрушение производственного пространства и как следствие - сокращение работников, оплачивающих взносы в Пенсионный фонд. В 1991 г. в народном хозяйстве работало 75,8 млн человек; в 1994 г. - 69,4 млн, а в 1995 г. - 68,6млн человек.
5. Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров обуславливается рядом особенностей российской пенсионной системы:
*относительно низкий пенсионный возраст;
*высокая доля пенсионеров-льготников;
*возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста;
*приток пенсионеров из республик бывшего СССР.
В результате этого соотношение экономически активного населения и пенсионеров составило 1,8 : 1, т.е. всего лишь 1,8 работающих содержит 1 пенсионера, в то время как в странах с рыночной экономикой это соотношение 2,2 - 2,4 : 1.
6. Демографическая ситуация однозначно свидетельствует о значительном постарении населения России и процесс этот пока невозможно остановить. По данным микропереписи 1994 г., за последние
5 лет рост относительного числа лиц старше трудоспособного возраста сравним с увеличением за целое десятилетие - 1979 - 1989 гг.- 21% от всего населения, а доля лиц трудоспособного населения за это время уменьшилась до 56%. В этих условиях жизненно важным становится снижение экономической нагрузки на трудоспособное население.
В процессе эволюции систем пенсионного обеспечения в различных странах мира сложились три достаточно цельные модели таких систем.
Первая модель - система государственного пенсионного обеспечения, которая базируется на бюджетном финансировании выплаты пенсий. Именно эта система существовала в бывшем СССР и социалистических странах.

Пенсионные средства в этой системе образуются в основном посредством аккумуляции в государственном бюджете налоговых отчислений, в ставку которых заложены необходимые расходы на пенсионные службы.
Особенностью данной системы является обезличенный характер пенсионного обеспечения, поскольку ни определение права на пенсию, ни исчисление ее размера не зависят напрямую от объема отчислений, сделанных за каждого конкретного человека в Государственный пенсионный фонд. Все трудоспособные члены общества рассматриваются в такой системе как государственные работники, а нетрудоспособные - как общественные иждивенцы. Исходя из этого положения, основания, условия и нормы пенсионного обеспечения волевым образом определяются государством, ориентируясь прежде всего на его финансовые возможности.

Такая система финансирования получила в обществе название "финансирование по остаточному принципу".
В период с 1917 по 1991 г. в СССР, в том числе и РСФСР, монопольно существовала именно эта система пенсионного обеспечения, а многие ее элементы сохранились и в настоящее время.
После распада СССР пенсионная реформа в РФ развивалась по пути формирования государственной системы пенсионного страхования. С 1991 г. Россия продвинулась в направлении принципа солидарности.

На основании этого принципа создан Государственный пенсионный фонд, страховые взносы стали основным источником финансирования выплаты пенсий; сделан первый шаг для введения солидарного порядка уплаты взносов работодателями и работниками. Таким образом, Россия приблизилась к использованию 2-й модели пенсионного страхования, применяемой в странах рыночной экономики.

Сущность этой системы базируется на финансировании выплаты пенсий за счет самостоятельных страховых фондов или бюджетов.
Пенсионные средства в этой системе образуются посредством аккумуляции в общественных (самоуправляемых) или государственных социальных страховых организациях страховых взносов (налогов), уплачиваемых работодателями и работниками специально на цели пенсионного обеспечения. Данная система имеет страховую основу.

При наступлении страхового случая застрахованный работник получает право на получение пенсии; в случае его смерти выплаченные за период страхования взносы остаются в распоряжении Пенсионного фонда.
Все существующие в мире системы социального (пенсионного) страхования построены на принципе солидарности:
*солидарность поколений состоит в том, что каждое последующее поколение оплачивает пенсии предшественников;
*солидарность регионов и отраслей экономики данного государства объясняется неравномерностью экономического развития и миграционными последствиями. Этот аспект солидарности выражается в перераспределении пенсионных средств из развитого в промышленном отношении региона и обладающего избыточным пенсионным фондом в другой сырьевой регион, отсталый в экономическом отношении, в котором не хватает средств для финансирования выплат пенсий;
*солидарность высокообеспеченных и малообеспеченных слоев общества посредством некоторого выравнивания, заложенного в системе пенсионного обеспечения.
Важнейшей особенностью этой системы является прямая зависимость определения права на пенсию и исчисление ее размера от объема выплаченных страховых взносов. Измерителем является персонифицированный учет страховых взносов и заработок, с которого они уплачиваются, а не перераспределяемые пенсионные средства, носящие обезличенный характер. Связано это с тем, что в этой системе пенсионного страхования основной объем собираемых средств расходуется на текущую выплату пенсий застрахованным, которые уже находятся на пенсии.

Капитализация допускается только в отношении временно свободных средств, но они носят обезличенный характер.
И, наконец, третья модель пенсионного обеспечения- это система принудительного накопления, которая базируется на финансировании выплаты пенсии за счет негосударственных пенсионных фондов. Эта система в классическом виде существует только в Чили, некоторые ее элементы присутствуют в пенсионных системах Аргентины, Колумбии, Перу.



В отличие от системы пенсионного страхования, основанного на принципах солидарности и перераспределения пенсионных средств, система принудительного накопления пенсионных средств предусматривает накопление пенсионных взносов на личных счетах застрахованных и их капитализацию. В результате размер пенсии определяется суммой средств, накопленных каждым застрахованным на своем счету. Работодатель не участвует в формировании пенсионных фондов, а работники не несут никаких обязательств по отношению к другим застрахованным.

Ответственность за материальное положение граждан в старости, при инвалидности и потере кормильца в данной системе переложена с государства на частные учреждения.
Причины кризиса существующей пенсионной системы- в кризисе трудовых отношений: низкая оплата труда, которая к тому же выплачивается нерегулярно.
Сегодня в народном хозяйстве занято 68,6 млн человек, большинство из них получают заработную плату ниже прожиточного минимума работающего. В апреле 1995г. 13,2 млн человек работающих (42,7%) получали заработную плату меньше прожиточного минимума работающих, а 22,2% - ниже средней пенсии по старости.

Реальное содержание зарплаты в июле 1995 г. снизилось к аналогичному периоду 1994 г. на 27%, а реальное содержание средней пенсии - на 17%. Особенно тяжелым является искусственное фиксирование максимального размера пенсии- трехкратная минимальная пенсия, что привело к полной деградации значимости продолжительности трудового стажа и заинтересованности в большей отдаче трудовой деятельности.
Отмечается постоянный рост социальных выплат и льгот, с которых не выплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд. Их размер в настоящее время составляет 11% от фонда оплаты труда.

Многочисленные льготы и привилегии для отдельных категорий работников, которыми система пенсионного обеспечения обросла по милости государственных органов, принимавших волевые и никак социально не обоснованные решения в отношении условий выхода на пенсию, выплаты пенсий, введения всевозможных надбавок и повышений, установления льготного исчисления стажа, включая в стаж наряду с работой иных периодов и т.п., довели пенсионную систему до нищенского существования.
Пенсионная реформа предполагает рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышения уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся ресурсов и улучшения их использования.
Суть оптимизации и рационализации пенсионного обеспечения сводится к трем основным действиям:
1. Необходимость более четкого и строгого определения круга лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению.
2. Более тесная увязка уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы.
3. Освобождение пенсионной системы от предоставления пенсионных привилегий отдельным категориям работников за счет других категорий работников.

Концепция реформы системы пенсионного обеспеченияв Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. 790 была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения в России.
Основное направление реформы - опора на государственную систему, дальнейшее последовательное развитие государственного социального страхования как основы пенсионной системы. Развитие других форм пенсионного обеспечения будет осуществляться только в качестве дополняющих государственные социальные гарантии.
Главным отличием этой системы пенсионного обеспечения является тот факт, что размер получаемой пенсии по старости должен быть определяем только вкладом в Пенсионный фонд. Основным принципом должен стать принцип: кто больше внес, тот должен и больше получать пенсию. Все льготы, привилегии, которые вводит государство, должны иметь гарантии от государства и им же оплачиваться. Пенсионный фонд - это фонд тех людей, которые регулярно и добросовестно платят пенсионные взносы.

Размер пенсии должен определяться лишь двумя факторами: величиной взноса и размером заработной платы.
Новая пенсионная система будет иметь три уровня:
1. Базовая пенсия, которая должна заменить существующую в настоящее время социальную пенсию. По существу, на базовую пенсию может рассчитывать все нетрудоспособное население России, т.е. государство обязано взять человека на пенсионное обеспечение, независимо от того платил ли он взносы или нет. Размер этой пенсии должен быть фиксированным и определяться прожиточным минимумом пенсионера в регионе проживания в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Уравнительный принцип в базовой пенсии касается только лиц, не имеющих трудовой стаж.
Базовая пенсия - это социальный стандарт прожиточного минимума для неработающих или работавших слишком мало. Базовая пенсия не будет выплачиваться работающим пенсионерам.
2. Трудовая (страховая) пенсия - основа пенсионного страхования и определяется трудовым периодом и временем выплаты пенсионных взносов в Пенсионный фонд. Она является обязательной и ее будут получать те лица, которые охвачены обязательным государственным страхованием и имеют определенный законом страховой взнос. Размеры пенсии будут определяться продолжительностью страхования и величиной взносов.

Предполагается, что из трудового стажа будут исключаться все нестраховые периоды, которые сегодня включаются в трудовой стаж, дающий право на пенсию. Это - учеба, служба в армии, уход за детьми, проживание супруги или супруга в условиях, где они не могут работать, уход за инвалидом и др. Эту нагрузку по включению в стаж и по выплате пенсии за нестраховые периоды должно нести государство и выплачивать за эти периоды дотацию в Пенсионный фонд.

Это означает последовательное осуществление в пенсионной системе страховых принципов, исключающих какие-либо привилегии для отдельных слоев или групп застрахованных.
3. Негосударственные пенсии как дополнительные по отношению к государственному обеспечению. Это дополнительное пенсионное обеспечение может осуществляться в виде дополнительных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах.
После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению учредителей.
Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть солидарной (распределительной) либо накопительной или могут быть использованы оба эти принципа.
Развитие негосударственных пенсионных систем должно осуществляться под строгим и постоянным государственным контролем.
Механизм исчисления пенсионных взносов
Стажевые требования для трудовых пенсий должны быть связаны исключительно с продолжительностью уплаты страховых взносов. Минимальный страховой взнос может быть установлен в размере одного полного календарного года работы. Соответственно трудовая пенсия будет по своему размеру пропорциональна этому стажу.

При таком подходе отпадает необходимость сохранения института пенсий при неполном трудовом стаже.
Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового (страхового) стажа и заработка. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия.

Обычно - это 1% заработка за каждый год трудового стажа. В результате средний совокупный размер вновь назначаемых базовой и трудовой пенсий составит 55-60%.
Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии.
Важным элементом в определении будущей трудовой пенсии является заработок. Понятия "страховой заработок" и "страховой взнос" непосредственно связаны с уплатой взносов в Пенсионный фонд. Независимо от количества занимаемых работ, если пенсионный взнос выплачивается со всех, то процент пенсии исчисляется с этого общего заработка. Размер пенсии будет определяться только фактором страхового вклада в Пенсионный фонд без учета других субъективных моментов.

Идеально при этом собирать пенсионные взносы со всего периода страхования, а не за 2 последних или любых 5 лет трудовой деятельности. Это позволило бы избежать возможности вздувания зарплаты за определенный срок.

Однако на данном этапе это сделать будет невозможно, предполагается пока использовать трудовой (страховой) стаж за 5 лет, так как в этом случае труднее манипулировать размером заработной платы. В будущем, после того, как ежемесячные выплаты будут накапливаться в банке данных, можно будет перейти к страховому стажу за всю трудовую деятельность.
Ни в одной стране страховая пенсия не равняется 100% заработка, который человек получает до выхода на пенсию по старости. Пенсия всегда меньше, сохранить 100% дохода можно будет путем сочетания разных государственных и негосударственных видов пенсионного
обеспечения.
Концепция не предусматривает увеличение пенсионного возраста, решение этого вопроса отложено на второе десятилетие ХХI века. Однако в связи с имеющимися демографическими процессами и в связи с постарением населения эта задача будет решаться; через это прошли все страны мира и увеличили возрастной ценз выхода на пенсию.
В концепции предусмотрены нормы, которые бы стимулировали более поздний выход на пенсию; прежде всего предполагается экономическая заинтересованность: чем позже выход на пенсию, тем больше размер пенсии.
Гибкий возраст выхода на пенсию дает работнику возможность выбора: чем раньше он выходит на пенсию, тем меньше ее размер. Особого внимания заслуживает тот факт, что концепция провозглашает принцип отказа и полное прекращение использования пенсионных льгот для решения демографических проблем, проблем трудовых ресурсов, других локальных и общегосударственных задач.
Подводя итог всему изложенному, есть основание утверждать, что Российская Федерация в настоящее время нуждается прежде всего в комплексной стратегии для обеспечения благоприятной старости.



Содержание раздела