d9e5a92d

Образец из новой экономической реальности.

Это образец из новой экономической реальности. Задействовав более 700 человек, это предприятие обеспечивает реальное трудовое воспитание подрастающего поколения в новых экономических условиях, когда многие взрослые не знают, как организовать свою деятельность так, чтобы и себе, и обществу, и государству было хорошо.
В этом же направлении разворачивается и сотрудничество в рамках проекта Регион-ТЭК Дети-экология-бизнес. Нет сомнений, что именно за таким подходом будущее, потому что проблема трудоустройства и занятости подростков сейчас уже имеет замыкающую структуру - Биржу и отладить дальнейший механизм поиска и создания рабочих мест для подростков вопрос лишь времени и средств.
Но считать экономический эффект можно по-разному, не говоря уже о социальном эффекте, который мы пока считать не научились, и если механически разделить сумму затрат на одного подростка и его трудоустройство, то далеко от истины будет реальная экономическая оценка этого действия. Ведь если посмотреть с другой стороны, то эти 1800 подростков не только создавали товарную продукцию, но еще и помогали семье, а это немаловажный и значимый фактор почти для каждого пятого подростка. Но потребность подростков трудиться не должна сводиться к трудоустройству их на рабочие места, куда взрослые не хотят идти (а такой мотив приема подростков со стороны руководителей предприятий тоже факт, имеющий место), эта работа поднимется на новый, качественный уровень, когда для подростков будут организованы специальные учебно-образовательные структуры, в которых они получат азы предпринимательских знаний и будут выстраивать свою реальную деятельность с уже сформированной социальной ориентацией на рыночные отношения. Сейчас в городе уже есть такие структуры, причем деятельность этих учреждений - группа предпринимателей в промышленном УПК, городская школа юного предпринимателя, класс предпринимателей в школе 74, - строится по социально упреждающему принципу по отношению к процессам в сфере занятости.

Ведь в области из 1000 официальных безработных 90% женщины, а в школах юных предпринимателей 58% - девушки. А это значит, что они, скорее всего не пополнят ряды безработных и дипломированных безработных, которые сегодня среди молодежи от 16 до 29 лет составляют 55%. Но твердые гарантии в бурно меняющемся мире может дать только качественное, в том числе и специальное предпринимательское образование.

Ведь сама молодежь (данные октябрь 1992 года) среди наиболее важных факторов, которые обеспечивают и могут обеспечить благополучие и успех в жизни, однозначно и в абсолютном и в относительном смыслах поставила образование. (64,9% опрошенных и первые места и по общему рангу и по абсолютному рангу).
И даже связи с нужными людьми - основа основ благополучия недавнего нашего прошлого и вроде бы сохраняющего свое значение и сейчас - уходит на второй план (43,6% опрошенных) (по общему рангу второе место и по абсолютному также второе). Но характерно, что целеустремленность по абсолютному рангу почти сравнялась со связями с нужными людьми. Очень важная тенденция, свидетельствующая все о том же индивидуализме, но осмысленном и поднятом до целостного отношения к собственной жизни и деятельности, начиная с цели и заканчивая результатом и его общественным признанием в виде денежного вознаграждения. Иными словами, проектная пока и поисковая деятельность Комитета по делам молодежи по поиску возможностей для создания полноценных образовательных структур, дающих основы предпринимательского образования (школа бизнеса и бизнес-колледж), есть прямой ответ и на вызов времени (когда просто диплом института уже не гарантия от безработицы) и ответ на социальный заказ молодежи г.Оренбурга.

Работа в этом направлении, несомненно, должна быть продолжена и доведена до логического конца - создания бизнес-колледжа и университета, как замыкающего института непрерывного и многоступенчатого образования. Но все принимаемые сейчас позитивные меры, однако, зачастую не поспевают за темпами жизни, и проблемы остаются.
Из 919 человек, зарегистрированных официально на 1 декабря 1992 года в качестве безработных в городе, каждый четвертый -это молодой человек в возрасте до 30 лет. И если на 1 октября 1992 года было 105 безработных до 30 лет, то на 1 декабря 1992 года их было уже 213 - прирост более 100%.

И пока нет никаких оснований для оптимизма по поводу возможного уменьшения доли и численности молодых безработных. По экспертным оценкам тенденция роста общей численности безработных будет сохраняться, а молодежь в силу ряда объективных и субъективных причин, всегда является здесь категорией с наименьшими шансами.
Сравним, как обстоят здесь дела в общем по республике (Деловой мир; 22 сентября 1992 г.) и в г.Оренбурге.
Так на сентябрь месяц в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 64 тыс.человек в возрасте от 16 до 29 лет - или каждый третий - безработный.
Около половины молодых безработных не могут трудоустроиться в течение 4-х месяцев с момента регистрации (получения статуса), 28% - в течение первого месяца, 23% - более 5 месяцев.
Средняя продолжительность безработицы среди молодежи составляет 3 месяца. Продолжительность получения пособия по безработице у 58% молодежи составила от 1 до 4 месяцев 6 у 25% - менее 1 месяца, у 17% - свыше 4 месяцев.
По городу эти цифры выглядят следующим образом (на 01.10.92 г.) количество безработных от 16 до 29 лет - 105 человек.
ТАБЛИЦА 14

Продолжительность безработицы Количество человек
до 1 мес. 32 чел.
от 1 до 4 мес. 53 чел.
от 4 до 8 мес. 19 чел.
от 8 до 1 года 1 чел.


ТАБЛИЦА 15

Продолжительность получения пособия по безработице Количество человек
до 1 мес. 25 чел.
от 1 до 4 мес. 53 чел.
от 4 до 8 мес. 19 чел.
от 8 до 1 года 1 чел


Из числа безработных 57 человек являются выпускниками учебных заведений, в том числе выпускники ВУЗов - 45 человек, выпускники техникумов - 9 человек; выпускники училища - 3 человека.
Рассматривая же шире проблему трудоустройства молодежи - как вырастающую из более широкого социального контекста включения (вовлечения) подрастающего поколения в полноценную жизнь общества, необходимо констатировать, что безработные - это далеко не самая большая проблема, это только вершина айсберга, это то, с чего все остальные проблемы начинаются.
И одной из самых сложных здесь является ситуация такой молодежной группы, как подростки. Ведь молодежь от 16 до 29 лет - это далеко не вся молодежь, желающая трудиться. За порогом официальной статистики остаются подростки от 12 до 16 лет. Каждый второй из них желает трудиться, желает зарабатывать на необходимые вещи, стать самостоятельным, помочь семье (факторы опроса).

К тому же, это наиболее интенсивно социализуемый возраст. Ведь, как свидетельствуют социально-психологические исследования, дети в возрасте 12-13 лет больше других подростковых групп хотят работать. Это значит, что в этом возрасте включается личная мотивация ребенка на совершение полезного действия для личности и общества. Подросток должен иметь постоянную возможность - а это самое главное для цивилизованного общества - удовлетворить свою потребность в труде.

Проблема состоит в том, что в существующем законодательстве подросткам практически отказано в праве на труд. 17-18 тысяч подростков в г.Оренбурге, но даже при специальной работе городского Комитета и районных отделов по делам молодежи, создавших штабы по трудоустройству подростков в период летних каникул, в 1992 году было трудоустроено всего около 2 тысяч, т.е.

11%.
А теперь уместно вникнуть не только в голые цифры и официальные проценты трудоустроенных, но и сравнить количество и качество предлагаемых рабочих мест (вакансий) с мотивами самих подростков. И здесь вырисовывается отнюдь не отрадная картина.

Так, большинство из опрошенных (опрошено 1003 человека, март 1992 года) желают работать в торговле - 57,8%, открыть собственное дело - 50%, 24,9% - в сфере услуг, и лишь 15,3% - на фабрике и заводе, и еще меньше - в бригадах по благоустройству, на сельскохозяйственных и иных подсобных работах.
При этом очень важно учитывать и личностные мотивы по которым подростки хотят работать, и картина здесь следующая:
ТАБЛИЦА 16

Мотивы %опрошенных
для финансовой независимости от родителей 45,0%
чтобы расширить свои возможности по приобретению желаемого 36,8%
определиться в жизненных планах и выборе профессии 20,6%
помочь семье 19,6%
почувствовать себя взрослым 8,0%
занять свое свободное время 6,9%


Эта статистика наглядно демонстрирует пример личного интереса подростка, и в дальнейшем такая мотивация неизбежно приведет и приводит к семейным неурядицам. Подростки хотят работать и зарабатывать себе на приобретение желаемых вещей, а общество не способствует в удовлетворении этого желания.

Как поступает всякий человек, желания которого не удовлетворяются? Он ищет иные способы удовлетворения своих потребностей. И хорошо, если найденный способ их удовлетворения будет носить не противоправный характер.

А если сами подростки считают возможным для себя взять где плохо лежит (4%,опрос май 1991 г., 8,8% - опрос март 1992 г.), отобрать (2,9% - опрос май 1991 г., 2,9% - опрос март 1992 года), то стоит ли потом удивляться статистике преступности? Ведь потенциально и очень приближенно это означает, что один из ста подростков - вор, а один из двухсот - грабитель. При умножении этой цифры на 35 тысяч подростков, получаем 350 воров и около 200 грабителей (в месяц, в год?).

Иными словами, государство закрывает глаза, ведет страусиную политику по отношению к своему будущему. Протяни вовремя руку помощи - помоги с трудоустройством (хотя бы, о других проблемах пока речь не идет) - и глядишь, меньше работы будет милиции и комиссиям по делам несовершеннолетних.

Раньше вообще целенаправленным трудоустройством подростков никто не занимался и сегодня мы уже пожинаем плоды той системы работы (а точнее, не работы с молодежью). Что же будет дальше, если не предпринять усиленных и целенаправленных действий в сфере трудоустройства молодежи и подростков? Нужна подростковая биржа труда, специализирующаяся на трудоустройстве подростков.

А на ней должны работать люди, знающие мотивы подростков к труду, специфику возрастной психологии и т.д..


Более того в г.Оренбурге имеется уникальный опыт - создание межшкольного предприятия Оберон ( в сферу деятельности включено более 700 подростков), образец из новой экономической реальности - соединение в единую цепочку биржи и опыта Оберона дает возможность реализовать многие инициативы самих молодых предпринимателей. Тогда хорошие идеи, подобные осуществленной акции летом 1992 года в рамках проекта Дети-экология-бизнес, Комитетом совместно с Регион-ТЭК не станут одноразовыми и однодневными кампаниями, а приобретут облик некоторого социально-технологического процесса, в котором молодые инициативные предприниматели, имеющие немало плодотворных идей, при государственной поддержке в лице Комитета по делам молодежи, начнут не просто производить товарную продукцию, что само по себе уже имеет экономический эффект, но дадут значительно большее в социальном плане - новый образец экономического поведения в условиях перехода к рыночным отношениям, который объединяет реально деятельность представителей разных поколений.
Таким образом будет обеспечено проведение государственной политики в сфере труда и занятости не столько посредством одноразовых акций, которыми грешил прежний подход, сколько развертыванием структур, систематически и профессионально занимающихся реализацией предпринимательских проектов.
Бизнес-школа, инкубатор, обеспечение квалифицированных консультационных услуг позволят встать на собственные ноги молодым предпринимателям Оренбурга, которые, в свою очередь, станут собственными, а не заокеанскими, живыми образцами для подражания и передачи бесценного опыта поколения всем желающим стать творцом своей судьбы.
Социальная поддержка проводимых государством мероприятий будет обеспечена народом, если эти мероприятия покажут свою действенность улучшением жизни людей. И сейчас уже определяются те молодежные группы, которые либо будут осуществлять современный государственный курс, либо уйдут в оппозицию, активную или пассивную. На чью поддержку уже сегодня может рассчитывать политика реформ?

В первую очередь, таковыми являются работники предприятий новых форм хозяйствования - акционерные предприятия, кооперативы, даже индивидуалы, и гарантией поддержки этими группами является безусловное превалирование в них группы улучшивших свои материальные условия.
ТАБЛИЦА 17(ответы в %)

Место работы улучшилось Осталось без изменений ухудшилось Затруд.
ответить
Кооперативы 42,9 28,6 28,6 -
Акционер.предриятие 45,5 27,3 27,3 -
Школьники 40,3 26,0 23,4 10,4


Следует отметить как позитивный факт, что в число сторонников новых процессов потенциально встают школьники. Безусловным положительным фактором здесь является появление у школьников новых возможностей для улучшения жизни: возможность включаться в трудовой процесс на школьных, малых, кооперативных и др.предприятиях. Включение школьников в труд и зарабатывание средств жизни на предприятиях определенной экономическо-правовой формы, становящееся реальным фактором улучшения их материального благосостояния, будет формировать из них сторонников этих форм хозяйствования и таким косвенным образом - будущих сторонников и реализаторов многоукладного и полиформного хозяйственного уклада. В этом отношении новые предприятия (кооперативы, малые предприятия и т.д.) являются более гибкими и покладистыми в привлечении к работе молодежи.

Для них характерен меньший ригоризм в следовании устаревшим законам о труде, который сегодня иногда приобретает формы игнорирования или противозаконности использования детского труда на семейных и других предприятиях, чем государственным предприятиям, оказавшимся лицом к лицу с проблемами сворачивания производства и сокращения штатов. А потому предоставляя подросткам рабочее место, они негласно противопоставляют себя монстрам государственного сектора, отвоевывая себе настоящее и будущее приоритетное признание подрастающего поколения.
В связи с этим встает вопрос о будущности контингента производительных сил государственного сектора экономики и крупных промышленных предприятий. Закрывая перед юной частью населения двери на завод, крупно-производственный сектор не только снимает с себя социально-значимую задачу воспитания подрастающего поколения, не только исключает себя из числа социальных субъектов, желающих и способных решать вопросы повышения материального благополучия самих подростков и их семей, но тем самым обрекает себя в будущем на дополнительные стимулы по привлечению производственных кадров на свое предприятие (конечно, такими стимулами крупное производство будет располагать всегда, речь идет о том, что позднее их понадобится значительно больше, чем если бы завод стал родным предприятием человеку в пору его становления). Следовательно, чтобы не упустить в сиюминутных трудностях текущего момента перспективу существования крупных производств, отделам труда и занятости населения следует иметь в виду и сегодня решать и эту перспективную задачу. Это можно делать обеспечением квот рабочих мест на предприятиях, бронируемых для подростков, разработкой и внедрением специальных мер защиты прав труда подростков на предприятиях.

Естественно, ликвидацией организационной волокиты при устройстве на работу и изживанием формализма при обеспечении трудовой жизни молодых людей.
Сегодня мы уже наблюдаем падение престижа госпредприятий, по крайней мере в молодежной среде (а она - завтрашний день всего общества). Это связано, с одной стороны, с реальными трудностями госпредприятий, влекущими и трудности тех, кто на них работает (работников госпредприятий, отметивших ухудшение жизни за последний год, почти вдвое больше, чем улучшивших свое материальное положение.
ТАБЛИЦА 18(ответы в %)РАБОТНИКИ ГОСПРЕДПРИЯТИЙ

Улучшилось Осталось без изменения Ухудшилось Затрудняюсь
16,7 41,7 29,2 12,5


(хотя, к чести сказать, подавляющее большинство работников госпредприятий (54,2%) все же хотя бы зафиксировались на прежнем уровне). С другой стороны, это связано и с тем, что госпредприятия оказались наименее мобильными к принятию быстроменяющихся условий и форм труда.

Добавим сюда средства массовой информации, отдающие предпочтение в интенсивности потока материалов новых формам (и это в известной степени положительный факт, с точки зрения реализации государственной программы диверсификации форм производства и использования средств массовой информации для внедрения в общественное сознание новых ценностей), и мы получаем 5,4% предпочитающих избрать местом работы госпредприятие. Причем половина всех
отдавших свое предпочтение госпредприятиям - это студенты ВУЗов, и здесь, с одной стороны, сказалась инерция общественного сознания, ибо именно госпредприятиям придется в основном сокращать дипломированные кадры, но с другой стороны, только крупным предприятиям будет по силам тянуть большой контингент дипломированного корпуса - видимо, эти надежды питают современного студента. Быть или не быть сбывшимися этим надеждам - будет зависеть от того, насколько заработает в нашей стране объективный закон стоимости и юридический закон о банкротстве предприятий, которые могут поставить предприятия перед необходимостью отбора не просто дипломированных, а реально высококвалифицированных кадров и сокращения дутых инженерных функциональных мест, ныне занимаемых людьми, не решающими никаких производственных задач инженерного уровня.

Соответственно, понимание этих перспектив должно входить в плоть и кровь институтской жизни и ее системы ценностей. Сегодня пока институты не формируют у студентов осознанного выбора своего пути.

И если пока контингент студентов держится за счет малой информированности о реальных жизненных перспективах институтских выпускников (отсутствие работы по специальности, самый высокий процент безработицы и т.п.), а также за счет кадровой инерционности перестройки структуры производительных сил, диктуемой невключенностью еще действия вышеуказанных законов производства (определенный процент вносит сюда еще имеющая довольно широкое хождение родственная протекция при трудоустройстве), то не ознакомить их с тем, что их в будущем ожидает, а тем более не перестроить внутреннюю жизнь и содержание вузовского образования с учетом новых социальных реалий - значит, сегодня закладывать основы социального конфликта между обществом и дипломированной, но не готовой к его требованиям и возможностям, молодежью.
Основные мотивационные факторы, распространенные в молодежной среде по отношению к своему трудовому статусу, лишний раз подтверждают очень слабую общественно-полезную ориентацию и уже достаточно широкораспространяющуюся индивидуализацию общественной психологии. Здесь мало упомянуть, что главным мотивом любого производственно-трудового выбора является стремление побольше заработать и стать богатым (42,8%) и стремление к максимуму самостоятельности (36,7%). Соображения общественной пользы и заботы о других членах общества не просто оказались оттесненными в арьергард, но и в своих числовых показателях - в резком отрыве от первых (8,3% и 6,9% соответственно).

Это - последние крохи, оставшиеся от прежней социальности, прививавшей сызмальства как норму установку на приоритет общественного над личным. И с этой новой позиции логично признание новых возможностей для себя, если это совпадает с личным (даже если не совпадает с общественным) интересом, например, готовность уйти в теневую экономику (4,4%), причем особо распространенную среди учащихся ССУЗов и студентов ВУЗов (в числе предпочитающих несоциализованные формы хозяйствования 39,1% - студенты ВУЗов и 34,8% - учащиеся техникумов). В целом же молодежь ныне предпочитает как наиболее эффективные формы владение частным предприятием и совместное с зарубежным партнером, видя в них и способ побольше заработать, и проявить самостоятельность, и овладеть высшим мастерством и наиболее оптимальную форму оплаты своего труда.

Все это - естественно, и дань моде, и дань рекламе нового образа жизни. Но сочетание индивидуализма, желания стать богатым при низком рейтинге общественной пользы и заботы о других рисует картину, с точки зрения общечеловеческих моральных ценностей внушающую крайнюю озабоченность. Ибо все эти ценности пришли через телеэкран и газету оттуда, из-за бугра. Но при этом за кадром остался тот факт, что там исторически взращивается веками и имеет широкое распространение и глубокие корни и традиции (хотя бы на уровне нравственного менталитета) обязательное сочетание престижа богатства с обязанностями заботы о ближнем (поддерживается преимущественно религиозными традициями и институтами), а также имидж богатого человека как непременно государственного или общественного человека, небезразличного к судьбе государства и отечества своего, к судьбе своего общества.

У нас эти традиции разрушены, несформированы и не формируются сейчас. Следует ли ждать появления нормального гражданского общества и естественного появления этих традиций, на что, как правило, уходят века, или все же переносить на нашу почву чужие ценности нового образа жизни в комплексе с хорошими нравственными традициями? Это -
вопрос о путях и методах формирования социальных отношений, не конституирующихся в организованные институционально оформленные структуры. (Можно ли создать учреждения по формированию нравственности?). Но появление в современности за рубежом все более широкоразветвленных форм благотворительности, нравственного и культурного воспитания детей говорит о том, что, возможно, этот опыт следует изучить, проанализировать на предмет выделения рационализируемых и содержательно-деятельностных форм, а затем разработать долгосрочную программу возрождения национального менталитета на основах общечеловеческих ценностей и значимости общественного интереса не только для общества, но и каждого гражданина. То, что это должна быть специально организованная работа различных общественных структур, в этом нет сомнения (специальные мероприятия в учебных заведениях, общественных организациях, специальные общественно-молодежные движения, профессиональные акции, специальная литература, кино, тематики и рубрики в материалах прессы и т.д.).

В этом тоже должно быть заинтересовано общество как в направлении воспитания своего завтрашнего социального контингента, и использовать имеющиеся социальные институты для формирования определенного уровня и характеристик общественного сознания.
И пока мы еще не покинули экономическую рубрику,отметим материальное положение молодежи. Показательным здесь является положение семейной молодежи, т.к.она уже располагает преимущественно собственным бюджетом и сама решает большинство материальных проблем своей семьи:
- 42,1% семейных молодых людей могут рассчитывать на собственный бюджет в обеспечении себя питанием и одеждой, т.е.текущим необходимым.
- 29,6% - это те кто сводит концы с концами, живет от заработной платы до заработной платы и проедает весь бюджет;
- 15% - живет в полном достатке (но без роскоши) как видно, ситуация не похожа на катастрофу, хотя, конечно, определенные проблемы молодежная среда испытывает на своем жизнеобеспечении. (Необходимо, однако, при этом учитывать, что довольно большой процент молодых семей, решая самостоятельно вопросы повседневного самоснабжения, как правило решают более финансово-затратные проблемы совместно с родителями. Где и как жить им приходится решать не столько самим, сколько с родителями, у которых, как правило, они и проживают. )
Наиболее проблематична ситуация лишь у 3,4% семейной молодежи, у которой доход не позволяет удовлетворить элементарные потребности. Таким образом, можно признать, что молодежь не является объектом спасения утопающего.



Содержание раздела