d9e5a92d

МОЛОДЕЖЬ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

И в демонстрируемом раскладе мнений по этому вопросу надо услышать и реальную позитивную озабоченность общества, а не просто привычное иждивенчество.
Грамотная государственная политика поддержки и развития образования может заключаться в системе мер, на 1 взгляд противоречащих друг другу. С одной стороны, государство должно всячески сдерживая бездумно и повсеместно вводимую платность образования, с другой стороны, поддерживать и инициировать разработку и внедрение системных факторов обеспечения платного образования, без ущерба и потерь образовательного пространства общества. Политика здесь должна быть очень взвешенной и
аккуратной. Отпускать платные формы можно только тогда, когда готовы механизмы поддержки интеллекта, в каком бы слое жизненного обеспечения и материального достатка он ни обнаружился.

Когда есть уверенность, что интеллектуал не будет вынужден пойти в дворники лишь потому, что его родители не в состоянии заплатить за его образование. Если в общественных институтах и отношениях такой системы обеспечения образования нет, то введение платного образования объективно есть наступление на коренные интересы молодежи, которые требуют их защиты.
И последний вопрос: Нормально ли то, что безработным может стать любой человек, давший распределение позиций по следующему раскладу. Это не является нормальным, заявляют 45,5%, и является нормальным - 35,7%. (Крайние позиции: категорически не согласен с тем, что это нормально - 20,2%, полностью согласен с безработностью как с нормой - 14,2%). Самая первичная и поверхностная интерпретация этого распределения должна сказать нам, что опять-таки рыночные реалии, где безработица - не только норма, но и необходимость, еще не проникли и не укоренились в нашем ранее не- и антирыночном сознании.

Поэтому рост безработицы воспринимается безоговорочно как социальное зло, наличие которого связано с недоработкой начальства и правительства, и на этом всегда можно будет пожинать митинговые политические дивиденды, ругая правителей и начальников. Однако, здесь возможен другой, более глубокий смысл, имеющий уже не столь негативный оттенок, могущий стать как реальным ресурсом социального развития, так и снискания признания на сторону той или иной политической платформы.

А именно, если у человека есть какое-то реальное содержание (образование, профессионализм и т.д.), то его безработность - это ненормально, с социальной точки зрения, лишь тогда, когда общество располагает малым предложением возможных вариантов его деятельностной реализации. Закрытие или сокращение одних предприятий должно быть компенсировано широким предложением альтернатив выбора нового места работы, тогда закрытие или сокращение будет нормой и не будет восприниматься как социальное зло или ущемление интересов работника. При такой ситуации безработность человека как негатив обернется не клеймом обществу, а как вопрос к самому этому человеку, имеющему (если действительно имеется) все возможности, но не желающему ими воспользоваться.

Тогда ненормальность факта безработности человека получит не социальное, а индивидуально-личностное звучание, и не станет даже потенциальным источником социальных катаклизмов. То есть, и здесь проблема, как и в ряде других предшествующих вопросах, упирается в развитие нашей социальности, в создание системы общественных отношений и институтов (гражданского общества, если хотите).
По формам защиты своих интересов можно судить и о приемлемых формах реализации правовой культуры молодежи. И здесь еще имеет место как стихийно-митинговый произвол, так и довольно большой процент распространения силовых и противоправных (или противозаконных) средств. Так, 10,8% признают возможность использования как средства защиты митинг, забастовку и объявление голодовки.

Что касается митинговых форм (7,9%), то здесь возможны варианты интерпретации этих данных. С одной стороны, митинг или забастовка требуют специальной организации, использования социально-разработанных техник, при правильно поставленном отношении. И здесь, учитывая невысокую организационную грамоту респондентов, можно предполагать декларирование своих установок без должного понимания, что для этого потребуется, т.е.без адекватной самооценки собственных сил, иначе говоря, своего рода шапкозакидательство. Такой расклад не сулит больших социальных потрясений и позволяет воспринимать эту позицию с должной мерой мудрости и спокойствия.

Вместе с тем, учитывая преимущественную скученность молодежных групп, их совместную локализацию в довольно ограниченном пространстве (преимущественно в стенах либо мест учебы, либо мест проведения досуга), а также большую возможность отклика на брошенный в подходящий момент клич, мобильность, отсутствие или недостаточность взвешенных людей в этих молодежных конгломератах, необходимо в каждый данный момент все же учитывать потенциальную возможность поддержки молодежной средой предложенных ее лидерами и авторитетами лозунгов и форм. Поэтому определенный контроль и превентивные меры по воспитанию, разъяснению или сдерживанию горячих ситуаций все же необходимы.
Теперь обратим внимание на другой аспект понятия права. И если сначала мы сделали акцент на правовых формах жизнедеятельности молодежи, имея в виду возможность использования ею неправовых, или противоправных форм, стремясь здесь найти меры, нейтрализирующие негатив и стимулирующий позитив. То теперь надо вспомнить и о ее правах, которые общество должно ей обеспечить, требуя от нее взамен выполнения обязательств. Как общество обеспечивает право на труд, мы уже видели.

Забегая несколько вперед, можно говорить и о проблемах обеспечения ее прав на образование, на досуг, духовный рост и прочее. Объективная ситуация свидетельствует: недостаточность обеспечения прав молодежи обществом бумерангом возвращается к нему в виде недостаточности правового поведения молодежи по отношению к этому же обществу.
В частности, возьмем такой фактор, как право молодежи на труд и образование - самые значимые, с ее точки зрения, для обеспечения жизненного успеха. Удовлетворить потребность молодежи в качественном образовании - это социальный заказ молодежи к городским властям и общественным структурам. Существующие институты, как свидетельствует та же бесстрастная статистика все меньше и меньше являются гарантом благополучия, в лучшем случае они дают диплом,с которым выпускник становится безработным.

В октябре месяце среди безработных молодых людей города 43% были люди с дипломом о высшем образовании. Комитет по делам молодежи уже сделал первые практические шаги по созданию альтернативного и дополнительного образования.

Эти шаги имеют не только тактические цели как-то: дать молодежи в целом новое - предпринимательское образование - (создание совместно с ГОРОНО школы юного предпринимателя, класса юного предпринимателя в школе N 74, группа в Промышленном УПК (всего 100 человек)), поддержка молодых педагогов, и в перспективе - создание бизнес колледжа, основные черты которого концептуально уже обрисованы,но имеют и жизненно важную стратегическую ориентацию. Среди молодых безработных города более 90% - женщины, а в курируемых Фондом и Комитетом школах юного предпринимателя около 60% девушки. Конечно же, обучение в этих школах не гарантирует 100%-ную их адаптацию к новым рыночным условиям,но опять-таки создает принципиальную возможность для определенной социальной группы - женщин, движения к новым моделям поведения. И если всех действительно волнует состояние нашего общества, то, как когда-то было сказано, совершенно определенно о развитости общества можно судить по тому, какое место и роль занимают и играют женщины в этом обществе.

Так что создание пансиона Машенька - это стремление сделать женщину (пока еще маленькую девочку) женщиной в полном социальном смысле этого слова. Здесь, как в фокусе,сходятся все проблемы общества, и здесь же отношение к ним является той лакмусовой бумажкой, по которой будут судить о благополучии или не благополучии в обществе и городе Оренбурге. Уже сейчас можно сказать, что нам есть, что показать в г.Оренбурге.

Поддержка этих тенденций и образовательных инициатив - критерий цивилизованности нашего общества и государства.
На сегодня у нас налицо явный дефицит понимания того, что противоправность - фактор, формируемый социальной средой, деформациями или отсутствием необходимых социальных механизмов. Что с противоправностью, по большому счету, нельзя и невозможно бороться, когда она уже есть. Это - подставлять ножку движущемуся поезду. Формируются противоправные явления (и поведение) условиями задолго до того, как они проявятся, а значит и устранять их надо тогда же, когда они еще существуют потенциально, в виде возможности.

И понятие профилактики правонарушений - это отнюдь не пустой звук. Не бороться с существующими правонарушениями надо (хотя куда уйти и от этого?), а сегодня создавать такие условия жизнедеятельности, которые завтра не породят социального криминала.

Как ни банально это звучит, но это опять - пресловутая задача социализации, которую мы все отодвигаем от себя как второстепенную в сегодняшних суперважных проблемах.
Лучше, конечно, если эти меры не будут носить пожарного порядка, а будут целенаправленно и последовательно реализовываться в формах завоевания авторитета и лидерства в молодежной среде, выявления и включения в позитивную работу неформальных лидеров и т.п.. Здесь возможны и развертывание практики клубов, школ, тренинговых и других форм, где сплочение и организованная работа с молодежными группами осуществляется по поводу интересующих ее проблем или деятельностей, т.е.направлена на развивающий ее позитив, где рядом оказываются взрослые, профессионалы, способные мобилизовать внимание и активизацию ее личностного потенциала на обучение, постижение чего-то нового и т.п., в процессе чего формируется авторитет обоснованного, профессионального и личностного подкрепленного взрослого мнения, представленного в лице конкретных людей или структур, осуществляющих эту работу с молодежью. К сожалению, нельзя здесь не упомянуть, наличие очень небольшого круга людей, желающих и умеющих грамотно и неформально, работать с подрастающим поколением.



Поэтому выявление и максимальная социальная организованная поддержка этих людей, равно как и создание условий для вовлечения в эту сферу новых энтузиастов - задача первостепенной государственной важности, которая на сегодня очень далека от идеала своего решения. Поиск таких людей необходимо неустанно вести среди профессиональных педагогов (учителей, мастеров, преподавателей), среди спортсменов, работников УВД, деятелей науки, искусства, любых мастеров своего дела, способных привлекать молодых людей не только к своему профессиональному мастерству, но и передавать в этом процессе ценности своего образа жизни, мировоззрения, профессиональной и общечеловеческой этики. Пора переходить и к организованной работе с этими людьми, уже известными и проявившими себя, создавая и внедряя формы их общения (семинары, слеты, соревнования, выставки, лектории, мастерские, творческие площадки с ежегодными показательными отчетами как форумами профессионального общения), тем самым создавая традиции, способные привлекать в эти ряды новых людей.

В этой работе требуется неформальная заинтересованная позиция и органов образования, и Комитетов по культуре, спорту, профсоюзов, творческих союзов и центров и т.п.. Сейчас в городе имеются такие центры и площадки, например, городской Центр подростков, спортивные школы и т.п., необходима консолидирующая и организационная работа по замыканию этих разрозненных, предоставленных самим себе и наедине со своими проблемами и трудностями структур в систему, с оформленными идеологическими и содержательно-деятельностными целями и шагами, т.е.практически выход на уровень уже программной воспитательной работы с молодежью. Совершенно непростительно мало оказывается внимания и поддержки новаторам-одиночкам, осуществляющим свою профессионально-поисковую воспитательную работу в учебных заведениях. Например, художники и артисты-профессионалы, пробующие по-новому поставить преподавание традиционных или новых предметов в рамках образовательных программ школ, ПТУ, техникумов и ВУЗов.

Новые формы физкультурной и спортивной работы с детьми, осуществляемые спортсменами-энтузиастами тоже в школах или других учреждениях. Возрождение народных ремесел, народного искусства, вкрапленных в образовательную деятельность педагогических или художественно-деятельностных формирований, даже существующие вспомогательные предпрофессиональные или профориентационные группы школьников (педагогические и медицинские классы, школа юных предпринимателей и др.) - при специальной организации и постановке дела на системную почву имеют шанс превращения в структурные и деятельностные составляющие единой системы воспитания нашего будущего цивилизованного сообщества. Мировой опыт здесь очень богат традициями, и будучи целенаправленно изученным и положенным в основу специальной работы, может послужить хорошей отправной точкой в деле создания такой системы. Наше недавнее прошлое тоже могло бы здесь кое-что подсказать.

Конечно, слеты вожатых и ежегодные семинары по обсуждению актуальных тем и обмену опытом грешили идеологической зауженностью, однако недостаточность этого опыта должна была бы стимулировать его расширение, включение новых направлений деятельности и т.п., но никак не отказ и разрушение безо всякой замены. К сожалению, в перестройке и деидеологизации мы разрушили отнюдь не только плохое.

Однако, хотя бы пример Всероссийского Центра Орленок, продолжающего использовать некоторые прежние формы (естественно, с современными поправками), когда по-прежнему осуществляются и целевые заезды - смены (например, смена олимпийского резерва, бизнес-смена и т.п.), в рамках которых активно работают и с детьми, но проводятся и семинары для взрослых-организаторов, - дают повод для размышления и разумного восприятия, даже подражания. Но понятно, что там трудности сопряжены с адресностью этих мероприятий на всю республику, иногда СНГ, с их фрагментарностью и т.п., и как раз эти недостатки, отсутствуя в региональной работе, способны давать качественно иной результат.
Тогда, когда в повседневной жизни и деятельности человек будет постоянно включен в какую-то социализованную работу, то позиция крайнего индивидуализма и потенциального криминала не будет иметь столь широкой опоры в массах (33,8% собираются в защите своих интересов бороться самостоятельно, применяя любые доступные средства, вплоть до насильственных). Пока же эта цифра, характеризующая реальную нашу жизнь, где человек чувствует себя никому не нужным, не рассчитывает на чью-либо помощь и надеется только на себя, и есть тот самый распад социальности, о котором много говорят, но ничего по этому поводу не делают. Или защита и укрепление этой самой социальности обратит на себя благосклонное внимание наших государственных и общественных структур (Советы депутатов, постоянные комиссии, Комитеты администраций, министерства и прочее), когда каждый подъезд и каждая квартира превратятся в вооруженный дот, а по улицам можно будет передвигаться разве что в броневике?

Ибо крайний вариант здесь известен и обозначен формулой Война всех против всех, каждый за себя (можно продолжить - наступи на горло соседу, пока это не произошло с тобой и т.п.), или мы опять надеемся на авось, на то, что пронесет? Но при этом не учитываем, что такого состояния массового сознания, которое складывается сейчас, наша страна в обозримом прошлом еще не знала.

Характер и уровень социальных свобод строго иерархизировались в соответствии с социальной стратификацией, которая и удерживала своими социальными механизмами своих людей от злоупотребления свободами, до которых определенные слои просто не допускались существующей морфологией социальности. Всяк знал свое место и свою долю социальных свобод, что поддерживалось не только традициями, нравами и законами-предписаниями внутри страта, но и соответствующими социальными механизмами между ними. То есть, кухаркин сын лишь тогда мог получить доступ к определенным свободам, когда он в процессе жизнедеятельности и собственных усилий (учеба, служба и т.п.) выходил в соответствующую социальную группу, но и приобретал в этом процессе и брал на себя обязательства соответствия принятым в этой новой социальной группе нормам, ценностям, формам поведения, тем самым гарантируя культуру пользования этими новыми, открывшимися ему с его новым статусом,свободами. У нас сейчас картина принципиально иная.

Формально у нас все уравнены в правах и свободах, мы все за демократию и права. Но содержательно уровень социализации и культуры у нас очень различен, а потому различна и культура (или бескультурье) пользования свободами. Поэтому, если в предшествующей истории нашей страны периоды социальных кризисов и шаткости социальных связей приходились все же на поддерживаемую традициями, культурой и прочими неформальными связями социальную обстановку, и за счет этого еще не выливались в полный хаос и произвол стадности, то сейчас ситуация качественно иная.

Молодежь заброшена в суете о хлебе насущном, в поисках кирпича и топлива, мяса и водки (обсуждения которых в качестве единственно важных и значимых зачастую забивают повестки дня законодательных, исполнительных, а также местных - областных, городских, районных заседаний и сборов самого разного толка), а с другой стороны, она заполняет этот вакуум суррогатами от свободы слова, свободы собраний и т.п., погружаясь в угар полной бездуховности в условиях полной бесконтрольности. Не задумываемся мы, к сожалению, над тем, что когда разрешим оргвопросы по мясу и водке, то кормить уже, может, будет некого и некому.

И если исторический удел России таков, что общество в ней испокон веку задавало и формировало государство (а не наоборот, как в большинстве стран), то сегодня и ситуация умирания социальности (т.е.общества), и будущий ее развал должны быть приняты на свою ответственность государственными органами. Поезд, как известно, начал уходить уже во времена застоя, но легче нам будет от того,что мы найдем виноватых?

Расхлебывать все равно всем нам.
Сама молодежь в этом отношении высказывает следующие точки зрения. 40,3% считает необходимым проявление большей твердости и требовательности к выполнению общепринятых норм поведения и морали.

24,0% считают, что требования к общественным нормам поведения соответствуют времени 10,4% считают необходимым смягчение существующих требований к нормам поведения, а 25% затруднились высказаться на этот счет. Эти цифры говорят о неблагополучии, независимо от того, за или против высказываются опрашиваемые по этому вопросу.

40% молодых людей испытывают на себе падение культуры общественного поведения и нравственности и высказывают, с одной стороны, позитивно-содержательное мнение о необходимости иметь это жизненное пространство, в котором может жить цивилизованный человек, с другой стороны, дают негативную оценку имеющимся механизмам обеспечения такого пространства, в которых уже требуется завинчивать гайки , ввиду неудовлетворительного их функционирования и недостаточности обеспечения требуемой культурно-поведенческой среды общественной жизнедеятельности. Можно уличить данную исследовательско-аналитическую позицию Доклада в тенденциозности, но показатель удовлетворенных существующими нормами и требованиями ею тоже интерпретируется как индикатор неблагополучия.

Если 34,4% ответивших удовлетворены состоянием уровня общественного поведения и морали, а в том числе треть из них даже ратует за смягчение социальных регулятивов, то мы имеем свидетельство удовлетворенности имеющимся положением дел, тенденции к воспроизводству и усугублению того, что уже есть сейчас. Драки и нецензурная брань, исчезновение любых форм уважения к старшим, женщинам, представителям и структурам государства и закона - эти и множество других форм антиобщественного поведения, махровым цветом расцветшие в стенах учебных, производственных учреждений и за их пределами, во Дворцах культуры, спорта, общественном транспорте, заведениях труда, учебы, досуга и т.д. полностью устраивают 34,4% молодежи, а 25% вообще никак не вызвали хоть на какое-то к ним отношение. 40% хотя бы не удовлетворены (хотя далеко не факт, что захотят что-то изменить или пойдут на какие-то практические шаги во изменение), остальные - поддерживают (активно или пассивно) и ратуют за усиление этой стихии. Нужны ли здесь слова?

Есть ли здесь наше социальное будущее?
МОЛОДЕЖЬ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Проведенное исследование не было посвящено специально межнациональным отношениям. Национальные отношения здесь затрагивались постольку поскольку они являются одной из сторон социальных отношений. Но выборка опрошенных по национальному признаку репрезентативна генеральной совокупности, т.е. численности и структуре населения г.Оренбурга по данным переписи 1989 года, с точностью до 1% по большим группам и 0,5% по малым. Поэтому общие данные отражают общие тенденции и настроения молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, а вот тонкие срезы по национальностям, в силу малочисленности выборки по каждой из национальностей, за исключением русских, носят вероятностный характер.

Дополнительные и специальные исследования национальных проблем могут углубить полученные данные, скорректировать некоторые цифры, но не опровергнут уже имеющиеся данные.
Среди социальных отношений, а в сегодняшний ситуации особенно, национальные отношения занимают ведущее место. И надо отдавать себе отчет, что все так называемые национал-патриоты имеют социальные корни в бытовом национализме, т.е. когда любому скандалу (даже если это чисто уголовный случай) если в нем принимают участие лица различных национальностей, придается смысл этнического характера.
И здесь цифры, характеризующие разные аспекты человеческой деятельности, рассмотренные через призму национальных, дают следующую картину. Практически по каждому из компонентов общения молодые люди разных национальностей сталкиваются с бытовым национализмом. Каждый третий отмечает грубость в общении и нежелание знакомиться с культурой, традициями других народов, стремление подчеркнуть свое превосходство во всем. Но это то, что фиксируется на вербальном уровне, а в деятельностном плане цифры здесь более благополучны.

Так, отказ от общения во время досуга отметил лишь каждый 20-й (5,2%), нежелание помочь в затруднительном положении - каждый 10-й (10,7%). Но все равно, и эти цифры внушают опасение потому, что ничто так быстро не разгорается и так медленно не угасает, как конфликты на межнациональной почве.
В условиях многонационального города можно лишь надеяться, что (ср.п. 123 - взрослые) старые и давние традиции (в том числе и межнациональные браки) удержат молодежь от крайностей национализма, и национальное различие будет канализировано (отведено) в русло культурно-просветительской деятельности различных национальных центров.

Но для них всех надо обрисовать контур реальных проблем, решение которых не несет национальной окраски, а более того, требует объединения усилий всех молодых людей, независимо от национальности.
Оптимизм здесь внушает и другая цифра, показывающая, что у старшей группы молодежи преобладает положительное или безразличное отношение к межнациональным бракам, а при выборе супруга молодые люди руководствуются другими принципами (образование, моральные качества, род занятий).
Рассмотренные же более пристально и в общем виде (т.е. без выделения основных национальностей - русские, татары, украинцы, башкиры, казахи) национальные отношения показывают, что имеет место и довольно-таки широко распространенное, как явление, бытовой национализм. Что очень важно подчеркнуть, так это прямую зависимость распространения этого явления от возраста, но - соответственно - и от частоты социальных контактов в различных сферах деятельности. Отвечая на вопрос, приходилось ли Вам сталкиваться с националистическими проявлениями в поведении молодежи по отношению к людям другой национальности:



Содержание раздела