d9e5a92d

ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ВАШИ РОДСТВЕННИКИ ВЕРУЮЩИМИ ЛЮДЬМИ?

Людям с 20 лет и старше необходимо облегчать домашний труд, занятия которым занимают большую часть досугового пространства. Для молодежи 15-19 лет следует шире разнообразить,ее надо активно информировать и включать в различные формы деятельности, чтобы не только рационально и эффективно занять ее свободное время, которое она сама не знает, чем занять, но и научить организации и построению своего досуга. Учитывая, что наиболее читающей художественную литературу является молодежь 14-15 лет, следует соответствующим образом контролировать и формировать фонд доступной литературы, заботясь о его широте, полноте, качестве.

Можно практиковать формы литературного общения для этого возраста. И так далее.
Семейная специфика переставляет ценности. И если на 1 месте у холостяков стоит телевизор, то у семейных - домашние дела. Прослушивание музыки входит в тройку приоритетов у холостяков (после телевизора и друзей), а семейные отдали этому всего 5% голосов и поставили на 7 ступеньку. Тусовки, прогулки с друзьями, дискотеки, спорт - здесь везде можно наблюдать преимущественно несемейную молодежь.

Семейные больше общаются с друзьями, читают газеты и журналы, читают книги и отдают дань своему хобби. На тусовках и прогулках, на дискотеках и видеовечерах проводит время учащаяся молодежь. Работающая - общается с друзьями, занимается любимым делом, читает газеты и журналы, занимается домашними делами.

Из учащейся молодежи больше всего тусуются в парках и на улицах школьники, популярность общения с друзьями возрастает от школьников к студентам (7,6 - школьники; 11,4 - учащиеся техникумов; 15,0 - студенты). Газеты и журналы больше занимают время у студентов вузов, а меньше всех - у учащихся техникумов.

Прослушиванию музыки наиболее отдают дань школьники, но к вузу это увлечение остывает (14,2 - школьники; 10,9 - ССУЗы; 8,0 - ВУЗы). Чаще других посвящают себя любимому делу школьники, менее всего - техникумовцы, зато на дискотеках последних вы встретите чаще других. Художественная литература наиболее распространена в среде школьников, наименее - среди студентов ВУЗов, а спорт, наоборот.

По уровню доходов, любопытно отметить разницу в формах досуга у самых обеспеченных и самых малообеспеченных респондентов. Первое место в обеих группах взял телевизор, на 3 место вышло общение с друзьями.

А вот различия: на 2 месте у малообеспеченных - домашние заботы, а у высокообеспеченных - музыка. На 4 позиции у малообеспеченных - художественная литература, причем заметим, что ее поклонников здесь почти в 3 раза больше, чем среди высокообеспеченных, которые поставили ее на 8-10 места, зато занятия спортом, занявшие 4 строчку у высокообеспеченных,снискали благосклонность у вдвое большего числа людей, чем это имеет место в группе малообеспеченных, для которых спорт находиться на 9 месте.

Таким образом: бедные больше читают (напомним, что это преимущественно школьники), а богатые больше занимаются спортом. Чтение газет и журналов одинаков непопулярно и у тех, и у других, обеспеченные в 5 раз больше приобщены к видео, но вдвое меньше их бывает на дискотеках, наконец, их вдвое чаще можно уличить в праздном времяпровождении и незнании, чем заняться.

Кстати, отметим, что праздность и незнание, чем занять время, стабильно возрастают по мере повышения обеспеченности людей.
В последнем - просматривается довольно тревожный синдром, хотя он и согласуется с размышлениями по предыдущим блокам вопросов. Обеспеченность людей расхолаживает: они сдают по всем содержательно-позитивным позициям: меньше заняты любимым делом, меньше читают, меньше занимаются домом (если только под домом не понимать бытовую рутину), больше тусуются, гуляют, занимаются музыкальным прослушиванием, спортом, видео, больше не знают, куда себя деть в свободное время.

То есть, обеспеченность больше выглядит не как средство, снимающее с человека проблемы и позволяющее посвятить себя полноценному делу и отдыху, а самоцель - достиг, а дальше что? Куда это деть? Слоняться без дела! Так что новоявленным нашим нуворишам еще только предстоит осваивать культуру времяпровождения и досуга, превращая свою обеспеченность в ресурс для саморазвития.

Огромное поле для работы!
Организация общественно-приемлемых и общественно-положительных форм досуга - это работа, требующая высокой информированности о специфически - групповых ценностях, вкусах, пристрастиях, а также грамотного построения не только в плане используемых и распространяемых форм, но и в плане направленности на общественное и личностное благо, на развивающий режим. Естественно, что и в этой сфере надо идти к новым образцам, переходить к принципу поддержки самодеятельности и самоорганизации досугового пространства молодежью. И тогда, казалось бы старые формы организации досуга, наполняется новым содержанием, причем таким, которое опирается не только на отрицание старого, но и восстанавливает, возрождает традиции наших предков. Но для этого эти традиции, как минимум, надо знать и очень умно вписать в реалии дня сегодняшнего, чтобы это не выглядело, по принципу, экзотическим и вымирающим жанром.

Поддержка творческих центров именно такой направленности, стимулирование их через различного рода участие в конкурсах - нелегкий и не короткий путь к культурному досугу, но даже самый большой путь начинается с первого маленького шага. И если, по принципу, сегодня не начать учиться ходить в досуговом пространстве, это значит заблудиться и в дебрях национальных отношений, ведь в том же опросе (октябрь 1992 года) 40,5% - абсолютное большинство - отмечают как часто встречающееся явление нежелание знакомиться с культурой, традициями других народов. И это реальная проблема, от решения которой во многом зависит будущая нормальная жизнь города.

Стоит ли лишний раз объяснять, что для молодежи, объективно, как выше уже было указано, выключенной из производственной деятельности, сфера досуга является определяющей в формировании социальных отношений во всех сферах жизни общества, и только через привлечение к реальной деятельности по обмену культурными ценностями в досуговом пространстве государственная молодежная политика сможет разминировать мины замедленного действия - национализма. Ведь сегодня каждый третий из опрошенных отмечает как часто встречающееся в поведении молодежи стремление подчеркнуть свое национальное превосходство.
Для города Оренбурга с его традиционно многонациональным населением осознание недопущения перерастания роста национального самосознания в национализм возможно опять-таки лишь через демонстрацию новых культурных образцов общения молодых людей в рамках единого культурно-исторического пространства, и дух соперничества и сотрудничества одновременно переместится из национальной плоскости в творческую, не имеющую национальных границ, а принимающую как принцип собственной организации самобытность личности творца.
В этой связи, особое место занимали и занимают средства массовой информации и коммуникации. Ведь в фестивалях, конкурсах принимает участие все-таки ограниченное количество людей, а вот сделать всех соучастниками, заставить сопереживать, сочувствовать и приобщаться к новым формам культурного общения могут средства массовой информации.

Но на сегодняшний день, при всем, казалось бы, обилии таких средств на городском уровне программ специально адресованных и выполненных на высоком профессиональном уровне, практически нет. Отдельные попытки
Региона и Планеты, ввиду чисто коммерческой основы деятельности их, не являются решением проблемы, они в лучшем случае гоняют те видики, которые хочет видеть молодежь. Но такое видение своего места в удовлетворении реальных информационных потребностей молодежи обрекает создателей таких программ на ситуации излишества присутствия каких-либо комментаторов, корреспондентов и т.д..
Телевидение, и прежде всего государственное, а его в том или ином случае смотрят 72,4% молодежи, через создание городской телестудии Свой стиль должно удержать курс именно на создание своего стиля, своего образа жизни, а не демонстрировать бесконечные второсортные и малоудобоворимые, даже с точки зрения самих западных производителей этой продукции, боевики,детективы и прочие ужасы, которые ежедневно смотрят более 60% молодежи, поклонников Региона и Планеты. И роль в вестернизации образа жизни молодежи нашего города этих демонстраций не так уж безобидна, этот вопрос требует специального изучения, (и, главное, это - широко распространенное явление). Индивидуализм, в худших его проявлениях, все больше и больше становится нормой поведения молодежи.

Но такая бесстрастная констатация и более того, осознание необходимости осуществления перехода именно через индивидуализм, что диктуют рыночные отношения, к новым формам организации жизни общества и города, не должна приводить к параличу коллективистских форм и норм организации жизни. Ведь только через обуздание индивидуализма общество приобрело свою историю и культуру, стало обществом в полном смысле этого слова. Идет возврат (откат) к варварству, и не осознавать этой опасности обществу непозволительно.

Вот почему молодой человек должен иметь доступ к самой разнообразной информации о месте и времени организации коллективных форм проведения досуга (спорт, кино, выставки и т.д.) и возможность получения любой информации по любому волнующему его вопросу. Стол справок станет его верным спутником в личной жизни.
Из видов искусства, которые избирает молодежь, это, в первую очередь, зрелищные виды.
ТАБЛИЦА 27

виды искусства % ответивших
современная эстрада 61,6
кино 54,5
книги, литература 49,7
рок-музыка 19,0
классическая музыка 14,0
театр 12,3
живопись, скульптура 11,1
фотография, киносъемка 11,1
балет, хореография 7,3
декоративно-прикладное искусство 6,0
ничего не интересует 1,3


Интерес к эстраде реализуется преимущественно в формах просмотра телевизионных программ и посещения дискотек (37,5%). Интерес к кино, несколько уступающий в популярности эстраде, зато несколько чаще сподвигает человека на посещение кинотеатров, которые в молодежной среде лидируют как форма проведения досуга (38,4%). Рок-музыка, имея достаточный уровень популярности (нечужда каждому пятому), тем не менее, собирает на свои вечера значительно меньшую часть поклонников (не посещает вообще 68,9%), свидетельствуя о себе как о жанре, который организационно (по формам организации) не удовлетворяет довольно высокий интерес молодежи, неадекватен ему.



Вообще можно отметить существующий разрыв между популярностью и интересом к определенному жанру, с одной стороны, и уровнем удовлетворения (скорее всего, доступности) этого интереса - с другой.
ТАБЛИЦА 28
(в % ответивших)
ПОСЕЩЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

МЕРОПРИЯТИЯ Посещение Непосещение Интерес
Кино 38,4 10,6 54,5
Дискотека 37,5 35,5 61,6
Видео 16,9 59,3 -
Спортивные мероприятия 9,0 55,7 -
Театр 7,7 40,1 12,3
Концерты рок музыки 3,8 68,9 19,0
Выставки 3,5 60,5 17,1
Концерты
классической музыки
2,7 76,2 14,0


Таким образом, нельзя сказать, что молодежь не имеет эстетических интересов и потребностей, о чем судят, как правило, по пустым залам и непроданным билетам. Здесь еще и вопрос к организаторам культурных мероприятий, насколько они сами заинтересованы в наполнении залов, и всегда ли предлагаемые формы организации и проведения адекватны возможностям потребления и участия в этом молодежи (информированность, место и время проведения, цена, содержание и прочее). Представляется, что нашей сфере культуры (естественно, и тем, кто управляет этими процессами - и отделы культуры, филармонии, Дворцы культуры и т.п.) есть еще над чем поработать в области совершенствования зрелищного менеджмента и маркетинга.

Молодежь в данном случае, со своей стороны, демонстрирует наличие определенного незадействованного резерва. Отрадным здесь является тот факт, что и сегодня из всех видов искусств самым массовым является кино (В.И.Ленин), самым демократичным и доступным.

Кстати, как отмечают деятели этого жанра, имеющие возможность сопоставлять ситуацию у нас и за рубежом, негативным следствием современной западной цивилизации и развития ее культуры является вырождение кино как фактора интереса и духовной ценности. Там кино все чаще смыкается с клипом, удерживая внимание зрителя, на которого обрушивается ураган информации, не более 3-х минут (А.Кончаловский).

Мы пока в этом отношении являем собой далеко не безнадежный вариант почти патриархального толка (имея в виду темпы и развития, и функционирования нашего массового сознания), вопрос лишь о том, сумеем ли мы понять это преимущество и, выиграв время, принять соответствующие меры, чтобы не потерять интерес и самого зрителя. Обратим при этом внимание (чтоб уж совсем не расхолаживаться), что наиболее личностно-затратные жанры, требующие специального образования и труда души, замыкают таблицу интересов молодых людей. И по интересу, и по посещаемости (классическая музыка, выставки, балет, живопись, архитектура).

И если в отношении, скажем, балета или архитектуры можно предположить неразвитость интереса в связи с отсутствием предложения в г.Оренбурге, то классическая музыка и живопись не обошли своим наличием и вниманием наш город, но распространены в очень узком кругу. Здесь необходимо интенсифицировать культурно-просветительскую, воспитательно-эстетическую работу в 2-х направлениях. С одной стороны, шире внедрять эстетическое образование в массы, и в этом отношении уже есть ряд успешных решений (создание школ гуманитарно-эстетического цикла, внедрение программ эстетического воспитания дошкольников в детсадах и студиях при Дворцах культуры, сохранение функционирования кружков, студий и увеличение разнообразия их форм, поддержка существования и работы музыкальных школ и прочее) в системах народного образования и культуры. Есть надежда, что при расширении и усилении этой работы можно будет переломить недавно царившие у нас негативные процессы поголовной технизации образования и воспитания, приведшие духовную культуру к кризису и умиранию.

Начало уже есть и дало первые отрадные результаты. Главное здесь - выстоять на этой платформе в условиях финансового, кадрового, материально-технического кризиса - как задача минимум, при этом не потерять перспективы и понимания, того что для того, чтобы оставаться хотя бы на месте (а не откатываться назад), надо очень сильно бежать вперед, т.е.работать еще и на опережение и развитие.

Ведь те или иные формы работы и воспитания молодежи имеют тенденции устаревать, а значит, чтобы не потерять в содержании и интенсивности, их надо уметь своевременно заменять новыми, постоянно работая в творчески-поисковом режиме.
Второе направление - это максимально использовать хотя бы тот потенциал и резерв, который есть, не дать умереть последнему. Имеется в виду максимально использовать в целях духовно-эстетического развития тот интерес и возможности, которые имеются у кино, эстрады, спортивно-зрелищных и прочих мероприятий. Это еще раз наталкивает на необходимость внедрения и активного влияния на формирование культурно-зрелищной политики с позиций заинтересованного в этом общества и государства (в самом оптимальном виде - разработка и осуществление программы культурного развития молодежи, коррекция содержания и форм всех досуговых мероприятий, продукции и т.п.).

Наши киноэкраны, видеотеки, полуофициально распространяемые коммерческие издания пока не несут на себе печати влияния общественного интереса, и зачастую осуществляют (чаще всего неосознанно) антиобщественную линию в воздействии на умы и формирование духовного климата молодежной среды. В этом и недоработка отделов культуры и управлений торговли (или предпринимательской деятельности), и образования, и социальной защиты молодежи, а в целом - всей государственно-общественной системы в части воспитательной работы с молодежью, защиты ее духовности.
В связи с проведенным анализом, весьма проблематичным выглядит вопрос (или утверждение) о бездуховности современной молодежи. То, что оказалось на поверхности и отквалифицировано казенно и бездушно как бездуховность, на самом деле является следствием, у которого есть в основании здоровое начало в виде наличия духовных интересов молодежи, и уничтожающая это здоровое начало неадекватная ему форма (формы).

То есть, это - в большой степени вопрос к специалистам и профессионалам, которые срабатывают неадекватно, непрофессионально и порождают своей деятельностью удушение интереса. И обвинения в бездуховности молодежи - это в большой мере перекладывание вины с больной головы на здоровую, где молодежь и является страдательной стороной, и обвиняется в этом.

Она и реагирует на это предпочтением доступных ей форм в виде посещения друзей, просмотра телевизора, прослушивания музыки (т.е. все то, чем она сама располагает) и посещения кино и дискотек (максимум, предоставленный ей обществом).
Еще один эстетико-духовный фактор - это литература. Здесь мы тоже еще кое-что, к счастью, сохранили. И почти 50% интерес к художественной литературе - это очень высокий показатель культурного интереса. Принимая уже даже сам этот факт как положительный, заметим, однако, что и здесь нельзя почивать на лаврах.

Вспомним, во-первых, степень доступности литературы для молодежи - очень небогатые библиотечные фонды, сейчас вообще испытывающие острый дефицит финансирования, небольшое количество библиотек и разбросанность, удаленность от мест проживания потенциального читателя. В этом отношении в наиболее выигрышном положении находятся библиотеки при учебных заведениях, но их мало, доступ с улицы практически невозможен, книжный массив недостаточен и доступен далеко не каждой библиотеке. Магазины с их коммерциализацией, недоступно высокими ценами на одни книги, (кстати, не всегда хорошие, но с раздутым искусственно ажиотажным спросом через установление цен), малым попаданием на прилавок достаточного ассортимента (сейчас вообще хорошая литература доходит до покупателя с трудом), с самоликвидацией даже имевшихся, пусть в незначительном количестве, процедур целенаправленного формирования спроса и рынка книжной продукции (заказы, подписки и прочее) - все это сейчас отнюдь не способствует развитию и расширению увлечения литературой.

Во-вторых, безусловным фактором отчуждения молодежи от книг является их цена, диктуемая проворными перекупщиками (сегодня средняя цена хорошей книги колеблется от 500 до 15 тыс.рублей). В-третьих, несформированность культурных связей и отношений, включение в которые, когда они есть, формирует культуру художественного чтения, регулирует вкусы, стимулирует познавательный аналитический интерес, информирует и образовывает читателя, задает направления литературной моды, расширяет литературное пространство, открывает новые имена и т.п..

И с этой точки зрения, ныне смехотворно выглядящие избы-читальни и читательские конференции из культурной жизни 30-50-х годов, все же были явлениями, несшими свой положительный социальный смысл. Переросши их формально и осмеяв как наивность прошлых лет, мы, однако, не предложили практически ничего взамен, и отказавшись от формы, потеряли и содержание.

Опять потери и без того мизерного состояния. Не слишком ли мы расточительны в своей бедности?

Сегодня молодежь еще (пока!) читает. Что и о чем? Наиболее часто - о любви (43,0%), детективы и приключения (38,0%), о путешествиях (32,9%), фантастику (29,1%), исторические сюжеты (26,1%).

Наименее читаемы произведения политического жанра (8,4%) и религиозная литература (7,7%). Что ж, набор интересов более чем благополучный. Во всех этих жанрах мировая и отечественная литература способна предложить огромный выбор произведений очень высокого класса.

Вопрос лишь в том, сможет ли их предложить наш книжный прилавок или библиотечный фонд? Так, чтоб без натужных поисков, многомесячных ожиданий очередности, отлавливаний или астрономических цен, способных на корню довести до полной выморочности любой, даже самый горячий интерес. И еще не менее важный вопрос, уже к общественным структурам и личностям, небезразличным (личностно ли, или в силу служебного места) к формированию духовного сообщества и культуры.

Те ли книги (даже вышеупомянутых жанров) оказываются в продаже или под рукой молодого читателя? Какой продукцией, каких авторов пойдет удовлетворять свой духовный голод и потребность в чтении, о любви и приключениях, путешествиях и фантастике, истории и религии пока еще читающий молодой человек? Что предложит ему озабоченное (или нет) его духовным развитием мудрое общество в самой доступной форме? Посмотрите на яркую пестроту блистательных форм обнаженных обольстительных красавиц и обращенных к Вам улыбок с импортно-полиграфических шедевров в глянцевых суперобложках, каковыми встречают Вас широко распространившиеся книжные прилавки новоявленных коммерсантов и book-shop'ов (слова-то русские скоро забывать начнем) и порадуйтесь тому, что не в любые (особенно юные) руки попадут эти бестселлеры по одной простой благодарной причине, выраженной в ценнике 4-хзначной цифрой.

Да, в обществе с развитой социальностью должен быть у человека выбор, в том числе и выбор интересующей его книги. Но безграничный выбор нам не грозит, а неизбежные ограничения должны иметь свою направляющую идею, свою социальную цель. Пока ограничения нашего чтения демонстрируют, скорее, потерю социальной позиции, но уже намечаются тенденции сворачивания в негатив и асоциальность.

Мы здесь еще почти ничего не потеряли, но благодушествуя, уже сегодня порождаем риск будущих потерь.
В жизни у молодого человека немало проблем, каждый второй (июнь 1991 г.) из опрошенных молодых людей считает, что у него есть проблемы (надо думать за последний год проблем не убавилось), и эти проблемы отнюдь и не всегда сводятся к чисто экономическим, правовым и т.д., так понятным и близким взрослым. Для молодых людей их переживания по поводу неразделенной любви, потери друга, непонимания окружающих являются проблемами, особенно в переходный возраст, такими же значимыми, как и любые другие. (Ведь хотим мы того или нет, но большинство родителей все-таки пока выполняет свои - родительские функции, и до детей экономические проблемы доходят далеко не в той форме, как до взрослых).

Поиск в жизненно-ценностном пространстве у молодого человека сопровождается переоценкой ценностей, поиском соучастия и сопереживания, понимания.
Работа Телефона доверия показывают, что поток звонков (в среднем в месяц до 300) не иссякает, и молодые люди, продолжают искать и смысл жизни, и пути ухода от одиночества. И кто сказал, что желание и потребность в трудную минуту выговориться и получить добрый совет, которым - по желанию - можно воспользоваться или нет, менее значимы в жизни молодого человека, чем поиск работы или места учебы. Телефон доверия и адресная работа кабинета психологической помощи - это цепочка человеческой (квалифицированной психологической) поддержки и теплого отношения, а социально-психологическая реабилитация подростков, Дом приют для них могут стать реальными символами внимания к ним стороны взрослых, общества и государства, показать им, что даже в самые трудные минуты в их жизни находятся люди (службы,учреждения), желающие и, главное, могущие им помочь.

Для подросткового сознания это очень важная веха, и она может стать определяющей в его отношении к обществу. Потому что, если это вовремя не сделает общество (социум), в желаемых позитивных формах, то найдутся асоциальные силы, которые заполнят вакуум - в негативных.
В последнее время, вместе с перестройкой, в наше жизненное пространство вошла религия. Известно, что религиозность имеет несколько исторических форм своего воплощения и не обязательно связана с определенной культовой обрядностью и институтами. Так же известно, что религиозность в ее малоцивилизованных, т.е. в неинституализированных формах фактически никогда не покидала широких слоев нашего населения ввиду очень непросто и трудно складывавшейся истории нашей страны, питавшей религиозность такими социальными корнями, как голод и массовая гибель людей, войны, террор, коллективизация и прочее.Однако, следует признать, что за 70 лет советской власти произошел процесс реального отделения народа от церкви.

И если первые поколения советских людей либо с революционным энтузиазмом, либо с нереволюционной боязнью демонстративно отказывались или прятали в тайники души свою привычную и воспитанную веру, то послевоенные поколения, взращенные уже нерелигиозными родителями, действительно утратили всякое содержательное отношение к религии.
Перестройка не только вызволила многие факторы социальной жизни, долгие десятилетия находившиеся и выживавшие под спудом, в первую очередь сохраненные в мировоззрении, позиции отдельных людей (диссидентов), но и породила некую моду на них, т.е.произошел некий формальный перевертыш в общественном сознании. Все, что ранее было запрещено, стало не только разрешено, но и приветствуемо. Неразборчивость признания истинных и неистинных ценностей породила проблему, нерешенность которой ощущается и по сей день в широком спектре социальных явлений.

В одну корзину мучеников тоталитаризма попали и высокогуманистическое диссидентство А.Д.Сахарова, и пострадавшие публичные дома, свобода творчества от диктата политической идеологии и видеопорнография. Под общий шум снятия запретов и объявления свобод в нашу жизнь хлынули не только давно ожидаемые факторы цивилизованности, но и теперь трудно обуздываемые явления, усугубляющие и без того бурный развал недоразвитой социальности.
Религия тоже вышла из подполья, но тут же была схвачена в такие варварские объятия, что сегодня рискует быть в них удушенной с гораздо большей эффективностью, нежели за десятилетия целенаправленной работы по ее уничтожению. Сегодня зачастую она находится в такой ситуации, когда от любви к ней ею теряется столько и того, сколько и чего умудрилась она сохранить в годы гонений. Ибо понимание того, что религиозность, а тем более религия, за века своего развития превратилась в мощный слой культуры со своими неотъемлемыми атрибутами, отсутствие которых означает ее уничтожение, очень мало еще распространено даже в достаточно образованных кругах. На сегодня молодежь, не имеющая практически реальных исторических и социальных корней религии, отдает ей дань как моде, экстравагантности и оригинальности, не отдавая себе отчета о противодействии в этом самому духу и букве религии, т.е. демонстрируя фактически атеизм, отрицание религии, только в наиболее вульгаризованной, обыденно-примитивной форме.

Именно так, а не иначе можно воспринимать сегодня заявление молодых людей о своей позиции в этой области.
Верующими себя считают 35,7% опрошенных, неверующими - 21,7%; 42,2% затруднились с ответом. При этом реализуют свою религиозную позицию через посещение церкви (или мечети) всего лишь 1,2% посещающих регулярно и 20,7% посещающих иногда.

Трансформация и вырождение религиозности от поколения к поколению хорошо иллюстрируется следующей таблицей.
ТАБЛИЦА 29
(в % ответивших)
ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ВАШИ РОДСТВЕННИКИ ВЕРУЮЩИМИ ЛЮДЬМИ?

Родственники Д а Н е т Затрудняюсь
Мать 34,0 30,9 26,9
О т е ц 9,0 45,9 27,8
Бабушка 58,2 13,6 11,3
Дедушка 15,7 20,2 20,5

Проведенные же интервью с верующими молодыми людьми продемонстрировали очень низкую религиозную культуру (знание содержания, идеи, нормативов, традиции, обрядов и т.п.). Так, буквально редкие единицы православных христиан слышали о наличии в Библии таких частей, как Ветхий и Новый Завет, и практически никто (опрашивались студенты и школьники) не смог дать ответ на вопрос, почему Завет Новый и в чем его новизна. Из значимых дат и праздников оказались упомянутыми лишь Рождество и Пасха, но ни разница в датах проведения российского и европейского Рождества, ни значение довольно странно звучащего для православного (славянского) уха слова Пасха - не было освещено знанием православных неофитов. Вопросы, касающиеся исторических корней, литературных источников, символов веры и т.п., ислама вообще не встретили никакого осмысленного отношения.

Правда, и опрошенные преимущественно затруднились в отнесении себя к верующим мусульманам. Наблюдение за поведением молодежи в церкви в день празднования Пасхи свидетельствует о крайней отчужденности молодых людей от религии.
Поэтому социальная позиция в этом вопросе, представляется, может быть лишь одной. Это - защита религии (точнее, религиозных людей, для которых религия состоялась, а это преимущественно люди отнюдь не молодежного возраста) от религиозного варварства молодежи. В заботе о формировании культурного пространства необходима большая воспитательная работа по разъяснению и выработке у молодежи уважительного отношения к религии как большому культурному пласту и к чувствам верующих людей. Формирование религиозной молодежной среды, по меньшей мере, на протяжении еще нескольких поколений, нам не грозит.

Поэтому главная задача здесь - лишь снизить уровень возможных негативных проявлений молодой и малокультурной активности молодежной среды. Кстати, глядя на благообразных старушек с просветленным и всепрощающим взглядом, терзаемых и истоптанных полупьяной и бранящейся, курящей и визжащей толпой молодежи в церкви на Пасху, в который раз помянешь добрым словом комсомольские кордоны доперестроечных лет, тройным кольцом оберегавшие молодежь от церкви, а как теперь выясняется, защищавшие религиозные чувства наших пращуров от вольной стихии религиозного (да и не только ведь религиозного) бескультурья. Думается, что работу эту с молодежью надо вести, не важно, под каким лозунгом, защиты ли прав верующего населения на свободу отправления обрядов или защиты молодежи от возможностей проявления ее бескультурья.

Второй, более конструктивный, но более затратный и длительный вариант - это повышение культуры молодежи через знакомство и образование ее по отношению к религиозной культуре общества. Итак, использование самых различных форм социализации и культурного развития молодежи - это непосредственная общественная обязанность (условие выживания) социума, и в данный исторический период эта обязанность все еще лежит на государстве.

Идет, только начинается, медленный переход на вторую социальную опору - молодые еще и неумелые общественные движения и организации. Пока этот процесс не реализовался в создании хоть небольших, но устойчивых плацдармов, государству нельзя еще ослаблять эту работу, оставляя за собой функцию управления ею сейчас, посильной поддержки и создания режима благоприятствования тем общественным институтам, которые явятся воспреемниками этой задачи в различных направлениях, - в будущем.

Сколько молодых людей не встало на путь антиобщественного поведения в результате ощущения поддержки и внимания со стороны общества? А в скольких сломанных судьбах мы обязаны увидеть социальную вину, нерасторопность, безграмотность, халатность?
Нужно готовить социальных работников, вооруженных всеми последними достижениями и техниками работы с молодежью. Они должны знать и отслеживать оперативно состояние молодежной среды.

Время одноразовых акций прошло, надо научиться жить в новых условиях и работать по-новому, не ожидая чудодейственных результатов от очередного указа или постановления, а проводя ежедневную работу во имя будущего - своего, своих детей и внуков.
Поддержка молодежных организаций, строящих свою деятельность на принципах уважения прав и законов личности, общества и государства, несмотря на массовый уход из политики молодежи, есть также забота о нормальном функционировании будущего общественного организма. Еще долго в обществе политика будет занимать большое место.
Нужно культивировать политическое сознание молодежи, нужно выращивать политиков, грамотных и умелых, должны быть свои молодые политики. Государственная мудрость в отношении к этому вопросу состоит в том, что бы дать желающим испытать себя на этом поприще, возможность реализоваться.

Нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Пусть в спорах, дискуссиях рождаются прожекты будущего устройства политического строя, нашего общества, государства, города.

Пусть за круглыми столами, а не по разные стороны уличных баррикад, шлифуют свое умение будущие политики. Ни одно поколение отцов никогда не жило вместо собственных детей, мудрые отцы учат жизни своих детей, создавая им условия для всестороннего развития.
Таким образом, только целостная, продуманная, взвешенная и ресурсно-обеспеченная государственная политика может стать - и на уровне города - гарантией будущего процветания города и общества в целом. Социальный механизм передачи опыта поколений должен работать беспрерывно и в режиме постоянной обратной связи (положительной и отрицательной).



Содержание раздела