d9e5a92d

Тенденция увеличения значения семьи как малой группы в сознании и поведении индивида

Несмотря на происходящие в обществе политические, экономические и социальные реформы, семья как социальная общность, наделённая формальными или неформальными признаками, остается для индивида одной из важнейших ценностей. Подтверждением данному выводу служат следующие явления.
Первое. Семья как социальная общность приносит удовлетворение индивиду вне зависимости от его социально-демографических характеристик, а также её структуры и типа. Так, среди тех респондентов, которые ещё не вступили в брак или не зарегистрировали свои брачные отношения, в большей или меньшей мере удовлетворены жизнью в своей семье или в семье родителей две трети. Среди опрошенных, состоящих в законном браке, доля удовлетворённых семейной жизнью значительно выше (82 %).

Иначе говоря, опрошенные и той, и другой подвыборок в большинстве своём испытывают чувство удовлетворения от сознания своей принадлежности к семейной общности. При этом значительно большая доля опрошенных, имеющих полную семью, указала на удовлетворённость семейным образом жизни по сравнению с теми, кто её не имеет в настоящее время (15 % - разница статистически значимая для подвыборок данного объёма).
Отмечена и обратная зависимость: среди тех, кто не удовлетворён жизнью в своей семье, 10 % - лица, состоящие в зарегистрированном браке, и 19 % - респонденты, не имеющие брачного статуса.
Корреляционный анализ взаимосвязи параметров вступления в брак и места жительства респондентов показал, что имеет место строгая инвариантность (тождественность) между позициями городских и сельских респондентов по вопросу о необходимости создания семьи (р = 0,96). Иначе говоря, и для городских, и для сельских жителей потребность в семье оказывается выше других социальных потребностей.
Фактор пола оказывается также не основным в решении каждым индивидом проблемы создания семьи. И мужчины, и женщины в большинстве своём стремятся иметь семью и вступают в первый брак преимущественно к 25 годам. Закономерность здесь такова: к 20 годам заключают брак около трети потенциальных женихов и невест (31 %), к 25 годам - чуть более половины опрошенных (53 %), к 30 годам - почти седьмая часть (12 %).

При этом женщины меняют свой брачный статус к 20 годам вдвое чаще, чем мужчины (44 % и 19 % соответственно), тогда как к 25 годам мужчины вступают в брак чаще, чем женщины в 1,5 раза (62 % и 45 % соответственно). К 30 годам первый брак заключают 15 % мужчин и 9 % женщин соответствующих возрастных групп (различия носят менее выраженный характер).
Сказанное означает, что в российском обществе сохраняется традиция вступления в брак в молодом возрасте несмотря на социальные изменения, связанные с формированием постиндустриального общества. Свойственная россиянам потребность в интимности, душевности, сочувствии, реализуемая в брачно-семейных отношениях, является основой, на которой надстраивается всё остальное семейное здание. Наличие данной потребности и становится фактором, определяющим поведение людей в семейной сфере.

Только та семья, которая в состоянии удовлетворить названную потребность, хотя бы в минимальной степени, сохраняется. Развод же становится зачастую следствием утраты супругами способности к душевному пониманию, взаимоподдержке и сопереживанию.
Изучение зависимости брачного статуса и этнической принадлежности показало наличие статистической разницы лишь в сравнении подвыборки респондентов, вступивших в брак до 20 лет, с подвыборками респондентов, вступивших в брак в более старших возрастах. У русских данный показатель составляет 35%, у татар - 28 %. Иначе говоря, русские женихи и невесты в самой юной возрастной группе вступают в брак несколько чаще, чем татарские, что, как выше отмечалось, может оказывать отрицательное влияние на устойчивость браков и сохранение стабильности семьи.

В целом же и та и другая этнические группы равно высоко оценивают факт наличия семьи как малой группы и, как указывалось в начале данной главы, в подавляющем большинстве своём имеют официальную семью.
Косвенно о тех же закономерностях, выявленных в отношении респондентов к семейной жизни, свидетельствует и структура причин семейных конфликтов, о которых говорят опрошенные. Социально-демографические признаки занимают здесь последние ранговые места: двадцатое - этнические и конфессиональные различия между брачными партнёрами (0,8 % от числа всех опрошенных), семнадцатое - различный образовательный уровень (2,7 %), двенадцатое - молодой возраст и отсутствие опыта семейной жизни (4 %).

Впереди же оказываются причины материально-экономического характера, о чём ещё будет сказано ниже.
Следовательно, можно сделать следующие выводы. Первый - о том, что семья приносит достаточно глубокое удовлетворение людям из различных половозрастных групп, является необходимой социальной общностью в сельской местности и в городе, оказывается равно необходимой как христианину, так и мусульманину, что свидетельствует об универсальности этой социальной общности и в условиях коренной ломки социальных отношений.
Второе. Заключение брака и создание семьи позволяют людям с большей уверенностью в своих силах планировать рождение детей и заниматься их воспитанием, а удовлетворённость семейной жизнью повышается с увеличением числа детей в семье. Так, респонденты, чей брак не зарегистрирован, чаще, чем состоящие в браке не имеют детей.

По числу одного ребёнка в семье та и другая подвыборки фактически совпадают, но уже с появлением второго ребёнка ситуация заметно меняется: двухдетных семей оказывается вдвое больше в подвыборке респондентов, чей брак зарегистрирован, чем в подвыборке опрошенных, не состоящих в браке; трёхдетных семей в первой подвыборке в 2,5 раза больше, чем во второй; больше же трёх детей в браках без регистрации в данной выборочной совокупности не зафиксировано.
Вывод из данных социальных фактов ясен: и в реформирующемся обществе только семья может создать необходимые условия для воспитания детей. Сохранение семьи как социального института является в этом смысле условием и предпосылкой сохранения нации как таковой.
Интересен и такой момент. Среди респондентов, имеющих одного ребёнка, выразили удовлетворение жизнью в семье меньше опрошенных, нежели в подвыборке с двумя детьми.

Корреляционный анализ показал наличие статистических различий в названном соотношении (р = 95 %). Иными словами, существует социальная закономерность, обозначающая наличие связи между числом детей в семье и уровнем удовлетворённости семейной жизнью.
Третье. Создание семьи как проявление некоей интегративной потребности индивида во многом определяется его социальным статусом. Корреляционный анализ показал отсутствие статистической разницы между такими параметрами, как состояние в браке, пол, национальность, с одной стороны, и ценность семьи, с другой. Однако социальный статус респондентов влияет на признание ими тех или других социальных и индивидуальных ценностей семьи.

Рассмотрим это на примере выбора тех или иных семейных ценностей лицами с разным социальным статусом.
Прежде всего, следует назвать те ценности, которые выделены респондентами в качестве наиболее важных в семейной жизнедеятельности. Первую строку в иерархии ценностей семьи занимает её способность оказать моральную и психологическую поддержку своим членам (61 % ответов от всех опрошенных).

Анализ перекрёстных группировок по параметрам социального статуса и ценностей семейной жизни показал, что данную ценность указывают респонденты фактически всех социальных групп, и разброс значений здесь к общему числу ответов составляет от 14 % (сельскохозяйственные рабочие) до 21 % (руководители всех звеньев управления).
Иначе говоря, моральные ценности семейной жизни менее ценны для тех, кто занят тяжёлой физической работой на селе и более важны для лиц, чья профессиональная деятельность насыщена ответственностью, необходимостью принятия решений. Семья и становится той силой, которая позволяет каждому человеку получать позитивное эмоциональное подкрепление.
Второе ранговое место занимает роль семьи в создании нормальных материальных и бытовых условий жизнедеятельности индивида (51 % ответов к общему числу респондентов). Статистические различия отмечаются по данному вопросу между такими категориями опрошенных, как домохозяйки (10 %) и сельскохозяйственные рабочие (22 %). Таким образом, для категории опрошенных, не занятых ничем иным, кроме ведения домашнего хозяйства, его блага представляются чем-то само собой разумеющимся, ценятся меньше, чем они того реально заслуживают.

Для людей, занятых тяжелым физическим трудом вне дома, семейные быт и уют воспринимаются как самые привлекательные ценности.
На третьем месте среди семейных ценностей оказалась ценность любви и заботы о ближнем (47 % от общего числа респондентов). Здесь разброс значений крайне невелик - от 12 % в подвыборке военнослужащих до 18 % - домохозяек.
Четвёртое ранговое место принадлежит значению семьи в продолжении рода (43 % от общего числа опрошенных). Интервал значений также не слишком заметен: от 8 % в ответах подвыборки сельскохозяйственных рабочих до 15 % - предпринимателей и студентов.
Пятое место опрошенные отвели такой позиции, как возможность чувствовать себя полноценным человеком (33 % от общего числа респондентов). Здесь мнения представителей различных социальных групп также совпадают: различия между ними колеблются от 8 % до 11 %.
Таким образом, анализ предпочтений в жизнедеятельности семьи со стороны опрошенных показал следующие тенденции.
Во-первых, интимно-личностные мотивы в создании и сохранении семьи имеют первенствующее значение по сравнению со всеми другими мотивами, что и служит объяснением устойчивого стремления к созданию семейной общности официального или неофициального типа вне зависимости от социальных условий.
Во-вторых, материально-экономический фактор в функционировании семейной группы является одним из важнейших. Он опережает даже прокреативный фактор, что более всего связано с ситуацией кризиса в российском обществе.
В-третьих, между группами с различным социальным статусом по большинству параметров исследования статистических различий не выявлено. Достоинства жизни в семье трактуются опрошенными примерно одинаково: вначале идут моральные и материальные факторы, затем социально-психологические и биологические и, наконец, сугубо социальные.



Оценки семейных ролей и статусов со стороны общества волнуют индивида в меньшей степени, нежели его собственные личностные интересы, потребности и ожидания.
В-четвёртых, различия в позициях опрошенных по поводу жизни в семье выявлены по таким параметрам, как ценность материальных и бытовых условий жизни в семье и ценность кровнородственного общения. Семейный уют наиболее высоко оценивается жителями села, занятыми неквалифицированным или малоквалифицированным трудом, и менее всего - домохозяйками, владеющими данной ценностью в наибольшей степени по сравнению с другими группами респондентов. Та же самая группа респондентов - сельскохозяйственные рабочие - придает большое значение кровнородственному общению, что является характерным признаком жизни на селе (16 %) в сравнении с военнослужащими (5 %), чей быт очень далёк от семейного общения.

Наконец, именно сельскохозяйственные рабочие меньший акцент делают на важности семьи как института продолжения рода, чем другие группы опрошенных. Очевидно, данная семейная функция является для них само собой разумеющейся, поэтому они не выделяют её как особую ценность.
Четвёртое. Семья как социальная группа, наиболее близкая к индивиду, является одним из немногих каналов повышения личностного статуса, удовлетворения наиболее интимных потребностей человека. В частности, наш опрос показал, что 62 % от общего числа респондентов отметили значение внутрисемейного общения для улучшения социального самочувствия, способность самых близких людей выразить необходимое для каждого человека сопереживание и сочувствие.

Половина респондентов подчёркивают значение духовной и нравственной свободы в выражении собственного мнения, предоставляемой семейной группой. Почти столько же опрошенных говорят о готовности членов семьи оказать материальную помощь и поддержку друг другу в необходимой ситуации.

Немалую роль играет и система семейных ритуалов, традиций, праздников, наличие которых позволяет отдельным индивидам ощущать свою причастность к группе, собственную значимость и способность быть нужным (55 % от числа опрошенных).
Пятое. Семья является одним из наиболее стабильных социальных образований, в котором индивиды стремятся к сохранению устойчивых и гармоничных взаимоотношений и ответственности друг за друга. Почти две трети респондентов заявили о наличии спокойной, благополучной и стабильной атмосферы в семье против одной трети, в семьях которых бывают разногласия, конфликты, недоверчивое отношение друг к другу.

Об отсутствии обязательств друг перед другом заявили всего 4 % от числа опрошенных.
Кроме того, респонденты не отмечают заметного ухудшения отношений между супругами за годы углубления социально-экономического кризиса в обществе. В частности, о том что супружеские отношения изменились к лучшему сообщили 13 % от числа всех опрошенных, а к худшему - 4 %. Конфликтными и напряжёнными их видят 6 % респондентов к числу всех опрошенных.
И в трудные дни жизни и деятельности семейной группы между супругами сохранены чувства любви (32 % от числа опрошенных), взаимоуважения (32 %), теплоты (20 %), взаимопомощи (19 %), терпимости друг к другу (17 %). Об отчуждении в супружеских отношениях сообщили только 3 % от всего числа опрошенных.
Респонденты чаще сообщают о том, что их отношения с членами семьи изменились к лучшему, чем к худшему. Следовательно, можно сделать вывод о том, что если ситуация в обществе ухудшается, то внутри семьи срабатывает центростремительный механизм, который повышает степень сплочённости индивидов.

Семья становится той социальной общностью, которая помогает индивиду выжить в условиях, неблагоприятных для нормальной жизнедеятельности. Данный эффект может быть назван эффектом углубления социального кризиса, и суть его в обратной взаимосвязи между ситуацией в обществе и в семье.

Чем более благополучна социальная ситуация, тем менее благополучна семейная и наоборот: если общество переживает трудные времена, семья пытается противостоять этому явлению и сохранять межличностные отношения на относительно высоком уровне.
Вместе с тем следует подчеркнуть то обстоятельство, что полученные в исследовании данные отражают в известной степени идеализированные представления респондентов о социально-психологической ситуации в семье, а также свойственную институту семьи закрытость для социального контроля. Известно, что одной из заметных тенденций в брачно-семейных отношениях российского общества стал рост агрессивности, девиантных проявлений, насилия в семье.
По данным Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Госдумы РФ, в 1993 г. жертвами родительских преступлений стали 43,5 тыс. детей. По данным Минздрава РФ, около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет ежегодно страдают от бытового травматизма, вызванного не только равнодушным отношением родителей, но и насилием со стороны последних (детей оставляют без пищи, дают младенцам алкоголь, систематически избивают и т.д.), при этом до десяти процентов жертв семейного насилия погибают.
Кроме того, развиваются процессы алкоголизации детей и подростков, токсикомании и наркомании среди них. От отравлений и передозировок наркотических веществ гибнет до 11 тыс. детей и подростков в год, а возраст хронического алкоголизма снизился до 9 - 10 лет.

Причём, как отмечают исследователи, большинство детей приобщились к пагубным пристрастиям именно в семье, под руководством собственных родителей.
В Республике Татарстан ситуация адекватна общероссийской. В частности, Н.Г.

Акбаров, рассматривая проблему преступности несовершеннолетних в Татарстане, отмечает: в условиях дезорганизации (аномии) общественной жизни преступность несовершеннолетних - закономерное социальное явление и, вместе с тем, следствие деформации массового сознания, дисфункциональности системы институтов социализации.
Таким образом, коллективные представления о семейной жизни могут отличаться от социальных реалий, однако не следует забывать о том, что в социологическом опросе принимали участие представители социальных категорий, сталкивающихся с проблемами отклоняющегося поведения в меньшей степени, чем те социальные группы, которые принадлежат к социальному дну.
Показатели удовлетворённости жизнью в семье в зависимости от демографических характеристик позволяют сформулировать следующие выводы. Доля лиц, удовлетворённых своей принадлежностью к семье, в целом является весьма высокой (73 % от числа опрошенных), тогда как доля респондентов, не удовлетворённых семейной жизнью, составляет всего 17 %. При этом состояние удовлетворённости фактически не связано с полом респондентов (среди удовлетворённых семейной жизнью 71 % мужчин и 67% женщин), их национальной принадлежностью (русские составляют 69 %, татары - 71 %) и местом жительства (городские и сельские респонденты идентично оценивают семейный образ жизни - 69 % отмечают его позитивное значение в своей жизнедеятельности).
Таким образом, эмпирически доказан тезис о сохранении в общественном сознании высокой ценности семьи как малой социальной группы. Респонденты испытывают удовлетворение от чувства принадлежности к семейной группе тем большее, чем очевиднее факт её наличия. При этом их социально-демографические характеристики отступают на второй план.

В семье, созданной на основе официального брака, легче решаются вопросы рождения детей, причём их появляется значительно больше, чем в семьях, не имеющих официального статуса.
Значительную роль в оценке качества семейного образа жизни играет социальный статус индивида - его профессиональные проявления, место, занимаемое в социальной структуре, и соответствующий ему уровень доходов. Количественное выражение состояния удовлетворённости семейным образом жизни инвариантно во всех социальных группах, что также свидетельствует о важнейшей роли семьи в жизнедеятельности индивида.
Причиной, объясняющей столь высокий авторитет семьи как социальной общности в общественном сознании и поведении, является её способность удовлетворять все наиболее глубокие индивидуально-личностные потребности индивида. Эти потребности остаются ему свойственны и в годы социально-экономических и иных потрясений, в связи с чем благополучная, стабильная и устойчивая семья сохраняет свою роль незаменимого средства сохранения душевного спокойствия и внутриличностной стабильности.
См. Пирожков В.Ф. Социально-неблагополучная семья: её истоки, причины и характеристика.

В кн.: Социально-неблагополучная семья: проблемы и поиски путей решения: Материалы региональной науч.-практ. конференции. Ступино, 1995.

М., 1995. С. 5.
См. Акбаров Н.Г. Преступность несовершеннолетних как социальное явление: Региональный аспект (По материалам Республики Татарстан): Автореф. дис.... канд. социол. наук. Казань, 1999.

С. 22.



Содержание раздела