d9e5a92d

Современные отечественные концепции семьи

Под влиянием идей А.Г. Харчева начала складываться система представлений о семье у М.С.

Мацковского, который встал на позиции системного подхода и попытался определить место института семьи в социуме. В основе своей взгляды учёного на семью представляют достаточно целостную концепцию, отражающую достигнутый к тому времени уровень научного осмысления проблем в сфере брачно-семейных отношений.
В работах исследователя утверждается главенствующая роль семейных ценностей для общества вне исторического времени и пространства, а семьи - в сознании россиян. Принципиальным представляется тезис о постепенном переходе семьи в условиях социалистического общества к такой форме, когда происходит интеграция интересов отдельной личности и общества в целом, несмотря на наличие противоречий между ними.

В исследованиях Мацковского окончательно утверждаются системный и структурно-функциональный подходы к изучению института семьи, которые позволяют учёному дать анализ тенденций в изменении структуры семьи и вытекающих их этих процессов трансформаций социальных функций семьи.
Существенным является выделение как социальных функций семьи, так и семейных функций общества, а также индивидуальных функций семьи и семейных функций индивида. Квинтэссенцией взглядов Мацковского на семью является подчёркивание изменчивости и относительности социальных и индивидуальных функций семьи, их диалектической взаимосвязи с потребностями общества в институте семьи и потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия, - отмечает М.С.

Мацковский.
Итак, М.С. Мацковский рассматривает социальную сущность семьи в достаточно благополучных условиях жизни общества с планово-распределительной экономикой, намечая пунктиром наиболее острые проблемы и противоречия её функционирования.

Эти проблемы и противоречия связаны с противоречивой природой самой семьи как социальной общности, её двунаправленной сущностью. Являясь промежуточным звеном, посредником во взаимоотношениях между личностью и обществом, семья выступает одновременно как объект деятельности в направлении сверху вниз, со стороны социума, и в противоположном направлении, снизу вверх, со стороны индивида.

Тем самым она оказывает воздействие как на микро-, так и на макросреду своего обитания, с одной стороны, и, с другой, сама попадает в сферу воздействия и того, и другого субъектов.
Вслед за М.С. Мацковским в качестве наиболее интересных исследователей семьи выступают такие известные российские учёные, как С.И. Голод, А.А.

Клецин, А.И. Антонов, В.М. Медков, А.Г.

Вишневский и А.Г. Волков.
С.И. Голод одним из первых в отечественной социологии поставил вопрос о сохранении в новых условиях не просто нуклеарной семьи, а семьи моногамной.

Встав на позицию трансформации института семьи на всём протяжении XX века, исследователь обозначил существующие подходы к её изучению (эволюционистский, истматовский, функционалистский) и выдвинул концепцию эволюционирующей моногамии, представленной в современных условиях в таких разновидностях, как патриархальная, детоцентристская и супружеская семья.
Патриархальной была названа традиционная семья с половозрастным разделением ролей, подчинением жены мужу, а детей - родителям.
Детоцентристской семье было дано название современной семьи, и в качестве главной её особенности была названа забота о детях как о главной семейной ценности. Супружеская семья была определена как постсовременная, и её основными характеристиками стали самореализация, интимность, автономия, личностное взаимодействие мужчины и женщины.
Согласно данной концепции, патриархальная семья всё дальше уходит в прошлое, а вместе с ней уходят многодетность, многопоколенность, коллективная ответственность. На смену ей приходит супружеская семья как следствие интенсивной вовлечённости женщин в профессиональную деятельность и их социально-нравственной эмансипации. Такие семьи сильнее подвержены опасности распада, поскольку интересы отдельных их представителей выходят за рамки сугубо семейных.

Выводы учёного таковы: институт семьи стабилен, семья находится не в состоянии краха, а в процессе эволюции, когда меняется её исторический тип.
С.И. Голод и А.А. Клецин описали модель российской семьи, характерную для последнего десятилетия прошедшего XX века.

Ими отмечено существование в российском обществе варианта закавказской модели семьи, а также этнически русской модели, свойственной сельской местности, и западноевропейской в крупных городах. Можно заметить, что такая трактовка обозначенных позиций может быть охарактеризована как некий абрис, который не столько объясняет существо проблемы, сколько дает направление поиска.
У А.Г. Вишневского - известного социального демографа трактовка состояния института семьи напрямую связана с репродуктивным процессом.

Перемены, происходящие в брачно-семейной сфере, он связывает со сменой фаз в развитии общества. Развитие капитализма в России, начавшись в XVIII веке, стимулировало разрушение традиционной культуры, а с нею и ранних браков, и высокого уровня брачности, и многодетности, и значительной продолжительности прокреационного (дородового) периода в жизни женщины.
В XX веке процесс снижения рождаемости ускорился. Стала заметной её дифференциация по этническому признаку, типу поселения и уровню образования.

По мере развития демографической революции появлялся новый тип рождаемости, главной характеристикой которого стала рационализация деторождения.
Как утверждает Вишневский, в послевоенные годы в России произошли перемены в семье на макро- и микроуровнях. Они были связаны с перестройкой индивидуального жизненного цикла и жизненного цикла семьи. Произошла одна из наиболее значимых для института семьи трансформаций - перегруппировка социальных функций семьи.

В условиях социализма утратило свою роль крупное и мелкое семейное хозяйство. Производственная функция семьи оказалась ограниченной, но сохранила своё значение функция добывания средств существования для семьи. Остаются важнейшими демографические функции семьи - прокреативная и жизнеохранительная.

Всё большую актуальность приобретают, с точки зрения учёного, социально-культурная и социально-психологическая функции, задача которых - социализация личности.
Как считает А.Г. Вишневский, особые изменения затронули жизнедеятельность женщины. Сократив во времени прокреативную функцию, она освободила большой период своей жизни для деятельности иного рода - развитие собственной личности, достижение социальных целей общества. У семьи (и у женщины) появилась свобода выбора.

При этом новизна ситуации заключается в том, что недемографические интересы семьи оказались сильнее демографических интересов общества.
Учёный утверждает неизбежность данного этапа в развитии семьи и общества и стоит на позиции, согласно которой демографическая революция может рассматриваться как важнейший прогрессивный переворот, ведущий к повышению качества функционирования социальных механизмов, обеспечивающих непрерывное возобновление поколений на уровне всего населения, и в то же время приносящий глубокие позитивные изменения в жизни каждого человека, каждой семьи.
Показательны утверждения, затрагивающие сам тип современной семьи. С точки зрения Вишневского, это новый исторический тип семьи.

Новизна его заключается уже в многообразии семейных моделей. Спектр их широк - от традиционных крестьянских семей до материнских, в повторных браках и т.п. Таким образом, в работах Вишневского и учёных его школы изменения, происшедшие с российской семьёй на исходе XX века, представлены как неизбежные и некатастрофические, имеющие двойной смысл, различный для общества и для индивида.

В этом сходятся позиции социальных демографов с позициями социальных психологов и медицинских психологов. Так, известный социолог и социальный психолог С. И. Голод убеждён в том, что проблемы современной семьи есть лишь следствие динамики её функционирования и развития, но не свидетельство её упадка и кризиса.
Отмечая оптимистичный тон высказываний ученых по проблемам жизнедеятельности семьи как социального института, следует обратить внимание на период, в который они были сделаны. Как уже отмечалось, позитивные оценки изменений в состоянии российской семьи пришлись в основном на конец 70-х - середину 80-х годов XX века.

Ситуация тех лет ещё была далека от каких бы то ни было социальных потрясений и не предвещала столь негативных тенденций, с которыми российское общество столкнулось в наши дни.
Новый взгляд на состояние семьи в России конца 90-х годов XX века высказали в ходе одной из научных дискуссий социологи и демографы А.И. Антонов, В. Н. Архангельский, И. А. Гундаров, В. В. Елизаров, В. М. Медков, В. И. Переведенцев, А.Б. Синельников, назвав тему обсуждения анализируемых проблем следующим образом: Кризис семьи и депопуляция в России. Участники круглого стола обозначили такие проблемы семьи последних лет XX века, как депопуляция, крах ценности семьи и детей в массовом сознании, и более всего - семьи двухдетной, переход к минидетности.

Акцент в исследовании переместился с социально-психологических проблем функционирования института семьи на собственно демографические.
Данный подход был обусловлен теми тенденциями, которые сформировались в обществе в ходе осуществления социальных реформ. Падение уровня материального производства спровоцировало и снижение уровня воспроизводства населения, поскольку, как указывают участники вышеназванной дискуссии, оно есть часть того материального воспроизводства, которое лежит в самой основе жизни общества и его развития. Демографический аспект в анализе состояния брачно-семейных отношений, как известно, связывает в единое целое такие явления, как формы брака и семьи, характер отношений между супругами, родителями и детьми, производственные связи, ценности и т.д.

При этом, расценивая малодетность как генеральную тенденцию в социальной практике, учёные-демографы заявляют о её неизбежности и невозвратимости в глобальном и локальном смыслах данного явления.


Собственно говоря, Россия вторично в своей истории оказалась в ситуации развития капиталистических отношений. Ситуация выбора, появившаяся у семьи ещё в годы так называемого социалистического строительства (материальное благополучие или воспитание второго, третьего ребёнка), в процессе социальной дифференциации превратилась из естественной и свободной в подавляющем большинстве случаев в вынужденную, искусственную.

Социальные реформы спровоцировали массовый отказ от рождения детей числом более двух, а зачастую и более одного ребёнка. Произошла перестройка индивидуального жизненного цикла и жизненного цикла семьи, связанная с оценкой супругами своих собственных индивидуальных и личностных целей как приоритетных на фоне интересов общества и государства.
Иначе говоря, именно демографический взгляд на проблему функционирования института семьи в условиях реформируемой России оказался более строгим и точным, поскольку он вскрыл в данном процессе наиболее острые противоречил и обнажил глубинную, социобиологическую основу происходящих изменений.
В то же время о своей позиции относительно развития института семьи заявило ещё одно поколение социологов - учёные московской социологической школы А.И. Антонов, В. М. Медков и их последователи. Ими были обозначены и аргументированы макро- и микросоциологический уровни исследования семьи. Макросоциологический уровень предполагает анализ её жизнедеятельности в институциональном масштабе, микросоциологический - в рамках отдельной семьи как малой группы.

Именно в трудах этих учёных было заострено внимание на двух основных парадигмах семейных измерений - прогрессистской и кризисной. Заметив, что в исследованиях современных учёных присутствует либо трагическая оценка состояния российской семьи, либо оптимистическая, исследователи утверждают: последняя исчерпала себя. Семья находится в состоянии кризиса, который ведёт к распаду целого на части.

Совокупные брачно-семейные отношения начинают дробиться на родительско-детские отношения, супружеские отношения и хозяйственные отношения, что несёт в себе угрозу не столько самой семье, сколько всему социуму.
Методологически важной является также оценка места института семьи в системе других социальных институтов, как подчинённого. Констатируется противоречие между реальным значением института семьи в жизни общества и той ролью, которая ему отводится в общественном и индивидуальном сознании.
Резюмируя отечественные подходы к институту семьи, заявленные в истории и теории социологии, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, за годы, прошедшие со времени опубликования первых отечественных работ по истории и социологии семьи (М.М. Ковалевский, П.А.

Сорокин), сложилось её видение на двух уровнях: макро- и микросоциальном. Это позволило подойти к решению важной проблемы методологического характера, определив тип взаимоотношений между индивидом, семьёй и социумом как взаимозависимый.
Во-вторых, социалистическая идеология, коей оказались проникнуты труды российских социологов, придала их взглядам заранее заданную направленность. Оценка социальной сущности семьи оказалась узкой и фактически деформирующей её структурно-функциональные особенности.

Снизив значимость хозяйственно-бытовой функции семьи и назвав в числе неактуальных, устаревших функцию накопления и передачи частной собственности, марксистские социологи отвели главенствующую роль в жизнедеятельности семьи духовно-нравственным аспектам: чувствам любви, преданности, верности, долга, ответственности, возложив их формирование на такие социальные структуры, как институты воспитания, образования, культуры и искусства, масс медиа, и в том числе - на сам институт семьи.
В-третьих, фактическое отрицание экономической основы семьи и недооценка биологической до известной поры не препятствовали развитию теоретических подходов к анализу института семьи как феномена социальной жизни. По мере же нарастания демографического кризиса в обществе тон научных публикаций о семье становился всё более тревожным, а проблема исполнения семьёй её репродуктивной функции стала перекрывать по объёму научных публикаций проблему социализирующего и контролирующего влияния семьи на индивида.

Именно через призму демографического подхода и в социологию пришло понимание сути происходящих с семьёй перемен, главной из которых стало катастрофическое сужение её специфических функций, в исполнении которых семью не мог заменить ни один иной социальный институт.
В-четвёртых, выделение микро- и макросоциологии позволило в большей степени социологизировать исследование семьи как социального института и его места среди других социальных институтов общества и психологизировать изучение семьи как малой социальной группы. Тем самым внешняя и внутренняя структура семьи получили более детальную проработку, а поведение индивида - члена семьи стало рассматриваться как по отношению к социуму, так и по отношению к собственной семейной группе.
В-пятых, по истечении времени развитие семьи стало определяться либо с оптимистических, либо с пессимистических позиций, исходя из её структурно-функциональных особенностей. Триада социум - семья - индивид всё чаще изучалась в своём триединстве, а не в диадах семья - индивид и семья - социум, как прежде.

Однако учёные так и не предложили более или менее ёмкой и всеохватывающей концепции, объясняющей место семьи в российском социуме. Тезис о её трансформации звучит в большинстве научных работ, но чаще всего акцент делается на негативных следствиях происходящих изменений, а не на их значении для самого института семьи и индивида как его элемента.
Вопросы для самоконтроля:

  1. В чём сходство и различие теоретических представлений о семье у А.Г. Харчева и М.С. Мацковского?
  2. Какие подходы к исследованию семью были заявлены начиная с 70-х годов XX века?
  3. С какими именами в российской социологии связано выделение микро-и макросоциологического подходов к изучению семьи?
  4. Каким видится современным российским исследователям современное состояние семьи?
  5. Как оценивают отечественные исследователи место института семьи среди других социальных институтов?
  6. Чем объясняется поляризация оценок современного состояния российской семьи учёными-социологами?

Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М. Наука, 1989.

С. 43.
См. Голод С.И.

Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб: ТОО ТК Петрополис, 1998.
См. Голод С.И., Клецин А.А.

Состояние и перспективы развития семьи: теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование.

СПб, 1994.
Воспроизводство населения в СССР/ Под ред. А.Г. Вишневского и А.Г. Волкова М.: Финансы и статистика, 1983.

С. 288.
См. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб: Изд-во Алетейя, 1996; Он же.

Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал. 1996.

3/4. С. 99-108; и т.д.
См. СОЦИС. 1999.

И. С. 50-57.



Содержание раздела