d9e5a92d

Семья, ее структура и функции

Структура является одной из наиболее важных характеристик семьи как социальной системы. Строго говоря, семья как социальное целое представляет собой и социальную организацию, члены которой являются совокупным субъектом деятельности, и социальную структуру, объединяющую различные звенья.

Поскольку в социологии структура есть совокупность жёстко закреплённых и взаимосвязанных элементов, то структура семьи, следовательно, это либо нуклеарная общность первого уровня - взрослые родители и их дети, находящиеся на родительском иждивении, либо сложная социальная группа, включающая помимо родителей и их детей других родственников - членов семейного рода.
Как пишет молдавский исследователь В.В. Цуркану, структура семьи - это её внутренняя упорядоченность, организация, несущая основы всего её содержания. Численность и поколенчатый состав семьи является главным компонентом её структуры. В зависимости от множества факторов социально-экономического, этнического, регионального и т.п. характера возникают различные варианты организации семейной общности.

В социологии их принято обозначать как типы семейных структур. Рассмотрим их подробнее.
Тип моногамия-полигамия
Начнём с того, что для российского социума наиболее характерной формой брачно-семейных отношений является моногамия. Она же является и социально одобряемой линией поведения.

Между тем в сфере неофициальных взаимоотношений между полами нередко встречается и полигамия в двух её разновидностях - полигинии (брак одного мужчины с двумя и более женщинами) и полиандрии (брак одной женщины с двумя или несколькими мужчинами).
Варианты здесь могут быть разные. В одних случаях партнёры не имеют официальной семьи, и их продолжительные брачные отношения с двумя и более супругами, не ведущими общего домохозяйства, носят характер добрачных сексуальных связей. В других случаях мужчина или женщина имеют официального спутника жизни и, наряду с ним, неофициальных, живущих отдельно от них.

В последнем варианте отношения партнёров носят преимущественно интимный характер, в силу чего западная социология обозначила их термином партнёрство.
В условиях России названные брачно-семейные структуры существуют, как и в других западных странах. Однако широта их распространения фактически не исследовалась.

В практике российской социологии и социальной психологии встречаются исследования, посвящённые анализу добрачных и внебрачных сексуальных связей супругов как поведенческих проявлений безотносительно к их содержанию и форме. Вместе с тем сексуальные отношения, являясь одной из важнейших составляющих в жизни отдельной личности и брачной пары, во многом определяют их отношение к семейной жизни, ценностные ориентации и социальные (в том числе и семейные) установки.
Наблюдения показывают: брачные узы всё менее привлекают молодых людей. Брак ассоциируется в их сознании с такими сложными психическими состояниями, как долг, совесть, ответственность, самоотречение, забота о ближних, тогда как внебрачные отношения оставляют возможность творческого самовыражения, независимости от каких-либо обязательств и выбора наиболее удобной дня индивида формы жизнедеятельности.
В частности, ленинградский социолог С.И. Голод, проведя социологические опросы среди брачных партнёров, отметил: женщины вдвое чаще, чем мужчины состоят в длительных и систематических контактах с внебрачными половыми партнёрами и втрое реже, чем мужчины - в случайных контактах.
Косвенным свидетельством измен в браке являются разводы, имеющие своим мотивом появление у одного из брачных партнёров другой семьи, наличие длительных или кратковременных половых контактов вне брака, сексуальную неудовлетворённость и т.п. Другие факты, подтверждающие наличие внебрачных связей, - это позитивное или нейтральное отношение к ним опрошенных, а также обсуждение в масс-медиа федерального и местного уровней вопроса о введении многоженства в российский Кодекс о браке и семье.
Показательно, что для мужской части населения страны сексуальные отношения вне брака - явление совершенно естественное, более природное, чем социальное, касается ли оно добрачного или брачного периодов их жизни. У женщины природа сексуального поведения иная.

Внебрачные отношения могут быть для них неактуальными в связи с боязнью заразиться венерическим заболеванием, забеременеть, подвергнуться критике со стороны окружающих, а также ввиду причин сугубо физиологического характера, неуверенности в партнёре, неправильных представлений о сексуальных отношениях, половой неудовлетворённости, фригидности и т.д.
Допускают внебрачные отношения те супруги, семейный стаж которых увеличивается, любовь вытесняется привычкой, эмоциональное и эротическое влечение слабнет, а супружеская неверность уже не представляется чем-то предосудительным. Он и она сравнительно легко вступают в интимные контакты с теми людьми, которые нравятся и вызывают чувство любви, физическое влечение.
Исследуя сферу брачно-семейных и сексуальных отношений в России девяностых годов, можно с уверенностью констатировать факт постепенного развития к концу века и тысячелетия популярности сожительств, фактических браков. Современная сексуальная практика немалой части как молодых, так и зрелых личностей ориентирована на неофициальную последовательную полигамию, в то время как гражданское законодательство остаётся неизменным и признаёт только официальные моногамные брачные отношения.
Особенно остро этот вопрос стоит перед мусульманскими народами России - татарами, башкирами, лезгинами, чеченами и т.п., а также перед некоторой частью высокообеспеченных членов общества, способных и желающих содержать двух или трёх жён и их детей и практикующих подобные отношения.
О распространённости внебрачных отношений пишут авторы государственного доклада О положении семей в Российской Федерации: В современных экономических условиях вступление в брак для многих молодых пар стало затруднительным, ... в России более заметную роль начинают играть различного рода сожительства, которые не учитываются загсами.
Так, в России 90-х лет не регистрировали брак 6,5 % мужчин и 6,7 % женщин. При этом возраст не являлся существенным фактором: от посреднической роли государства в интимных отношениях отказывались люди из всех возрастных групп, исключая лишь самых юных (16 - 19 лет). Интересна такая деталь: доля никогда не состоявших в браке возросла во всех возрастных группах. Нет сомнений в том, что мотивы отказа от брака могут быть самыми разными - от разочарования в институте брака и семьи до обострения проблемы выбора подходящего партнёра.

Однако ясно одно: далеко не всех российских граждан устраивает брачный статус семейного человека, и количество оппонентов семейному образу жизни за годы кризиса заметно увеличилось. Кроме того, появились нападки на моногамию как институт сексуальных отношений, сковывающий свободу личности. Тенденция к выходу за рамки единобрачия, которая начала набирать силу уже в годы развития общества по пути социализма, ничем не стесняемая, выявилась со всей определённостью в годы перехода к рыночным отношениям.

На горизонте семейного образа жизни замаячил призрак полигамии.
Энциклопедический словарь объясняет полигамию как явление многоженства, гаремный тип семьи, свойственный патриархату. В более поздних периодах он был зафиксирован у мусульманских народов.

Несмотря на запрещение, в большинстве стран существует в скрытой форме. Для института семьи, характеризующего западное общество, полигамия представляет прямую опасность, поскольку не сочетается с сопутствующими ему религиозными, этническими, нравственными и культурными традициями и нормами.
Полигамия в условиях российского общества может повести не к укреплению, а к ослаблению института семьи в выполнении им социальных функций, к полной дезадаптации людей и утрате ими таких ключевых в брачно-семейных отношениях нравственных ценностей, как любовь, верность, целомудрие, интимность, духовность, нравственная чистота, порядочность и т.п.
Однако нельзя не принять во внимание и того факта, что возникновение союзов, не скреплённых официально, становится нормой в российском обществе, и это свидетельствует в пользу того положения, что в семье частично разрушается её структура, создавая предпосылки для становления нового качества отношений в институте семьи - неформального типа взаимоотношений. Данный тип супружеских отношений является ответом на потребность в индивидуализации и гармонизации личных интересов с семейными, а потому его существование следует воспринимать как нормальную, социально обусловленную ситуацию в семейной сфере.
Тип нуклеарной - расширенной семьи
Другой тип семейных структур связан с их поколенным и родственным составом. Семья, состоящая из брачной пары с одним ребёнком или с несколькими детьми, называемая нуклеарной, - явление, появившееся в обществе несколько веков тому назад.

Семья, представленная тремя и более поколениями, называется расширенной. Её принято обозначать как патриархальную, и история этого типа семьи весьма долгая.
Корни её уходят в родоплеменные отношения, настоящее же остаётся и сегодня всё таким же устойчивым. Трёх-, реже четырёхпоколенные семьи продолжают существовать в силу целого ряда внутренних и внешних причин.

Это могут быть отсутствие необходимых жилищных условий, физическое или психическое нездоровье членов семейного рода либо их преклонный возраст, следование традиции, обычаям народа, потребность в родственном общении и т.п. При этом расширение может идти как вертикально, так и горизонтально, за счет присоединения к брачной паре родственников жены или мужа второй и третьей линий.
Соотношение двух семейных структур - большой и малой, расширенной и нуклеарной - на всём протяжении XX столетия в России было не в пользу первой. Расширенная семья, объединяющая две и более нуклеарные семьи в одно домохозяйство по признаку родства (родители и дети, братья и сестры), - явление, свойственное дореволюционной России.

Большие семьи остались в основном в эпохе родового строя, и чем дальше развивалась цивилизация, тем их становилось меньше. Многосоставные семьи в конце XIX века сохранялись в основном в глубинке и чаще у мусульманских народов.


В российском обществе на более поздних стадиях его развития тип расширенной семьи долгое время оставался распространённым. Однако с течением лет структура российской семьи менялась в сторону её упрощения.

Если по переписи 1897 г. численность семейной группы в рабочей семье в среднем составляла 4,4 человека, то в 1923 г. она снизилась до 3,5. В 1939 г. городская семья увеличилась и насчитывала в среднем 4,1 человека, почти догнав сельскую с её средним числом членов в 4,3 человека.
Во второй половине XX века процесс пошёл вспять. В 1970 г. семья в городе насчитывала в среднем 3-х человек, в деревне - 4,0.

В 1980 г. средний размер семьи стал таким: город - 3,3, село - 3,8, приблизившись к кризисному послереволюционному.
Здесь следует обратить внимание на такую деталь. Определённая категория нуклеарных семей в настоящее время оказывается искусственно объединённой в семьи расширенные, многопоколенные. Причина - отсутствие необходимых жилищных условий для молодых семей с детьми.

Тем самым современная семья, состоящая из брачной пары с детьми, обретшая за годы социалистического строительства достаточную независимость и свободу, вынужденно возвращается в лоно патриархальности, к тем нормам и правилам существования, которые зачастую оказываются морально устаревшими.
Опыт XX столетия учит: нуклеарная семья явила миру наиболее благоприятный тип семейной структуры. Она более мобильна, динамична и самоуправляема.

Её структура насколько естественна, настолько же и уникальна. В ней легче создать обстановку материального, психологического и культурного комфорта для всех её членов.
Тип малодетной - многодетной семьи
Следующий тип семейной структуры связан с наличием или отсутствием в семье детей. В соответствии с этим критерием выделяют семьи бездетные, малодетные, среднедетные и многодетные.

Бездетной считается брачная пара, прожившая свыше десяти лет при отсутствии деторождении. Малодетной называют семью, имеющую одного-двух детей.

Среднедетной считается семья с двумя-тремя детьми. Многодетная семья имеет трёх и более детей.
Многодетность демографы оценивают как характеристику высокого уровня рождаемости, возникшего в первобытном обществе, реакцию на высокую смертность, угрожавшую существованию родоплеменных групп, подрывавшую их жизнеспособность. В институте российской семьи, которая оставалась по преимуществу крестьянской, многодетность объяснялась необходимостью рабочих рук в домашнем хозяйстве и заботы о родителях в старости.
В настоящее время стойкость традиций многодетности поддерживается в таких религиях, как индуизм, ислам и ведёт к утрате контроля над рождаемостью, к демографической революции. Так, американские исследователи А.Р. Льюис и Н.Р. Роулэнд, изучая движение населения в бывшем СССР, писали: Славянские регионы в целом характеризуются низкой рождаемостью, относительно низким уровнем и падением темпов производства рабочей силы.

Увеличение численности тюрко-мусульманского населения проходит быстрым и темпами, экономика их этнических образований сравнительно неразвита и имеются резервы рабочей силы.
Перепись населения 1989 г. подтверждает названные тенденции: если в целом по России средний размер семьи составлял 3,2 чел., то в Татарской и Марийской АССР он был на уровне в 3,4, в Чувашской АССР - 3,5, в г. Москве и г. Ленинграде -3,1. В целом демографический прогноз института народно-хозяйственного программирования РАН на 2025 г. выглядит следующим образом: при коэффициенте рождаемости в 9 человек на тысячу жителей, зафиксированном в середине 1999 г. и ожидаемой продолжительности жизни в среднем в 67 лет (Россия занимает по этому коэффициенту 145-е место в мире) к 2025 г. ожидается уменьшение численности населения, как уже отмечалось выше, со 147 до 138 млн. чел.
О распространённости малодетности в российском обществе говорит не только последовательно уменьшающийся состав семьи. Ещё более характерная деталь - непрекращающееся снижение рождаемости.

Между тем, число детей - важнейший показатель, отражающий способность института семьи к исполнению наиболее специфичной своей функции - репродуктивной.
Существуют демографические пропорции, которые требуют от каждой семьи в среднем по 2,5 ребёнка. Только в таком случае будут замещены оба родителя и те дети, которые не появляются в бездетных браках. В идеале воспроизводство населения на долженствующем уровне возможно при соблюдении следующего баланса: бездетных и однодетных семей - 14 %, двухдетных -35%, трёхдетных - 35 %, с четырьмя детьми - 2 %.
В девяностые годы структура российских семей выглядела совершенно иначе. Как пишут А.И. Антонов и В.М.

Медков, в 1993 г., например, уровень рождаемости составил 1,4 ребёнка на среднестатистическую семью, что означало преимущественное распространение малодетных семей (до 95 %). Среднедетность упала до уровня не выше 5 %, и многодетность оказалась уделом менее чем 1 % семей.

Иными словами, структура семей по детности значительно отступила от нормы, обеспечивающей простое воспроизводство, обусловив превышение смертности над рождаемостью.
В нашем пилотажном исследовании социально-экономического и социально-психологического положения семей в республиках Поволжья в 1999 г. было обнаружено несоответствие между идеальным, планируемым и реальным числом рождений в семье. Число фактически имеющихся детей оказалось меньшим во всех группах семей по сравнению с планируемым, будь то одно-, двух- или трёхдетные семьи.
Ответы респондентов указали на имеющуюся закономерность: всё большее количество людей сознательно отказывается от рождения детей. Убеждённость в этом высказали свыше 86 % респондентов, и только 3,4 % опрошенных считают иначе.

Этот процесс является, таким образом, адекватной реакцией на меняющуюся общественную ситуацию в стране. Он охватывает не только поведенческие стереотипы, но и социальные установки людей.

Понимание сложностей материального характера брачными партнёрами затрагивает сферу общественного сознания. Всё шире распространяется убеждение в том, что для нашей страны идеальное число рождений - один ребёнок на семью (62 % опрошенных), максимум двое детей (34 % опрошенных). О троих детях говорят лишь 3,4 % респондентов.

Число более трёх детей не считает идеальным никто из опрошенных.
Данная позиция не означает того, что брачные партнёры не стремятся воспроизвести себя в будущих поколениях. Анализ их ответов говорит об обратном. Потребность в детях у них есть, и ярко выраженная.

Так, в качестве счастливых видят себя семьи с двумя детьми (56,2 %) либо с тремя (30,9 %). Лишь 7,5 % респондентов готовы ограничиться воспитанием только одного ребёнка.

5,2 % опрошенных уверены в том, что с тремя детьми их семейная жизнь стала бы краше.
Иными словами, противоречие между наиболее популярным для страны фактическим числом детей (один ребёнок или двое детей) и числом, необходимым для удовлетворения насущных человеческих потребностей (трое, а лучше двое детей), налицо, и оно усилилось в годы социально-экономического кризиса.
Среди причин, вызывающих снижение рождаемости, на первые места выходят не только материально-экономические трудности, но и психологические, нравственно-этические, связанные с отношением к материнству в обществе. Так, в современных условиях статус женщины-матери гораздо ниже, чем женщины-работницы. С другой стороны, её дискриминация в производственной сфере настолько очевидна, что любая из женщин рано или поздно начинает осознавать свою второсортность и в том, и в другом социальных институтах. В семье хозяином положения остается муж, на работе - начальник.

Обида на государство со стороны женщины, таким образом, носит характер неудовлетворённости своим социальным положением в целом.
Есть и более прозаическое объяснение снижения рождаемости. Детей становится меньше потому, что все сильнее распространяются пьянство, алкоголизм, наркомания как среди мужчин, так и среди женщин, и более всего в сельской местности, где уровень бытовой культуры остается чрезвычайно низким. Этот фактор опрошенные поставили на третье место.

Пьющий отец делает семью неустойчивой, брак - проблематичным, не говоря уже о здоровье будущих детей и их родителей.
Примечательно то, что большинство респондентов одобряет наличие единственного ребёнка, а в действительности имеет двоих детей. Собственным детям опрошенные хотели бы посоветовать не останавливаться на одном ребёнке (около 70 %), а в ряде случаев (около 6 %) и на двоих.
Иными словами, эпоха социально-экономического кризиса не уничтожила глубокие внутренние потребности людей в наследовании себя, однако супруги вынуждены подстраиваться под макроэкономическую ситуацию в стране, сознательно подавляя свои родительские инстинкты и выбирая наиболее простые и наименее обременительные условия жизнедеятельности.
Необходимо сделать и такой вывод из сказанного. По завершении второй мировой войны в Западной Европе и в Северной Америке случился так называемый бэби-бум - резкий и быстрый рост рождаемости. Явления компенсаторного увеличения рождаемости известны и в связи с природными катастрофами, стихийными бедствиями, пандемиями, социально-экономическими потрясениями. Исходя из ситуации, сложившейся в современном российском обществе, можно предположить, что данная закономерность в нём не проявится и резкого повышения рождаемости скорее всего не случится.

У россиян свой менталитет, своя духовность, отличная от западных и восточных народов. Даже преодолев экономический кризис, общество не сможет обратиться из одной крайности в другую и быстро перейти от минидетности к среднедетности.

На определённое время сохранится устойчиво низкая рождаемость, пока взрослые члены семьи не удовлетворят основные свои индивидуальные и групповые потребности. Только достигнутый уровень желаемого благосостояния и появление уверенности в завтрашнем дне смогут создать предпосылки для проявления подавленной и отложенной на время потребности в детях, которая свойственна любому народу и нуждается лишь во внешней стимуляции.
Тип молодой - зрелой семьи
Еще один тип семейной структуры, который необходимо выделить, определяется историей возникновения и развития отдельной семьи. Все семьи, таким образом, можно классифицировать по стадиям их существования. В этом смысле семьи, просуществовавшие три-пять лет, называются молодыми семьями.

Семьи с десятилетним и более стажем принято называть зрелыми семьями. После двадцати лет супружества семья может именоваться старой.
Однако срок функционирования - ещё не самый главный показатель стадии развития семьи. Более точным является разграничение линии семейной жизни по репродукционно-социализационному принципу.

Иными словами, этапы жизненного цикла семьи разделяются в связи с появлением на свет детей и их дальнейшим воспитанием.
Так, первая, прокреативная стадия развития семейной структуры длится до рождения первого ребёнка. Вторая, называемая репродуктивной, начинается с момента появления первого ребёнка и заканчивается рождением последнего.

Третья продолжается столько, сколько дети живут рядом с родителями и носит название социализационного родительства. Четвёртая стадия называется стадией пустого гнезда, начинаясь от отделения всех взрослых детей от родителей и заканчиваясь смертью одного из родителей.

Далее начинается новый жизненный цикл, но уже другой нуклеарной семьи.
Понятно, что структура семьи по мере её развития меняется: появляются новые связи, распадаются или трансформируются старые. В зависимости от состояния семьи на данный момент она с большей или меньшей эффективностью может исполнять свои функции.
Исходя из данной типологии, можно провести анализ состояния российских семей, переживающих затяжной экономический кризис, многообразные последствия которого в обществе еще только начинают проявляться. Одним из наиболее заметных изменений семейной структуры стал иной временной интервал в развитии семейной группы при переходе её от одной к другой стадии.
Так, все больше молодых пар откладывают рождение ребёнка на более поздние сроки, мотивируя свою позицию необходимостью укрепления материальной базы семьи, осуществления профессиональной самореализации, получения максимума удовлетворения от жизни вдвоём. Следовательно, первая стадия семейной жизни - прокреативная - всё чаще удлиняется, порой в ущерб репродуктивному здоровью молодой супруги.
Вторая стадия жизни семьи - репродуктивная - длилась в разные времена неодинаково. В древности, когда век человека был крайне мал, - всю сознательную жизнь.

В более поздние времена, с увеличением сроков жизни, деторождение осуществлялось и в молодые, и в зрелые годы жизни женщины - эпидемии и войны уносили множество жизней и требовали им замены. При социализме фертильный (детородный) период у женщины условно заканчивался в 45 лет, хотя фактически дети появлялись и у пятидесятилетних, и у более старших по возрасту женщин.
Специалисты отмечают несколько линий репродуктивного поведения в современной семье:

  • с сильной потребностью в детях и их последовательным появлением через короткий промежуток времени;
  • с ослабленной потребностью в детях и с более продолжительными интервалами между родами;
  • с нарушением детородной функции и длительными перерывами между рождениями детей.

В наши дни всё более распространяется второй тип родительского поведения, что вытекает из всего вышеизложенного и свидетельствует о весьма заметном крене в состоянии общественного сознания. Отсутствие социальных возможностей иметь детей отрицательно сказывается на возникновении, а затем и на формировании самой потребности в них.
Таким образом, репродуктивный период большинства молодых семей эпохи социализма, когда превалировала двухдетность над однодетностью, длился в среднем около пяти лет, в среднем от 21,5 лет жизни женщины до 26,5 лет. Всё остальное время, на послепродуктивной стадии развития семьи, супруги применяли средства контрацепции либо, в случае наступления беременности, она прерывалась.



Содержание раздела