d9e5a92d

Представления россиян о семье в эпоху системного кризиса

Менталитет российских граждан сам по себе - явление уникальное. Свыше 146 млн. россиян разбросаны по огромной территории, и в каждом регионе могут быть свои собственные нюансы отношений к тому или иному общественному явлению. Проблема состоит в том, что институт семьи далеко не всеми осознаётся как один из основных общественных институтов. Социологические исследования, проведённые в 1999-м году в России, показали: семья отнюдь не та идея, которая могла бы в настоящий момент сплотить общество.

Россиян на рубеже веков объединяют иные идеи, которые можно было бы назвать национальными. Это:

  • стабильность (50 %),
  • законность и порядок (42 %),
  • достойная жизнь (31 %),
  • сильная держава (28 %),
  • возрождение России (26 %),
  • социальная защищённость (22 %),
  • богатство и процветание (18 %),
  • равенство и справедливость (14 %).

Крепкая семья занимает в этом списке ценностей последнее, девятое место (9 % опрошенных).
Иными словами, по мнению опрошенных россиян, общество может быть объединено улучшением функционирования таких социальных институтов, как материальное производство - промышленное и сельскохозяйственное, право, государство, нация, экономика и финансы, социальное обеспечение и, наконец, институт семьи.
Это означает, что от семьи как института и тем более - как малой группы на данном этапе социального развития зависит очень немного. Она сама находится в состоянии системного кризиса.

В силу этого факта идея семьи не может быть реализована в качестве основной в выборе стратегий общественного развития. Она не завладеет умами большинства людей и не станет общенациональной ввиду наступления эпохи индивидуализма и отступления на вторые позиции коллективистических ценностей.
Косвенным образом данный вывод подтверждает ещё одно исследование, результаты которого опубликованы рядом с вышеназванными. Респонденты отвечали на вопрос о том, кто может лучше понять человека, если ему становится тяжело на душе.

Ответы расположились таким образом, что можно составить некий рейтинг наиболее близких индивиду социальных институтов, играющих важную роль в его жизни.
Так, опорой в трудную минуту становится для человека институт родства, родительская семья - мать и отец (42 %). Институт брака заметно уступает ему (30 %).

Сын или дочь как нисходящая линия всё в том же институте родства набирают и того меньше баллов (10 %). Институт дружбы находится в этой иерархии почти на уровне института брака (27 %).

Таким образом, опрошенные не готовы полностью опереться на членов собственной семьи, хорошо осознавая всю малочисленность их возможностей, как нравственно-психологических, так и материальных.
Не слишком высокое доверие к семье как к малой группе в условиях переживаемого страной социально-экономического кризиса меняет спектр ожиданий, направленных на неё со стороны тех или иных половозрастных групп.
В частности, молодых людей сегодня больше тревожат наличие денег (39 %), жилья (25 %), продолжение учебы (19 %), собственное здоровье (18 %), трудоустройство (18 %), половые и социальные проблемы (11 %), как свидетельствуют данные социологического опроса всех групп учащейся и работающей молодежи по одной из крупнейших областей России - Новосибирской. Такие жизненные явления как родительская семья, брак и даже секс занимают воображение юного поколения в меньшей степени (6 %), несколько уступая собственной внешности (7 %) и едва превосходя круг хороших и верных друзей (5 %).
Следовательно всё и вся опережают проблемы быта и материального благополучия, оставляя позади возрастные, собственно молодёжные проблемы.
Отмечая преобладание индивидуалистических целей в жизни молодых людей (53 % опрошенных заявили, что хотят жить, как им нравится, и лишь 3 % готовы работать ради общества), исследователи констатируют: новое поколение россиян ориентировано на индивидуализм, деньги и силу. Доминирующим становится такой тип поведения, как поиск дополнительного заработка и конкуренция.
Между тем именно эта категория россиян определяет демографическое будущее страны. Молодым людям предстоит изменить ситуацию к лучшему, и здесь многое будет зависеть от того, какой является их установка на брак и чего они ждут от семьи.
Опыт учит: социально-экономические условия не прямо, но косвенно влияют на стратегии репродуктивного поведения молодых супругов. Их представления о семье связаны с тем, сколько денег они смогут заработать самостоятельно на себя и на будущего ребёнка.

Молодые супруги должны быть уверены в завтрашнем дне и общественно-политической стабильности в государстве. Без улучшения жилищных условий и экономической обстановки в целом молодёжная семья как союз и супружеский, и родительский не сможет состояться.
Помимо политического и экономического факторов на представление брачной пары о семье с детьми или без них влияют и другие социальные факторы. Как следует из результатов социологических исследований В.В. Бодровой, к ним относятся:

  • - фактор возраста. Чем старше супруги, тем слабее их установки на рождение детей;
  • - фактор образования. Чем выше его уровень, тем выше желаемое число детей и ниже ожидаемое;
  • - фактора пола. У женщин идеальное число детей меньше, чем у мужчин в связи с реальной диспропорцией во временных и энергетических затратах на воспитание детей;
  • - фактор местожительства. Более высоким является число ожидаемых детей в селе, чем в городе, желаемых - в больших городах;
  • - фактор религии. В исламе установка на большее число детей, чем в христианстве или у неверующих. В частности, показатели ожидаемой детности в различных конфессиях таковы: у мусульман - 1,88, у неверующих - 1,4, у христиан - 1,31. И ни один из них, как видно, не дотягивает до уровня простого воспроизводства (2,0);
  • - региональный фактор. Наиболее низкие нормы детности в Северо-Западном и Центрально-Чернозёмном регионах России, более высокие - на Северном Кавказе;
  • - фактор трудовой мотивации. Материальная или моральная заинтересованность в работе снижает желаемое число детей;
  • - фактор репродуктивной мотивации. Чем он более ярко выражен, тем выше ожидаемое число детей в семье.

Таким образом, иметь семью с детьми или без них - вопрос, который решается каждой супружеской парой в зависимости от её индивидуально-психологических и социальных характеристик, а также реально существующей ситуации в обществе. Если на первые повлиять довольно сложно, то вторая поддаётся и анализу, и контролю, и регуляции со стороны государства и общества.
Одним из механизмов регуляции репродуктивного поведения людей является повышение до разумного предела величины их доходов посредством приведения к естественной норме уровня заработной платы. До тех пор, пока он не позволяет отдельному человеку не только содержать иждивенцев (детей и стариков), но и самого себя, об усилении репродуктивной мотивации супругов не может быть и речи.
Вообще нельзя рассуждать о деторождении, не анализируя позицию женщин по этому вопросу. У мужчины представления о своей роли в мире, и, следовательно, в семье активны, а у женщин - пассивны.

Определённая часть женщин, называемых феминистками, присоединяется к мужской половине человечества и отрицает свою подчинённую, зависимую позицию по отношению к мужчине, выступает против разделения труда по половому признаку.
Исследования., проведённые в одном из крупнейших городов России - Санкт-Петербурге, показали: вторую - мужскую, или феминистскую позицию занимает гораздо меньшее число женщин, чем первую, патриархальную, традиционную для России. Даже если женщина профессионально самореализуется, она не стремится противопоставить семью и работу и готова играть роли домашней хозяйки, матери и эмоционального лидера в семье, не отказываясь, повторим, от производственной деятельности.
С точки зрения интересов семьи как социального института это положительная тенденция. В одном из промышленных центров России женщина начала XXI века готова и дальше следовать двойному стандарту в поведении и иметь семью с детьми несмотря на профессиональную занятость. О том, как чувствуют себя женщины в менее крупных населённых пунктах и в сельской местности, говорит исследование Т.М.

Дадаевой. Ею была поставлены цель изучения приоритетных социальных ориентации женщин в условиях трансформации российского общества.

Полем его стала Республика Мордовия - регион, имеющий низкий промышленный потенциал и массу проблем в реформировании политической, этнической и финансово-экономической сфер социальной жизни.
Результаты проведённого социологического опроса среди мордовских женщин показали: гендерные особенности в сознании и поведении женщин проявляются очень ярко и играют большую роль в формировании их представлений о семье и браке. Так, в системе ценностных ориентации женщин функция материнства имеет первостепенное значение. Женщины заявили о себе как социоцентрики, мотивы поведения которых сориентированы на семью и детей.

Будущее детей 12 % опрошенных вывело в качестве проблемы первостепенной важности.
Установок и убеждений женщин Мордовии не могло не коснуться снижение их социального статуса в связи с переходом российского общества к рыночным отношениям. Новое время требовало от них активности, предприимчивости, борьбы за власть.

Следствием этих процессов, отмечает Т.М. Дадаева, стало изменение иерархии женских ценностей.

Направление этих изменений оказалось, как ни удивительно, просемейное.
В частности, ценности семейно-бытовой сферы вышли на первый план. Стала возрождаться идеология естественного предназначения женщины. Однако женщина не возвращается в семью, а всё ещё пытается объединить ценности работы и семьи в одно целое. Это означает, что само общество определяет существо полоролевых стереотипов: если женский труд важен, женщины готовы его осуществлять.

Если же они будут вытеснены с рынка труда, семья останется главным и основным полюсом приложения их интеллектуальных и эмоционально-волевых усилий.
Своё гендерное своеобразие женщины демонстрируют более всего в семейной сфере. Их политическая активность невысока и проявляется в основном через участие в выборах органов государственной власти.

В целом общенациональные ценности означают для опрошенных гораздо менее важное явление, чем ценности индивидуально-семейные - материальные и психологические.


С 1993 по 1997 гг. Н.А.

Нечаева установила определённую динамику в оценках респондентками рыночных преобразований. Они стали менее критичными в связи с общим снижением ожиданий к курсу проводимых в обществе реформ.

В целом же опрошенные смогли адаптироваться к новому образу жизни, посвятив свои мысли и действия исконно женским и непреходящим обязанностям - супружеству и родительству.
Таким образом, и питерские, и мордовские женщины, обладая разным социально-экономическим и нравственно-психологическим потенциалом, оказались едины в своих оценках сложившейся ситуации в обществе и в брачно-семейной сфере. Они готовы служить семье, основываясь не столько на признаках пола и патриотических соображениях, сколько на конкретных жизненных реалиях.

Если общество не оставляет им выбора, женщинам не остаётся ничего другого, как заняться строительством семейного здания по всем классическим стандартам его возведения.
Особняком стоит здесь категория женщин, занявшихся бизнесом. Это те люди, которые ведут торговлю, работают в сервисе - салонах мод, красоты, рекламных агентствах и модельном бизнесе, возглавляют фирмы в качестве вице-президентов или менеджеров, управляя их внутренней жизнью.

По исследованиям, проведённым ещё в середине 90-х годов, из ста акционерных обществ, занимающихся производством, 18 % имело в качестве менеджера высшего уровня женщину.
Ценностные ориентации этой категории заметно отличаются от смыслов и целей жизни женщин, работающих в государственном секторе экономики и не занимающихся предпринимательством. Мотивация женского предпринимательства такова:

  • - самореализация (40 %),
  • - интерес (35 %),
  • - материальное благополучие (30 %).

Иначе говоря, деньги далеко не первый и неединственный мотив ухода в мир бизнеса. В обществе, где развиваются индивидуалистические ценности, женщина всё чаще обращает внимание на те виды деятельности, в которых она могла бы успешно конкурировать с мужчинами. Феминизация как процесс, направленный на достижение равноправия между мужчинами и женщинами, освобождение женщин от мужского превосходства, затрагивает женское сознание и в российском обществе.

Это процесс необратимый, хотя и не слишком масштабный в настоящий момент.
Семья в жизни женщин-предпринимателей играет не первую, но и не последнюю роль. Так, семейные нагрузки у занятой бизнесом женщины возрастают, как показал анализ, в полтора-два раза.

Но именно семейная жизнь компенсирует женщине сверхнагрузки бизнеса.
А.Е. Чирикова и О.Н. Кричевская пишут: 80 % из обследованных женщин-менеджеров считают себя счастливыми в семейной жизни и им удаётся компенсировать занятость в деловой сфере или за счёт помощи родителей, или посредством перераспределения семейных забот между мужем и взрослеющими детьми.

Палитра их переживаний обогащается чувством преданности семье, разнообразием ощущений, и в том числе - чувством любви, которое, судя по материалам проведённого глубинного интервью, даёт новизну, свежесть, уверенность, способствует победам в бизнесе. Дети для бизнес-леди не меньшая ценность, чем для их менее занятых на производстве ровесниц, и недостаток общения с детьми женщины компенсируют особой насыщенностью эмоциональных отношений.
Таким образом, и этот феномен в жизнедеятельности женщин говорит в пользу выдвинутого предположения о том, что российские женщины, переживая волну социальных преобразований и активно участвуя в них, не столько готовы уйти из профессиональной деятельности целиком в семью, сколько сохранить для себя и ту, и другую ценности.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в сознании современных россиянок патриархальность и феминность переплетаются столь причудливо, что остается признать факт возникновения некоей компромиссной стратегии в их поведении: не за семью и не против семьи, но вместе с семьёй в социальный мир ради удовлетворения собственных потребностей и потребностей членов своей семьи.
Сегодня в научной, популярной и массовой литературе, в масс-медиа обсуждается проблема феминизма, воспринимаемого большинством россиян и более всего - россиянок не столько как теория и практика отстаивания социально-политических прав женщин в русле прав человека, сколько как набирающее силу женское движение за освобождение личности женщины от власти мужчины и подавляющего влияния созданных социумом управленческих структур.
Мужчина и женщина - существа взаимозависимые и взаимодополняемые - таков лозунг феминизма, и его первооснова, как отмечает С.Г. Айвазова, - демократическое мироустройство. В контексте данного исследования важен тот аспект в позиции указанного автора, который связан с ролью женщины в годы перехода к рынку в обществе и семье. С.Г.

Айвазова убеждена в том, что женщины России более мужчин ущемлены происходящими переменами, несут на своих плечах их издержки и имеют меньше возможностей пользоваться их благами. Однако их роль остаётся по-прежнему очень важной в общественном производстве и ещё более важной - в семье.
Иными словами, субъективные представления о семье у российских женщин различаются в зависимости от таких факторов, как место жительства, этническая и религиозная принадлежность, возраст и уровень образования, уровень притязаний и т.д. Неодинаков и реальный вклад каждой из них в функционирование семьи.

Однако в объективной реальности данные различия преодолеваются на уровне действий и поступков представителей женского пола, сглаживаются в ходе их производственной и семейной деятельности, поскольку всё-таки большинство из них заняты как в той, так и в другой сферах общественной жизни.
Очевидно, загадка женского восприятия семьи связана с таким уникальным феноменом в биосоциальной эволюции человечества, как материнство. Как пишет В.А.

Рамих, женщины во все века относились к нему как к великому таинству, которое к тому же освящалось религией.
Общество же видело в материнстве один из важнейших видов социальной деятельности. Оно либо поощрялось, либо подавлялось социумом в зависимости от господствующих ценностей, интересов и потребностей большинства. Воспроизводство как таковое могло принимать разные виды, и в том числе адаптационный, инструментальный или детоцентристский.

В первом случае речь идёт о деторождении как жизненной необходимости (наследование имущества, продолжение рода, восстановление численности социума после эпидемий, войн, защита государства и т.п.). Во втором появление детей рассматривается как процесс, сопровождающий заключение брака и создание семьи.

В третьем дети - одна из важнейших ценностей общества и семьи, точка приложения жизненных сил супругов.
Именно последней разновидностью материнства и характерен XX век: детей в семье любят, их появления на свет ждут и их опекают до тех пор, пока они сами не воспротивятся этому процессу.
Связь матери и ребёнка во все века была определённа, фактологична, носила и биологический, и социальный характер. Материнство, указывает В.А. Рамих, не только фундамент культуры и базовая ценность личности, но ещё и уникальный механизм социокультуризации материнской личности.

Он настолько глубоко входит в сознание и в бессознательное женщин, что отказаться от него целиком и полностью они просто не в состоянии.
К состоянию материнства стремится любая женщина, вне зависимости от того, имеет ли она мужа, состоит ли в браке с ним, совмещает ли производственные обязанности с семейными. Эта тяга, которую иногда трудно объяснить с житейских позиций, есть проявление высшего природного инстинкта, который живёт в каждой женщине и заявляет о себе раньше или позже в самой категоричной форме.

Возможно, в этом инстинкте и лежит корень представлений женщины о счастье, которое немыслимо без семьи и детей, отношений супружества, родства и родительства.
В этой связи интересны мужские представления о семье. В обыденности распространена точка зрения, согласно которой семья больше нужна женщине, чем мужчине.

Данный стереотип мышления объясняется распространённой точкой зрения о том, что мужчины не любят домашний труд, тяготятся им и предпочитают производственную сферу семейной. Однако результаты опросов общественного мнения данные представления опровергают.
Так, Л. Сальникова по опыту работы в одной из служб знакомств г. Москвы увидела такую закономерность в обращениях мужчин за помощью в создании семьи. Мужчины тяготеют к созданию семьи и в ней они чаще всего ищут близкого по духу человека. Точно так же, как и женщины они мечтают быть любимыми.

В случае развода или смерти супруги хотят воспитывать детей в браке и в полноценной семье.
Более того, как свидетельствуют учёные, современная особенность тендерного конфликта заключается в том, что не только женщины, но и мужчины ставят под сомнение весь набор традиционных представлений и ценностей. Ведь известно то обстоятельство, что брак и семья меняют свои формы, приспосабливаясь к требованиям личности.

Мужчины, как и женщины, также предпочитают быть независимыми от ответственности, преданной любви, порой не считают обязательной регистрацию брака. Между тем, как отмечает М. Аргайл, можно увидеть, что мужчины получают от брака больше, чем женщины.
Какие именно преимущества представляет индивиду наличие брака и семьи, комментирует В.М. Розин.

Отмечая тот факт, что подавляющее большинство семей создаются на основе чувства любви, исследователь уточняет, почему этого чувства для счастливого супружества недостаточно.
Семья нужна, по его мнению, не только потому, что в ней реализуется чувство любви - материнской, отцовской, детской, супружеской. С социальной точки зрения, семья даёт человеку более высокий социальный статус, жизненную перспективу.

С биологической - она упорядочивает его интимную жизнь. С духовной - семья дарит полноценное общение, детей и через них бессмертие. С обыденной точки зрения в полной семье легче вести хозяйство и справляться с трудностями.

С позиций здравого смысла она становится опорой в старости, продуцируя чувство благодарности, ответственности и родственности.
В современной семье всё шире распространяются межнациональные браки. На их основе создаются смешанные в национальном, конфессиональном и расовом отношении семьи. Процесс смешивания начался после октября 1917 г. и далее шёл довольно динамично. Если в 50-е годы в бывшем СССР межнациональным был каждый десятый брак, то в 80-е годы - каждый седьмой, а в некоторых республиках каждый пятый брак, - указывает З.А.

Сизоненко. По её данным, этническая адаптация к нововведениям в стране не менее важна, чем экономическая или психологическая, и этот процесс, по её мнению, в России произошёл.
Суть его в том, считает социолог, что совместное проживание, вынужденное в российских условиях, супружеской и родительской семей осуществляется чаще всего в режимах приспособления и интеграции и реже - в конфликтном взаимодействии. В результате моральные нормы, национальные и религиозные традиции, обычаи, устои и образцы поведения, выступая в качестве регуляторов семейных отношений, воспроизводятся в новых поколениях.
Однако, учитывая соединения разных наций и рас, национальная гомогамия не возводится в принцип. Национальная принадлежность, как показали проведённые З.А.

Сизоненко исследования, в последние десять лет фактически утратила своё влияние, уступив таким критериям брачного выбора, как социальный статус, материальное благосостояние, уровень образования. Вывод из сказанного автор делает один: Число смешанных браков в ближайшие пять-десять лет будет расти, в связи с объективными и субъективными факторами.
Наши исследования подтверждают выводы З.А. Сизоненко.

В Республике Татарстан ситуация аналогична ситуации в соседней Башкирской республике: смешанных браков заключается 23 - 24 % от общего числа браков за все последние годы, и крупные города республики имеют беспрецедентно высокий процент межэтнических семей - от 38 % до 41 %. Если учесть, что в Татарстане живут представители 107 наций, из которых самые крупные - татары и русские численно сохраняют примерный паритет, трудно ожидать другого развития событий. Очевидно, что эта тенденция сохранится, и реалии семейной жизни опрокинут пессимистические прогнозы идеологов националистической направленности о межнациональном разъединении и доводы здравого смысла о преимуществах мононационального типа семей.
Аналогичные данные приводит Л.И. Савинов по Республике Мордовия, а также Е.В. Фотеева, изучая особенности брачного выбора студентов Москвы и Татарстана. В частности, сравнительный анализ установок студентов ряда вузов названных субъектов федерации показал: молодые люди имеют установку на межнациональный брак как феномен общественной жизни и готовы вступить в него.

При этом выявлены различия между московскими и татарстанскими студентами: первые более толерантны к идее создания смешанной семьи, чем вторые. В случае с татарстанской молодежью, и особенно из села, проблема заключается в отсутствии опыта межнационального общения и наличии стереотипных представлений о других нациях.
В Чувашии учёные фиксируют снижение социальной регламентации брачно-семейных отношений и рост эмоционального воздействия этнических факторов на семью, таких как пища, семейный этикет, женская одежда - обрядовая и праздничная, и т.п. В связи с тем, что внутри национальных групп родовые связи ослабляются - влияет соседство иноэтнических групп - происходит постепенная утрата семьёй национальной специфики, меняется тип главенства в семье. Вместе с тем стойко сохраняются традиционные элементы этнической культуры (обычаев, обрядов, фольклора, и особенно в пограничных областях между Чувашией и Мордовией и т.д.).

Этим и обусловливаются немалый процент смешанных браков и семей, с одной стороны, и утрата прежней национальной ограниченности в семейном укладе народов Поволжья, с другой.
Таким образом, сказанное позволяет сделать вывод о том, что национальный колорит идеальной семьи в условиях современной России оказывается очень размытым и носит заметный региональный оттенок.



Содержание раздела